Научная статья на тему 'Педагогический контроль кондиционной подготовленности юных тхэквондистов 8–10 лет при обучении их базовой технике'

Педагогический контроль кондиционной подготовленности юных тхэквондистов 8–10 лет при обучении их базовой технике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический контроль / кондиционная подготовка / тхэквондо / базовая техника / pedagogical control / standard preparation / taekwondo / basic equipment

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косьяненко Сергей Сергеевич, Косьяненко Нигина Атхамовна, Кашкаров Виктор Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы контроля кондиционной подготовленности юных тхэквондистов при обучении базовой технике. Сравнительный анализ результатов тестов показал положительную динамику данных на трёх этапах исследования (р <0,05). Отмечена положительная динамика данных педагогического контроля на трёх этапах экспериментального исследования юных тхэквондистов по всем тестам, а достоверные приросты показателей кондиционных способностей в 3-м этапе говорят об эффективности данной подготовки в ходе учебнотренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Косьяненко Сергей Сергеевич, Косьяненко Нигина Атхамовна, Кашкаров Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONTROL OVER THE CONDITIONAL TRAINING OF YOUNG TAEKWONDO-SPORTSMEN AGED 8-10 WHILE TEACHING THEM BASIC TECHNIQUE

The article deals with the issues of control over the conditional training of young taekwondo practitioners while teaching them basic techniques. Comparative analysis of the test results showed positive dynamics of data at three stages of the study (p < 0.05). There was a positive dynamics of data on pedagogical control at three stages of the experimental study of young taekwondists in all tests, and reliable increase in indicators of conditioning abilities in the third stage indicates the effectiveness of conditioning training during the training process.

Текст научной работы на тему «Педагогический контроль кондиционной подготовленности юных тхэквондистов 8–10 лет при обучении их базовой технике»

DOI 10.24411/2541-9056-2020-11018 УДК 796.015.682

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ КОНДИЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТХЭКВОНДИСТОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ БАЗОВОЙ ТЕХНИКЕ

С.С. Косьянеко, Н.А. Косьяненко, В.А. Кашкаров

В статье рассматриваются вопросы контроля кондиционной подготовленности юных тхэквондистов при обучении базовой технике. Сравнительный анализ результатов тестов показал положительную динамику данных на трёх этапах исследования (р <0,05). Отмечена положительная динамика данных педагогического контроля на трёх этапах экспериментального исследования юных тхэквондистов по всем тестам, а достоверные приросты показателей кондиционных способностей в 3-м этапе говорят об эффективности данной подготовки в ходе учебно-тренировочного процесса.

Ключевые слова: педагогический контроль, кондиционная подготовка, тхэквондо, базовая техника.

PEDAGOGICAL CONTROL OVER THE CONDITIONAL TRAINING OF YOUNG TAEKWONDO-SPORTSMEN AGED 8-10 WHILE TEACHING THEM BASIC TECHNIQUE

S.S. Kosjanenko, N.A. Kosjanenko, V.A. Kashkarov

The article deals with the issues of control over the conditional training of young taekwondo practitioners while teaching them basic techniques. Comparative analysis of the test results showed positive dynamics of data at three stages of the study (p < 0.05). There was a positive dynamics of data on pedagogical control at three stages of the experimental study of young taekwondists in all tests, and reliable increase in indicators of conditioning abilities in the third stage indicates the effectiveness of conditioning training during the training process.

Keywords: pedagogical control, standard preparation, taekwondo, basic equipment.

Актуальность. Современный уро- ствий, требующих от спортсменов мак-

вень развития тхэквондо предъявляет симальных мышечных усилий и умения

повышенные требования к качеству проявлять их в быстроизменяющейся

подготовки спортсменов на обстановке. Изучению ведущих факто-

различных этапах многолетнего ров, обусловливающих уровень спор-

учебно-тренировочного процесса. По- тивного мастерства, посвящён ряд ра-

единки характеризуются высокой ин- бот, результаты которых свидетель-

тенсивностью технико-тактических дей- ствуют о том, что «...высокий уровень 78 Гуманитарные исследования Центральной России № 2 (15), 2020

функциональных возможностей организма и физической подготовленности тхэквондистов во многом определяет их способность эффективно и с высокой степенью надежности использовать технико-тактические действия в ходе соревновательной деятельности» [5; 6].

Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что физическая подготовленность единоборца является одним из важнейших факторов, определяющих уровень достижений спортсмена [1; 2; 7]. По мнению В.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина «...чисто избирательного совершенствования какой-либо одной стороны подготовленности часто просто не существует. А в тренировочных занятиях одновременно оказывается воздействие на совершенствование многих сторон подготовленности и физических качеств. Поэтому для более полного понимания содержания физической подготовки условно принято разделять ее на проблемы совершенствования отдельных физических (двигательных) качеств: силовых, скоростных способностей, выносливости, гибкости и координационных способностей» [7].

Наиболее распространённой классификацией физических (двигательных) способностей является их систематизация на два больших класса -класс кондиционных (силовые, скоростные, выносливость, гибкость и все-

возможные их сочетания) и координационных способностей [1]. Таким образом, можно говорить о координационной и кондиционной подготовке в учебно-тренировочном процессе спортсмена.

Кондиционная подготовка является основой физической подготовки и занимает важнейшее место в системе спортивной подготовки единоборца, т. к. обеспечивает развитие силовых, скоростных способностей, выносливости, гибкости и способствует закреплению рациональной спортивной техники [8].

Решением конкретных задач кондиционной подготовки в учебно-тренировочном процессе юных тхэквондистов может служить система педагогического контроля, т. к. на основе его данных вносятся соответствующие коррективы в методы и средства подготовки.

Одной из определяющих и важных задач педагогического контроля юных спортсменов является определение уровня физической подготовленности [4].

Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречий:

• между объективной необходимостью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса юных тхэквондистов за счёт совершенствования кондиционной подготовки, с одной стороны, и отсутствием досто-

верных данных о динамике кондиционных способностей - с другой;

• имеющимся современными формами и методами кондиционной подготовки в тхэквондо юных спортсменов и возможностью их использования, опираясь на достоверную своевременную информацию о кондиционной подготовленности.

Цель исследования - определить уровень и динамику кондиционной подготовленности тхэквондистов 8 - 10 лет при обучении базовой технике средствами педагогического контроля.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных в работе задач нами использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.

Исследование проводилось в течение 2018-2020 гг. на базе ГАУ РО «СШОР Академия единоборств» г. Рязани и выполнялось в три этапа.

Всего было протестировано 30 испытуемых 8-10 лет, занимающихся тхэквондо. Все испытуемые относились к основной медицинской группе.

Проведённый педагогический выявляющий эксперимент включал три этапа. Первый - тестирование, проводимое с целью определения исходного уровня и показателей кондиционных способностей. На втором этапе проводилось тестирование конди-

ционных способностей в установочном мезоцикле. Третий этап включал тестирование в базовом мезоцикле, проводимое с целью определения результатов эксперимента. Сравнительный анализ полученных данных позволил проследить динамику показателей кондиционных способностей.

Установочный и базовый мезоциклы состояли из шести недель учебно-тренировочных занятий. Недельный микроцикл состоял из трёх тренировочных занятий.

Примерное содержание учебно-тренировочного занятия группы детей 8-10 лет

Понедельник

1. Разминка.

2. «Угадайка» в тройке (лапы, бита):

• по лапам с акцентом на голову по 1 мин х 5 подходов;

• по бите с акцентом на силу и точность ударов по 1 мин х 5 подходов.

ЧСС выше 140 уд/мин.

3. Упражнения со скакалкой.

4. Заминка.

Среда

1. Разминка.

2. Обучение удару:

• ап-чаги (прямой удар);

• юп-чаги (боковой удар);

• нерио-чаги (удар сверху-вниз).

Все задания выполняются в течение

часа с большим интервалом отдыха до восстановления ЧСС 120 уд/мин.

3. Заминка.

Пятница

1. Разминка.

2. Игры на развитие скоростных качеств: «Салки», «Вороны и воробьи», «Эстафеты».

3. Заминка.

Результаты исследования и их обсуждение. Педагогический контроль является составной частью системы подготовки спортсменов и одной из функций управления тренировочным процессом. Планирование любого вида подготовки (физическая, техническая и т. д.) невозможно без объективной информации, получаемой в процессе педагогического контроля.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контроля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создаёт возможность при необходимости вносить коррективы в ход учебно-тренировочного процесса.

Среди двигательных способностей в тхэквондо особо выделяют скоростно-силовые - как основной фактор надёжности выполнения технико-тактических действий в соревновательных условиях [3]. Отличительной особенностью технического мастерства в тхэквондо является наличие ши-

рокого комплекса сложных двигательных действий, требующих высокого уровня развития способностей к проявлению взрывных усилий и обладающих определенной приспособительной вариативностью к переменным соревновательным условиям. В то же время характерным является высокий уровень развития способности противостоять утомлению без снижения эффективности технических и тактических действий и приёмов. Поэтому нами были отобраны тесты для измерения скоростно-силовых способностей и специальной выносливости, имеющие высокий уровень надёжности и информативности с высокими показателями экономичности и практичности, которые предоставили возможность объективно оценивать уровень развития специфических кондиционных способностей.

Данные проведённого тестирования по отобранным тестам на трёх этапах эксперимента представлены на рисунках 1-3.

На рис. 1 отображены результаты теста «Челночный бег 3x8 м с касанием набивных мячей».

Рисунок 1 - Динамика показателей в челночном беге 3 х 8 м с касанием набивных мячей

Этапы исследования

1-е тестирования 2-е тестирование ■ 3-е тестирование

По данному тесту прослеживается положительная динамика скоростно-силовых способностей на всех этапах эксперимента. Но межгрупповые различия показателей в 1 и 2-м этапах недостоверны, во 2 и 3-м этапах различия

достоверны, что говорит о действительном росте скоростно-силовых способностей в базовом мезоцикле.

На рис. 2. представлены результаты по тесту «прыжок в длину с места».

160 п

Этапы исследования

1-е тестирования 2-е тестирование ■ 3-е тестирование

Рисунок 2 - Динамика показателей в прыжке в длину с места

Среднегрупповые данные при сравнительном статистическом анализе имеют положительную динамику на трёх этапах эксперимента. Достовер-

Сравнительный анализ результатов теста «Челночный бег 30 х 8» показал положительную динамику данных на трёх этапах тестирования, а достоверные приросты результатов (р <0,05) в базовом мезоцикле констатируют заметное улучшение специальной выносливости.

Таким образом, отмечена положительная динамика данных педагогического контроля на трёх этапах экспериментального исследования юных тхэквондистов по всем тестам, а достоверные приросты показателей кондиционных способностей в 3-м этапе (базовый мезоцикл) говорят об эффективности кондиционной подготовки в ходе учебно-тренировочного процесса.

V V Л

ный прирост показателей на 3 этапе (базовый мезоцикл) (р < 0,05) говорит о повышении уровня скоростно-силовых способностей.

Выводы:

1. Проведённый педагогический контроль позволил выявить динамику кондиционных способностей тхэквондистов 8 - 10 лет и констатировать ее положительную тенденцию на трёх этапах экспериментального исследования.

2. По тестам «Челночный бег 3 х 8 м с касанием набивных мячей», «Челночный бег 30 х 8 м», «Прыжок в длину с места» получен достоверный прирост результатов на 3-м этапе (базовый мезоцикл) по сравнению с аналогичными показателями на 2-м этапе (установочный мезоцикл), что позволяет говорить об эффективности кондиционной подготовки в учебно-тренировочном процессе.

115 120 и 125

£ 130 >

т си

135

140 145

Этапы исследования 1-е тестирования 2-е тестирование 3-е тестирование

Рисунок 3 - Динамика показателей в челночном беге 30 х 8 м

Литература

1. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. -M.: Терра-спорт, 2GGG. - l92 с.

2. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя. - M.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998. - 272 с.

3. Ильин Е.П. Двигательные (физические) качества // Теория и методика физического воспитания. -M.: Просвещение, 1979. - С. 76-92.

4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - M.: Физкультура и спорт, 1977. - 27l с.

Б. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов. - M.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

6. Попов Г.И., Резинкин В.В., Акопян А.О. Сопряжённая техническая и физическая подготовка в спортивных единоборствах // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 7. - С. 42-45.

7. Суслов Ф.П., Сыч В.Л. , Шустин Б. Н. Современная система спортивной подготовки. - M.: Издательство «^AAM», 1995. - 448 с.

В. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учебное пособие: В 4 кн. - Кн. 4. - Планирование и контроль. - M.: Советский спорт, 1997. - З8З с.

References

1. Lyach V.I. Dvigatel'ny'e sposobnosti shkol'nikov: osnovy' teorii i metodiki razvitiya. - M.: Terra-sport, 2000. - l92 s.

2. Lyach V.I. Testy' v fizicheskom vospitanii shkol'nikov: posobie dlya uchitelya. - M.: OOO «Firma «Izda-tel'stvo ACT», 1998. - 272 s.

3. IPin E.P. Dvigatel'ny'e (fizicheskie) kachestva // Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya. -M.: Prosveshhenie, l979. - S. 76-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Matveev L.P. Osnovy' sportivnoj trenirovki. - M.: Fizkul'tura i sport, l977. - 27l s.

Б. Nabatnikova M. Ya. Osnovy' upravleniya podgotovkoj yuny'x sportsmenov. - M.: Fizkul'tura i sport, l982. - 280 s.

6. Popov G.I., Rezinkin V.V., Akopyan A.O. Sopryazhyonnaya texnicheskaya i fizicheskaya podgotovka v sportivny'x edinoborstvax // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury'. - 2000. - № 7. - S. 42-45.

7. Suslov F.P., Sy'ch V.L., Shustin B.N. Sovremennaya sistema sportivnoj podgotovki. - M.: Izdatel'stvo «SAAM», 1995. - 448 s.

В. Tumanyan G.S. Sportivnaya bor'ba: teoriya, metodika, organizaciya tre-nirovki: uchebnoe posobie: V 4 kn. - Kn. 4. - Planirovanie i kontrol'. - M.: Sovetskij sport, l997. - З8З s.

Для ссылки: Косьянеко С.С., Косьяненко H.A., Кашкаров В.А. Педагогический контроль кондиционной подготовленности юных тхэквондистов 8-l0 лет при обучении их базовой технике // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2020. -№2 (lS). - С. 78-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.