Научная статья на тему 'Педагогический мониторинг как фактор повышения результативности образовательного процесса'

Педагогический мониторинг как фактор повышения результативности образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ВУЗОВСКОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА МОНИТОРИНГА / PEDAGOGICAL MONITORING / HIGHER AND ADDITIONAL EDUCATION / THE GOALS AND OBJECTIVES OF MONITORING OF ADDITIONAL EDUCATION / INFORMATION BASIS FOR MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходакова Нина Павловна, Виштак Наталья Михайловна

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений для повышения результативности вузовского дополнительного образования необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой управленческой информации осуществляется в процессе проведения педагогического мониторинга, что позволяет выявить изменения, происходящие в педагогической системе вузовского дополнительного образования, провести их анализ, сформировать пути повышения результативности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL MONITORING AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS

For good governance, informed decision-making to improve the efficiency of the higher school of additional education is necessary to have reliable information about the educational process. The receipt of such management information is in the process of pedagogical monitoring to identify changes in the educational system of the higher school of additional education, conduct their analysis form the ways of increasing the effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «Педагогический мониторинг как фактор повышения результативности образовательного процесса»

Я • 7universum.com

Ж UNIVERSUM:

/уу\ ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИИ МОНИТОРИНГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ходакова Нина Павловна

д-р пед. наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, РФ, г. Москва

E-mail: [email protected]

Виштак Наталья Михайловна

канд. пед. наук, доцент кафедры информационных систем и технологий

Балаковского института техники, технологии и управления (филиал) Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А., РФ, Саратовская область, г. Балаково

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL MONITORING AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF EDUCATIONAL PROCESS

Hodakova Nina

doctor of pedagogical sciences, professor of the Sholokhov Moscow state university for the humanities,

Russia, Moscow

Vishtak Natalya

candidate of pedagogical sciences, associate professor "Information systems and technologies" Balakovo institute of equipment, technology and managements (branch) to Yuri Gagarin State Technical University of Saratov,

Russia, Saratov region, Balakovo

АННОТАЦИЯ

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений для повышения результативности вузовского дополнительного образования необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой управленческой информации

Ходакова Н.П., Виштак Н.М. Педагогический мониторинг как фактор повышения результативности образовательного процесса // Цп^егеит: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) . Ц^: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/953

осуществляется в процессе проведения педагогического мониторинга, что позволяет выявить изменения, происходящие в педагогической системе вузовского дополнительного образования, провести их анализ, сформировать пути повышения результативности образовательного процесса.

ABSTRACT

For good governance, informed decision-making to improve the efficiency of the higher school of additional education is necessary to have reliable information about the educational process. The receipt of such management information is in the process of pedagogical monitoring to identify changes in the educational system of the higher school of additional education, conduct their analysis form the ways of increasing the effectiveness of the educational process.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, вузовское дополнительное образование, цели и задачи мониторинга дополнительного образования, информационная основа мониторинга.

Keywords: pedagogical monitoring, higher and additional education, the goals and objectives of monitoring of additional education, information basis for monitoring.

В современном обществе, где знания и уровень интеллектуального развития человека становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития общества, предъявляются новые требования к уровню и качеству образования. Это обуславливает необходимость развития системы дополнительного образования в вузах, так как такие его направления, как переподготовка кадров и повышение квалификации, позволяют вузу удерживать лидирующее положение в образовательном пространстве региона, а довузовская подготовка школьников является важным компонентом профориентационной работы с будущими абитуриентами [3].

Для эффективного управления, принятия обоснованных решений по управлению качеством дополнительного образования необходимо обладать

надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса. Получение такой информации возможно при осуществлении педагогического контроля, который «дает богатую, систематизированную информацию, показывает расхождение между целью и полученным результатом» [2]. То есть педагогический мониторинг является диагностикой состояния и качества функционирования образовательной системы и, соответственно, предполагает определение тех направлений, по которым будет проводиться анализ состояния системы. Также мониторинг предполагает разработку критериев оценки каждого направления и определение способов их измерений. Кроме этого, необходимо отследить качество функционирования образовательной системы по каждому критерию и провести анализ полученных данных, на основании которых принимаются управленческие решения.

При этом предоставляется фактическая информация, которая подвергается педагогическому анализу, по мнению Ю.А. Конаржевского, направленному на объективную оценку результатов, и выработке на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы [1].

Для организации систематического контроля и анализа образовательного процесса в вузовских центрах дополнительного образования целесообразна организация мониторинга его деятельности, целью которого является определение, насколько образовательный процесс способствует позитивным изменениям в личности слушателя, насколько реализуется формирование ключевых компетенций, определенных в образовательной программе, по которой обучается слушатель. Достижение этой цели направлено на то, чтобы стимулировать работу преподавателей и сотрудников центра дополнительного образования по повышению качества образования; предоставить руководству центра полную, своевременную и достоверную информацию для принятия управленческих решений при оценке результатов преподавательской и учебной деятельности слушателей.

Реализация этих целей обуславливает решение следующих задач:

• оценка и анализ управленческой, организационной и образовательной деятельности центра;

• экспертное оценивание качества образования, предоставляемого центром;

• анализ уровня педагогических кадров и управленческого мастерства сотрудников центра;

• оценка экономической эффективности деятельности центра.

Педагогический мониторинг имеет информационную основу, так как его

базовой компонентой является информация о соответствии фактического результата его прогнозу, а также оценка этого соответствия. На ее основе проводится анализ полученных результатов и разрабатываются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей образовательного процесса. Причем информация должна удовлетворять следующим требованиям: полнота, своевременность, адекватность, доступность,

объективность, точность, непрерывность, структурированность для каждого уровня мониторинга.

Соответственно, при организации мониторинга необходимо определить последовательность действий и систему процедур работы с информацией на всех этапах: сбора, обработки, анализа и хранения информации

об образовательном процессе вузовского центра дополнительного образования. Соответственно, в информационной системе управления должны быть представлены взаимосвязанные подсистемы, охватывающие все направления, включая:

• уровень развития компетентности слушателя и уровень его учебных достижений;

• организационно-методическое обеспечение учебного процесса (учебные планы реализуемых образовательных программ, рабочие программы, реализуемые педагогические технологии, методическое обеспечение);

• качественную характеристику преподавательского состава и уровень профессиональной компетентности педагогических кадров;

• экономическую составляющую деятельности, направленную

на развитие учебно-методической и материально-технической базы центра.

Внедрение системы педагогического мониторинга дополнительного

образования в вузовскую практику обеспечит оперативной информацией о результатах обучения слушателей, о педагогической деятельности,

об управленческой деятельности, о финансовой оставляющей, даст возможность своевременно соотносить результаты с поставленными задачами, корректируя образовательную и управленческую деятельности, а также выявить пути и условия повышения эффективности и качества целостного образовательного процесса.

Список литературы:

1. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. — М.: НМО

«Творческая педагогика», 1993. — 140 с.

2. Педагогика. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко [и др.]. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

3. Штырова И.А., Виштак О.В. Критерии оценки деятельности вузовского центра дополнительного образования. // Фундаментальные исследования. — 2013. — № 4. — С. 555—559.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.