УДК 37.01:530.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ФИЗИКИ
Л.В. Кучеренко, Л.М. Яковенко, О.Ф. Лапаник, Дальрыбвтуз, Владивосток
Представлены результаты внедрения модульно-рейтинговой системы обучения студентов. Отмечена динамика роста успеваемости при переходе от модуля к модулю.
Профессионализация будущих специалистов в техническом университете как развивающихся субъектов производственной деятельности является одной из основных тенденций развития современного обучения. В системе высшего образования успешность обучения тесно связана с развитием у будущих специалистов профессиональной устойчивости и основ базовых знаний. Для успешного формирования профессиональной направленности на занятиях по физике в техническом университете необходимо усилить фундаментальную подготовку будущих специалистов. Особенностью фундаментального образования является освоение универсальных способов деятельности, опирающихся на обобщенные знания законов природы и их использование в решении технических задач [1].
В процессе получения фундаментальных знаний студент выступает не как пассивный объект педагогического управления и простой накопитель знаний, а прежде всего, как субъект познавательной деятельности, в условиях которой формируются и развиваются профессиональные умения и навыки. Предметная деятельность субъекта отражается в практической направленности, прочности и действенности знаний, но и вносит серьезные коррективы во все формы контроля учебного труда студентов.
В работе предпринята попытка усовершенствовать методику развития наиболее важных профессиональных умений у будущих инженеров-механиков по кредитно-модульному принципу [2]. Перечень умений, необходимых для деятельности инженера-механика, довольно разнообразен. В Государственном образовательном стандарте высшей школы по подготовке инженеров указаны нормативные требования: умение ориентироваться в нестандартных условиях и разрабатывать план действия; владение методами моделирования и прогнозирования, исследований и испытаний, необходимых для создания интеллектуальных ценностей; способность творческого подхода к решению практических задач и т.д.
При обучении физике можно выделить группу базовых умений, которые реализуются на занятиях. В рамках лабораторного практикума можно формировать следующие умения: закреплять знания
теоретических положений на опытах; проводить стандартные измерения; моделировать лабораторные работы; оценивать погрешности измерений; анализировать результаты; проводить планирование эксперимента. Наиболее перспективным контролем за результатом обучения является модульно-рейтинговая система, основной чертой которой является системность построения программы дисциплины и контроля знаний. Весь материал курса физики студенты специальности 140401 «Физика и техника низких температур» изучают три семестра. Разработанная модульная программа курса физики представлена в табл. 1.
Каждый модуль включает в себя отчетность по следующим позициям: лекции, лабораторные работы, практические занятия, расчетные индивидуальные задания (ИДЗ). В табл. 2 приведено соотношение различных видов деятельности и баллов в рейтинге.
Таблица 1
Модульная программа курса физики по семестрам
Модуль II семестр III семестр IV семестр
1 Механика поступательного и вращательного движения Электрическое поле в вакууме и веществе Волновая оптика
2 Молекулярная и статистическая Физика Магнитное поле в вакууме и веществе Квантовая оптика
3 Основы Термодинамики Постоянный электрический ток в различных средах Элементы квантовой механики и физики твердого тела
4 Механические колебания и волны Электромагнитные волны и система уравнений Максвелла Физика атома, ядра и элементарных частиц
Таблица 2
Соотношение видов учебной деятельности студента, учитываемых в рейтинге
№ п/п Виды учебной деятельности в рейтинге Баллы за единицу работы Вес в рейтинговой оценке, %
1 Посещение лекций 1 10
2 Контрольная работа 5 10
3 Лабораторная работа 6 20
4 Практическое занятие 6 20
5 Самостоятельная работа: а) реферат; 10
б)индивидуальное 10 40
домашнее задание (ИДЗ)
На лекции проводится проверка посещаемости занятий. Лабораторные работы оцениваются по:
1) сдаче готовности к работе;
2) проведению эксперимента;
3) умению четко определять цель работы;
4) умению рассчитывать экспериментальные величины и оценивать погрешности результата.
Общая оценка за выполнение одной лабораторной работы составляет «6» баллов. При оценке активности во время лекции добавляется в рейтинг от одного до пяти баллов.
На практических занятиях решаются типовые задачи, а затем выдаются индивидуальные задания. Каждая тема оценивается баллом. Иногда задачи объединяются в блоки с лабораторным практикумом. По некоторым темам при подготовке к лабораторным работам выдаются индивидуальные домашние задания (ИДЗ) с выводом характеристик физического объекта и их параметрами (например, расчет характеристик электрического поля, емкости конденсаторов, сравнение емкостей конденсаторов различных конфигураций). В каждом модуле проводился экспресс-контроль, многоуровневое тестирование, контрольные работы и результаты суммировались.
В работе проведен анализ результатов успеваемости студентов Института пищевой и холодильной техники по специальности «Физика и техника низких температур» за период с 2001 по 2006 учебные годы.
В табл. 3 представлены результаты успеваемости студентов по годам.
Анализ успеваемости показал, что число студентов, имеющих оценку «отлично», растет к III семестру. Это связано с индивидуальными способностями работать постоянно самостоятельно с литературой, что характеризует высокую мотивацию обучения. Как показывает опыт, это студенты с достаточно высокой начальной подготовкой (специализированные школы, лицеи, заочные подготовительные курсы и т.д.).
Таблица 3
Результаты успеваемости студентов по годам, %
Учебный год I семестр II семестр III семестр
5 4 3 2 5 4 3 2 5 4 3 2
2001/02 11 58 31 0 20 44 36 0 20 30 42 8
2002/03 23 55 16 7 11 39 44 6 13 60 27 0
2003/04 0 36 64 0 0 25 75 0 12 44 44 0
2004/05 10 24 66 0 5 35 60 0 30 40 30 0
Практически по всем годам обучения возрастает число обучающихся на «хорошо». Количество студентов занимающихся на «удовлетворительно», имеет разброс от 30 % до 60 %. От семестра к семестру отмечена динамика роста успешности, что является результатом формирования умений и навыков. На рисунке показана динамика роста успеваемости в I и III семестрах.
Проведенный анализ успеваемости говорит о необходимости совершенствования учебного процесса. Для этого в учебном процессе должно совершенствоваться информационное сопровождение, которое включает учебно-методический комплекс, а также учебные и учебнометодические издания по курсу физики [3-5].
успеваемость,%
50
40
30
20
10
■ "5"
□ "4"
□ "3"
□ "2"
I семестр
III семестр
семестр
Динамика роста успеваемости Библиографический список
1. Шагеева Ф., Иванов В. Современные образовательные
технологии (опыт инженерного вуза) // Высш. образование в России. 2006. № 4.
С. 129-132.
2. Кучеренко Л.В., Лапаник О.Ф. Совершенствование профессиональных навыков студентов на лабораторных работах по физике в техническом университете: Матер. 48-й межвуз. науч.-техн. конф. «Фундаментальные и прикладные вопросы естествознания». Владивосток: ТОВМИ, 2005. Т. 3. С. 55-56.
0
3. Лапаник О.Ф. Физика: Тестовый контроль знаний по разделу «Электромагнетизм» для студ. техн. спец. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2003. 23 с.
4. Кокотов С.И., Кучеренко Л.В., Лапаник О.Ф. Электромагнетизм: Уч. пос. для проведения лабораторного практикума. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. 27 с.
5. Слабженникова И.М., Яковенко Л.М. Магнитное поле в веществе: Метод. пос. для студ. всех спец. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. 61 с.