УДК 378.147 Скрипкина Алина Вячеславовна
доктор педагогических наук, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]
Бойко Кристина Юрьевна
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ В ПРОЦЕССЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Skripkina Alina Vyacheslavovna
D.Phil. in Education Science, Assistant Professor, Krasnodar State University of Arts and Humanities [email protected]
Boyko Kristina Yuryevna
EDUCATIONAL CONDITIONS AND COMPONENTS OF FORMATION OF THE STUDENTS’ READINESS TO PERFORM STUDY TIME MANAGEMENT DURING SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES
Аннотация:
В статье обоснованы педагогические условия в организации учебного процесса, направленного на интенсификацию самообразовательной деятельности, определены компоненты качества данного процесса.
Ключевые слова:
учебное время, самообразовательная деятельность, условия, факторы, компоненты, критерии.
Summary:
The article substantiates essential educational conditions in the learning process organization aimed to intensify self-educational activities. The authors define components ensuring high quality of this process.
Keywords:
study time, self-educational activities, conditions, factors, components, criteria.
Образовательная ситуация в нашей стране характеризуется формированием новой, открытой уровневой системы высшего профессионального образования, внедрением в высшей школе стандартов третьего поколения, переходом на кредитно-модульную систему организации обучения, определяющую 60 % учебного времени студента как самообразовательную деятельность, что требует соответствующего ресурсного обеспечения. Это существенно изменяет ценность самообразовательной деятельности студента, ее назначение, функции, содержание, средства, а главное, мотивы и цели профессионального образования студента, возможности его профессиональной самореализации.
Одним из основных способов организации учебного процесса в самообразовательной деятельности, фактором упорядоченного цикла действий в его рамках выступает время. Последнее интерпретируется нами как обусловленная внутренней биологической и психологической структурой человека форма восприятия им длительности жизненного континуума, характеризующая способ индивидуального развития, самоорганизации и саморегуляции.
В проекте Закона РФ «Об образовании», Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г. утверждается, что личный опыт становится ключевым конкурентным преимуществом личности. Императивная роль времени в самообразовательной деятельности обязывает студента высшего учебного заведения овладевать темповой организацией этого вида деятельности как универсальной характеристикой специалиста, позволяющей выполнить социальные ожидания общества и выйти на высокий профессиональный и личностный уровень.
Важным элементов готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности являются педагогические условия, способствующие эффективности достижения результатов формируемого качества личности. По мнению ряда исследователей (В.И. Андреев, [1], Ю.К. Бабанский [2], Г.М. Коджаспирова [3], А.Я. Найн [4]), педагогические условия - это целенаправленный отбор и применение элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения для достижения поставленных целей. Эффективность педагогического исследования зависит от комплекса необходимых и достаточных условий [5, с. 93]. Достаточным условием считается комплекс объектов (вещей, их состояний,
взаимодействий), из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления. Если из всех возможных наборов достаточных условий убрать общие, получим необходимые условия, то есть условия, которые представлены каждый раз, когда имеет место обуславливаемое явление. Полный набор необходимых условий, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности и к которому нельзя добавить ничего, является комплексом необходимых и достаточных условий. Необходимые условия представляют собой условия, без которых система не может работать в полной мере, и достаточные условия - это условия, которых достаточно для нормальной работы системы. Мы рассматриваем педагогические условия формирования готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности как развитие компетентности у будущих педагогов-психологов образования в процессе самоорганизации личности в контексте совокупности позитивной мотивации и освоения информационно-образовательных технологий в организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности.
На основании практической деятельности нами были выделены следующие педагогических условий содействия готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности, включенных в гипотезу исследования.
Первое педагогическое условие - создание позитивной мотивации, способствующей в минимально короткие сроки адаптироваться студентам к организации учебного времени и достичь максимума успешности в самообразовательной деятельности. В процессе обучения будущих педагогов-психологов образования необходимо стимулировать побуждение, избирательность и активность обучающихся как субъектов деятельности. Для этого важно смоделировать профессиональные ситуации, включая студентов в исполнение определенных ролей. Разработка проблемы мотивации самообразовательной деятельности обучающихся имеет особое значение, так как мотивационная сфера играет решающую роль в развитии познавательных сил и формировании умений и навыков самообразовательной деятельности студентов. Известно, что учебное время выступает показателем и важной составляющей успешного становления личности в процессе вузовского обучения. При этом его ценность измеряется глубиной и интенсивностью вовлечения студентов в разнообразные виды деятельности. В учебном плане организация учебного времени задает конкретный способ осуществления, организации, функционирования, самоосуществления и саморегуляции всех сущностных проявлений студентов. Оно рассматривается как время, представляющее особый вид социального времени и объективный способ осуществления и самореализации образовательного процесса во взаимосвязи его участников в ходе организации самостоятельной деятельности.
Студенты не всегда готовы приспособиться, мобильно настроиться на динамичное использование учебного времени, включиться в информационно и операционально насыщенный ритм вузовского обучения, поскольку далеко на всегда владеют умениями интеллектуального труда, приемами рационального структурирования и бережного использования времени в самостоятельной деятельности, сознательного планирования и внутренней регуляции своего поведения.
Второе педагогическое условие - освоение информационно-образовательных технологий в организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности. Известно, что качество образовательного процесса, следовательно, и самообразовательной деятельности обучающихся зависит не только от уровня квалификации преподавателя и степени подготовленности студентов, но и от качества организации образовательного процесса и от качества управления им. Одним из перспективных направлений совершенствования образовательного процесса является внедрение новых компьютерных информационных технологий. Необходима адекватная методика использования информационно-образовательных технологий как в формировании готовности курсантов к организации учебного времени в процессе самообразования, так и в организации контроля и управления данным процессом самоорганизации.
Третье педагогическое условие - учет факторов, определяющих результативность работы педагога по формированию готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности. Это: направленность, целевая установка обучения на организацию учебного времени в процессе самообразовательной деятельности; учет уровня организации самообразовательной деятельности у студентов в зависимости от степени адаптации к условиям организации учебного времени; разработанные рекомендации по учету наличия времени у студентов на самообразовательную деятельность; состояние материально-технической базы вузов, компьютерного парка, наличия электронных образовательных программ, возможностей пользования студентами базой данных библиотеки, работы в сети Интернет и др.; внедрение информационно-образовательных технологий, направленных на формирование готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности.
Значимым фактором осуществления формирования указанной готовности является мыслительная деятельность обучающихся, которая требует умений проводить анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию и другие операции, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы. Но это должно осуществляться не стихийно, а под руководством преподавателя, который не только устанавливает объем материала, время, необходимое на его изучение, но и анализирует его, исходя из содержания темы, определяет возможные средства развития мышления. В процессе самообразовательной деятельности, следует учитывать: наличие времени для самостоятельной работы; учет уровня развития умений и навыков самостоятельной работы, профессионального опыта, индивидуальных интересов и склонностей студентов при организации работы по самообразованию; наличие владения содержательной стороной данной готовности (усвоение теоретического материала), операциональные (овладение рациональными действиями и операциями при изучении теоретического аспекта интересующей проблемы), мотивационной стороной (развитие интереса к познанию, осознание профессиональной значимости данной работы); самоменджмент; самоорганизация студентов.
Процедура разработки критериев оценки сформированности уровня готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности включала три этапа. На первом предусматривается максимальное развертывание теоретического понятия. Здесь важно по определенным критериям выделить существенные свойства понятия «организация учебного времени в процессе самообразовательной деятельности», целостно рассмотреть все его важнейшие компоненты. Естественно, что на эмпирическую интерпретацию понятия влияет много факторов, среди которых в первую очередь процесс готовности студентов к самообразовательной деятельности. Второй этап заключается в выборе значимых показателей готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразования, которые репрезентативно представляют основные признаки и элементы учебного процесса. Третий этап ориентирован на организацию контроля над процессом формирования готовности студентов к организации учебного времени, оптимального использования возможностей самообразовательной деятельности.
Обязательным условием сформированности указанной готовности является измеритель, адекватный объекту измерения. В теории обучения таким измерителем может стать критерий, качественно характеризующий дидактическое явление. Во многих исследованиях отмечается, что в содержательном отношении к критерию предъявляются, как минимум три требования [6]: во-первых, он должен быть адекватен тому явлению, измерителем которого он является. Это значит, что в нем должны четко отражаться природа измеряемого явления и динамика изменения выражаемого критерием свойства; во-вторых, критерий должен выражаться дефиницией. Это значит, что одни и те же фактические значения различных явлений должны при применении к ним критерия давать одинаковые качественные значения; в-третьих, критерий должен быть простым, то есть допускать простейшие способы измерения с использованием не дорогих и не сложных методик, опросников и тестов.
При разработке критериев формирования готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности мы руководствовались следующими требованиями: а) содержание форм и методов формирования готовности студентов к организации учебного времени должно отражать содержание существующих форм проявления того или иного качества; б) адекватность, использование объективных показателей, характеризующих успешность деятельности, применение некоторых показателей с выделением ведущего; в) психолого-педагогические качества должны обладать наибольшим модальным весом, то есть иметь наибольшую значимость для студентов в динамике процесса обучения; г) получаемые данными критериями результаты должны нести информацию о наиболее важных изменениях в развитии личности; д) каждое исследуемое качество должно повторяться в некоторых учебных и поведенческих ситуациях.
Важная роль принадлежит определению компонентов, критериев и показателей в оценке конечных и промежуточных результатов готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности, которые включают следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты указанного процесса: мотивационноличностный, организационно-методический, результативно-оценочный.
Для обоснования мотивационного компонента важно выявить специфику мотивационного сопровождения процесса готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности, а также личностного подхода в профессиональной ориентированности, функциональности, ситуативности при осуществлении подготовки будущих педагогов-психологов образования, определения основных профессиональных компетенций, необходимых выпускнику вуза. Критериями мотивационного компонента готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности являются: раз-
витие умений самостоятельно анализировать, обобщать, и систематизировать темп формируемых компетенций, устанавливать причинно-следственные временные связи в усвоении теоретических знаний и практических навыков в процессе самообразовательной деятельности; самостоятельное овладение интенсивными формами, методами, технологиями, способствующими рациональным планированию и организации своей самообразовательной деятельности; активизация самообразовательной деятельности, ускорение темпа в решении профессиональных задач; развитие основ прогнозирования перспектив саморазвития и самореализации.
Операционально-деятельностный компонент готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности включает совокупность информационно-образовательных технологий: контекстно-прикладные (формируют навыки определенного вида профессиональной деятельности на основе освоения алгоритмов времени в решения конкретных задач); интегративно-модульные (обеспечивают междисциплинарные межпредметные связи, формирование и развитие системы профессиональных знаний, умений, компетенций студентов); интерактивные (интенсифицируют процесс самообразования, обеспечивают эвристическую основу самообразовательной деятельности); проектные (способствуют определению фактора времени в учебном процессе, стимулируют познавательную активность, интенсифицируют самообразовательную деятельность и др.).
Результативно-оценочный компонент готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности включает в себя осуществление мониторинга и оценки действенности студентов на всех этапах учебного процесса.
Таким образом, в ходе теоретического и эмпирического исследования нами уточнено, что организация учебного времени в вузе является способом и средством педагогического проектирования, планирования, учета и контроля различных форм и видов самообразовательной деятельности, которая направлена на формирование готовности студентов к самоорганизации, саморазвитию и самореализации. По своей структуре указанные компоненты представляет собой совокупность взаимосвязанных подсистем: аудиторных занятий, проводимых в соответствии с учебным расписанием; ежедневное временя для самостоятельной деятельности, проходящей как под руководством преподавателя (соотношение ГОСТа по подготовке бакалавров педагогов-психологов образования распределено в большем объеме для самостоятельной работы), так и организуемого самими студентами (самоподготовка) и свободное временя личности.
Ссылки:
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М., 2000.
4. Найн А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. Челябинск; Магнитогорск, 2007.
5. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. Казань, 1988.
6. Акманова C.B. Развитие навыков самообучения студентов университетов: технология и критериально-оценочный инструментарий: методич. рекомендации. Магнитогорск, 2004.