Научная статья на тему 'Педагогические условия организации практикоориентированного образовательного процесса в техническом университете'

Педагогические условия организации практикоориентированного образовательного процесса в техническом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ / GLOBAL CHALLENGES / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ENGINEERING EDUCATION / ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / TECHNICAL UNIVERSITY / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENGINEERING ACTIVITY / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PRACTICALLY-ORIENTED APPROACH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / СОДЕРЖАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENTS OF ENGINEERING EDUCATION / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КУЛЬТУРА / NATURAL SCIENCE CULTURE / ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / HUMANITARIAN CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Т.И., Никашин А.И.

Статья посвящена исследованию педагогических особенностей организации практико-ориентированного образовательного процесса в техническом университете. В работе обосновано возрастание роли инженерного образования в условиях перехода к инновационной экономике. Авторы представили ведущие тенденции развития инженерно-технического образования в условиях глобальных вызовов, провели анализ факторов, сдерживающих его опережающее развитие. В статье представлен сравнительный анализ теоретических концепций практико-ориентированного образования, рассмотрены основные направления усиления практической направленности инженерного образования на основе единства естественнонаучной и гуманитарной культуры. Особое внимание авторы уделили обоснованию педагогических условий организации практикоориентированного образовательного процесса в вузе, касающихся формирования мотивации студентов, разработки содержания и технологий инженерного образования, проектирования особой образовательно-развивающей среды технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF PRACTICALLY-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS IN A TECHNICAL UNIVERSITY

The paper is dedicated to a study of pedagogical features of organization a practically-oriented educational process in a technical university. The researchers substantiate the increasing role of engineering education in the transition to an innovative economy. The authors present the leading trends in the development of engineering and technical education in the face of global challenges, and analyze the factors constraining its advanced development. The article presents a comparative analysis of theoretical concepts of practically-oriented education, the main directions of strengthening the practical orientation of engineering education on the basis of the unity of the natural-science and humanitarian culture are examined. The authors pay special attention to the justification of the pedagogical conditions for organizing practically-oriented educational process in the university related to the formation of students’ motivation, the development of the contents and technologies of the engineering education, and the design of a special educational and developing environment for a technical university.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации практикоориентированного образовательного процесса в техническом университете»

3. Gal'skova N.D., Gez N.I. Obschie problemy teorii obucheniya inostrannym yazykam. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika imetodika. Moskva, 2007; Ch. 1, Glava 1: 4 - 36.

4. Mal'chukova N.N. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov agrarnogo vuza. Molodojuchenyj. 2016; № 24: 480 - 482.

5. Platonov Yu.P. 'Etnicheskaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2011.

6. Bekmahanov E.B. Prisoedinenie Kazahstana k Rossii. Moskva, 2009; 7 - 18.

7. Derecha I.I. Tehnologii organizacii vospitatel'nogo processa. Ishim: IGPI im. P.P. Ershova, 2012; 60 - 65.

8. Podlasyj I.P. Pedagogika. Moskva: 2006: 35 - 40.

Статья поступила в редакцию 04.07.18

УДК 371

Vlasova T.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Theory and Methods of Vocational Education,

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: tvlasova@rambler.ru

Nikashin A.I., senior lecturer, Department of Theory and Methods of Vocational Education, Don State Technical University

(Rostov-on-Don, Russia), E-mail: spu-51.3@donstu.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF PRACTICALLY-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS IN A TECHNICAL UNIVERSITY. The paper is dedicated to a study of pedagogical features of organization a practically-oriented educational process in a technical university. The researchers substantiate the increasing role of engineering education in the transition to an innovative economy. The authors present the leading trends in the development of engineering and technical education in the face of global challenges, and analyze the factors constraining its advanced development. The article presents a comparative analysis of theoretical concepts of practically-oriented education, the main directions of strengthening the practical orientation of engineering education on the basis of the unity of the natural-science and humanitarian culture are examined. The authors pay special attention to the justification of the pedagogical conditions for organizing practically-oriented educational process in the university related to the formation of students' motivation, the development of the contents and technologies of the engineering education, and the design of a special educational and developing environment for a technical university.

Key words: innovative economy, global challenges, engineering education, technical university, engineering activity, practically-oriented approach, educational process, contents of engineering education, natural science culture, humanitarian culture.

Т.И. Власова, д-р пед. наук, проф., зав. каф. «Теория и методика профессионального образования»,

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail: tvlasova@rambler.ru

А.И. Никашин, доц. каф. «Теория и методика профессионального образования», ФГБОУ ВО «Донской

государственный технический университет»,, г. Ростов-на-Дону E-mail: spu-51.3@donstu.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья посвящена исследованию педагогических особенностей организации практико-ориентированного образовательного процесса в техническом университете. В работе обосновано возрастание роли инженерного образования в условиях перехода к инновационной экономике. Авторы представили ведущие тенденции развития инженерно-технического образования в условиях глобальных вызовов, провели анализ факторов, сдерживающих его опережающее развитие. В статье представлен сравнительный анализ теоретических концепций практико-ориентированного образования, рассмотрены основные направления усиления практической направленности инженерного образования на основе единства естественнонаучной и гуманитарной культуры. Особое внимание авторы уделили обоснованию педагогических условий организации практико-ориентированного образовательного процесса в вузе, касающихся формирования мотивации студентов, разработки содержания и технологий инженерного образования, проектирования особой образовательно-развивающей среды технического университета.

Ключевые слова: инновационная экономика, глобальные вызовы, инженерное образование, технический университет, инженерная деятельность, практико-ориентированный подход, образовательный процесс, содержание инженерного образования, естественнонаучная культура, гуманитарная культура.

Перспективы инновационного развития российской экономики в условиях глобальных цивилизационных вызовов актуализируют научный поиск, обоснование и апробацию новых подходов к содержанию и технологиям инженерно-технического образования. Переход к экономике знаний сопровождается кардинальным изменением функций информации, возрастанием значимости интеллектуального капитала в создании глобального пространства инновационной сетевой экономики. В условиях пятого и шестого технологического уклада отличительной особенностью производства становится его усиливающаяся интеллектуализация, широкое использование высоких наукоемких технологий. Активно используются новые композитные и интеллектуальные материалы, развиваются мембранные, космические, лазерные технологии. Активно внедряются принципиально новые системы создания наукоёмкой продукции - управление информацией об изделии на протяжении его жизненного цикла (Product Life Сус1е Management, PLM), что включает в себя автоматизированное проектирование и конструирование, управление данными об изделии, коллективную разработку изделия и новые принципы управления производственными процессами.

Инновационное развитие инженерного образования в России осложняется целым рядом факторов, к числу которых эксперты относят:

- отсутствие четкой стратегии развития системы инженерного образования на долгосрочную перспективу;

- отсутствие обоснованных комплексных прогнозов потребности в инженерных кадрах с учетом динамичных изменений на глобальном и региональном рынках труда;

- усиливающееся ослабление связей образования, науки и бизнеса, снижение актуальности содержания и качества инженерного образования;

- устаревшая инфраструктура технических университетов, физический и моральный износ учебного оборудования;

- недостаточный темп развития вузовской науки и создания практико-ориентированных интеллектуальных продуктов (патенты, лицензии и т. п.);

- организационные сложности при планировании производственных практик на базе реальных предприятий;

- слабая академическая мобильность студентов и преподавателей [1].

В условиях глобализации и новой индустриализации опережающее развитие человеческого капитала становится важнейшим преимуществом усиления конкурентных преимуществ отечественной системы инженерно-технического образования и кадрового обеспечения инновационной экономики.

Ведущими общемировыми тенденциями развития инженерно-технического образования, по мнению исследователей, являются:

- формирование и динамичное развитие глобальных университетских сетей;

- активное внедрение трансдисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения;

- усиление роли реального сектора экономики, профессиональны инженерных сообществ в определении новых требований к инженерно-техническому образованию;

- разработку и реализацию гибких практико-ориентирован-ных образовательных программ и индивидуальных образовательных траекторий;

- реализацию концепции CDIO (Conceive- Design-Implement- Operate или «Планировать - Проектировать-Производить-Применять») в инженерном образовании;

- долгосрочное стратегическое партнёрство вузов и наукоемкого бизнеса; занимающегося внедрением научно-технических разработок и др. [2].

В то же самое время многие эксперты среди проблем инженерно-технического образования справедливо называют его недостаточную практическую направленность, слабые связи с региональным рынком труда, что влечет за собой снижение познавательной мотивации студентов, трудности в адаптации к требованиям реальных рабочих мест. Усиление практико-ориен-тированного характера образовательного процесса в современном техническом вузе предполагает гармоничную интеграцию фундаментальных дисциплин, традиционных для российского образования, с прикладными дисциплинами технологической, гуманитарной, социальной направленности. Именно такой синтез позволит не только сохранить традиции отечественных научных школ в области фундаментальных наук, но и активно развивать прикладные отрасли научного знания, выступающие важнейшим ресурсом устойчивого развития российской экономики. Известно, что современный уровень развития сложного наукоемкого производства, новых технико-технологических отраслей может быть обеспечен только на основе внедрения результатов глубоких фундаментальных исследований. При этом многие фундаментальные теории все активнее используются в практических целях, преобразуясь в инженерные теории. Практическая и профессионально-ориентированная направленность инженерно-технического образования находятся в центре внимания многих исследователей.

Ряд учёных рассматривают практико-ориентированное образование в тесной взаимосвязи с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента, с его включением в реальные производственные ситуации и приобретением первого профессионального опыта [3]. А.А. Вербицкий полагает важнейшим способом реализации практического характера профессионального образования контекстный подход, рассмотрение профессиональных задач в любой сфере деятельности с учетом влияния социальных, культурных, экономических особенностей [4].

Выполнен ряд исследований, посвященных анализу лич-ностно-развивающего потенциала профессионально-ориентированных образовательных технологий. К базовым характеристикам профессионально-ориентированных образовательных технологий с полным правом можно отнести использование результатов новейших научных достижений в области дидактики, возрастной и педагогической психологии; акцент на развитие метакогнитивных компетенций; обеспечение активной познавательной, социальной и квази-профессиональной деятельности студентов [5].

Т.А. Дмитриенко трактует профессионально-ориентированную технологию обучения как систему психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей,

направленную на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам будущих специалистов [6].

Важнейшим направлением реализации идей профессионально-ориентированного образования в техническом университете выступает системная интеграция образования, науки и современного производства; индивидуально - творческая направленность образовательного процесса и его ориентация на личность, развитие ее образовательных и профессиональных интересов, запросов, ожиданий. С точки зрения В.С. Лазарева, важнейшей научно-методической задачей на современном этапе развития отечественной системы высшего образования является переход со знаниево-ориентированной на деятельностно-о-риентированную парадигму образования [7]. Наиболее ярко этот переход проявляется в реализации основных положений ком-петентностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, предполагающих представление ожидаемых образовательных результатов в виде системы профессиональных компетенций, отвечающих актуальным и перспективным тенденциям развития наукоемких производственных технологий. Важное место в формировании у студентов системы профессиональных компетенций занимают практико-ориентированные задачи. При проектировании таких задач во внимание принимаются типичные производственные ситуации, возникающие в различных сферах инженерной профессиональной деятельности. Следует особо подчеркнуть значение гуманитарных аспектов развития современной техносферы, акцентировать внимание студентов на ценностно-смысловых характеристиках технического образования как единстве естественнонаучных и гуманитарных оснований инженерной деятельности, учитывающих социальные последствия принимаемых технических решений.

Проведённый анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет обозначить следующие педагогические условия организации практико-ориентированного образовательного процесса в инженерно-техническом вузе:

- мотивация студентов к овладению профессиональными компетенциями на широкой междисциплинарной основе, с учетом перспективных тенденций развития наукоемких технологий;

- системная интеграция естественнонаучной и гуманитарной составляющей в содержании практико-ориентированного инженерного образования;

- отбор и представление содержания инженерного образования в виде компетентностных профессиональных задач в соответствии с основными видами деятельности бакалавров техники и технологий;

- опережающая разработка и апробация технологий контекстного, игрового, коммуникативно-деятельностного, проектного, проблемно-ориентированного обучения в инженерно-техническом вузе;

- проектирование профессионально-развивающего образовательного пространства технического университета как среды активного включения студентов в разнообразные виды познавательной, социальной, творческой деятельности;

- активное взаимодействие вуза и представителей регионального рынка труда, их включение в преподавательскую и экспертно-консультативную деятельность на основе принципов социального партнерства и сотрудничества;

- расширение возможностей преподавателей и студентов во включение их в реальные производственные процессы на предприятиях в качестве стажеров, исследователей и др.

Таким образом, организация практико-ориентированного образования в техническом университете выступает как организационно-педагогический механизм опережающей подготовки студентов к комплексной инженерной профессиональной деятельности на основе единства естественнонаучной и гуманитарной культуры познания и деятельности.

Библиографический список

1. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л. Подходы к формированию национальной доктрины инженерного образования России в условиях новой индустриализации: проблемы, цели, вызовы. Инженерное образование. 2012; 9: 5 - 11.

2. Подлесный С.А., Козлов А.В. Пути повышения качества инженерного образования России в условиях новой индустриализации. Инженерное образование. 2012; 11: 74 - 77.

3. Ветров Ю., Ивашкин А. Гуманизация и гуманитаризация инженерного образования. Высшее образование в России. 2006; 1: 45 - 52.

4. Вербицкий А.А. О категориальном аппарате теории контекстного образования. Высшее образование в России. 2017; 6 (213): 57 - 67.

5. Похолков Ю.П. Применение практико-ориентированных образовательных технологий при подготовке инженерных кадров. Вестник Казанского технологического университета. 2013; Т. 16; № 16: 56 - 59.

6. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированная технологии. Высшее образование в России. 2003; 3: 159 - 161.

7. Лазарев В.С. К проблеме построения деятельностно-ориентированного профессионального образования. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014; 2 (14):56 - 64.

References

1. Poholkov Yu.P., Agranovich B.L. Podhody k formirovaniyu nacional'noj doktriny inzhenernogo obrazovaniya Rossii v usloviyah novoj industrializacii: problemy, celi, vyzovy. Inzhenernoe obrazovanie. 2012; 9: 5 - 11.

2. Podlesnyj S.A., Kozlov A.V. Puti povysheniya kachestva inzhenernogo obrazovaniya Rossii v usloviyah novoj industrializacii. Inzhenernoe obrazovanie. 2012; 11: 74 - 77.

3. Vetrov Yu., Ivashkin A. Gumanizaciya i gumanitarizaciya inzhenernogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2006; 1: 45 - 52.

4. Verbickij A.A. O kategorial'nom apparate teorii kontekstnogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie vRossii. 2017; 6 (213): 57 - 67.

5. Poholkov Yu.P. Primenenie praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh tehnologij pri podgotovke inzhenernyh kadrov. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2013; T. 16; № 16: 56 - 59.

6. Dmitrenko T.A. Professional'no-orientirovannaya tehnologii. Vysshee obrazovanie vRossii. 2003; 3: 159 - 161.

7. Lazarev V.S. K probleme postroeniya deyatel'nostno-orientirovannogo professional'nogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie v Rossiiiza rubezhom. 2014; 2 (14):56 - 64.

Статья поступила в редакцию 06.07.18

УДК 378

Gadri Nazik Subhi Mutar, teacher, Faculty of Physical Education and Sports Science for Girls, Baghdad University (Baghdad,

Iraq), E-amil: kolom-olga@mail.ru

FEATURES TEACHING STUDENTS THE GAME OF TENNIS. The article deals with the process of learning tennis in the student's age and the subject-methodical peculiarities of the development of some techniques of tennis (in particular, two-handed backhand). To collect and process the necessary information to use the program kinetic analysis (Kinovea), which allows to calculate the kinematic motion when the backhand with two hands is done. The carried out pedagogical experiment using the developed method shows the advantages of using the proposed system of exercises. Methods of the study includes a battery test to determine the criteria for assessing the technology and methods of teaching the backhand with two hands in tennis. This is proved by repeated testing at the end of the study. In the experimental group compared with the control is found more pronounced dynamics and significant reduction of gross errors, and errors are more typical and stable. There has been significant increase in kinematic components backhand with two hands in terms of ball speed, momentum hands, angular velocity rackets and precision.

Key words: technique of training, novice tennis player, tennis, backhand with two hands.

Гадри Назик Субхи Мутар, преп. факультета физического воспитания и спортивной науки для девушек, Багдадский

университет, г. Багдад, Ирак, E-mail: kolom-olga@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ИГРЕ В ТЕННИС

В статье рассматривается процесс обучения теннису в студенческом возрасте, методические особенности освоения техники тенниса (в частности, удара слева двумя руками). Для сбора и обработки необходимой информации использовалась Программа кинетического анализа (Kinovea), которая позволяла рассчитать кинематические движения при выполнении удара слева двумя руками. Проведённый педагогический эксперимент с использованием разработанной методики показал преимущества использования предложенной системы упражнений. Методика исследования также включала тестовую батарею для определения критериев оценки техники и методики обучения удару слева двумя руками в теннисе. Это было доказано повторным тестированием в конце исследования. В экспериментальной группе в сравнении с контрольной была выявлена более выраженная динамика снижения грубых и значительных ошибок, и ошибки носили в большей степени типичный и стабильный характер. Произошли значимые приросты кинематических составляющих удара слева двумя руками по показателям скорости мяча, момента импульса рук, угловой скорости ракетки, и точности ударов.

Ключевые слова: методика обучения, студенческий теннис, теннис, удар слева двумя руками.

Теннис, как вид спорта, является одним из самых зрелищных и популярных в настоящее время и предъявляет самые высокие требования к подготовке высококлассного игрока. В связи с этим, обеспечение достойного спортивного результата, по мнению ведущих исследователей, таких как Б.А. Дышко [1], Г.П. Иванова [2], И.П. Ратов и соавт. [3] и др., требует начала специальной подготовки с самого раннего возраста (уже в 5 - 7 лет).

Международной теннисной федерацией (ITF) предпринимаются попытки популяризации этого вида спорта. Так, широкое распространение получила Программа «tennis 10s», которая принципиально отличается от традиционного подхода к обучению маленьких детей теннису. Она показала свою эффективность в подготовке юных спортсменов-теннисистов, через организацию массово привлекательного тренировочного процесса. Но и в этом случае реализация основных принципов программы рассчитано для детей до 10 лет.

Таким образом, несмотря на то, что интерес к игре все время растёт, популяризации этого вида спорта мешают объективные трудности, связанные как с «дороговизной» организаций занятий, так и слабостью методического обеспечения подготовки спортсмена-теннисиста, в том случае если он «поздно» начинает заниматься теннисом, скажем в подростковом или юношеском возрасте.

Актуальность выбранной проблемы обусловлена тем фактом, что методика обучения начинающих теннисистов в студенческом возрасте не разработана. Общеизвестно, что обычно

на формирование теннисных навыков уходит много лет, а если начинающий теннисист имеет опыт в других видах спорта, то двигательные навыки из них могут оказать негативное влияние и препятствовать становлению навыка в теннисе [4]. В данном исследовании, предпринята попытка устранения выявленных противоречий.

Эксперимент включал 2 этапа, на первом осуществлялось предварительное тестирование уровня освоения техники удара слева двумя руками у начинающих студентов-теннисистов. На втором этапе было произведено повторное тестирование. Благодаря которому стало возможно выявить различия между уровнем технической подготовленности студентов до занятия по предложенной методики и после.

Для сбора и обработки необходимой информации использовалась Программа кинетического анализа (Kinovea), которая позволяла рассчитать кинематические движения при выполнении удара слева двумя руками. Она признана наиболее эффективной современной программой, направленной на анализ кинетических переменных в спорте. С её помощью возможно осуществлять обработку видеозаписей различных цифровых форматов. Также она дает возможность работы с высокоскоростными фильмами и считывания времени выполнения основных приемов. Основным стал метод видеосъемки с последующим биомеханическим анализом ошибок выполнения упражнений.

Методика исследования также включала тестовую батарею для определения критериев оценки техники и методики обу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.