УДК 374.8 ББК Ч421.268
Вихорева Ольга Александровна
кандидат педагогических наук г. Челябинск Vikhoreva Olga Alexandrovna Candidate of Pedagogics Chelyabinsk Педагогические условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей Pedagogical Environmental Complex of Senior School Students’ Research Work Conducting in the Extended Education of Children
В статье раскрывается содержание педагогических условий, обеспечивающих эффективную реализацию исследовательской деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей, рассматривается сущность научно-исследовательского сообщества в контексте приобщения учащихся к исследовательской работе.
The article discovers the content of pedagogical environmental complex, providing effective conducting of senior school students’ research work in conditions of the extended education of children; considers the essence of scientific research community in the context of students’ introduction to the research work.
Ключевые слова: педагогические условия, исследовательская деятельность старшеклассников, научно-исследовательское сообщество, научная коммуникация, партнерское взаимодействие, методическое сопровождение.
Key words: рedagogical environmental complex, research activity of senior school students, scientific community, scientific communication, partnership coordination, methodical accompaniment.
Эффективность процесса реализации исследовательской деятельности
старшеклассников зависит от создания соответствующих педагогических условий. В соответствии с результатами теоретического анализа педагогические условия можно представить как совокупность мер, способствующих реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей.
Исходя из функциональных особенностей науки, структуры содержания исследовательской деятельности учащихся и специфики дополнительного образования детей, необходимо выделить в качестве педагогического условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей организованное научно-исследовательское сообщество взрослых и детей.
Определим сущность научно-исследовательского сообщества. Сообщество рассматривается как объединение индивидов, имеющих общие цели [2, с. 327]. Сложились различные понимания научно-исследовательского сообщества. С одной стороны, данное понятие трактуется как узкая группа ученых, работающих в какой-либо специфической области и взаимодействующих с помощью определенной системы научных коммуникаций, а с другой стороны, оно определяется как целостная система, образованная научными организациями различного профиля и различной подчиненности [4, с. 62]. Данные подходы значительно отличаются по уровню определения субъекта научного познания (группа ученых, целостная система). Как показывает анализ литературы, характерными признаками научно-исследовательского сообщества являются наличие общего познавательного интереса у его членов и коммуникации между ними [1; 2; 4].
Итак, на основании проведенного теоретического анализа научноисследовательское сообщество представим как форму организации исследовательской деятельности, т.е. взаимосвязи учащихся и ученых (педагогов) как коллективного субъекта исследовательской деятельности. Отличие предлагаемого научно-исследовательского сообщества от тех, которые изучаются социологией, состоит в том, что оно является временной единицей для решения не только познавательных, но и педагогических (учебных, воспитательных) проблем. Лидером научного сообщества, рассматриваемого в контексте исследовательской деятельности старшеклассников, является ученый (либо педагог), осуществляющий научно-педагогическое руководство исследовательским процессом.
Рассмотрим организацию и функционирование предлагаемого научноисследовательского сообщества. Как показывают теоретический анализ и результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, это включает:
1. Создание малых учебных групп для ведения научного поиска на базе вуза и учреждения дополнительного образования детей (образовательного учреждения).
2. Развитие форм научной коммуникации, обеспечивающих анализ результатов исследовательской деятельности.
Малые учебные группы (научные секции, научно-исследовательские и творческие лаборатории, конструкторские бюро, школы исследователей и т.д.) работают с привлечением материально-технической базы как учреждения дополнительного образования детей либо гимназии, лицея, так и вуза (помещение, оборудование, литература, экспериментальный материал) под руководством их преподавателей. Организация работы предусматривает решение следующих задач:
1. Формирование базовых знаний, навыков и умений, определяющих возможность включения учащихся старшего школьного возраста в процесс научного поиска по выбранной тематике исследования.
2. Создание материально-технических и педагогических условий для научно-поисковой деятельности учащихся.
3. Стимулирование поисковой мотивации старшеклассников, создание условий для согласования целей и мотивов их деятельности через включение учащихся в поле ценностей науки и развитие научного образа мышления.
4. Формирование у старшеклассников установки на значимость изучения фундаментальных и прикладных наук, их профессиональное определение в процессе научного поиска.
5. Формирование культуры научного взаимодействия.
Малая учебная группа является формой организации исследовательской деятельности в объединениях детей и взрослых, составляющих научноисследовательское сообщество. Основанием для организации деятельности такой малой учебной группы должна служить дополнительная образовательная программа. В соответствии со спецификой дополнительного образования детей темп выполнения таких образовательных программ обусловливается возможностями учащегося и не является строго регламентированным. Как показывают результаты опытно-экспериментальной работы, в совокупности это обеспечивает следующее: удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями, позитивный настрой, их сплоченность и сознательность,
участие всех субъектов в управлении образовательным процессом и авторитетность руководителя.
Под научной коммуникацией нами понимается специально организованное общение учащихся между собой, с ученым (педагогом) по поводу процесса и результата научного исследования (запланированного, проводимого, осуществленного). Формы научной коммуникации в рассматриваемом научноисследовательском сообществе мы классифицировали по целевой установке на следующие типы:
1. Организационно-подготовительные (установочные сессии, установочные методологические семинары для педагогов);
2. Ценностно-развивающие (научные сборы, слеты, форумы науки и творчества, выездные школы);
3. Контрольно-проектировочные (конференции, конкурсы, чтения).
Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы доказывают, что
организованное научно-исследовательское сообщество взрослых и детей выступает в качестве педагогического условия эффективной реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей.
В качестве второго педагогического условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников мы выявили в ходе опытно-экспериментальной работы следующее: необходимо партнерское взаимодействие старшеклассников, педагогов и научных работников в ходе исследовательской деятельности. Соответственно в ходе исследовательской работы педагог (научный работник) и учащийся совместно движутся к поставленной цели, являясь равноправными партнерами, взаимообогащающими деятельность друг друга.
В работе педагогов (научных работников) это означает:
• целенаправленный отбор содержания учебного материала, обеспечивающего совместную партнерскую деятельность педагога (научного работника) и учащегося;
• обеспечение реализации интересов и склонностей ребенка в процессе исследовательской деятельности;
• формирование адекватной самооценки учащегося и подкрепление оценки личных возможностей;
• формирование единого исследовательского детского коллектива, где педагог (научный работник) выполняет функцию лидера научной школы, т.е. организатора и руководителя, объединяющего детские исследовательские микроколлективы, разрабатывающие различные подпроблемы как в рамках одной общей проблемы, так и не связанные между собой.
Как показывает опытно-экспериментальная работа, в этом случае учащиеся воспринимают педагогические цели руководителя исследовательской деятельности как свои собственные и выступают полноценными субъектами педагогического и научного общения.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы определили в качестве третьего педагогического условия эффективной реализации рассматриваемого процесса - его методическое сопровождение.
В процессе приобщения учащегося старшего школьного возраста к исследовательской работе у него могут появиться трудности в силу сложившегося стереотипа школьной учебной деятельности: «услышал (прочитал) - запомнил - воспроизвел». В исследовательской деятельности функции учебных знаний меняются от целевых к инструментальным. Усвоение новых знаний в этом случае определяется не как цель, а как средство преобразования познавательной активности старшеклассников в ее продукт - познавательную и личностную самостоятельность. Поэтому руководство исследовательской деятельностью школьника - специфичный образовательный процесс, требующий адекватных его специфике педагогических средств.
В соответствии с результатами теоретического анализа и опытноэкспериментальной работы можно определить содержание методического сопровождения образовательного процесса как формирование совокупности средств, обеспечивающих повышение квалификации педагога и создающих условия для разрешения затруднений в педагогической практике. Исходя из опыта работы учреждений дополнительного образования детей, к таким средствам
мы отнесли научно-практические семинары, творческие лаборатории и мастер-классы ведущих ученых по различным научным направлениям, консультации ведущих специалистов, научно-методические и методические пособия, разработки алгоритмов составления образовательных программ. Их характеристика представлена в таблице.
Таблица
Характеристика форм методического сопровождения процесса реализации исследовательской деятельности старшеклассников
Наименование Характеристика содержания
Научно- практические семинары Рассмотрение научно-методических проблем, связанных с методологией организации исследовательской деятельности старшеклассников, формирования навыков и умений учащихся в соответствии с разработанными концептуальными основами соответствующей деятельности; реализуется с определенной периодичностью (1-3 раза в течение учебного года), возможно на основании предварительного изучения потребностей педагогов либо в логике концептуальной модели, например, установочный методологический семинар
Творческие лаборатории Рассмотрение практических аспектов научно-педагогического руководства для демонстрации методики реализации отдельных этапов (возможно проведение в период работы органов управления научно-исследовательским сообществом детей и взрослых, например, совета кураторов); реализуется с определенной периодичностью
Мастер-классы ведущих ученых Демонстрация технологий решения конкретных познавательных задач учащимися (возможно совмещение с другими формами методического сопровождения, например, проведение в рамках научно-практического семинара или заседания методического объединения учителей-предметников)
Консультации ведущих специалистов Организация помощи педагогам по конкретным вопросам, вызывающим затруднения при организации исследовательской деятельности старшеклассников; реализуется в форме индивидуальной работы (возможно проведение по заранее составленному графику очно или в дистанционной форме)
Научно-методические и методические пособия, в т.ч. различные алгоритмы Освещение теоретических и практических аспектов организации исследовательской практики старшеклассников в соответствии с имеющейся концептуальной моделью
В ходе опытно-экспериментальной работы нами проводились установочные семинары для педагогов. Цель таких семинаров - формирование представлений о порядке организации исследовательской деятельности учащихся у педагогов образовательных учреждений. В ходе семинара проходило обсуждение таких вопросов как организационные основы взаимодействия научных объеди-
нений учащихся в муниципальном образовательном пространстве, требования к исследовательским работам старшеклассников, педагогические приемы развития мотивации к исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста и т. д. Проведение мастер-классов по организации ученического исследования профессорами челябинских вузов обеспечило возможность разрешения затруднений, возникших у педагогов в процессе работы со старшеклассниками, занимающимися исследовательской деятельностью. Таким образом, организация методического сопровождения позволила создать условия для полноценного решения познавательных задач учащимися и эффективной реализации тем самым всего процесса исследовательской деятельности старшеклассниками в условиях дополнительного образования детей.
Итак, в соответствии с результатами проведенной опытно-экспериментальной работы можно выделить следующие педагогические условия реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей: организованное научно-исследовательское сообщество взрослых и детей, партнерское взаимодействие старшеклассников, педагогов и научных работников в исследовательской деятельности, методическое сопровождение рассматриваемого процесса, что является совокупностью мер, способствующих реализации исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста.
Библиографический список
1. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2002. - 320 с.
2. Сергеева, М.Г. Наставничество как способ трансляции ценностей научного сообщества от поколения к поколению / М.Г. Сергеева // Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов : сб. статей. - М., 2002. - С. 19-26.
3. Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор Г.В. Осипов. - М.: Изд. группа ИНФРА - М - НОРМА, 1998. - 488 с.
4. Титов, В.Н. Институциональный и идеологический аспекты функционирования науки / В.Н. Титов // Социологические исследования. - 1999. - № 8. - С. 62-70.
Bibliography
1. Novikov, A.M. Methodology of Education / A.M. Novikov. - M.: Egves, 2002. - 320 p.
2. Sergeeva, M.G. Mentoring as a Translation Way of Community Scientific Values From Generation to Generation / M.G. Sergeeva // Mentoring as a Form of Work of a Scientist With Senior Pupils and Freshmen: Collected Works. - M., 2002. - P. 19-26.
3. Sociological Encyclopedic Dictionary / Editor-Coordinator G.V. Osipov. - М.: INFRA -M - NORMA Publishing Group, 1998. - 488 p.
4. Titov, V.N. Institutional and Ideological Aspects of Science Functioning / V.N.Titov // Sociological Researches. - 1999. - № 8. - P. 62-70.