УДК 37.01:530.1
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Л.В. Кучеренко; Л.М. Яковенко; О.Ф. Лапаник, Дальрыбвтуз, Владивосток
В данной работе проведен анализ организации самостоятельной работы по физике студентов институтов прикладной биотехнологии и пищевой и холодильной техники. Рассмотрено влияние расчетных индивидуальных физических заданий на успеваемость. Показан рост успеваемости студентов при организации самостоятельной работы.
На современном этапе развития общества повышение качества подготовки специалистов - приоритетная цель реформирования системы высшего профессионального образования.
Появление новых форм обучения, при которых большой объем информации приходится усваивать вне рамок аудиторных занятий, привело к возникновению проблем организации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Государственный
образовательный стандарт предусматривает увеличение удельного веса самостоятельных работ до 50 % учебного времени. Возникает противоречие между необходимостью превращения студентов в активных субъектов собственного учения посредством продуманной системы самостоятельных работ и доминированием в учебном процессе деятельности преподавателя.
Разрешение этого противоречия возможно при введении в учебный процесс контролируемой самостоятельной работы, в разработке программы и технологии обучения студентов выполнению самостоятельной работы. При этом необходимо соблюдать педагогические условия: проектирование преподавателем
самостоятельной работы, определение ее места в структуре учебного процесса, уточнение целей и задач ее выполнения; использование разнообразных видов самостоятельной работы (индивидуальные занятия, творческие работы для СНТК, рефераты и т.д.); различные формы контроля (письменные и устные).
Разнообразные типы и формы самостоятельной работы действительно повышают познавательную деятельность и самостоятельность студентов, формируют у них познавательный интерес и положительную мотивацию учения. Для того чтобы самостоятельная работа стала подлинно полноценной, обучающемуся необходимо получить опыт осуществления функций учителя: анализа, планирования, регулирования, оценки деятельности [1]. С этой позиции быть субъектом обучения означает осуществлять самоуправление
учебной деятельностью, а это значит формировать у обучающихся внутреннюю мотивацию, саморегуляцию, самоконтроль и самооценку.
Цели данного исследования - разработка и экспериментальная проверка методики формирования у студентов навыков организации самостоятельной работы в рамках модульно-рейтинговой системы обучения.
В табл. 1 представлено содержание деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы (СР).
Таблица 1
Содержание деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы
Виды деятельности Преподаватель Студент
1 2 3
Организация выполнения самостоятельно й работы - Ставит цели и задачи; - предлагает пример выполнения СР - Принимает цель СР как личностно значимую; - знакомится с требованиями к СР
Мотивация - Стимулирует теоретическую и практическую значимость СР; - направляет студента на достижение успеха Формирует собственную познавательную потребность в выполнении СР, установку и принимает решение о выполнении СР
Окончание табл. 1
1 2 3
Контроль Осуществляет диагностический контроль на начальном этапе; текущий контроль; расчет рейтинга - Осуществляет текущий самоконтроль; - выявляет, анализирует и исправляет допущенные ошибки; - проводит поиск оригинальных способов выполнения СР; - осуществляет итоговый самоконтроль результатов СР
Оценка учебной деятельности Устанавливает уровень и определяет качество выполнения СР, т.е. формирует мотивацию Дает самооценку СР на основе соотношения результата с целью
В связи с сокращением аудиторных учебных часов и увеличением часов на самостоятельную работу возникла необходимость организации
самостоятельной работы студентов. В табл. 2 показан расчет рейтинговой оценки при изучении электрических, магнитных полей тел различной конфигурации, анализа результатов и применения их по трём модулям:
1. Электростатика. Электрическое поле.
2. Магнитное поле в вакууме и веществе.
3. Электромагнитные колебания и волны.
Таблица 2
Расчет рейтинговой оценки
Позиция Модуль Суммарный балл
I. Электрическое поле II. Магнитное поле III. Электромагнитные колебания
1-2-я нед. 3-я нед. 4-я нед. 5-я нед. 6-я нед. 7-я нед.
К.р. 1 К.р. 2 К.р. 1 К.р. 2 К.р. 1 К.р. 2
Теоретический материал 5 5 5 5 5 5 30
Расчёт 3 3 3 3 3 3 18
Анализ результатов 2 2 2 2 2 2 12
Общее кол-во баллов 10 10 10 10 10 10 60
К каждому модулю даны по два расчётных контрольных задания. Результаты оцениваются по рейтинговой системе. Максимальные баллы выставляются студенту, который полностью выполнил вывод расчётной формулы с указанием направлений, использованием принципа суперпозиции, связи физических параметров на основе точных математических операций.
Особый интерес представляет вывод формулы на основе законов, с использованием литературы, конспектов лекций и оригинальности расчёта. Если студент пользуется конечной формулой, возникают трудности при выводе, рейтинг снижается. В рейтинг также включены проведение вычислений и анализ результатов. Контрольные задания взаимосвязаны. Рекомендуется расчёты проводить в одной тетради (12 листов) и выполнять поэтапно, после лекций по данной теме и изучения материала. Задание рассчитано на 5-7 рабочих недель.
На кафедре физики Дальрыбвтуза проводится проектирование, организация и контроль самостоятельной работы студентов. При выполнении лабораторных работ студентам предложены индивидуальные расчетные задания. Был сделан анализ выполнения СР 200 студентами институтов прикладной биотехнологии и пищевой и холодильной техники. На рис. 1 показана зависимость процента выполненных расчётных заданий от номера каждого задания, откуда
видно, что первое задание выполнили в срок 75 % обучаемых, а с пятым заданием справились только 10 %.
Проведён анализ выполнения расчётных заданий от количества всех заданий. Видно, что все пять заданий по разделам «Электростатика» и «Электромагнетизм» выполнили 30 % студентов (рис. 2). Эти учащиеся показали возможность самостоятельно проводить расчеты, выводить рабочие формулы, анализировать результаты, осуществлять самоконтроль результатов, исправлять допущенные ошибки, творчески подходить к решению.
Рис. 1. Зависимость процента выполненных расчётных заданий от номера заданий, где N - номер задания
40 %
30 %
50 %
20 %
10, %
4
3
5
2
1
Рис. 2. Уровень выполнения индивидуального задания, где Ы0 - количество индивидуальных заданий
По рейтингу проведён анализ успеваемости студентов. Средняя оценка успеваемости в выборке составляет 3,5 балла по результатам сессии.
Показано, что на формирование и развитие знаний, умений и навыков определяющее влияние оказывают организационно-педагогические условия: особенности проведения аудиторных занятий с использованием инновационных технологий обучения (проблемных лекций, виртуального моделирования лабораторных работ на компьютере, деловых игр), а также организация самостоятельной работы с дифференциацией и индивидуализацией интересов студентов.
Таким образом, самостоятельную работу следует рассматривать не только с точки зрения достижения учебных целей, а в более широком контексте - как средство формирования самостоятельности для личного качества будущего специалиста.
Библиографический список
1. Рубаник А., Большакова Г., Тельных Н. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. 2005. № 6. 121 с.
2. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28-39.
3. Бочарова Е.П. Дидактические основы обучения будущих специалистов самоконтролю знаний. Владивосток: ДВГТУ, 1995. 92 с.
4. Кучеренко Л.В., Яковенко Л.М., Лапаник О.Ф. Педагогический эксперимент по формированию профессиональных навыков студентов на кафедре физики // Научные труды Дальрыбвтуза. Вып. 19. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2007. С. 367-371.