УДК 37.048.45
Тюстина Гульнара Гумаровна
кандидат педагогических наук, доцент,
доцент кафедры психологии образования и развития
Нижневартовского государственного университета
Бауэр Елена Александровна
Tyustina Gulnara Gumarovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Psychology of Education and Development Department, Nizhnevartovsk State University
Bauer Elena Aleksandrovna
кандидат исторических наук,
доцент кафедры педагогики и педагогического
и социального образования
Нижневартовского государственного университета
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСС В ВУЗЕ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
PhD in History, Assistant Professor, Education Science, Teachers' Training and Social Education Department, Nizhnevartovsk State University
TEACHERS' TRAINING CLASS IN UNIVERSITIES AS A FORM OF VOCATIONAL COUNSELING OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Аннотация:
В статье раскрывается процесс организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов на базе педагогического класса в высшей школе, представлены содержательные аспекты программы работы факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного университета по данному направлению профориентационной работы. Актуальность означенной темы обусловлена недостаточной освещенностью проблемы в психолого-педагогической науке и практике.
Ключевые слова:
профессиональная ориентация, профессиональная деятельность, педагогический класс, профессиональное самоопределение, образовательный процесс, участники образовательных отношений, организация профориентационной работы, программа организации работы педагогического класса.
Summary:
The article deals with organization of career guidance of high school students on the basis of teachers' training class of universities. The author presents the content of the program of Education Science and Psychology Department of Nizhnevartovsk State University in this area of career guidance work. The scientific relevance of the research is determined by the insufficient study of the problem in the psychology and education science and practice.
Keywords:
career guidance, professional activity, teachers' training class, professional self-determination, educational process, participants of educational relations, organization of career guidance work, program of teachers' training class organization.
На современном этапе развития педагогического образования особую значимость приобретает процесс профессиональной ориентации старшеклассников [1]. Остро встает вопрос целенаправленного отбора и специальной подготовки будущих выпускников общеобразовательных организаций, планирующих связать предстоящую профессиональную деятельность с психолого-педагогической профессией. Важно, какой абитуриент придет сегодня в вуз, будет это случайный человек или профессионально ориентированный, знающий обо всех привлекательных и негативных сторонах профессии. Очевидно, что достойное новое поколение педагогов может появиться в российских школах лишь при условии их сознательного отбора из числа выпускников школ, проявивших склонность к деятельности педагога, психолога еще на довузовском этапе. Поэтому от того, насколько успешно будет организовано прямое взаимодействие школьников с заинтересованными структурами вуза, будет зависеть процесс их вовлечения в психолого-педагогическую деятельность.
Вопросам профессионального самоопределения старшеклассников посвящены труды отечественных ученых К.М. Гуревича, Е.А. Климова, Т.В. Кудрявцева, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, К.К. Платонова, Н.С. Пряжникова и др. В научной литературе проблема профориентационной работы средствами специализированных классов не раз становилась объектом внимания ученых. Авторы А.М. Газиева, Д.В. Качалов, Е.Г. Лаптева, Л.Д. Литвинова в своих работах обсуждают необходимость создания таких организационных условий, при которых процесс довузовской подготовки в педагогических классах стал бы более эффективным [2]. Однако сформулированные выводы охватывают узкий, разрозненный круг вопросов в ущерб описанию целостной системы организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов на базе педагогического класса в вузе.
В педагогической практике значимость профориентационной работы для современного школьника обусловлена переходом на профильное обучение в старших классах, предполагаю-
щее предварительное самоопределение в отношении профилирующего направления предстоящей профессиональной деятельности. Обучающийся еще в девятом классе должен своевременно получить информацию о возможностях дальнейшего образования и целенаправленно к нему готовиться.
Организация работы с абитуриентами посредством педагогического класса решает задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: открытость образования к внешним запросам, обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений [3].
Педагогический класс был создан на базе факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного университета (НВГУ) в 2007 г. для целенаправленной профессионально-педагогической ориентации и оказания профориентационной поддержки обучающимся общеобразовательных организаций города Нижневартовска и Нижневартовского района в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности, а также желающим получить представление о специфике психолого-педагогического труда.
Накопленный авторами статьи опыт руководства деятельностью педагогического класса позволяет заключить, что работа по профессиональной ориентации старшеклассников на довузовском этапе строится с учетом следующих принципов: гуманизации образования, предполагающей выявление возможностей самовоспитания и самообразования обучающихся, путей развития способностей к определенной деятельности; профессиональной направленности, позволяющей учесть особенности профессиональной подготовки обучающихся по определенному направлению; вариативности, ориентированной на учет индивидуальных особенностей профессионального становления обучающихся; личностно-деятельностного подхода, позволяющего обучающемуся оценить значимость содержания его подготовки для объективной ориентации в профессиональном выборе будущей профессии; дифференциации, предполагающей предоставление обучающимся возможности выбора заданий в соответствии с уровнем подготовки и интересами; добровольности.
Общее руководство организацией педагогического класса осуществляет куратор, назначенный из числа преподавателей факультета педагогики и психологии НВГУ. Образовательный процесс реализуется преподавателями двух кафедр факультета. Обучение осуществляется в течение октября - апреля учебного года по утвержденной советом факультета программе.
Содержание программы подготовки обучающихся осуществляется дифференцированно с учетом возраста в параллелях 9, 10 и 11-х классов и включает изучение следующих курсов: «Основы исследовательской деятельности», «Введение в педагогическую профессию», «Основы риторики и публичного выступления», «Психология личностного роста»; «Организация досуга детей и подростков», «Современные воспитательные технологии», «Популярная психология»; «Основы психологии», «Основы педагогики», «Педагогический практикум», «Основы психологии общения».
В эффективном решении проблемы своевременного выбора профессии выпускника школы заинтересованы все участники образовательного процесса: родители, педагогические работники, образовательные организации, сами обучающиеся.
Работа с родителями обучающихся педагогического класса осуществляется через консультирование, информирование о факультете педагогики и психологии НВГУ, специфике профессиональной психолого-педагогической деятельности. В результате эффективной работы по профессиональной ориентации старшеклассников факультету удалось организовать взаимодействие и установить сотрудничество с общеобразовательными организациями города и района, СМИ.
Организация работы со старшеклассниками по их профессиональной ориентации посредством педагогического класса позволяет разрешать и другие актуальные для современного высшего образования проблемы. Так, нами реализуется насущная задача выполнения плана набора по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Психология». По результатам приемной кампании студентами НВГУ из числа обучающихся педагогического класса в 2011/2012 учебном году стало 33 %, 2012/2013 - 55, 2013/2014 - 50, а в 2014/2015 и 2015/2016 учебных годах - 100 %.
Таким образом, положительная динамика приема на направления психолого-педагогической подготовки абитуриентов, которые ранее обучались в педагогическом классе, свидетельствует о необходимости продолжения работы по профессиональной ориентации старшеклассников.
Помимо несомненных преимуществ внедрения опыта профессиональной ориентации обучающихся на базе педагогического класса в высшей школе, возможны некоторые трудности организационного плана, связанные с выявлением старшеклассников, заинтересованных в получении психолого-педагогических знаний и умений. Поэтому в краткосрочной перспективе необходимо внедрение инновационных технологий привлечения талантливых детей на уровне среднего общего образования, PR-технологий.
Ссылки:
1. Реализация ценностного подхода в образовании : коллектив. моногр. / отв. ред. Л.А. Ибрагимова, О.И. Истрофилова. Нижневартовск, 2014. 153 с.
2. Газиева А.М. Формирование у учащихся педагогических классов готовности к профессиональному самоопределению : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2009 ; Качалов Д.В. Витагенный опыт как средство воспитания интереса к учительскому труду у учащихся педагогических классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998 ; Лаптева Е.Г. Педагогические условия формирования профессионально-субъектной позиции учащихся педагогических классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 1999 ; Литвинова Л.Д. Формирование социокультурной компетенции у учащихся педагогических классов (на материале английского языка) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.
3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
References:
Gazieva, AM 2009, Forming readiness of pedagogical school pupils to professional self-determination, PhD thesis abstract, Makhachkala, (in Russian).
Ibragimova, LA & Istrofilova, OI (eds) 2014, The implementation of the value approach in education, Nizhnevartovsk, 153 p., (in Russian).
Katchalov, DV 1998, Vitagenic experience as means of education of interest to teacher's work at pupils of pedagogical classes, PhD thesis abstract, Ekaterinburg, (in Russian).
Lapteva, EG 1999, Pedagogical conditions of formation of is professional-subject position of pupils of pedagogical classes, PhD thesis abstract, Stavropol, (in Russian).
Litvinova, LD 2000, Formation of social competence of students of pedagogical classes (based on English), PhD thesis abstract, Moscow, (in Russian).