Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования нравственных качеств у подростков во внеурочной деятельности'

Педагогические условия формирования нравственных качеств у подростков во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MORAL EDUCATION / FORMATION OF MORAL QUALITIES / ADOLESCENT AGE / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ус Оксана Александровна

Рассматривается проблема формирования нравственных качеств у подростков. Особо акцентируется внимание на внеучебной деятельности общеобразовательной организации как среды воспитательной работы. В данном контексте выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность решения названной проблемы. В авторском представлении педагогические условия охарактеризованы как трехуровневая иерархическая система, в которой каждый последующий уровень раскрывает и конкретизирует содержание предыдущего. Показаны содержание, специфика и взаимосвязь содержания педагогических условий, относящихся к выделенным уровням.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ус Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF MORAL QUALITIES AT ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Formation of moral qualities at adolescents is considered. The attention is especially focused on extracurricular activities of the general education organization as environment of educational work. In this context the pedagogical conditions providing efficiency of the solution of the called problem are allocated. In author's representation pedagogical conditions are characterized as three-level hierarchical system in which each subsequent level discloses and concretizes the content of previous. The author shows contents, specifics and interrelation of the pedagogical conditions relating to the allocated levels.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования нравственных качеств у подростков во внеурочной деятельности»

УДК 37.034 ББК 74.200.51 У 74

О.А. Ус

Старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматривается проблема формирования нравственных качеств у подростков. Особо акцентируется внимание на внеучебной деятельности общеобразовательной организации как среды воспитательной работы. В данном контексте выделены педагогические условия, обеспечивающие эффективность решения названной проблемы. В авторском представлении педагогические условия охарактеризованы как трехуровневая иерархическая система, в которой каждый последующий уровень раскрывает и конкретизирует содержание предыдущего. Показаны содержание, специфика и взаимосвязь содержания педагогических условий, относящихся к выделенным уровням.

Ключевые слова: нравственное воспитание, формирование нравственных качеств, подростковый возраст, педагогические условия, внеучебная деятельность.

O.A. Us

Senior teacher of Department of the General and Social Pedagogy of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics of the Kuban State University; E-mail: snkhazova@gmail.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF MORAL QUALITIES AT ADOLESCENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract. Formation of moral qualities at adolescents is considered. The attention is especially focused on extracurricular activities of the general education organization as environment of educational work. In this context the pedagogical conditions providing efficiency of the solution of the called problem are allocated. In author's representation pedagogical conditions are characterized as three-level hierarchical system in which each subsequent level discloses and concretizes the content of previous. The author shows contents, specifics and interrelation of the pedagogical conditions relating to the allocated levels.

Keywords: Moral education, formation of moral qualities, adolescent age, pedagogical conditions, extracurricular activities.

Последствия влияния социально-экономических и политических факторов на подрастающее поколение детей подросткового возраста определяют сложности с реализацией

правильного духовно-нравственного выбора. Ученые с тревогой отмечают духовно-нравственный кризис в современной подростковой среде [1-4 и др.]. На современном этапе

развития российского общества все еще констатируется духовный вакуум, нравственная неопределенность, отсутствие четких идей и моральных ориентиров. Это существенно усложняет выбор правильного нравственного идеала для подростков.

Несмотря на то что по проблеме формирования нравственных качеств у подростков накоплен богатый научный фонд знаний, приходится констатировать, что он объективно устарел в силу социальных модернизаций и преобразований в российском обществе. Поэтому крайне важно развивать инновационные подходы к развитию нравственных качеств подростков, адекватные условиям современной действительности. Анализ литературы последних лет дает основания полагать, что на современном этапе развития педагогики можно встретить достаточно много инновационных методических разработок, правда не всегда имеющих научное обоснование [5]. Таким образом, вопрос поиска и создания в образовательных организациях педагогических условий формирования нравственных качеств у подростков во внеучебной деятельности является актуальным и социально значимым.

В наиболее общем понимании дефиниция «условие» трактуется как обстоятельство, от которого зависит объект или ситуация, в которой происходит то или иное явление [6]. Немного иная интерпретация содержится в педагогическом словаре: в качестве условий признаются «внешние и внутренние обстоятельства, благоприятно влияющие или сдерживающие действие таких факторов развития, как готовность к осуществлению деятельности, стимулирующая окружающая среда и ресурсная обеспеченность, а также технологии, методики, средства обучения и др.» [7]. Целый ряд исследователей (А.Ф. Аменд, Н.Ю. Посталюк, Н.М. Яковлева и

др.) определяют условие как совокупность мер, способствующих повышению эффективности педагогического процесса.

Анализ и обобщение результатов исследований позволяют рассматривать педагогические условия как множество внешних и внутренних обстоятельств, объединенных в границах учебно-воспитательного процесса, создание которых обеспечивает эффективность данного процесса. В качестве такого типа обстоятельств следует рассматривать использование педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, содержания образования, особенностей психологического микроклимата для целенаправленного педагогического воздействия на учащихся.

Совокупность образовательных условий, обеспечивающих решение конкретных педагогических задач, определяется: 1) сущностью формируемого качества личности как цели деятельности и закономерностями его развития; 2) спецификой среды, организационных условий и субъектов деятельности учреждений, в которых осуществляется деятельность. С учетом выбранной для исследований проблемы большое значение отводится условиям, адекватным принципам реализации закономерностей развития личности подростков, способствующим развитию нравственных качеств, опоре на возрастные особенности подростков, что позволит воспитать необходимые нравственные качества во внеурочной деятельности.

Анализ научных исследований, посвященных сущности и содержанию педагогических условий, позволяет установить структуру педагогических условий нравственного воспитания подростков во внеучеб-ной деятельности. Они представляют собой иерархическую систему принципов, требований к образовательному процессу, методов и

форм воспитания, состоящую из трех уровней. Ниже рассмотрим их подробнее.

Первый уровень включает общепедагогические условия, представленные принципами организации нравственного воспитания подростков.

Проблема изучения педагогических принципов была объектом внимания многих авторов (В.И. За-гвязинский, А.В. Усова, И.Я. Лер-нер, Б.С. Гершунский, Б.А. Алтухова, Л.М. Перминова, М.Д. Даммер и др.). Основу выдвигаемого нами первого уровня педагогических условий составляет идея о том, что адаптация человека к обучению лежит в основе всего процесса воспитания и обучения. В связи с этим необходимы специальные усилия педагогов по адаптации подростков к внеурочной деятельности [8].

Анализ и обобщение данных научной литературы позволяют констатировать, что при организации нравственного воспитания подростков во внеурочной деятельности следует опираться на следующие принципы:

- природосообразности (реализация данного принципа требует, чтобы воспитание человека было адекватно объективным закономерностями его развития в природе);

- культуросообразности (использование в педагогической практике данного принципа ставит во главу угла общечеловеческие ценности в процессе воспитания; данный принцип учитывает особенности этнической и региональной культур, ставит своей целью приобщение человека к различным пластам культуры, наработанным человечеством);

- вариативности социального воспитания (следование данному принципу в процессе воспитания предполагает создание необходимых условий для всестороннего развития и духовно-нравственной ориентации человека на всех уровнях власти с учетом общечеловеческих

норм, этнических особенностей, местных условий и с использованием педагогического потенциала в воспитательных организациях).

- связи воспитания с жизнью (соблюдение данного принципа требует, чтобы воспитание отвечало требованиям общества, перспективам его развития и потребностям; реализация данного принципа требует установления целей воспитания с учетом государственных и личностных требований; организация воспитания в соответствии с данным принципом требует распространения воспитания на учащихся в границах более широких, нежели те, которыми располагает школьная среда);

- единства и согласованности воспитательного воздействия (в соответствии с данным принципом определяется необходимость координации усилий школы, семьи и социума в деле воспитания подрастающего поколения; соблюдение этого принципа предполагает интеграцию и согласованность требований субъектов воспитательной деятельности на основе взаимопомощи и поддержки);

- педагогического оптимизма (построение воспитательного процесса в соответствии с данным принципом опирается на положительные качества учащегося, поощрение его достоинств, проектирование и использование в педагогической практике оптимистического климата).

Педагогические условия второго уровня описывают специфические требования к организации и содержанию внеурочной воспитательной деятельности, обеспечивающей реализацию выделенных принципов. Реализация данного педагогического условия предполагает соблюдение системы требований, ориентированных на организацию и содержание внеурочной воспитательной деятельности.

На основе анализа педагогической литературы, посвященной

вопросам воспитания нравственных качеств у подростков, с учетом выявленных возрастных особенностей детей подросткового возраста и практически обоснованных целевых ориентиров нравственного воспитания подростков, нами сформулировано представление о педагогических условиях второго уровня:

1) обусловленность задач, форм и методов воспитательной деятельности возрастными факторами формирования нравственных качеств у подростков;

2) отношение к нравственным качествам в ситуационно-культурном контексте, учет культурных особенностей возрастных групп (субкультурных особенностей), социально-культурного кластера (специфическое содержание требования);

3) обусловленность задач, форм и методов воспитательной деятельности индивидуальными и групповыми причинами (факторами, мотивами) формирования качеств у подростков проявляется в разработке индивидуально-дифференцированных воспитательных маршрутов;

4) компетентностная ориентация воспитательной деятельности: включение в содержание воспитательной деятельности образовательного компонента, направленного на формирование необходимых воспитательных компетенций у подростков (родителей и педагогов как субъектов, сопровождающих данный процесс);

5) обеспечение единства требований семьи и школы к формированию нравственных качеств у подростков в школьной и внешкольной воспитательной деятельности (воспитательных воздействий образовательной организации и семьи) через организацию педагогического взаимодействия подростков, их родителей и педагогов (создание разновозрастных систем: «родитель-педагог-ребенок», «ребенок-ребенок»);

6) доверие взрослыми субъектами воспитательной деятельности воспитательных функций подростку через организацию и педагогическое сопровождение воспитывающего взаимодействия подростков и младших школьников.

Каждое из требований отражает специфику содержания как элемента технологии воспитания нравственных качеств у подростков.

Педагогические условия третьего уровня отражают использование соответствующих форм и методов воспитания нравственных качеств у подростков, посредством которых обеспечивается соответствие внеу-чебной деятельности требованиям, (характеристикам) отраженным на предыдущем уровне. Для решения задач воспитания нравственных качеств у подростков во внеурочной деятельности предлагается использовать следующие методы воспитания:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера, убеждение);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (ролевая игра, кейс, нравственные дилеммы, создание воспитывающих ситуации, ситуация соотнесения, ситуация свободного выбора, тренинг, шефство, коллективное творческое дело);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (создание ситуаций успеха, поощрение, метод положительного примера, метод одобрения, поощрение, упражнение, поручение, метод переключения, метод создания воспитывающих ситуаций, метод переключения с негативных на иные виды деятельности, методы вовлечения в практическую деятельность);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование);

- методы самовоспитания (рефлексия, самоубеждение (самопродуцируемые убеждения)) [9-11].

Таким образом, определены педагогические условия формирования нравственных качеств у подростков во внеучебной работе. Это: 1) общепедагогические условия, представленные принципами организации нравственного воспитания подростков; 2) педагогические условия второго уровня (специфические требования к организации и содержанию внеучебной воспитательной деятельности, обеспечивающей реализацию принципов организации нравственного воспитания подростков); 3) педагогическое условие третьего уровня (использование соответствующих форм и методов воспитания

нравственных качеств у подростков, посредством которых обеспечивается соответствие внеурочной деятельности требованиям к ее организации и содержанию).

Представленные условия в достаточной степени взаимосвязаны сущностно и процессуально: трудно представить себе успешное воспитание нравственных качеств у подростков без использования общепедагогических принципов и проектирования необходимого содержания внеурочной работы, а также необходимых для этого форм и методов. Наличие подобных внутренних связей позволяет организовать целостный процесс формирования нравственных качеств личности у подростков во внеучеб-ной деятельности.

Примечания:

1. Аржаных Е.В. Место духовно-нравственного воспитания в школьной программе обучения // Дети и общество: социальная реальность и новации: сб. докл. на Всерос. конф. с междунар. участием. М.: РОС, 2014. С. 215-224.

2. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Высшие ценности Российского государства: науч. монография. М.: Научный эксперт, 2012.

3. Катаева Т.Н. Возрождение семейных ценностей в условиях преодоления духовного кризиса современного общества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-вои СибАК, 2014. № 4(39). Ч. II.

4. Кравчёнок И.А., Михальчук С.Н. Семейные ценности как фактор духовно-нравственного воспитания ребенка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2012. Ч. III.

5. Маслов С.И. Дидактическое основания духовно-нравственного воспитания. (Концептуальные основы духовно-нравственного воспитания) // Педагогика. 2008. № 9. С. 46-51.

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. 24-е изд., испр. М.: ОНИКС 21 век: Мир и Образование, 2003. 896 с.

7. Педагогический словарь: учеб. пособие / В.И. Загвязинский [и др.]. М.: Академия, 2008. 352 с.

8. Руденко Г.В. К вопросу об общих принципах педагогики // Ученые записки: научно-теоретический журнал. 2011. № 6(76). С. 139-142.

9. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / под ред. Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, Э.И. Моносзона. М.: Педагогика, 1980. 224 с.

10. Сластенин В.А. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд. стер. М.: Академия, 2003. 576 с.

11. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1997. 512 с.

References:

1. Arzhanykh E.V. The place of spiritual and moral education in the school curriculum // Children and Society: Social Reality and Innovations: Collection of reports on All-Russia conf. with intern. participation. M.: ROS, 2014. P. 215-224.

2. Bagdasaryan V.E., Sulakshin S.S. The highest values of the Russian state: a scientific monograph. M.: Scientific expert, 2012.

3. Kataeva T.N. Revival of family values in conditions of overcoming the spiritual crisis of the modern society // Person, family and society: issues of Pedagogy and Psychology: coll. of art. on the materials of the 39th intern. scient. and pract. conf. Novosibirsk: SibAK Publishing House, 2014. No. 4 (39). Part II.

4. Kravchyonok I.A., Mikhalchuk S.N. Family values as a factor of the spiritual and moral education of the child // Person, family and society: the issues of Pedagogy and Psychology: coll. of art. on the materials of the 39th intern. scient. and pract. conf. Novosibirsk: Publishing house SibAK, 2012. Part III.

5. Maslov S.I. Didactic foundations of spiritual and moral education. (Conceptual foundations of spiritual and moral education) // Pedagogy. 2008. No. 9. P. 46-51.

6. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language: approx. 53 000 words. The 24th ed., rev. M.: ONYX 21 century: Mir I Obrazovanie, 2003. 896 pp.

7. Pedagogical dictionary: a textbook / V.I. Zagvyazinsky [etc.]. M.: Academia, 2008. 352 pp.

8. Rudenko G.V. On the problem of general principles of Pedagogy // Scientific notes: scientific-theoretical journal. 2011. No. 6 (76). P. 139-142.

9. Problems of teaching methods in a modern comprehensive school / ed. by Yu.K. Babansky, I.D. Zverev, E.I. Monoszon. M.: Pedagogika, 1980. 224 pp.

10. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogy: a textbook for students of higher ped. training institutions / ed. by V.A. Slastenin. The 2d ed., ster. M.: Academia, 2003. 576 pp.

11. Kharlamov I.F. Pedagogy: a textbook. The 3d ed., revised and enlarged. M.: Yurist, 1997. 512 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.