Научная статья на тему 'Педагогические возможности создания обучающей среды для профессиональноличностного саморазвития будущего специалиста технического профиля средствами иностранного языка'

Педагогические возможности создания обучающей среды для профессиональноличностного саморазвития будущего специалиста технического профиля средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / STUDYING / FUTURE ENGINEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Бехтер Анна Юрьевна

В данной статье анализируется проблема профессионально-личностного саморазвития будущих специалистов (инженеров) средствами иностранного языка; рассматривается также проблема самостоятельной учебной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Бехтер Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности создания обучающей среды для профессиональноличностного саморазвития будущего специалиста технического профиля средствами иностранного языка»

УДК 377

А. С. Мещеряков, А. Ю. Бехтер

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОЗДАНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В данной статье анализируется проблема профессиональноличностного саморазвития будущих специалистов (инженеров) средствами иностранного языка; рассматривается также проблема самостоятельной учебной деятельности студентов.

Ключевые слова: профессиональное и личностное саморазвитие, самостоятельная учебная деятельность, будущие инженеры.

Abstract. The article analyzes a problem of professional and personal selfdevelopment of future specialists (engineers) by means of studying a foreign language. The authors also consider scientific investigations in the field of self-studying.

Key words: professional and personal self-development, studying, future engineers.

Сегодня одна из главных целей современного профессионального образования состоит в развитии у студенческой молодежи потребности в самоиз-менении на основе саморазвития. Но как и каким образом эта потребность будет влиять на готовность будущего специалиста к построению своей профессиональной деятельности, ее изменению и развитию? В этом педагоги, психологи, социологи и представители других наук и видят проблему феномена профессионально-личностного саморазвития специалиста, отвечающего запросам современного, перспективного рынка труда.

В этом ключе поучителен и зарубежный опыт «возрождения концепции уважения к развитию личности», например Китая [1, с. 45-50], экономика которого выросла в 90 раз по сравнению с 1978 г.1

Полагая, что специалист должен быть «запрограммирован» на саморазвитие, мы считаем, что он должен овладеть необходимой информацией; сформировать внутреннюю и внешнюю развивающую среду, а также способность и творческую готовность к саморазвитию средствами предметной подготовки в процессе получения профессионального образования.

Указывая на творческую готовность к саморазвитию, мы понимаем, что поступательное движение общества формируется творческими личностями, с одной стороны, именно они вдыхают «в социальную систему новую жизнь» [2], а с другой - их, как правило, меньшинство. Поэтому проблема

1 Уже во второй половине 2010 г. Китай стал «экономикой номер два» в мире после США. Такие успехи специалисты связывают также и с реформой в образовании. Так, уже в стандартах учебных планов системы базового образования указано, что полное среднее образование - это не подготовка в вуз. Оно предназначено для повышения общеобразовательного уровня всех граждан (выделено нами. - А. М., А. Б.). Вырос идеальный вес дисциплины «Комплексная практическая деятельность», учащимся дано право на самостоятельные знания и др. [1].

профессионально-личностного саморазвития на сегодняшний день остается весьма актуальной, тем более что выход России на международный уровень общения должен существенно повлиять на ее будущую судьбу в конкурентной борьбе, которая определяется успехами профессионального образования и воспитания. Как справедливо заметил Н. Д. Никандров еще в 1994 г., только в новой конкурентоспособной среде сам человек может ликвидировать или хотя бы снизить влияние факторов, примитивизирующих развитие личности [3]. В принципе, это означает, что сегодня человеку дано право постоянно совершенствовать свои знания на уровне международного общения, налаживать всевозможные контакты и учитывать наличие многонациональных культур.

В качестве предметного средства в нашем исследовании выступает иностранный язык - английский, как один из международных языков. Изучая иностранный язык, студент просто обязан проектировать варианты своего будущего, своей будущей профессиональной деятельности путем формирования готовности к саморазвитию через образование как всеобщую общественную форму развития человека, а, как известно, «могущество любой страны может произрастать, прежде всего, системой образования» [4].

Высокий уровень владения иностранным языком специалистами технического профиля продолжает приобретать особую актуальность. Она вызвана расширением международного сотрудничества и формированием концепции «Европа без границ» еще во второй половине XX столетия. Сегодня иностранному языку принадлежит роль решать задачи общения профессионалов различных стран с использованием необходимых для этого знаний, речевых навыков и умений, т.е. выполнять функции межкультурной коммуникации (прямое или опосредованное общение представителей различных культур). Поэтому английский язык сегодня и рассматривается как главенствующее интернациональное средство коммуникации в процессе профессиональной деятельности специалиста.

В научной литературе нет однозначного толкования понятий «общение» и «коммуникация». Одни исследователи считают, что общение включает коммуникацию, другие, что коммуникация шире общения. Поскольку в процессе коммуникации участвуют живые существа, в том числе и люди, а общение выполняет в жизни общества коммуникативные, информативные, педагогические и другие функции [5, с. 291], в нашем исследовании будем считать, что коммуникация шире общения, и понимать коммуникацию как процесс переработки информации (в нашем случае иноязычной) в знания. С ее помощью происходит инструментализация обучения: для педагога это инструмент для объяснения, понимания и обучения, «мостик» от сознания к деятельности. В нашем исследовании это мостик от сознания к профессиональной деятельности, прокладывающий путь к творчеству, профессионализации, саморазвитию, тем более что с развитием международной коммуникации появилась возможность не только импортировать, но и экспортировать конкурентоспособные педагогические теории и технологии, аккумулирующие в своем содержании педагогические коммуникации [6, с. 78-87], что создает условия для дальнейшего совершенствования деятельности саморазвития отечественного профессионального образования. Педагогическая коммуникация выступает как важный инструмент продуктивного взаимодействия педагога с обучающимися, как средство передачи содержания образования, как сред-

ство получения информации, имеющей обучающее, воспитывающее и развивающее значение для качественного саморазвития студентов [7, с. 146-150].

Высшей же формой коммуникации, о которой мы упомянули выше, является диалог субъектов, протекающий в форме межличностного общения (диалог в границах условного и реального их взаимодействия). Сегодня, в XXI в., эти границы стали заметно «размываться». Такую ситуацию современные философы назвали «квазиреальностью», психологи - «квазиреальной действительностью» [8, 9].

«Квазиреальная действительность» как форма взаимосвязи личности с миром профессий и способами получения профессионального образования в понятиях Э. Ф. Зеера названа развивающимся профессионально-образовательным пространством личности.

Продуктивность становления специалиста, его профессиональноличностное саморазвитие будет зависеть от того, какие формы, методы и способы мы будем использовать в процессе обучения, чтобы сформировать это «пространство личности».

Преодолевать (для нас это означает формировать) квазиреальность в период сближения народов мирового пространства не просто. В жизненную перспективу человека внедряются новые терминологические феномены, требующие их нового осмысления. Образовательная среда профессионального обучения становится многомерной. Факторы, влияющие на саморазвитие личности, усложняются во времени и пространстве, охватывая прошлое, настоящее и будущее время, усложняются и возможности фиксации их новых состояний и уровней развития [10], изменились и сами субъекты диалога. Возможности Интернета, оперативность, скорость, объем коммуникации и другие факторы заставляют субъектов диалога (или полилога) быстро реагировать на полученную сейчас информацию. Но у них нет запаса времени после прочтения информационных сообщений на их осмысление, выяснение полноты и объективности. Субъектам образования это время нужно компенсировать за счет самостоятельности, инициативы и ответственности в процессе получения профессионального образования.

В этой связи работа студентов с языковым материалом в ходе исследования была ориентирована, во-первых, на самостоятельное овладение формами устного и письменного общения на английском языке, во-вторых, на овладение комбинированной коммуникативной деятельностью технического характера. Исследовательское поле формировалось с учетом особенностей учебных дисциплин по техническим специальностям (радиоэлектроники, микроэлектроники и др.), предусматривающих до 50 % и больше расчетного времени для самостоятельной работы студентов как одной из форм организации теоретического обучения, сущность которой заключается в самостоятельной учебной деятельности. С одной стороны, эта деятельность мотивирует студентов на совершение работы собственными силами без постороннего вмешательства, без чужой помощи, с другой стороны, на проявление активности личности, обеспечивающей возможность ускорения естественного перехода выпускника учебного заведения от учебно-познавательной к самостоятельной профессиональной деятельности. В основе организации такой работы положен принцип самообучения, реализация которого позволяет педагогические возможности (методы, способы, приемы) учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения

или превратить умения и навыки в надежные способы самостоятельного добывания знаний (С. М. Вишнякова). Прежде (на младших курсах) студентов необходимо было обучить способам организации самостоятельной работы с источниками информации, приемам умственного труда креативного характера.

На роль, какую играет самообучение в процессе получения образования, указал еще А. Дистервег: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто может к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Только тот является мастером воспитания, кто умеет привести воспитанника к самодеятельности. Всякий метод плох, если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош в той степени, в какой возбуждает в нем самодеятельность» [11].

Это еще раз убеждает нас в том, что учебный процесс, направленный на профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста, должен проектироваться с учетом законов самоорганизации на основе его самостоятельной учебной деятельности.

Так как конкретный способ существования субъекта и его профессионализм обеспечивается им самим через самоорганизацию в системе «человек -профессия - общество» или «личность - образование - специалист», то количественно-качественный анализ иноязычной информации для саморазвития и самообучения личности сориентировал нас на использование принципа самоорганизации, конкретизирующего принцип самодвижения и саморазвития. Эта концепция заключается в том, что самообучение человека связано с самоорганизацией: без самоорганизации нет самообучения.

В теории и практике профессионального образования самоорганизация рассматривается как трехкомпонентная: самоорганизация психологическая (в собственном сознании); самоорганизация в деятельности (в реальной практике) и самоорганизация образовательная (окультуривания) [12].

На вузовском этапе саморазвития будущего специалиста (что важно для нас) главную роль играют психологическая и образовательная самоорганизация. Они позволяют выяснить, способен ли (готов ли) современный специалист к самоорганизации, позволяющей ему стать на путь профессионально-личностного саморазвития. А готов он будет, если преодолеет несоответствия между собственными потребностями, внутренними нормами и достигнутым уровнем развития способностей? Для чего его нужно научить учиться, сделать его самостоятельным в учении?

В работе выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования готовности студентов к профессионально-личностному саморазвитию. Приведем здесь некоторые из них:

- осуществление преподавателем педагогической поддержки студентов, проявляющейся в реализации программы педагогического сопровождения их самостоятельной учебной деятельности;

- реализация студентами внутренней мотивации и направленности на творческое овладение иностранным языком;

- организация педагогического взаимодействия субъектов учебной деятельности на основе побуждения студентов к самостоятельной учебной деятельности;

- обеспечение педагогическими технологиями подготовки студентов к профессионально-личностному саморазвитию на основе их самостоятельной учебной деятельности.

Концептуальную основу педагогических технологий составили следующие положения:

1. Студент не объект самостоятельной учебной деятельности, а ее субъект. Он им не становится, а изначально является как носитель субъектного опыта.

2. Самостоятельная учебная деятельность не есть прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития и саморазвития.

3. Вектор развития строится от обучающегося к определению индивидуальных, педагогических воздействий, способствующих его развитию и саморазвитию.

4. Самостоятельная учебная деятельность основана на получении как внешних, так и внутренних результатов, когда активность студента направлена на изменение самого себя как субъекта учения и как личности.

В табл. 1 приведен один из вариантов технологии подготовки студентов к профессионально-личностному саморазвитию на основе их самостоятельной учебной деятельности.

Таблица 1

Технология подготовки студентов к профессионально-личностному саморазвитию на основе их самостоятельной учебной деятельности

Этапы технологии Содержание этапов технологии

Постановка цели Повышение уровня профессионально-личностного саморазвития студентов; повышение уровня самостоятельности учебной деятельности студентов

Определение содержания Отбор учебного материала; выбор студентами заданий, направленных на их саморазвитие; структурирование учебного материала; совместное со студентами составление и обсуждение форм, методов и средств операционно-деятельностного элемента

Операционно- деятельностное содержание Формы (самостоятельная работа на основе временно-инициативных групп, научные конференции, кружковая работа, индивидуальные и коллективные проекты, конкурс на лучший перевод стихотворения и прозы, видеозаписи студенческих мероприятий и т.д.); методы (проектов, теоретически ориентированного взаимодействия, индивидуального и группового консультирования, ролевого разыгрывания и текстовой драматизации и т.д.); средства (печатные материалы: словари, учебники, разработанные автором тексты, опросники, карточки с заданиями для самостоятельной работы, разработки игр проектов; технические средства, фото и видеодокументация)

Контролирующий этап коррекции деятельности Контроль и самоконтроль профессионально-личностного саморазвития и самостоятельной учебной деятельности; активное участие студентов в диагностической деятельности (взаимозачеты и взаимоконсультирование, самооценка и оценка труда сокурсников); основной, текущий и итоговый контроль в формах самоанализа, самопроверки и взаимоповерки

Результат реализации технологии Достижение высокого уровня профессионально-личностного саморазвития студентов; достижение высокого уровня их самостоятельной учебной деятельности

В процессе самостоятельной учебной деятельности при изучении иностранного языка в качестве основной формы его содержания выделяется текст. В соответствии с особенностями инженерной деятельности из основных признаков текста, характеризующих его учебную полифункциональность, мы выделим следующее:

- текст - это продукт устной и письменной речевой деятельности субъекта образования как будущего специалиста;

- текст - это носитель информации, носитель культуры, профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций;

- текст - это элемент сознания и др.

Доказано, что знание этих признаков текста при изучении иностранного языка студентами дает им возможность общаться друг с другом на уровне аутентичного учебного текста и овладеть иноязычной [13, с. 33-39] (меж-культурной) коммуникативной компетенцией. Положительным моментом для нашего исследования является то, что аутентичность учебного текста выступает средством приобщения личности к культурным ценностям не только своего народа, но и народа страны изучаемого языка, выполняя при этом информативную, когнитивную и креативную функции.

Обществом сегодня востребована активная, творческая личность, способная самостоятельно решать возникающие проблемные ситуации в процессе конкретной профессиональной деятельности. Следовательно, их нужно учиться создавать в процессе обучения в учебном заведении.

Как показывает практика, знания не всегда означают умение их эффективно использовать. Поэтому одна из наших задач состояла в том, чтобы создать обучающую среду для организации самостоятельной учебной деятельности, включающую комплекс методов обучения (методы проектов, теоретически ориентированного взаимодействия, индивидуального и группового консультирования, ролевое разыгрывание и текстовую драматизацию и т.д.), ресурсное обеспечение (мультимедийный проектор, персональный компьютер, ноутбук, аудио- и видеокассеты, учебно-методические материалы, задания, тесты, плакатные материалы, психолого-педагогическое сопровождение т.е. поддержку педагога).

Чтобы яснее понять роль последнего компонента обучающей среды (речь идет о поддержке педагога), необходимо обратиться к некоторым педагогическим мыслителям, например к Конфуцию, которому принадлежат такие слова:

Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю.

Или к С. Кьеркегору: «Если я хочу успешно подвести человека к достижению определенной цели, мне нужно сначала увидеть его таким, каков он есть - и начать именно с этого»; «...чтобы помочь другому человеку, нужно понимать больше, чем он, но, прежде всего, следует понять то, что понимает другой. Если я этого не умею, то не играет роли, сколько я знаю и умею»; «Любая настоящая поддержка начинается с уважения тех, кому я хочу помочь, и поэтому мне нужно понять, что помочь - это не желание царить, а желание служить. Если я не умею, я никому не смогу помочь».

Суть этих мыслей сводится к тому, что педагог, создавая обучающую среду с ее креативным потенциалом для выполнения самостоятельной рабо-

ты, обязан создать соответствующую психолого-педагогическую обстановку на занятиях, помогающую студентам выразить свое понимание в словах, терминах и понятиях так, чтобы это понимание стало знанием, которое студент сможет применить на практике и приобрести новый опыт [14].

При выполнении самостоятельной работы студенты от занятия к занятию накапливают опыт в приобретении умений и навыков делового взаимодействия, необходимых им в будущей профессиональной деятельности. В целевом блоке самостоятельной работы в нашем исследовании, согласно рекомендациям Р. Кирка [15], нами предусмотрено выявление трех линий развития умений в обучении через опыт: индивидуальных, групповых и управленческих.

В рамках нашего исследования было проведено тестирование студентов, основной его целью которого было выявление уровней их самостоятельной учебной деятельности. В анкетировании участвовали 184 студента первого и второго курсов факультета радиоэлектроники и 128 студентов первого и второго курсов естественно-научного факультета. Проведя качественный анализ полученных при опросе данных, мы получили следующие данные.

Как вы оцениваете свой уровень самостоятельной учебной деятельности?

• Низкий - узкосамостоятельная деятельность (не справляюсь с заданиями без напоминаний и помощи).

• Средний - частично самостоятельная деятельность (самостоятельно с заданиями справляюсь, но плохо).

• Высокий - собственно самостоятельная деятельность (справляюсь с заданиями сам, без напоминаний и помощи).

При ответе на этот вопрос 30 студентов (9,7 %) экспериментальных и 10 студента (3,2 %) контрольных групп заметили, что не справляются с заданиями без напоминаний и помощи, что говорит об их низком уровне самостоятельной учебной деятельности. Как средний свой уровень самостоятельной учебной деятельности оценили 68 студентов (21,7 %) экспериментальных и 115 студентов (36,9 %) контрольных групп, сказав, что справляются с заданиями самостоятельно, но плохо. И высокий уровень самостоятельной учебной деятельности у себя отметили 54 студента (17,3 %) экспериментальных и 51 студент (16,3 %) контрольных групп. Они могут справляться с заданиями самостоятельно, без напоминаний и помощи.

Для того чтобы определить, каким образом преподаватели вуза организуют учебную деятельность студентов и что они предпринимают для их профессионально-личностного саморазвития, был разработан специальный опросник. Отвечая на вопрос «Какие виды самостоятельной работы из перечисленных ниже вы используете на занятии?», 90 % опрошенных констатировали, что они работают в основном с учебной литературой, 100 % преподавателей предлагают студентам читать тексты и выполнять к ним различного вида упражнения и задания, 40 % преподавателей практикуют такой вид работы, как написание рефератов и докладов, по карточкам-заданиям студенты работают лишь у 5 % опрошенных, учебные языковые игры используют на занятиях 10 % преподавателей, а самостоятельная работа с применением ТСО, компьютерных программ, Интернета проводится у 5 % преподавателей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что преподаватели в основном

ориентированы на выполнение программных требований и занимаются со студентами по учебным пособиям, редко используя на занятиях учебные игры, разработанные ими самими с учетом реальной учебной ситуации карточки-задания, а также Интернет.

В заключение необходимо отметить, что формирование творческой личности будущего специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, возможно не только традиционным путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Сегодня необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Учебный процесса вуза должен развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Список литературы

1. Смирнов, И. П. Феномен Китая: кадры для «экономики номер два» / И. П. Смирнов // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 2.

2. Тойнби, А. Дж. Постижение истории. Ч. 1. 1934-1961 : [пер. с англ.] / А. Дж. Тойнби. - М. : Прогресс, 1991. - 736 с.

3. Никандров, Н. Д. Россия: ценности общества на рубеже ХХ1 века / Н. Д. Ни-кандров. - М., 1994. - С. 24.

4. Философия образования. - М., 1996. - С. 3.

5. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. -538 с.

6. Ширшов, В. Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» / В. Д. Ширшов // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. научн. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург, 1995. - Вып. 1. - 224 с.

7. Кондюрина, И. М. Значение педагогической коммуникации для успешного развития иноязычного общения студентов в системе профессионального образования / И. М. Кондюрина // Вестник Учебно-метод. объединения по профессионально-педагогическому образованию. - Екатеринбург : Изд-во Ур. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. - Вып. 1 (28).

8. Лиотар, Ж. Ф. Ситуация постмодерна / Ж. Ф. Лиотар. - СПб., 1998.

9. Зеер, Э. Ф. Профессионально-образовательное пространство личности /

Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - 120 с.

10. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. - М. : Академия, 2006. - 240 с.

11. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей / А. Дистервег // Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - 374 с.

12. Громкова, М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

13. Войтик, Н . В . Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе) / Н. В. Войтик // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2005. - № 2 (32).

14. Муравьева, А. А. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях : пособ. для преподавателей / А. А. Муравьева, Ю. Н. Кузнецова, Т. Н. Чер-вякова. - М. : Альфа - М, 2005. - 96с.

15. Bever, T. G. The underlying structure sentences in the primary unit of immediate speech processing / T. G. Bever, I. Lackner, R. Kirk // Percept. & Psychophys. -1969. - V. 5.

Мещеряков Анатолий Семенович доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет

E-mail: bekhter@yahoo.com

Бехтер Анна Юрьевна

старший преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет

E-mail: bekhter@yahoo.com

Meshcheryakov Anatoly Semyonovich Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of welding, casting production and material science,

Penza State University

Bekhter Anna Yuryevna

Senior lecturer, sub-department of English

language, Penza State University

УДК 377 Мещеряков, А. С.

Педагогические возможности создания обучающей среды для профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста технического профиля средствами иностранного языка / А. С. Мещеряков, А. Ю. Бехтер // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (19). - С. 162-170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.