А. А. Колчина
(Санкт-Петербург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье рассматриваются особенности воспитательной деятельности в вузе на основе субъектной позиции студента: ценностные ориентиры, содержание и технологии, педагогические условия, взаимодействие студента и преподавателя. Охарактеризована деятельность преподавателя на разных этапах организации воспитательной работы
Современный вуз характеризуется существенными изменениями в своей деятельности - происходит переход на уровневую систему образования, обучение строится на основе компетентностного подхода, образовательный процесс основывается на вариативности образования, использовании кредитной и балльно-рейтинговой системы учета достижений студентов, расширяется и обновляется образовательная среда вуза [8].
Происходящие в вузе преобразования не могут не затрагивать воспитательную деятельность со студентами как неотъемлемую составляющую профессионального образования, на которую влияет современный опыт организации студенческой жизни: создание различных студенческих сообществ, включение студентов не только в деятельность по интересам, но и социально значимую. Вместе с тем в вузе не решен целый ряд проблем в воспитательной деятельности со студентами: всё еще довольно низкой остается студенческая социально позитивная активность и инициативность; содержание и организация воспитания часто не соответствуют возрастным потребностям и интересам студентов, вузовские формы воспитания и социализации не достаточны для решения задач развития социальных компетенций будущего специалиста, во внеучебной студенческой жизни превалирует досуговая деятельность и т.д. В эпоху перемен, смены ценностных ориентиров и идеалов преподаватели испытывают существенные трудности в организации воспитательной работы с молодыми людьми, привычные схемы воспитания в современных условиях «не работают» [2].
В связи с этим возникает необходимость определить педагогические условия организации воспитательной деятельности в современном вузе. Нами был проведен анализ концептуальных идей о воспитании в высшей
школе в контексте происходящих в ней изменений [1, 3, 4, 6].
В результате было установлено, что в центре воспитательного процесса в современном вузе - студент, его жизнь в определенный возрастной период, в конкретной стране, деятельность и общение на определенной ценностно-смысловой основе. Это гуманистические ценности, среди которых можно выделить такие, как созидание, личное и общественное благо, профессиональная компетентность, творчество. Цели и задачи воспитания связаны с созданием условий для становления социальных компетенций: приобщением студентов к общечеловеческим нравственным ценностям, формированием гуманных личностных взаимоотношений, способности к созидательной деятельности, диалогическому общению. Содержание воспитания определяется личностными и социально значимыми проблемами в разных сферах жизни.
Сегодня изменяется позиция студента и преподавателя, характер их взаимодействия. Важно дать возможность каждому студенту занимать активную и ответственную (субъектную] позицию на всех этапах решения проблемы (от осмысления и желания её решить, совместного практического решения до оценки процесса решения и последействия]. Педагогическая позиция преподавателя состоит в том, что он способен содействовать студенту в овладении социальными компетенциями - то есть активизировать, поддерживать, стимулировать его деятельность по созидательному решению личностных и социально значимых проблем, давать ему право выбора и право на ошибку [1, 7].
С опорой на выделенные идеи нами были сформулированы следующие педагогические условия организации воспитательной деятельности в современном вузе: наличие разнообразных студенческих сообществ, целена-
правленно и стихийно организованных, поэтапное осуществление воспитательной деятельности в студенческих сообществах, необходимость профессионально подготовленного преподавателя и научно-методического обеспечения, способствующего решению им воспитательных задач. Кратко охарактеризуем эти условия.
В настоящее время для реализации потребности в объединении, в общении, совместного решения волнующих проблем молодые люди стихийно объединяются в разные молодежные сообщества, стремятся включиться в разные виды социальной активности, проявить себя в различных ситуациях [5]. Для определения спектра таких сообществ в вузе и их классификации проанализировано 48 основных профессиональных образовательных программ, реализуемых в университете. В них представлены основные студенческие сообщества, их участники, раскрыто содержание деятельности, проекты, в которых принимают участие студенты. В результате выявлено, что студенческие сообщества различаются по составу, содержанию деятельности, участию в них преподавателя и социальных партнеров. Также проведен анализ представленных на городской конкурс программ деятельности кураторов студенческих сообществ, в том числе академических групп вузов Санкт-Петербурга в 20072012 гг. (всего 55 программ их деятельности]. Анализ выполнен по таким аспектам, как ценности, объединяющие студентов в сообщество, цели и задачи, содержание деятельности куратора и студентов, перечень социальных партнеров. Сделан вывод о том, что студенческие сообщества различаются по общим ценностям, характеру общения, отношениям, способу организации, продолжительности существования. В их деятельность студенты могут включиться в разных социальных позициях/ролях (зрителя, участника, организатора] по своему выбору в соответствии со своими интересами и потребностями. Выявлено, что педагогическая позиция преподавателя не носит субъект-субъектного характера и формы педагогического содействия не отличаются от курса к курсу.
С опорой на особенности воспитательной деятельности в современном вузе смоделированы три этапа организации такой деятельности: вовлечение студентов в педагогически организованное сообщество академической группы на первом курсе, создание ими само-
организующихся сообществ по интересам и участие в проектных сообществах на последующих курсах, постепенное привлечение к деятельности в сообществах, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Охарактеризуем содержание, технологии, формы работы преподавателя со студентами на каждом из этапов. На первом этапе «Создание студенческого сообщества академической группы» преподаватель по преимуществу взаимодействует со студентами первого курса. Его основная задача заключается в вовлечении студентов в сообщество академической группы. В связи с тем, что у студентов на первом этапе нет опыта совместной деятельности, преподаватель занимает позицию куратора. Он помогает студентам организовать жизнедеятельность сообщества академической группы, определить ценности, которые будут объединять членов сообщества, поставить цели совместной деятельности, выбрать законы, символику и традиции. Преподаватель мотивирует студентов, помогает им организовать совместную деятельность. Содержание деятельности преподаватель определяет совместно с членами сообщества. Прежде всего, это решение проблем, связанных с адаптацией студентов в университете, выстраиванием взаимоотношений друг с другом. Используются такие формы воспитательной работы, как дискуссия, круглый стол, ток-шоу, конкурс, заочная экскурсия, выставка, фестиваль, «живая газета», пресс-конференция, панорама. Ведущая технология этапа - обогащение опыта созидания. Педагогическое содействие студентам осуществляется в соответствии со стадиями разработки и реализации коллективных творческих дел. Также преподаватель разрабатывает методические подсказки, которые обеспечивают жизнедеятельность сообщества. При необходимости он помогает установить взаимодействие с социальными партнерами, а также ориентирует студентов в сообществах университета.
На втором этапе «Развитие созидательной инициативы студентов» преподаватель взаимодействует с проектными студенческими сообществами и с сообществами по интересам. Основная задача преподавателя состоит в поддержке созидательных инициатив студентов, стимулировании их участия в решении социально значимых проблем в сфере образования. Ко второму этапу студенты овладевают социальными компетенциями, свя-
занными с организаторской деятельностью. Поэтому студенты начинают проявлять больше самостоятельности. Содержание их деятельности связано с разработкой и реализацией проектов в различных образовательных пространствах. На втором этапе преподаватель занимает позиции консультанта и эксперта.
Преподаватель мотивирует студентов к участию в социально значимой деятельности, на решение проблем, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Он помогает студентам разработать и реализовать проекты, установить взаимодействие с социальными партнерами, организует обучение студентов социальному проектированию, оценивает «продукты» деятельности.
Педагогическое содействие студентам осуществляется в соответствии со стадиями разработки и реализации проектов. Преподаватель помогает разработать проект, оформить текст проекта, реализовать его на практике, оформить отчет о его реализации. Также преподаватель помогает установить взаимодействие с различными социальными партнерами. Он использует такие формы воспитательной работы, как общественно-профессиональная защита, экспертное бюро, презентация, учебно-проектировочный семинар, конкурс, проектировочная мастерская, образовательная площадка, консультация, творческая лаборатория, форум. Ведущей является проектная технология.
Далее на третьем этапе «Развитие лидерских способностей студентов» преподаватель взаимодействует с сообществами, связанными с будущей профессиональной деятельностью студентов. Ведущая задача преподавателя заключается в создании условий для вовлечения студентов в профессиональные сообщества. Преподаватель занимает позицию социального продюсера. В связи с тем, что у молодых людей возникает потребность проявить на практике освоенные социальные
компетенции, организаторские и коммуникативные умения, преподаватель предлагает студентам стать кураторами различных студенческих сообществ или лидерами сообществ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Он объясняет молодым людям, как осуществлять педагогическое содействие студентам младших курсов, помогает установить контакты с разными профессиональными сообществами, социальными партнерами, организовать жизнедеятельность студенческого сообщества студентов младших курсов, осуществляет педагогическое содействие студентам по мере возникновения у них проблем, когда они обращаются за помощью, совместно с молодыми людьми выстраивает возможную стратегию действий по реализации различных инициатив. Преподаватель использует такие формы воспитательной работы, как переговорная площадка, проектировочная мастерская, круглый стол, презентация, беседа, консультация. Ведущая педагогическая технология - технология индивидуальной педагогической поддержки.
В ходе исследования было выявлено, что поэтапная организация воспитательной деятельности требует специальной профессиональной подготовки преподавателей. В результате опроса 35 заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов студенческих сообществ был составлен перечень наиболее продуктивных форм обучения, среди них такие, как учебно-проектировочный семинар, обучение в действии, стажировка, практикум решения воспитательных задач, мастер-класс, мастерская. С использованием этих форм, были разработаны и реализованы программа повышения квалификации преподавателей по организации воспитательной деятельности, а также методическое обеспечение деятельности студенческих сообществ, включающее методические рекомендации и подсказки.
Литература
1. Богданова Р. У. Взаимодействие студентов и преподавателей в условиях перехода на уровневое образование // Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование : материалы пленума Учебно-методич. объединения по направлениям педагогич. образования, 18-21 февраля 2008 г. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. -С. 106-110.
2. Богданова Р. У., Колчина А. А. Воспитание студенческой молодежи в вузе : современные концептуальные подходы : учебно-
методическое пособие № 5. - СПб.: Автоном. некоммерч. организация «Центр информатизации образования», 2009. - 103 с.
3. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : моногр. / науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.
4. Винниченко Н. Л. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности в процессе профессионального обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Томск, 2005. - 18 с.
5. Ильинский И. И. Молодежь и молодежная политика: -М.: Голос ; Социум, 2001. - 692 с.
6. Кочетова А. А. Воспитание в вузе на основе коллективной деятельности // Высшее образование в России. - 2006. - № 4. -С. 103-105.
7. Поздеева С. И. Роль позиции педагога в изменении содержания образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2005. - № 2. - С. 8-21.
8. Пономарев А. В. Социально-педагогическая функция вуза в воспитании современного специалиста : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2009. - 55 с.