Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 1, с. 19-25
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
© 2011 г. Ю.М. Ежова 1, Г.П. Ежова 2
1 Нижегородская государственная медицинская академия
2 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию 22.09.2009
Рассмотрены педагогические условия проектирования гуманитаризации образовательного процесса в вузе. Представлена характеристика уровней профессионально значимых смысловых образований личности будущих медиков. Выявлена динамика показателей формирования гуманитарной направленности у студентов медицинского вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса.
Ключевые слова: гуманитаризация, проектирование, гуманитарная направленность.
Важнейшая задача, стоящая перед системой высшего образования, - повышение его качества. Под качеством образования традиционно понимают уровень подготовки выпускников, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в новых условиях, умеющих использовать знания на практике, способных к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. В современных условиях повышение качества образования в вузе приобретает характер национальной проблемы, включающей целый ряд аспектов. В данном случае мы остановимся на одном аспекте этой проблемы - рассмотрении вопроса гуманитаризации образовательного процесса в вузе. Данный вопрос мы исследуем на примере медицинского вуза.
Высшая школа должна обеспечить общекультурную подготовку студентов, формировать способности гуманитарного мышления и гуманитарного видения проблемы, стоящей перед специалистом любой сферы деятельности. Актуальность развития гуманитарного мышления особенно ощутима, если мы говорим о подготовке будущего врача.
Современная гуманитарная парадигма высшего образования переносит акцент с узкопрофессионального подхода к подготовке специалистов на интеллектуально-духовное развитие личности, на развитие личностных качеств, в том числе профессионально значимых. В модели личности современного врача особое значение приобретают следующие компоненты:
• Гуманистическая направленность; это связано с основным «объектом деятель-
ности» врача - человек рассматривается в медицинской деонтологии как высшая ценность.
• Клиническое мышление, под которым понимается способность охватить, проанализировать и синтезировать все данные о больном человеке, то есть это интеллектуальная деятельность врача, подчиняющаяся основным принципам и общим закономерностям мышления. И в то же время оно специфично и своеобразно, так как объектом его познания является наиболее сложное существо - человек. По своей сути оно представляет собой вариант гуманитарного мышления, так как базируется на всей совокупности опыта и знаний о человеке.
• Третий компонент, характеризующий будущего врача, включает систему профессионально важных качеств: ответственность, коммуникативность, чувство долга, честность, любовь к профессии и т.п.
Представление о модели личности будущего врача позволяет наметить пути развития гуманитарных качеств личности в системе медицинского образования, разработать стратегии исследования и проектирования гуманитарного развития личности будущего врача.
Актуальная задача высшей школы - разрешение противоречия между продуктивностью гуманитаризации образовательной практики вуза и недостаточной научно-педагогической разработанностью условий решения этой задачи в образовательном процессе. Мы рассматриваем особенный аспект данного противоречия применительно к образовательному процессу в ме-
дицинском вузе, который проявляется в противоречии между гуманитарной сущностью будущей профессиональной деятельности выпускников и доминированием естественно-науч-ного аспекта в содержании их образования. Следует подчеркнуть необходимость выявления новых резервов повышения качества образования посредством педагогического проектирования развивающего эффекта образования в вузе. Особую значимость приобретает формирование гуманитарной направленности личности будущего врача.
Современное высшее образование обретает качественно новый смысл, выступает как содержание и среда становления личностного опыта человека. Оно выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями функционирования и развития. Это актуализирует переход к целостной педагогике личности, основанной на современной методологии, характеризующейся гуманитарными приоритетами в ориентации образовательной среды, и соответственно - разработку новых педагогических моделей содействия гуманитарному развитию студентов.
В вузе образовательная деятельность специально организована с целью создания необходимых условий, позволяющих полнее раскрыться личности студента, стимулирующих развитие и, что особенно важно, способствующих усвоению сущностного смысла профессии.
Выполнение врачом современных сложных профессиональных задач своей деятельности невозможно вне актуализации его профессионально-личностных смыслов, что требует педагогически обеспечить их становление уже на этапе подготовки. Развитие личности студента вуза в образовательном процессе рассматривается учеными как важнейший результат обучения, являющийся основой для возникновения новых, не только профессиональных, но и субъ-ектно значимых мотивов [1-4 и др.].
Анализ практики высшего образования позволяет отметить, что перспективными с точки зрения гуманитарной парадигмы образования представляются такие подходы к высшему образованию, которые изменяют положение и самооценку студента - будущего специалиста. Сюда относятся: рассмотрение учебной и
внеучебной деятельности через призму его успехов, отработка внешних предпосылок развития личности в педагогическом процессе (образовательные стратегии, содержательно-органи-зационные, методические стороны процесса), актуализация микросоциальных и коммуникативных аспектов обучения.
Особое значение гуманитаризация образования имеет для студентов, получающих квалификацию в области профессий группы «человек - человек» (по Е.А. Климову), к которой относится и профессия врача. Несмотря на достаточно прочное бытование категории гумани-тарности в педагогике и очевидную продуктивность ее практического применения для осуществления задач личностного развития студентов в образовательном процессе вуза, она не получила исчерпывающей разработки в педагогической науке и полной реализации в практике высшего образования.
Мы предполагаем, что педагогическими условиями, обеспечивающими гуманитаризацию образовательного процесса в медицинском вузе, являются:
- осуществление научного анализа педагогического проектирования как механизма гуманитаризации образовательного процесса в вузе;
- определение концептуальных основ гуманитаризации образовательного процесса;
- выявление гуманитарной сущности образования в медицинском вузе;
- определение содержания образовательной работы со студентами, способствующей формированию гуманитарной направленности личности.
Реализация названных условий в образовательном процессе вуза будет способствовать формированию гуманитарной направленности студентов.
Опытно-экспериментальное исследование гуманитаризации образовательного процесса в медицинском вузе осуществлялось в течение пяти лет на базе Нижегородской государственной медицинской академии. Исследование включало анализ гуманитарной направленности студентов медицинского вуза и проектирование содержания работы со студентами, способствующего гуманитаризации образовательного процесса в медицинском вузе и направленного на формирование гуманитарной направленности личности студентов.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявлялся уровень гуманитарной направленности студентов в условиях традиционного обучения в вузе. Опытная работа на данном этапе включала: а) анализ нормативных основ обучения в вузе: образовательного стандарта, организационных форм, форм контроля и оценки подготовленности студентов; б) анализ профессионально-личностных смысловых образований у студентов. Диагностический
констатирующий срез был проведен со студентами 5-го курса, обучающимися в традиционных условиях образовательного процесса.
Исследование было направлено на выявление в поведении и суждениях студентов фактов, свидетельствующих о наличии личностных смысловых ориентаций того или иного характера. Анализ осуществлялся в соответствии с параметрами, характеризующими: а) духовно-нравственные (гуманистические) ориентации студентов; б) мотивационные установки в общении - направленность исключительно на предметную область деятельности или, в том числе, на взаимодействие и сотрудничество (поддерживающую коммуникацию). Для выявления этих параметров была разработана тест-анкета следующего содержания (рис.).
Анализ речи будущего врача в процессе общения с пациентами (на практике) осуществлялся в соответствии с определенными параметрами словесных воздействий с подсчетом
усредненного количества единиц воздействия. Результаты приведены в табл. 1.
В основу целостной характеристики гуманитарной направленности личности студентов и ее динамики на протяжении обучения в вузе были положены характеристики смысловых образований личности, поскольку в процессе осознания гуманитарной (гуманной) сущности профессии происходит преобразование личностных смыслов. При этом мы использовали известную классификацию смысловых уровней Б.С. Братуся [5, 6], адаптированную к задачам нашего исследования. В соответствии с данной классификацией выделяются: нулевой (по
Б.С. Братусю - доличностный), эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический, духовный уровни.
При выборе критериев мы опирались на специфику медицинской деятельности, объектом которой выступает человек, а приоритетной значимостью обладают личностные смыслы, связанные с гуманистической направленностью
Для меня характерно
1 (всегда); 2 (часто); 3 (иногда) 4 (всегда); 5 (часто); 6 (иногда)
Описание мнений и действий Противоположные мнения и действия
Готовясь к разговору, я обдумываю его заранее Полностью полагаюсь на способность к импровизации
Лучше потратить время на избыточную информацию, чтобы вызвать активность и желание сотрудничать в борьбе с болезнью Более верен директивный подход к общению, это предотвратит потери времени и возможность «избыточного включения» в жизнь больного
В оценке своей работы следует учитывать достигнутый результат, правильность сделанного, реально выполненную работу В оценке своей работы следует учесть возникшие отношения, симпатию, личностный контакт
Только деловые отношения обеспечат успех в лечении больного В работе с больным важны доверительные отношения и условия для сотрудничества
В целях создания атмосферы заинтересованности больного в сотрудничестве можно пожертвовать «профессиональной дистанцией» Врач обязан в любых условиях поддерживать формальную модель отношений «врач - пациент»
Сохраняя дистанцию в отношениях с больными, врач имеет больше возможностей для успешной работы Только «человеческий» и неформальный контакт с больным позволит врачу действительно вылечить больного
Рис.
Таблица 1
Словесные воздействия студентов, склонных к приоритетам предметности Усредненное количество единиц воздействия Словесные воздействия студентов, склонных к поддерживающей коммуникации Усредненное количество единиц воздействия
Нравоучение 4.46 Обращение по фамилии 2.1
Нотация 5.12 Поощрение 1.43
Обращение по фамилии 6.4 Юмор 2.1
Повышение интонации 7.23 Команда 1.23
Дисциплинирование-приказ 3.46 Ободрение 0.24
Замечание-вопрос 2.67 Диалог 0.46
Угроза 1.43 Распоряжение 0.89
Команда 6.71 Порицание 1.24
Упрек 3.25 Ирония 2.1
Просьба 1.24 Угроза 0.36
Распоряжение 1.87
личности врача, его готовностью действовать для блага другого (помогать, сочувствовать, поддерживать, понимать и т.п.).
В качестве главных критериев выявления смысловых образований были приняты следующие: а) способ отношения к другому человеку в контексте медицинской деятельности; б) устойчивость смысловых образований.
Характеристика уровней профессионально значимых смысловых образований личности будущих медиков:
1. Нулевой уровень характеризуется прагматическими (или операциональными) смыслами, которые определяются предметной логикой поставленной в учебном процессе задачи, ее условий. Имеют место формальные признаки личностных смыслов (отношение мотива к цели, субъективное переживание, эмоциональное отношение к объективному значению профессионально значимой информации), но отсутствует «главный признак вхождения в сферу личностного» - знак отношения к другому человеку.
2. Эгоцентрический уровень обусловлен стремлением субъекта к собственному удобству, престижу и т.п. Отношение к себе характеризуется признанием собственной самоценности, а к другим субъектам процесса (к больным, коллегам и т.д.) - потребительское, зависящее от того, насколько другие помогают его успеху. Если другие выступают как помощники - отношение положительное, если нет - отрицательное.
3. Группоцентрический уровень характеризуется выраженной идентификацией человека с какой-либо группой (семья, студенческая группа, профессиональная группа и т.д.). Если другие люди входят в эту группу, они обладают свойствами самоценности, если нет - то такие чувства, как уважение, сострадание, поддержка и т.п. , на них не распространяется (например, врач гуманно относится к «своим» больным, готов их поддержать, а на «посторонних» больных это не распространяется).
4. Гуманистический уровень: характеризуется внутренней устремленностью на благо другим, даже лично незнакомым, «чужим», обществу, человечеству. Признается самоценность каждого человека.
5. Духовный уровень характеризуется субъективным, упорядоченным отношением человека к важнейшим («конечным») вопросам жизни (жизнь, смерть, любовь и т.п.). В нашем исследовании этот уровень отличает целостная стабильная ориентация сознания на медицинскую деятельность как собственное призвание, един-
ственно возможное «дело всей жизни», не подлежащее проверке и сомнению с точки зрения устремления к добру и благу ближнего.
Динамика гуманитарной направленности студентов характеризовалась с точки зрения ее стабильности, устойчивости, зависимости или независимости от внешних влияний. В соответствии с этими показателями выделились следующие группы профессионально значимых смыслов: 1) стабильные, устойчивые, независимые от внешних негативных влияний (общее обозначение - «стабильные»); 2) ситуативные; устойчивые в определенных ситуациях, в других - подвержены внешним влияниям (общее обозначение - «ситуативно-ролевые»); 3) неустойчивые, нестабильные в любых ситуациях, влияние извне заставляет отказаться от них (общее обозначение - «нестабильные»).
Смысловые образования мы выявляли с помощью заданий на интерпретацию и понимание текстов (с точки зрения гуманистической сущности информации, имеющейся в них): профессионально значимых и некоторых художественных. Использовались тексты как содержащие, так и не содержащие выраженного нормативного значения, а имеющие образнорефлексивную природу и представляющие яркие описания ситуаций; в качестве текстов использовали также фрагменты учебных и художественных фильмов.
В соответствии с названными группами и показателями устойчивости рассматривались достижения студентов в плане становления гуманитарной ориентации.
На уровне констатации мы выявили, что они отличаются низким уровнем гуманитарной направленности - преобладают смысловые образования нулевого и эгоистического уровней.
Отмечается стремление студентов не столько интерпретировать информацию, содержащуюся в предложенных текстах, сколько «отвечать правильно», руководствуясь имеющимися знаниями. Само по себе это неплохо. Но настораживает «отстраненность» выпускников от ситуации, стремление вести поиск не вникая глубоко в ситуацию, не «затрачивая себя». Причем это имеет место в отношении как «книжных» текстов, так и информации, полученной в «живой» врачебной практике.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы осуществлялся в условиях образовательного процесса вуза (естественный эксперимент) в течение двух лет со студентами 1-го и 2-го курсов лечебного и медикопрофилактического факультетов (120 чел.).
В ходе формирующего этапа были внедрены разработанные в исследовании педагогические условия проектирования гуманитаризации образовательного процесса медицинского вуза, а именно:
• реализовано представление о педагогическом проектировании гуманитаризации образовательного процесса вуза как деятельности, направленной на создание целостной системы влияний на личность студентов с целью формирования ее гуманитарной направленности и являющейся педагогическим механизмом осуществления данной цели;
• реализованы концептуальные основы педагогического проектирования, отраженные в следующих принципах организации и осуществления образовательного процесса:
- принцип человеческих приоритетов, т. е. ориентация на человека как на участника процесса или ситуации;
- принцип преемственности содержания при гуманитаризации учебной и внеучеб-ной деятельности;
- принцип диалогического взаимодействия в образовательном процессе вуза;
• определено и реализовано содержание работы со студентами по формированию гуманитарной направленности, включающей: информационную составляющую, деятельностную составляющую, рефлексивно-оценочную составляющую.
Приведем основные компоненты работы, которая проводилась со студентами и составляла одно из важнейших условий гуманитаризации образовательного процесса.
1. Целевые установки образовательного процесса в вузе в данном случае смещаются в пользу формирования в сознании студентов целостной картины медицинской деятельности, опирающейся на гуманитарные ценности (ценность человека, его жизни и здоровья). Она включает рациональную и эмоциональную составляющие, весь спектр знаний, умений и субъективного опыта в сфере изучаемой профессиональной деятельности, осознанных и принятых личностью; совокупность представлений о социальной, культурной и субъективной значимости медицинской деятельности, ее духовных начал.
Мы признаем, что целостность профессиональной гуманитарной картины мира выпускника медицинского вуза относительна, не окончательна, но это не снижает ее значения как конструкта, регулирующего в дальнейшем профессиональную деятельность молодого специалиста.
2. Содержание образования в нашем исследовании трактуется как сложная система, включающая опыт познания и деятельности в сфере медицины: общечеловеческий (история, теория, методики), корпоративный (положительный опыт врачей-практиков, инновационных систем и т.п.), субъективный (опыт, полученный студентами в процессе реальной работы в качестве медика - на учебных практиках или самостоятельно и имеющийся у студента собственный опыт ученичества, который также влияет на его смысловые установки).
3. Ведущей формой организации образовательного процесса выступает педагогическое общение, обеспечивающее его диалогичность и реализующее содержание образования. Коммуникативные ситуации при этом являются способом создания гуманитарного контекста медицинской деятельности, так как адекватны ее сущности и позволяют представить многообразие вариантов поддерживающей коммуникации.
4. В педагогике высшей школы наработан большой арсенал методов обучения. В плане совершенствования обучения студентов «резервными» методами, не до конца исчерпавшими свой потенциал, являются герменевтические методы. Включение в учебный процесс методов интерпретации и понимания позволяет решать задачу содействия становлению профессионально и личностно значимых смыслов, так как обеспечивает «субъективно-смысловую» включенность человека в процесс, позволяет расширить границы его сознания в пользу принятия гуманитарных смыслов.
Уровень гуманитарной направленности студентов определялся нами по итогам анализа интерпретаций предложенных студентам текстов, по материалам наблюдений работы студентов в период практики, уточняющих индивидуальных бесед, анкетирования и тестирования. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного срезов представлены в табл. 2. Общее количество испытуемых - 120 чел.
Результаты исследования позволили выявить положительную тенденцию в формировании гуманитарной направленности студентов.
При этом отмечается следующее: а) духовный уровень профессионально-личностных смыслов обнаруживается у небольшого числа студентов, что может быть обусловлено разными причинами, в том числе особенностями юношеского возраста, когда «высшие» ценности представляются слишком оторванными от реальной жизни, требующими больших эмоциональных усилий для своего постижения;
а также высокой интенсивностью и информационной насыщенностью современного учебного процесса; б) группоцентрический и гуманистический уровни оказались доступны для формирования; преобладание группоцентрического уровня свидетельствует о том, что образовательный процесс активизировал механизмы профессиональной идентификации; в) сохранение нулевого и эгоцентрического уровней, на наш взгляд, свидетельствует о том, что личностные смыслы такого характера не препятствуют в целом успеху в учении и позволяют выполнять деятельность по типу адаптивной.
Анализ полученных результатов свидетельствует, что отмечается динамика смысловых образований и в плане их устойчивости (табл. 3). Контроль устойчивости осуществлялся на пятом курсе. В таблице представлены результаты анализа данных, полученных по итогам теоретического и практического обучения, а также - учебной практики. Количество испытуемых 120 чел. Первая цифра в строке - констатирующий срез, вторая - контрольный.
Результаты исследования свидетельствуют, что смысловые образования гуманитарного характера не отличаются безусловной стабильностью. Наибольшую устойчивость в нашем исследовании показали смысловые образования нулевого уровня, наименьшую - группоцентрического. Однако в плане устойчивости получена положительная динамика, что в целом свидетельствует о возможности обеспечения стабилизации смыслов (а значит, и гуманитарной направленности студентов) в образовательном
процессе вуза.
Результаты проделанной работы показали, что предложенные условия педагогического проектирования гуманитаризации образовательного процесса медицинского вуза продуктивны в плане содействия формированию гуманитарной направленности студентов. В качестве общих выводов по данному разделу отметим следующее.
1. Педагогическое проектирование гуманитаризации образовательного процесса, реализованное в медицинском вузе, позволяет преобразовать этот процесс в направлении содействия становлению гуманитарной направленности студентов, обеспечивая при этом присвоение профессионально значимого содержания образования как личного ценностного опыта.
2. Структурирование образовательной информации на основе трансдисциплинарности обеспечивает новый уровень ее интеграции, позволяющий концептуализировать гуманитарное знание, способствуя формированию гуманитарной направленности будущих специа-листов-медиков. Сочетание трансдисциплинар-ности с использованием герменевтических методов познания содействует субъективно свободному процессу присвоения образовательного содержания.
3. Обучение студентов, обеспечивающее диалогическое взаимодействие и гуманную коммуникацию, позволило формирование необходимых будущему врачу навыков гуманитарного мышления.
Таблица 2
Уровни смысловых образований личности студентов - будущих врачей, полученные в условиях опытно-экспериментальной работы (результаты констатирующего и контрольного срезов), %
Уровень Срез Нулевой Эгоцентрический Группоцентрический Г уманистический Духовный
Констатирующий 62 33 3 2 0
Контрольный 8 14 51 25 2
Таблица 3
Динамика устойчивости смысловых образований, %
Характеристика устойчивости смыслов Уровни смысловых образований Устойчивые Ситуативно-ролевые Неустойчивые
Конст. Контр. Конст. Контр. Конст. Контр.
Доличностный 31 8 19 0 12 0
Эгоцентрический 17 5 10 2 6 7
Группоцентрический 0 12 3 23 0 16
Гуманистический 0 3 0 12 2 10
Духовный 0 2 0 0 0 0
Итого 48 30 32 37 20 33
4. Опытно-экспериментальная проверка разработанных положений показала реальную возможность гуманитаризации образовательного процесса в медицинском вузе и, в целом, эффективность педагогического проектирования в данной области.
Таким образом, важнейшими принципами и средствами обновления содержания и форм образования являются его гуманизация и гуманитаризация. Поскольку профессиональная деятельность врача носит широкий гуманитарный характер и лечебный процесс во многом обусловлен характером терапевтического взаимодействия врача и пациента, специалист должен обладать, кроме медико-биологических знаний, умений и навыков, также коммуникативными умениями, определенными (гуманными) личностными качествами и навыками гуманитарной деятельности. Присвоению студентами общечеловеческих, общезначимых ценностей в значительной степени может способствовать гуманитаризация образовательного процесса в вузе. Педагогическое проектирование гуманитаризации образовательного процесса, реализованное в медицинском вузе, позволяет преобразовать этот процесс в направлении содействия становлению гуманитарной направленности студентов. При этом обеспечивается присвоение гуманитарного, профессионально значимо-
го содержания образования как субъектноличностного ценностного опыта. Результаты исследования, выявляя недостаточно реализованный гуманитарный потенциал образовательного процесса медицинского вуза, дают возможность с новых позиций подойти к решению вопроса проектирования гуманитарно образованной личности будущего специалиста-медика.
Список литературы
1. Дмитриева Е.Н. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук. Н. Новгород, 2004. 385 с.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Мысль, 1996. 308 с.
3. Повшедная Ф.В. Методологические основы профессионального самоопределения будущего учителя. Н. Новгород: НГПУ, 2002. 167 с.
4. Газман О.С., Вейсс Р.М., Крылова Н.Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М., 1995. 103 с.
5. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. Психологическое исследование. М.: АПН
РСФСР, 1986. 224 с.
6. Братусь Б.С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 102-112.
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DESIGNING THE HUMANITARIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A MEDICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Yu.M. Ezhova, G.P. Ezhova
Pedagogical conditions for designing the humanitarization of the educational process in a higher education institution are considered. The levels of professionally significant components of future medical doctors’ personality are characterized. The dynamics of indicators is identified in the process of forming the humanities orientation in medical school students in the conditions of humamtarization of the educational process.
Keywords: humamtarization, design, humanities orientation.