ДОВГАНЬ Евгений Александрович,
ВФ ФГКОУ Волгодонской филиал Ростовского юридического института МВД России, e-mail:[email protected]
БАБИКОВ Юрий Александрович,
Санкт-Петербургский университет МВД Росии, e-mail:babiko v. [email protected]
ШЕВЦОВ Александр Владимирович,
ФКУЗ «МСЧ МВД Росии по Астраханской области»,
e-mail:[email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ
Аннотация. В статье рассматриваются педагогические условия трансформации гуманитарных знаний обучающихся в рамках цифровой глобализации. Актуальность выбранной темы, связна с тем, что в настоящее время в обществе осуществляется модернизация образования, важным аспектом является цифровая трансформация. Драйвером циф-ровизации образовательного пространства выступает формирование и становление информационной среды. Поэтому , происходит становление новых научно-педагогических представлений о роли, которую цифровизация может сыграть в повышении качества обучения обучающихся .
Ключевые слова: цифровизация, общекультурные компетенции, педагогические условия, формы, приемы и методы обучения, цифровая дидактика.
DOVGAN Evgeny Alexandrovich,
VF FGKOU Volgodonsk branch Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs Russia
BABIKOV Yuri Alexandrovich,
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
SHEVTSOV Alexander Vladimirovich,
Organizational-methodical and therapeutic-preventive department of the Federal Medical Institution "MSG of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Astrakhan
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE TRANSFORMATION OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN THE FORMATION OF THE
DIGITAL ENVIRONMENT
Annotation. The article discusses the pedagogical conditions for the transformation of students' humanitarian knowledge within the framework of digital globalization. The relevance of the chosen topic is due to the fact that currently the modernization of education is being carried out in society, an important aspect is digital transformation. The driver of digitalization of the educational space is the formation and formation of the information environment. Therefore, there is a formation of new scientific and pedagogical ideas about the role that digitalization can play in improving the quality of students' education.
Key words: digitalization, general cultural competencies, pedagogical conditions, forms, techniques and methods of teaching, digital didactics.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-4-154-156 NIION: 2018-0076-4/23-246 MOSURED: 77/27-023-2023-4-246
ЦИФРОВОЕ ПРАВО
Педагогические условия мы понимаем, как комплекс обстоятельств в академической среде, позволяющий определить тот или иной ресурс (кейс) целенаправленного отбора элементов содержания обучения, методов (приемов), а также организационных форм обучения (воспитания) для достижения целей (в нашем случае - для развития общекультурных компетенций). Далее рассмотрим, что входит в содержание понятия «цифровизация» в обучении. Во-первых, вопреки расхожему мнению цифровизация не является синонимом дистанционного обучения, не является имитацией образовательной деятельности различными формами академического общения в виртуальном мире. Во-вторых, цифровизация является одним из базовых интерактивных методов обучения, основанных на непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса посредством использования передовых информационных технологий. В-третьих, цифровизация является моделью современной образовательной среды, включающей качественный обучающий контент для общего содержания образовательной деятельности. В-четвертых, цифровизация - это грамотный (оптимальный) выбор технических средств, информационных продуктов, мультимедийных моделей подачи учебного материала. В-пятых, цифровизация - это трансмедиальный перевод (оцифровка) учебной, учебно-научной информации (в виде мультимедийных приложений, гиперссылок, веб-сайтов, электронных энциклопедий и словарей, презентаций и проч.). В условиях цифровизации обучения существенно изменилось содержание общекультурных компетенций [1] .
Кроме того, в цифровую эпоху существенно изменились содержание и форма образование и обучения. Появление дополнительных источников информации определило возросшую потребность в самостоятельном поиске и анализе информации с помощью современных информационно-поисковых технологий[2]. Возможность работать «с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием фактом особого значения интегрировала дистанционный доступ к образовательным ресурсам, интерактивные методы в обучении, непосредственное общение с преподавателями (учителями), студентами, друзьями, посещение сетевых библиотек» [3]. В практике обучения появилась «возможность использовать универсальные программные средства реализации технологий: редакторы, электронные таблицы, средства моделирования, информационные языки, словари, классификаторы, тезаурусы, средства защиты, профессионально-ориентиро-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023
ванные программные средства реализации технологий: издательские системы, системы реализации технологий автоматизации обработки данных, системы искусственного интеллекта» [4]. В свете сказанного выше обозначим педагогические противоречия в развитии общекультурных компетенций студентов посредством цифровых форм и методов обучения. С одной стороны, культура как опыт духовной деятельности человека - косный и консервативный организм, где цифровые средства обучения как путеводитель к приобщению к сокровищнице мирового искусства, к общечеловеческим нормам и ценностям малорезультативны. С другой стороны, цифровые технологии позволяют не только оперативно находить нужную информацию о мире и человеке, но и приобщаться к мировой культуре, к истории духовной сферы человека посредством различных трансмедиальных форм (виртуальные экскурсии, документальный видеоконтент, учебные фильмы) [5]. С одной стороны, цифровые средства и методы обучения являются факультативными в развитии общекультурных компетенций, поскольку «цифра» не способна сформировать базовые фундаментальные знания о культуре человека, о мире и обществе. С другой стороны, оптимальный выбор средств цифровых методов и приемов в обучении позволяет отвечать вызовам времени и учитывать особенности обучающихся, выросших в цифровую эпоху, позволяет конструировать новые виды учебных материалов (образовательный контент), ориентированных на развитие общекультурных компетенций студентов с учетом технологических вызовов времени, новой аксиологической ситуации. Наметим возможные цифровые средства и методы в развитии общекультурных компетенций.
Функции цифровых методов и приемов обучения в развитии общекультурных компетенций, по нашему мнению, заключаются в следующем:
1. Развитие «смыслового» (мотивированного) обучения, отвечающего вызовам времени, что делает постижение гуманитарных знаний о мире и обществе интересным, насыщенным и занимательным.
2. Полифункциональное развитие когнитивных возможностей личности, способной выполнять множество учебных опций в предельно сжатые сроки.
3. Развитие базовых компетенций, направленных на комфортное существование в агрессивной цифровой среде (преодоление культурного нигилизма, кризиса системы ценностей и проч.).
Таким образом, вызовы цифровой эпохи определяют необходимость грамотной стратегии цифровой дидактики, направленной на создание
педагогических условий, способствующих сохранению духовной, религиозной, художественной культуры, выраженной в литературе и языке, формированию базовых духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, развитие основных каналов социализации личности и приобщения ее к культурноистори-ческому опыту человечества, создание устойчивой и безопасной духовной среды с учетом современных вызовов и угроз, стоящих перед цифровой эпохой.
Список литературы:
[1] Ильин И.А. Теория права и государства. М.: Зерцало, 2017.
[2] Ильичева Л.И. Языковая компетенция как составляющая общекультурных компетенций в свете новых ФГОС // Иностранные языки в науке и образовании: проблемы и перспективы: Сб. научных трудов по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. - НОО «Профессиональная наука», 2016. - С. 55-58.
[3] Итинсон К.С., Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-25. - С. 66-69.
[4] Колыхматов В.И. Развитие системы непрерывного педагогического образования в условиях цифровизации образования // Человек и образование. - 2018. - № 4 (57). - С. 118-121.
[5] Нестеренко Ю.А. Информационно-коммуникативные технологии в системе образования // Новые технологии в образовании: Материалы XXV Международной научнопрактической конференции: Сборник научный трудов / Науч. ред. С.П. Акутина. М., 2017.
Spisok literatury:
[1] Il'in I.A. Teoriya prava i gosudarstva. M.: Zer-calo, 2017.
[2] Il'icheva L.I. YAzykovaya kompetenciya kak sostavlyayushchaya obshchekul'turnyh kompetencij v svete novyh FGOS // Inostrannye yazyki v nauke i obrazovanii: problemy i perspektivy: Sb. nauchnyh trudov po materialam I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - NOO «Professional'naya nauka», 2016. - S. 55-58.
[3] Itinson K.S., Rubcova E.V. Ispol'zovanie informacionnyh tekhnologij v processe obucheniya inostrannyh studentov filologicheskim disciplinam v vuze // Fundamental'nye issledovaniya. - 2015. - № 2-25. - S. 66-69.
[4] Kolyhmatov V.I. Razvitie sistemy nepre-ryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya v uslovi-yah cifrovizacii obrazovaniya // CHelovek i obra-zovanie. - 2018. - № 4 (57). - S. 118-121.
[5] Nesterenko YU.A. Informacionno-kommu-nikativnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya // Novye tekhnologii v obrazovanii: Materialy XXV Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii: Sbornik nauchnyj trudov / Nauch. red. S.P. Akutina. M., 2017.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2023