Научная статья на тему 'Педагогические условия коррекции физических отклонений учащихся на базе обучающей компьютерной программы'

Педагогические условия коррекции физических отклонений учащихся на базе обучающей компьютерной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ ОКП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузенко И. И.

В статье рассмотрены педагогические условия, на базе которых разработан «Проект подготовки будущего педагога к коррекционной деятельности» на основе средств обучающей компьютерной программы (ОКП). Результаты исследования ориентированы на интересы педагогического коллектива высшего и среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия коррекции физических отклонений учащихся на базе обучающей компьютерной программы»

зовать в качестве учебных пособий при изучении тем отечественной истории, истории

средних веков в средней и старшей школе.

Литература

1. Scratsh. URL: http://scratch.mit.edu/

2. Храмова М.В., Феоктистова О.А. Использование языка scratch в курсе теории и методики обучения информатики // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер.: Информатика и информатизация образования. 2008. № 16. С. 179-181.

3. Слепенко А.Е. Применение scratch-технологии в обучении: ИКТ-компетенция на уроке истории // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. № 3 (7). С. 281-284.

4. Powtoon. URL: http://www.powtoon.com/

5. Animatron. URL: http://animatron.com/

References

1. Scratsh. URL: http://scratch.mit.edu/

2. Hramova M.V., Feoktistova O.A. Ispol'zovanie yazyka scratch v kurse teorii i metodiki obuche-niya informatiki // Vestnik Moskovskogo go-rodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser.:

Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2008. № 16. S. 179-181.

3. Slepenko A.E. Primenenie scratch-tehnologii v obuchenii: IKT-kompetentsiya na uroke istorii // Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tehnike, prirode i obschestve. 2013. № 3 (7). S. 281-284.

4. Powtoon. URL: http://www.powtoon.com/

5. Animatron. URL: http://animatron.com/

ANIMATION PROGRAM COURSE INFORMATION FOR STUDENTS HUMANITIES

R.B. Konchakov, M.Yu. Sidlyar

Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia. e-mail: [email protected]

Describes the training module "Animation" subject "Informatics" and "New Information Technologies." We consider the environment to create multimedia content: Scratch, Powtoon and Animatron. The article details the work of students in the medium to create Scratch project "Living Map" to describe the military battles.

Key words: animation, student learning, informatics, Scratch, Powtoon, Animatron.

УДК 004.7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ОТКЛОНЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА БАЗЕ ОБУЧАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

ИИ. Гузенко

Липецкий государственный педагогический университет, Россия, г. Липецк. e-mail: [email protected]

В статье рассмотрены педагогические условия, на базе которых разработан «Проект подготовки будущего педагога к коррекционной деятельности» на основе средств обучающей компьютерной программы (ОКП). Результаты исследования ориентированы на интересы педагогического коллектива высшего и среднего образования.

Ключевые слова: коррекция, обучающая компьютерная программа, профессиональная деятельность будущего педагога с помощью ОКП.

В современном образовании расширяются масштабы применения средств компьютеризации [1, 2], которые с успехом используются для оказания помощи при нарушениях двигательных функций человека. Естественно, что перспективными становятся вопросы подготовки будущего педагога к индивидуальной коррекционной деятельности для разработки здоровьесберегающих программ и средств коррекции отклонений здоровья учащихся [3]. В настоящее время в системе образования и в жизни сложилась уникаль-

ная ситуация, при которой даже дети в совершенстве могут управлять компьютерной техникой [3, 4]. Если разработать обучающую компьютерную программу коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата учащихся, то можно привлечь их к планированию, организации и мониторингу своего состояния здоровья и реализации здоровье-сберегающей технологии.

Подобная компьютерная программа, основанная на медицинском диагнозе и при обязательном руководстве, консультации и

помощи специалиста по адаптивной физкультуре или методиста ЛФК, может стать массовым средством здоровьесберегающей технологии. Известно, что травмы и болезни опорно-двигательного аппарата занимают одно из первых мест, особенно среди учащихся младших и средних классов [5, 6]. Число учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата продолжает расти, и поиск, использование специальных подходов в обучении и оказания помощи становится обязательной задачей системы образования. Известно, что Всемирная организация здравоохранения объявила первое десятилетие XXI в. периодом улучшения качества диагностики и лечения болезней костно-мышечной системы [5]. В законе РФ «Об образовании» отмечается, что необходимо осуществлять поддержку и индивидуальное сопровождение учащихся с ограниченными возможностями, обучающихся в массовой школе. Восстановление функций опорно-двигательного аппарата требует немало времени, и реабилитационные мероприятия порой рассчитаны на месяцы, а иногда и годы систематических занятий. Проводимые в стационарных или домашних условиях, они призваны максимально расширить двигательные возможности учащихся, подростков, а иногда юношей и девушек, обеспечивая гармоничное физическое развитие и компенсацию вынужденной гиподинамии [6].

Задача будущего педагога, владеющего специальными методиками, привлечь учащихся к изучению компьютерной обучающей программы и составлению на ее базе плана индивидуальных оздоровительных коррекци-онных мероприятий с учетом сроков и режимов занятий и контроля результатов [3].

В психологии и педагогике известно, что даже малый успех в преодолении любых трудностей оказывает сильное мотивирующее воздействие на учащихся [7] и увлекает их. Поэтому в данном исследовании выдвигается научно-педагогическая задача, в соответствии с которой разрабатывается «Проект подготовки будущего педагога к коррекци-онной деятельности», учитывающий индивидуальное развитие учащихся. В этом проекте учащиеся привлекаются к совместному со специалистами и учителем составлению и выполнению индивидуального плана кор-рекционных мероприятий.

Педагогические условия реализации «Проекта подготовки будущего педагога к коррекционной деятельности»:

- будущий педагог (методист ЛФК, специалист по адаптивной физкультуре) совместно с учащимися на базе профессионального диагноза осуществляет сбор информации и разработку индивидуального плана коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата (государственные, личные библиотеки, заказ литературы, Интернет и т.п.);

- педагог решает одну из важных задач в системе коррекционного воспитания, осуществляя поддержку и развитие интереса, мотивации к активной коррекционной деятельности самих учащихся;

- под руководством будущего педагога учащиеся осваивают работу с обучающей компьютерной программой (ОКП) для составления собственного плана коррекцион-ных мероприятий;

- педагог постоянно контролирует разработку программы, осуществляет текущий контроль с помощью тестов, дает рекомендации по включению коррекционных компонентов во все формы образовательного процесса.

В соответствии с рассмотренными условиями коррекционной деятельности и воспитания осуществляется подготовка, поддержка интереса к активной коррекционной деятельности как будущего педагога, так и самих учащихся. Эта задача решается за счет подбора доступных и привлекательных для студентов и учащихся методов физической реабилитации.

С учетом исключительной значимости данного направления работы в образовательном процессе необходимо дальнейшее совершенствование системы подготовки будущих учителей путем активного слияния традиционных методов физической реабилитации с современными образовательными технологиями, в частности с ОКП. Для выявления, совершенствования и применения творческих способностей будущего педагога в информационной среде предполагается уделить особое внимание некоторым вопросам информатики. Под информатизацией образования применительно к теме статьи понимается использование компьютера как средства управления учебно-научной, информационно-проективной и творческой деятельностью [1, 2]. Для управления учеб-

ной деятельностью в информационном образовательном процессе предлагается применить обучающую компьютерную программу (свидетельство о гос. рег. № 2012614174) [3]. В ее структуру входят: перечень правил учебно-научных действий, пояснения для выполнения трудных учебных упражнений, образцы выполнения репродуктивных и творческих заданий. Обучающие компьютерные программы активизируют творческую деятельность, поддерживают мотивацию будущего учителя к обучению и развитию способностей к коррекционной работе учащихся. Под способностями будущего педагога применительно к теме статьи понимается «система устойчивых интересов и склонностей, которые в той или иной мере необходимы» для понимания и управления (В.А. Мижериков) [7] индивидуальными двигательными особенностями учащихся. Существенное значение приобретает успешное выполнение не только формирования двигательных действий, но и решение творческих задач здоровьесберегающего образования. Применение обучающей компьютерной программы (ОКП) [3] предполагает овладение формированием знаний-умений решения задач по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. В деятельностном обучении находит широкое распространение идея обучения будущего педагога проектированию и планированию собственных действий [7], овладение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-разви-вающую работу с учащимися (обучения учащихся условиям адаптации к здоровому образу жизни). Перенос выработанных навыков планирования учебных действий в практический план становится жизненно важной социальной задачей образования и рыночной экономики.

Эффективность учебных действий зависит от совмещения мотива и цели обучения. Только таким образом можно осуществить преодоление возрастных трудностей в обучении, когда, к сожалению, учащиеся «смотрят, но не видят, слушают, но не слышат» (К.А. Москаленко [3]) необходимой информации о состоянии здоровья. При этом они не обращают внимания на собственные особенности в развитии физического состояния [6]. Совмещение мотива и цели позволяет отойти от печальной статистики, в соответствии

с которой до 80 % учащихся не воспринимают целевые установки учителя и только 40 % объема учебной информации и действий они воспринимают от всего, что сказано и сделано учителем по вопросам восстановления физического развития.

Информационно-образовательные приемы адаптации учащихся к условиям здорового физического развития, заложенные в обучающую компьютерную программу (ОКП) [3], позволяют осуществить разработку «Проекта подготовки будущего педагога к коррекци-онной деятельности». Особое внимание в проекте придается развитию творческих способностей студентов самостоятельно осуществлять подбор необходимой научной литературы, изучать диагноз совместно со специалистами, составлять индивидуальный педагогический проект, определяющий учебную программу организации коррекционной работы. Выполнение перечисленных действий студентами, особенно на начальном этапе освоения ОКП, вызывает определенные затруднения, поэтому для освоения и экспериментального исследования применяются особые информационные карты [3], отражающие порядок профилактических действий. Карты позволяют осуществлять структурирование коррекционных действий, помогая разрабатывать программу восстановления отклонений в нарушении функций двигательного аппарата. Информационные карты дают возможность студентам сначала освоить метод коррекционных действий по образцу («Презентация образца»), а затем перейти к самостоятельным учебным действиям для выполнения творческих задач по схеме «Учебная презентация». Самостоятельная работа будущих учителей с использованием информационных карт обучающей компьютерной программы (ОКП) в дальнейшем позволяет привлекать учащихся к аналогичной разработке собственных проектов, позволяющих существенно активизировать мотивацию учащихся на поиск собственных форм, средств, мер коррекции отклонений функций опорно-двигательного аппарата.

«Проект подготовки будущего педагога к коррекционной деятельности» используется как комплекс описательных действий на бумажном носителе: структурирование текста и составление ключевых идей исследования; составление инновационного подхода

или темы исследования состояния здоровья; составление вопросного плана по результатам исследования учебно-научного текста.

С помощью «Проекта коррекции отклонений функций опорно-двигательного аппарата» студенты знакомятся с алгоритмом, презентациями управления ОКП и презентациями для применения ОКП учащимися.

Подключая заранее приготовленный диск с информацией из учебных пособий, монографий, студенты осваивают подготовку файла с личными данными: диагноз (в учебных целях используется личный диагноз), литература, дополнительные сведения о состоянии физических отклонений и т.п.

Первый шаг применения «Проекта коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата» состоит в работе с информационной картой Инф-1: проанализировать подготовленный текст из учебного пособия. Сканируя нужные разделы, перенести текст в компьютер и расчленить его на смысловые блоки - информанты, в которых выделить ключевые идеи и перенести их в таблицу Инф-1, расположенную на экране компьютера.

Второй шаг: работа с алгоритмом ФЛг-2 и информационной картой Инф-2: подключается база данных по выбранной тематике, содержащая стандартные начала (Стн), ключевые идеи (Кл) и инновационные идеи (Инц), для разработки программы (направления, темы) исследования состояния предполагаемых учащихся (в учебных целях: на примере анализа собственного состояния здоровья студента). Далее осуществляется исследовательская деятельность. Для каждого условного учащегося необходимо выбрать критерии - Стн., Кл., и Инц., чтобы они отражали характерное видение, понимание, представление [7] об изучаемых анатомо-физиологических явлениях. Скопировать результат выполненных действий по каждому из указанных критериев и перенести в общее развернутое представление о диагнозе (ОПД) в информационную карту №2.

Третий шаг: работа с информационной картой Инф-3: развернуть общее представление о диагнозе (ОПД) в программу исследования физического состояния будущего учащегося, отвечая на стандартные вопросы, которые начинаются с серии: «Почему», «По какой причине», «С какой целью», «При каких условиях», «Каков конечный результат».

Для каждого учащегося в будущем необходимо выяснить и выбрать те же критерии -Стн., Кл., и Инц и состыковать с перечисленными вопросами, отражающими проблемное освещение самостоятельно составленной программы. Скопировать результат выполненных действий по каждому из указанных критериев и перенести в общее развернутое представление о диагнозе (ОПД) в информационную карту № 3.

Четвертый шаг: работа с информационной картой Инф-4: развернуть «Проект» в тезисы содержательных ответов, раскрывающих вопрос (во-первых) - на методическом, (во-вторых) - организационном, (в-третьих) - на реабилитационном уровне. Скопировать результат выполненных действий по каждому из указанных пунктов и перенести в общее развернутое представление о диагнозе в информационную карту № 4.

Пятый шаг: тестирование: работа с информационной картой Инф-5: тестовый контроль сформированных знаний, умений, навыков анализа специального учебно-научного текста. Он представлен пятью вопросами со стандартными началами (почему, по какой причине, с какой целью, при каких условиях, какой конечный результат) в соответствии с проблемным планом (Информационная карта № 5).

Отчет содержит перечень шагов по структурированию учебно-научного текста. Свернутая информация в «Проекте» представляется в информационных картах Инф (1-ь4), отражающих комплексное информационное и учебно-научное действие подготовки будущего педагога к составлению и использованию «Проекта коррекции отклонений опорно-двигательного аппарата».

В завершение отметим, что с помощью разработанного «Проекта» осуществляется работа с информационными картами и тестом для проверки усвоенных научно-теоретических сведений о коррекционной работе будущего учителя. Информационные карты, представленные в табличной форме, имеют безусловное преимущество для усвоения и исследования учебной информации вообще и коррекционного характера в частности. Мат-рично-табличная форма карт позволяет выполнять последовательные, параллельные и комбинированные СУДы (самостоятельные учебные действия по терминологии про-

граммированного обучения). В первом случае осуществляется анализ по параллелям таблицы информационной карты, во втором -по вертикалям, в третьем - системный охват всей карты, помогающий осуществлять комбинированные действия и составлять разносторонние активные мероприятия коррекции нарушения двигательных функций учащихся.

Литература

1. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический аспект). 2-е изд., доп. М.: ИИО РАО, 2008. 274 с.

2. Чванова М.С., Липский И.А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика: монография. Тамбов; М., 2000.

3. Гузенко И.Г. Педагогика рефлексивной прак-сеологии. Л.: ЛГПУ, 2010, С. 303.

4. Клейман Г.М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения / пер. с англ. М., 1987.

5. Физическая реабилитация: учебник / под ред. С.Н. Попова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 608 с.

6. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под ред. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2007. 608 с.

7. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В.А. Мижериков. М.: ТЦ, Сфера, 2004. 448 с.

References

1. Robert I.V. Teoriya i metodika informatizatsii obrazovaniya (psihologo-pedagogicheskiy aspekt). 2-e izd., dop. M.: IIO RAO, 2008. 274 s.

2. Chvanova M.S., Lipskiy I.A. Informatizatsiya sistemy nepreryvnoy podgotovki spetsialistov: metodologiya, teoriya, praktika: monografiya. Tambov; M., 2000.

3. Guzenko I.G. Pedagogika refleksivnoy prakseo-logii. L.: LGPU, 2010, S. 303.

4. Kleyman G.M. Shkoly buduschego: komp'yutery v protsesse obucheniya / per. s angl. M., 1987.

5. Fizicheskaya reabilitatsiya: uchebnik / pod red. S.N. Popova. Rostov n/D: Feniks, 2005. 608 s.

6. Chastnye metodiki adaptivnoy fizicheskoy kul'tury: uchebnik pod red. L.V. Shapkovoy. M.: Sovetskiy sport, 2007. 608 s.

7. Slovar'-spravochnik po pedagogike / avt.-sost. V.A. Mizherikov. M.: TTs, Sfera, 2004. 448 s.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF CORRECTION PHYSICAL ABNORMALI-TIES BASED ON EDUCATIONAL SOFTWARE

I.I. Gouzenko

Lipetsk State Pedagogical University, Lipetsk, Russia. e-mail: [email protected]

The article describes the pedagogical statements that are base for 'Project of preparing future teacher for correctional activities' based on educational software (ES). The results of research are oriented to interests of higher and secondary education pedagogical collective.

Key words: correction, educational software, professional activity of future teacher with help of ES.

УДК 002:372.8

APPLYING THE WAY OF EQUATING-DEVELOPING IN TEACHING "INFORMATION SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES" IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

M.J. Zaripova, Z.S. Djumaev, Z.J. Zaripov

Termez State University, Termez, Uzbekistan Academic Lyceum № 2 at Samarkand State University, Samarkand e-mail: [email protected] [email protected]

The article deals with the usage problem of the way consisting of two mutually complementary content -equating and developing parts in organising teaching process of "Information science and information technologies" course at higher educational institutions.

Key words: test, low level, intermediate level, high level, adaptation (adjustment) level, correctional (correcting) level, productive-creative (effective, fruitful-creative) level.

Introduction. Nowadays in order to perform activity in the developing society, everyone is required to master skills of high information culture and computer skills. So that information science at higher educational institutions (HEI)

is obligatory for all curricula of higher professional education. It consists of different informative courses possessing comprehensive cha-rateristics of all courses system connected with information science and information technolo-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.