Научная статья на тему 'Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ: организация и сопровождение апробации разработанных проектов на уровне муниципальных образований Челябинской области'

Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ: организация и сопровождение апробации разработанных проектов на уровне муниципальных образований Челябинской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
APPROBATION / ADDITIONAL EDUCATION / INNOVATION PROCESSES / CONSULTING / АПРОБАЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / КОНСАЛТИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кинева Е. Л., Лямцева Е. В., Ребикова Ю. В.

Статья посвящена вопросам организации и сопровождения апробации разработанных проектов модельных дополнительных общеобразовательных программ на базе пилотных площадок в рамках реализации проекта «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области». Авторы рассматривают процесс апробации через организацию технологии экспертного и обучающего консалтинга. Также в статье обсуждаются перспективы использования результатов проекта и возможные пути его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кинева Е. Л., Лямцева Е. В., Ребикова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FRANCHISE NETWORK DEPLOYMENT OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS: THE ORGANIZATION AND MAINTENANCE OF TESTING THE DEVELOPED PROJECTS AT THE MUNICIPAL LEVEL OF THE CHELYABINSK REGION

The article is devoted to the organization and maintenance of the model developed by the approbation of additional educational programs on the basis of pilot projects in the areas within the project "Teaching franchise network deployment of additional educational programs at the municipal level of the Chelyabinsk region." The authors consider the testing process through the organization of expert technology consulting and training. The article also discusses the prospects for the use of project results and possible ways of its realization.

Текст научной работы на тему «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ: организация и сопровождение апробации разработанных проектов на уровне муниципальных образований Челябинской области»

ИНННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.046.4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФРАНЧАЙЗИНГ РАЗВЕРТЫВАНИЯ СЕТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ: ОРГАНИЗАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ апробации разработанных проектов на уровне МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Кинева Е. Л., ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования» ЛямцеваЕ.В., ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения

квалификации работников образования» РебиковаЮ.В., ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации и сопровождения апробации разработанных проектов модельных дополнительных общеобразовательных программ на базе пилотных площадок в рамках реализации проекта «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области». Авторы рассматривают процесс апробации через организацию технологии экспертного и обучающего консалтинга. Также в статье обсуждаются перспективы использования результатов проекта и возможные пути его реализации.

Ключевые слова: апробация, дополнительное образование, инновационные процессы, консалтинг.

Одной из стратегических целей государственной политики в области образования является повышение доступности качественного дополнительного образования детей. Данные цели обозначены в Федеральном законе «Об образовании РФ» 273-Ф3, а также определены в Концепции дополнительного образования детей. Повышение доступности качественного дополнительного образования детей нормативно было отражено в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей»1 и в настоящее время получает свое развитие в федеральном проекте «Успех каждого ребенка»2.

В 2018 г. в рамках реализации мероприятий федеральной субсидии приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» творческая команда ГБУ ДПО ЧИППКРО приступила к реализации проекта по теме «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области»3. Целью проекта являлось организационно-управленческое и научно-методическое сопровождение разработки и реализации муниципальных проектов развития сети дополнительных общеобразовательных программ на основе технологии франчайзинга.

Основная идея проекта заключается в повышении качества и доступности оказания образовательных услуг по дополнительным общеобразовательным программам, посредством развития сети реализуемых программ, развернутых на базе муниципальных образований с использованием ресурсов межведомственного и сетевого взаимодействия организаций сфер образования, культуры, физической культуры и спорта.

Инновационность проекта заключается в реализации технологии франчайзинга в дополнительном образовании. Франшиза в данной ситуации предполагает:

- разработку модельных дополнительных общеобразовательных программ (франшиза), созданных на основе лучших практик дополнительного образования;

- повышение квалификации педагогов для реализации модельных дополнительных общеобразовательных программ;

- создание системы управления сетью реализуемых в муниципалитетах модельных дополнительных общеобразовательных программ.

Реализация проекта шла в двух взаимосвязанных направлениях.

Первое направление включало описание технологии создания модельных дополнительных общеобразовательных программ и разработку в соответствии с нею дополнительных общеобразовательных программ.

Второе направление - отбор и демонстрация механизмов, способствующих быстрому развитию сети дополнительных общеобразовательных программ в конкретном муниципальном образовании. Полученный первый «успешный опыт» транслировался для других муниципальных образований Челябинской области. В основе реализации всех мероприятий проекта была использована технология проектного управления.

При реализации мероприятий проекта исполнителями особое внимание было уделено организации и сопровождению апробации разработанных муниципальных проектов развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на базе пилотных территорий в 7 муниципальных образованиях Челябинской области (Златоустовский, Карабашский, Копейский, Миасский городские округа, Ашинский, Саткинский, Сосновский муниципальные районы). Участниками апробации стали специалисты управлений, методисты, руководящие и педагогические работники образовательных организаций сфер образования, культуры, физической культуры и спорта муниципальных образований. Отметим, что в основе процесса апробации идей проекта лежали технологии экспертного и обучающего консалтинга схема реализации которого представлены на рисунке 1.

•обеспечение научно-методического сопровождения разработки муниципальных проектов развития сети дополнительных общеобразовательных программ различной направленности на основе использования ресурсов образовательных организаций разных типов, а также организаций спорта, культуры, общественных организаций и организаций реального сектора экономики_У

•создание репозитория модельных дополнительных оошеооразовательных программ различной направленности, разработанных на основе лучших практик дополнительного образования, востребованных в муниципальных образованиях - «пилотах» проекта для развёртывания спроектированной сети ДОП

•разработка и реализация дополнительных профессиональных программ для обучения работников системы образования, культуры, спорта, общественных организаций и организаций реального сектора экономики по проектированию и реализации ДОП на основе ресурсов создаваемого репозитория

•организационно-методическое сопровождение разраоотанных модельных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности в рамках функционирования муниципальных проектов развития сети ДОП -«пилотов» проекта

Рисунок 1. Схема реализации проекта «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований

Челябинской области»

Использование термина консалтинга в социальной практике связано с осуществлением деятельности, направленной на анализ, выявление проблем и обоснования перспектив развития рассматриваемого процесса или внедряемой модели.

Для продвижения педагогических процессов чаще всего используется управленческо-педагогический и психологический консалтинг. Целью данного вида консалтинга является планирование, формирование, развитие и использование профессиональной компетентности педагога. Методы и средства достижения цели: тренинг, мониторинг уровня профессиональной компетентности, метод проектов, индивидуальный образовательный маршрут4.

Индивидуальный методический образовательный маршрут при этом чаще всего рассматривается как целенаправленное проектирование дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей педагогу позицию субъекта выбора, разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения профессионального развития5. Условиями успешной реализации индивидуального образовательного маршрута педагога является его методическое, управленческо-педагогическое и психологическое сопровождение в образовательной организации.

Перед нашим проектом задача стала более широкая, нам не только надо было познакомить педагогов с создаваемыми педагогическими продуктами гранта и научить пользоваться ими, а изменить состояние муниципальных образовательных систем, выстраивая межведомственную и межличностную коммуникации.4

Через технологии экспертного и обучающего консалтинга, а именно сопровождение в процессе взаимодействия с каждой муниципальной территорией, стал поиск и внедрение организационно-управленческих механизмов, которые позволили адресно и с учетом сильных сторон каждой управленческой межведомственной команды территории направить свои усилия на развертывание сети дополнительных общеобразовательных программ.

Рассмотрим каждый этап технологии экспертного и обучающего консалтинга подробнее.

Реализация задач, поставленных в проекте, сегодня невозможна только традиционными формами организации работы, ориентированными на исполнение поручений. Необходимо более современное и гибкое проектное управление развитием всей региональной и муниципальной системы дополнительного образования. Грамотное определение состава проектной команды, распределение полномочий, организации ее деятельности обеспечивает успешность реализации проекта. В связи с этим исполнители проекта «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области» определили форму обучения в виде проектной сессии для обучения команд муниципальных территорий. По итогам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалисты 7 пилотных муниципалитетов смогли проанализировать актуальное состояние развития дополнительного образования детей своих территорий на институциональном и муниципальном уровнях. При разработке программы управления развитием сети дополнительных общеобразовательных программ на муниципальном уровне специалисты научились применять нормативно-правовые нормы в практике профессиональной деятельности, а также применять проектные технологии при разработке проекта Программы управления развитием сети дополнительных общеобразовательных программ на муниципальном уровне, представлять разработанные материалы и дорабатывать их по результатам обсуждения и экспертизы, получили новый опыт по адаптированию к работе в условиях перемен, работать в команде для конструктивного сотрудничества с коллегами, способности включать вновь воспринятые сведения в уже имеющимися системы знаний6. Результат работы проектных команд 7 пилотных территорий был представлен на Заседании коллегии Министерства образования и науки Челябинской области 19 февраля 2019 г.

Для осуществления следующего этапа апробации проекта «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области» для обеспечения развития сети дополнительных общеобразовательных программ различной направленности на уровне семи муниципальных образований Челябинской области необходимо повышать уровень готовности педагогических кадров к разработке и реализации современных и качественных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Для педагогических работников сфер образования, культуры и спорта были проведены курсы повышения квалификации по программе «Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ на основе использования регионального репозитория модельных дополнительных общеобразовательных программ» в виде проектной сессии. Формирование проектной команды осуществлялось в соответствии со следующими условиями:

- в группу включались педагоги, представляющие одну из направленностей дополнительного образования (техническая, естественнонаучная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая, художественная, физкультурно-спортивная);

- представители одного муниципалитета и одной направленности, включались в одну группу;

- в группе не более 6 слушателей.

Слушатели знакомились с содержательными и процессуальными аспектами проектирования дополнительных общеобразовательных программ с использованием инновационных методических продуктов, информационно-образовательных ресурсов, с прикладными аспектами разработки дополнительных общеобразовательных программ на основе регионального репозитория модельных дополнительных общеобразовательных программ, с методикой проектирования сети дополнительных общеобразовательных программ, в виде технологической модели, с региональным репозиторием модельных дополнительных общеобразовательных программ. В практической части реализации курсов повышения квалификации слушатели разработали проект дополнительной общеобразовательной программы на основе модельных дополнительных общеобразовательных программ регионального репозитория и приняли участие в профессионально-общественном обсуждении и экспертизе дополнительных общеобразовательных программ регионального репозитория.

Помимо курсов повышения квалификации, в процессе взаимодействия с каждой муниципальной территорией, исполнителями проекта велся поиск и внедрение организационно-управленческих механизмов, которые позволяли адресно и с учетом сильных сторон каждой управленческой межведомственной команды территории направить свои усилия на развертывание сети дополнительных общеобразовательных программ. На данном этапе свою эффективность получили технологии научно-методического сопровождения, которые позволили по запросу территорий и с учетом их специфики разработать и провести систему тематических вебинаров и консультаций для различных категорий руководящих и педагогических работников организаций образования, культуры и спорта. На модульных курсах рассматривались вопросы по нормативным основаниям разработки сетевых дополнительных общеобразовательных программ; особенностям модельных региональных дополнительных общеразвивающих программ как методической основы для разработки сетевых программ; особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в общеобразовательных организациях; методические аспекты учета планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования при проектировании дополнительных общеразвивающих программ; условия, обеспечивающие реализацию образовательных потребностей и социальных установок современных детей и молодежи в системе дополнительного образования.

Эффекты апробации проекта по теме «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области» на базе пилотных площадок мы видим в следующем:

- повышение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, во всех 7 муниципальных образованиях - пилотах проекта в 2018 г. по сравнению с 2017 г.;

- решение коллеги Министерства образования Челябинской области от 19 февраля 2019 г. о признании проекта результативным и целесообразным для распространения на территории Челябинской области7;

- рекомендации Министерства просвещения РФ к использованию в работе эффективных моделей реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Примечания

1 Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. (протокол от 30 ноября 2016г. №11).

2 Федеральные проекты, входящие в национальный проект: Успех каждого ребенка [Электронный ресурс]. -URL: https://edu.gov.ru/national-project#

3 Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области [Электронный ресурс]. - URL: https://ipk74.ru/pddod/

4 Новиков, Д.А. Теория управления образовательными системами. - М.: Народное образование, 2009. 416 с.

5 Афонькина, Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением. - Волгоград: Учитель, 2015. 83 с.

6 Мылова, И.Б. Элементы методологии современного образовательного менеджмента как основа организации повышения квалификации учителя. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: научно-теоретический журнал. - 2019. - № 1 (38). - С. 32-39.

7 Заседание коллегии Министерства образования и науки Челябинской области 19 февраля 2019 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minobr74.ru/htmlpages/Show/overview/KollegiyaMinisterstva /Zasedaniyakollegii2019goda/Zasedaniekollegii19022019

TEACHING FRANCHISE NETWORK DEPLOYMENT OF ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS: THE ORGANIZATION AND MAINTENANCE OF TESTING THE DEVELOPED PROJECTS AT THE MUNICIPAL LEVEL OF THE

CHELYABINSK REGION

Kineva E. L., Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of education workers Lyamtseva E.V., Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of education workers Rebikova Yu.V, Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of education workers

e-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the organization and maintenance of the model developed by the approbation of additional educational programs on the basis of pilot projects in the areas within the project "Teaching franchise network deployment of additional educational programs at the municipal level of the Chelyabinsk region." The authors consider the testing process through the organization of expert technology consulting and training. The article also discusses the prospects for the use of project results and possible ways of its realization.

Keywords: approbation, additional education, innovation processes, consulting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.