Научная статья на тему 'Педагогические условия взаимодействия в системе педагог - взрослый'

Педагогические условия взаимодействия в системе педагог - взрослый Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Бика Шапиевна, Омарасхабова Заира Хурияловна

Цель. Раскрыть вопросы, касающиеся педагогических условий взаимодействия педагога со взрослыми. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование. Результат. Педагоги, осуществляя педагогическое взаимодействие с обучаемыми, передают им не только знания, умения, учат навыкам, но и собственную индивидуальность, формируя необходимые ценностные установки, интерес к профессии и к педагогической деятельности. Вывод. Эффективное взаимодействие педагога-психолога с клиентами предполагает не только его умение общаться, но и проявление его искреннего интереса к людям, человеколюбия, гуманности, доброты, умения подбирать точные слова и тон речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Бика Шапиевна, Омарасхабова Заира Хурияловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия взаимодействия в системе педагог - взрослый»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

1

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37

Педагогические условия взаимодействия в системе педагог - взрослый

© 2017 Алиева Б. Ш., Омарасхабова З. Х.

Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Раскрыть вопросы, касающиеся педагогических условий взаимодействия педагога со взрослыми. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование. Результат. Педагоги, осуществляя педагогическое взаимодействие с обучаемыми, передают им не только знания, умения, учат навыкам, но и собственную индивидуальность, формируя необходимые ценностные установки, интерес к профессии и к педагогической деятельности. Вывод. Эффективное взаимодействие педагога-психолога с клиентами предполагает не только его умение общаться, но и проявление его искреннего интереса к людям, человеколюбия, гуманности, доброты, умения подбирать точные слова и тон речи.

Ключевые слова: обучение, педагог-психолог, общение, взаимодействие, коррекционные образовательные учреждения.

Формат цитирования: Алиева Б. Ш., Омарасхабова З. Х. Педагогические условия взаимодействия в системе педагог - взрослый // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 3. С. 36-40.

Pedagogical Conditions of Cooperation in the System of Teacher - Adult

© 2017 Bika Sh. Alieva, Zaira Kh. Omaraskhabova

Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to reveal the question concerning the pedagogical conditions of cooperation of the teacher and adults. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, supervision, testing. Result. Teachers, who realize the pedagogical cooperation with students, give them both knowledge, skills and own individuality, forming the necessary value system, interest in profession and in pedagogical activity. Conclusion. The effective cooperation of the education psychologist with clients suggests both an ability to communicate and manifestation of his sincere interest in people, humanity, kindness, the ability to choose the exact words and tone of voice.

Keywords: teaching, education psychologist, communication, cooperation, special educational institutions.

For citation: Alieva B. Sh., Omaraskhabova Z. Kh. Pedagogical Conditions of Cooperation in the system of Teacher - Adult. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 3. Pp. 36-40. (In Russian)

Введение

Актуальность философского и психолого-педагогического анализа проблемы взаимодействия педагогов-психологов со

специалистами, клиентами, родителями детей не вызывает сомнения, поскольку взаимодействие является самым глубоким источником, основой и причиной

становления и развития взаимодействующих объектов. Умение взаимодействовать -способность, относящаяся к педагогу-психологу, поскольку от сформированности данного качества зависит эффективность его психоконсультирования, проведения

психотерапии и психокоррекции с клиентами. Эффективное взаимодействие педагога-психолога с клиентами

предполагает его умение общаться, проявление искреннего интереса к людям, человеколюбия, гуманности, доброты, умения подобрать точные слова и тон речи, которые обеспечивают установление необходимого контакта, включая

профессиональную коммуникацию с коллегами.

Проблемы взаимодействия, общения, коммуникаций между людьми возникали во все эпохи. Различные межнациональные, межрасовые конфликты, которые, зачастую, переходили в настоящие войны, возникали именно из-за обычного непонимания, неграмотно поставленной коммуникации и взаимодействия между людьми. Здесь важно разграничить суть и содержание понятий «коммуникация», «общение» и «взаимодействие», которые, на первый взгляд, кажутся идентичными. Термин «общение» предполагает, с одной стороны, межличностное взаимодействие между людьми, с другой, общение как обмен информацией познавательного или оценочного характера. Однако термин «общение» ближе, на наш взгляд, к термину «взаимодействие», чем к термину «коммуникация», поскольку в числе важных функций общения выделяются такие как контактная, которая должна удовлетворить потребность человека в контакте с другими людьми и функция воздействия, которая проявляется в намерении человека воздействовать на своего собеседника.

Целью исследования являлось раскрыть вопросы, касающиеся педагогических условий взаимодействия педагога-психолога со специалистами, клиентами, родителями.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование.

Результаты и обсуждение

Свойства, характеристики, качества взаимодействующих объектов, а в нашем исследовании - это педагоги-психологи и

специалисты коррекционных

образовательных учреждений могут быть познанными только в процессе их тесного контакта между собой, в процессе совместной профессиональной деятельности, взаимодействия. Термин «взаимодействие» состоит в тесной взаимосвязи с понятием «структура», поскольку выступает как интегрирующий фактор, через который осуществляется соединение, объединение частей в некоторую целостность. По мнению А. И. Уемова, «принцип взаимодействия конкретизируется в учении о причинности, где оно определяет отношение причины и следствия: объекты взаимодействия не пассивны - они реагируют и далее -причинность переходит во взаимодействие» [6].

Согласно философскому учению, любому объекту можно дать характеристику и понять его лишь в системе отношений и во взаимодействии с другими окружающими людьми, коллегами, партнерами и т. д. Рассмотрим, как трактуется термин «взаимодействие» в психологической науке.

Другими словами, взаимодействие - это вектор таких действий субъектов, которые направлены друг к другу. При взаимодействии двух субъектов поведение одного человека должно привести к изменениям в действиях другого человека, оказывая определенное влияние. Психологи отмечают (Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская), что «индивидуальное воздействие - это процесс и результат изменения одним человеком поведения другого - его установок, мировоззрения, определенных ценностей, представлений, мнений, оценок...» [1, с. 110]. Любое взаимодействие происходит и планируется с намерением закрепления или изменения взглядов, отношений между субъектами или группами субъектов.

Взаимодействие в процессе общения предполагает разные виды воздействия субъектов друг на друга. Это может быть, по мнению психологов (А. А. Бодалев), индивидуальное воздействие в случае, если взаимодействуют два субъекта друг на друга, или явного лидера на других представителей группы. Индивидуальное деловое влияние в рамках воздействия педагога-психолога на специалистов коррекционных

образовательных учреждений по вопросам развития учащихся имеет место, если есть

потребность у них в недостающей информации, пояснении, разъяснении. «Психологическая основа разнообразных видов воздействия не может быть единой, поскольку каждый вид взаимодействия осуществляется, решая конкретные цели и задачи и при конкретных условиях» [3, с. 94].

Комплексный подход во взаимодействии педагога-психолога со специалистами коррекционных образовательных учреждений по вопросам развития учащихся отражает процесс установления между ними связей и зависимостей, взаимного влияния, взаимную обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью, устранением возможных противоречий, их тесное сотрудничество по организации психолого-педагогических, коррекционно-педагогических мероприятий на основе принципов коррекционной педагогики и психологии - это единственно возможный путь реабилитации и профессиональной помощи семье и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Педагог-психолог, в процессе

взаимодействия с целью положительно повлиять на специалистов коррекционных образовательных учреждений по вопросам развития учащихся, должен обладать важной профессиональной информацией, которая способна усилить его собственное влияние на аудиторию. В процессе взаимодействия психологу с коллегами стоит избегать таких фраз, как: «Я не могу ответить на Ваш вопрос», «У меня мало времени и я спешу», «У меня, к сожалению, недостаточно опыта», «Я не вправе давать Вам советы», «Ваш вопрос неуместен» и т. д. Специалисту, который сотрудничает со взрослыми, с педагогами, важно использовать позитивные ответы и фразы: «Пока не знаю ответа, но обещаю в этом разобраться», «Я с удовольствием поговорю на интересующую Вас тему», «Я буду стараться Вам помочь» и др. Для эффективного взаимодействия со специалистами, клиентами, родителями, психологу-педагогу важно обладать эффективными психологическими

механизмами воздействия на людей и умело применять их на практике. В группу психологических механизмов эффективного влияния на людей ученые-психологи (С. Т. Ярошенко и Л. Д. Столяренко) относят такие

техники как внушение, убеждение, психическое заражение, подражание.

Говоря о понятии «взаимодействие» в педагогической науке, нужно отметить, что педагогическое взаимодействие - ключевое понятие педагогики, которое лежит в основе воспитания. Б. М. Бим-Бад в книге «Педагогический энциклопедический

словарь» пишет, что взаимодействие в педагогической деятельности - это процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности» [2, с. 192-193].

Принятие педагогом другого педагога-обучаемого не столько объектом, сколько субъектом педагогического процесса, существенным образом меняет возможности формирования и развития личностных характеристик обоих взаимодействующих педагогов. Поэтому, организация и содержание педагогического взаимодействия должны определяться не только педагогом, но и главным образом инициативностью и мотивацией самого взрослого обучаемого.

Основой педагогического взаимодействия является как косвенное, так и прямое воздействие друг на друга, которое рождает тесные взаимосвязи и взаимоотношения. Сущностной характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия, отмечает С. И. Змеев, является возможность влиять, воздействовать друг на друга и способствовать качественному

преобразованию как в педагогической, так и в познавательной, эмоционально-волевой

сферах человека. Прямое воздействие, по мнению ученого, это непосредственное обращение к обучаемому, предъявление ему определенных требований или предложений. Опосредованное педагогическое воздействие на обучаемого предполагает «мягкое» подталкивание ученика к свободному выбору принципов и механизмов педагогической деятельности, серии техник и технологий, а также свободный выбор стиля педагогического взаимодействия с учениками [4, с. 100].

Очень важным в педагогическом воздействии педагогов и обучаемых является характер такого воздействия, которое может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. Преднамеренное

воздействие на обучаемых проходит по

специально созданной программе, в которой педагог создает, планирует педагогические задачи и итоговый результат процесса. Непреднамеренное воздействие на обучаемых педагог осуществляет

незапланированно, ненамеренно,

воздействуя на учеников своим внешним видом, своим поведением, часто являясь объектом подражания и примера для своих учеников.

По мнению Л. М. Зюбина, «педагогическое взаимодействие - процесс взаимного влияния педагогов и учеников, предполагающий их взаимную

обусловленность общими задачами, интересами, совместной деятельностью и взаимно ориентированными реакциями». Существуют определенные критерии педагогического взаимодействия [5, с. 77]. Среди них: единовременное, синхронное взаимодействие объектов;

взаимообусловленность связей;

взаимопроникновение объектов и взаимовлияние друг на друга.

Важное положение андрагогики состоит в том, что ведущую роль в процессе педагогического взаимодействия играет не педагог, а сам обучаемый, его субъектность. Главной задачей обучающего в данном случае является оказание тьютерской помощи педагогам, которые должны активизировать, актуализировать и кумулировать собственный опыт, знания и пополнять его новой информацией. Педагогическое взаимодействие в рамках андрагогики предполагает смену методов обучения: лекционные занятия заменяются семинарскими, практикоориентированными и прикладными занятиями (формы дискуссий, интерактивные игры, кейс-стади, решение педагогических задач).

Педагогическое взаимодействие в рамках андрагогики предполагает также

использование многообразных методов и приемов, направленных на запоминание изучаемого материала, поскольку процесс запоминания, процессы восприятия нового материала, в сравнении с детским мышлением, протекают не столь эффективно в силу возрастных особенностей. Наряду с этим, педагогам, работающим со взрослыми учениками, нужно помнить, что у данного контингента обучаемых присутствуют

достаточно устоявшиеся знания и собственное понимание профессиональной деятельности.

С. И. Змеев в книге «Технология обучения взрослых» определил следующие принципы андрагогики, которыми необходимо руководствоваться в профессиональной деятельности. Среди них принцип самостоятельности в обучении. Для эффективного проявления

самостоятельности со стороны взрослых учеников, отмечает С. И. Змеев, важно хорошо подготовить их к обучению: заранее разработать программу обучения и разослать адресатам; подготовить и раздать учебные пособия и раздаточный материал и необходимую литературу; часть

образовательной программы дать через дистанционное обучение. Предварительное распространение среди учеников раздаточного учебного материала дает возможность более детально и заранее ознакомиться с проблемой и прибыть на обучение более осведомленными. Второй принцип андрагогической педагогики -принцип коллективной деятельности, когда обучаемый тесно взаимодействует и с преподавателями, и с коллегами по обучению. Коллективное обучение позволяет осуществить совместное обсуждение насущных проблем специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, поделиться имеющимся профессиональным опытом и техниками, что осуществляются через такие формы взаимодействия как - «круглые столы», «конференции», «викторины», «беседы» и т. д.

Следующий принцип педагогического взаимодействия в обучении взрослых -принцип обращения к собственному опыту и презентация его перед слушателями и коллегами.

Еще одним важным принципом педагогического взаимодействия является принцип коррекции, частичного исправления или изменения уже усвоенного педагогического опыта и знаний. Коррекция предполагает также некоторое смягчение недостатков прежнего опыта и личностных установок обучаемого педагога, которые мешают усвоению инновационных знаний, умений, навыков.

В процессе педагогического

взаимодействия и обучения взрослых очень важным является принцип свободы действий или принцип элективности, смысл которого в предоставлении обучающимся собственной программы действий, выбора

образовательной программы или отдельного модуля обучения, а также сроков обучения -32, 64 или 72 часа. Также важен в обучении взрослого - принцип

практикоориентированности в обучении, обусловленный настоящей практической профессиональной деятельностью педагогов.

В рамках педагогического

взаимодействия, которое определяется андрагогикой, взрослый ученик

рассматривается как субъект обучения, который в процессе усвоения знаний проявляет активное слушание и высокую степень заинтересованности, мотивации с целью повышения профессиональной компетентности.

Заключение

Таким образом, педагогическое взаимодействие проявляется через две

взаимосвязанные стороны: функциональную и личностную. То есть в процессе педагогического взаимодействия педагог и обучаемый принимают, с одной стороны функции и роли друг друга, с другой -воспринимают личностные качества и характеристики друг друга.

Итак, анализ проблемы взаимодействия педагога-психолога со специалистами коррекционного образовательного учреждения (КОУ) продемонстрировал, что оно является особенно важным в его профессиональной деятельности, поскольку от сформированности данного качества зависит эффективность его консультационной деятельности, проведения психотерапии и психокоррекции в работе с клиентами. Эффективное взаимодействие педагога-психолога с клиентами предполагает не только его умение общаться, но и проявление его искреннего интереса к людям, человеколюбия, гуманности, доброты, умения подбирать точные слова и тон речи, обеспечивающие установление необходимого контакта, включая профессиональную коммуникацию с коллегами.

Литература

1. Андреева Г. М. Межличностное восприятие в группе. Дополненное и исправленное изд-е. М. : Изд-во МГУ, 2014. 233 а

2. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 528 а

3. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.

Дополненное и исправленное изд-е. М. : Флинта, 2008. 204 с.

4. Змеев С. И. Технология обучения взрослых. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2012. 128 с.

5. Зюбин Л. М. Об индивидуальном подходе к учащимся. М., 2010. 230 а

6. Уемов А. И. Вещи, свойства и отношения. Дополненное и переработанное изд-е. М., 2007. 290 с.

References

1. Andreeva G. M. Mezhlichnostnoe vospriyatie v gruppe [Interpersonal perception in the group]. Revised and corrected ed. Moscow, MSU Publ., 2014. 233 p. (In Russian)

2. Bim-Bad B. M. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. Moscow, 2002. 528 p. (In Russian)

3. Bodalev A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka: kharakteristiki i usloviya dostizheniya [The highest point in the development of the adult person: characteristics and conditions of achievements]. Revised and corrected ed. Moscow, Flinta Publ., 2008. 204 p. (In Russian)

4. Zmeev S. I. Tekhnologiya obucheniya vzroslykh. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Technology of adult learning. Textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Akademiya Publ., 2012. 128 p. (In Russian)

5. Zyubin L. M. Ob individual'nom podkhode k uchashchimsya [An individual approach to students]. Moscow, 2010. 230 p. (In Russian)

6. Uyemov A. I. Veshchi, svoystva i otnosheniya [Things, properties and relations]. Revised and corrected ed. Moscow, 2007. 290 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Алиева Бика Шапиевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной педагогики (ОСП), Дагестанский государственный университет (ДГУ), Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] Омарасхабова Заира Хурияловна, аспирант, ОСП, ДГУ, Махачкала, Россия; email: [email protected]

Принята в печать 29.07.2017 г.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Bika Sh. Alieva, Doctor of Pedagogy, professor, the head of the chair of General and Social Pedagogy (GSP), Dagestan State University (DSU), Makhachkala, Russia, email: [email protected]

Zaira Kh. Omaraskhabova, postgraduate, GSP, DSU, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

Received 29.07.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.