Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования'

Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ПРОЦЕСС РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / THE CONTENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS RESEARCH WORK / SELFSTUDY RESEARCH WORK OF HIGH SCHOOL STUDENTS / THE PROCESS OF IMPLEMENTATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS RESEARCH WORK / SCIENTIFIC COMMUNITY / HIGH SCHOOL STUDENTS RESEARCH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вихорева О. А.

В статье представлено содержание исследовательской деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей, рассмотрен процесс ее реализации, охарактеризовано научно-исследовательское сообщество в контексте исследовательской деятельности старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вихорева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH SCHOOL STUDENTS RESEARCH WORK WITHIN THE SUPPLEMENTARY EDUCATION OF CHILDREN

The article highlights the content of high school students research work within the supplementary education of children and the process of its implementation. It considers the main characteristic features of scientific research community in the context of high school students research work.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования»

УДК 371.389.3/.4

О.А. Вихорева, канд. пед. наук, доц. ЧелГУ, г. Челябинск, Е-mail: udj@74.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлено содержание исследовательской деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей, рассмотрен процесс ее реализации, охарактеризовано научно-исследовательское сообщество в контексте исследовательской деятельности старшеклассников.

Ключевые слова: содержание исследовательской деятельности старшеклассников, самостоятельная исследовательская деятельность старшеклассников, процесс реализации исследовательской деятельности старшеклассников, научно-исследовательское сообщество, исследовательская компетентность старшеклассников.

В стандартах высшей школы 3-го поколения исследовательская деятельность рассматривается как профессиональнообязательная для обучающихся. В условиях основного образования на сегодняшний день разработаны эффективные технологии использования отдельных исследовательских действий учащихся как средство освоения школьной программы, а в целом, исследовательская деятельность в своем специфическом контексте отсутствует в практике основного образования. Соответственно имеется разрыв между образовательными средствами средней школы и потребностями высшей школы. Возможности для осуществления исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста предоставляет дополнительное образование детей, которое нормативно ориентировано на образовательный процесс, включающий различные виды деятельности, в том числе и исследовательскую.

В нашем исследовании рассматривается конструирование образовательного процесса в дополнительном образовании детей, обеспечивающего реализацию исследовательской деятельности учащихся старшего школьного возраста. Нами было предпринято выявление содержания исследовательской деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образовании детей, а также структуры процесса ее реализации. Свои научные предположения мы проверяли в условиях Челябинского научного общества учащихся, действующего на базе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска, Дворца детского творчества Советского района г. Челябинска, Центра детского творчества Курчатовского района г. Челябинска, Дворца детского творчества г. Златоуста Челябинской области, образовательных учреждений -филиалов научного общества учащихся (МОУ гимназии № 26, 76, 96, МОУ лицеи № 77, 82, 88, 102 г. Челябинска), а также МоУ СОШ № 5, 40 г. Сатки Челябинской области.

Исследовательская активность начинает проявляться у ребенка уже в младенческом возрасте. Однако исследовательская деятельность может быть сформирована только «внутри» учебной деятельности, так как должна включить все атрибуты деятельности: целеполагание, целевыполнение, анализ результатов деятельности, а также собственно исследовательские действия. Генетической основой применения исследовательской практики в процессе обучения можно считать использование проблемных ситуаций и решение учебных проблем: «проблемное обучение» (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), «проблемно-развивающее обучение» (М.И. Махмутов). На сегодняшний день ведется разработка психолого-педагогических аспектов организации исследовательской практики учащихся в школе в работах А.В. Леонтовича, А.И. Савенкова, А.В. Хуторского [1; 2; 3; 4].

Как было определено в процессе опытно-экспериментальной работы, содержание исследовательской деятельности, осуществляемой старшеклассниками, складывается из следующих элементов:

1) формулирование проблемы;

2) создание поискового поля путем организации учебнопознавательной деятельности, расширяющей знания и умения учащихся в области технологических проблем познания

3) поисковая деятельность, обеспечивающая получение научно-исследовательского результата;

4) верификация результатов, включающая операции по проверке, обоснованию и оценке полученной информации.

Таким образом, самостоятельная исследовательская деятельность старшеклассников -это мотивированная, само-организованная деятельность учащихся старшего школьного возраста, в основе которой лежит совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработку информации в ходе поисковой деятельности как целе-выполнение; считывание и оформление, анализ и интерпретацию полученной информации для построения логических выводов.

В результате проведенного исследования мы выявили, что процесс реализации исследовательской деятельности старшеклассников содержит два содержательно-процессуальных уровня:

1 уровень - усвоение учащимися субъективно новых знаний и способов действий в конкретной научной области (учебно-познавательная работа);

2 уровень - самостоятельная работа учащихся по возможной выработке объективно новых знаний (собственно исследовательская работа).

Таким образом, исследовательская деятельность старшеклассника представляет собой совокупность разных видов деятельности, определяющих продвижение к конечному результату - системе индивидуальных знаний, переходящих в научные при реализации содержательных условий научного исследования.

Самостоятельная работа учащихся согласно предложенной выше схеме предполагается не только на занятиях с педагогом, но и вне их, то есть используется время как в рамках учебного занятия, так и за его пределами. Необходимо рассматривать осуществление этого процесса через опору на дополнительные образовательные программы, которые нормативно ориентированы на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству. Так как государственные образовательные стандарты, определяющие образовательный процесс в школе, не являются обязательными при реализации программ дополнительного образования детей, содержательный аспект дополнительной образовательной программы может обеспечивать создание поискового поля при решении различных исследовательских проблем-задач, подбираемых на основе интересов детей, их склонностей, что создает основу для реализации продуктивной исследовательской деятельности учащегося. Так, например, в ходе реализации исследовательской деятельности старшеклассников на базе Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской г. Челябинска использовались такие дополнительные образовательные программы: «Мировая экономика», «Автомобильная электроника», «Приборостроение», «Орнитология», «Археология», «Фармакология» и т.д.

Как было установлено в ходе исследования, исследовательская деятельность старшеклассников, даже осуществляемая в рамках образовательного процесса школы, имеет признаки дополнительного образования: включение в содержательный компонент знаний, навыков и умений, выходящих за пределы образовательного стандарта, вариативность исполь-

зуемых программ, добровольный выбор ребенком вида занятий и опора на потенциал свободного времени [5]. Таким образом, высокая степень вариативности и отсутствие жесткой регламентации содержательного и организационного компонентов дополнительного образования детей являются факторами развития исследовательской деятельности старшеклассников.

Эффективность процесса реализации исследовательской деятельности старшеклассников зависит от создания соответствующих педагогических условий. В соответствии с результатами проведенного исследования педагогические условия можно представить как совокупность мер, способствующих реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей.

Исходя из функциональных особенностей науки, структуры содержания исследовательской деятельности учащихся и специфики дополнительного образования детей, мы выделили в качестве педагогических условий эффективной реализации исследовательской деятельности старшеклассников в дополнительном образовании детей:

• организованное научно-исследовательское сообщество взрослых и детей;

• партнерское взаимодействие старшеклассников, педагогов и научных работников в ходе исследовательской деятельности;

• методическое сопровождение процесса исследовательской деятельности старшеклассников, обеспечивающее научно-педагогическое руководство исследовательской деятельностью учащихся со стороны педагогов.

Научно-исследовательское сообщество представим как форму организации исследовательской деятельности, т.е. взаимосвязи учащихся и ученых (педагогов) как коллективного субъекта исследовательской деятельности. Отличие предлагаемого научно-исследовательского сообщества от тех, которые изучаются социологией, состоит в том, что оно является временной единицей для решения не только познавательных, но и педагогических (учебных, воспитательных) проблем. Лидером научного сообщества, рассматриваемого в контексте исследовательской деятельности старшеклассников, является ученый (либо педагог), осуществляющий научнопедагогическое руководство исследовательским процессом. В качестве такого сообщества в нашем исследовании выступало Челябинское научное общество учащихся как совокупность локальных научных обществ, действующих на базе отдельных образовательных учреждений. Организация таких локальных научных обществ предполагала:

1. Создание малых учебных групп для ведения научного поиска на базе вуза и учреждения дополнительного образования детей (образовательного учреждения).

2. Развитие форм научной коммуникации, обеспечивающих анализ результатов исследовательской деятельности.

Малые учебные группы (научные секции, научно-исследовательские и творческие лаборатории, конструкторские бюро, школы исследователей и т.д.) работали с привлечением материально-технической базы как учреждения дополнительного образования детей либо гимназии, лицея, так и вуза (помещение, оборудование, литература, экспериментальный материал) под руководством их преподавателей. Основанием для организации деятельности такой малой учебной группы являлась дополнительная образовательная программа.

Под научной коммуникацией нами понимается специально организованное общение учащихся между собой, с ученым (педагогом) по поводу процесса и результата научного исследования (запланированного, проводимого, осуществленного). В ходе опытно-экспериментальной работы нами были реализованы следующие формы научной коммуникации:

1. Организационно-подготовительные (установочные сессии, установочные методологические семинары для педагогов);

2. Ценностно-развивающие (научные сборы, слеты, форумы науки и творчества, выездные школы);

3. Контрольно-проектировочные (конференции, конкурсы, чтения).

Для реализации партнерского взаимодействия старшеклассников, педагогов и научных работников в ходе исследовательской деятельности мы использовали:

• целенаправленный отбор содержания учебного материала, обеспечивающего совместную партнерскую деятельность педагога (научного работника) и учащегося;

• обеспечение реализации интересов и склонностей ребенка в процессе исследовательской деятельности;

• формирование адекватной самооценки учащегося и подкрепление оценки личных возможностей;

• формирование единого исследовательского детского коллектива, где педагог (научный работник) выполняет функцию лидера научной школы, то есть организатора и руководителя, объединяющего детские исследовательские микроколлективы, разрабатывающие различные подпроблемы как в рамках одной общей проблемы, так и не связанные между собой.

Как показали результаты опытно-экспериментальной работы, в этом случае учащиеся воспринимали педагогические цели руководителя исследовательской деятельности как свои собственные и выступали полноценными субъектами педагогического и научного общения.

В соответствии с результатами теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы содержание методического сопровождения образовательного процесса мы рассматривали как формирование совокупности средств, обеспечивающих повышение квалификации педагога и создающих условия для разрешения затруднений в педагогической практике. Исходя из опыта работы учреждений дополнительного образования детей, к таким средствам мы отнесли научнопрактические семинары, творческие лаборатории и мастер-классы ведущих ученых по различным научным направлениям, консультации ведущих специалистов, научно-методические и методические пособия, разработки алгоритмов составления образовательных программ.

Демонстрация технологий решения конкретных познавательных задач учащимися стала возможна благодаря проведению мастер-классов ученых, работающих со старшеклассниками в процессе их исследовательской деятельности. Проведение мастер-классов по организации ученического исследования профессорами челябинских вузов обеспечило возможность разрешения затруднений, возникших у педагогов в процессе работы со старшеклассниками, занимающимися исследовательской деятельностью. Так, мастер-классы профессоров Челябинского государственного университета обеспечили помощь педагогам образовательных учреждений в выявлении возможных исследовательских проблем в области математики, которые были бы приемлемы для решения старшеклассниками. Мастер-классы на базе Челябинского государственного педагогического университета были направлены на демонстрацию технологий выявления и решения исследовательских проблем учащимися в области энтомологии, здоровьес-бережения. В целом, такие мастер-классы обеспечили методологическую подготовку педагогов образовательных учреждений в области научных исследований, что содействовало реализации процесса исследовательской деятельности старшеклассников в соответствии с представленными теоретическими подходами.

Результативный компонент образовательного процесса, обеспечивающего реализацию исследовательской деятельности старшеклассников, определен нами как исследовательская компетентность. Исходя из результатов теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, возможно определить компетентность как совокупность личностных качеств (знания, умения, навыки ценностно-смысловые ориентации), которые обусловлены опытом деятельности и обеспечивают эффективность самостоятельной деятельности. Исследовательская компетентность старшеклассника -это интегративное качество личности, включающее совокупность знаний, умений, навыков и таких личностных качеств как самостоя-

тельность, инициативность, целеустремленность, обусловленных опытом исследовательской деятельности и обеспечивающие самостоятельную исследовательскую деятельность.

Как доказывает проведенная опытно-экспериментальная работа, исследовательская компетентность старшеклассников формируется в результате самостоятельной исследовательской деятельности и обеспечивает учащемуся полноценную реализацию процесса индивидуального познания, результатом которого является выработка системы научного объяснения мира, как личностно-деятельностная характеристика, с одной стороны, и осуществление процесса саморазвития и самореализации как личностно-ценностная характеристика, с другой стороны.

Исследовательская компетентность определяется через следующие составляющие:

- общеучебные способы деятельности (анализировать, синтезировать, классифицировать и т.д.)

- специфические исследовательские способы деятельности (проводить эксперимент, моделировать, верифицировать результаты исследования)

- убеждения и смыслы (активность и самостоятельность в реализации собственных целей).

Данный вывод позволяет конкретизировать конечные результаты, которые определяют направления педагогической деятельности по формированию исследовательской компетентности учащихся. К ним мы относим:

- реализацию внутренних мотивов к исследовательской деятельности;

- сформированность общеучебных и исследовательских умений и навыков;

- самоорганизацию учащимися своей исследовательской деятельности.

В качестве внутренних мотивов к исследовательской деятельности нами рассматривается наличие познавательных мотивов, которые по классификации А.К. Марковой [6] включают в себя: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Наличие таких познавательных мотивов рассматривалось нами как характеристика высокого уровня исследовательской компетентности старшеклассников. В экспериментальной группе, где были созданы все выявленные педагогические условия эффективной реализации исследовательской деятельности старшеклассников, 93% учащихся продемонстрировали наличие познавательных мотивов при занятиях исследовательской деятельностью. Высокого уровня развития исследовательских умений и навыков достигли 75% старшеклассников в этой группе, а характер целевыполнения был представлен следующим распределением: 54% учащихся достигли высокого уровня, 46% -среднего уровня.

Таким образом, в процессе реализации исследовательской деятельности происходит формирование исследовательской компетентности старшеклассника как результата педагогической деятельности и собственной исследовательской практики учащегося.

Библиографический список

1. Леонтович, А.В. О воспитании исследовательского способа мышления у школьников. Ученые и учителя // Наставничество как форма работы ученого со старшеклассниками и учащимися младших курсов : сб. статей. - М., 2002.

2. Савенков, А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001.

3. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учебн. пособие. - М.: «Ось-89», 2006.

4. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и методикам обучения. - СПб.: Питер, 2004.

5. Вихорева, О.А. Исследовательская деятельность старшеклассников в условиях дополнительного образования детей: теоретикометодологический аспект: монография. - Челябинск: Изд. центр «Уральская Академия», 2008.

6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения : кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.

Статья поступила в редакцию 29.10.09

УДК 378.6:37.017

О.М. Гайдукова аспирант АлтГПА, г. Барнаул, Е-mail: gaidukova_om@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ МВДРОССИИ

КАК ценностной ориентации личности у курсантов вузов

В работе описан феномен толерантности как ценностной ориентации личности, выделены особенности ее формирования у курсантов вузов МВД, представлена авторская программа формирования толерантности личности в процессе профессионального образования.

Ключевые слова: профессиональное образование, толерантность, воспитание, ценность, ценностные ориентации личности, принципы учебно-воспитательного процесса.

Сущностной характеристикой современного этапа развития цивилизации принято считать возникновение глобального информационного общества. Интенсивное развитие информационных технологий, создание единого информационного пространства, интеграция мирового сообщества способствуют возрастанию роли коммуникации, позитивного взаимодействия на основе толерантности. Мировое сообщество как источник социального заказа образованию требует специалистов, сопоставимых и соизмеримых по своим профессиональным компетенциям, способных извлекать из факта непохожести друг на друга не поводы для конфликтов, а дополнительные ресурсы для совместной конструктивной деятельности [1, с. 35].

Сегодня групповое освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия, толерантность, коммуникабельность востребованы так, как никогда раньше. Особую значимость эти качества приобретают в процессе профес-

сионального становления сотрудников органов внутренних дел, поскольку тенденции развития современного российского государства требуют перехода органов внутренних дел от карательного воздействия к оказанию правоохранительной помощи, что в свою очередь предъявляет новые высокие требования к профессионализму и образованности сотрудника органов внутренних дел.

Система профессионального образования призвана готовить человека к эффективному функционированию в обществе, выработке стратегий, позволяющих сочетать задачи самореализации с потребностями общества и государства. Кроме того, в концепции образования просматривается смещение акцентов профессионального образования с вооружения профессиональными знаниями и умениями -на профессиональное развитие обучающихся, которое требует новых профессиональных качеств, основой формирования для которых, на наш взгляд, и должна стать толерантность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.