Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент по формированию профессиональных навыков студентов на кафедре физики'

Педагогический эксперимент по формированию профессиональных навыков студентов на кафедре физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучеренко Л. В., Яковенко Л. М., Лапаник О. Ф.

Представлены результаты внедрения модульно-рейтинговой системы обучения студентов. Отмечена динамика роста успеваемости при переходе от модуля к модулю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент по формированию профессиональных навыков студентов на кафедре физики»

УДК 37.01:530.1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФИЗИКИ

Л.В. Кучеренко, Л.М. Яковенко, О.Ф. Лапаник, Дальрыбвтуз, Владивосток

Представлены результаты внедрения модульно-рейтинговой системы обучения студентов. Отмечена динамика роста успеваемости при переходе от модуля к модулю.

Профессионализация будущих специалистов в техническом университете как развивающихся субъектов производственной деятельности является одной из основных тенденций развития современного обучения. В системе высшего образования успешность обучения тесно связана с развитием у будущих специалистов профессиональной устойчивости и основ базовых знаний. Для успешного формирования профессиональной направленности на занятиях по физике в техническом университете необходимо усилить фундаментальную подготовку будущих специалистов. Особенностью фундаментального образования является освоение универсальных способов деятельности, опирающихся на обобщенные знания законов природы и их использование в решении технических задач [1].

В процессе получения фундаментальных знаний студент выступает не как пассивный объект педагогического управления и простой накопитель знаний, а прежде всего, как субъект познавательной деятельности, в условиях которой формируются и развиваются профессиональные умения и навыки. Предметная деятельность субъекта отражается в практической направленности, прочности и действенности знаний, но и вносит серьезные коррективы во все формы контроля учебного труда студентов.

В работе предпринята попытка усовершенствовать методику развития наиболее важных профессиональных умений у будущих инженеров-механиков по кредитно-модульному принципу [2]. Перечень умений, необходимых для деятельности инженера-механика, довольно разнообразен. В Государственном образовательном стандарте высшей школы по подготовке инженеров указаны нормативные требования: умение ориентироваться в нестандартных условиях и разрабатывать план действия; владение методами моделирования и прогнозирования, исследований и испытаний, необходимых для создания интеллектуальных ценностей; способность творческого подхода к решению практических задач и т.д.

При обучении физике можно выделить группу базовых умений, которые реализуются на занятиях. В рамках лабораторного практикума можно формировать следующие умения: закреплять знания

теоретических положений на опытах; проводить стандартные измерения; моделировать лабораторные работы; оценивать погрешности измерений; анализировать результаты; проводить планирование эксперимента. Наиболее перспективным контролем за результатом обучения является модульно-рейтинговая система, основной чертой которой является системность построения программы дисциплины и контроля знаний. Весь материал курса физики студенты специальности 140401 «Физика и техника низких температур» изучают три семестра. Разработанная модульная программа курса физики представлена в табл. 1.

Каждый модуль включает в себя отчетность по следующим позициям: лекции, лабораторные работы, практические занятия, расчетные индивидуальные задания (ИДЗ). В табл. 2 приведено соотношение различных видов деятельности и баллов в рейтинге.

Таблица 1

Модульная программа курса физики по семестрам

Модуль II семестр III семестр IV семестр

1 Механика поступательного и вращательного движения Электрическое поле в вакууме и веществе Волновая оптика

2 Молекулярная и статистическая Физика Магнитное поле в вакууме и веществе Квантовая оптика

3 Основы Термодинамики Постоянный электрический ток в различных средах Элементы квантовой механики и физики твердого тела

4 Механические колебания и волны Электромагнитные волны и система уравнений Максвелла Физика атома, ядра и элементарных частиц

Таблица 2

Соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинге

№ п/п Виды учебной деятельности в рейтинге Баллы за единицу работы Вес в рейтинговой оценке, %

1 Посещение лекций 1 10

2 Контрольная работа 5 10

3 Лабораторная работа 6 20

4 Практическое занятие 6 20

5 Самостоятельная работа: а) реферат; 10

б)индивидуальное 10 40

домашнее задание (ИДЗ)

На лекции проводится проверка посещаемости занятий. Лабораторные работы оцениваются по:

1) сдаче готовности к работе;

2) проведению эксперимента;

3) умению четко определять цель работы;

4) умению рассчитывать экспериментальные величины и оценивать погрешности результата.

Общая оценка за выполнение одной лабораторной работы составляет «6» баллов. При оценке активности во время лекции добавляется в рейтинг от одного до пяти баллов.

На практических занятиях решаются типовые задачи, а затем выдаются индивидуальные задания. Каждая тема оценивается баллом. Иногда задачи объединяются в блоки с лабораторным практикумом. По некоторым темам при подготовке к лабораторным работам выдаются индивидуальные домашние задания (ИДЗ) с выводом характеристик физического объекта и их параметрами (например, расчет характеристик электрического поля, емкости конденсаторов, сравнение емкостей конденсаторов различных конфигураций). В каждом модуле проводился экспресс-контроль, многоуровневое тестирование, контрольные работы и результаты суммировались.

В работе проведен анализ результатов успеваемости студентов Института пищевой и холодильной техники по специальности «Физика и техника низких температур» за период с 2001 по 2006 учебные годы.

В табл. 3 представлены результаты успеваемости студентов по годам.

Анализ успеваемости показал, что число студентов, имеющих оценку «отлично», растет к III семестру. Это связано с индивидуальными способностями работать постоянно самостоятельно с литературой, что характеризует высокую мотивацию обучения. Как показывает опыт, это студенты с достаточно высокой начальной подготовкой (специализированные школы, лицеи, заочные подготовительные курсы и т.д.).

Таблица 3

Результаты успеваемости студентов по годам, %

Учебный год I семестр II семестр III семестр

5 4 3 2 5 4 3 2 5 4 3 2

2001/02 11 58 31 0 20 44 36 0 20 30 42 8

2002/03 23 55 16 7 11 39 44 6 13 60 27 0

2003/04 0 36 64 0 0 25 75 0 12 44 44 0

2004/05 10 24 66 0 5 35 60 0 30 40 30 0

Практически по всем годам обучения возрастает число обучающихся на «хорошо». Количество студентов занимающихся на «удовлетворительно», имеет разброс от 30 % до 60 %. От семестра к семестру отмечена динамика роста успешности, что является результатом формирования умений и навыков. На рисунке показана динамика роста успеваемости в I и III семестрах.

Проведенный анализ успеваемости говорит о необходимости совершенствования учебного процесса. Для этого в учебном процессе должно совершенствоваться информационное сопровождение, которое включает учебно-методический комплекс, а также учебные и учебнометодические издания по курсу физики [3-5].

успеваемость,%

50

40

30

20

10

■ "5"

□ "4"

□ "3"

□ "2"

I семестр

III семестр

семестр

Динамика роста успеваемости Библиографический список

1. Шагеева Ф., Иванов В. Современные образовательные

технологии (опыт инженерного вуза) // Высш. образование в России. 2006. № 4.

С. 129-132.

2. Кучеренко Л.В., Лапаник О.Ф. Совершенствование профессиональных навыков студентов на лабораторных работах по физике в техническом университете: Матер. 48-й межвуз. науч.-техн. конф. «Фундаментальные и прикладные вопросы естествознания». Владивосток: ТОВМИ, 2005. Т. 3. С. 55-56.

0

3. Лапаник О.Ф. Физика: Тестовый контроль знаний по разделу «Электромагнетизм» для студ. техн. спец. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2003. 23 с.

4. Кокотов С.И., Кучеренко Л.В., Лапаник О.Ф. Электромагнетизм: Уч. пос. для проведения лабораторного практикума. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. 27 с.

5. Слабженникова И.М., Яковенко Л.М. Магнитное поле в веществе: Метод. пос. для студ. всех спец. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. 61 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.