Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей'

Педагогические условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / RESEARCH ACTIVITY OF SENIOR SCHOOL STUDENTS / SCIENTIFIC COMMUNITY / SCIENTIFIC COMMUNICATION / PARTNERSHIP COORDINATION / METHODICAL ACCOMPANIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихорева Ольга Александровна

В статье раскрывается содержание педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию исследовательской деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей, рассматривается сущность научно-исследовательского сообщества в контексте приобщения учащихся к исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вихорева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex of Senior School Students' Research Work Conducting in the Extended Education of Children

The article discovers the content of pedagogical environmental complex, providing effective conducting of senior school students' research work in conditions of the extended education of children; considers the essence of scientific research community in the context of students' introduction to the research work.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей»

УДК 374.8 ББК Ч421.268

Вихорева Ольга Александровна

кандидат педагогических наук г. Челябинск Vikhoreva Olga Alexandrovna Candidate of Pedagogics Chelyabinsk Педагогические условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей Pedagogical Environmental Complex of Senior School Students’ Research Work Conducting in the Extended Education of Children

В статье раскрывается содержание педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию исследовательской деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей, рассматривается сущность научно-исследовательского сообщества в контексте приобщения учащихся к исследовательской работе.

The article discovers the content of pedagogical environmental complex, providing effective conducting of senior school students’ research work in conditions of the extended education of children; considers the essence of scientific research community in the context of students’ introduction to the research work.

Ключевые слова: педагогические условия, исследовательская деятельность старшеклассников, научно-исследовательское сообщество, научная коммуникация, партнерское взаимодействие, методическое сопровождение.

Key words: рedagogical environmental complex, research activity of senior school students, scientific community, scientific communication, partnership coordination, methodical accompaniment.

Эффективность процесса реализации исследовательской деятельности

старшеклассников зависит от создания соответствующих педагогических условий. В соответствии с результатами теоретического анализа педагогические условия можно представить как совокупность мер, способствующих реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей.

Исходя из функциональных особенностей науки, структуры содержания исследовательской деятельности учащихся и специфики дополнительного образования детей, необходимо выделить в качестве педагогического условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей организованное научно-исследовательское сообщество взрослых и детей.

Определим сущность научно-исследовательского сообщества. Сообщество рассматривается как объединение индивидов, имеющих общие цели [2, с. 327]. Сложились различные понимания научно-исследовательского сообщества. С одной стороны, данное понятие трактуется как узкая группа ученых, работающих в какой-либо специфической области и взаимодействующих с помощью определенной системы научных коммуникаций, а с другой стороны, оно определяется как целостная система, образованная научными организациями различного профиля и различной подчиненности [4, с. 62]. Данные подходы значительно отличаются по уровню определения субъекта научного познания (группа ученых, целостная система). Как показывает анализ литературы, характерными признаками научно-исследовательского сообщества являются наличие общего познавательного интереса у его членов и коммуникации между ними [1; 2; 4].

Итак, на основании проведенного теоретического анализа научноисследовательское сообщество представим как форму организации исследовательской деятельности, т.е. взаимосвязи учащихся и ученых (педагогов) как коллективного субъекта исследовательской деятельности. Отличие предлагаемого научно-исследовательского сообщества от тех, которые изучаются социологией, состоит в том, что оно является временной единицей для решения не только познавательных, но и педагогических (учебных, воспитательных) проблем. Лидером научного сообщества, рассматриваемого в контексте исследовательской деятельности старшеклассников, является ученый (либо педагог), осуществляющий научно-педагогическое руководство исследовательским процессом.

Рассмотрим организацию и функционирование предлагаемого научноисследовательского сообщества. Как показывают теоретический анализ и результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, это включает:

1. Создание малых учебных групп для ведения научного поиска на базе вуза и учреждения дополнительного образования детей (образовательного учреждения).

2. Развитие форм научной коммуникации, обеспечивающих анализ результатов исследовательской деятельности.

Малые учебные группы (научные секции, научно-исследовательские и творческие лаборатории, конструкторские бюро, школы исследователей и т.д.) работают с привлечением материально-технической базы как учреждения дополнительного образования детей либо гимназии, лицея, так и вуза (помещение, оборудование, литература, экспериментальный материал) под руководством их преподавателей. Организация работы предусматривает решение следующих задач:

1. Формирование базовых знаний, навыков и умений, определяющих возможность включения учащихся старшего школьного возраста в процесс научного поиска по выбранной тематике исследования.

2. Создание материально-технических и педагогических условий для научно-поисковой деятельности учащихся.

3. Стимулирование поисковой мотивации старшеклассников, создание условий для согласования целей и мотивов их деятельности через включение учащихся в поле ценностей науки и развитие научного образа мышления.

4. Формирование у старшеклассников установки на значимость изучения фундаментальных и прикладных наук, их профессиональное определение в процессе научного поиска.

5. Формирование культуры научного взаимодействия.

Малая учебная группа является формой организации исследовательской деятельности в объединениях детей и взрослых, составляющих научноисследовательское сообщество. Основанием для организации деятельности такой малой учебной группы должна служить дополнительная образовательная программа. В соответствии со спецификой дополнительного образования детей темп выполнения таких образовательных программ обусловливается возможностями учащегося и не является строго регламентированным. Как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, в совокупности это обеспечивает следующее: удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями, позитивный настрой, их сплоченность и сознательность,

участие всех субъектов в управлении образовательным процессом и авторитетность руководителя.

Под научной коммуникацией нами понимается специально организованное общение учащихся между собой, с ученым (педагогом) по поводу процесса и результата научного исследования (запланированного, проводимого, осуществленного). Формы научной коммуникации в рассматриваемом научноисследовательском сообществе мы классифицировали по целевой установке на следующие типы:

1. Организационно-подготовительные (установочные сессии, установочные методологические семинары для педагогов);

2. Ценностно-развивающие (научные сборы, слеты, форумы науки и творчества, выездные школы);

3. Контрольно-проектировочные (конференции, конкурсы, чтения).

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы доказывают, что

организованное научно-исследовательское сообщество взрослых и детей выступает в качестве педагогического условия эффективной реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей.

В качестве второго педагогического условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников мы выявили в ходе опытно-экспериментальной работы следующее: необходимо партнерское взаимодействие старшеклассников, педагогов и научных работников в ходе исследовательской деятельности. Соответственно в ходе исследовательской работы педагог (научный работник) и учащийся совместно движутся к поставленной цели, являясь равноправными партнерами, взаимообогащающими деятельность друг друга.

В работе педагогов (научных работников) это означает:

• целенаправленный отбор содержания учебного материала, обеспечивающего совместную партнерскую деятельность педагога (научного работника) и учащегося;

• обеспечение реализации интересов и склонностей ребенка в процессе исследовательской деятельности;

• формирование адекватной самооценки учащегося и подкрепление оценки личных возможностей;

• формирование единого исследовательского детского коллектива, где педагог (научный работник) выполняет функцию лидера научной школы, т.е. организатора и руководителя, объединяющего детские исследовательские микроколлективы, разрабатывающие различные подпроблемы как в рамках одной общей проблемы, так и не связанные между собой.

Как показывает опытно-экспериментальная работа, в этом случае учащиеся воспринимают педагогические цели руководителя исследовательской деятельности как свои собственные и выступают полноценными субъектами педагогического и научного общения.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы определили в качестве третьего педагогического условия эффективной реализации рассматриваемого процесса - его методическое сопровождение.

В процессе приобщения учащегося старшего школьного возраста к исследовательской работе у него могут появиться трудности в силу сложившегося стереотипа школьной учебной деятельности: «услышал (прочитал) - запомнил - воспроизвел». В исследовательской деятельности функции учебных знаний меняются от целевых к инструментальным. Усвоение новых знаний в этом случае определяется не как цель, а как средство преобразования познавательной активности старшеклассников в ее продукт - познавательную и личностную самостоятельность. Поэтому руководство исследовательской деятельностью школьника - специфичный образовательный процесс, требующий адекватных его специфике педагогических средств.

В соответствии с результатами теоретического анализа и опытноэкспериментальной работы можно определить содержание методического сопровождения образовательного процесса как формирование совокупности средств, обеспечивающих повышение квалификации педагога и создающих условия для разрешения затруднений в педагогической практике. Исходя из опыта работы учреждений дополнительного образования детей, к таким средствам

мы отнесли научно-практические семинары, творческие лаборатории и мастер-классы ведущих ученых по различным научным направлениям, консультации ведущих специалистов, научно-методические и методические пособия, разработки алгоритмов составления образовательных программ. Их характеристика представлена в таблице.

Таблица

Характеристика форм методического сопровождения процесса реализации исследовательской деятельности старшеклассников

Наименование Характеристика содержания

Научно- практические семинары Рассмотрение научно-методических проблем, связанных с методологией организации исследовательской деятельности старшеклассников, формирования навыков и умений учащихся в соответствии с разработанными концептуальными основами соответствующей деятельности; реализуется с определенной периодичностью (1-3 раза в течение учебного года), возможно на основании предварительного изучения потребностей педагогов либо в логике концептуальной модели, например, установочный методологический семинар

Творческие лаборатории Рассмотрение практических аспектов научно-педагогического руководства для демонстрации методики реализации отдельных этапов (возможно проведение в период работы органов управления научно-исследовательским сообществом детей и взрослых, например, совета кураторов); реализуется с определенной периодичностью

Мастер-классы ведущих ученых Демонстрация технологий решения конкретных познавательных задач учащимися (возможно совмещение с другими формами методического сопровождения, например, проведение в рамках научно-практического семинара или заседания методического объединения учителей-предметников)

Консультации ведущих специалистов Организация помощи педагогам по конкретным вопросам, вызывающим затруднения при организации исследовательской деятельности старшеклассников; реализуется в форме индивидуальной работы (возможно проведение по заранее составленному графику очно или в дистанционной форме)

Научно-методические и методические пособия, в т.ч. различные алгоритмы Освещение теоретических и практических аспектов организации исследовательской практики старшеклассников в соответствии с имеющейся концептуальной моделью

В ходе опытно-экспериментальной работы нами проводились установочные семинары для педагогов. Цель таких семинаров - формирование представлений о порядке организации исследовательской деятельности учащихся у педагогов образовательных учреждений. В ходе семинара проходило обсуждение таких вопросов как организационные основы взаимодействия научных объеди-

нений учащихся в муниципальном образовательном пространстве, требования к исследовательским работам старшеклассников, педагогические приемы развития мотивации к исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста и т. д. Проведение мастер-классов по организации ученического исследования профессорами челябинских вузов обеспечило возможность разрешения затруднений, возникших у педагогов в процессе работы со старшеклассниками, занимающимися исследовательской деятельностью. Таким образом, организация методического сопровождения позволила создать условия для полноценного решения познавательных задач учащимися и эффективной реализации тем самым всего процесса исследовательской деятельности старшеклассниками в условиях дополнительного образования детей.

Итак, в соответствии с результатами проведенной опытно-экспериментальной работы можно выделить следующие педагогические условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей: организованное научно-исследовательское сообщество взрослых и детей, партнерское взаимодействие старшеклассников, педагогов и научных работников в исследовательской деятельности, методическое сопровождение рассматриваемого процесса, что является совокупностью мер, способствующих реализации исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста.

Библиографический список

1. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2002. - 320 с.

2. Сергеева, М.Г. Наставничество как способ трансляции ценностей научного сообщества от поколения к поколению / М.Г. Сергеева // Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов : сб. статей. - М., 2002. - С. 19-26.

3. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор Г.В. Осипов. - М.: Изд. группа ИНФРА - М - НОРМА, 1998. - 488 с.

4. Титов, В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки / В.Н. Титов // Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 62-70.

Bibliography

1. Novikov, A.M. Methodology of Education / A.M. Novikov. - M.: Egves, 2002. - 320 p.

2. Sergeeva, M.G. Mentoring as a Translation Way of Community Scientific Values From Generation to Generation / M.G. Sergeeva // Mentoring as a Form of Work of a Scientist With Senior Pupils and Freshmen: Collected Works. - M., 2002. - P. 19-26.

3. Sociological Encyclopedic Dictionary / Editor-Coordinator G.V. Osipov. - М.: INFRA -M - NORMA Publishing Group, 1998. - 488 p.

4. Titov, V.N. Institutional and Ideological Aspects of Science Functioning / V.N.Titov // Sociological Researches. - 1999. - № 8. - P. 62-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.