Научная статья на тему 'Педагогические взгляды и деятельность С. Н. Дурылина'

Педагогические взгляды и деятельность С. Н. Дурылина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ / PEDAGOGY OF FREE EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE / ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА / IDENTITY OF A TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Е.В.

В статье рассматриваются как педагогические труды С.Н. Дурылина начала ХХ в., так и его практическая педагогическая деятельность. Дурылин, опираясь на свой негативный ученический опыт и изучение работ современных ему педагогов, создаёт свою концепцию свободного воспитания, которая стала созвучна своему времени и во многом предугадывала развитие педагогической мысли будущего. Собственная педагогическая практика С.Н. Дурылина обширна и впечатляюща по результатам. Рассматриваются вехи обучения и самостоятельного научного поиска, в котором путём самообразования вырабатывалась громадная эрудиция выдающегося ученого. Приводятся также его мемуарная проза («В своем углу») о гимназических учителях и их роли в становлении христианского мировоззрения Дурылина и воспоминания современников о личности этого ученого, педагога и писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL VIEWS AND WORK OF S. N. DURYLIN

The researcher considers pedagogical works of S. N. Durylin in the beginning of the XX century, and his practical pedagogical activities. Durylin, relying on his own negative experience when he was a student, studied of works of teachers and created a concept of free education, which became proper to the time and in many respects foresaw development of pedagogical thought of the future. S. N. Durylin’s own experience in teaching has great results. The work studies milestones of training and independent scientific search in which by self-education enormous erudition of the outstanding scientist was developed. The paper mentions memoir prose (“In the corner”) about gymnasia teachers and their role in formation of Christian outlook of Durylin and reminiscence of contemporaries of the identity of this scientist, the teacher and the writer.

Текст научной работы на тему «Педагогические взгляды и деятельность С. Н. Дурылина»

УДК 378

Gladkova E.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, The High School of Folk Arts (Institute) (St. Petersburg, Russia),

E-mail: gladius27@mail.ru

PEDAGOGICAL VIEWS AND WORK OF S. N. DURYLIN. The researcher considers pedagogical works of S. N. Durylin in the beginning of the XX century, and his practical pedagogical activities. Durylin, relying on his own negative experience when he was a student, studied of works of teachers and created a concept of free education, which became proper to the time and in many respects foresaw development of pedagogical thought of the future. S. N. Durylin's own experience in teaching has great results. The work studies milestones of training and independent scientific search in which by self-education enormous erudition of the outstanding scientist was developed. The paper mentions memoir prose ("In the corner") about gymnasia teachers and their role in formation of Christian outlook of Durylin and reminiscence of contemporaries of the identity of this scientist, the teacher and the writer.

Key words: pedagogy of free education, pedagogical theory and practice, identity of a teacher.

Е.В. Гладкова, канд. филол. наук, доц. каф. языковой подготовки Высшей школы народных искусств (институт),

г. Санкт-Петербург, Е-mail: gladius27@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С.Н. ДУРЫЛИНА

В статье рассматриваются как педагогические труды С.Н. Дурылина начала ХХ в., так и его практическая педагогическая деятельность. Дурылин, опираясь на свой негативный ученический опыт и изучение работ современных ему педагогов, создаёт свою концепцию свободного воспитания, которая стала созвучна своему времени и во многом предугадывала развитие педагогической мысли будущего. Собственная педагогическая практика С.Н. Дурылина обширна и впечатляюща по результатам. Рассматриваются вехи обучения и самостоятельного научного поиска, в котором путём самообразования вырабатывалась громадная эрудиция выдающегося ученого. Приводятся также его мемуарная проза («В своем углу») о гимназических учителях и их роли в становлении христианского мировоззрения Дурылина и воспоминания современников о личности этого ученого, педагога и писателя.

Ключевые слова: педагогика свободного воспитания, педагогическая теория и практика, личность педагога.

Необыкновенно разносторонней предстает личность С.Н. Дурылина даже на фоне других ярких деятелей Серебряного века. Учёный-филолог, театровед, историк русской драматургии, профессор ГИТИСа, писатель, поэт и либреттист, Сергей Николаевич оказал влияние и на педагогическую мысль своего времени.

Секретарь и сотрудник редакции толстовского издательства «Посредник» и педагогического журнала «Свободное воспитание», которые ориентировались на опыт яснополянской школы, Дурылин публиковал педагогические статьи до 1914 г. Брошюра «В школьной тюрьме. Исповедь ученика» (1906) - станет самым знаменитым его педагогическим сочинением. В эти же годы Дурылин входит в состав Родительского клуба, созданного педагогом К.Н. Вентцелем.

Остановимся на педагогических трудах Дурылина начала ХХ в.

В работе «В школьной тюрьме. Исповедь ученика» автор отстаивает право ребёнка на творческую свободу и критикует «циркулярную правду» казённого преподавания. Живую любовь к познанию немногие ученики сохранили благодаря самостоятельному чтению, общению друг с другом и с теми взрослыми, которые оказались чутки к потребностям ищущей юношеской души. Несомненна и связь школьного тюремного духа и атмосферы в целом обществе. «Разрушьте школьные тюрьмы - и падут все остальные!» [1, с. 52]. Интересно, что экспериментальные школы, появившиеся в начале ХХ века, не вызывают у Дурылина однозначного одобрения: если они не учитывают свободу детей, то оказываются подобны клинике, в которой дети выступают подопытными. Идеалом в отношении эксперимента в школе служит для автора яснополянская школа [2].

Примером другой передовой школы служит опыт школы М.А. Быковой, в которой дети и педагог, увлеченные общим интересным делом, творят вместе. Педагог при этом формирует особую интеллектуально-нравственную атмосферу. «Умение понимать людей и находить лучший выход для их сил и способностей» - главный талант М.А. Быковой [3, с. 141].

В статье «Вечные дети» Дурылин говорит о значении личности педагога, о том, что взрослым нельзя утрачивать в себе детство. Услышать ребёнка и научиться от него - способность незаурядных педагогов, поэтому воспитатель-ребёнок воспитывает все человечество [4].

Этико-философские взгляды Дурылина на воспитание оттачиваются в споре с точкой зрения К.Н. Вентцеля, непререкаемого авторитета в области педагогической мысли начала века. Если Вентцель говорит об относительности Абсолюта и внешне по отношению к личности ребёнка, непрекосновенна одна только его личность, то для С.Н. Дурылина само стремление к Абсо-

лютному присуще человеку. Отсюда вытекают и абсолютные его права на творчество, радость и развитие. «Если есть абсолютные Истина, Добро и Красота, наши поступки, дела и учреждения могут или удалятся, или приближаться к ним. <...> Если абсолютны Бог и Истина, то абсолютно ценен и тот, кто их носит в себе, кто осуществляет их в мире - человек.» [5, с. 124]

Как видим, педагогические идеи Дурылина созвучны своему времени и во многом предугадывали развитие педагогической мысли будущего. Они «стали органической составной частью педагогики свободного воспитания, которую на Западе развивали Э. Кей, М. Монтессори, Р Гурлитт, Г. Шаррельман, А. Нил, а в России - К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, Н.В. Чехов.» [6, с. 17] На рубеже XX-XXI вв. теоретики и практики отечественного образования развивали идею педагогики свободы (О.С. Газ-ман, А.А. Пинский, С.Л. Соловейчик).

Собственная педагогическая практика С.Н. Дурылина обширна и впечатляюща по результатам. Это и частные уроки, и группа подготовки на аттестат зрелости, где Дурылин преподает русский язык, а его друг Разевиг - латинский.

Среди его учеников - гениальный артист Игорь Ильинский, литературоведы Кирилл Пигарев, Андрей Сабуров, племянник композитора и пианиста Н.К. Метнера, священник Сергей Сидоров, религиозный писатель Сергей Фудель, оставивший интересные воспоминания о своем учителе.

«О самом С.Н. Дурылине хочется сказать еще несколько слов, так как некоторые люди были ему многим обязаны, в частности будущий отец Сергий Сидоров. Он водил его, меня и Колю Чернышева в кремлевские соборы, чтобы мы через самый покой их камня и красок ощутили славу и тишину Церкви Божией, водил на теософские собрания, чтобы мы знали, откуда идет духовная фальшь, на лекции Флоренского «Философия культа», чтобы мы поняли живую реальность таинства, в Щукинскую галерею, чтобы мы через Пикассо услышали, как где-то совсем близко шевелится хаос и человека, и мира, на свои чтения о Лермонтове, чтобы открыть в его лазурности, не замечаемой за его «печорин-ством», ожидание «мировой души» Соловьева» [7, с. 68].

Действительно, свободная педагогика, по мысли Дурылина, предполагает обучение не только в стенах учебного заведения. Это были путешествия, прогулки, чтение и обсуждения стихов, философских и религиозных вопросов, творчество, в конечном счёте - взаимное обогащение учителя и ученика. Вот как эти принципы преломляются в реальности.

В 1908 г. С.И. Дурылин был приглашен воспитателем двух сыновей в семью купца-фабриканта С.И. Чернышева. «Старший Коля стал близким другом, и ему посвящено немало страниц «Своего угла» [8, с. 140]. «Дом Чернышева был на Немецкой улице, и в его большом и нарядном зале С.Н. Дурылин поставил

в 1916 году как семейный спектакль пьесу Крылова «Триумф», причем актерами были его ученики, и среди них Игорь Ильинский» [7, с. 69] С большой теплотой Сергей Николаевич пишет о маленьком Коле, вспоминая его словотворчество: «Чудесны детские слова, самочинные, самородные!» [8, с. 99]. В книге «В своем углу» то и дело встречаются воспоминания о маленьком Коле Пигареве, правнуке Тютчева, спорящем с С.Н. о духе леса; о Шуре Шкарине, пречитывающем стихи Дурылина о «горней глубине», открывающейся в юности, когда раскрывается слух души.

Теплые отношения завязались у С.Н. с детьми Е.В. Гение-вой, Юрой и Лелей Гениевыми. В этой семье С.Н. бывал, с детьми поддерживал дружескую переписку, направлял их чтение и интересы. По просьбе Елены Васильевны «экзаменовал» юношу Юрия, одобрив его направление развития, «качество» души. В советские годы торжествующего атеизма поздравлял детей с Пасхой, Рождеством и именинами.

Этот талант естественно воспитывать и развивать своих учеников отмечает Г.Е. Померанцева: «Своих воспитанников и просто юных друзей, которыми он обрастал тотчас, где бы ни появлялся, Дурылин включал в сам процесс своей духовной жизни, своих нравственных и интеллектуальных исканий» [9, с. 25]. .

Сам Дурылин придавал большое значение такому общению и считал, что очень важно не пропустить благодатное время для «разбуженной душе отрока»: «Это звездное наитие юности, это часы, когда раскрывается её слух, - и она слышит, действительно слышит «горный разговор».

«Одним толчком согнать ладью живую» - живую ладью человеческой души с затягивающих песков повседневности и крепкого обихода, заведенного бабищею жизнью, - удавалось в этот час, и вот трое мы это чувствовали: я - потому что это одно и есть, из-за чего стоит жить, что одно стоит вспоминать из прошлого, они - и первый милый мой Шура, - потому, что потрясены и как-то радостно изумлены этим толчком. Звездную весть слышали» [8, с. 305].

Между тем собственный опыт ученичества был для Дурылина трудным. В 1904 г. он ушел из 4-й московской гимназии, о чем беспристрастно поведает в своей автобиографической книге «В родном углу». Это будет протест честной юношеской души против казенной атмосферы учебных заведений, которую он позже будет обличать в очерке «В школьной тюрьме», впрочем, увлечение революционными взглядами здесь тоже сыграет свою роль. Начнется самостоятельный научный поиск, громадная эрудиция вырабатывается и трудом самообразования. Большую роль сы-

Библиографический список

грает и Московский Археологический институт, в котором он учится 1910 - 1914 годах. Зрелым ученым в книге «В родном углу» С.Н. будет вспоминать свои гимназические годы, воссоздавая портреты учителей, рисуя атмосферу учебных заведений начала

XX в. С грустной иронией он опишет учителей, которых занесло в педагогику волей случая, бездарных и ограниченных чиновников. Наряду с этими остроумными скетчами в главе «Гимназия» мы найдем и полные благодарной памяти слова в адрес настоящих педагогов.

«Я признателен ему за то, что до сих пор держу в памяти весь грамматический остов греческого и латинского языков» (о греке Н.М. Алексееве) [10, с. 276].

О преподавателе русской словесности: «...Тем, кто был не лишен любви к родному языку, он давал много. Я лично многим обязан А.Г. Преображенскому» [10, с. 305].

О. Иоанн Добросердов, будущий архимандрит Димитрий, законоучитель 4-ой гимназии, сумел не только не отвратить своих учеников от формального преподавания Закона Божьего, но и быть мудрым собеседником ищущих веры юношей. Ему посвящено больше всего страниц в воспоминаниях о гимназии. «Наш батюшка был истинно добрый и честный человек. Он очень хорошо знал наши грехи против Филарета, и наши ереси и расколы, и наши мыслительные проступки против благонадежности религиозной и политической; был он человек умный и наблюдательный, но что бы он ни знал, он знал про себя и никого не преследовал - ни неблагонадежными двойками, ни понижением общей отметки за поведение, ни особыми докладами по начальству, которые особенно охотно принимались от законоучителя» [10, с. 336 - 337].

Роль этого педагога в становлении Дурылина как христианина несомненна. «По всей видимости, семена Царства Бо-жия, вложенные в душу маленького мальчика в семье, все-таки проросли в бунтующем подростке с помощью законоучителя с умным и добрым сердцем. И это определило его дальнейший творческий и духовный путь. Христианство зрелого Дурылина, во многом вобрав в себя протестный «вопросник» русского революционно-народнического движения, определилось именно как христианство» [11, с. 484] .

Вклад С.Н. Дурылина в отечественную педагогику, в дело популяризации идей педагогов свободного воспитания значим. Христианское мировоззрение Дурылина, его вера в абсолютные Добро, Истину и Красоту, думается, поучительны для педагогов

XXI века. Плоды его собственно педагогической деятельности налицо: им взращены видные деятели науки и культуры ХХ в.

1. Дурылин С.Н. В школьной тюрьме. Исповедь ученика. Дурылин. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Московский городской педагогический университет, 2007.

2. Дурылин С.Н. Эксперимент или пытка? (К вопросу об экспериментальной школе). Дурылин. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Московский городской педагогический университет, 2007.

3. Дурылин С.Н. История одной свободной школы. Дурылин. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Московский городской педагогический университет, 2007.

4. Дурылин С.Н. Вечные дети. Дурылин. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Московский городской педагогический университет, 2007.

5. Дурылин С.Н. Педагогика творческой личности. Дурылин. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Московский городской педагогический университет, 2007.

6. Корнетов Г.Б. Педагогика свободы С.Н. Дурылина. Дурылин. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Московский городской педагогический университет, 2007.

7. Фудель С.И. Воспоминания. Собрание сочинений: в 3 т. Москва: Русский путь, 2001; Т. 1.

8. Дурылин С.Н. В своем углу. Сост. и прим. В.Н. Тороповой; Предисл. Г.Е. Померанцевой. Москва: Молодая гвардия, 2006.

9. Померанцева Г.Е. На путях и перепутьях (О Сергее Николаевиче Дурылине). В своем углу. Сост. и прим. В.Н. Тороповой; Предисл. Г.Е. Померанцевой. Москва: Молодая гвардия, 2006.

10. Дурылин С.Н. В родном углу. Собр. соч.: в 3 т. Издательство журнала «Москва», 2014; Т. 1.

11. Рашковская М. Церковь, пастырь, молодежь: страницы из воспоминаний С.Н. Дурылина. Дурылин С.Н. Собр. соч.: в 3 т. Издательство журнала «Москва», 2014; Т. 1.

References

1. Durylin S.N. V shkol'noj tyur'me. Ispoved' uchenika. Durylin. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2007.

2. Durylin S.N. 'Eksperiment ili pytka? (K voprosu ob 'eksperimental'noj shkole). Durylin. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2007.

3. Durylin S.N. Istoriya odnoj svobodnoj shkoly. Durylin. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2007.

4. Durylin S.N. Vechnye deti. Durylin. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2007.

5. Durylin S.N. Pedagogika tvorcheskojlichnosti. Durylin. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2007.

6. Kornetov G.B. Pedagogika svobody S.N. Durylina. Durylin. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2007.

7. Fudel' S.I. Vospominaniya. Sobranie sochinenij: v 3 t. Moskva: Russkij put', 2001; T. 1.

8. Durylin S.N. Vsvoem uglu. Sost. i prim. V.N. Toropovoj; Predisl. G.E. Pomerancevoj. Moskva: Molodaya gvardiya, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.