Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное выгорание / педагогические аспекты профилактики / личностно-профессиональное проектирование и моделирование / professional burnout / pedagogical aspects of prevention / personal and professional design and modeling

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марков Денис Сергеевич, Филимонюк Людмила Андреевна, Литвинова Елена Робертовна

Профессионализм в работе специалиста был и остается важнейшим показателем его конкурентоспособности в современных условиях. Его развитие определяется как внешними (производственными, социальными и т.д.) требованиями так и внутренними стремлением специалиста к непрерывному саморазвитию и самореализации. Исследования проведенные на базе ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» показали, наличие синдрома профессионального(эмоционального) выгорания уже у студентов-выпускников (что связано с постоянными страхами «я не нужен», «я не конкурентоспособен» и т.д.). В рамках статьи определены педагогические аспекты развития профессионального выгорания, предпринята попытка анализа эффективности используемых в отечественной профессиональной среде методов его самодиагностики и профилактики. Разработана и начата реализация модели личностно-профессионального моделирования и проектирования саморазвития будущих специалистов с целью предотвращения развития симптомов профессионального выгорания при осуществлении профессиональной деятельности. Полученные результаты позволили говорить об успешности разработанной модели и позволили обозначить перспективы дальнейшей работы по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марков Денис Сергеевич, Филимонюк Людмила Андреевна, Литвинова Елена Робертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionalism in the work of a specialist has been and remains the most important indicator of its competitiveness in modern conditions. Its development is determined by both external (industrial, social, etc.) requirements and internal the desire of a specialist for continuous self-development and self-realization. Research conducted on the basis of the State Educational Institution "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute" it has been shown that the syndrome of professional (emotional) burnout is already present in graduate students (which is associated with constant fears "I am not needed", "I am not competitive", etc.). Within the framework of the article, pedagogical aspects of the development of professional burnout are identified, an attempt is made to analyze the effectiveness of self-diagnosis and prevention methods used in the domestic professional environment. The implementation of a model of personal and professional modeling and design of self-development of future specialists has been developed and started in order to prevent the development of symptoms of professional burnout in the implementation of professional activities. The results obtained allowed us to talk about the success of the developed model and allowed us to identify the prospects for further work on this problem.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Педагогика

УДК 378

аспирант Марков Денис Сергеевич

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); доктор педагогических наук, профессор Филимонюк Людмила Андреевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск); ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Литвинова Елена Робертовна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. Профессионализм в работе специалиста был и остается важнейшим показателем его конкурентоспособности в современных условиях. Вго развитие определяется как внешними (производственными, социальными и т.д.) требованиями так и внутренними - стремлением специалиста к непрерывному саморазвитию и самореализации. Исследования проведенные на базе ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» показали, наличие синдрома профессионального(эмоционального) выгорания уже у студентов-выпускников (что связано с постоянными страхами - «я - не нужен», «я не конкурентоспособен» и т.д.). В рамках статьи определены педагогические аспекты развития профессионального выгорания, предпринята попытка анализа эффективности используемых в отечественной профессиональной среде методов его самодиагностики и профилактики. Разработана и начата реализация модели личностно-профессионального моделирования и проектирования саморазвития будущих специалистов с целью предотвращения развития симптомов профессионального выгорания при осуществлении профессиональной деятельности. Полученные результаты позволили говорить об успешности разработанной модели и позволили обозначить перспективы дальнейшей работы по данной проблеме.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, педагогические аспекты профилактики, личностно-профессиональное проектирование и моделирование.

Annotation. Professionalism in the work of a specialist has been and remains the most important indicator of its competitiveness in modern conditions. Its development is determined by both external (industrial, social, etc.) requirements and internal - the desire of a specialist for continuous self-development and self-realization. Research conducted on the basis of the State Bducational Institution "Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute" it has been shown that the syndrome of professional (emotional) burnout is already present in graduate students (which is associated with constant fears - "I am not needed", "I am not competitive", etc.). Within the framework of the article, pedagogical aspects of the development of professional burnout are identified, an attempt is made to analyze the effectiveness of self-diagnosis and prevention methods used in the domestic professional environment. The implementation of a model of personal and professional modeling and design of self-development of future specialists has been developed and started in order to prevent the development of symptoms of professional burnout in the implementation of professional activities. The results obtained allowed us to talk about the success of the developed model and allowed us to identify the prospects for further work on this problem.

Key words: professional burnout, pedagogical aspects of prevention, personal and professional design and modeling.

Введение. В условиях постоянного роста объема информации, необходимой для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей, повышающихся требований к работнику-профессионалу все большую актуальность принимает проблема профессиональной деформации, одним из проявлений которой является синдром профессионального выгорания.

На сегодняшний день в отечественной практике сложилось два основных подхода к рассмотрению этого негативного явления в профессиональной среде. С позиции первого подхода данное явление определяется как синдром, имеющий определенные проявления и структуру, по которым можно судить о степени его выраженность у специалистов. С позиции второго, профессиональное выгорание - это процесс, имеющий определенные фазы, этапы и законы развития [13, С. 122]. В рамках авторского исследования доминирующим будет второй подход.

Авторы придерживаются точки зрения Н.В. Водопьяновой и B.C. Старченковой на сущность профессионального выгорания. Исследователи, под профессиональным выгоранием понимают процесс снижения эмоционального, когнитивного и физического состояния, сопровождаемый симптомами утомления и проявляющийся, прежде всего в отстраненности и неудовлетворенности исполнением профессиональных обязанностей [4, С. 15].

Значимость исследования данной проблемы определяется и тем, что она будет оказывать комплексное воздействие на человека как на специалиста и как на личность в целом.

В отечественной литературе изучением психолого-педагогической природы данного явления занимались ряд исследователей. Так М.В. Борисова и Н.П. Анисимова предлагали трехкомпонентную модель последствий синдрома профессионального выгорания, которая проявляется на следующих уровнях [3, С. 212-213]:

- психофизиологический уровень: хроническая усталость, астения, снижение чувствительности и реактивности, расстройство различных систем организма (ЖКТ, дыхания, бессонница и др.), ухудшение внутренней и внешней сенсорной чувствительности;

- эмоциональный уровень: депрессивное состояние (подавленность, пониженный тонус организма), частое переживание негативных эмоций без внешних причин, чувство неполноценности, неосознанное беспокойство и повышенная тревожность, раздражительность, частые нервные срывы;

- поведенческий уровень: снижение энтузиазма, активности в работе, безразличие к результатам деятельности, невыполнение важных задач при зацикливании на незначительных мелочах, циничность, отстраненность в отношениях с коллегами, клиентами, руководством, повышение неадекватной критичности, уход от контактов, вспышки агрессии, нетерпимость.

Автором наиболее популярной в отечественной практике фазово-симптоматической системы эмоционального выгорания является В.В. Бойко [2], согласно этой системы профессиональное выгорание негативно сказывается как на профессиональных, так и на личностных качествах человека:

- фаза напряжения: симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», симптом «неудовлетворенности собой», симптом «загнанности в клетку», симптом «тревоги и депрессии»;

- фаза «резистенции» (сопротивления): симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», симптом «эмоционально-нравственной дезориентации», симптом «расширения сферы экономии эмоций», симптом «редукции профессиональных обязанностей»;

- фаза «истощения»: симптом «эмоционального дефицита», симптом «эмоциональной отстраненности», симптом «деперсонализации», симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».

Синдром профессионального выгорания является достаточно серьезной проблемой и в профессиональной среде России. Так, в соответствии с проведенным в 2019 году международной группой фармацевтических компаний «Stada» исследованием, именно наша страна является «лидером» по показателю доли специалистов, имеющих исследуемым синдромом, среди стран Восточной Европы (рисунок 1).

Рисунок 1. Статистика подверженности специалистов профессиональному выгоранию в странах Восточной Европы (исследования «Stada» за 2019 г.)

Важность профилактики эмоционального выгорания на этапе профессионального обучения отмечает О.В. Соловьева, утверждая, что «базовой системой, в которой зарождается и развивается выгорание, является система профессионального становления личности» [14, С. 318]. A.B. Балыко утверждает, что проблемным и недостаточно развитым в отечественной практике остается вопрос внедрения методов психологической помощи в учебный процесс [1]. Перспективным и, одновременно, достаточно эффективным методом работы с исследуемым синдромом, по мнению Б.А. Гунзуновой, является участие в коррекционных и превентивных программах, направленных на формирование навыков саморегуляции [6, С. 76].

Проведенный анализ «Stada» показал, что 65% российских специалистов не способны установить точные причины своего психо-эмоционального состояния и «демонстрируют невежество в данном вопросе». Так же, согласно результатам исследования «Romir». в отечественной профессиональной среде специалисты используют следующие методы коррекции и нивелирования синдрома эмоционального выгорания, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2. Методы работы специалистов с синдромом профессионального выгорания в России по итогам

исследования «Кот1г»

Первой педагогической проблемой профилактики и коррекции профессионального выгорания в России является отсутствие системных теоретических знаний и практических умений и навыков по ее организации, что говорит о необходимости акцентировать внимание на важность обучения специалистов для ее решения. Второй педагогической проблемой остается поверхностность, опосредованность изучения процессов саморазвития в системе профессионального образования, в том числе и в рамках предлагаемых подходов к организации коррекционных курсов. В таблице 1 представлены примеры предлагаемых направлений обучения специалистов (в частности педагогов) навыкам профилактики синдрома профессионального выгорания.

Таблица 1

Подходы к определению необходимых элементов и методик обучения специалистов для коррекции и нивелирования синдрома профессионального выгорания

Автор Педагогическое направление профилактики синдрома

Соболь В.В. [13] Ориентация на повышение компетенций в сфере сохранения здоровья и здоровье-сберегающих технологий за счет приобретения содержательный и методологических знаний.

БалыкоА.В. [1] Включение в систему образования процессов формирования навыков психологической помощи, в частности, овладения навыками релаксации.

Соловьева О.В. [14] Овладение способами экономного потребления эмоциональных и физиологических ресурсов человека.

Пичужкина Д.Ю. [9] Обучение навыкам медитации, дыхательных упражнений, поиск хобби, организация правильного питания и режима сна, организация рабочего дня и отношений с коллективом.

ГунзуноваБ.А. [6] Обучение умениям эмоциональной саморегуляции для овладения навыками управления стрессом.

Конопкин O.A. [8] Овладение умениями осознанной саморегуляции человека, представляющей собой овладение новыми видами деятельности при активном целеполагании и организации условий для их реализации.

Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. [4] Овладение психотехниками саморегуляции: переключением внимания, управлением психосоматическими факторами (речь, дыхание, телесное напряжение), репродукцию позитивных образов, целеполагание, самовнушение.

Третьякова B.C. указывает на отсутствие в отечественной исследовательской среде единой концепции относительно природы, механизмов возникновения, структуры и, соответственно, механизмов эффективной профилактики данного негативного явления [15, С. 71].

Если рассматривать саму причинную сущность профессионального выгорания, то наблюдается некоторая однородность подходов в данном вопросе. Так, B.C. Третьякова определяет, что данный синдром является результатом внутреннего конфликта человека с действительностью, которую трудно изменить, в ходе которого человек тратит свои эмоциональные и физиологические ресурсы на борьбу с возникающими от данного конфликта проблемами [15, С. 73].

Следующей педагогической проблемой, связанной со всем вышесказанным, является ориентация многих отечественных исследователей при анализе причин и способов коррекции и профилактики профессионального выгорания на так называемый «внешний локус контроля». С.Н. Пак определяет, что существует прямая связь между используемым локусом контроля при развитии, в том числе и обучении человека, и тенденциями к росту противоречивости внутреннего и внешнего мира, приводящего к эмоциональному миру. При реализации внутреннего локуса контроля человек интерпретирует большинство последствий и событий, как итог выражения своих личностных характеристик (моделей поведения, целеполагания, характера и т.п., в то время как при внешнем локусе контроля ответственность за события отводится внешним факторам [11, С. 93]. И.А. Курапова так же отмечает, что, не смотря на то, что в отечественных исследованиях показана существенная роль личности в развитии выгорания, тем не менее, в них отмечается большая эффективность и экономичность именного организационно-ориентированного подхода, основанного на создании условий, обеспечивающих более комфортную адаптацию и профессиональную деятельность и имеющую меньшее количество стрессогенных факторов [9, С. 75]. Исследователь выдвигает предположение, что данная особенность отечественной практики борьбы с профессиональным выгоранием заключается в том, что организационные, статусно-ролевые факторы относительно легче минимизировать, чем личностные детерминанты. Индивидуализация подхода к личностно-ориентированной профилактике является тем самым сложным моментом, затрудняющим методическое и методологическое развитие практики борьбы с профессиональным выгоранием и обучения ей ещё на этапе профессионального образования.

Тем не менее, если рассмотреть результаты исследования рекрутингового агентства «SuperJob», проведенного в 2022 году, то основными симптомами эмоционального (профессионального) выгорания среди россиян остаются именно аксиологические симптомы (рисунок 3).

Затрудня юсь ответить Другое Потеря мотивации Подавленное настроение Агрессия

Нервозность/раздражительность Равнодушие/безразличие Чувство хронической усталости Потеря интереса к работе

19%

39%

— 9% 9% 9%

4

29%

29%

0%

10%

20%

30%

40%

50%

Рисунок 3. Анализ симптомов эмоционального (профессионального) выгорания среди россиян по итогам

исследования «8ирег.1оЬ» в 2022 г.

Соответственно, основными симптомами остаются чувства равнодушия и безразличия, а также потеря интереса к работе, свидетельствующие о наличии аксиологических проблем у человека. При этом потеря мотивации проявляется лишь в 9%, предположительно, из-за развитой системы внешней мотивации улучшением условий труда, повышением заработной платы и иными способами. Данную позицию поддерживает и Д.С. Гринберг, который утверждал, что высокая оплата труда и хорошие условия труда еще не являются гарантом удовлетворенности работой, поскольку существуют еще и мотивационные факторы (объем положительно оцененной работы, сложность заданий и т.п.) [5].

Так же следует обратить внимание на еще один немаловажный момент недостаточности применяемого в отечественной практике преимущественно организационно-ориентационного подхода к изучению профилактики профессионального выгорания. Бели учесть, что профессиональное выгорание является результатом противоречий между внутренней и внешней средой человека, то есть низкого уровня его адаптации к профессиональной среде, то с ростом опыта работы и его продолжительности риск профессионального выгорания возрастает. Тем не менее, согласно результатам проведенных исследований ТАСС, 68% работодателей считают, что наибольшей группой риска эмоционального выгорания обладают специалисты с опытом работы от 3 до 6 лет. Соответственно, данную статистику затруднительно назвать нарушениями в адаптации на рабочем месте, свойственными молодым специалистам. К. Маслач так же отмечала данную закономерность у молодых работников, однако со стажем работы 2-4 года [10]. Авторами разработана модель личностно-профессионального моделирования и проектирования саморазвития будущих специалистов, которая должна лечь в основу дальнейших исследований по профилактике и корректировке синдрома эмоционального выгорания и, далее разработке и внедрении курсов дополнительного профессионального образования (рис4). Модель была реализована на базе Экономического факультета ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» в 2022-2023 учебном году.

(и ;т:: мч (условия } прочее ионя льно-оо разов я тельной срелы личности

- р е сур сный пел енциэл ср ^чы:

- ср^цовые фа шоры саморазвития:

- стандарты, требования, нормы:

- принципы са-моражишя.

Бозде-

Система профессионально-личностного проектирования

Вариативная индивиду альная профессионально-развивающая траектория

1

1. Направления деятельности:

1. Самооценка и самоанализ

2. Цетеполагание и прогнозирование.

3. Проектирование.

4. Обучение, саморегуляция.

5. Проектный анализ, само диагностика.

6. Самоорганизация, самоконтроль.

Ф

2. Реэт ль тирующие компоненты системы:

1-2. Мотива ционный компонент.

2-2. Прогнозный компонент.

3-2. Про ектир овочный компонент.

4-2. Деягельностно-практичеекий компонент.

5-2. Рефлективный

КОМПОНЕНТ.

6-2. Эмоционально -волевой компонент.

3. Критерии и результаты:

1 -2-3. Мотивационно-ценностный критерий (мотивы, потребности саморазвития).

2-2-3. Ориентировочно-целевой критерий (ценностные ориентации, жизненные цели, желания).

3-2-3. Проектно-деятеяьностньш критерий (выявление условий и препятствий развития, необходимых ресурсов).

4-2-3. Результативно-технологический критерий (действия по развитию навыков и достижению результата).

5-2-3. Оценочно-аналитический критерий (оценка результатов саморазвития, проблем и препятствий).

6-2-3. Рехулятивно-самооргашпационный критерий (осмысление препятствий в окружающей среде> мешающих дальнейшему развитию).

Рисунок 4. Модель личностно-профессионального моделирования и проектирования саморазвития будущих

специалистов

На основании всего вышесказанного, можно выделить следующие актуальные педагогические аспекты развития отечественной практики профилактики педагогического выгорания:

- внедрение в образовательные предметные программы дисциплины «Психология», «Педагогическая психология», «Педагогика» в ВУЗах и средних профессиональных учебных заведениях раздела, посвященного профессиональному выгоранию, его причинам, воздействующих факторах и используемых в отечественной среде методах диагностики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение интереса к исследованиям профессионального выгорания с точки зрения личностно-ориентированного, а не организационно-ориентированного подхода с изучением особенностей коррекции личностных ориентиров;

- разработка метасистемного подхода к профессионально-личностному моделированию и проектированию, обучение в рамках профессионального образования основам самоанализа, самооценки, целеполагания, поиска и формирования ценностных (в том числе и профессионально-ценностных) ориентиров и их актуализации самими студентами, навыков профессионального и личностного проектирования развития, самовоспитания.

В основе первой рекомендации лежит предложение популяризации широко используемых в отечественной практике методов самодиагностики, таких как:

- введение раздела «Профессиональное выгорание» с изучением причин, факторов, воздействующих на развитие выгорания, особенно на направлениях профессиональной подготовки, имеющих наибольшую тенденцию к развитию эмоционального выгорания среди специалистов (социальные и социально-экономические направления специальностей);

- введение в раздел самостоятельного изучения и практической апробации методик диагностики профессионального выгорания Н.Е. Водопьяновой [2, С. 48], В.В. Бойко [4, С. 80] с использованием Интернет-медиа ресурсов, в которых данные методики доступны в онлайн-режиме и рассчитывают результаты автоматически;

- изучение в рамках раздела «познавательной, эмоциональной, волевой мотивационной сферы человека», обучение целеполаганию и основам конструирования личностных профессионально-ценностных ориентаций (с возможностью самостоятельного изучения студентами методик аутогенной тренировки, саморегуляции, процессов самопознания и самоанализа и др.).

Литература:

1. Балыко, A.B. Особенности эмоционального выгорания у учителей и преподавателей / A.B. Балыко // Психология: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - С. 34-39. [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2704/

2. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2014.- 105 с.

3. Борисова, М.В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания / М.В. Борисова, Н.П. Анисимова // Ярославский педагогический вестник. -2011,- №2. - С. 212-215

4. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер. - 2013. - 336 с.

5. Гринберг, Д.С. Управление стрессом. 7-е издание. Серия «Мастера психологии». Перевели с английского Л. Гительман, М. Потапова. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.

6. Гунзунова, Б.А. Психокоррекция эмоционального выгорания и развитие навыков саморегуляции у педагогов / Б.А. Гунзунова // Вестник Кемеровского государственного университета. -2016,- №2. - С. 76-79

7. Дикая, Л.Г. Личный потенциал и эмоциональное выгорание педагога / Л.Г. Дикая // Южно-российский журнал социальных наук. -2012. - № 5,- С. 68-74

8. Конопкин, O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития / O.A. Конопкин // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 128-135

9. Курапова, H.A. Преодоление профессионального выгорания субъекта труда: проблемы и подходы / H.A. Курапова //ВестникМарийского государственного университета. -2015. -№4. - С. 74-78

10. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач. - СПб.: Питер, 2001.

11. Пак, С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов / С.Н. Пак // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №6. - С. 87.

12. Пичужкина, Д.Ю. Проблема профессионального самовыгоранияв разных странах / Д.Ю. Пичужкина // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования - 2019. - №7 (41). - С. 157-161

13. Соболь, В.В. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов/В.В. Соболь //Символ науки. -2019. -№1. - С. 121-124

14. Соловьева, О.В. Особенности синдрома профессионального выгорания в педагогической среде / О.В. Соловьева // Проблемы современного педагогического образования. -2019. -№ 3. - С. 318-320

15. Третьякова, B.C. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде / B.C. Третьякова // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - №2. - С. 71-85

16. Ушаков, A.A. Вариативность личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде / A.A. Ушаков // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - №2. - [Электронный ресурс]. - URL: http://mir-nauki.com/PDF/21DMN216.pdf

17. Щеглова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы / Г.С. Щеглова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 8. - С. 56-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.