Научная статья на тему 'Педагогические взгляды Н. И. Пирогова'

Педагогические взгляды Н. И. Пирогова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1309
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические взгляды Н. И. Пирогова»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

12 См.: Лазарус Р. Теория стресса и физиологические исследования // Эмоциональный стресс. М., 1970. С. 178-209.

13 Баранов A.A. Психология стрессоустойчивости педагога: теоретические и прикладные аспекты: Дис. ... докт. психол. наук. СПб., 2002.

14 См.: Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М., 1997.

15 Анохин П.К. Принципиальные вопросы теории функциональных систем // Принципы системной организации функции. М., 1973. С. 45.

16 См.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

17 См.: Матейчик 3. Родители и дети. М., 1992.

18 См.: Баранов A.A. Указ. соч.

19 См.: Гройсман А.Л. Указ. соч.

20 См.: Тхостов А.Ш., Зинченко Ю.П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 3. С. 10-18.

21 См.: Баранов A.A. Указ. соч.

22 См.: Раттер М. Помощь трудным детям / Общ. ред. A.C Спиваковской. М., 1987.

23 См. в кн.: Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков. М., 1999.

24 См.: Лазарус Р. Указ. соч.

Е.М. Бакушкина*

Педагогические взгляды Н.И. Пирогова

Как могло случиться, что Н.И. Пирогов в условиях своего времени смог достичь исключительных высот в медицине и педагогики?

Николай Иванович Пирогов обязан своим положением и ролью в истории нашей русской культуры исключительно своим личным дарованиям и упорному настойчивому труду. При сословно-классовом строе крепостнического государства в начале XIX в. его происхождение из семьи чиновника обеспечило ему право получить образование в университете.

Но от права на образование в то время было еще очень далеко до осуществления этого права. Нужны были еще значительные материальные средства, какими располагали далеко не все чиновники среднего разряда. По окончании университета человеку, не располагавшему средствами, было очень трудно избрать и еще труднее осуществить жизненный путь идейного культурного служения родине. Нужен был огромнейший запас разносторонних духовных сил и моральной выдержки, чтобы не превратиться в безыдейного обывателя, а тем более чтобы устоять перед окружающим со всех сторон соблазном грубого своекорыстного отношения к своей профессии. Да, наконец, нужен был значительный запас здоровья и чисто физических сил, чтобы, не отступая от идейного служения родине и родному народу, преодолеть препятствия, вынести все тягости неизбежной для многих роковой борьбы со всеми лишениями и невзгодами.

Несмотря на все эти тяжелые условия общественно-политического порядка и значительные трудности в личной жизни, Н.И. Пирогов проложил путь подлинного идейного служения родине как один из выдающихся представителей и носителей самостоятельной, самобытной нашей русской культуры.

За время жизни Н.И. Пирогова Западная Европа пережила серьезные потрясения от трех революций: июльской 1830 г., февральской 1848 г. и Парижской Коммуны 1871 г. Все эти события находили серьезное отражение и в культурной жизни России, а иногда и непосредственно оказывали влияние на личную жизнь и работу Н.И. Пирогова.

Из событий и явлений культурной жизни нашего Отечества наибольшее влияние на

Н.И. Пирогова оказали такие, как Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, два польских восстания 30-х и 60-х гг., Крымская война 1853-1856 гг., эпоха реформ 60-х гг. Эти события оставили неизгладимый след в жизни и деятельности Пирогова. Они подтолкнули его к размышлениям и практическим действиям, направленным на удовлетворение потребностей и интересов русской культуры.

* Соискатель кафедры военной педагогики и психологии Санкт-Петербургского военного института ВВ МВД

России.

Как ученый и врач, Н.И. Пирогов основательно изучил достижения медицинской науки в странах западной Европы, отдав дань уважения лучшим представителям медицинской науки. Однако он был далек от слепого преклонения перед западноевропейской ученостью. Он нашел в себе силы, давшие ему возможность стать не только хорошим учеником европейских знаменитостей, но и учителем для них.

Как философ, педагог-теоретик, Н.И. Пирогов считался с достижениями в области педагогики и распространения образования у западноевропейских народов. Однако это не помешало ему создать свою собственную педагогическую систему, не только отвечавшую запросам и потребностям своего народа, но во многом далеко превосходившую по глубине, идейности и благородству многое из того, чем гордилась и могла бы гордиться до сих пор педагогическая мысль просвещенных народов. Как практический деятель на поприще культурного служения Родине, он воплотил в себе все лучшие черты русского человека с его самоотверженным, самозабвенным, мужественным служением Родине.

Не только его исключительные успехи в области науки и медицинского дела, не только глубина педагогической мысли, льющаяся с каждой страницы его небольших, но выразительных и многозначительных педагогических трактатов, но и сама жизнь и личность Николая Ивановича Пирогова представляет собой ценнейший, поучительнейший вклад в сокровищницу русской культуры.

Следует отметить, что вторая половина XIX в. в России была ознаменована радикальными реформами в народном (в т.ч. и в военном) образовании. Эти преобразования были предложены представителями первой российской интеллигенции Н.И. Пироговым, Н.Г. Чернышевским, H.A. Добролюбовым, возглавлявшими редакцию журнала «Современник», и рядом других прогрессивно мыслящих деятелей российского просвещения, в т.ч. и министром народного образования A.B. Головиным. Как известно, их идеи были поддержаны военным министром ДА. Милютиным, представившим в 1862 г. на высочайшее имя проект реформы системы военного образования в России. Его главная идея заключалась в том, чтобы отказаться от кадетских корпусов, создать военные гимназии и прогимназии, военные юнкерские и специальные училища, увеличить число военных академий, расширить социальную базу комплектования военно-учебных заведений. Установлено, что к этим решениям военного министра привели психолого-педагогические рекомендации о том, что воспитание, основанное на строжайшей дисциплине, приносит плоды лишь в зрелом возрасте, а ранняя военная специализация обрекает юношу на одностороннюю мыслительную и практическую деятельность1.

Что касается народного просвещения, то реформа 1850 г., ликвидировавшая в среднем образовании преобладание классицизма и сообщившая ему исключительно реальный характер, нарушила «гармонию в системе гимназического образования». A.B. Головин отмечал: «Министерство имеет многие причины считать усиленный перевес реальных начал в воспитании вредною крайностью и думает, что, в видах умственного развития и нравственно-эстетических требований, преподаванию классических языков надобно возвратить значительную часть его прежней силы, разумеется, не исключая из круга обучения в средних заведениях и наук реальных, сколько это нужно для жизни, и, не присваивая учащимся помянутым языкам прежних преимуществ». Это предложение удостоилось высочайшего утверждения.

Наконец, значительные усилия Министерство должно было направить «на сосредоточение разнородных стихий и частей государства в один плотный, крепкий состав», на слияние «всех местных и провинциальных патриотизмов и влечений». Этой великой цели невозможно достигнуть иначе, как «постепенно, и притом мерами не административными, а нравственными, сближая умы, племена и сословия единством внутренних начал, которые зависят от одного общего плана воспитания и от одной системы управления в сфере народного образования».

Под давлением общественности, в т.ч. и уже широко известного Н.И. Пирогова, под руководством A.B. Головнина преобразовательная работа Министерства народного просвещения развилась особенно широко и подвигалась вперед с чрезвычайной энергией и быстротой. За четыре с лишним года подверглись коренному пересмотру все сколько-нибудь

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

важные законоположения и вопросы по ведомству Министерства народного просвещения. Для одних учреждений были изданы новые положения, уставы и штаты, для преобразования других намечены новые основания и собран материал. Главные цели преобразований были изложены в официальной записке, напечатанной в 1865 г. под заглавием «Обзор деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 1863 и 1864 годах». «На Министерстве народного просвещения, - говорится здесь, - лежит обязанность, во-первых, заботиться о правильном всестороннем нравственно-религиозном, умственном, физическом и эстетическом образовании молодых поколений и, во-вторых, содействовать расширению области человеческих знаний вообще и в особенности распространению их в нашем отечестве».

Следует особо отметить, что характерной чертой деятельности Министерства под управлением A.B. Головнина была широкая гласность, привлекавшая образованное общество к всестороннему обсуждению важнейших преобразований по народному просвещению. B 1864 г. было начато издание «Сборника постановлений» и «Сборника распоряжений по Министерству народного просвещения», заключавших в себе богатый материал по истории просвещения в России в XIX в.

Bелика роль в этом прогрессивном процессе совершенствования народного просвещения К.Д. Ушинского, который всегда высоко ценил педагогические взгляды Н.И. Пирогова и разделял их.

B то самое время, когда в одном ведомстве Ушинского забрасывали доносами как ненавистного реформатора, мешавшего тунеядцам-рутинерам жить спокойно и будившего их к разумной деятельности, в другом учебном ведомстве - Министерстве народного просвещения - деятельность К.Д. Ушинского ценили очень высоко. B 1860 г., т. е. еще в бытность Ушинского инспектором Смольного института, состоявший в то время министром народного просвещения A.B. Головин задумал коренным образом преобразовать «Журнал Министерства народного просвещения». Bвиду наступивших реформ в области просвещения министр желал сделать этот журнал органом разработки, обсуждения и разъяснения всех вообще педагогических вопросов. Bыбор пал на К.Д. Ушинского как единственно подходящего для этой цели редактора, - и он вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды.

B^rn^ жизнь везде, где К.Д. Ушинский прилагал свой труд, было особенностью его даровитой и энергичной натуры. Создав из безжизненного Смольного «монастыря» живое учебно-воспитательное заведение, в котором и учащие, и учащиеся с увлечением отдавались труду, К.Д. Ушинский сделал то же и с «Журналом Министерства народного просвещения». С середины 1860 г. этот журнал, бывший прежде сухим, официальным сборником правительственных распоряжений и случайных специальных статей о предметах, никого не интересующих, совершенно преобразился, заняв видное место как чуткий, отзывчивый педагогический журнал, с собственным мнением по очередным вопросам и текущим событиям в области просвещения. Печать стала считаться с мнением безвестного и безликого прежде журнала, где стали публиковаться статьи Н.И. Пирогова. Общество начало прислушиваться к нему. Для непосредственных же деятелей Министерства просвещения журнал был незаменимым толкователем очередных вопросов, задач, целей и средств к осуществлению их.

Особенно выделялись в журнале статьи самого К.Д. Ушинского, обращавшие на себя внимание общества и инициировавшие продолжительные дебаты в печати. К сожалению, К.Д. Ушинский проработал в должности редактора недолго - лишь до ноября 1861 г.

Bозглавивший Министерство народного просвещения граф Путятин задумал сделать из журнала ученый сборник по всем наукам, нечто вроде пантеона всех наук. Не сочувствуя такому превращению полезного и даже необходимого педагогического органа печати, не считая себя способным быть редактором такого ученого энциклопедического журнала, К.Д. Ушинский отказался от редакторства и прекратил службу в Министерству просвещения.

Это не мешало ему, однако, продолжать участвовать в министерском журнале в качестве сотрудника. B мартовской, например, книжке за 1862 г. он поместил обширную критическую статью под заголовком «Педагогические сочинения Н.И. Пирогова».

Восторженно относясь к личности автора, горячо сочувствуя его воззрениям на проблемы воспитания, К.Д. Ушинский, однако, довольно сильно разошелся с ним во взгляде на значение классических языков в деле образования русского юношества. В противоположность мнению Пирогова, К.Д. Ушинский горячо настаивал, что не чужие языки, мертвые или живые, а непременно свой родной язык должен быть положен в основу образования как одно из самых лучших и благородных средств для духовного развития учащихся. Кроме того, этому вопросу Ушинский посвятил особую статью в «Журнале Министерства народного просвещения» под заголовком «Родное слово». Эту же мысль о выдающемся значении родного языка в образовании и воспитании русского юношества К.Д. Ушинский в течение многих лет настойчиво проводил и в газете «Голос». Наконец, свои соображения о роли родного языка в воспитании К.Д. Ушинский воплотил в особом руководстве «Родное слово».

В мае 1862 г., пережив известную передрягу в Смольном институте, с сильно расстроенным здоровьем, К.Д. Ушинский уехал с семейством за границу, получив от IV Отделения командировку, чтобы ознакомиться с положением образования женщин за границей. Там он провел пять лет, до 1867 г., живя преимущественно в Швейцарии, близ Веве, и в Гейдельберге как сильном научном и образовательном центре. Именно здесь он познакомился и сблизился с Н.И. Пироговым, к которому питал особенное расположение.

В Пирогове он высоко ценил сочетание медицинского гения с высоким педагогическим дарованием и цельностью нравственной личности, неспособностью на сделки с совестью. Никто не смог бы так быстро и решительно излечить мучительные душевные раны Ушинского, как это сделал Н.И. Пирогов. Под влиянием общения и сближения с ним К.Д. Ушинский быстро воспрял и окреп духом и с удвоенной энергией и принялся за научную разработку основ педагогического дела, что и послужило блестящим завершением его литературно-педагогической деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что задолго до личного общения с К.Д. Ушинским Н.И. Пирогов уже заявил о себе как зрелый педагог. В июне 1856 г. Пирогов опубликовал в «Морском сборнике» свою первую педагогическую статью «Вопросы жизни», в которой выступил с резкой критикой существовавшей системы воспитания и обучения. Идея гуманизма воспитания, идея созидания «истинного человека», гражданина, а не чиновника, высказанная Н.И. Пироговым вслед за В.Г. Белинским, приобрела в России в условиях общественного подъема 60-х гг. XIX в. огромное значение. Это был первый открытый удар по николаевскому курсу «просветительной» политики. Статья была перепечатана почти во всех периодических изданиях, она, по словам К.Д. Ушинского, пробудила «спавшую у нас до тех пор педагогическую мысль»2. Вся прогрессивная русская педагогика, отмечал позднее В.Я. Стоюнин, вышла «из идеи Пирогова - воспитывать и образовывать человека»3. В сентябре 1856 г. Н.И. Пирогов под влиянием общественного мнения был назначен попечителем Одесского учебного округа. Работая попечителем Одесского (1856-58 гг.), затем Киевского (1858-61 гг.) учебных округов, Н.И. Пирогов стремился улучшить постановку обучения в школах и всячески способствовал распространению просвещения. Он считал просвещение наиболее действенным средством преобразования жизни и надеялся путем распространения общечеловеческого образования «уничтожить бездну, разделяющую касты»4. Все будущее жизни, по мнению Н.И. Пирогова, находится в руках школы. Не дожидаясь коренной перестройки всей системы народного образования, он в своих округах начал преобразование школы. Прежде всего Н.И. Пирогов выступил против бюрократического руководства учебно-воспитательной работой, считая, что бюрократизм нигде не причиняет столько вреда, как в деле науки и воспитания. Чтобы пробудить у педагогов стремление к самостоятельной творческой деятельности, повысить у них чувство ответственности за свое гражданское призвание, Пирогов активизировал работу педагогических советов, усилил педагогическую подготовку учителей на местах, организовал обмен опытом путем издания «циркуляров», ставших своеобразным педагогическим журналом. Решающее значение Н.И. Пирогов придавал самой личности воспитателя, отмечая, что высокая нравственность педагога -основа нравственности ребенка.

Много нового внес Пирогов и в разработку методики обучения. Отличительной чертой всех его методических исканий было целенаправленное стремление подчинить решение всех

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (32) 2006

методических вопросов главной задаче - задаче формирования человека, его умственному и духовному развитию. Целью школы Н.И. Пирогов считал пробуждение у юношества стремления к знаниям и потребности к творчеству. Именно эту цель ставила и предложенная Н.И. Пироговым система образования, ликвидирующая разнобой в типах школ и предусматривающая несколько школ-ступеней: элементарные училища, классические и реальные прогимназии и гимназии, университет и высшие профессионально-технические училища. Стремясь к распространению просвещения, Н.И. Пирогов с энтузиазмом откликнулся на предложение передового студенчества создать воскресные школы.

Много внимания уделял Н.И. Пирогов и проблемам высшего образования. Наука, по убеждению Н.И. Пирогова, - мощная преобразующая сила, она умственно и нравственно раскрепощает человека, противопоставляя его господствующему насилию и произволу. Bысшее образование должно быть общедоступно, только это, по мнению Н.И. Пирогова, может «обнародить» науку. Особенно он настаивал на большой научной самостоятельности студентов, защищал семинарский метод занятий. Н.И. Пирогов критиковал бюрократическое руководство университетами, требуя предоставить им большую автономию.

Будучи попечителем Одесского учебного округа, Н.И. Пирогов решительно выступил против применения в школе телесных наказаний. При обсуждении этого вопроса в период руководства Киевским учебным округом Н.И. Пирогов не сумел отстоять своего мнения. «Правила о проступках и наказаниях», утвержденные Пироговым, не отменяли, а лишь ограничивали их применение. За непоследовательную позицию в этом вопросе Н.И. Пирогова резко критиковал НА. Добролюбов. Но главное, что сделал Н.И. Пирогов, - то, что он привлек внимание общественности к проблеме.

Bо время своей работы попечителем учебных округов Н.И. Пирогов подвергался преследованиям со стороны реакции и в 1861 г. был уволен. «И то удивительно, - отмечал в 1862 г. «Колокол», - что около пяти лет высшее правительство могло терпеть такого истинного эманципатора, как Пирогов..., который с глубокою верою в святость принципа... шел смело путем прогресса, путем конституционного порядка»5.

После отставки Н.И. Пирогов еще некоторое время (в 1862-66 гг.) руководил в Гейдельберге подготовкой молодых русских ученых к профессуре, но в 1866 г. был окончательно отстранен от педагогической работы. Однако до самых последних дней своей жизни учный работал над «Дневником», который очень схож с «Исповедью» Л.Н. Толстого.

«Дневник старого врача» - своеобразный светоч русской жизни второй половины XIX в., - из-за болезни Н.И. Пирогова остался недописанным. Однако даже то, что дошло до нас, имеет непреходящую ценность. Его педагогические мысли и в наши дни не потеряли актуальности.

Литература

1. Красновский A.A. Педагогические идеи Н.И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949. -

263 с.

2. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. - М., Aкадемия педагогических наук РСФСР, 1952. - 701 с.

3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова // Собр. соч. Т. 3. М.-Л.,

1948.

4. Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений. Т. III. М., ГИХЛ. С. 684-689 («По поводу статьи Пирогова ‘вопросы жизни”»).

1 См.: Кочанов Б.М. Педагогические кадры военно-учебных заведений в царской России // Труды ВВПИ им. М.И. Калинина. Т. 11. Л., 1947. С. 176; Макаров А.Н. Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательной деятельности в кадетских корпусах. Вып.1. СПб., 1902. С. 9, 31-32.

2 Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 3. М., 1943. С. 11.

3 Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1954. С. 309.

4 Пирогов Н.И. Сочинения. Т. 1. К. 1914. С. 215.

5 См.: Колокол. 1862. Вып. 5. Л. 118. С. 988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.