Научная статья на тему 'Расширение уровня функциональных возможностей юных тхэквондистов во время обучения сложно-координационным техническим действиям'

Расширение уровня функциональных возможностей юных тхэквондистов во время обучения сложно-координационным техническим действиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
374
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТХЭКВОНДО / СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Бакулев Сергей Евгеньевич, Симаков Александр Михайлович, Павленко Антон Валерьевич, Рогожников Максим Алексеевич

Настоящая статья отражает результаты сравнительного анализа оценки функционального состояния организма при координационной нагрузке у детей 11-12, 13-14 лет, на одном из этапов исследования, где применялся разработанный алгоритм обучения безопорным сложно-координационным техническим действиям тхэквондо с применением средств акробатики и паркура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Бакулев Сергей Евгеньевич, Симаков Александр Михайлович, Павленко Антон Валерьевич, Рогожников Максим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reflects the results of the evaluation comparative analysis of the functional state of the organism under coordination load among the children aged 11-12, 13-14, at one of the stages of the study, where the authors used the developed algorithm for the training to unsupported difficult coordination technical actions in taekwondo by using the means of the acrobatics and parkour.

Текст научной работы на тему «Расширение уровня функциональных возможностей юных тхэквондистов во время обучения сложно-координационным техническим действиям»

4. Apoyko, R.N. and Tarakanov, B.I. (2015), Wrestling: evolution, tendencies, problems and priority ways of their decision: monograph, Publishing house Polytechnic University, St. Petersburg.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.10.2016

УДК 796.856.2

РАСШИРЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ СЛОЖНО-КООРДИНАЦИОННЫМ

ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Максим Алексеевич Рогожников, преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Настоящая статья отражает результаты сравнительного анализа оценки функционального состояния организма при координационной нагрузке у детей 11-12, 13-14 лет, на одном из этапов исследования, где применялся разработанный алгоритм обучения безопорным сложно-координационным техническим действиям тхэквондо с применением средств акробатики и парку-ра.

Ключевые слова: тхэквондо, сложно-координационные технические действия, функциональное состояние.

EXPANSION OF LEVEL OF FUNCTIONALITY OF YOUNG TAEKWONDO FIGHTERS DURING TRAINING TO DIFFICULT COORDINATION TECHNICAL

ACTIONS

Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhailovich Simakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maxim Alekseevich Rogozhnikov, the teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. Petersburg

Annotation

This article reflects the results of the evaluation comparative analysis of the functional state of the organism under coordination load among the children aged 11-12, 13-14, at one of the stages of the study, where the authors used the developed algorithm for the training to unsupported difficult coordination technical actions in taekwondo by using the means of the acrobatics and parkour.

Keywords: taekwondo, difficult coordinating technical actions, functional status.

Освоение безопорных сложно-координационных технических действий тхэквондо возможно только при должном функционировании нервной системы [7-10]. Центральная нервная система (ЦНС) — самая сложная из всех функциональных систем человека. В связи с этим, главной функцией нервной системы является быстрая и точная передача информации, в опорном и безопорном положении тела тхэквондиста при выполнении ударов [11-14]. Сигнал от рецепторов к сенсорным центрам, от сенсорных центров — к моторным центрам, и от них — к эффекторным органам, мышцам и т.п., должен передаваться быстро и точно, в противном случае, возможна частичная или полная потеря координации движения во время удара [1-6].

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

С сентября 2015 по январь 2016г. проводился педагогический эксперимент. В начале эксперимента было создано четыре группы спортсменов: две контрольные и две экспериментальные. Общая численность каждой группы по 50 человек. В одной учебно-тренировочной группе тренировалось не более 15 человек. Первая возрастная группа: 1112 лет, стаж занятий 3-4 года. Вторая возрастная группа: 13-14 лет, стаж занятий 4-5 лет.

Контрольные группы в течение года тренировались по стандартной учебно-тренировочной программе. Экспериментальные группы в течение года занимались по разработанному алгоритму обучения безопорным техническим действиям, с использованием элементов акробатики и паркура с акцентированием на повышение уровня функционирования нервной системы.

Оценка функционального состояния при координационной нагрузке юных спортсменов проводилась в начале и в конце эксперимента, с помощью 4 тестов: Проба Яроцкого, Проба Ромберга, Проба ВНИИФК, Проба академика В.И. Воячека.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

В таблице 1 отражены результаты сравнительного анализа оценки функционального состояния при координационной нагрузке у детей 11-12, 13-14 лет в контрольной и экспериментальной группе до и после эксперимента [9]. В ходе сравнения результатов оценки функционального состояния при координационной нагрузке у детей 11-12, 13-14 лет в начале педагогического эксперимента значимых отличий обнаружено не было.

Таблица 1 - Результаты сравнительного анализа оценки функционального состояния при координационной нагрузке у детей 11-12, 13-14 лет в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента (п=200)_

Признак До эксперимента М±т После эксперимента М±т Величина прироста, %

КГ | ЭГ КГ | ЭГ КГ I ЭГ

Оценка функционального состояния при координационной нагрузке 11-12 лет

Проба Яроцкого (с) 7,43±0,4 7,56±0,4 8,14±0,4 9,0±0,5 (*) 9,55 19

Проба Ромберга (в баллах) 1,86±0,1 1,92±0,1 2,12±0,1 2,52±0,1 (*) 13,97 31,53

Проба ВНИИФКа (степень реакции) 1,62±0,08 1,68±0,09 1,64±0,1 2,02±0,1 (*) 1,23 20,23

Проба академика В.И. Воячека (степень изменения) 1,94±0,1 2,04±0,1 1,76±0,1 1,77±0,1 (*) 9,27 13,23

Оценка функционального состояния при координационной нагрузке 13-14 лет

Проба Яроцкого (с) 11,64±0,7 12,76±0,8 12,36±0,7 15,1±0,8 (*) 6,18 18,33

Проба Ромберга (в баллах) 2,04±0,1 2,24±0,1 2,4±0,1(*) 2,7±0,2 (*) 17,64 20,53

Проба ВНИИФКа (степень реакции) 1,8±0,09 1,94±0,09 1,9±0,1 2,2±0,1 (*) 5,55 13,40

Проба академика В.И. Воячека (степень изменения) 1,58±0,1 1,64±0,1 1,42±0,1 1,42±0,1 (*) 10,12 13,41

Примечание: «КГ» - контрольная группа, «ЭГ» - экспериментальная группа. (*) - достоверность различий при Р<0,05 между результатами до и после эксперимента в ЭГ и КГ

Повышение уровня развития чувствительности вестибулярного анализатора у детей экспериментальных групп отражено в результатах «пробы Яроцкого». В группе 11-12 лет прирост показателя составил 19% (р<0,05), в группе 13-14 лет прирост показателя увеличился на 18,33% (р<0,05). Развитие вестибулярного анализатора у спортсменов, повлияла на способность «ориентации в пространстве»: повысилось восприятие действия на организм силы земного притяжения, увеличилась чувствительность положения тела в пространстве, развился характер перемещения тела (ускорение, замедление, вращение).

Исследование результатов статического равновесия при координационной нагрузке показано в «пробе Ромберга». В экспериментальной группе 11-12 лет показатели увеличились на 31,52% (р<0,001), у юных тхэквондистов 13-14 лет прирост показателя -

20,53% (р<0,05). Мы считаем, что на эффективность обучения безопорным сложно-координационным техническим действиям тхэквондо повлияло развитие отделов ЦНС при статической нагрузке. Это связано с тем, что спортсмены, выполняя специальные подготовительные и подводящие упражнения сложно-координационных ударов ногами, быстрее осваивали правильную траекторию движений основных звеньев тела, при выполнении движения в различных фазах технических действий.

С помощью «Пробы ВНИИФК», исследовалась способность спортсменов после серии вращательных движений произвести перемещение по заданной траектории. Результаты следующие: в группе 11-12 лет прирост показателя составил 20,23% (р<0,05), в группе 13-14 лет показатель увеличился на 13,40% (р<0,05). На повышение уровня вегетативной нервной системы повлияло выполнение базовых элементов акробатики и пар-кура с различными передвижениями, и выполнение вращательных сложно-координационных технических действий тхэквондо по заданным направлениям. Юные спортсмены после применения разработанного алгоритма обучения, повысили дифференцирование пространственных параметров. Тхэквондисты в спортивных поединках, после выполнения серии безопорных сложно-координационных технических действий, быстрее стали ориентироваться и перемещаться по площадке относительно соперника.

Одним из проявлений функции отолитового аппарата считают противовращение глаз - функции отолитового аппарата «проба академика В.И. Воячека». результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что результаты пробы в двух группах возросли практически одинаково: в группе 11-12 лет прирост показателя 13,23% (р<0,01), в группе 13-14 лет прирост показателя 13,41% (р<0,05). Применение в алгоритме обучения безопорных сложно-координационных технических действий тхэквондо, базовых элементов акробатики и паркура позволило повысить деятельность вегетативной и соматической нервной системы. Это повлияло на то, что у спортсменов экспериментальных групп повысилась скорость концентрации внимания на движущийся объект, после выполнения вращательных технических действий во время спортивных поединков и уменьшился угол отклонения туловища в сторону вращения.

В контрольной группе достоверные различия результатов показал тест проба Ром-берга в возрастной группе 13-14 лет (р<0,05; прирост показателя 17,64%).

Это связано с тем, что в стандартной программе применение традиционных средств координационной направленности малоэффективно.

Полученные результаты экспериментальной группы позволяют сделать выводы о том, что включение базовых элементов акробатики и базовых элементов паркура, выполняемых в безопорном положении, в учебно-тренировочном процессе тхэквондистов, значительно расширяет функциональные возможности спортсмена. Благодаря этому, спортсмены быстрее осваивают сложно-координационные технические действия. Юные спортсмены выполняют с более высокой скоростью и точностью удары ногами. После ударов с вращениями они быстрее ориентируются в пространстве и возвращение в боевое положение, быстрее переходят из статических положений в динамические, без потери равновесия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакулев, С.Е. Аспекты становления интегральной подготовленности юных тхэквондистов (ИТФ): техническая подготовленность / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 13-17.

2. Бакулев, С.Е. Генеалогические основы прогнозирования успешности соревновательной деятельности единоборцев / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 7-15.

3. Бакулев, С.Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С.Е. Бакулев, О.А. Двейрина, А.С. Саввина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 3-9.

4. Бакулев, С.Е. Современное тхэквондо как комплексное единоборство / С.Е. Бакулев,

A.В. Павленко, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 6 (28). - С. 15-20.

5. Интегральная подготовка юных тхэквондистов : учеб. пособие / С.Е. Бакулев,

B.А. Таймазов, В.А. Чистяков, А.М. Симаков. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - 122 с.

6. Информационно-измерительная система контроля параметров тренировочного процесса боксеров / Г.И. Мокеев, М.П. Иванов, В.Н. Харрасов, В.А. Таймазов, С.Е. Бакулев, М.С. Бакулев, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). -

C. 63-66.

7. Павленко, А.В. Кинематические характеристики двигательных действий тхэквондо в безопорном положении / А.В. Павленко, М.А. Рогожников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 110-114.

8. Павленко, А. В. Методика формирования базового технического арсенала на этапе начальной подготовки в тхэквондо : учебное пособие / А. В. Павленко. - СПб. : Изд-во Политех. унта, 2013. - 130 с.

9. Рогожников, М.А. Обучение юных тхэквондистов безопорным сложнокоординационным техническим действиям : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Рогожников Максим Алексеевич. - Санкт-Петербург, 2016. - 187 с.

10. Современные технологии в исследовании сложнокоординационных двигательных действий в тхэквондо / М.А. Рогожников, С.Е. Бакулев, А.В. Павленко, В.В. Кузьмин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 2 (120). - С. 133-139.

11. Рогожников, М.А. Структура двигательных действий тхэквондо и паркура в безопорном положении в аспекте развития координационных способностей / М.А. Рогожников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 142-148.

12. Симаков, А.М. Актуальные вопросы подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.М. Симаков, С.Е. Бакулев, В.А. Чистяков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 148-155.

13. Симаков, А.М. Игровой метод как средство интегральной подготовки в тхэквондо на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А. М. Симаков // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 155-159.

14. Симаков, А.М. Мониторинг функционального состояния тхэквондистов в годичном макроцикле тренировок / А.М. Симаков, И.Д. Павлов // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 165-170.

15. Симаков, А.М. Содержание физической подготовленности юных тхэквондистов на этапе начальной подготовки / А.М. Симаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 93-97.

REFERENCES

1. Bakulev, S.E. Simakov, A.M. and Momot, D. A. (2008), "Aspects of formation of integrated readiness of young taekwondist (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 13-17.

2. Bakulev, S.E. and Taymazov, V.A. (2006), "Genealogical bases of forecasting of success of competitive activity of martial artists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 715.

3. Bakulev, S.E., Dveirina, O.A. and Savvina, A.S. (2006), "The differentiated approach to definition it is sports important coordination abilities of the boxer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 20, pp. 3-9

4. Bakulev, S.E. Simakov, A.M. and Momot, D. A. (2008), "Aspects of formation of integrated readiness of young taekwondist (ITF): technical readiness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 13-17.

5. Bakulev, S.E., Dveyrina, O.A., Afanasyeva, I.A., Chistyakov, V.A. (2013), "Individual training in striking single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 1624.

6. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A., Chistyakov, V.A. and Simakov, A.M. (2010), Integrated preparation of young taekwondist: studies. grant, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg. 10

7. Pavlenko, A.V. and Rogozhnikov, M.A. (2014), "Kinematic characteristics of the motor actions in taekwondo in support-free position", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 110-114.

8. Pavlenko, A.V. (2013), Technique of formation of a basic technical arsenal at a stage of initial preparation in taekwondo; manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

9. Rogozhnikov, M.A. (2016), Education of young taekwondo unsupported difficult and coordination technical actions, dissertation, St. Petersburg.

10. Rogozhnikov, M.A., Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V. and Kuzmin, V.V. (2015), "Modern technologies in research of difficult coordination physical actions of taekwondo", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 133-139.

11. Rogozhnikov M.A. (2015), "Movement analysis of Taekwondo and Parkour technique in support-free position in context of coordination abilities development", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 142-148.

12. Simakov, A.M. (2014), Integrated preparation of taekwondist at the initial stage of educational and training process: manual, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

13. Simakov A.M. (2014), "Game method as means of the integrated preparation in taekwondo at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 155-159.

14. Simakov A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of the taekwondo-fighters within a year macrocycle of training (Part Second)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 177-182.

15. Simakov, A.M. and Pavlov, I.D. (2014), "Monitoring of the functional condition of taekwondo-fighters in a year macrocycle of trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 165-170.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.10.2016

УДК 796.41

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОВ

Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой, судья международной категории (FIG), Светлана Ивановна Борисенко, кандидат педагогических наук, доцент, судья международной категории (FIG), Наталья Николаевна Коврижных, Заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

На современном этапе развития спортивной гимнастики высокие результаты достичь не реально без эффективной системы управления подготовкой спортсменов. Важнейшим инструментом управления процессом подготовки высококвалифицированных гимнастов служат средства и методы комплексного контроля. Объективная оценка всех сторон подготовленности спортсменов и функциональных систем организма является целью контроля. На основе результатов, полученных в ходе этапного, текущего и оперативного видов контроля, представляется возможным получить всестороннюю оценку различных сторон подготовленности гимнастов.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, педагогический контроль, подготовленность гимнастов, управление подготовкой, тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.