7. Pavlenko, A.V. and Rogozhnikov, M.A. (2014), "Kinematic characteristics of the motor actions in taekwondo in support-free position", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 110-114.
8. Pavlenko, A.V. (2013), Technique of formation of a basic technical arsenal at a stage of initial preparation in taekwondo; manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
9. Rogozhnikov, M.A. (2016), Education of young taekwondo unsupported difficult and coordination technical actions, dissertation, St. Petersburg.
10. Rogozhnikov, M.A., Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Kuzmin, V.V. (2015), "Modern technologies in research of difficult coordination physical actions of taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 133-139.
11. Rogozhnikov M.A. (2015), "Movement analysis of Taekwondo and Parkour technique in support-free position in context of coordination abilities development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 142-148.
12. Simakov, A.M. (2014), Integrated preparation of taekwondist at the initial stage of educational and training process: manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.
13. Simakov A.M. (2014), "Game method as means of the integrated preparation in taekwondo at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 155-159.
14. Simakov A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of the taekwondo-fighters within a year macrocycle of training (Part Second)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 177-182.
15. Simakov, A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of taekwondo-fighters in a year macrocycle of trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 165-170.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.10.2016
УДК 796.41
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОВ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедрой, судья международной категории (FIG), Светлана Ивановна Борисенко, кандидат педагогических наук, доцент, судья международной категории (FIG), Наталья Николаевна Коврижных, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
На современном этапе развития спортивной гимнастики высокие результаты достичь не реально без эффективной системы управления подготовкой спортсменов. Важнейшим инструментом управления процессом подготовки высококвалифицированных гимнастов служат средства и методы комплексного контроля. Объективная оценка всех сторон подготовленности спортсменов и функциональных систем организма является целью контроля. На основе результатов, полученных в ходе этапного, текущего и оперативного видов контроля, представляется возможным получить всестороннюю оценку различных сторон подготовленности гимнастов.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, педагогический контроль, подготовленность гимнастов, управление подготовкой, тестирование.
PEDAGOGICAL CONTROL IN SYSTEM OF TRAINING OF GYMNASTS
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chairman, judge of the international category (FIG), Svetlana Ivanovna Borisenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, judge of
the international category (FIG), Natalya Nikolaevna Kovrizhnykh, Honored trainer of Russia, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
At the present stage of development of the artistic gymnastics it is impossible to reach good results without effective management of the training system of the athletes. As the major management tool for the process of training of the highly skilled gymnasts serves the means and methods of complex control. Objective assessment of all aspects of readiness of the athletes and functional systems of the organism is the control purpose. On the basis of the results received during the landmark, current and operational types of control it is obviously possible to receive the comprehensive assessment of the various aspects of readiness of the gymnasts.
Keywords: artistic gymnastics, pedagogical control, readiness of gymnasts, management of preparation, testing.
В спортивной гимнастике одним из путей повышения эффективности управления подготовкой резервов является научно-обоснованный педагогический контроль, который учитывает различные стороны и параметры подготовленности спортсменов. На этой основе осуществляется индивидуализация тренировочного процесса. Система педагогического контроля в подготовке отечественных гимнастов во многом опирается на фундаментальную концепцию Л.Я. Аркаева, Н.Г. Сучилина, Е.Ю. Розина [1, 2], которая разрабатывалась и реализовывалась в работе со сборными командами страны - резервным, молодежным и основным составами и более тридцати лет подтверждала свою эффективность. В настоящее время данная система педагогического контроля не утратила своей актуальности, и кроме того, имеет перспективно-прогностическое значение в подготовке гимнастов.
Анализ исследований ведущих ученых, а так же обобщение передового многолетнего опыта практиков в области спортивной гимнастики показал, что высокие достижения возможны, если в основе системы интегральной подготовки спортсменов, основанной на принципе опережающего развития, лежит научно-методическое и методико-биологическое сопровождение, важным звеном которых выступает комплексный контроль. Теоретический анализ и обобщение специальной литературы позволили выделить следующие особенности системы педагогического контроля в спортивной гимнастке:
- система комплексного контроля в нашей стране разрабатывалась учеными и практиками на протяжении десятилетий (по сути, с 1952 года) и, учитывая тенденции развития как спорта высших достижений в целом, так и спортивной гимнастики в частности, постоянно подвергалась глубокой оценке и анализу, на основе которых вводились коррекции, уточнения, совершенствования;
- система комплексного контроля является одним из важных звеньев интегральной подготовки гимнастов сборной страны, которая взаимосвязана со всеми ее компонентами. В ее основе лежат принципы прикладности, информативности, комплексности, систематичности, оперативности, перспективности;
- главная функция комплексного контроля заключается в оценке состояния гимнастов на основе определения различных сторон подготовленности, состояния здоровья и функционального состояния гимнастов;
- система педагогического контроля в подготовке ведущих гимнастов России опирается на концепцию [1, 2] и других опытных специалистов, стоявших у истоков создания отечественной школы гимнастики. Основу данной концепции составляет понятие
педагогического контроля как триединого процесса, включающего три компонента системы: диагностику, собственно контроль и прогнозирование;
- для системы педагогического контроля фундаментом и управляющим механизмом служат - глубокий анализ тенденций мировой спортивной гимнастики и требований правил соревнований, учет специфики спортивной гимнастики в целом и отдельных ее видов многоборья с органической увязкой требований к специальной подготовленности гимнастов;
- система комплексного контроля в спортивной гимнастике состоит из: углубленного комплексного обследования (УКО), сочетаемого с углубленными медицинскими обследованиями (УКО-УМО); этапного комплексного обследования (ЭКО); текущего обследования (ТО); обследования соревновательной деятельности (ОСД).
Анализ специальной литературы показал, что на сегодняшний день в исследованиях представлена оценка специальной технической подготовки как интегрального показателя, без дифференцирования его на специализированные виды подготовленности. В исследованиях авторов представлены показатели данного компонента в целом, не выделяя виды подготовленности и виды гимнастического многоборья. Однако в этом есть необходимость. В виду того, что в спортивной гимнастике каждый вид многоборья по праву может соответствовать отдельному виду спорта, целесообразно выделять специальную подготовленность на виде многоборья, включающую: базовую техническую и специальную техническую. На сегодняшний день нет четких критериев оценки и контрольных упражнений, тестов, которые являются содержанием педагогического контроля на отдельных видах многоборья. Система представлена общими требованиями правил соревнований и их оценкой. Базовая подготовка то же носит в основном описательный характер, возможно в силу большого количества гимнастических элементов.
Проведенные исследования свидетельствуют о том, что диагностика специальной подготовленности является важнейшей частью целостной системы управления спортивной тренировкой занимающихся гимнастикой. Совершенствование системы педагогического контроля специальной подготовленности гимнасток имеет значительные ресурсы. Прежде всего, они связаны с более детальной оценкой всех сторон подготовленности гимнастов. В этом направлении должны работать ученые и практики, задействованные в подготовке высококвалифицированных спортсменов, так как с каждым годом возрастают требования к научно-методическому и медико-биологическому сопровождению, в котором важнейшим звеном является комплексный контроль.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.
2. Розин, Е.Ю. Гимнастика: возраст и мастерство: педагогическая диагностика и контроль за физическим состоянием / Е.Ю. Розин. - М. : ФОН, 1997. - 135 с.
REFERENCES
1. Arkaev, L.Ya. and Suchilin, N G. (2004), How to prepare champions, Physical culture and Sport, Moscow.
2. Rozin, E.Yu. (1997), Gymnastics: age and skill: Pedagogical diagnostics and control of a physical state, FON, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2016