Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент по уменьшению утомления зрительного анализатора у студентов в процессе проведения учебных занятий'

Педагогический эксперимент по уменьшению утомления зрительного анализатора у студентов в процессе проведения учебных занятий Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА УТОМЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ У СТУДЕНТОВ / УМЕНЬШЕНИЕ НАПРЯ-ЖЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА / НАГРУЗКА НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ / PREVENTION OF VISUAL FATIGUE IN STUDENTS / REDUCING THE TENSION OF THE VISUAL ANALYZER / THE LOAD ON THE VISUAL ANALYZER IN THE EDUCATIONAL PROCESS / AND PHYSICAL EDUCATION IN THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна

В статье проанализированы результаты педагогического эксперимента, который заключался в том, что во время учебных занятий со студентами проводили физкультминутки. Установлено, что у студентов как с нормальным зрением, так и с его нарушением к концу занятий наблюдались существенные изменения со стороны зрительного анализатора. Физкультминутки, которые проводятся в рамках учебных занятий, сопряженные с глазодвигательными нагрузками, оказывают благотворное влияние на функционирование зрительного анализатора студентов и способствуют профилактике глазных болезней, а также торможению развития патологических сдвигов в зрительной системе студентов, имеющих ослабленное зрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Experiment to Reduce Fatigue of the Visual Analyzer of Students in the Process of Training Sessions

The results of the pedagogical experiment are analyzed in this article; the experiment consisted in the fact that during the training sessions with students, physical education was held. It was established that the students, both with normal vision and with its impairment, had significant changes by the visual analyzer towards the end of the session. Physical education, that is conducted in the framework of training sessions associated with oculomotor load, have a beneficial effect on the functioning of the visual analyzer of students, and contribute to the prevention of eye diseases, as well as inhibition of the development of pathological shifts in the visual system of students with weakened vision.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент по уменьшению утомления зрительного анализатора у студентов в процессе проведения учебных занятий»

И. Н. Шувалова

УДК 37.012:371.711

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО УМЕНЬШЕНИЮ УТОМЛЕНИЯ

ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

азвитие современного общества характеризуется сложными социально-экономическими изменениями, которые декларируют решение одной из центральных своих задач -сохранения здоровья населения [15]. У выпускников средних учебных заведений, а также студентов декларируется наличие широкого спектра различных заболеваний. По данным Главного вычислительного центра Министерства здравоохранения России, у 38 % старшеклассников выявлены болезни органов дыхания, у 20 % - нервной системы и органов чувств, у 9,5 % - зрения, у 4,5 % - расстройства психики [12]. Одним из серьезнейших недугов в этом плане является нарушение различных функций зрительного анализатора, через который осуществляется прием до 90 % информации из окружающего мира. Нарушение этой системы значительно ограничивает человека в пространственной ориентировке и серьезно затрудняет целенаправленные координационные действия. Студент с ослабленным зрением испытывает ощущения дискомфорта во время учебы, которые усиливаются общим снижением умственной и физической работоспособности, ухудшением самочувствия, активности и настроения [2; 7; 8; 20]. Ежегодно число студентов, пополняющих специальные медицинские группы, неудержимо растет. Так, за период с 2008 по 2011 гг. численность молодых людей с различными заболеваниями органов зрения увеличилась с 8,9 % до 11,2 %, и эта цифра, по прогнозам ученых,

будет расти, т. к. доля интеллектуальных нагрузок, сопряженных с интенсивной деятельностью зрительной системы, с каждым годом возрастает все больше и больше [9; 18]. В образовательном процессе вуза задача профилактики нарушений зрения не решается, несмотря на ее большую социальную значимость. Для педагогических вузов эта проблема особо актуальна, так как современный специалист-педагог, выйдя из стен своего университета, должен уметь с помощью педагогических средств предупредить развитие близорукости у детей, тем самым способствуя процессу здоровьесбережения учащихся.

В период обучения в вузе студент вынужден переносить большие психоэмоциональные нагрузки. В настоящее время установлено, что психоэмоциональный стресс приводит к потери части адаптивных ресурсов и обусловливает возникновение зрительных расстройств. У. Бейтс придерживается аналогичного мнения, считая, что основной причиной близорукости является умственное утомление и психическое напряжение, порождающее «физическое перенапряжение глаз» [3; 4]. В связи с тем, что в вузовском образовании главный акцент делается на самостоятельную подготовку, студенту ежедневно приходится длительное время держать в напряжении зрительный анализатор, через который идет основной поток учебной информации, увеличивается нагрузка на глазодвигательные мышцы. При этом двигательная активность глаз ограничена диапазоном 20-40 см (чтение книги, работа с компьютером), что обусловливает, с одной стороны, работу глазных мышц в статическом режиме для удержания взгляда на определенном объекте учебника или экрана монитора, а с другой - необходимостью динамического режима в виде сака-дических движений, необходимых для проецирования изображений на сетчатке. Кумулятивный эффект подобных статодинамических воздействий исключает возможность для расслабления глазодвигательных мышц, ведет к перенапряжению зрительных функций и тем самым снижает рефракционные возможности и остроту зрения студентов. В связи с этим крайне необходимо обучить студента прие-

20/у//

мам уменьшения и снятия напряжения мышц глаз. Многочисленными исследователями показано, что применение физических упражнений способствует снятию умственного утомления и профилактике близорукости [1; 5; 6; 10; 11; 13; 14; 16; 17; 19]. Однако рекомендуемая программа по физической культуре для вузов не предусматривает применение средств оздоровительно-коррекционной гимнастики, направленной на поддержание зрительных функций.

Последние исследования ученых показали, что при любой умственной нагрузке на 78 минуте внимание к происходящим событиям резко ослабевает. Каким бы интересным не были фильм, спектакль, лекция, на 7-ой минуте практически любая информация очень плохо воспринимается слушателем. Можно предположить, что мозг за этот промежуток времени переутомляется и ему требуется отдых (он «отключается»). Предположим, что на протяжении часа при постоянной и интенсивной умственной нагрузке мозг «отключается» в определенные моменты времени. Тогда критическими точками от начала умственной нагрузки будет время: 7-8 минуты, 1415, 21-22, 28-29, 35-36, 42-43, 49-50 минуты (академический час). В эти «критические» точки преподавателю на занятии желательно переключать на короткое время внимание (рассказать забавную историю по теме), сделать несколько простых и эффективных упражнений.

Цель работы - изучить влияния физкультминутки на функциональное состояние зрительного анализатора студентов с разным состоянием зрения.

Исследование проводилось на базе Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте на занятиях по дисциплине «Основы медицины и здорового образа жизни». В эксперименте приняли участие 24 студента 1-го курса Института педагогики, психологии и инклюзивного образования с нормальным зрением и 12 студентов с нарушением рефракции. Были сформированы две группы студентов: без нарушения зрения и с нарушением (снижение остроты

зрения, миопия, гиперметропия и др.). Во время занятий с этими группами проводились физкультминутки - физические упражнения в режиме лекционных занятий, обеспечивающие предупреждение наступающего зрительного и умственного утомления. Контролем для каждой группы служили те же студенты в период лекционных занятий по дисциплине «Основы медицины и здорового образа жизни», но без проведения физкультминутки. Студенты обследовались 3 раза в течение учебного занятия: до начала занятия, после 1-го академического часа работы, а затем после 2-го часа. Для оценки функционального состояния зрительного анализатора определяли показатель устойчивости аккомодации и ближайшую точку аккомодации с помощью зрительного эргометра. Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием профессиональной программы 8ТАТКТ1СА у.6.0.

Длительность физкультминуток - 2-3 мин. В комплекс включали 3-4 упражнения для глазодвигательных мышц, мышц кисти и рук. Во время аудиторных занятий для расслабления мышц глаза использовались невидимые упражнения, выполняемые с закрытыми глазами. Для расслабления цилиарной мышцы глаза применяли переключение взгляда с близкой точки на дальнюю и наоборот. Позотони-ческие упражнения предусматривали через каждые 30-60 мин выполнение произвольного общего расслабления скелетной мускулатуры, сочетаемое с ритмичными сокращениями отдельных мышечных групп (например, сгибателей или разгибателей пальцев рук, мимической мускулатуры лица и т. п.).

Выявлено, что как у студентов с нормальным зрением, так и с его нарушением к концу занятия наблюдались существенные изменения со стороны зрительного анализатора. Так, после работы в группе студентов с нормальным зрением наблюдалось достоверное снижение показателя устойчивости аккомодации с 0,61±0,03 до 0,52±0,03 усл. ед. (р<0,001), т. е. на 14,8 %, в то время как в эксперименте у отдельных студентов отмечено даже его незначительное увеличение. У студентов с нарушением зрения к концу занятия наблюда-

лось более выраженное снижение показателя устойчивости аккомодации - с 0,56±0,03 до 0,42±0,02 усл. ед. (р<0,001) т. е. на 24,9 %. Это указывает на то, что в процессе учебного занятия усугубляется процесс зрительного утомления, что вызывает появление остаточного напряжения цилиарной мышцы глаза. Эксперимент приводил к положительной динамике показателей: у студентов с нормальным зрением показатель устойчивой аккомодации снизился с 0,61±0,05 до 0,58±0,02 усл. ед. (р<0,001), т. е. на 4,9 %, а у студентов с нарушенным зрением - с 0,56±0,02 до 0,49±0,03 усл. ед. (р<0,001), т. е. на 12,5 %.

В условиях работы на занятиях у студентов с нормальным и нарушенным зрением к концу занятия наблюдалось снижение величины ближайшей точки аккомодации, характеризующей способность цилиарной мышцы глаза к максимальному сокращению. Так, величина ближайшей точки аккомодации у студентов первой группы достоверно уменьшалась с 6,01±0,12 до 4,88±0,10 см (р<0,001), а у студентов второй группы величина ближайшей точки аккомодации снижалась еще в большей мере - с 5,03±0,11 до 3,9±0,10 см (р<0,001). Полученные данные указывают на выраженное утомление цилиарной мышцы и снижение аккомодационной функции глаза. Причем у студентов с нарушением зрения эти изменения были более выраженными. В процессе эксперимента отмечается положительная динамика показателей. Так, величина ближайшей точки аккомодации у студентов первой группы достоверно уменьшалась с 6,01±0,12 до 5,64±0,10 см (р<0,001), а у студентов второй группы величина ближайшей точки аккомодации снижалась еще в большей мере - с 5,03±0,11 до 4,3±0,10 см (р<0,001).

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать заключение, что даже обычная учебная нагрузка вызывает физиологические сдвиги (состояние аккомодационного аппарата глаза, зрительной работоспособности) как у студентов с нормальным зрением, так и у студентов с патологией зрения. Это указывает на необходимость проведения кратковременных профилактических мероприятий (1-2 мин) для снятия зритель-

ного утомления, нервно-эмоционального и статического напряжения в процессе проведения учебных занятий. По данным нашего субъективного анкетирования выявлено, что методиками снятия напряжения зрительного анализатора владеют 43,9 % студентов, а всегда применяют на практике - 2,4 %, иногда -41,0 %, никогда - 56,6 %.

Приведем несколько коротких, но эффективных упражнений, которые мы рекомендуем проводить в «критических точках» лекции. Все упражнение должно занимать 10-15 секунд. На протяжении лекции Вы потеряете всего 1-1,5 мин (всего необходимо сделать 6 мини-перерывов), но выигрыш в усвоении материала намного перекроет ваши усилия при выполнении этих упражнений. На последних минутах академического часа упражнения делать не обязательно. Упражнение показывается и выполняется преподавателем вместе со студентами, предлагаем в течение лекции проводить короткие упражнения в любом порядке из следующего набора.

1. Глаза закрыты. Делать вращательные (круговые) движения обоими глазами в противоположные стороны без напряжения, по 8 раз в каждом направлении (глаза вращаются одновременно в разные стороны).

2. Глаза закрыты. Совершать движение глазами в виде «восьмерки» в вертикальной плоскости без напряжения. В одну и другую сторону по 8 раз. Примечание: круговые движения выполнять как можно точнее. Тело расслаблено.

3. Глаза закрыты. С максимальным напряжением в течение 3 секунд опустить оба глаза вниз (смотреть вниз, голова неподвижна), проделать 3 раза. Затем также смотреть вверх, влево, вправо, к переносице, в противоположные стороны от переносицы. После этого упражнения открыть глаза и поморгать веками обоих глаз одновременно 5-10 раз.

4. Глаза закрыты. Растереть ладони до горячего состояния. Наложить большие подушечки ладоней на глазные яблоки (пальцы касаются лба). С небольшим нажимом на глазные яблоки делать массирующие движения ладонями в противоположные стороны (в горизонтальной плоскости) 8 раз.

20/у//

Если студентам приходится много писать, то рекомендуем следующие упражнения:

1. С максимальным усилием в течение 3 секунд пытаться раздвинуть в стороны выпрямленные пальцы рук. Повторить 3 раза. Пальцы раздвинуты, ладонь выпрямлена. Повторить упражнение, но только пытаться максимально напрягая пальцы, соединить их вместе. Выполнить 3 раза.

2. Напрячь пальцы рук, как бы пытаясь их сжать в кулаки, но не сжимать до конца. Пальцы в полусогнутом состоянии слегка раздвинуты. С максимальным усилием, напрягая мышцы пальцев в течение 3 секунд, пытаться их сжать. Повторить 3 раза.

3. Пальцы в полусогнутом состоянии. С максимальным усилием, напрягая мышцы пальцев в течение 3 секунд, пытаться их выпрямить. Повторить 3 раза.

4. Сцепить мизинцы между собой «крючком». С максимальным усилием в течение 3 секунд тянуть пальцы в разные стороны, пытаясь их разорвать. Повторить 3 раза. Проделать такое упражнение для остальных пальцев.

5. Отгибать до упора каждый палец противоположной рукой до максимально возможного угла. Отгибать по 3 раза каждый палец.

Для снятия умственного напряжения и тонизации умственной деятельности рекомендуем выполнять следующие упражнения.

1. Растереть до тепла ладони. Наложить ладони на височно-теменную область головы с двух сторон, пальцами навстречу друг другу. Делать массирующие движения ладонями вместе с кожей головы назад, вперед, ладони от кожи не отрывать. Затем переместить ладони немного назад и проделать то же самое. Такими массирующими движениями надо пройти от темени до затылка (начала шеи). Согнуть пальцы и провести ногтями по голове от начала волосяного покрова назад, как бы причесываясь, до шеи сзади 8 раз.

2. Положить ладони с двух сторон головы над ушными раковинами. Сделать 3 сильные сжимания головы.

3. Положить одну ладонь на центр лба, другую на затылок. Сделать 3 сильных сжатия.

4. Дергать за большие пучки волос с силой, не вызывая боли, 8 раз.

5. Растереть ладони до горячего состояния. Наложить ладони на ушные раковины. Сделать 8 растирающих движений ушных раковин снизу вверх и обратно.

6. Большим и указательным пальцем захватить мочки уха. С силой потянуть мочки в стороны, 8 раз.

7. Большим и указательным пальцем сильно сдавливать противозавиток уха, последовательно несколько раз снизу вверх.

8. Глаза закрыты. Ладони прижать к вискам около внешних углов глаз. Произвести поглаживание тенаром от углов глаз к вискам 8 раз.

9. Косточками согнутых больших пальцев массировать точки у наружного слухового прохода, 8 раз по часовой стрелке.

10. Косточкой согнутого большого пальца правой руки массировать точку под ноздрями в центре над верхней губой, 8 раз по часовой стрелке.

11. Таким же приемом массировать точку под нижней губой в центре ямки, 8 раз по часовой стрелке.

Большой выбор упражнений позволяет каждый раз чередовать их между собой, стараясь, чтобы они как можно реже повторялись.

Образовательное пространство современного вуза характеризуется широким спектром изучаемых дисциплин, интенсивной и напряженной интеллектуальной деятельностью, в том числе и с использованием мультимедийных средств, которые оказывают существенное влияние на функционирование зрительного анализатора студентов, приводя в некоторых случаях к ослаблению зрения. Физические упражнения, сопряженные с глазодвигательными нагрузками, оказывают благотворное влияние на функционирование зрительного анализатора студентов и способствуют профилактике глазных болезней, а также торможению развития патологических сдвигов в зрительной системе студентов, имеющих ослабленное зрение.

Выявленные в ходе исследования неблагоприятные изменения функционального со-

стояния организма студентов во время учебных занятий, особенно у студентов с нарушением зрения, указывают на необходимость серьезного отношения к этой проблеме как со стороны самих студентов, так и со стороны специалистов-медиков, физиологов, педагогов. Следует активно внедрять в практику учебных занятий проведение комплексов профилактических мероприятий, направленных на снятие утомления, влияния негативных факторов на организм студентов. Практическая значимость полученных результатов очевидна, поскольку направлена на сохранение здоровья студентов.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы результаты педагогического эксперимента, который заключался в том, что во время учебных занятий со студентами проводили физкультминутки. Установлено, что у студентов как с нормальным зрением, так и с его нарушением к концу занятий наблюдались существенные изменения со стороны зрительного анализатора. Физкультминутки, которые проводятся в рамках учебных занятий, сопряженные с глазодвигательными нагрузками, оказывают благотворное влияние на функционирование зрительного анализатора студентов и способствуют профилактике глазных болезней, а также торможению развития патологических сдвигов в зрительной системе студентов, имеющих ослабленное зрение.

Ключевые слова: профилактика утомления зрения у студентов, уменьшение напряжения зрительного анализатора, нагрузка на зрительный анализатор в учебном процессе, физкультминутки в учебном процессе.

SUMMARY

The results of the pedagogical experiment are analyzed in this article; the experiment consisted in the fact that during the training sessions with students, physical education was held. It was established that the students, both with normal vision and with its impairment, had significant changes by the visual analyzer towards the end of the session. Physical education, that is conducted in the framework of training sessions associated with oculomotor load, have a beneficial effect on the functioning of the visual analy-

zer of students, and contribute to the prevention of eye diseases, as well as inhibition of the development of pathological shifts in the visual system of students with weakened vision.

Key words: prevention of visual fatigue in students, reducing the tension of the visual analyzer, the load on the visual analyzer in the educational process, and physical education in the learning process.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисов Э. С., Курпан Ю. И., Лива-до Е. И. Физкультура при близорукости - М.: Советский спорт, 1993. - 80 с.

2. Бараненко В. А, Рапопорт JI. A. Здоровье и физиологическая культура студента: учебное пособие. - М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

3. Барнс Дж. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. - Минск: «Попурри», 2008. - 160 с.

4. Бейтс У. Г. Как приобрести хорошее зрение без очков. - М.: Изд-во А.В.К.-Ти-мошка, 2002. - 320 с.

5. Беляев И. Г. О взаимодействии зрительного, слухового и кинестетического анализаторов в процессе тренировки // Теория и практика физической культуры. - М.: НИЦ ТиПФК, 1947. - № 12. - С. 925-931 (46-52).

6. Бинь Чжун. Цигун для глаз. - СПб.: Питер, 2011. - 192 с.

7. Блинкова Е. С., Ремесников И. А. Оценка удовлетворенности зрением при различных способах коррекции миопии в зависимости от величины зрачка // Практическая медицина. - Казань: ООО «Практика», 2012. -Т. 1. - № 59. - С. 27-31.

8. Бурцев М. Б. Как улучшить зрение в любом возрасте: все методики на выбор. -Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 284 с.

9. Валиахметова И. М. Влияние учебных нагрузок и образа жизни на особенности зрительных функций студентов медицинского колледжа // Вестник новых медицинских технологий. - Тула: ФГБОУ ВПО ТулГУ, 2012. -Т. 19. - № 3. - С. 171-173.

10. Демирчоглян Г. Г. Тренируйте зрение. -М.: Советский спорт, 1990. - 46 с.

20/j/f-

11. Дубровская C. B. 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика. -М.: Рипол Классик, 2009. - 192 с.

12. Кучма В. Р. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков // Здоровье населения и среда обитания: Информационный бюллетень. - М.: Фе-дер. центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. - № 9 (126). - С. 3-8.

13. Медведев А., Медведева И. Сохраните хорошее зрение. - М.: ACT МОСКВА, 2008. - 302 с.

14. Панков О. П. Радуга прозрения. - М.: Астрель, 2010. - 240 с.

15. Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. - СПб.: Балт. пед. акад., 1998. - 295 с.

16. Родейл Дж. А. Как улучшить зрение. Естественные способы лечения. - М.: Центр-полиграф, 2005. - 140 с.

17. Рой М. Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 112 с.

18. Смирнова И. Ю., Ларшин A. C. Современное состояние зрения школьников: проблемы и перспективы. - М.: ООО Последнее слово, 2011. - № 3. - С. 2-8.

19. Соловьева В. А. Как быстро улучшить зрение. - М.: ACT; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2008.- 157 с.

20. Троицкая С. И. Избавиться от очков-убийц навсегда! - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

И. А. Родионова, В. И. Шалупин, Д. В. Романюк

УДК 796012.68

ВЛИЯНИЕ ФИТНЕС-ПОДГОТОВКИ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современный образ жизни студентов не позволяет получать физическую нагрузку в полной мере. Студенты вследствие возрастающей умственной нагрузки на занятиях и плотного графика учебы вынуждены меньше заниматься различной двигательной деятельностью, что приводит к гипокинезии. При этом студентам необходимо заниматься различными формами двигательной активности для обеспечения необходимого минимума энергетических затрат. При недостаточной двигательной активности снижается не только работоспособность, но и появляется утомляемость, ухудшается общее самочувствие. «Реализации гуманитарного потенциала физической культуры в значительной мере способствует ориентация его содержания на формирование разносторонней личности студента, в мотивацион-но-ценностном сознании которого важная роль отводится самопознанию психофизиологических особенностей своего организма. В ходе самопознания молодых людей происходит выработка проектов и программ формирования здорового образа жизни, формируется «Я-концепция», ориентированная на ценности физической культуры» [6, с. 64].

При соблюдении правильного двигательного режима, при регулярных занятиях физической культурой можно предупредить различные заболевания, сформировать достаточный уровень физической и умственной работоспособности. «Физические упражнения являются главным средством воздействия на процесс развития как отдельных двигательных качеств, так и их взаимосвязи. Целесообразно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.