Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом'

Педагогические условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PROFESSIONAL-TECHNOLOGICAL READINESS / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БЛОГ / PERSONAL BLOG / METHODICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Науменко Людмила Сергеевна

В статье представлены педагогические условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом. Автор подробно раскрывает содержательное наполнение каждого условия с опорой на опыт предыдущих фундаментальных исследований. Представленная совокупность обеспечивает необходимость и достаточность условий к решению проблемы эффективного формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The pedagogiacal confditions of formation of the teacher’s technological readiness to work with the personal blog

The problem of formation of the professional-technological readiness of the teacher to work with his personal blog is discussed. Also the detailed content of the conditions on the base of the earlier fundamental works is presented. The complex of the conditions provides the necessity and reasonable adequacy to the whole problem of the effective formation of the technological readiness in teacher’s profession to work with his/her personal blog.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом»

УДК 378:681.14 ББК 74.480.26:32.973

Л.С. Науменко

педагогичеекие условия формирования

профессионально-технологической

готовности педагога к работе с персональным блогом

В статье представлены педагогические условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом. Автор подробно раскрывает содержательное наполнение каждого условия с опорой на опыт предыдущих фундаментальных исследований. Представленная совокупность обеспечивает необходимость и достаточность условий к решению проблемы эффективного формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом.

Ключевые слова: педагогические условия, образовательная среда, методическое сопровождение, самореализация, профессионально-технологическая готовность, персональный блог.

L.S. Naumenko

the pedagogiacal confditions of formation of the teacher's technological readiness to work with the personal blog

The problem of formation of the professional-technological readiness of the teacher to work with his personal blog is discussed. Also the detailed content of the conditions on the base of the earlier fundamental works is presented. The complex of the conditions provides the necessity and reasonable adequacy to the whole problem of the effective formation of the technological readiness in teacher's profession to work with his/her personal blog.

Key words: pedagogical conditions, educational environment, methodical maintenance, self-realization, professional-technological readiness, personal blog.

Для эффективного функционирования любой системы, в том числе и педагогической (в нашем случае это модель формирования профессионально-технологической готовности личности педагога к работе с персональным бло-гом), необходимо обеспечить наличие некоторых условий. В определении понятия «педагогические условия» мы придерживаемся точки зрения Е.В. Яковлева [12] о том, что педагогические условия -это совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности.

Анализ диссертационных исследований (С.А. Белов [1], С.Н. Исакова [4], М.П. Крюков [5], З.З. Оразалина [9], Н.А. Павлова [10]) к проблеме выделе-

ния необходимых и достаточных условий формирования технологической компетентности и технологической готовности педагогов и студентов позволил выявить следующее: 80 % исследователей доказывают эффективность создания специальной среды (креативная среда [9], информационно-образовательная среда [1; 4]. 60 % авторов подтверждают необходимость систематической диагностики с целью определения протекания процесса формирования исследуемой готовности или компетентности. В 60 % случаях авторы [4; 5; 10] видят эффективность процесса при введении спецкурсов различной направленности. 40 % исследователей [5; 10] доказывают необходимость диалогических отноше-

о

О Ф т s

о о

X

X ф

ь

о

X .0

о £

е

О .0

ах

С -Û

Л го

is is

Q. ф о I-

"ö\o CK го s а.

CÛ ^

§ro

^ L

ro

Ф с

¡S3 si

ro m 40

fe I— о

0

X

Ф

S >

ГО

1

О

ний и самостоятельной работы [2; 11]. 40 % источников указывают на важность включения в деятельность для развития личностных качеств [5] и рефлексивной позиции [10]. 40 % исследователей предлагают организовать учебный процесс особенным образом [5] или через усиление методической работы [4].

Принимая во внимание названные позиции, а также учитывая методологические подходы (системный и технологический) к разработке и построению модели формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом, мы выделили следующие педагогические условия: 1) создание педагогом образовательной среды средствами персонального блога, учитывающей потребности активных пользователей; 2) методическое сопровождение в процессе освоения педагогами персонального блога; 3) включение педагогов в процесс творческой самореализации в профессиональной деятельности с использованием персонального блога.

Прежде чем рассмотреть содержательную сторону каждого педагогического условия подробнее, следует отметить, что накопленный и описанный ранее опыт исследователей к выделению педагогических условий нашел отражение в наших условиях. Так, на основе диалогических отношений между педагогом и пользователями блога, а также учета запросов последних, педагог самостоятельно создает образовательную среду на страницах персонального блога. Это условие включает: диалогизацию образовательного процесса [5; 10], активизацию самостоятельной деятельности [1; 10] педагога, направленной на совершенствование профессионально-технологической готовности к работе с персональным блогом, а также развитие рефлексивной позиции [9] и организацию учебного процесса [5] для педагога самими пользователями.

Методическое сопровождение в процессе освоения педагогами персонального блога позволит: организовать методическую деятельность [4], включить педагогов (которые осваивают блог)

в специально организованную для них информационно-образовательную среду [1; 4], а также обеспечить диалогизацию образовательного процесса [5; 9] и самостоятельную активность [1; 10] педагогов в формировании профессионально-технологической готовности.

Включение педагогов в процесс творческой самореализации в профессиональной деятельности с использованием персонального блога позволит организовать для педагогов особую креативную среду и стимулировать их к развитию рефлексивной позиции [9], а также усилить роль самостоятельной активной деятельности [1; 5; 10]. Реализация условия приведет к развитию личностно-значимых качеств педагогов [5] и диало-гизации образовательного процесса [5; 10] на основе взаимодействия педагогов между собой.

Перейдем к описанию педагогических условий.

Первое педагогическое условие результативного функционирования модели формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом - создание педагогом образовательной среды средствами персонального блога, учитывающей потребности активных пользователей - направлено на организацию педагогом условий для учебного и воспитательного взаимодействия с участниками образовательного процесса средствами использования педагогом возможностей персонального блога. Участниками образовательного процесса являются активные пользователи блога педагога, для нужд которых педагогом собственно и ведется блог.

Возможности создания образовательного пространства средствами персонального блога рассматриваются Н.А. Максимовой [7] и др.

Анализ понятия «образовательная среда» [6] позволяет сделать выводы о том, что под образовательной средой понимается система условий (В.И. Сло-бодчиков, В.А. Ясвин) и возможностей (С.Д. Дерябко), при этом, мы понимаем, что условия создаются через самостоятельно существующие возможности. То

(условия) и другое (возможности) используется в целях развития и образования.

Основываясь на исследованиях В.А. Ясвина [13], мы представляем собственное трехкомпонентное наполнение образовательной среды, организуемой педагогом средствами персонального блога: пространственно-архитектурный компонент представлен собственно персональным блогом педагога со всем многообразием и направленностью тематических страниц и размещаемых материалов. Будучи предметной средой, окружающей педагога и его обучающихся, блог требует определенных принципов оформления (внешне-зрительные критерии к оформлению персонального блога педагога были представлены нами в статье «Блог учителя в профессиональной педагогической деятельности» [8]), несоблюдение которых затрудняет личностный рост участников образовательного процесса. Социальный компонент представлен на блоге элементами и инструментами (анкеты, опросники, чаты, формы связи, ссылка на электронную почту педагога и пр.) обратной связи для осуществления взаимодействия между учителем и обучающимися, совместного планирования деятельности (пользователи ориентируют педагога в размещении необходимых материалов, педагог публикует материалы в соответствии с потребностями пользователей блога), установления сотрудничества в процессе взаимодействия. Психодидактический компонент представлен содержанием образовательного процесса (в данном случае это система заданий и упражнений), способами действий, осваиваемых участниками образовательного процесса, и организацией обучения через совокупность форм, методов и средств организации деятельности пользователей блога педагога.

Таким образом, создание педагогом образовательной среды средствами персонального блога, учитывающей потребности активных пользователей, предоставляет возможности для образования и эффективного саморазвития всех участников образовательного процесса. Так,

педагог работает по подбору и созданию соответствующих материалов (т.е. таких, которые отвечают целям образования, содержанию, особенностям пользователей блога и др.), а также дальнейшему их размещению на страницах блога (т.е. самостоятельная реализация технологий). В свою очередь пользователи блога осваивают материалы самостоятельно и становятся реальными субъектами своего развития.

Вторым педагогическим условием является методическое сопровождение в процессе освоения педагогами персонального блога.

В определении понятия «методическое сопровождение» мы придерживаемся Е.С. Донских, по мнению которой, методическое сопровождение - это взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности. Однако в рамках нашего исследования данное определение требует некоторого уточнения, заключающегося в том, что указанное взаимодействие направлено на разрешение не любых проблем, возникающих в ходе осуществления профессиональной деятельности, а именно тех, которые связаны с освоением персонального блога и осуществлением профессиональной деятельности с использованием персонального блога педагога. При этом сопровождающим во взаимодействии является методист (сопровождающий в узком значении) или педагог-«эксперт» (сопровождающий в широком значении). Мы намеренно заявляем методиста и педагога-«эксперта», поскольку не во всех образовательных организациях есть методисты, его роль в некоторых случаях может взять на себя педагог. При этом педагог не всегда является профессиональным 1Т-специалистом. Он (педагог) прежде всего учитель-предметник, но создавший блог, освоивший технологии работы с ним на достаточном уровне, чтобы наполнять его самостоятельно, использовать в практической деятельности, а также передавать знания и опыт в данной области деятельности коллегам. Учителя же перенимают зна-

о ¡£

о ф

т

о ^

о

X

X ф

ь

о

X .0

5? =

о £

8«3 е

О .0

ах

С .0

Л го

¡3

О. ф

о н

к го ^ а.

ей ^

^ I.

го

ч ф

с

е!

ГО со чо

I— о

0

X

ф

>

го

1

С)

ния через непосредственное личное (беседы, встречи, семинары, мастер-классы, консультации и др.) и дистанционное (электронная почта, Skype, вебинары, чаты, онлайн-встречи, собрания и др.) взаимодействие; материалы информационного, разъяснительного и просвещенческого характера (обучающие видео- и аудиоуроки, алгоритмы, презентации, инструкции, рекомендации, учебные пособия, лабораторные работы и пр.). Предоставляя материалы, взаимодействуя с коллегами, сопровождающий следит за происходящими изменениями в личностях коллег через их блоги.

Таким образом, недирективное управление деятельностью педагогов-владельцев блогов при их максимальной самостоятельной активности в рамках обеспечения методического сопровождения позволяет каждой категории участников взаимодействия (сопровождающему и сопровождаемым) добиться желаемых результатов в процессе реализации данного условия.

Третьим педагогическим условием является включение педагогов в процесс творческой самореализации в профессиональной деятельности с использованием персонального блога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ работ ученых и диссертационных исследований (Л.В. Ведерниковой [2], О.В. Дедюхиной [3] и др.) позволил сделать вывод, что самореализация - это активность личности, которая: 1) подразумевает реализацию возможностей личности; 2) имеет направленность на саму личность и ее окружение; 3) проявляется в самостоятельной деятельности; 4) сопровождается участием третьих лиц для оказания необходимой помощи в осуществлении позитивных возможностей (например, создание материально-технических условий).

Рассмотрение процесса самореализации возможно только в единстве с процессом творчества (А. Адлер и Д. Келлер). В связи с этим принимаем за основу определение, данное М.Н. Со-гомонян, и под творческой самореализацией понимаем «процесс осуществления творческих замыслов для достижения намеченных целей в решении лич-

но значимых педагогических проблем, позволяющих личности максимально полно реализовать свой творческий потенциал» [11].

В нашем исследовании творческая самореализация понимается как максимальная адаптация личности педагога к ведению и реализации персонального блога в профессиональной деятельности, что ведет к активному пользованию блогом самим педагогом и аудиторией обучающихся.

Творческая самореализация не может осуществляться стихийно. Для ее эффективного протекания необходимы направляемые и координируемые мероприятия, целью которых является перенос знаний и умений учителей в новую ситуацию, выявление новых проблем в знакомой ситуации, анализ педагогических явлений и фактов, выделение их составляющих, выявление рациональных основ решений и рекомендаций и др. Организация названного может быть выражена следующими формами: методические советы, проблемные семинары и практикумы, изучение опыта коллег, дебаты, круглые столы, мастер-классы, конкурсы, проведение открытых и показательных уроков и др. с участием учителей.

Выделенная совокупность мероприятий может быть дополнена написанием статей учителями, обобщением опыта деятельности, выступлениями на конференциях и др., основной целью которых является активизация рефлексивных умений собственной деятельности, изучение опыта деятельности коллег, оценка личных достижений и достижений других педагогов, распространение опыта, обучение и просвещение коллег, оказание помощи для них в вопросах образования в целом и методики преподавания конкретного предмета в частности. Целесообразным является проведение мероприятия с совместным участием новичков и опытных педагогов, использующих блоги; мероприятия для педагогов-блоггеров и педагогов, не использующих блог по каким-либо причинам. Педагогам следует предлагать быть ведущими данных мероприятий, активно участвовать

в организации мероприятий и оказывать помощь в их проведении с целью обмена опытом и популяризации использования персональных блогов для решения педагогических задач, а также с целью массового внедрения указанного средства в образовательную практику.

Таким образом, комплекс выявленных и обоснованных педагогических условий имеет положительно-результативное влияние на эффективность функционирования модели формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом.

Библиографический список

1. Белов, С.А. Формирование коммуникативной составляющей ИКТ-компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Белов. - Барнаул, 2014. - 190 с.

2. Ведерникова, Л.В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Л.В. Ведерникова. - М., 2001. - 274 с.

3. Дедюхина, О.В. Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Дедюхина. - Н. Новгород, 2005. - 177 с.

4. Исакова, С.Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Исакова. - Н. Новгород, 2005. - 258 с.

5. Крюков, М.П. Формирование технологических компетенций будущих специалистов-техников на основе задачного обучения [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.П. Крюков. - Астрахань, 2011. - 183 с.

6. Макарова, М.П. Формирование технологической компетентности бакалавров агроинженер-ного профиля [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / М.П. Макарова. - М., 2012. - 235 с.

7. Максимова, Н.А. Использование педагогических блогов в системе формирования информационно-образовательной среды учебного заведения [Текст] / Н.А. Максимова // Современный проблемы науки и образования. - № 2. - 2014. - C. 14-16. о

8. Науменко, Л.С. Блог учителя в профессиональной педагогической деятельности [Текст] / tu Л.С. Науменко // Мир науки, культуры, образования, 2014. - № 5. - С. 61-67.

т

о

9. Оразалина, З.З. Формирование технологической готовности преподавателя вуза к использо- § ванию виртуальной образовательной среды при кредитной технологии обучения (на примере респу- * блики Казахстан) [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / З.З. Оразалина. - Барнаул, 2015. - 248 с. ^

10. Павлова, Н.А. Формирование технологической готовности учителей начальных классов на основе межпредметных связей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Павлова. - Йошкар-Ола, 2012. - 228 с.

11. Согомонян, М.Н. Технологии творческой самореализации личности: учеб. пособие для студ. всех форм обучения специальности «Организация работы с молодежью» [Текст] / М.Н. Согомонян; Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2010. - 108 с.

12. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. - Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.

13. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

References

1. Belov S.A. Formation communicative element of the IT-competence of the future teachers of professional education with the help of the blog. Dis ... cand. of sciences (Education). Barnaul, 2014. P. 190. [in Russian].

2. Vedernikova L.V. Formation of the teacher's value orientations toward the realization in the pedagogical activity. Dis ... doctor. of sciences (Education). M., 2001. P. 274.[in Russian].

3. Dedukhina O.V. Creative self- realization of the teacher-musician in the process of adaptation. Dis ... cand. of sciences (Education). N. Novgorod, 2005. P. 177. [in Russian].

о

X -О

5 £

О .0 Q.I С -Q

с; га х о

X

Q. ф

о н

CK го s а. ей ^

gro

ф Го

3 ф о с

Е °

ei

ГО со ЧО fe

I— о

4. Isakova S.N. Formation of technological competence of the students in pedagogical college to the use of the info-communicative technologies in profession. Dis. ...cand. of sciences (Education). N.Novgorod, 2005. P. 258. [in Russian].

5. Krukov M.P. Formation of technological competence of the future technical specialists on the base of the tests education. Dis. .cand. of sciences (Education). Astrahan, 2011. P. 183. [in Russian].

6. Makarova M.P. Formation of technological competence of the bachelor in agroengneering section. Dis. .cand. of sciences (Education). Moscow, 2012. P. 235. [in Russian].

7. Maksimova N.A. The usage of the pedagogical blogs in the system of formation of the info-educationalsurroundings of the educational institution. Sovremennyieproblemy nauki i obrazovania, 2014. № 2. P. 14-16.[in Russian].

8. Naumenko, L.S. Teacher's blog in the practical sphere of his work. Mir nauki, kultury i obrazovaniya, 2014. № 5. P. 61-67. [in Russian].

9. Orazalina Z.Z. Formation of the technological readiness of the university teacher to the use of the virtual educational surroundings (by the example the Republic of Kazakhstan). Dis. .cand. of sciences (Education). Barnaul, 2015. P. 248.

10. Pavlova N.A. Formation of the technological readiness of the teachers in the elementary school on the base of inter-subject connections. Dis. .cand. of sciences (Education). Yoshkar-Ola, 2012. P. 235.

11. Sogomonyan M.N. Technology of creative self-realization: students' book of all forms of education the speciality «Organization of the work with youngsters». Uzh.-Ros. gos. techn. yun-t (NPI). Novocherkassk: URGTU (NPI), 2010. P. 108. [in Russian].

12. Yakovlev E.V., Yakovlev N.O. Pedagogical research: content and presentation of the results. Chelyabinsk: Isd-vo RBIU, 2010. P. 316. [in Russian].

13. Yasvin, V.A. Educational environment: from modelling to projecting. M.: Smisl, 2001. P. 365.

Сведения об авторе: Науменко Людмила Сергеевна,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 115,

г. Челябинск, Российская Федерация.

Ктай: [email protected]

Information about the author: Naumenko Ludmila Sergeevna,

Teacher

of English,

School № 115,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

x

<u

S >.

го I

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.