Научная статья на тему 'Педагогический диалог: Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе'

Педагогический диалог: Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
179
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / RUSSIAN LANGUAGE / ЛИТЕРАТУРА / LITERATURE / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INTERCULTURAL COMMUNICATION / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / INTERACTION OF SECONDARY AND HIGHER EDUCATION / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / METHOD OF TEACHING / RUSSIAN AS A NON-NATIVE LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Веснина Людмила Евгеньевна, Дзюба Елена Вячеславовна, Еремина Светлана Александровна

В статье представлен обзор Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе», посвященной 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева, которая прошла на базе Уральского государственного педагогического университета (24-26 мая 2018, г. Екатеринбург). В рамках конференции ее участники искали ответы на следующие теоретико-методические вопросы обучения дисциплинам филологической направленности: обучение русскому языку в мультикультурной среде (русский язык как неродной или иностранный); преподавание языка и литературы с применением инновационных технологий; учет традиций и поиск инноваций в преподавании филологических предметов. В конференции приняли участие более 50 человек в очной и заочной формах. Кроме того, в рамках конференции были проведены курсы повышения квалификации «Методика преподавания русского языка как иностранного / неродного», в ходе которых были представлены научные проекты, проведены мастер-классы, прошло заседание «круглого стола», были опубликованы научно-методические статьи по вопросам преподавания русского языка. Курсы были организованы на базе Центра продвижения русского языка и культуры УрГПУ силами преподавателей кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Веснина Людмила Евгеньевна, Дзюба Елена Вячеславовна, Еремина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DIALOGUE: CURRENT PROBLEMS OF LEARNING AND TEACHING A LANGUAGE AT SCHOOL AND UNIVERSITY

The article reviews the All-Russian Scientific Conference “Current Problems of Learning and Teaching a Language at School and University” dedicated to the 200th anniversary of F.I. Buslayev, which was held at the Ural State Pedagogicval University (May 24-26, 2018, Ekaterinburg). During the conference its participants discussed the following theoretical and methodological questions in the field of Philology: teaching Russian in multicultural environment (Russian as a non-native or a foreign language); teaching a language and literature with the help of new technologies; traditions and innovatons in linguistic education. More than 50 people took part in the conference. Besides there were advanced training courses in the frames of this conference. The courses “Methods of Teaching Russian as a Foreign Language” included scientific projects, master-classes, round tables and papers covering the problems of teaching Russian. The courses were organized on the basis of the Centre for Russina Language and Culture Promotion of the USPU with the help of Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language.

Текст научной работы на тему «Педагогический диалог: Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе»

РЕЦЕНЗИИ

УДК 37.016:811.161.1

ББК Ш12/18-9+Ч426.819=411.2 ГРНТИ 16.01.45 Код ВАК 13.00.02

Веснина Людмила Евгеньевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 285; e-mail: levesna@yandex.ru.

Дзюба Елена Вячеславовна,

доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 285; e-mail: elenacz@mail.ru.

Еремина Светлана Александровна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 285; e-mail: swegle@yandex.ru.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКА В ВУЗЕ И ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методика преподавания русского языка; русский язык; литература; русский язык как иностранный; межкультурные коммуникации; высшие учебные заведения; общеобразовательные учебные заведения.

АННОТАЦИЯ. В статье представлен обзор Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе», посвященной 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева, которая прошла на базе Уральского государственного педагогического университета (24-26 мая 2018, г. Екатеринбург). В рамках конференции ее участники искали ответы на следующие теоретико-методические вопросы обучения дисциплинам филологической направленности: обучение русскому языку в мультикультурной среде (русский язык как неродной или иностранный); преподавание языка и литературы с применением инновационных технологий; учет традиций и поиск инноваций в преподавании филологических предметов. В конференции приняли участие более 50 человек в очной и заочной формах. Кроме того, в рамках конференции были проведены курсы повышения квалификации «Методика преподавания русского языка как иностранного / неродного», в ходе которых были представлены научные проекты, проведены мастер-классы, прошло заседание «круглого стола», были опубликованы научно-методические статьи по вопросам преподавания русского языка. Курсы были организованы на базе Центра продвижения русского языка и культуры УрГПУ силами преподавателей кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного.

Vesnina Liudmila Evgenievna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Rusian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Dziuba Elena Vyacheslavovna,

Doctor of Philology, Professor of Department of Intercultural Cummunication, Rhetoric and Rusian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Eremina Svetlana Aleksandrovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Department of Intercultural Cummunication, Rhetoric and Rusian as a Foreign Language, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

PEDAGOGICAL DIALOGUE: CURRENT PROBLEMS OF LEARNING AND TEACHING A LANGUAGE AT SCHOOL AND UNIVERSITY

KEYWORDS: Method of teaching; Russian language; literature; Russian as a foreign language; Russian as a non-native language; interaction of secondary and higher education; intercultural communication.

ABSTRACT. The article reviews the All-Russian Scientific Conference "Current Problems of Learning and Teaching a Language at School and University" dedicated to the 200th anniversary of F.I. Buslayev, which was held at the Ural State Pedagogicval University (May 24-26, 2018, Ekaterinburg). During the conference its participants discussed the following theoretical and methodological questions in the field of Philology: teaching Russian in multicultural environment (Russian as a non-native or a foreign language); teaching a language and literature with the help of new technologies; traditions and innovatons in linguistic education. More than 50 people took part in the conference. Besides there were advanced training courses in the frames of this conference. The courses "Methods of Teaching Russian as a Foreign Language" included scientific projects, master-classes, round tables and papers covering the problems of teaching Russian. The courses were organized on the basis of the Centre for Russina Language and Culture Promotion of the USPU with the help of Department of Intercultural Communication, Rhetoric and Russian as a Foreign Language.

В период с 24 по 26 мая 2018 г. в г.

Екатеринбурге на базе ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» состоялась первая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе», посвященная 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева. Главным поводом проведения научного мероприятия стала не только юбилейная дата лингвиста, фольклориста, методиста, историка литературы и искусства Ф. И. Буслаева, но и идея возрождения тесного взаимодействия современной школы и вуза в вопросах преподавания отдельных предметов. Сегодня, в связи с процессами глобализации, высокими темпами миграции, развитием информационных технологий, перед российскими школами, равно как и перед высшими учебными заведениями, возникают проблемы, связанные с теорией и методикой преподавания дисциплин филологической направленности: обучение русскому языку в мультикуль-турной среде (русский язык как неродной или иностранный); преподавание языка и литературы с применением инновационных технологий; учет традиций и поиск инноваций в преподавании филологических предметов. В рамках конференции ее участники искали ответы на эти и многие другие теоретико-методические вопросы обучения дисциплинам филологической направленности.

Конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе» собрала вместе ученых в области филологии и практикующих педагогов. Участниками конференции стали более 50 человек из различных городов не только России, но и других стран: Асбест, Далянь (Китай), Киров, Екатеринбург, Нижний Тагил, Костанай (Казахстан), Минск (Беларусь), Санкт-Петербург, Тюмень.

Открылось научное мероприятие такими докладами ученых и педагогов высшей школы: «Основные начала нашей народности» в трудах Ф. И. Буслаева» (Т. А. Ложко-ва, д-р филол. наук, проф., Екатеринбург, УрГПУ); «Ф. И. Буслаев и задачи современного преподавания русского языка в вузе и школе» (М. Э. Рут, д-р филол. наук, проф., Екатеринбург, УрФУ); «Ф. И. Буслаев о школьном обучении русскому языку: от формальной логики к "живой грамматике"» (Н. И. Коновалова, д-р филол. наук, проф., Екатеринбург, УрГПУ); «"Через язык открывается дитяти сознание ...": о соотношении вербального и предметного кодов в детской речи (Т. А. Гридина, д-р филол. наук, проф., Екатеринбург, УрГПУ); «Кон-

трастивные приемы работы по морфемике и словообразованию на уроках русского языка в условиях коми-пермяцко-русского билингвизма» (Н. В. Медведева, канд. филол. наук, доцент, Пермь, ПГГПУ); «О результатах комплексного тестирования обучающихся с миграцией в истории семьи» (Н. Л. Смирнова, канд. пед. наук, доцент, Екатеринбург, ГОАУ ДПО СО «ИРО»); «Языковая адаптация детей мигрантов в условиях современной образовательной организации» (О. А. Белкина, зам. директора по УВР, Екатеринбург, МАОУ СОШ № 15). Такое разнообразие тем не оставило равнодушным ни одного участника конференции.

Продолжилось научное общение заседаниями секций «Теория и методика преподавания РКИ в вузе и школе» и «Методика преподавания филологических дисциплин в вузе и школе».

Как часто бывает на научных мероприятиях, содержание оказалось шире формы: доклады первой секции были посвящены не только вопросам преподавания русского языка как иностранного (РКИ):

• Особенности обучения русскому языку лаосских курсантов (Н. С. Катышева, Тюмень, Тюменское ВВИКУ им. А. И. Про-шлякова, преподаватель).

• Игровые приемы изучения идиом в английском языке: азартные игры (В. Ю. Миков, Екатеринбург, УрГПУ, канд. пед. наук).

• Особенности преподавания русского языка и литературы в аграрном вузе (И. П. Олейник, Екатеринбург, УрГАУ, ст. преподаватель; В. В. Степанов Екатеринбург, УрГАУ, ст. преподаватель; О. С. Степанова, УрФУ, ст. преподаватель).

• Упражнения для формирования профессионально-ориентированной лексической компетенции в военно-инженерном вузе (А. Э. Массалова, Тюмень, Тюменское ВВИКУ им. А. И. Прошлякова, преподаватель).

• Потенциал внутривузовских конкурсов по культуре речи в аспекте развития языковой личности студентов-юристов (Ю. Б. Феденева, Екатеринбург, УрГЮУ, канд. филол. наук, доцент).

• Формирование культуроведческой компетенции посредством решения линг-вокультурологических задач на уроке русского языка (Ю. В. Кондратьева, Нижний Тагил, МБОУ СОШ № 90, учитель русского языка и литературы).

• Оценка готовности системы подготовки будущих педагогов-математиков к переходу на современные технологии преподавания математики на иностранном (англий-

© Веснина Л. Е., Дзюба Е. В., Еремина С. А., 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2018. № 7

129

ском) языке в вузе (Ю. Д. Аликина, Екатеринбург, УрГПУ, студент, В. Ю. Бодряков, Екатеринбург, УрГПУ, д-р физ.-мат. наук).

В рамках заседания секции «Методика преподавания филологических дисциплин в вузе и школе» прозвучали доклады на следующие темы:

• Использование интерактивных технологий в аспекте формирования ценностных установок обучающихся (Н. А. Юшкова, Екатеринбург, УрГЮУ, ИРО СО, канд. фи-лол. наук, доцент).

• Управление работой школьного методического объединения учителей по вопросам развития речи обучающихся на уровне начального общего образования (С. А. Клусова, Екатеринбург, МАОУ Гимназия № 205 «Театр», зам. по УВР, учитель начальных классов).

• Смысловое чтение как метапредмет-ный результат реализации системно-деятельностного подхода (О. В. Ушакова, Екатеринбург, МАОУ Гимназия № 205 «Театр», учитель начальных классов).

• Клоуз-тест как средство формирования текстовой компетенции младших школьников (Н. В. Багичева, Екатеринбург, УрГПУ, канд. филол. наук., доцент; А. С. Дёмышева, Екатеринбург, УрГПУ, канд. пед. наук, доцент).

• Развитие интереса к чтению у младших школьников в процессе реализации проекта «Классный Буккроссинг» (А. С. Дёмышева, Екатеринбург, УрГПУ, канд. пед. наук, доцент; А. Р. Гарипова, Екатеринбург, МАОУ СОШ № 167, учитель начальных классов).

• Формирование коммуникативных умений у младших школьников с применением мультимедиа технологий (Е. И. Диль-миева, Екатеринбург, МАОУ СОШ № 85, учитель начальных классов).

• Как научить детей читать русскую народную сказку (Т. А. Крылова, Екатеринбург, МАОУ СОШ № 117, учитель начальных классов).

• Берендеево царство в «Снегурочке» А. Н. Островского: истоки образа (И. А. Се-мухина, Екатеринбург, УрГПУ, канд. филол. наук, доцент).

• Кукольный эпос (сталинский фольклор в свете идей Ф. И. Буслаева) (И. В. Петров, Екатеринбург, УрГПУ, канд. филол. наук, доцент).

Все доклады касались теоретических и методических вопросов преподавания дисциплин филологической направленности, отличались несомненной актуальностью и вызывали отклик у слушателей. Можно сказать, что состоялся настоящий педагогический диалог между школой и вузом.

Отдельно стоит отметить, что в рамках конференции были проведены курсы повышения квалификации «Методика препода-

вания русского языка как иностранного / неродного», в ходе которых их участники представляли свои научные проекты, участвовали в мастер-классах, заседании «круглого стола», писали научно-методические статьи по вопросам преподавания русского языка. Курсы были организованы на базе Центра продвижения русского языка и культуры УрГПУ силами преподавателей кафедры межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного.

Кроме того, формат конференции предполагал и заочную форму участия, поэтому с темами докладов некоторых участников можно познакомиться в сборнике, опубликованном по материалам конференции.

Конференция «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе» наглядно показала, насколько необходим постоянный диалог школы и вуза, насколько важен обмен педагогическим и научным опытом, что подтверждают и отзывы участников этого всероссийского научно-практического мероприятия:

Д-р филол. наук, профессор Рут Мария Эдуардовна (УрФУ, г. Екатеринбург): «Ф. И. Буслаев, чьему 200-летию была посвящена конференция, - одна из самых важных филологических личностей XIX века, причем интересен он не только в собственно научном плане, хотя многое сделал для исторической лингвистики, но и в плане педагогическом, ибо он был первым лингвистом, задумавшимся о том, как следует преподавать русский язык. Его пафос исторического подхода к фактам языка в процессе обучения до сих пор не осмыслен в полной мере. Конференция, организованная кафедрой межкультурной коммуникации, риторики и РКИ УрГПУ, стала и данью признательности ученому, и поводом для серьезных размышлений о задачах современного преподавания русского языка в школе и вузе. Спасибо организаторам!».

Аспирант, преподаватель А. Э. Масса-лова, преподаватель Н. С. Катышева (Тюменское ВВИКУ им. А. И. Прошлякова, г. Тюмень): «24-26 мая 2018 г. мы с коллегой из Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А. И. Прошля-кова приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе", посвященной 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева. Хотим выразить огромную благодарность организаторам Конференции за колоссальный труд, насыщенную программу, прекрасную организацию конференции и плодотворные, увлекательные, полезные для нас как преподавателей РКИ курсы повышения квалифи-

кации. Для себя мы получили много полезной информации о тенденциях развития высшего образования и методике преподавания русского языка как иностранного - в частности, о подходах к обучению русскому языку в школе. Конференция позволила познакомиться с коллегами из других городов, обменяться опытом и мнениями; решить проблемы и вопросы, актуальные в образовании на сегодняшний день. Отдельное спасибо за дружеский прием и теплую атмосферу. Надеемся, что Конференция приобретет статус "ежегодной"».

Канд. филол. наук, доцент Гусельникова Марина Львовна (УГГУ, г. Екатеринбург): «Имя Ф. И. Буслаева, 200-летию которого посвящена конференция, стало не столько формальным поводом, сколько явлением, содержательно объединяющим все выступления. Идеи выдающегося ученого о связи филологии с народным началом, о соотношении "классической" и "живой" грамматики, его вклад в академическую науку и гимназическое образование, разработка методики - все оказалось максимально актуальным при обсуждении проблем преподавания русского языка в современной высшей и средней школе и обеспечило органичность и целостность тематики конференции».

Следует особо отметить эффективное сочетание жанров в организации конференции: пленарные доклады профессоров и

открытая дискуссия; особо выделенная пленарная тема преподавания русского языка в мультикультурной среде; секционные заседания по методике; стендовые доклады и «круглый стол» с обменом мнениями и сообщениями по итогам конференции. В рамках «круглого стола» преподаватели школ и вузов обсуждали крайне актуальные проблемы преподавания языка в мультикультурной среде. Отмечали, что необходимо применять методики, способствующие адаптировать учащихся инофо-нов к языку, культуре и реалиям российской жизни. Успех конференции видится именно в объединении всех преподавательских сил в решении современных проблем и вызовов в процессе преподавания русского языка.

Организационный комитет выражает огромную признательность всем участникам конференции и курсов повышения квалификации и надеется на дальнейшее сотрудничество.

Со всеми материалами конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания языка в вузе и школе» (24-26 мая 2018 г., Екатеринбург) можно ознакомиться в специальном выпуске журнала «Лингво-культурология», полностью посвященном данному значимому событию.

До новых научных встреч!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.