Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАВНОДУШИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ В «РОЖДЕНИИ ГРАЖДАНИНА» В.А. СУХОМЛИНСКОГО'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАВНОДУШИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ В «РОЖДЕНИИ ГРАЖДАНИНА» В.А. СУХОМЛИНСКОГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
равнодушие / жестокость / сердце педагога / душа человека и ребенка / трилогия В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина» / педагогика сердца / indifference / cruelty / the heart of a teacher / the soul of a person and a child / V.A. Sukhomlinsky’s trilogy “The Birth of a citizen” / pedagogy of the heart

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Владимир Викторович

В статье представлен теоритический анализ трилогии В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина», направленный на поиск педагогических условий преодоления равнодушия и жестокости подростков Автором – доктором педагогических наук, профессором В.В. Кузнецовым представлена проблема, тема, ее актуальность, цель и задачи теоритического анализа. В основной части статьи дан обзор научных источников, представлена человекоцентрированный (К. Роджерс), антропологический (Л. Фейербах) и гуманистический (Януш Корчаг и др) подходы в воспитании, уделяется особое внимание философии сердце (А.А. Лебеденко, М.И. Мерцалова и др.), позволившей современным ученым в области воспитания создавать сердечные педагогические конструкции, к которым следует отнести труд Василия Александровича Сухомлинского, позволивший подготовить трилогию «Рождение гражданина», в центре которой представлены размышления великого педагога, ученого, практика об обращении к душе и сердцу воспитанника в решении сложных проблем связанных с преодолением равнодушия и жестокости подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR OVERCOMING THE INDIFFERENCE AND CRUELTY OF TEENAGERS IN THE “BIRTH OF A CITIZEN” BY V.A. SUKHOMLINSKY

The article presents a theoretical analysis of V.A. Sukhomlinsky’s trilogy “The Birth of a Citizen”, aimed at finding pedagogical conditions for overcoming the indifference and cruelty of adolescents. The author presents the problem, topic, its relevance, purpose and objectives of theoretical analysis. The main part of the article gives analysis of scientific sources like a person-centered (K. Rogers), anthropological (L. Feuerbach) and humanistic (Janusz Korczag, etc.) approaches in education, special attention is paid to the philosophy of the heart (A.A. Lebedenko, M.I. Mertsalov, etc.), which allowed modern scientists in the field of education to create cordial pedagogical constructions, which should include the work of Vasily Alexandrovich Sukhomlinsky, which made it possible to prepare the trilogy “The Birth of a Citizen”, in the center of which the reflections of the great teacher, scientist, practitioner about addressing the soul and heart of a pupil in solving complex problems related to overcoming indifference and the cruelty of teenagers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАВНОДУШИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ В «РОЖДЕНИИ ГРАЖДАНИНА» В.А. СУХОМЛИНСКОГО»

DOI: 10.25198/1814-6457-239-100 УДК 378.147.091

Кузнецов В.В.

Московский православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, г Москва, Россия

E-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАВНОДУШИЯ И ЖЕСТОКОСТИ ПОДРОСТКОВ В «РОЖДЕНИИ ГРАЖДАНИНА» В.А. СУХОМЛИНСКОГО

В статье представлен теоритический анализ трилогии В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина», направленный на поиск педагогических условий преодоления равнодушия и жестокости подростков

Автором - доктором педагогических наук, профессором В.В. Кузнецовым представлена проблема, тема, ее актуальность, цель и задачи теоритического анализа.

В основной части статьи дан обзор научных источников, представлена человекоцентрированный (К. Роджерс), антропологический (Л. Фейербах) и гуманистический (Януш Корчаг и др) подходы в воспитании, уделяется особое внимание философии сердце (А.А. Лебеденко, М.И. Мерцалова и др.), позволившей современным ученым в области воспитания создавать сердечные педагогические конструкции, к которым следует отнести труд Василия Александровича Сухомлинского, позволивший подготовить трилогию «Рождение гражданина», в центре которой представлены размышления великого педагога, ученого, практика об обращении к душе и сердцу воспитанника в решении сложных проблем связанных с преодолением равнодушия и жестокости подростков.

Ключевые слова: равнодушие, жестокость, сердце педагога, душа человека и ребенка, трилогия В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина», педагогика сердца.

Kuznetsov V.V.

St. Tikhon Orthodox Humanitarian University, Moscow, Russia E-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR OVERCOMING THE INDIFFERENCE AND CRUELTY OF TEENAGERS IN THE "BIRTH OF A CITIZEN" BY V.A. SUKHOMLINSKY

The article presents a theoretical analysis of V.A. Sukhomlinsky's trilogy "The Birth of a Citizen", aimed at finding pedagogical conditions for overcoming the indifference and cruelty of adolescents.

The author presents the problem, topic, its relevance, purpose and objectives of theoretical analysis.

The main part of the article gives analysis of scientific sources like a person-centered (K. Rogers), anthropological (L. Feuerbach) and humanistic (Janusz Korczag, etc.) approaches in education, special attention is paid to the philosophy of the heart (A.A. Lebedenko, M.I. Mertsalov, etc.), which allowed modern scientists in the field of education to create cordial pedagogical constructions, which should include the work of Vasily Alexandrovich Sukhomlinsky, which made it possible to prepare the trilogy "The Birth of a Citizen", in the center of which the reflections of the great teacher, scientist, practitioner about addressing the soul and heart of a pupil in solving complex problems related to overcoming indifference and the cruelty of teenagers.

Key words: indifference, cruelty, the heart of a teacher, the soul of a person and a child, V.A. Sukhomlinsky's trilogy "The Birth of a citizen", pedagogy of the heart.

Определяя проблему, мы отвечали на вопрос: Что необходимо найти в трилогии В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина» из того, что раньше не было изучено?

Педагогика, изучающая особый вид практической деятельности и признанная влиять на нее и должна способствовать улучшению практической деятельности.

Решить практическую задачу средствами науки, пишет В.В. Краевский «значит - опре-

делить соотношение этой задачи с областью неизвестного в научном знании и в результате научного исследования получить знания, которые затем будут положены в основу практической деятельности, направленной на решение данной задачи. Это область неизвестного в научном издании» [1, с. 119].

Недостаточно достигнуто к данному моменту уровня знаний, обусловленную открытием новых факторов связей. Обосновать каких

знаний не хватает. Для нашего исследования, это прежде всего поиск педагогических условий преодоления равнодушия и жестокости подростков. Такой теоритический анализ произведения В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина», который позволил бы их выявить. Положительным моментом этого научного поиска является то, что мысли в тексте В.А. Сухомлинского вытекают из анализа многолетней поисковой теоретико-практической работы ученого - педагога.

Проблема находит отражение в теме исследования.

Поиск педагогических условий - внешних обстоятельств, оказывающих существенное влияние на протекание педагогического процесса (по Н.М. Борытко) отражает движение от привычного к новому, содержит момент столкновения старого с новым (по В.В. Краевскому).

«Педагогические условия преодоления равнодушия и жестокости подростков в «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинского» - темы, нашедшее отражение в вышеуказанной проблеме.

Выдвижение проблемы и формирование темы предполагают обоснование актуальности исследования, ответ на вопрос: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать?

Актуальность направления не нуждается в сложной системе доказательств. Педагогическая наука очень нуждается в проведении исследований, направленных на поиск внешних обязательств, оказавших существенное влияние на протекание педагогического процесса в школе, где воспитываются равнодушные и жестокие подростки.

Тема указанная выше актуальна в двух отношениях: научное решение отвечает насущным потребностям практики. А новые научные средства, которые появятся в виде выводов к этой статье позволят решить эту актуальную научную задачу.

Теоретический анализ текста произведения В. А. Сухомлинского «Рождение гражданина» -это метод познания, который предполагает осмысление результатов, достигнутых и описанным ученым - педагогом в области преодоления равнодушия и жестокости подростков или как их называет автор «детей отроческого возраста».

Анализируемая трилогия Василия Александровича «Рождение гражданина» благода-

ря теоретическим постулатам и моделям, разработанных педагогической наукой позволяет выявить педагогические условия преодоления равнодушия и жестокости подростков в трех известных работах:

- Сердце отдаю детям;

- Рождение гражданина;

- Письма к сыну.

Выдающийся педагог - новатор, ученый В. А. Сухомлинский благодаря писательскому таланту обнажает и предлагает рецепты преодоления равнодушия и жесткости у своих воспитанников, для которых он является другом и наставником.

Цель настоящей статьи: на основе анализа текста «Рождение гражданина» В. А. Сухомлинского показать, что педагогическим идеи ученого - педагога в области преодоления равнодушия и жестокости подростков представляют собой уникальный феномен.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ педагогического опыта В. А. Сухомлинского в преодолении равнодушия и жестокости своих воспитанников.

2. Показать и доказать, что описание В.А. Сухомлинским педагогические условия преодоления равнодушия и жестокости воспитанников в значительной мере отличаются от предложенных другими учеными.

3. Подтвердить авторскую гипотезу заключающуюся в том, что преодоление равнодушия и жестокости подростков возможно осуществить, если создавать в школе найденные в произведении В.А. Сухомлинским «Рождение гражданина» педагогические условия

Слово «равнодушие» в словаре В.И. Даля не выделено, а есть только радушие - усердие, душевная готовность служить другим, делать добро.

Равнодушие воспитанника связывают с жестокостью.

В словаре В.И. Даля жестокий - это немилосердный, безжалостный или бесчеловечный, не знающий жалости, сожаления, сочувствия.

В слове «равнодушие» показывается что, душе человека все равно. А жестокосердие человека связывают с характеристикой его сердца, - жесткостью, зверинностью, нечувствительностью, свирепостью, лютостью.

Сердце и душа человека с порчей, перчинкой, изъяном говорят о сложном внутреннем мире человека.

Василий Александрович пишет в предисловии к книге «Сердце отдаю детям» «я не ставил своей задачу охватить урок, все дидактические детали процесса изучения основ наук». [3, с. 3]

Ученый - педагог посвятил этот труд сердцу педагога. Казалось бы педагогика (урок) и сердце (кардиология) прав ли Василий Александрович? Постараемся разобраться в этой статье.

Еще в древние времена прежде всего святые отцы, апостолы, авторы Библии обратили особое внимание на значимость сердца в высшем познании Господа, а в начале 21 века появились серьезные научные исследования в области «философии сердца» [4], с глубоким анализом исследований П. Д. Юркевича, Г.С. Сковороды, Святые Луки (Войко-Ясенецкого), А.А. Лебе-денко, В.Н. Бабина, Мериалова М.И., Петрова Е.В. и др. раскрыли в своих работах истоки сердца в русской и мировой философской мысли, генезис и развитие темы сердца в мировой духовной культуре.

Сердце - это не только физиологический орган, призванный для перекачки крови и снабжения ей человеческого организма, а еще и великолепный орган познания, и самое важное, что в духовной жизни человека, его духовном совершенствовании душа и ее «домик» - сердце играют особую роль.

Человек без чистой души и сердца - чаще всего это бездушный, равнодушный, бессердечный человек, жестокосердный. Поэтому важно обратить внимание на строки В.А. Су-хомлинского, которые посвящены детской душе и сердцу.

В.А. Сухомлинский в книге «Сердце отдам детям» назвав «Школой радости» (первый раздел) пишет о сердце ребенка. «Оно будет закрыто для воспитателя, если он не будет иметь общих интересов с ребенком, увлечений и стремлений». [3, с. 5]

Ученый - педагог, практик пишет: «человек, который встречается с учениками - по одну сторону учительского стола, а по другую - учащихся, - не знает детской души! Не может быть воспитателем человек, когда «душа ребенка застегнута на все пуговицы рубашка». [3, с. 7]

В преодолении равнодушия и жестокости воспитателю должна быть открыта душа ребенка, его внутренний мир.

В разделе «Первый год - изучение детей» В.А. Сухомлинский пишет о необходимости изучения внутреннего, духовного мира ребенка.

Добро и теплота педагога. Очень важные его свойства, основополагающие «Всматриваясь в детские глаза - черные, синие, голубые - я думал: хватит ли мне добра и теплоты, согреть их сердца? «

В воспитании, на наш взгляд, эти качества педагог намного важнее, чем знания теории и методов воспитания.

Василий Александрович пишет: «Выпрямить душу озлобленного подростка, порой жесткого, для которого нет в жизни ничего святого и возвышенного - одна из наиболее трудных задач воспитателя. Быть человекове-дом, - значит не только видеть, чувствовать, как ребенок познает добро и зло, но и защищать доброе нежное детское сердце от зла [3, с. 19] Равнодушие и жестокосердие вырастает из детских семейных трагедий. Ребенок - это зеркало нравственной жизни родителей пишет В.А. Сухомлинский [3, с. 25]

Если родители передают детям душевную доброту матери и отца, а также умение делать добро людям, передавать детям частичку своей души, то о равнодушии не может быть и речи. Среди добрых, чутких, сердечных родителей растут такие же дети.

В разделе Забота о живом и прекрасном Василий Александрович ставит вопрос: Как пробудить у ребят светлые, добрые чувства, как утвердить в их сердцах доброжелательное, заботливое отношение к живому и красивому [3, с. 54] И сам отвечает: через разговор о птичках, добре, кормлении и заботе. Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитать.

Ученый - педагог, новатор ввел термин «семейная сердечность».

Духовный мир ребенка - сердцевина книги Передо мной - чуткие, нежные, восприимчивые сердца [3, с. 97]

Теоретический анализ книги «Сердце отдам детям» позволяет выделить следующие педагогические условия:

Во-первых, это обращение воспитателей к понятиям «душа» и «сердце» (см. раздел

«Школа радости», «Годы детства» (Сердце отдаю детям)

Во-вторых, апробированными теоретиком и практиком, ученым В. А. Сухомлинским педагогическими условиями являются внешние обстоятельства, оказывающее существенное влияние преодоление равнодушия и жесткости, жестокосердия подростков.

К ним Василий Александрович относит:

1) Личность педагога с чистым сердцем;

2) Директор школы - главный воспитатель;

3) Сердце ребенка. Оно может быть закрыто для воспитателя, если он не будет иметь общих интересов с ребенком;

4) Без прямого непосредственного воспитательного влияния на детей директор школы потеряет способность чувствовать духовный мир ребят;

5) Кто из педагогов не знает детской души, не может быть воспитателем;

6) В работе с родителями важно уделять внимание разговоре о сердце воспитателя и ученике в эффективности воспитательного процесса

7) Как согреть сердце детей. Важно об этом говорить с педагогами. Это важнее чем обучать их к эффективности преподавания какому -либо учебному предмету;

8) В.А. Сухомлинского можно считать одним из основателей педагогики сердца или раздела педагогики - «основы духовной кардиологии так как он является знатоком, специалистом в области лечения озлобленного детского сердца оживления «мертвой» души.

В. А. Сухомлинский вводит в жизнь школьного коллектива понятие «душевное равновесие», которое означает чувствование детьми полноты жизни, уверенность в своих силах, веры в возможность преодоления трудностей. На наш взгляд в целях преодоления равнодушия подростков это явление играет исключительную роль. Снова речь идет о детской душе и спокойной обстановке, являющейся механизмом такого душевного равновесия [6, с. 120]

Опыт лучших педагогов убеждает, что самое главное в этой очень тонкой сфере воспитания - постоянная мыслительная деятельность без переутомления, без рывков, спешки и надрыва духовных сил.

То есть важным педагогическим условием является атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармонии умственных способностей каждого ученика и его посильного труда. Никто из учеников не проявит равнодушие к учению.

Василий Александрович - ученый - практик подметил очень важную деталь «каково самочувствие ребенка?», какую книжку читает и какую сказку слушает? Что рисует и как выражает в рисунке свои мысли и чувства [6, с. 127]. Какие чувства пробуждает в душе ребенка музыка природы и музыкальные мелодии. Учение становится частицей духовной жизни детей.

«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении - это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого пишет Василий Александрович, может привести к печальным результатам.[6, с. 165]

Равнодушие и жестокость возникают в принципе чаще всего если его несправедливо обидели, когда у него на сердце возникла боль. Ребенок выражает протест против неверия в его силы, - пишет В.А. Сухомлинский. [6, с. 166]

Равнодушное отношение к своим оценкам появляется не случайно. Ребенок как будто бы примеряется со своей участью (душе его все равно - примечания автора статьи)

Дети приходят в школу с открытой душой и искренним желанием хорошо учиться. Это яркий огонек, пишет Василий Александрович, который легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу - резким словом, вызвав обиду, или же равнодушием.

Равнодушие педагога вызывает равнодушие ребенка. Только успех в учении делает учебный труд ребенка осмысленным.

«Напрасный, безрезультативный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми. Если ребенок не видит успехов в своем труде, огонек жажды знаний гаснет, в детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими стараниями до тех пор, пока огонек опять не загорится (а зажечь его вторично - ой как трудно!) «

Когда сердце охватывает гнев и возмущение, когда видишь только равнодушного, безропотного ребенка, готового терпеливо слушать хоть целый час назидания учителя, абсолютно

безразличного к словам; что может быть более безнравственным в педагогическом труде?

К.Д. Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености, не может быть равнодушным к учебному труду.

С несправедливо поставленной двойки начинается одно из самых больших зол школы -неправдивость ребенка, обман и учителя и родителей. В ребенка появляется жестокосердие, которое выражается в нерадивости к педагогу и порой к своим одноклассникам.

Поэтому Василий Александрович обращается к педагогам: «берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающих этот огонек является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой [6, с. 180]

Чтобы заложить детям основу человечность и тем самым своевременно преодолеть их равнодушие и жестокость надо дать ребенку правильное видение добра и зла [6, с. 226]

«Правильное видение добра и зла, пишет В.А. Сухомлинский, означает, что ребенок принимает близко к сердцу то, что он познает. Добро вызывает у него радостную взволнованность, восхищение, стремление следовать нравственной красоте; зло пробуждает негодование, непримиримость, прилив духовных сил для борьбы за правду и справедливость. Душа ребенка не должна быть холодным хранителем истин человеческого равнодушие - опасно и омерзительно, детское же равнодушие - страшно. Я стремился к тому, пишет Василий Александрович, чтобы каждый мой воспитанник в годы детства пережил благородные чувство глубоко личного беспокойства о судьбе других людей - далеких, может быть живущих где-то на противоположном конце земного шара, может быть живших 100 лет назад [6, с. 226]

Это чувство - верное средство против равнодушия, лекарство против льдинки в сердце -опасного семени обывательщины» [6,с. 226]

Чуткость к духовному миру человека, способность откликаться на чужое несчастье - с этого начинается высшая человеческая радость, без которой невозможно нравственная красота.

Очень важен вывод, который делает автор книги «Сердце отдаю детям»

«Надо прежде всего понимать движение детского сердца. Это дается лишь благодаря высокой эмоционально-нравственной культуре педагога

Культура чувств невозможны без глубокого понимания душевного состояния человека. А такое понимание приходит к ребенку тогда, когда он мысленно ставит себя на место того, кто переживает печаль или тревогу [6, с. 236]

Завершая книгу ее автор подчеркивает следующее. Во - первых, самым главным успехом воспитательной работы необходимо считать, чтобы дети прошли школу человечности, научились чувствовать человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, любить свою Родину. Во - вторых, чтобы дети были нравственными и духовно подготовлены к вступлению в трудный возраст - годы отрочества педагог имел такие силы в сердце, которые позволили бы воспитать младших школьников с честным и горячим, чистым сердцем.

Заведующая кафедрой педагогики православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета С.Ю. Дивногорцева пишет: Сердце, сердечность, милосердие в учении, - это педагогический ресурс эффективность обучения и воспитания [5, с. 14]

Во второй книге анализируемой трилогии В.А. Сухомлинский продолжает разговор о духовной жизни и внутреннем мире отрока в связи с анализом несовершеннолетних преступников. Так в разделе «Все зависит от воспитания в детстве» ученый - педагог пишет: Четырнадцатилетний подросток катался на коньках. Увидя восьмилетнего мальчика, он послал его на явную смерть. «Катайся вон там - лед хороший, ровный». Мальчик попал в прорубь, погиб, а подросток хвалился перед друзьями о своем жутком обмане.

Василий Александрович пишет: Чем тяжелее преступление, чем больше в нем бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальная, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой [6, с. 15]. Ученый педагог провел эксперимент «предложил 460 подросткам прослушать два музыкальных произведения. Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского и «Танец эльфов» Э. Грига «ни у одного из подростков музыкальная мелодия не пробудила ни-

каких чувств» [6, с. 17]. Духовно убогое детство и творчество - причины жестокости трудных подростков. Совесть теряется у подростков там, где нет представления о «благородном поведении человека». Миссия воспитателя состоит в том, чтобы в годы детства и отрочества развивать, облагораживать в своих воспитанниках тончайшие душевные, сердечные, нервные механизмы, через которые осуществляются отношения между личностью и миром человека [6]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для воспитания высокой эмоциональной культуры необходимы художественные произведения, которые в ярких образах раскрывали бы идею чуткости, сердечности, - делает вывод В.А. Сухомлинский.

Высокие эмоциональные слова остаются для подростка пустым звуком, если сердце его спит. А если спит сердце, истины понятны человеку, но они не становятся его убеждениями.

«Нельзя представить полноценное моральное воспитание, - пишет Василий Александрович, без того, чтобы сердце подростка не дрогнуло от боли, когда он увидит равнодушие, беззаботность, унижение человеческого достоинства, чтобы благородное возмущение злом не вдохновило на честный, высокий поступок [6]

Источником культуры человеческих эмоций, продолжает рассуждать Василий Александрович, «является способность учиться чувствовать сердцем внутренний духовный мир ребенка, подростка, юноши, девушки».

«Если человеческому сердцу не до красоты, если оно поражено, ранено, оскорблено несправедливостью»^, с. 21]

В воспитании подростков особое значение имеет контроль за сердцем: важно, чтобы в каждом юном сердце утвердилась чуткость к радостям и беде других людей».

В разделе «На пороге юности Василий Александрович пишет: «Сердца моих воспитанников стали неприемлемыми к злу. Добро, правда, человечность радуют, одухотворяют благородные чувства. Это не просто слова, -это итог живой работы ученого-педагога с отроками, трудными подростками, которые в силу своего возраста бывают очень жестокими и равнодушными. Помочь воспитанникам, прежде всего, стать человеком» - в этом видел Василий Александрович основную линию созданной им сердечной педагогики [7]

В книге «Письма сыну» отвечая на второй вопрос ученый в области детских сердец, пишет» Наиболее опасным, наиболее нетерпимым пороком я считаю бесчеловечность, равнодушие к человеку, жестокость». Обобщая трилогию В.А. Сухомлинского хотелось бы подчеркнуть, что обращение в статье к наследию выдающегося ученого-педагога позволяет говорить о такой удивительно тонкой и проверенной многолетней практикой педагогической теории, позволяющей педагогику сердца В.А. Сухомлинского считать одним из перспективных направлений исследований подростковой жестокости и равнодушия.

Выводы Василия Александровича позволяют нам создавать педагогические конструкции превентивного характера, позволяющие бороться и преодолевать равнодушие и жестокость воспитанников еще до того, как только они зарождаются в детской душе и сердце [8]

Решение проблемы поиска научных средств преодоления равнодушия и жестокости подростков в произведении В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина» осуществлялось в процессе анализа трилогии. Среди них особую роль играют педагогические условия преодоления как равнодушия - душе все равно, так и жестокости - немилосердность, бесчеловечности, жестокосердности, звериностью, свирепостью и даже лютостью подростка.

Подростковый, отроческий период развития школьника, который описывает В.А. Сухом-линский особо зависим от внутреннего мира, деятельность эмоционально чувственной сферы воспитанника, его души и сердца.

Сердце - это не только физиологический орган, призванный для перекачки крови и снабжения ей человеческого организма, а это еще великолепный духовный орган познания, совершенствования духовной жизни, домик для человеческой души.

Выводы

Теоретический анализ произведения В.А. Сухомлинского «Рождение гражданина» убедительно показал актуальность изучаемой нами проблемы.

Выявленная проблема носит ярко выраженный междисциплинарный характер, находится на стыке целого ряда направленный, посвященных преодолению пороков эмоционально - чув-

ственноственной сферы подростка: педагогика, психология, психотерапия, философия, антропология и др. Выявленные в тексте трилогии В.А. Сухомлинского педагогические условия преодоления равнодушия и жестокости подростков положены в основу создания целостной системы предупреждения и преодоления равнодушия и жестокости в подростковой среде, опирающейся на человекоцентроничный, антропологический и гуманный подход у воспитанию детей и подростков.

Подростки склонные к агрессии и жестокости сильно отличаются от обычных подростков, у которых нравственные мотивы в несравненно большей мере являются регулятором их поведения, а высшие интересы более богаты и многообразны [9].

В статье описаны основные технологии деятельности педагога по предупреждению и преодолению равнодушия и жестокости в подростковой среде. Посредством анализа каждой из известных книг трилогии В.А. Сухомлинско-го: «Сердце отдано детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну».

Именно воспитательная трилогия является одним из важнейших источников для решения такой задачи как создания педагогических условий преодоления равнодушия и жестокости в подростковой среде. Изучение опыта воспитательной работы современных общеобразовательных школ показал, что в повседневной учебно - воспитательной практике недостаточно используется творческий потенциал воспитательной системы павлышского педагога -новатора в аспекте преодоления равнодушия и жестокости в подростковой среде.

Методологическая реконструкция как стратегия исследования воспитательной системы В.А. Сухомлинского выступает гносеологической целостностью, включающей средства изучения проблемы.

Педагогическая система В.А. Сухомлинского описанная в его воспитательной трилогии «Рождение гражданина» и осуществляемая в особых социокультурных условиях социалистического обществе представляет собой

целостное педагогическое явление, отражает взаимодействие учителя и ученика в процессе воспитания как «духовную общность», способствует изучению внутреннего мира ребенка. Ученый педагог выводит важнейшую формулу воспитания детей «Года детства - это прежде всего воспитание сердца - всем известный афоризм В.А. Сухомлинского [10].

Обращение к истории проблемы создает возможности не только ретроспективного, но также интроспективного и прогностического ее рассмотрения.

Процесс предупреждения и преодоления равнодушия и жестокости в подростковой среде станет более эффективным при создании и реализации следующих педагогических условий:

1) наличие воспитателей с чистой душой и сердцем;

2) умение воспитателя видеть и чувствовать сердце ребенка;

3) атмосфера доброжелательности, взаимной помощи, гармонии умственных способностей каждого ученика и его посильного труда;

4) неосторожное прикосновение к детскому сердцу могут потушить яркий огонек и желание хорошо учиться;

5) если ребенок не видит успехов в своем труде огонек жажды знаний гаснет;

6) умение педагогом правильно видеть добро и зло позволит ему увидеть у ребенка радостную взволнованность.

7) Каждый воспитанник в годы детства должен пережить благородные чувства глубокого личного беспокойства о судьбе других людей. Это чувство верное средство против равнодушия, лекарство.

В.А. Сухомлинский, задолго до введения в программу общеобразовательных школ курса «Основы религиозных культур и светской этики», нашел смелость во время атеизма обратить внимание на многовековые каноны христианства и нашей русской православной традиции. Именно Василий Александрович показал на практике и описал приемы и методы воспитания, основанные на духовности и нравственности русского человека

07.07.2023

Список литературы:

1. Краевский В.В. Методологические педагогические исследования. Самара, 1990 г.

2. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Концептуал, 2017

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974 г

4. Лебеденко А.А. Философия сердца в истории русской религиозно - философской мысли XI - XX вв./ автореф. дисс. канд. филос. наук. М.: 2010.

5. Дивногорцева С.Ю. Духовно - нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры М.: Изд-во ПСТГУ 2010

6. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Изд-во «Родина», 2023

7. Сухомлинский В.А. Письма к сыну. М.: Концептуал, 2018

8. Кузнецов В.В. Превентивния педагогика: теория и практика (монография) М.: Эгвес, 2015

9. Авдулова Т.Н. Психология подросткового возраста. М.: Юрант, 2019

10. Грохольская О.Г. Педагогические идеи и новаторский опыт В.А. Сухомлинского / История и и педагогика естествознания. 2017, №2, с. 25-31

References:

1. Kraevsky, V.V. (1990) Methodological pedagogical research. Samara.

2. Sukhomlinsky, V.A. (2017) The birth of a citizen. M.: Conceptual.

3. Sukhomlinsky, V.A. (1974) I give my heart to children. Kiev: Radyanka school.

4. Lebedenko, A.A. (2010) Philosophy of the heart in the history of Russian religious and philosophical thought of the XI—XX centuries: abstract of diss. cand. philos. sci. M.

5. Divnogortseva, S.Yu. (2010) Spiritual and moral education in the theory and experience of Orthodox pedagogical culture. M.: Publishing House of PSU.

6. Sukhomlinsky, V.A. (2023) The birth of a citizen. Publishing house "Rodina".

7. Sukhomlinsky, V.A. (2018) Letters to his son. M.: Conceptual.

8. Kuznetsov, V.V. (2015) Preventive pedagogy: theory and practice (monograph). M.: Egves.

9. Avdulova, T.N. (2019) Psychology of adolescence. Moscow: Yurant.

10. Groholskaya, O.G. (2017) Pedagogical ideas and innovative experience of V.A. Sukhomlinsky. History and pedagogy of natural science, No.2, pp. 25-31.

Сведения об авторе:

Кузнецов Владимир Викторович, профессор кафедры социальной педагогики педагогического факультета Московского православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук E-mail: vvkusnetsov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.