УДК 378. 147
А. Д. Ступникова, Е. Е. Чудина
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ
Представлены научно-методические основы элективного курса «Опыт творческой деятельности в преподавании географии». Показано значение данного курса в формировании профессиональной мотивации будущего учителя географии. Отражены особенности преподавания курса для студентов заочного отделения. Выделены педагогические условия, способствующие эффективному освоению данного курса.
Ключевые слова: профессиональная мотивация, опыт творческой деятельности, элективный курс, будущий учитель, педагогические условия, профессиональное саморазвитие.
Опыт творческой деятельности как элемент содержания высшего образования обусловливает внимание к мотивации учения путем развития опосредованного интереса, влияет на содержание профессиональной мотивации, где над потребностями и интересами возвышаются идеалы [1, с. 518].
Для формирования профессиональной мотивации будущего учителя взято утверждение В. П. Беспалько, отмечающего, что «под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость овладения ими на творческом уровне. Это устойчивое стремление реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются) необходимые условия для этого. А в противном случае самореализация в большей или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности, достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня» [2, с. 13].
На пути формирования творческой деятельности существуют определенные сложности, которые связаны с тем, что для ее осуществления нет готовых решений, есть мнение, что этот компонент педагогической профессии формируется только в период непосредственной работы в школе. Именно поэтому речь идет о накоплении опыта творческой деятельности, о развитии творческого мышления, развитии у студентов мотивации к творчеству и приемов, техник творчества.
С учетом вышеизложенного был разработан и апробирован элективный курс «Опыт творческой деятельности в преподавании географии». Данный курс входит в профессиональный цикл вариативной части ООП ФГОС как курс по выбору студентов. При разработке данного курса использовали эффективные технологии обучения и воспитания будущих учителей (С. И. Архангельский, Н. М. Бо-рытко, А. А. Вербицкий), результаты исследования И. А. Колесниковой о потенциальной возможности подготовки каждого студента к успешному осу-
ществлению педагогической деятельности;
В. А. Сластенина об особенностях формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза. Опытно-экспериментальная работа по реализации данного курса проводилась с 217 студентами заочного отделения естественно-географического факультета Волгоградского государственного социально-педагогического университета на протяжении 7 лет.
Особый интерес представляет организация и проведение данного курса на отделении заочного обучения, так как отличительной чертой заочного образования является разновозрастной контингент студентов с разными стереотипами профессионального поведения, основанными на практическом опыте и личных убеждениях. Опытно-экспе-рименальная работа по эффективной реализации данного курса выявила необходимость соблюдения в деятельности преподавателя системы педагогических условий.
Первое условие - ориентир на профессионально-личностное саморазвитие будущего учителя как процесс целенаправленного качественного са-моизменения личностной сферы будущего учителя, обеспечивающего саморазвитие личности воспитанника. Профессионально-личностное саморазвитие представляет собой взаимосвязь четырех компонентов: самоосознания, самооценки, самоорганизации, самоуправления [3, с. 148]. Саморазвитие позволяет современному учителю выстраивать перспективы профессионального и личностного самосовершенствования и грамотно определять новые цели и задачи в профессиональной педагогической деятельности.
Второе условие - индивидуально-творческий подход, который предполагает непосредственную мотивацию профессиональной деятельности через развитие творческих возможностей личности, создание условий для ее самореализации. Индивидуально-творческий подход, по мнению В. А. Сла-стенина, Н. Д. Никандрова, выступает технологическим принципом гуманизации профессиональной подготовки учителя. Он позволяет включить
механизм общего и профессионального саморазвития будущего учителя, а потому связан с изучением и развитием непосредственной мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов, обучением их организации самодвижения к конечному результату [4, с. 420]. Е. Н. Шиянов показывает, что саморазвитие личности находится в зависимости от того, в какой степени образовательный процесс направлен на индивидуализацию и развитие творческой активности личности. Эта закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода [5, с. 119].
Руководствуясь этим подходом, был проведен анализ состава студентов по уровню подготовки, интересам, основному месту работы, профессиональным намерениям для выработки плана проведения лабораторных занятий по данному курсу. В процессе опытно-экспериментальной работы были выделены следующие категории обучаемых:
1) учителя, работающие по специальности, соответствующей профилю естественно-географического факультета (91 студент);
2) учителя, работающие по специальности, не соответствующей профилю факультета (34 студента);
3) другие работники школы и детских учреждений (39 студентов);
4) работающие в других сферах деятельности (63 студента).
Третье условие эффективного освоения опыта творческой деятельности студентами заочного отделения основывается на андрагогических принципах обучения, которые составляют фундамент теории обучения взрослых (приоритет самостоятельного обучения; организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения; принцип опоры на жизненный опыт обучающегося, который используется в качестве одного из источников обучения; актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств и т. д.). Однако, как замечено С. И. Змеевым, эти принципы применимы в тех случаях, когда обучающиеся: а) обладают достаточным практическим, социальным и профессиональным опытом; б) имеют конкретные жизненные цели обучения и сферы применения полученных знаний, умений, навыков и качеств; в) имеют определенный уровень подготовки в той области знаний, по которой они обучаются; г) стремятся достичь поставленных целей обучения в сжатые сроки [6, с. 65]. Следовательно, эти принципы возможно применить только с первыми двумя категориями.
В связи с вышесказанным со студентами, работающими в школе учителями, была проведена
диагностика для выяснения того, что интересует их в сфере творчества преподавания географии (какие формы уроков, методы, приемы, подходы и т. д.), что вызывает трудности в применении. Таким образом были выявлены затруднения студентов в применении проблемного подхода, составлении графических конспектов, опорных сигналов. Данные затруднения активизировали компоненты профессионально-личностного саморазвития - самосознание, самоорганизацию и самоуправление.
С учетом полученных данных более подробно остановились на проблемном подходе, так как проблемный подход развивает творческое мышление, которое является необходимым условием приобретения опыта творческой деятельности. Проблемное обучение рассматривали как одно из условий формирования профессиональной мотивации, разбирая со студентами прежде всего те проблемные ситуации, которые встречаются или могут встретиться в школьной практике. Для этого разрабатывались задания проблемного характера, способствующие формированию соответствующих личностных и профессиональных качеств учителя географии.
1. Как правило, высокогорные районы являются наименее развитыми в хозяйственном отношении, чем соседние равнинные территории. Почему в Южной Америке Анды, наоборот, служат стержнем хозяйственной жизни стран, по территории которых они проходят?
2. Осадки в экваториальном поясе выпадают в изобилии в течение всего года, но некоторый максимум в Южной Америке приходится на сентябрь и март. С чем это может быть связано?
Таким образом, преодоление формального мышления у студентов путем постановки проблемных заданий позволило стимулировать у студентов потребность самим находить решение поставленной проблемы.
В процессе обзора передовых педагогических идей студенты на примере курса географии материков и океанов проанализировали возможности блочного изучения отдельных частей курса. Ознакомились с методической системой В. Ф. Шаталова, применением ее в опыте работы учителя - географа школы № 96 г. Волгограда С. А. Лосевой. Знакомство с передовым опытом творческой деятельности учителей служит обогащению личного опыта, способствует формированию уверенности в своих силах, интереса к профессии. Наличие в собственной методической копилке различных форм и методов организации учебной деятельности необходимо студенту в связи с тем, что педагогическое творчество само по себе - это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к из-
менению, преобразованию существенного опыта [7, с. 49]. Студенты на занятиях в микрогруппах составляли опорные логические конспекты по темам «Атмосфера», «Гидросфера», «Литосфера» и др., выделяли ключевые понятия тем, работа сопровождалась обсуждением результатов и комментарием преподавателя.
В процессе опытно-экспериментальной работы выявили 73 учителя географии, имеющих достаточный опыт работы (более двух лет), творческие способности, личные качества, позволившие приобрести опыт творческой деятельности в преподавании географии. Им было предложено поделиться личными наработками в организации творческой деятельности, продемонстрировать собственный творческий потенциал, подчеркнуть индивидуальный стиль в работе. Занятия, проведенные с привлечением конкретного опыта студентов, помогли реализовать практическую направленность в обучении, вызвать интерес у других категорий обучающихся, что в итоге вносит вклад в достижение основной цели работы - формирование профессиональной мотивации.
При организации работы с третьей и четвертой категориями студентов исходили из того, что не имеющим опыта преподавания будет полезно получить первый свой опыт в результате выполнения индивидуальных творческих заданий. Студентам предложили разработать фрагменты уроков, используя материал, имеющийся в журнале «География в школе» и методической копилке кафедры, консультации методистов. Студентам данной категории была дана возможность выступить на практическом занятии в роли учителей - участников методического объединения учителей географии. Проигрывая перед своими сокурсниками фрагмент урока, они одновременно овладевали знаниями и методикой предмета, пробуя свои силы в данной роли, оценивая свои творческие способности. Такие формы работы способствовали формированию самоорганизации и самоуправ-
ления - компонентов профессионально-личностного саморазвития.
При выполнении проблемных заданий и составлении опорных конспектов этой группе студентов давались легкие варианты, затем предлагалось постепенное их усложнение. Также студенты, анализируя кафедральную методическую копилку, решали следующие виды учебно-методических задач: выбор и обоснование способа обучения в соответствии с условиями и задачами обучения; определение возможных видов и форм учебной деятельности в зависимости от цели и задач урока; прогнозирование последствий обучающей деятельности [8, с. 45]. Это позволило студентам, не имеющим опыта работы в школе, постепенно приобретать опыт творческой деятельности путем развития логического мышления, когда усваиваются приемы сопоставления и обобщения материала, что, в свою очередь, формирует потребность к творчеству в педагогической профессии.
Важным моментом является атмосфера доброжелательности, положительные эмоции от получения первого опыта, так как эмоции, являясь субъективной формой выражения мотивации, служат ее формированию. В процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции: удивления, радости, симпатии, переживания успеха. Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления [9, с. 55]. Подобный подход позволяет преодолеть у студентов боязнь новой роли учителя, приобрести уверенность в своих силах.
Таким образом, освоение студентами курса «Опыт творческой деятельности в преподавании географии» при максимальном соблюдении выделенных педагогических условий преподавателем способствует пониманию необходимости овладения опытом творческой деятельности, формирует мотивацию творческого саморазвития - высшей формы самосовершенствования человека, являющейся предпосылкой производительной творческой деятельности будущего специалиста в сфере образования [10, с. 26].
Список литературы
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. 688 с.
2. Беспалько В. П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. 2000. № 5. С. 13-20.
3. Чудина Е. Е. Становление профессионально-личностного саморазвития будущего учителя в вузе // Сиб. пед. журн. 2013. № 3. С. 147-151.
4. Гребенюк О., Гребенюк Т. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие. Калининград: Янтарный сказ, 2000. 572 с.
5. Сманцер А. П., Рангелова Е. М. Гуманизация и демократизация педагогического образования в условиях университетского образования. Минск: БГУ, 2011. URL: http: //www. elib.bsu.by
6. Змеев С. И. Андрагогика: становление и пути развития // Педагогика. 1995. № 2. С. 64-67.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
8. Игна О. Н., Фельде О. Л. Учебные методические задачи в обучении анализу урока студентов педагогического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 1 (129). С. 42-46.
9. Никольская О. Л. Индивидуальный подход к организации творческой деятельности учителей для их успешной подготовки к работе по предмету «Практическое человекознание» (из опыта работы) // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 2 (2). С. 49-57.
10. Ступникова А.Д. Формирование профессиональной мотивации будущего преподавателя на начальном этапе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 28 с.
Ступникова А. Д., кандидат педагогических наук, доцент.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет.
Пр. Ленина, 27, Волгоград, Россия, 400066.
E-mail: [email protected]
Чудина Е. Е., доцент, кандидат педагогических наук, доцент.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет.
Пр. Ленина, 27, Волгоград, Россия, 400066.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 29.10.2013.
A. D. Stupnikova, E. E. Chudina PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF FUTURE TEACHER OF GEOGRAPHY
In the work scientific and methodical bases of the elective course “Experience of Creative Activity in Geography Teaching” are presented. The value of this course in formation of professional motivation of future teacher of geography is shown. Features of teaching of a course for students of a correspondence department are reflected. The pedagogical conditions promoting effective teaching of this course are allocated.
Key words: professional motivation, experience of creative activity, elective course, future teacher, pedagogical conditions, professional self-development.
References
1. Rubenstein S. L. Bases of the general psychology. St. Petersburg, Piter Publ., 1998. 688 р. (in Russian).
2. Bespalko V. P. Psychological paradoxes of education. Pedagogics, 2000, no. 5, pp. 13-20 (in Russian).
3. Chud^ E. E. Formation of professional and personal self-development of future teacher in higher education institution. Siberian pedagogical magazine, 2013, no. 3, pp.147-151 (in Russian).
4. Grebenyuk O., Grebenyuk T. Bases of pedagogics of identity: Manual. Kaliningrad, Yantarniy skaz Publ., 2000. 572 p. (in Russian).
5. Smantser A. P., Rangelova E. M. Gumanization and democratization of pedagogical education in the conditions of university education. Minsk, BGU, 2011. URL: http://www.elib.bsu.by (in Russian).
6. Zmeev S. I. Androgogik's dragons: formation and development ways. Pedagogics, 1995, no. 2, pp. 64-67 (in Russian).
7. Markova A. K. Psychology of the teacher's work. Moscow, Prosveschenie Publ., 1993. 192 p. (in Russian).
8. Igna O. N, Felde O. L. Teaching methodical tasks in training students of pedagogical university to analyze a lesson. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 1 (129). pp. 42-46 (in Russian).
9. Nikolskaya O. L. Individual approach to creative work of teachers for their successful preparation for teaching practical anthropology (empirical research). Pedagogical Review, 2013, no. 2 (2), pp. 49-57 (in Russian).
10. Stupnikova A. D. Formation of professional motivation of future teacher at the initial stage of training in higher education institution: Abstract of thesis cand. ped. sci. Volgograd, 2005. 28 р. (in Russian).
Stupnikova A. D.
Volgograd State Social-Pedagogical University.
Pr. Lenina, 27, Volgograd, Russia, 400066.
E-mail: [email protected]
Chudina E. E.
Volgograd State Social-Pedagogical University.
Pr. Lenina, 27, Volgograd, Russia, 400066.
E-mail: [email protected]