Научная статья на тему 'Педагогический потенциал философии экзистенциализма в процессе подготовки сотрудников УИС'

Педагогический потенциал философии экзистенциализма в процессе подготовки сотрудников УИС Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
129
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ФИЛОСОФИИ / TEACHING PHILOSOPHY / ФИЛОСОФИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА / PHILOSOPHY OF EXISTENTIALISM / А. КАМЮ / Ж.-П. САРТР / М. ХАЙДЕГГЕР / A. KAMYU / ZH.-P. SARTR / M. KHAYDEGGER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гинатулина Ольга Аминовна

В статье рассматривается роль философии экзистенциализма в подготовке будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показан эвристический потенциал философии существования, а также ее ограниченность для формирования мировоззренческих установок и морально-нравственных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy’s pedagogical potential of existentialism in the education of the penal officers

The article examines the role of the philosophy of existentialism in the training of future employees of the penal-executive system. The heuristic potential of the philosophy of existence is shown, as well as its limitedness for the formation of worldview attitudes and moral and moral qualities.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал философии экзистенциализма в процессе подготовки сотрудников УИС»

5. Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А.Ю. Панасюк. -М: Омега-Л, 2009. - 272 с.

6. Сейтешев, А.П. Профессиональная направленность личности (теория и практика воспитания) / А. П. Сейтешев. - Алма-Ата: Наука КазССР, 1990. - 333 с.

7. Савва Л.И., Коммуникативный потенциал субъектов образовательного процесса: монография / Л.И. Савва, А.Л.Солдатченко, Е.Ю.Семыкина и др. Магнитогорск: МаГУ, 2005. 345 с.

8. Семенова, Л.М. Концепция формирования профессионального имиджа будущего специалиста по связям с общественностью: дис. докт. пед. наук: 13.00.08 / Семенова Лидия Михайловна. - Челябинск, 2010. - 481 с.

9. Шепель, В.М. Путь к успеху / В.М. Шепель // Теоретический и научно-методический журнал министерства образования российской федерации. - 1995. - №2. - С. 23-29.

Педагогика

УДК 378.6

кандидат философских наук Гинатулина Ольга Аминовна

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России (г. Пермь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФИИ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УИС

Аннотация. В статье рассматривается роль философии экзистенциализма в подготовке будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Показан эвристический потенциал философии существования, а также ее ограниченность для формирования мировоззренческих установок и морально-нравственных качеств.

Ключевые слова: преподавание философии, философия экзистенциализма, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер.

Annotation. The article examines the role of the philosophy of existentialism in the training of future employees of the penal-executive system. The heuristic potential of the philosophy of existence is shown, as well as its limitedness for the formation of worldview attitudes and moral and moral qualities.

Keywords: teaching philosophy, the philosophy of existentialism, A. Kamyu, ZH.-P. Sartr, M. Khaydegger.

Введение. Философия призвана формировать общекультурные компетенции, в частности вырабатывать прочный мировоззренческий стержень будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы. Поэтому необходимо рассмотреть, как та или иная тема в рамках общего курса философии способна выполнять свою воспитательную функцию. В частности выбрана тема, посвященная философии экзистенциализма, поскольку представители ее ставили гуманистические цели, пытались рассматривать и решать вопросы смысложизненного плана, морального выбора, переживания собственного бытия и т.п.

Формулировка цели статьи. Показать эвристический потенциал философии экзистенциализма в формировании морально-нравственных качеств будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Изложение основного материала статьи. Философия экзистенциализма появляется и становится весьма популярной в XX веке не случайно, а как реакция на определенные социально-экономические катаклизмы, произошедшие в обществе. Во-первых, это кризис капитализма, проявивший себя в отчуждении труда, эксплуатации труда, экономической нестабильности. Рабочий, занятый на конвейере относительно простым, но изнурительным трудом, не чувствует более себя индивидуальностью, не видит результата своего труда, не ощущает себя творцом, как это было при ремесленничестве или в процессе сельского хозяйства. Кроме того, подавляющую часть времени такой работник занят в процессе производства, а оставшееся время он может потратить только лишь на то, чтобы воспроизвести себя (восстановить силы) с физиологической точки зрения. Ни о какой реализации своей подлинно социальной человеческой сущности при таком образе жизни речи идти не может. Далее, расцвет капитализма порождает необходимость борьбы за ресурсы и выход за рамки одного государства. Все это, в конечном счете приводит к мировым войнам, которые также способствуют ощущению, что человеческая жизнь ничего не стоит, отдельная человеческая личность имеет лишь внешнюю количественную сторону, равную единице. Все эти проблемы заставляют мыслителей задуматься над проблемой смысла и цели человеческого существования, причем человека, понимаемого не как абстракцию, а как конкретного, взятого каждого в отдельности индивида в своей неповторимости. Однако, философы (А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) не видят подлинной социально-экономической подоплеки происходящего и начинают обвинять в сложившейся ситуации предшествующий тип мировоззрения. А предшествующий тип мировоззрения восходит к эпохе Возрождения и Нового времени с его культом разума и расцветом науки (в связи с потребностью развития производства). Успехи научно-технического прогресса в Новое время привели к культу рациональности. Людям казалось, что осталось совсем немного до того, как ученые расшифруют все законы природы и общества, и переустроят мир согласно рациональным началам, и в этом мире не будет ни войн, ни болезней, ни голода, ни неравенства. Вместо этого ужасающие события двадцатого столетия, распространение оружия массового поражения и обострение всех социально-экономических проблем. Вследствие этого философы и вслед за ними общественное сознание начинает обвинять во всем науку и разум человека с его попытками обнаружить законы. Экзистенциалисты считают, что в обесценении человеческой личности повинна именно наука с ее стремлением к обобщению, ведь она описывает мир с помощью понятий, а понятие всегда фиксирует сущность (общее), отвлекаясь от частностей. Цель же экзистенциализма - приблизить философию к каждому конкретному человеку через его собственную уникальность и неповторимость. А для этого они вынуждены отказаться от принятых научных понятий и ввести свои собственные, которые были бы близки к переживанию жизни конкретных людей: жуткость, неуютность, тошнота, страх, ужас и т.п.

Чувственный феномен вещи и есть ее непосредственное откровение, по мнению экзистенциалистов. При ощущении главное - возможность эмоционального воздействия вещи на человека, состояние, в которое она

его повергает9. Ощущение для экзистенциалистов - это способ существования, подлинная форма бытия. Ценность его - не в отражении мира, а в чувстве слияния с ним, в том, что оно - единственный истинный способ связи субъекта с миром10. Цель данного положения - подчеркнуть активную роль человека, взаимодействующего с реальностью, разрушить представления, что рядом с субъектом находится обособившийся, непроницаемый мир объектов.

Сам же внешний мир, не может выступать источником смысла, ориентиром для поведения человека. А. Камю, например, считает, что космос, история лишены смысла, а мы заброшены в него, конечны и смертны. Следовательно, наше существование абсурдно. «Я говорил, что мир абсурден, но это сказано чересчур поспешно. Сам по себе мир просто неразумен, и это все, что о нем можно сказать. Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдается в самых глубинах человеческой души»11. Абсурд есть первая очевидность для ясно мыслящего ума.

Абсурд не нужно уничтожать, его нужно максимально полно изжить. Человек должен нести бремя жизни, не смиряясь с ним - самоотдача и полнота существования важнее всех вершин, абсурдный человек избирает бунт против всего. Так, один из главных героев произведения А.Камю «Чума» - доктор Риэ -понимая полную бессмысленность своих действий в борьбе со страшной болезнью, выбирает сознательный бунт и сопротивление. При этом автор постоянно подчеркивает неспособность людей влиять на ход событий. Даже в конце, когда чума отступает, происходит это само собой, а не вследствие усилий человека12. Однако тут возникает вопрос, почему Камю призывает именно к гуманистической линии поведения, ведь мир лишен шкалы ценностей. Логичнее заключить, если в мире нет никаких оснований, то «все дозволено».

Но абсурд запрещает самоубийство и убийство, поскольку уничтожение себе подобного означает покушение на уникальный источник смысла, каковым выступает жизнь каждого человека. Однако, следуя логике Камю, остается неясным, почему жизнь человека представляет собой источник смысла и высшую ценность, ведь мир и бытие человека в мире абсурдны. Для Камю, напротив, человеческая жизнь единственная ценность и чтобы быть таковой она не нуждается в основаниях. Если же пытаются вывести основания ценности человеческой жизни, человек становится несвободным и эта ценность утрачивается. С нашей точки зрения, о ценности человеческой жизни можно говорить только в связи с социальной сущностью человека и деятельным, производящим способом существования.

Расцвет индустриальной эпохи, эпохи массового производства и массового общества обезличивает человека, растворяет его в толпе, лишает индивидуальности и чувства ценности собственного существования. Человек больше не верит в то, что он субъект истории, а быть объектом он не хочет. Решающую роль в способе существования индивида, по мнению экзистенциалистов, должна играть новая структура поведения, которая не ведет к изменениям в реальной общественной жизни, но помогает человеку обеспечить себе максимальную независимость от любых социальных структур13. Индивид пытается спасти свою свободу, свою самостоятельную человеческую ценность, замкнувшись в мире, где каждый шаг, ощущение или эмоции он может считать своими 14.

Так, М. Хайдеггер, анализируя повседневное существование человека, приходит к выводу, что человек в процессе жизни теряет себя, свое «я», становится таким, как все другие. «В использовании публичных транспортных средств, в применении публичной информационной системы (газета) всякий другой подобен другому... Каждый оказывается другой и никто не он сам»15. Другие - это не конкретные люди, а нечто среднее, безличное, для характеристики которого Хайдеггер использует понятие «das Man». Это абстракция человеческой общественности, отторгнутая от человека, которая вобрала в себя существенные моменты действительных капиталистических отношений16. Бытие с другими характеризуется усредненностью. Оно устанавливает свои критерии, нивелируя всякое превосходство, по существу лишая ценности жизнь индивида17. «Пустые разговоры», «любопытство», «двусмысленность» свидетельствуют о растворении человека в общественности, человеческое существование полностью поглощено совместным бытием других.

Вместо того, чтобы строить мир, опираясь на свои критерии ценностей и порядок, вместо того, чтобы действовать свободно, человек вынужден выполнять различные функции. Таким образом, целостность бытия и смысл жизни, разбитые повседневной суетой, теряются, а неподвижное, пассивное прозябание заменяет подлинную жизнь 18.

Но человек не стремится избавиться от неподлинности своего существования в Man, а напротив растворением в массе спасается от ужаса, который характеризует истинное существование человека. По Хайдеггеру обесценение высших ценностей открывает глаза человеку на этот мир, который не соответствует и никогда не соответствовал идеальным представлениям. Человек охвачен страхом и одиночеством от понимания того, что в этом мире жизнь не имеет никакой ценности19. Именно поэтому человек бежит в другую отчужденность - в общество.

Человека отличает то, что он находится в постоянном движении, развивается, проецирует себя в будущее. Сущность человека заключается в его возможности стать чем-то. Это прогрессивное положение Хайдеггера о том, что человек сам творит, развивает свою сущность, отрицается характером той возможности, которую уготавливает мыслитель человеку. Согласно философу, совесть и страх не дают индивиду забыться в его общественно-деятельном существовании, которое стремится поглотить человека. Первичным становятся жуткость, неуютность, существование как «бытия смерти», т.е. его «самой

9 См.: В.Ф. Асмус. Предисловие. // Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977. С. 9.

10 См. Там же. С. 10.

11 Камю А. Миф о Сизифе... С. 34.

12 См.: Камю А. Чума. М., 2005.

13 См.: Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977. С. 112.

14 См. Там же. С. 103.

15 Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. С. 126, 128.

16 См.: Габитова Р.М. Человек и общество в экзистенциализме. М., 1972. С. 53.

17 См.: Хайдеггер М. Указ. соч. С. 127.

18 См.: Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М., 1980. С. 57.

19 См.: Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. Л., 1990. С. 120.

сокровенной возможности»20. Поскольку и подлинное бытие и повседневное существование человека лишают ценности жизнь индивидов, то Хайдеггер индивидуализирует смерть. С точки зрения мыслителя, смерть - это единственная вещь, которую никто не может сделать за другого человека. Только актом своего выбора перед лицом ничто человек обнаруживает и для себя, и для мира свою истинную сущность и ценность. Если человек продолжает существовать в обществе, вести обычный, повседневный образ жизни, который характеризуется безличным бытием человека, то он вместе с тем несет на себе вину за это существование.

Пессимизм данной концепции является рефлексией социальной реальности той эпохи. При капитализме чем более действительным становится создаваемый человеком мир, тем менее действительной становится жизнь человека, поскольку продукт труда отчуждается от человека. В связи с этим логически неизбежным является акцентирование внимания не на действительности, а на возможности человеческого бытия. Видимость существования придается тому, чего нет, что не существует: бытием становится небытие. А все существующее теряет свою ценность21. Между тем, с нашей точки зрения, критерием значимости человека является его жизнь, а не смерть, его деятельность, творческий вклад в развитие человеческой сущности.

Наиболее рельефно гуманистический оттенок философии экзистенциализма проявляется в творчестве Ж.-П. Сартра.

Свой философский анализ Сартр начинает с индивидуального самосознания. Мыслитель пытается устранить из человеческого сознания любые субстанциальные определения, так или иначе приобщающие индивидуальное ко всеобщему22, усматривая в этом главную причину дегуманизации общества. Признание родовой природы человека, по его мнению, в Античности привело к подавлению индивидуальности государством, а в Новое время индивиды были принесены в жертву мировому духу. В эпоху Сартра данная тенденция проявилась в стандартизации, унификации индивидов, рассмотрении человека в ряду вещей. Так один из героев пьесы «За закрытыми дверями» произносит: «Так вот он какой, ад! Никогда бы не подумал... На кой черт жаровня: ад - это Другие»23. Термин «Другие» символизирует предзаданность социального порядка, необходимость строить жизнь согласно требованиям того социального класса, к которому принадлежит человек.

Сартр онтологизирует трагизм эпохи капитализма, где расщепление на родовую и индивидуальную сущность достигло своего предельного значения. Поэтому Сартр лишает человека сущности. Так как человеческая реальность недостаточна, она свободна. Бытие, которое есть то, чем оно является, не могло бы быть свободным, считает Сартр, так как оно обусловлено собственной природой. Свобода вынуждает человеческую реальность делать себя, вместо того, чтобы быть. Человеческая жизнь ничем не определяется: ни внешними факторами (обстоятельствами), ни внутренними (своей природой). «Она полностью заброшена без какой-либо помощи любого вида в невыносимую необходимость делаться бытием до малейшей детали. Человек не может быть то свободным, то рабом - он полностью и всегда свободен или его нет»24.

Человеческая жизнь не может получить оценку согласно внешним критериям, или исходя из своей природы. Человек сам выбирает свои цели и этим выбором придает ценность своему существованию. «Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл»25. «Мы можем выбирать себя в качестве убегающих, неуловимых, колеблющихся и т.п. и ответственность за эти цели лежит на нас. От нас зависит - выбирать себя в качестве «великого» и «благородного» или «низкого» и «смиренного». Но раз мы выбрали себе смиренность как саму сущность нашего бытии, мы и будем реализовывать себя как угнетенных, ожесточенных, слабейших и т.д.»26. Личная ответственность за собственные действие - прогрессивное завоевание концепции свободы философа. Но данное положение он доводит до абсурда: человек Сартра одинаково повинен во всех происходящих с ним событиях. Если человека мобилизуют на войну - то он заслуживает этой войны, поскольку у него был выбор дезертировать или покончить жизнь самоубийством27. Подобные взгляды получили поддержку со стороны властей в современной России и широко распространились в общественном сознании. Если жизнь индивида не представляет ценности для общества по причине занятия непрестижной деятельностью (врачи, учителя, социальные работники и проч.), то это выбор человека, и он заслуживает такого отношения.

Однако при детальном рассмотрении концепции свободы Сартра, обнаруживается ее внутренняя противоречивость. Несмотря на то, что человек должен возобновлять свой выбор, выбирать заново, он, по сути, постоянно выбирает одно и то же, поскольку все определяется изначальным выбором. Изначальный выбор отождествляется с появлением человека в мире, следовательно, он не является сознательным. В действительности человек Сартра оказывается несвободным, причем абсолютно несвободным28. Здесь Сартр сталкивается с похожим затруднением, что и Августин при анализе свободы воли человека.

Далее, выбираемые человеком цели, которые, в конечном счете, и определяют ценность человеческой жизни, ни с чем не соотносятся. Отсутствие иерархии ценностей выливается у Сартра в утверждение одинаковой абсурдности любого выбора, реализующего какую бы то ни было ценность. Теоретические основания подобной концепции на практике могут привести к оправданию экстремистских течений.

Парадоксальность сартровской свободы оказывается невозможностью вообще какой бы то ни было положительной морали, превращая субъект в голый объект29. В обществе Сартра нет ни классов, ни

20 См.: Габитова Р.М. Человек и общество в экзистенциализме. С. 101.

21 См.: Габитова Р.М. Указ. соч. С. 34, 35.

22 См.: Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М., 1977. С. 26.

23 Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. М., 2001. С. 136.

24 Сартр Ж.П. Бытие и ничто... С. 452.

25 Он же. Экзистенциалим - это гуманизм.

26 Он же. Бытие и ничто... С. 481.

27 См. Там же. С. 558.

28 См.: Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. М., 1969. С. 130-133.

29 Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. М., 1977. С. 198.

социальных групп, только безличная масса множественности других, в которой обезличивается и человек, лишенный сущности, а, в конечном счете, и свободы.

Выводы. Экзистенциализм - гуманистическое направлении философии, затрагивающее проблемы, близкие каждому человеку - проблема смысла жизни, счастья, свободы, ценности собственной жизни. Кроме того, того представители данного направления известны своими художественными произведениями, что облегчает их восприятие и повышает воспитательный эффект. Поэтому анализ литературных произведений можно использовать не только с курсантами в качестве арттерапии, но и обучить их методике работы со спецконтингентом в будущем в процессе выполнения профессиональных задач. Однако, поскольку экзистенциализм сознательно отворачивается от науки, то прочной обоснованной базы он не дает, и не способен решить проблемы, которые ставит, а только их обозначает, проявляет, что в принципе также немаловажно в процессе формирования мировоззрения.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Предисловие // Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. -М.: Наука, 1977. - С. 3-13.

2. Габитова Р.М. Человек и общество в экзистенциализме. - М.: Наука, 1972. - 221 с.

3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. - М.: Политиздат, 1990. - С. 23-100.

4. Камю А. Чума. - М.: «АСТ», 2005. - 368 с.

5. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. - М.: Политиздат, 1980. - 360 с.

6. Кузнецов В.Н. Жан-Поль Сартр и экзистенциализм. - М.: изд. Моск. ун-та, 1969. - 285 с.

7. Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. - М.: Республика, 2000 - 639 с.

8. Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями // Сартр Ж.-П., Камю А. Две грани экзистенциализма. - М., 2001. - С. 90-137.

9. Сартр Ж.-П. Экзистенциалим - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1989. -С. 319-344.

10. Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. - М.: Наука, 1977. - 141 с.

11. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. - Л.: изд. Ленинград. ун-та, 1990. - 152 с.

12. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. - М.: Наука, 1977. - 283 с.

13. Хайдеггер М. Бытие и время. - М.: изд. «Ас! Ма^шеш», 1997. - 451 с.

Педагогика

УДК 37.011.31-051(470.332)(091)

кандидат педагогических наук Глебова Галина Федоровна

Смоленский государственный университет (г. Смоленск); кандидат исторических наук Мануилова Ирина Борисовна

Смоленский государственный университет (г. Смоленск)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ СМОЛЕНСКИХ УЧИТЕЛЕЙ КОНЦА

Х1Х - НАЧАЛА ХХ ВЕКА

Аннотация. В статье, на основе изучения и анализа широкого спектра архивных материалов и опубликованных источников, обозначено содержание и направленность педагогической деятельности смоленских учителей конца Х1Х - начала ХХ века. Авторами делается вывод об отражении в деятельности учителей, обусловленной их профессиональными установками, прогрессивных педагогических идей того времени, о ее направленности на освоение учащимися «реальных» знаний, формирование у них высоких нравственных качеств. Как наиболее значимые, выделяются профессиональные установки педагогов на создание условий для сознательного и активного освоения учащимися изучаемого материала, развитие познавательного интереса, творческого потенциала учащихся в обучении, формирование у них навыка аналитической деятельности. Показано, что данные установки предопределили деятельностный, практико-ориентированный подход и широкое использование лабораторного и дискуссионного методов в обучении.

Подчеркивается, что организация внеурочной воспитательной работы отличалась разнообразием направлений и форм, среди которых особое место занимали кружки по интересам, многочисленные экскурсии, самодеятельный театр. Обращено внимание на патерналистскую направленность педагогической деятельности учителей, которая выражалась в создании благоприятных для развития учащихся условий, в заботе об их здоровье, в заинтересованности педагогов в благополучии воспитанников и их судьбе, в особом стиле педагогического общения.

Приведены отзывы выпускников смоленских учебных заведений о педагогической деятельности своих наставников, ее результативности. Их высокие оценки, наряду с другими историческими фактами, подтверждают прогрессивную направленность профессиональных установок смоленских учителей, их значимость для создания и развития отечественной системы образования.

Ключевые слова: профессиональные установки учителей; педагогическая деятельность; воспитательная работа; патернализм.

Annotation. The article deals with the professional views of the Smolensk teachers-innovators at the end of the XlXth - beginning of the XXth centuries in the context of the development of progressive national pedagogical idea. Based on the study and analysis of a wide range of archival materials and published sources, the authors conclude that progressive pedagogical ideas of that time are reflected in the pedagogical work of the teachers. It was aimed at mastering of «real» knowledge by students and the fothmation of high moral qualities among them. One of the most essential values was the importance of the development of cognitive interest and creative potential of students in their education and formation of analytical skills.

These views are shown to have predetermined actionable, practice oriented approach and wide use of laboratory and argumentative method of educating. It is emphasized that organization of extracurricular educational work was marked by the variety of directions and forms whereas different kinds of societies, numerous excursions and amateur theatre played an especially important role. The article pays attention to paternalistic orientation of pedagogical activity of teachers, that was expressed in creation of personality-oriented educational environment for students, in

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.