Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межкультурная компетенция / высшее образование / преподавание английского языка / игровой менеджмент / профессиональное творчество / intercultural competence / higher education / teaching English / game management / professional creativity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т Ф. Мудрая, Н Е. Южакова

The article is dedicated to problems of how to form intercultural competence in undergraduate students at a university. The analysis of scientific publications and pedagogical experience indicates that the use of dialogue forms and the game management in the learning process of undergraduate students lead to the effective formation of communicative competences and activation of their thinking. The success of this pedagogical condition is based on the fact that the game takes place in interactive environment in which the student’s potential is accumulated and consolidated in the process of finding successful solutions to solve communicative problems. The participant is able to overcome the language barrier, enriches his personal experience by making mistakes and correcting them on his own. The use of the variety of teaching tools and methods by a teacher helps to increase effectiveness of the formation of intercultural competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т Ф. Мудрая, Н Е. Южакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF THE UNDERGRADUATE STUDENTS AT A UNUVERSITY

Статья посвящена педагогическим условиям формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в период обучения в вузе. Анализ научных публикаций и педагогического опыта указывает на то, что включение диалоговых форм и игрового менеджмента в процесс обучения студентов бакалавров способствует эффективному формированию коммуникативных компетенций, активизации их мышления. Успех этого педагогического условия заключается в том, что игра происходит в условиях интерактивности, в которых весь потенциал студента аккумулируется и закрепляется в процессе поиска удачных решений коммуникативных задач, в результате чего участник преодолевает языковой барьер, забывая о нем, обогащает свой личный опыт, делая ошибки и мгновенно и самостоятельно исправляя их. Применение педагогом разнообразных средств и способов обучения способствует повышению эффективности формирования межкультурной компетенции, по этой причине еще одним педагогическим условием педагогической модели является использование аудиовизуальных средств.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

осмыслить и интерпретировать исторический материал. Содержание мышления раскрывается в понятиях, основанных на представлениях (С.Л. Рубинштейн). Фактически в процессе творческого преобразования представлений человек получает новые знания, новый результат

Один из видов мышления - историческое мышление.

Обратимся к его основным трактовкам:

- интеллектуальная деятельность человека, направленная на осмысление прошлого, - анализ настоящего и прогноз будущего (И.Я. Лернер);

- особая когнитивная деятельность в виде способности личности отражать факты, объекты и события истории во взаимосвязи, изменении и развитии «в историческом времени и в историческом пространстве» [10, с. 347];

- «сложный, интеллектуальный процесс опосредованного обобщенного отражения прошлого, вбирающий в себя совокупность различных видов мыслительной деятельности (В.В. Барабанов, Н.Н. Лазукова)» [10, с. 347].

Фактически историческое мышление позволяет сформировать теоретические понятия, обобщения в едином мыслительном процессе применения операций анализа, сравнения, обобщения, синтеза, абстрагирования, ведущему к расширению знания объективной реальности в ее свойствах и закономерностях. Этот процесс осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

Мышление, таким образом, предполагает умение личности проанализировать, критически осмыслить, оценить исторические явления, структурировать и

Библиографический список

сохранить их в сознании. Поэтому чрезвычайно важным является знание фактического исторического материала. При этом историческое мышление «связано с историческим сознанием, понимаемым как система ориентаций в мире под углом зрения истории, умение оценивать события и факты сквозь призму истории (И.Я. Лернер)» [10, с. 349]. Его элементами являются «совокупность исторических знаний и представлений; освоенная методология исторического, социального познания; историческое осмысление современных социальных явлений...» [11, с. 19].

Многие современные исследователи отмечают, что для успешного формирования личностей подрастающего поколения недостаточно вовлекать обучаемых в воспитательную работу, необходимо осуществлять патриотическое воспитание и развитие зрелой нравственной личности средствами школьных и вузовских предметов. Так, Л.П. Гадзаова предлагает осуществлять данный процесс средствами иностранного языка [11-14].

В заключение отметим, что историческое мышление предполагает наличие у обучающегося учебной самостоятельности, исторического сознания, умения делать выбор и принимать на себя ответственность за него, сформированного ценностного сознания личности. Процесс гражданско-патриотического воспитания позволяет формировать данные качества.

Таким образом, целесообразно подчеркнуть, что историческое мышление является основой, определяющей процесс гражданско-патриотического воспитания обучающихся на разных ступенях обучения.

1. Об образовании в Российской Федерации. ФЗ № 273. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Данилюк A^., Кондаков AM, Тишков ВА Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2009.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г № 996-р Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260

4. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

5. Гаязов A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы. Челябинск: Издательство Челябинского государственного педаогогического университета «Факел», 1995.

6. Караковский ВА Воспитай гражданина. Москва: Московский рабочий, 1987.

7. Ковешникова О.Т. Гражданское самоопределение старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам. Aвтореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Волгоград, 2013.

8. Разбегаев П.В. Патриотизм как ключевой фактор воспитания: нормативно-правовой аспект. Мир науки, культуры, образования. 2021: № 5 (90): 148-150.

9. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Mосква: Просвещение, 1982.

10. Бондаренко A.T, Самоходкина Т.В. Историческое мышление как результат школьного исторического образования. Нижнее Поволжье и Волго-Донское междуречье на перекрестке цивилизаций, культур, исторических альтернатив и природных ландшафтов: сборник научных трудов. Волгоград: ООО Бланк, 2018: 346-352.

11. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования. Преподавание истории в школе. 1988: № 4: 18-24.

12. Гадзаова Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014: № 2: 107-112.

13. Гадзаова Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза. Владикавказ: Издательство «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», 2015.

14. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. FZ № 273. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnostigrazhdanina Rossii. Moskva: Prosveschenie, 2009.

3. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 maya 2015 g. № 996-r Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70957260

4. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 9 noyabrya 2022 g. № 809. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

5. Gayazov A.S. Formirovanie grazhdanina: teoriya, praktika, problemy. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedaogogicheskogo universiteta «Fakel», 1995.

6. Karakovskij V.A. Vospitaj grazhdanina. Moskva: Moskovskij rabochij, 1987.

7. Koveshnikova O.T. Grazhdanskoe samoopredelenie starsheklassnikov v obuchenii social'no-gumanitarnym disciplinam. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Volgograd, 2013.

8. Razbegaev P.V. Patriotizm kak klyuchevoj faktor vospitaniya: normativno-pravovoj aspekt. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021: № 5 (90): 148-150.

9. Lerner I.Ya. Razvitie myshleniya uchaschihsya v processe obucheniya istorii. Moskva: Prosveschenie, 1982.

10. Bondarenko A.G., Samohodkina T.V. Istoricheskoe myshlenie kak rezul'tat shkol'nogo istoricheskogo obrazovaniya. Nizhnee Povolzh'e i Volgo-Donskoe mezhdurech'e na perekrestke civilizacij, kul'tur, istoricheskih alternativ iprirodnyh landshaftov: sbornik nauchnyh trudov. Volgograd: oOo Blank, 2018: 346-352.

11. Lerner I.Ya. Istoricheskoe soznanie i usloviya ego formirovaniya. Prepodavanie istorii v shkole. 1988: № 4: 18-24.

12. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014: № 2: 107-112.

13. Gadzaova L.P. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti i professional'noj ustojchivosti novogo pokoleniya studentov vuza. Vladikavkaz: Izdatel'stvo «Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova», 2015.

14. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 30.01.24

УДК 378

Mudraya T.F., Cand. of Sciences (Philology), teacher, Department of the English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: TFMudraya@fa.ru

Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of the English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NYuzhakova@fa.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF INTERCULTURAL COMPETENCE OF THE UNDERGRADUATE STUDENTS AT A UNUVERSITY.

The article is dedicated to problems of how to form intercultural competence in undergraduate students at a university. The analysis of scientific publications and pedagogical experience indicates that the use of dialogue forms and the game management in the learning process of undergraduate students lead to the effective formation of communicative competences and activation of their thinking. The success of this pedagogical condition is based on the fact that the game takes place in

interactive environment in which the student's potential is accumulated and consolidated in the process of finding successful solutions to solve communicative problems. The participant is able to overcome the language barrier, enriches his personal experience by making mistakes and correcting them on his own. The use of the variety of teaching tools and methods by a teacher helps to increase effectiveness of the formation of intercultural competence.

Key words: intercultural competence, higher education, teaching English, game management, professional creativity

Т.Ф. Мудрая, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: TFMudraya@fa.ru

Н.Е. Южакоеа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NYuzhakova@fa.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена педагогическим условиям формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в период обучения в вузе. Анализ научных публикаций и педагогического опыта указывает на то, что включение диалоговых форм и игрового менеджмента в процесс обучения студентов бакалавров способствует эффективному формированию коммуникативных компетенций, активизации их мышления. Успех этого педагогического условия заключается в том, что игра происходит в условиях интерактивности, в которых весь потенциал студента аккумулируется и закрепляется в процессе поиска удачных решений коммуникативных задач, в результате чего участник преодолевает языковой барьер, забывая о нем, обогащает свой личный опыт, делая ошибки и мгновенно и самостоятельно исправляя их. Применение педагогом разнообразных средств и способов обучения способствует повышению эффективности формирования межкультурной компетенции, по этой причине еще одним педагогическим условием педагогической модели является использование аудиовизуальных средств.

Ключевые слова: межкультурная компетенция, высшее образование, преподавание английского языка, игровой менеджмент, профессиональное творчество

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению проблемы исследования, следует обратить внимание на базовую терминологию. В педагогике (Е.Ю. Никитина, Н.Ю. Посталюк и др.) условия определяются через призму дидактических категорий, которые являются фундаментальными компонентами образовательного процесса - учебная деятельность, целеполагание в образовании и содержание образования [1-10].

Важным является замечание Е.Ю. Никитиной, что конкретные образовательные цели достигаются лишь при определенных педагогических условиях, неверно полагать, что для реализации образовательной модели достаточно случайных и разрозненных условий [7]. Это, прежде всего, связано с тем, что тема данной статьи касается формирования компетенции, эффективность данного процесса определяется правильным целеполаганием и реализацией цели, что должно сопровождаться учетом всех значимых для описываемого процесса факторов и создания необходимых условий.

В этой связи для успешного формирования рассматриваемой компетенции необходимо из всей совокупности объектов выбрать те педагогические условия, которые будут способствовать эффективному формированию межкультурной компетенции студентов-бакалавров. Данная проблематика является крайне актуальной в современных условиях функционирования высшей школы.

Цель нашей статьи заключается в исследовании педагогических условий формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в период обучения в неязыковом вузе.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, следующие:

- изучить понятие межкультурной компетенции студентов бакалавриата;

- определить место условий формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в рамках обучения студентов в вузе;

- выявить ключевые методы формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата;

- рассмотреть специфику формирования межкультурной компетенции в рамках обучения студентов в вузе.

При подготовке настоящей статьи использовались теоретические методы исследования, такие как:

- анализ специальной литературы, посвященной интересующей нас проблематике;

- осмысление педагогического опыта авторов.

Научная новизна статьи заключается в выявлении основных черт процесса формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в рамках иноязычного обучения в неязыковом вузе, ключевых проблем и перспектив, существующих для его дальнейшего совершенствования.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении специфики педагогических умений формирования межкультурной компетенции как метода обучения студентов в рамках иноязычного обучения в неязыковом вузе в условиях необходимости осуществления эффективного межкультурного взаимодействия.

Практическая значимость состоит в анализе опыта педагогических условий формирования межкультурной компетенции студентов бакалавриата в рамках обучения студентов в вузе, реализации модели формирования межкультурной компетентности студентов в процессе образования.

Мы разделяем точку зрения Е.Ю. Никитиной, Н.Ю. Посталюк и др. и под понятием «педагогические условия» применительно к тематике данной работы понимаем взаимосвязанную совокупность мер, которые реализуются в образо-

вательном процессе вуза с целью формирования у студентов межкультурной компетентности [7].

В качестве главных педагогических условий для формирования иноязычной компетенции студентов бакалавров предложены следующие (рис. 1):

Рис. 1. Условия для формирования иноязычной компетенции студентов бакалавров

Далее углубимся в подробный анализ обозначенных педагогических условий. Рассмотрим многоаспектный феномен диалога для изучения актуализации иноязычной диалоговой культуры студентов. Значимость диалога обусловлена тем, что именно в диалоговой форме наилучшим образом развивается межкультурная компетентность, направленная в своей сущности на коммуникативное взаимодействие.

Традиция диалога идет от античных мыслителей, которые утверждали, что о всякой вещи существует противоположное мнение, а диалог давал возможность их публично обсуждать [1]. Это создавало условия для приобретения новых знаний в процессе размышления и совместного экспериментально опыта, а не в готовом виде. Сущность и роль диалога как педагогического средства в образовательном процессе закреплены в следующих суждениях:

а) обращение к диалогу обусловлено естественной потребностью человека к развитию, общению, самостоятельности;

б) диалог позволяет совместно проживать ситуации, искать в происходящем смысл, закреплять и передавать полученный опыт;

в) диалог формирует условия для антропоцентризма, развивая индивидуальность человека через сопереживание;

г) диалог обеспечивает вхождение личности в культурное поле: в диалоги-зированном процессе происходит овладение и воспитание культурой [6].

Учёные (Л.П. Гадзаова [7-10] и др.) выделяют два основных компонента диалога: информационный и личностный.

Информационный компонент включает в себя:

- наличие определенной темы для диалога,

- навыки обсуждения,

- сформированные навыки конструктивного коммуникативного взаимодействия.

Личностный компонент внутреннее разделяется на содержание для преподавателя и студентов [4] (рис. 2).

- преимущественным характер подачи информации, обусловленный личностными особенностями преподавателя;

- сформированный стиль преподавания;

- наличие определенного профессионального уровня развития

- личностные коммуникативные навыки,

- индивидуальные возможности (полнота или ограничения по слуху, зрению и пр.);

- тип личности и образ мышления,

- уровень развития личности,

- мотивация и активность

Рис. 2. Реализация личностного компонента диалога

В современном образовательном процессе диалог является педагогическим инструментом,необходимым условием для организации эффективной коммуникации между субъектами образовательного процесса.

Допустимыми способами использования диалога в образовательном процессе являются организация диалога по учебной теме, развитие у обучающихся способностик формулированиювопросов,интервьюирования [3].

Осуществленная теоретико-аналитическая работа позволяет сделать вы-вод,чтоорганизация диалоговсбольшой вероятностью позволяет:

- развивать толерантные и партнерские отношения в монокультурной и межкультурной группе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышать эффективность формирования межкультурной компетенции посредством глубокого погружения в материал и высокой скорости обработки информациибезувеличения объемапередаваемой информации и др. [5].

Обратим внимание на партисипативность, которая используется преподавателем для включения студентов в совместную творческую деятельность по решению межкультурных коммуникативных задач, связанных с повышением уровня коммуникативных навыков студентов вуза в процессе профессиональной подготовки [6].

В процессе применения данного метода используются разные формы работы в ходе образовательного процесса, при которых студенты работают в группе, тренируют навык толерантного отношения к мнению своих коллег и совместному поиску рациональных решений относительно поставленной речевой или коммуникативной задачи. Как правило, такими формами работы являются круглые столы, публичные доклады с последующим обсуждением, презентации итогов коллективной студенческой работы пресс-конференции и др.). Успех предлагаемых форм заключается в применении вопросно-ответной формы, которая является ядром диалогической речи, основная цель которой состоит в обмене информа-циейнаиностранном языке.

Взаимоконтроль и взаимооценка - способ реализации контрольно-диагностического блока с участием студентов, в рамках которого текущий, промежуточный и итоговый формы контроля осуществляются не педагогом, а самими студентами, что способствует снижению напряжения в процессе образования, развитию рефлексии студентов, снижению авторитарного давления в отношениях преподаватель - студент.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что ключевой задачей педагога является применение партисипативных методов, что

Библиографический список

способствует развитию коммуникативных умений студентов, а значит - и формированию межкультурной компетентности.

Далее обратим внимание на игровые технологии. Включение игрового менеджмента в процесс обучения студентов-бакалавров является важным условиям эффективного развития межкультурной компетентности, что подтверждается обширной педагогической практикой [2].

Этимология термина «менеджмент», который в переводе с английского означает совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, отсылает нас к важной роли преподавателя в образовательном процессе, где на первый план выходит не только сообщение знаний обучаемым, но и управление образовательным процессом [2].

Методически разработанная и подготовленная игра предполагает наличие адекватных учебным задачам целей на каждый период обучения, разработанную в соответствие с ними структуру с обязательным охватом всех студентов. Важно при такой организации помнить, что игра остается лишь образовательной формой, направленной на реализацию содержания и целей образования, в нашем исследовании - формирование коммуникативной компетенции в межкультурном пространстве.

В теории по-разному классифицируются виды учебных игр [5].

Для успешной реализации педагогической модели развития межкультурной компетенции в структуру игры в образовательном процессе должны входить следующие компоненты:

- роли, определенные для участников;

- имитация реальных коммуникативных ситуаций между участниками

игры;

- сюжет (условный или конкретный сценарий) - область действительности, условно воспроизводимая в игре [7].

Анализ педагогического опыта подтверждает, что включение игрового менеджмента в процесс обучения студентов-бакалавров способствует эффективному формированию коммуникативных компетенций, активизации их мышления.

Применение педагогом разнообразных средств и способов обучения способствует повышению эффективности формирования межкультурной компетенции, по этой причине еще одним педагогическим условием педагогической модели является использование аудиовизуальных средств. В научной литературе под аудиовизуальными средствами обучения понимают совокупность технических средств записи, хранения, копирования и воспроизведения звука и изображения, используемых в процессе обучения [3].

В практике преподавания иностранных языков традиционным является применение наглядных средств - иллюстраций, таблиц, схем. В последнее время в образовательном процессе вузов широко применяются так называемые интерактивные доски, которые позволяют наиболее эффективно использовать все виды наглядности при обучении иностранного языка.

Проблема наглядности в образовательном процессе является достаточно изученной (Н.М. Шахмаев, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.И. Архангельский) и рассматривается с точки зрения общедидактического принципа сознательности обучения.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что интенсификация образовательного процесса, повышение эффективности формирования межкультурной компетенции благодаря использованию наглядных средств достигается при соблюдении ряда условий:

- наличие системного и комплексного характера применения аудиовизуальных средств;

- аудиовизуальные средства должны отвечать общей концепции, целям и задачам образовательного процесса;

- аудиовизуальные средства являются компонентом учебно-методического комплекса;

- соблюдены правила демонстрации материалов - хорошо видно и слышно всем студентам, достаточно времени на восприятие материала [4].

Неоспоримым преимуществом использования аудиовизуальных средств в процессе обучения является включение аутентичной информации. В процессе реализации рассматриваемого педагогического условия необходимо, чтобы методика работы с аудио- и видеоматериалами носила систематический характер с определенной методической целью, интенсивностью и целями демонстрации.

Овладение межкультурной коммуникативной компетентностью студентами в ходе вузовского образования позволяет повысить их общую культуру и образованность.

1. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Москва: Просвещение, 1965.

2. Дареева О.А., Дашиева С.А. Социокультурная компетенция как компонент коммуникативной компетенции. ВестникБГУ. 2009; № 15: 154-156.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. Москва: Академия, 2008.

4. Ладыжец Н.С., Неборский Е.В. Университетский барометр: мировые тенденции развития университетов и образовательной среды. Науковедение. Интернет-журнал. 2015; № 2.

5. Киреева Н.В. Понятие комбинированного речевого умения и особенности его применения на занятиях по иностранному языку в вузе. Вестник ТГУ. 2009; № 9: 276-281.

6. Лискина О.А. Преподавание иностранного языка в техническом вузе после перехода на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013; № 4 (15): 113-114.

7. Никитина Е.Ю., Афанасьева О.Ю. Педагогическое управление профессиональным образованием студентов вузов: перспективные подходы: монография. Москва: МАНПО, 2006.

8. Гадзаова Л.П. Гарантированное государственное образование и проектирование программ вузовского обучения, позволяющих определять базовые и специальные профессиональные компетенции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2014; № 2: 107-112.

9. Гадзаова Л.П. Формирование межкультурной компетентности и профессиональной устойчивости нового поколения студентов вуза. Владикавказ: Издательство «Северо-Осетинский государственный университет: им. К.Л. Хетагурова», 2015.

10. Гадзаова Л.П. Развитие нравственно-ценностных ориентаций студентов вуза средствами преподавания иностранного языка в условиях этнорегиональной системы образования. Диссертация ... доктора педагогических наук. Владикавказ, 2010.

References

1. Belyaev B.V. Ocherkipo psihologii obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Prosveschenie, 1965.

2. Dareeva O.A., Dashieva S.A. Sociokul'turnaya kompetenciya kak komponent kommunikativnoj kompetencii. VestnikBGU. 2009; № 15: 154-156.

3. Gal'skova N.D., Gez N.D. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika: uchebnoe posobie. Moskva: Akademiya, 2008.

4. Ladyzhec N.S., Neborskij E.V. Universitetskij barometr: mirovye tendencii razvitiya universitetov i obrazovatel'noj sredy. Naukovedenie. Internet-zhurnal. 2015; № 2.

5. Kireeva N.V. Ponyatie kombinirovannogo rechevogo umeniya i osobennosti ego primeneniya na zanyatiyah po inostrannomu yazyku v vuze. Vestnik TGU. 2009; № 9: 276-281.

6. Liskina O.A. Prepodavanie inostrannogo yazyka v tehnicheskom vuze posle perehoda na obuchenie v sootvetstvii s federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; № 4 (15): 113-114.

7. Nikitina E.Yu., Afanas'eva O.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie professional'nym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podhody: monografiya. Moskva: MANPO, 2006.

8. Gadzaova L.P. Garantirovannoe gosudarstvennoe obrazovanie i proektirovanie programm vuzovskogo obucheniya, pozvolyayuschih opredelyat' bazovye i special'nye professional'nye kompetencii. Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl'. 2014; № 2: 107-112.

9. Gadzaova L.P. Formirovanie mezhkul'turnoj kompetentnosti i professional'noj ustojchivosti novogo pokoleniya studentov vuza. Vladikavkaz: Izdatel'stvo «Severo-Osetinskij gosudarstvennyj universitet im. K.L. Hetagurova», 2015.

10. Gadzaova L.P. Razvitie nravstvenno-cennostnyh orientacij studentov vuza sredstvami prepodavaniya inostrannogo yazyka v usloviyah 'etnoregional'noj sistemy obrazovaniya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

Статья поступила в редакцию 24.01.24

УДК 378

Petrenko D.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Training and Sports, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

Khazova S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of General and Social Pedagogy, Kuban State University (Krasnodar, Russia),

E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

Yemelyanova I.E., Cand. of Sciences (Pedagogy), Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

SPORTS VOLUNTEERING AS A MEANS OF FORMING SOCIALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING. Based on the analysis of a wide range of sources and specialized literature on relevant topics, as well as the authors' own pedagogical experience the article examines the main potencies inherent in the student sports volunteers' activities in terms of the upbringing work results optimizing. First of all, it is said about the increasing importance of this latter in the educational process implemented by modern universities structure. The authors give an essential characteristic to the concepts "volunteering" and "sports volunteering". Based on its study, the necessity of implementing appropriate activity forms to improve the above work progress is proved. The educational potential of sports volunteering is characterized. The tasks that can be solved by its implementation are given. The latter are considered in close connection with the volunteering specific possibilities, as well as its most characteristic features.

Key words: higher education, educational work, optimization of educational work results, professional competencies, personal competencies, social competencies, sports volunteering

Д.А. Петренко, канд. пед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

С.А. Хазоеа, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

И.Е. Емельянова, канд. пед. наук, доц., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва,

E-mail: petrenkodmitr@yandexl.ru

СПОРТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

На основе анализа широкого круга источников и специальной литературы, затрагивающей соответствующую тематику, а также собственного педагогического опыта авторов в статье рассмотрены основные потенции, присущие деятельности студентов - спортивных волонтёров в плане оптимизации результатов воспитательной работы. В первую очередь говорится о возрастании важности этой, последней, в структуре образовательного процесса, реализуемого современными вузами. Затем понятиям «волонтёрство» и «спортивное волонтёрство» даётся сущностная характеристика. На основе её изучения доказывается необходимость реализации соответствующих форм деятельности для улучшения хода указанной выше работы. Характеризуется воспитательный потенциал спортивного волонтёрства. Приводятся те задачи, которые можно решить путём его реализации. Последние рассматриваются в тесной связи с конкретными возможностями волонтёрской деятельности, наиболее характерными её чертами.

Ключевые слова: высшее образование, воспитательная работа, оптимизация результатов воспитательной работы, профессиональные компетенции, личностные компетенции, социальные компетенции, спортивное волонтёрство

Актуальность темы статьи может быть обоснована фактом ускорения темпов развития современного общества (Д. Белл, О.И. Богданович, А.О. Карпов, А.С. Меркулов, В.Л. Рупосов). С данной тенденцией связано увеличение мобильности его членов [1, с. 44]. Индивид, существующий в эпоху интенсификации большинства сфер человеческой деятельности, вынужден за время своей профессиональной жизни проявлять самые различные виды активности (М.И. Васильковская, Л.Н. Гуслякова, Ю.В. Заблоцкая, Э.В. Мухина). В их число могут войти и те, которые ещё недавно были неизвестны либо не имели столь широкого распространения [2, с. 38].

Соответственно, набор профессиональных знаний, умений и навыков, полученных им на ступени высшего образования, может оказаться недостаточным для успешной деятельности (Б. Ридингс, А.Ю. Согомонов, К. Ясперс). В таких условиях сотрудники органов, осуществляющих контроль в данной сфере, администрация, методисты и преподаватели вузов должны сосредоточиться на

формировании системы личностных компетенций будущих профессионалов [3, с. 246]. Для этого, в свою очередь, необходима интенсификация воспитательной работы [4, с. 24-25].

Другой значимый тренд в истории нашей страны на протяжении ближайших десятилетий - её тесная связь с подготовкой и реализацией множества крупных спортивных событий (М.М. Абакумова, Р.Г. Абакумов, И.А. Грец, А.Г Зборовский, В.Д. Иванов, Э.В. Мухина). Ограниченные бюджеты и сроки проведения большинства из них способствовали, в свою очередь, росту значения волонтёрского движения (Е.В. Благовская, И.А. Ерина, А.В. Ермилова, И.А. Исакова, В.И. Игнатьева, Г.С. Инертбаева, К.Ю. Штырняева). В качестве социальной базы последнего выступает, прежде всего, студенческая молодёжь [5, с. 168].

Популяризация соответствующих форм активности в указанной среде и то влияние, которое они могут оказывать на жизнь и деятельность участников,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.