Научная статья на тему 'Педагогический и политический дискурсы: к вопросу о семиотике социализации личности в контексте развития современной политической культуры'

Педагогический и политический дискурсы: к вопросу о семиотике социализации личности в контексте развития современной политической культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / DISCOURSE / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / POLITICAL DISCOURSE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / PEDAGOGICAL DISCOURSE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ / INCULTURATION / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / POLITICAL CULTURE / SEMIOTICS / CONCEPT / HUMANISTIC PARADIGM / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Стеценко В.В.

В статье описаны некоторые особенности современного педагогического и политического дискурсов. Выделены ключевые концепты, жанрово-стилистические характеристики и ценностные основания рассматриваемых феноменов, репрезентирующих качественные «измерения» социализации личности в когнитивно-смысловом лингвокультурологическом контексте. Автором осуществлена попытка семиотического анализа изучаемых дискурсов актуальных социально-политических коммуникаций в аспекте развития государственной культурной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL AND POLITICAL DISCOURSES: TO THE QUESTION OF SEMIOTICS OF SOCIALIZATION OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF MODERN POLITICAL CULTURE

The article gives a general description of modern pedagogical and political discourses. Key concepts, genres and value bases of these types of communication are singled out. The phenomena of socialization and inculturation are defined. It is a question of the role of pedagogical and political discourses in the process of human socialization. The author carries out a semiotic analysis of these types of communication, which will enrich them with new content, combine the processes of socialization and personal inculturation.

Текст научной работы на тему «Педагогический и политический дискурсы: к вопросу о семиотике социализации личности в контексте развития современной политической культуры»

наиболее значимые факторы. Управленческий анализ методом SWOT-анализа позволил сформировать портфель стратегических альтернатив:

- стратегия развития ориентируется на разработку и предложение новых продуктов;

- стратегия внутренних преобразований - на расширение ассортимента продукции;

- стратегия потенциальных преимуществ - на продвижение.

Таблица 11

Портфель стратегий

Стратегия Базовые мероприятия Резервные мероприятия 1 порядка Резервные Мероприятия 2 порядка

Развития Разработка и предложение новых продуктов Повышение конкурентоспособности предпрития Программа улучшения качества НИОКР

Внутренних преобразований Расширение ассортимента продукции Развитие маркетинга компании Выход на смежный рынок

Стратегия потенциальных преимуществ Продвижение в область, регионы Программа улучшения качества продукции Выход на международный рынок

Подводя итог, принято управленческое решение: формирование стратегии совершенствования производственно- коммерческой деятельности предприятия на основе сбалансированного сочетания стратегий: развития, внутренних преобразований и потенциальных преимуществ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Стаханов Д.В., Жирный Н.В. Система показателей привлекательности инвестиционных проектов, реализуемых в телекоммуникационных системах. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. -2015.-№ 4 (16). - С. 83-88.

2. Стаханов Д.В. Предпринимательские инвестиции и инвестиционные проекты: теоретические и практические аспекты формирования и использования. Закономерности и тенденции формирования системы финансово - кредитных отношений: коллективная монография. Уфа, 2017. - C.32-47.

3. Целых А.Н., Сергеев Н.Е., Целых Л.А., Стаханов Д.В. К вопросу об адаптации экспертных систем для поддержки принятия решений прикладных управленческих задач. Известия ЮФУ. Технические науки. Таганрог, 2014, 8/158.

В.В. Стеценко

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРСЫ: К ВОПРОСУ О СЕМИОТИКЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье описаны некоторые особенности современного педагогического и политического дискурсов. Выделены ключевые концепты, жанрово-стилистические характеристики и ценностные основания рассматриваемых феноменов, репрезентирующих качественные «измерения» социализации личности в когнитивно-смысловом лингвокультурологическом контексте. Автором осуществлена попытка семиотического анализа изучаемых дискурсов актуальных социально-политических коммуникаций в аспекте развития государственной культурной политики.

Ключевые слова: дискурс, политический дискурс, педагогический дискурс, государственная культурная политика, семиотический анализ, социализация, инкультурация, политическая культура.

V.V. Stetsenko

PEDAGOGICAL AND POLITICAL DISCOURSES: TO THE QUESTION OF SEMIOTICS OF SOCIALIZATION OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF MODERN POLITICAL CULTURE

Abstract. The article gives a general description of modern pedagogical and political discourses. Key concepts, genres and value bases of these types of communication are singled out. The phenomena of socialization and inculturation are defined. It is a question of the role of pedagogical and political discourses in the process of human socialization. The author carries out a semiotic analysis of these types of

communication, which will enrich them with new content, combine the processes of socialization and personal inculturation.

Key words: discourse, political discourse, pedagogical discourse, semiotics, concept, socialization, inculturation, political culture, humanistic paradigm, communication.

Современное общество находится в фазе постоянного развития и модернизации. Динамика инноваций меняет устоявшиеся модели поведения и образа жизни. Общемировой тенденцией последних десятилетий является кризис системы традиционных институтов и отношений. В этих условиях становится актуальным вопрос о социализации молодого поколения в духе традиционных нравственных и общечеловеческих ценностей. Процесс социализации личности входит в предметную область двух направлений институционального дискурса - педагогического и политического. Выделим ряд признаков, позволяющих анализировать рассматриваемые дискурсы в контексте их лингвокультурологического и семиотического фонов, при этом акцентируя внимание на свойствах, которые репрезентируют возможность интерпретации в контурах их общего, «пересекающегося», смыслового поля.

Прежде всего, обратимся к изучению концептосфер педагогического и политического дискурсов, которые, очевидно, составляют весомую часть семиотического пространства социализации личности.

В своем исследовании мы будем ориентироваться на трактовку феномена дискурс, представленную в монографии Е.И. Шейгал «Семиотика политического дискурса», как семиотического пространства, включающего вербальные и невербальные знаки, связанные с конкретной коммуникационной сферой [9].

Для нашего исследования важен семиотический анализ, который дополняет знание конкретной предметной области через сопоставление различных систем, что позволяет осмыслить своеобразие каждой отдельной компоненты, выявить существенные черты отдельно взятой системы, увидеть онтологическое единство социальных процессов, открыть единую знаковую основу процессов в обществе, охарактеризовать семиотическую компоненту в структуре личности и в структуре социума. Социальный аспект семиотики позволяет изучить разнообразие контекстов функционирования знаков, используемых в обществе.

Семиотический анализ политического и педагогического дискурсов позволяет установить «мосты» между социальным, культурным, педагогическим и политическим аспектами общественной жизни. Функциональный подход, по мнению Е.И. Шейгал, переносит центр тяжести с проблем социального контроля на значение коммуникации для политической системы. Коммуникация выполняет функции социализации, социальной адаптации к нормам политической системы

[9].

Проблематикой социализации личности в широком смысле слова занимались такие исследователи, как Б.Г.Ананьев Г.М. Андреева, И.С. Кон, Ф.Гиддингс, Д.Мид, Т.Парсонс, Н.Смелзер, Ю.Хабермас, определяющие эту категорию как процесс интеграции личности в социум, в ходе которого личность активно включается в общественную среду через овладение социальными нормами, правилами и ценностями, взаимодействуя с членами общества.

В контексте нашего исследования важно определить содержательное наполнение концепта социализация в педагогическом и политическом аспектах.

Рассмотрим процесс социализации личности через призму категории «социальные институты», охватывающие различные сферы деятельности людей в обществе: институты воспроизводства жизни общества и общественной жизни человека (концепты «семья», «образование»), социальные институты отбора, хранения и передачи ценностей общества, личности (концепты «культура», «наука», «религия», «идеология»), институты управления общественными отношениями (концепты «политика», «государство»). Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития социальных качеств личности, формирование моральных норм, традиций.

Социальные институты выполняют определенные функции в обществе; в частности, речь идет о закреплении и воспроизводстве общественных отношений, обеспечивая устойчивость структуры общества; регулировании взаимоотношений между членами общества путем выработки матрицы поведения; интеграции через упорядочение системы взаимодействия посредством сплочения, взаимозависимости и взаимной ответственности членов общества; трансляции социального опыта, способствуя расширению социальных границ института и др. Каждая из перечисленных функций в зависимости от конкретного социального института включает в свой контекст в той или иной мере процесс социализации в рамках педагогического и политического дискурсов.

Важная задача социальных институтов состоит в том, чтобы в смысловом поле социализации личности модель с преобладающим просоциальным поведением не была смещена на периферию, в «арьергард» поведенческих установок человека.

Американский исследователь М. Херсковиц противопоставляет социализации процесс ин-культурации, считая, что социализация - это трансляция культуры последующему поколению, а инкультурация - вхождение человека в культуру своего народа [10]. Иную точку зрения высказывает японский профессор психологии Д. Мацумото, социализация - это процесс и механизм, а инкультурация - продукт процесса социализации [5].

Полагаем, что, применительно к объекту нашего рассмотрения, различие и сходство терминов «социализация» и «инкультурация» связаны в значительной мере с тем, что активное функционирование в актуальной концептосфеере современного политического и педагогического дискурсов концептов «культура» и «общество» обусловливает широту возможностей их осмысления в контексте как общих, так и принципиально отличных друг от друга признаков. Рассматриваемые процессы (социализация/инкультурация) могут идти в одном направлении, и тогда строится единый семиотическое пространство «социализация-инкультурация», а могут развиваться в противоположных направлениях.

Немецкий философ и социолог Ю. Хабермас отмечает, что процесс социализация охватывает не всего человека, а только «часть», давая возможность другой «части», критически оценивать элементы социальной среды, которые мешают личности самоутверждаться. Социализация связана с категориями «жизненного мира» и «коммуникативного действия» Приобретение личностью качеств совместного бытия и идентификации [8].

Для обеспечения национальной безопасности и стабильности в обществе процесс социализации должен быть ориентирован на включение индивида в систему властных отношений, усвоение политических ценностей и норм, необходимых для адаптации в сложившейся политической системе. И в этом случае мы имеем дело с политической социализацией как одним из направлений общего процесса социализации личности, который происходит в «институциональном и персональном типах дискурса» [3].

В диссертационном исследовании А.Ю. Голобородько «Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России» высказывается идея об обратной связи между развитием культуры, институтов культурной социализации и уровнем политического поведения и решения социальных и политических проблем, т.к. культура выступает как основной механизм социализации личности, а, следовательно, воспроизводства и трансляции системы социальных (в том числе политических) отношений [2].

Сочетание, соединение этих типов дискурсов: личности человека во всех ее проявлениях и определенного социального института и является сутью процесса социализации, когда личность, взаимодействуя, общаясь с родителями, учителями, окружением, под влиянием СМИ, окружающей среды во всех проявлениях приобретает социальный опыт. Семиотическое пространство политического дискурса представляет собой систему знаков (ориентация, интеграция и агональ-ность), ориентированных на обслуживание сферы политической коммуникации и отражающих реалии мира политики, интерпретированные лингвокультурным сообществом [9].

Представители французской школы анализа дискурса Ж.Ж. Куртин, М. Фуко считают политический дискурс разновидностью исторической памяти. Вследствие прозрачности границ дискурса происходит наложение характеристик разных видов дискурсов, т.к. общение протекает в определенной сфере человеческой деятельности, в определенном социальном пространстве [4,7].

Западный политолог Филипп Васбурн выделяет следующие элементы процесса политической социализации: стадия жизненного цикла, на которой находится индивид (детство, юношество, зрелость и старость) и агенты социализации (семья, школа, церковь, СМИ, работа, политический опыт). Политические ориентации индивида в любой точке жизненного цикла определяется его личными особенностями, периодом жизненного цикла, который переживает человек, его предыдущим опытом социализации, а также тем положением, которое он занимает в социальной структуре [12].

Американский политолог Ричард Мерелман предложил принципиально новую «горизонтальную» модель усвоения и ретрансляции политических ценностей и установок. Личность социализируемого объекта становится центром модели, отношения между объектом и агентами социализации добровольные и равные, в отличие от модели «вертикальной» социализации [11].

Несколько иную точку зрению разделяет российский историк и политолог К.С. Гаджиев, который связывает политическую социализацию с целевыми ориентирами - признанием/отклонением личностью господствующего государственного порядка, социальных ценностей, властных отношений, с приобщением к политической культуре [1].

Кроме того, политическая социализация происходит через бытовой дискурс (коммуникация с ближайшим окружением) и институциональный дискурс, представляющий собой «общение в

заданных рамках статусно-ролевых отношений». В этом контексте Е.И Шейгал определяет бытовой дискурс как дискурс потенциальных участников политического процесса, в ходе которого формируется собственное мнение, гражданская позиция, принимаются решения по избирательному волеизъявлению. Интересную позицию высказала Е.И. Шейгал о косвенном влиянии художественного дискурса на политические взгляды и действия через эстетическое воздействие на политическое сознание, политические предпочтений, диспозиций [9].

Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщением к культурно-историческому наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации. Тип институционального дискурса определяется базовыми концептами: для педагогического дискурса центральными являются концепты «образование», «воспитание», «обучение», «социализация», «духовная сфера», «культура», «учитель» для политического дискурса - «власть», «общество», «национальная безопасность», «национальные интересы», «культура», «идеология», «пропаганда», «агитация», «политик».

Исследователи Л.И. Божович, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, Л.С. Выготский, В.И. Загвязин-ский, В. Д. Иванов, А. К. Лукина, А.В. Мудрик, В. А. Никитин, Б.Д. Парыгин, в рамках педагогического дискурса выделяют агентов социализации, включающих такие кластеры, как общество, семья, школа, среда, СМИ и т.д. Видовая классификация социализации личности в педагогике включает полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую и субкультурно-групповую, контент представленных видов изменяется в зависимости от стадии жизненного цикла человека и связан со всеми сферами общественной жизни [6].

По нашему мнению, на педагогический дискурс оказывает влияние политический дискурс, так как взаимодействие субъектов образовательного процесса происходит на фоне социального контекста, текущей социально-политической обстановки. Условно педагогический дискурс в широком смысле слова включает участие всего гражданского общества, отдельных социальных групп населения, дискутирующих по вопросам общественно значимых событий в области образования, а в узком смысле слова - конкретные аспекты учебно-воспитательного процесса.

Контент педагогического дискурса характеризуется вопросами, связанными с модернизаций образования: качеством современного образования, социальным статусом педагога, соотношением платного и бесплатного образования, введением ЕГЭ, ФГОС, переходом на цифровую когнитивную педагогику, перегрузкой учащихся, кадровым кризисом в образовании, несбалансированностью объема подготовки специалистов по уровням образования, оторванностью современной школы от университетского образования, подменой гуманистической парадигмы образования рыночно -конъюнктурной моделью и т.д.

Отметим, что педагогический и политический дискурс содержат как общедискурсивные признаки, характерные для любого общения, взаимодействия, обобщенные в концептах «личность», «социализация», «общество», так и транспонированные признаки. Например, взаимопроникновение, соотношение педагогического и политического дискурсов проявляется в объединяющем концепте «пропаганда», действие которого связано с аргументацией, внушением, распространением взглядов, идей, теорий с целью формирования мировоззрения, представлений в интересах общества и отдельных групп. Особое внимание следует уделить тому факту, что один из основных методов воспитания традиционно входивший в контент педагогического дискурса - убеждение, широко применяется в современном политическом дискурсе, что объясняется его спецификой: воздействием на сознание людей для формирования определенных взглядов, мнений.

На основании изучения энциклопедической базы, освещающей основные «точки» осмысления содержательного наполнения и институционализации политического и педагогического дискурсов нами был проведен сопоставительный анализ, который позволяет выявить общее и различное в представленном контенте, выстроить стратегию проектирования процесса социализации, в том числе с учетом современных политических реалий (Таблица 1).

Таблица 1

Сопоставительный анализ институциональных категорий педагогического и политического дискурса

Характеристики Педагогичесий дискурс Политический дискурс

Базовые концепты Образование, знание, школа, урок, учитель, ученик, оценка Государство, власть, политика, политик, партия, выборы

Ценности Признание и закрепление моральных ценностей общества, специальных ценностей педагогической этики, соблюдение социальных традиций, раскрытие содержания основных концептов педагогического дискурса Укрепление стабильности политической системы и нахождение баланса между различными политическими силами, поддержание консенсуса между членами социума

Цель Социализация нового члена общества Борьба за власть

Участники Учитель и ученик Политические институты

Иерархия участников Неравенство участников Неравенство участников

Хронотоп Время, закрепленное за учебным процессом (школьный урок, университетская лекция), и место где процесс проходит (школа, класс, аудитория) Время закрепленное за политическим процессом (выборы, заседание парламента, дебаты, инаугурация), и место где процесс проходит (Государственная дума, избирательный участок, резиденция)

Стратегии Информационно-аргументирующая, манипу-лятивно-консолидирующая, экспрессивно-апеллятивная, контрольно-оценочная Манипулятивная, самопрезентации, самозащиты, дискредитации и нападения

Жанры Урок, лекция, семинар, экзамен, родительское собрание, диспут, беседа родителей и ребенка, учителя и ученика Агитационная речь, дебаты, дискуссия, политическое интервью, переговоры, лозунг, публичная речь политика

Функции -Воспитательная -образовательная -мировоззренческая -коммуникативная -культуросозидательная -регулятивная -аксиологическая -Ориентирующая -социально-формирующая -стабилизирующая -нормативная -консолидирующая -контрольная -мобилизационная

Прецедентные тексты Школьные учебники и хрестоматия, известные тексты детских книг, сюжеты популярных фильмов, тексты песен, пословицы, поговорки, известные афоризмы на тему учёбы, знаний, отношений между учителем и учеником Высказывания, лозунги, крылатые выражения политических деятелей

Признавая, что перечень выделенных компонентов анализа является весьма условным и предварительным, манифестируя лишь один из этапов нашего исследования механизмов повышения качества государственной культурной политики, отметим некоторые предварительные выводы.

Во-первых, семиотический анализ контента педагогического и политического дискурсов позволит обогатить их новым содержанием, объединить процессы социализации и инкультурации личности, исходя из тенденций современной меняющейся социокультурной ситуации в обществе.

Во-вторых, важнейшим направлением стратегии «мягкого» вхождения подрастающего поколения в социум является расширение практики эффективного партнерства государства, общественных институтов и общественных организаций в сфере государственной образовательной и культурной политики.

В третьих, в контурах оптимизации возможностей осмысления усилий государства в контексте культурной политики в аспекте «инвестирования в «широкое будущее», а не только «меценатства для «ограниченного настоящего» весомым фактором укрепления жизнеспособности диалога государства и общества, а, следовательно, и благополучия современного общества, является повышение качества и продуктивности процесса социализации и инкультурации граждан. Одна из задач нашего дальнейшего исследования связана именно с разработкой этих механизмов с учетом поля гносеологически привлекательного междисциплинарного семиотического анализа педагогического и политического дискурса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гаджиев, К.С. Политическая социология. Учебное пособие для академического бакалавриата / К.С. Гаджиев. - М: Юрайт, 2017. -207 с.

2. Голобородько, А.Ю. Государственная культурная политика в системе обеспечения национальной безопасности современной России: социальное и политическое пространство реализации / А.Ю. Голобородько. Автореф. дис...докт. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2016. - 56 c.

3. Карасик, В.И. О типах дискурса / В.И. Карасик. - Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сборник научных трудов трудов. Волгоград, 2000. - С. 5-20.

4. Куртин, Ж.-Ж. Шапка Клементиса (заметки о памяти и забвении в политическом дискурсе) / Ж.-Ж. Куртин. - Квадратура смысла: Французская школа анализа дискурса. - М.: Прогресс, 1999. - С. 95-105.

5. Мацумото, Д. Психология и культура / Д.Мацумото. - СПб.: Питер, 1-е издание, 2003. - 720 с.

6. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.

7. Фуко, М. Дискурс и истина // Логос. - 2008. - № 2 (65). - С. 159-262.

8. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне. Двенадцать лекций / Ю. Хабермас. - М.: Весь мир, 2008. - 354 с.

9. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И. Шейгал. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - С. 5-8.

10. Herskovits, М. Cultural Anthropology / M. Herskovits. - N.Y., 1955.

11. Merelman, R. M. Revitalizing Political Socialization // Hermann M. (ed.) Political Pshychology. - 1986. - P.279-319.

12. Wasburn Ph. A life Course Model of Political Socialization. // Politics and Individual. - 1994. - Vol. 4. - №2. - P.1-26.

С.П. Федоренко, Р.Г. Магомедханов

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Аннотация. В данной статье рассматриваются современное состояние, основные проблемы и перспективы формирования и развития правовая политика современной России по реализации концепции социального государства. Конституционный принцип достойного уровня жизни граждан России имею сложную систему правового обеспечения. При многих плюсах этой системы можно говорить о тех ее частях, которые представляются спорными и научно дискуссионными.

Ключевые слова: правовая политика, социальное государства, достойный уровень жизни российских граждан, правовое механизмы защиты и реализации прав граждан, проблемы реализации принципа социального государства в современной России.

S.P. Fedorenko, R.G. Magomedkhanov

LEGAL POLICY OF MODERN RUSSIA FOR IMPLEMENTATION CONCEPTS OF THE SOCIAL STATE

Abstract. This article discusses the current state, the main problems and prospects of formation and development of the legal policy of modern Russia on the implementation of the concept of social state. The constitutional principle of a decent standard of living for Russian citizens has a complicated system of legal support. With many advantages of this system, we can talk about those parts that seem controversial and scientifically debatable.

Key words: Legal policy, social state, decent standard of living of Russian citizens, legal mechanisms of protection and realization of citizens ' rights, problems of realization of the principle of social state in modern Russia.

Не смотря на то, что проблемы правовой политики стали сравнительно недавно предметом научных исследований, они прочно заняли позицию одних из наиболее актуальных и злободневных проблем современной юридической науки. Это обусловлено тем, что современная правовая система России дает широкое поле для правотворческой и правоприменительной практики, в том числе и для реализации закрепленного в статье 7 Конституции Российской Федерации принципа социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.