- интенсификации учебно-воспитательного процесса, обусловленной повышением продуктивности обучения, использованием стимулов активизации познавательной деятельности, углублением межпредметных связей.
Развитие модели взаимодействия в системе преподаватель - компьютер - обучаемый позволит поставить новые педагогические цели, сводящиеся к развитию характеристик личности, необходимых индивидууму для реализации самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности в условиях информационного общества: становление открытой познавательной позиции, готовности получать или самостоятельно приобретать новые знания; развитие диалогичности рассуждений (конструктивный монолог); получение опыта учета точки зрения на проблемную ситуацию, отличающуюся от собственной; развитие способностей подбора точных, конкретных формулировок для своих мыслей; развитие навыков исследовательской деятельности, способностей к анализу и синтезу; развитие дивергентных способностей (креативности) за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; формирование умения вырабатывать критерии оптимизации и принимать рациональные решения из нескольких альтернативных.
Представленные педагогические цели соответствуют направленности модернизации профессионального образования - внедрению принципов компетентностно-го подхода, что подтверждает актуальность разработки личностно-развивающей модели взаимодействия в системе преподаватель - компьютер - обучаемый. Эконо-
мическая целесообразность и педагогическая эффективность разработки и использования подобных электронных изданий напрямую зависят от самого учебного материала, что требует дополнительных экспериментальных исследований в различных предметных областях и уточнения структуры модели взаимодействия.
Таким образом, современные информационные технологии могут и должны рассматриваться как один из компонентов целостной системы образования в вузах МВД России. При рациональном использовании они не только облегчают доступ к учебной и профессиональной информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, способствующее развитию личностных качеств курсантов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляков\А.Ю. Экспертные системы обучения основам тактической подготовки объем заданий // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2005. - № 1(23).
2. Беляков\А.Ю., ШйхманШ.К. Личностно-развивающая модель взаимодействия в системе преподаватель - компьютер - обучаемый // Информационные технологии в организации учебной деятельности курсантов/студентов профильных вузов. - Пермь, 2006.
3. Беляков\А.Ю.,ШйхманШ.К.,\АляевЮ.\А. Формирование управленческих компетенций с использованием экспертных систем обучения // Открытое образование. - 2006. - № 3.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ И УСЛОВИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД
В настоящее время идет постоянный поиск новых путей повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов. Проблема совершенствования содержания учебного процесса в вузах всегда выступала как важнейшая и актуальная проблема в жизни высшей школы. «Содержание образования, - говорится в Законе Российской Федерации “Об образовании”, - должно обеспечить... формирование человека - гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества» (4).
Проблема оптимизации обучения - постоянная проблема педагогики, и анализ исследований свидетельствует о различных направлениях в ее решении. Так, многие авторы видят решение этой проблемы прежде всего в изменении содержания: А. Н. Лутков, В. И. Михеев -в усовершенствовании методов обучения; И. Н. Реше-тень, Н. С. Бервинова - в изменении средств обучения и способов умственной деятельности; Н. Д. Никандров (9, 32) - в организации проблемного обучения; Ж. К. Холодов, С. Д. Неверкович, А. Д. Ибрагимов (14). - в использовании новых игр; О. Б. Малков, Г. Л. Таукоч, Е. С. Селецкая - в использовании дидактических игр; Л. Л. Ломакина, Ю. Д. Овакимян (7) - в моделировании обучения; Л. А. Жильцов - в индивидуализации обучения; В. П. Давыдов - в идее развивающего обучения.
Канд. психол. наук, доцент А. Ф. Караваев
Омская академии МВД России
В педагогике под содержанием образования понимается система знаний, умений, навыков, которыми овладевают в процессе обучения и которые являются основой для общего и всестороннего развития личности. Основную информацию о содержании образования, его направленности, эффективности в вузе дают государственные программы и учебные планы, на основании которых планируется и проводится учебный процесс. Если в России структура и содержание учебных планов до последнего времени строго регламентировались центральными органами (министерствами, ведомствами,) то в западно-европейских странах и США традиционной является автономия вузов в определении направления подготовки и содержания программы обучения, а определение содержания курсов по конкретным дисциплинам (особенно на этапе специализации) является прерогативой профессоров и преподавателей и в значительной степени обусловливается их квалификацией и научными интересами.
Анализ учебных планов и программ вузов МВД России показывает, что в них отсутствует научно обоснованное соотношение между дисциплинами, отмечены слабые связь между теоретической и практической подготовкой и преемственность изучаемых дисциплин, сообщаемые курсантам знания не всегда учитывают содержа-
ние других дисциплин. Содержание и объем учебных заданий в большинстве случаев определяются преподавателем без учета заданий по другим дисциплинам, не принимается во внимание загруженность курсантов во внеучебное время, наблюдается дублирование отдельных вопросов по дисциплинам, отсутствует отдельная концепция реализации учебного плана. Все это приводит к тому, что для самоподготовки курсанты получают непосильный для выполнения или недостаточный, исходя из реального времени подготовки, объем заданий.
Учебные планы направлены на осуществление государственно-информационного подхода к передаче знаний, и это обусловливает поиск новых подходов к учебным программам, учебным планам, которые прежде всего ориентировались бы на личность курсанта, раскрытие его творческих способностей.
Необходим пересмотр государственных планов и программ. Учебные планы, графики учебного процесса, учебные программы, определяющие содержание образования в целом по учебным годам, семестрам, должны выступать, по мнению Л. А. Степашко, стимулами и организаторами учения (13, 10). По мнению доктора психологических наук И. С. Якиманской, «.. .более существенным является подход к оценке учебной программы с учетом ее реального вклада в развитие личности. Фундаментальные дисциплины призваны обеспечивать общекультурную (профессиональную) эрудицию, формировать умение самостоятельно овладевать знаниями (умение учиться), стимулировать становление у курсантов научных методов мышления, развивать их познавательную активность. Специальные дисциплины должны формировать те качества личности, которые составляют “ядро” профессионала: инициативность, самостоятельность, рефлексивность; планирование действий, их пооперационный контроль; предвосхищение результата, его своевременная коррекция; адекватная оценка своих возможностей, их обоснованность с учетом конкретной производственной ситуации и др.» (15, 69).
В вузах МВД России за последнее время учебные планы изменились только в сторону насыщения их нормативными дисциплинами. В связи с этим возникла мно-гопредметность, что привело к неоправданному увеличению учебного времени, а в итоге - к значительной перегрузке курсантов. Прежние учебные планы (как государственные документы) лишали вузы самостоятельности и возможности творческого экспериментирования.
Государственное планирование предусматривало информативный подход к проблеме обучения. Курсанты являлись «винтиками» учебного процесса. Они должны были усвоить учебную программу, слабо владея профессиональными навыками, навыками самостоятельной работы, т. е. они не были сформировавшимися специалистами, это мешало и становлению личности. Содержание образования необходимо адаптировать к интересам и потребностям курсантов с учетом индивидуальных особенностей, мотивов и ценностных ориентаций каждого. Такой подход позволит преодолеть «... односторонние, технократические тенденции в профессиональном становлении специалистов, наполнить конкретным содержанием емкое, но еще далеко не познанное понятие “человеческий фактор научно-технической революции”» (10, 69).
В последние годы в подготовке специалистов к профессиональной деятельности важное значение придается информационным технологиям. Так, А. Л. Денисова среди основных причин, затрудняющих формирование готовности специалистов к профессиональной деятельности на основе информационных технологий, выдвигает следующее: 1) отсутствие теоретически обоснованной системы непрерывной информационной подготовки специалиста; 2) опора в процессе подготовки не на модель готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности в условиях современной информационной среды, а на положения учебных программ; 3) тенденция к усилению теоретической подготовки в ущерб практической и сведение теоретической подготовки к формированию знаний, т. е. накоплению информационного фонда; 4) умаление субъективной позиции будущего специалиста в процессе его профессионального становления; 5) недостаточное использование в процессе изучения специальных дисциплин новых информационных технологий (2).
По мнению В. А. Должникова, чтобы «.в учебном процессе заработал в полную силу человеческий фактор, следует отказаться от догматических, упрощенных вульгарно-метафизических представлений в преподавании специальных дисциплин. С другой стороны, необходимо насыщать общеобразовательные курсы элементами сугубо профессиональных знаний, которые могли бы иметь практическое значение в будущей деятельности наших выпускников. На данном этапе важно сделать действительный шаг в сторону реального, а не мнимого единства общего и профессионального образования на основе диалектического синтеза, глубокого взаимопроникновения обеих его сторон» (3). Потери в осознании общности закономерностей наук и учебных дисциплин и подходов к их изучению затрудняют их изучение, не позволяют создать в своем представлении единой картины будущей профессиональной деятельности, затрудняют профессиональное становление. С развитием рыночной экономики существенно изменятся содержание и характер профессиональной подготовки. Стержень профессиональной подготовки сместится больше в сферу личностных качеств: образованности, воспитанности, ответственности, компетентности, коммуникативности. Именно развитие определенных личностных качеств и индивидуальности курсантов создает основу профессиональной надежности и мобильности специалистов.
Учебные планы, учебные программы до настоящего времени являются информационной системой, содержащей определенный объем знаний, умений и навыков. Они обязательны для каждого курсанта и не зависят от его индивидуальности. Как справедливо замечает И. С. Якиманская, «...многие из них мало ориентированы на формирование личностных качеств, составляющих основу профессионального мастерства. Не случайно поэтому овладение мастерством растягивается на многие годы, как правило, уже за порогом вуза и нередко идет с большим трудом. Отсутствие целенаправленного формирования в процессе обучения качеств личности, составляющих основу профессии, с неизбежностью порождает многие трудности, неудовлетворенность избранной специальностью, разочарование в ней» (15). По мнению
Х. Ф. Михайлиди, чтобы повысить качество подготовки будущих специалистов, необходимо больше ориентировать учебно-воспитательный процесс на будущую работу выпускников, усиливать профессиональную направленность лекций, семинаров и практических занятий (8, 14).
Важнейшим направлением профессионального образования МВД является гуманизация специалиста. Вузы должны способствовать прежде всего усилению в человеке духовности, интеллигентности, воспитанности, порядочности и т. п. (13). В настоящее время именно этих личностных качеств недостает многим сотрудникам ОВД. Учебные планы, учебный процесс, концепция образования должны быть нацелены на личностно ориентированный подход в обучении и воспитании. Для решения этих вопросов необходимо менять стратегию обучения и воспитания в вузах МВД и больше уделять внимания дисциплинам психолого-педагогического цикла, повышать степень их важности и уровень преподавания. По мнению Г. Н. Серикова, основой личностно ориентированного образования считается учебная ситуация (12). Вхождение преподавателя и курсанта в личностно ориентированную ситуацию предполагает своеобразную инверсию всех параметров обучения. То, что было внешним по отношению к их общению (цель, содержание учебного процесса и др.), задавалось внешним социальными институтами, меняет свой источник, становится внутренним стимулом, результатом дружеского согласия и сотрудничества субъектов. Борьба мотивов, столкновение смыслов и ценностей здесь становится осязаемым полем межличностного общения.
Организация личностно ориентированного обучения предусматривает разработку таких программ, которые направлены не просто на передачу знаний, а способствовали бы обогащению личности курсанта опытом творчества, формировали механизм самоорганизации личности как будущего профессионала, создавали возможность для профессионального становления. И. С. Якиманская отмечает, что существенным является подход к оценке учебной программы с учетом ее реального вклада в развитие личности. В частности фундаментальные дисциплины призваны обеспечивать общекультурную (профессиональную) эрудицию, формировать умение самостоятельно овладевать знаниями, стимулировать становление научных методов мышления у курсантов, развивать их познавательную активность (15).
Специальные дисциплины должны формировать те качества личности, которые составляют «ядро» профессионала: инициативность, самостоятельность, рефлексивность; планирование действий, их пооперационный контроль; предвосхищение результата, его своевременную коррекцию; адекватную оценку своих возможностей, их критический анализ; ответственность в выборе и принятии решений, их обоснованность с учетом конкретной служебной ситуации и др.
В реформе подготовки курсантов - будущих специалистов - необходимо оптимизировать содержание образования, учебный процесс направить на развитие, которое переходило бы в саморазвитие, воспитание - в самовоспитание, а деятельность - в самостоятельную деятельность.
Обобщая все изложенное, можно отметить, что традиционные формы подготовки специалистов, основанные на информационном подходе, существующие в высшем образовании, не позволяют готовить специалистов высокого класса, не создают предпосылок для профессионального становления личности (14; 15). Назрела необходимость перехода на новые системы образования, выработку нового содержания, основанного на индивидуализации, сотворчестве и личностно ориентированном подходе.
Большая группа задач педагогики высшей школы связана с поиском путей активизации комплексного подхода к обучению и воспитанию. В этой связи необходима дальнейшая разработка дидактических аспектов усиления системной и комплексной направленности подготовки курсантов в вузе, обоснование эффективных путей повышения воспитательных возможностей обучения, осуществление психологической подготовки обучаемых и т. п.
ЛИТЕРАТУРА
1. БелозерцевШ.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. - Л., 1990.
2.Щенисова\А.Ш. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1994.
3.ЩолжниковВ.\А. Единство общего и профессионального образования в институтах культуры // Интенсификация учебного процесса в вузе культуры: тезисы науч. конф. -Барнаул, 1988. - Ч. 1.
4. (Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. - 1992.
5.Караваев\А.\Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография. - Омск, 2005.
6. КолесовВ.Ш. От бакалавра до магистра // Вестник высшей школы. - 1992. - N° 1.
7. ЛомакинаШ.Ш.,[ЮвакимянЮ.\Д. Теория и практика моделирования обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1989.
8.\Михайлиди\Х.\Ф. Формирование педагогической готовности студентов к преподаванию изобразительного искусства в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990.
9. ШикандровШ.Щ. Об активизации учебной деятельности // Вестник высшей школы. - 1983. - № 8.
10. [Перспективы развития системы непрерывного образования / под ред. Б. С. Гершунского. - М., 1990.
11. Психолого-педагогические основы профессионального становления специалистов - сотрудников органов внутренних дел: методическое пособие. - М., 2005.
12. 'Л.ериковЖ Ш. Самообразование: (Самосовершенствование подготовки студентов). - Иркутск, 1992.
13. ПтепашкоШ.\А. Об условиях интенсификации учебновоспитательного процесса // Подготовка и профессиональное становление молодого учителя: сб. науч. тр. - Хабаровск, 1990.
14.ХолодовЖ.К.,ШеверковичШ.Щ. Психолого-педагоги-ческие основы игровых методов подготовки кадров: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1988.
15.ШкиманскаяШЖ. О диагностической функции обучающих программ // Психологическая служба вуза: (Принципы, опыт работы): сб. науч. тр. - М., 1993.