Научная статья на тему 'Педагогический анализ ценностных теорий в западноевропейской и отечественной философии'

Педагогический анализ ценностных теорий в западноевропейской и отечественной философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ «ЦЕННОСТЬ» / ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ / АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / СОЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / THE CONCEPT OF "VALUE" / VALUE THEORY / AXIOLOGICAL PERSPECTIVE / CONSCIOUSNESS / VALUES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернышева Е. Н.

В статье анализируется содержание понятия «ценности», рассматривается процесс становления и развития ценностных теорий, раскрывается их роль, иерархия и значение в жизни человека, исследуется взаимосвязь индивидуальных и общественных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF VALUE THEORIES IN WESTERN AND RUSSIAN PHILOSOPHY

This article analyzes the concept of value, deals with the process of formation and development of value theories, reveals their role, importance and the hierarchy in human life, examines the correlation between individual and social values.

Текст научной работы на тему «Педагогический анализ ценностных теорий в западноевропейской и отечественной философии»

Е.Н. ЧЕРНЫШЕВА

преподаватель кафедры хорового дирижирования Орловского государственного института искусств и культуры E-mail: lena.chernysheva @list.ru Тел. 8 915 504 12 41

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ЦЕННОСТНЫХ ТЕОРИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

В статье анализируется содержание понятия «ценности», рассматривается процесс становления и развития ценностных теорий, раскрывается их роль, иерархия и значение в жизни человека, исследуется взаимосвязь индивидуальных и общественных ценностей.

Ключевые слова: понятие «ценность», теории ценностей, аксиологическая проблематика, сознание, ценностные ориентиры.

Переломный характер современной эпохи, проблемы динамичного и двойственного по своим последствиям научно-технического прогресса, ко -ренные социальные и культурные перемены, сопровождающиеся ломкой старых норм и образа жизни, переоценкой ценностей и идеалов, привычных убеждений и представлений и, наконец, поисками новой системы жизненных установок и нравственных ценностей, - все это реальности современной России. От того, насколько людям удастся разобраться в этих проблемах и найти правильные пути их решения и трансляции подрастающему поколению, зависит будущее нашей страны. И хотя человек с древнейших времен погружен в размышления по поводу этих вопросов, быстро меняющаяся жизнь и окружающий мир наполняют их новым содержанием, заставляют нас обращаться к ним снова и снова, искать ответы, соответствующие запросам сегодняшнего дня.

Ориентация на гуманистический характер образования, провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности вызывает непреходящий интерес исследователей к проблеме ценностей. Вопрос о ценностях относится к числу «вечных», его трактовка на протяжении многих лет была затруднена в силу многогранности этого понятия.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова ценности определяются как свойство предмета или явления, и внимание акцентируется на их значимости для человека: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные стороны для человека и общества... Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен

в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. По отношению к человеку ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям»[12].

Первоначальное становление понятия «ценности» происходит в философии Древней Греции. Сократ, Платон и Аристотель подняли проблему ценностного подхода к личности, заложили основы воспитания гражданина на принципах добродетели и морали, раскрыли сущность ценности в познавательной деятельности.

Зародившись в античной философии, ценностное мировоззрение развивалось и в последующие эпохи, но в самостоятельный раздел философии -аксиологию, выделилось во второй половине XIX века. Большое влияние на формирование аксиологии как науки оказала философия И. Канта. В работе «Критика практического разума» он доказывает, что представление личности о ценности своего существования основано на особом чувстве моральной ценности. Кант считал моральный закон абсолютным и превосходящим любые разумные соображения выгоды и удовольствия.

Возведение понятия ценности в ранг философской категории принято связывать с философией Германа Лотце. Аксиология (от axio - ценность, logos - слово, учение) - один из самых молодых разделов философии. По его теории, ценности подразделяются на нравственные, эстетические и религиозные. Разрабатывая аксиологическую проблематику, философ относит к ценностям «благое, прекрасное, справедливое и другие проявления бытия», обращенные «к нашим чувствам, но совершенно независимые от нашего произвола» [7].

© Е.Н. Чернышева

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Теорию Лотце, обосновавшую самостоятельность мира ценностей, наиболее последовательно развивали неокантианцы, в особенности В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Неокантианцы разграничили научное знание на знание о природе и знание о культуре. В. Виндельбанд разрабатывал теорию ценностей, полагая, что непосредственно переживаясь человеком, ценности служат основанием его поступков. Он утверждал, что и в истории, и в человеке содержится нечто «непознанное, неизреченное и неопределимое», а мотивация человеческого действия возникает из рассогласования между ценностями и реальностью [2]. Эти идеи развивал Г. Риккерт. Согласно Г. Риккерту, культура представляет собой особую реальность, и от природы ее отличает понятие ценности. Под последними же он понимал смыслы, скрывающиеся за бытием и являющиеся трансцендентными по отношению к индивидуальному сознанию. Г. Риккерт стремился систематизировать ценности культуры и привести их в соответствие с разными науками и областями познания [10].

Неокантианские теории ценностей определили направленность исследований В. Франкла. Мир ценностей он делит на три вида ценностей, позволяющих сделать жизнь человека наполненной смыслом: 1) ценности творчества, реализующиеся в продуктивных творческих действиях, в труде; 2) ценности переживания, проявляющиеся в благоговении перед природой, произведениями искусства, в любви; 3) ценности отношения, выражающиеся в отношении человека к своей судьбе, к критическим жизненным обстоятельствам, ограничивающим нашу жизнь и во многих случаях не подлежащим изменению. Между этими категориями существует определенная иерархия, обусловленная возможностями, которыми объективно располагает человек. Но даже тогда, когда у человека практически не остается реальных возможностей, ценности отношения, по мысли В. Франкла, остаются всегда доступными для него. В свете такого строения мира ценностей «становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого его конца - до самого его последнего вздоха» [13].

Американский философ Джон Дьюи изменяет представление о характере ценности, дает возможность рассматривать ее как эмпирическое явление. Согласно Дьюи, ценность рождается в ситуации и не может существовать как свойство предметов или явлений независимо от той деятельности людей, в которую вовлечены эти предметы.

Феноменологические концепции в аксиологии,

решая проблемы природы и сущности ценности, рассматривают ее как феномен и характеризуют ценности через человеческое переживание в процессе восприятия. Э. Гуссерль утверждает: «Восприятие - это такой модус сознания, в котором то, что в нем осознано, обнаруживается как оно само. Оно обнаруживает себя, как бы говоря: «вот я само», изначально, совершенно, непосредственно, оно само. Восприятие как сознание «самого предмета» [5].

М. Шелер, разрабатывая теорию ценности, обращается к исследованию предметного составляющего ценности, которое может существовать и потенциально содержать в себе ценность независимо от субъекта и его сознания. Теория М. Шеллера доказывает объективность ценностей и их независимость от человеческого бытия: «Ценности не могут быть созданы или уничтожены. Они существуют независимо от всех организаций определенных духовных сущностей» [11].

Мир ценностей бесконечно разнообразен, проблема всегда волновала ученых, поэтому история западноевропейской философии включает в себя различные теории ценностей, их педагогические интерпретации.

Проблема ценности являлась определяющей и в отечественной философии. Аксиологическая проблематика разрабатывалась такими представителями русской философии к.Х1Х н.ХХ веков, как Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин Н.О. Лосский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев и др. В русской философии этого времени отразились характерные для России черты: ориентация на идеи нравственного совершенствования, добра, справедливости, служения Отечеству, стремление к абсолютным ценностям.

Н.О. Лосский в своих книгах «Ценность и бытие» и «Условия абсолютного добра» обосновывает главенствование религиозных ценностей и определяет ценность как нечто всепроникающее, определяющее смысл мира в целом и конкретной личности. Он показывает, что философская идея Абсолютной полноты Божественного бытия имеет первостепенное значение для понимания проблемы ценности. Согласно Лосскому, задача аксиологии «состоит в установлении существования абсолютных ценностей и преодолении аксиологического релятивизма, т.е. учения, утверждающего, что все ценности относительны и субъективны» [8].

Определяя значение рефлексии в восприятии ценностей, М. Бахтин подчеркивает важность личной ответственности человека за свой поступок, который философ называет «поступком мысли». Он пишет: «поступок. в самом своем свершении как-то знает, как-то имеет единое и единственное

бытие жизни, ориентируется в нем, причем весь - и в своей содержательной стороне, и в своей действительной единственной фактичности.. ,»[1].

В советское время возрождение интереса к аксиологической проблематике связано с

В.П. Тугариновым. В работе «Теория ценностей в марксизме» он дает определение ценности - «суть те предметы, явления или свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения потребностей и интересов, а также - идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала». Из этого определения следует, что ценности личности определяются ценностями того общества или класса, к которому человек принадлежит. Ценности могут быть реально существующими, а также мыслимыми, нормативными, идеальными.

Отстаивал идею доминирования общественного мнения над отдельной личностью и основоположник социологической теории ценностей Эмиль Дюркгейм. В работе «Ценностные и реальные суждения» немецкий социолог исследует дихотомию индивидуальных-общественных ценностей. Он указывает на противоречие между системой индивидуальных и общественных ценностей: «существует огромная разница между тем, как в действительности оцениваются ценности обыкновенным индивидом, и той шкалой человеческих ценностей, на которой в принципе должны основываться наши суждения» [6]. Это противоречие Дюркгейм разрешает за счет доминирования над системой ценностей человека общественного сознания в форме общественного мнения. Существование системы ценностей социолог связывает с необходимостью регуляции социальной жизни, определения значимости того или иного явления для общества. Выделяя другую природу нравственных, религиозных, эстетических ценностей, Дюркгейм приходит к ключевому понятию немецкой идеалистической философии - идеалу и признает реальность мира идеалов [3].

Продолжателем структурно-функционального подхода в социологии ХХ века стал американский социолог-теоретик Т. Парсонс. Он выделяет структуру общества, выделяя экономику, политику, культуру и социетальный уровень организации. Каждая из подсистем выполняет определенную функцию. Культура выполняет функцию трансляции системы ценностей и идеалов, воспроизводство образца. Социетальный уровень организации осуществляет интеграцию членов общества. Культурный и со-циетальный уровень общества неразрывно связан с системой ценностей. Общество как социальную

систему Парсонс анализирует с точки зрения параметров ценностей, норм, коллективов и ролей. При этом ведущую роль в структуре имеют ценности: «Ценности занимают ведущее место в том, что касается выполнения социальными системами функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами определенных обязательств» [9]. На массовом уровне ценности выступают в виде коллективных представлений относительно оценки восприятия окружающего мира, желаемом типе социальной системы. Т. Парсонс приходит к выводу, что для организации общества необходимо существование системы общественных ценностей, «ценностного консенсуса» по поводу системы общественных ориентаций. Таким образом, ценности не только составляют основу социокультурного образца, транслируемого культурой, но и играют важнейшую роль в интеграции общества, выступают в качестве ориентиров в его развитии [3].

Анализ имеющихся аксиологических концепций показал, что понятие «ценность» предстает как многоуровневое образование со сложной структурой (что дает широкое возможности их педагогической интерпретации) и используется различными исследователями в нескольких значениях:

1. ценность как оценка, как критерий для определения значимости познаваемого предмета;

2. ценность как нормативный идеал относится к сфере должного и выполняет функцию образца. в соответствии с которым человек оценивает свое отношение к миру, к людям, к себе. Нормативные идеалы входят в структуру ценностного сознания, компонентами которого являются значения и смыслы;

3. ценность как реальный предмет, который служит для удовлетворения определенных потребностей и интересов людей;

4. ценность как регулятор человеческого поведения;

5. ценности как цель человеческой деятельности и поступков, как осознанные смыслы жизни;

Подводя итог в определении понятия «ценность», можно согласиться с Г.П. Выжлецовым, что «принятые в литературе различные определения ценностей как значимого или должного, нормы и идеала, как предмета всякого интереса, предпочтения или оценки, на самом деле не противоречат друг другу, поскольку входят на разных уровнях в целостную структуру ценности и проявляются соответствующим образом в зависимости от ситуации [4].

Итак, на основании вышесказанного мы делаем вывод, что ценности - это стержневое об-

Шэй

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

разование личности, определяющее систему профессионально-ценностных ориентаций, отношение к окружающему миру и моделирующие содержание и характер профессиональной деятельности. Актуальной задачей российской высшей школы является формирование ценностных ориентаций, соответствующих времени, опирающихся на компетентностную парадигму, помогающих

адаптироваться в социальной сфере и позволяющих преодолевать жизненные препятствия. Несмотря на существующие разночтения, на основе теоретического анализа аксиологических учений, мы получили представление о роли и значении ценностей в жизни человека, его профессиональной деятельности в русле философской научной традиции.

Библиографический список

1. БахтинМ.М. К философии поступка.//Человек в мире слова. М.: Изд-во Росс, открытого ун-та,1995. С.42.

2. Виндельбанд В. История новой философии в связи с общей культурой и отдельными науками. т.2-М.:

Терра-Канон-Пресс-Ц, 2000. С.379.

3. Волосков И.В. Система ценностей российского студенчества: монография/ И.В. Волосков-М.: Университетская книга, 2009. С.14.

4. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России// Социально-политический журнал. №3, 1994. С.18.

5. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Т.1.Феноменология внутреннего сознания времени. М.,1994. С.120.

6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение./ Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. С.289.

7. КаганМ.С. Философская теория ценностей. СПб: ТОО ТК «Петрополис»,1997. С. 98.

8. Лосский Л.О. Ценность и бытие. М.: Республика, 1994. С.288.

9. Парсонс Т. Системы современного общества. М.,1998. С.18.

10. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение и исторические науки. СПб: Наука, 2007.С.25.

11. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика,1994.

С.218.

12. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. Издание пятое. М.: изд-во Политической литературы, 1987.С.534.

13. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С.174.

E.N. CHERNYSHEVA PEDAGOGICAL ANALYSIS OF VALUE THEORIES IN WESTERN AND RUSSIAN PHILOSOPHY

This article analyzes the concept of “value”, deals with the process of formation and development of value theories, reveals their role, importance and the hierarchy in human life, examines the correlation between individual and social values.

Key words: the concept of “value”, value theory, axiologicalperspective, consciousness, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.