Зиброва Надежда Владимировна
кандидат географических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
(e-mail: vaiu@mail.ru)
Леньшин Андрей Валентинович
доктор технических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (e-mail: andrey-lenshin@yandex.ru)
Кравцов Евгений Владимирович
кандидат технических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (e-mail: EvgenijKravtsov@mail.ru)
Педагогические условия формирования компетенций у специалистов радиомониторинга при использовании информационных образовательных технологий
В статье рассматриваются требования к педагогическим условиям формирования компетенций у специалистов радиомониторинга при использовании информационных образовательных технологий. Анализируются факторы, определяющие условия реализации положений теории обучения на основе использования информационных образовательных технологий.
Ключевые слова: теория обучения, компетенции, радиомониторинг, объекты контроля, технические средства обучения.
N.V. Zibrova, Candidate of Geographics, Assistant Professor, Military Educational Research Center of Air Force «Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin»; e-mail: vaiu@mail.ru;
A.V. Lenshin, Doctor of Techniques, Assistant Professor, Military Educational Research Center of Air Force «Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin»; e-mail: andrey-lenshin@yandex.ru;
E.V. Kravtsov, Candidate of Techniques, Assistant Professor, Military Educational Research Center of Air Force «Air Force Academy named after professor N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin»; e-mail: EvgenijKravtsov@mail.ru
Formation's pedagogical conditions of competences of experts of radio monitoring when using information educational technologies
This article discusses the requirements for pedagogical conditions of formation of competences of the experts of radio monitoring when using of information technology education. The factors that determine the conditions for the implementation of the theory of learning based on the use of information technology education are analyzed.
Key words: theory of learning, competence, radio monitoring, control facilities, technical training.
При разработке модели профессиональной деятельности специалиста в области радиомониторинга, в которой используются современные образовательные
технологии, можно условно выделить две группы взаимосвязанных факторов, определяющих требования к техническим средствам обучения (ТСО) в области радиомониторинга [1; 2].
237
Первая группа факторов относится к теории обучения. При этом должны быть выполнены условия реализации положений теории в учебной деятельности, которые носят характер не только описательный (дескриптивный), но и предписывающий (прескриптивный). Для этого необходимо проанализировать основные компоненты деятельности обучаемого и обучающего: обучающее воздействие, метод обучения. Требование прескриптивности психологической теории обучения включает теоретические принципы, которые, образуя ее концептуальный остов, задают направление прескриптивных указаний. Речь идет в первую очередь о принципах, описывающих психологические механизмы обучения.
Вторая группа факторов связана с реализацией технологии компьютерного обучения, представляющей собой проекцию теории обучения на деятельность обучающего и обучаемого. Для учета этой группы факторов возникает необходимость применения закономерностей психологии непосредственно в учебном процессе в интересах решения педагогических задач с применением ТСО. Особенно это важно для разработки интеллектуальных обучающих систем. В таких системах оптимальный для каждого обучаемого метод обучения выбирается с учетом модели, отражающей его индивидуальные особенности. При этом должны быть разработаны четкие количественные критерии степени трудности задачи и меры помощи, в которой нуждается обучаемый при формировании всего множества компетенций профессиональной деятельности [3]. Таким образом, возникающие на уровне технологии обучения психологические проблемы затрагивают фундаментальные положения педагогической психологии и дидактики.
Факторы, связанные с проектированием ТСО, являются основным звеном при реализации компьютерных форм специальной подготовки [4; 5; 6; 7]. При этом можно выделить следующие уровни: концептуальный, технологический, операциональный и реализующий.
Для концептуального уровня проектирования наиболее важным является установление психологических механизмов взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе. Для технологического уровня проектирования центральными являются факторы, определяющие взаимодействие различных компонентов способа управления. Для операционального уровня наиболее существенно определение тех функций и способов их реализации, которые можно возложить на ТСО.
Для уровня педагогической реализации основной проблемой выступает перевод психолого-педагогических принципов и способов управления в конкретные обучающие воздей-
ствия [8]. Эти факторы должны учитываться в психологически обоснованной модели учебной деятельности, позволяющей по решениям обучаемых соотносить внешнюю деятельность с внутренней, сопоставлять реальную деятельность с нормативной.
При разработке ТСО определяются требования к обучающей и учебной деятельности. Если учебная деятельность, ее особенности и структура выступают в качестве объекта управления, то принципиальное значение приобретает тот факт, что обучаемый - это не только субъект, но и объект учебной деятельности. При учебной деятельности изменения в субъекте соответствуют ее целям.
Учебная деятельность по формированию компетенций специалистов радиомониторинга осуществляется путем решения специфических для этой области знаний задач. При этом решение задачи - это не цель, а средство достижения учебных целей. Такая учебная задача является компонентом учебной и обучающей деятельности, выступая как обучающее воздействие, т.е. как средство управления учебной деятельностью. В качестве обучающего воздействия она задается извне, и при этом решение доопределяется обучаемым.
При формировании модели учебной деятельности важное место должно быть уделено учету рефлексии. Большое значение имеет и межличностная форма рефлексии, включающая как интеллектуальную, так и личностную рефлексии, но направленные на другого человека. В этом случае рефлексия личности обучающего осуществляется обучаемыми на основе предъявляемых к ним требований. Высокий уровень межличностной рефлексии -необходимая предпосылка осмысления учащимся способа рассуждения обучающего, понимания им существа развертываемой перед ним деятельности. Признаком такого уровня является умение учащегося выйти за рамки непосредственно воспринимаемого и стремление воспроизвести деятельность обучающего в целом, в том числе и скрытые от непосредственного восприятия аспекты этой деятельности, например логику рассуждения.
Поэтому при формировании требований к ТСО особое внимание должно быть обращено на создание условий, стимулирующих рефлексию учащимися своей деятельности и деятельности обучающего, которая моделируется с использованием образовательных информационных технологий. При представлении модели учебной деятельности выделяют следующие этапы:
анализ содержательного, операционального и мотивационного аспектов учебной деятельности, при этом выявляются связи между такими компонентами учебной деятельности, как знания, действия и мотивы;
238
обоснование цели, средств (перечня ТСО) и задач, при этом вскрывается динамика взаимопереходов целей, результатов учебной деятельности и средств;
выделение компонентов системы, обеспечивающих определенные действия с информационным потоком, и обобщенной программы управления ими.
Такое представление в совокупности позволяет произвести всесторонний анализ структуры учебной деятельности как многомерного образования, установить условия, обеспечивающие формирование у учащихся полноценной учебной деятельности, и вытекающие из них требован ия к ТСО. Для различных типов ТСО необходимы разные уровни представления, причем по мере возрастания их интеллектуальности проектирование учебной деятельности нуждается во все большей конкретизации.
На концептуальном уровне описание модели учебной деятельности можно представить в виде содержательно-операционального описания учебной деятельности по определенному множеству учебно-тренировочных заданий, охватывающего некоторую предметную область учебной деятельности. Она содержит перечень знаний и операций, которые должны быть усвоены в процессе обучения, последовательность их усвоения,уровень сформированности. Основные функции этой модели: определение в предметной области учебной деятельности места, которого достигает обучаемый в каждый момент подготовки;
установление маршрута обучаемого с учетом основных и вспомогательных воздействий, эффективной помощи и т.д. При этом особое значение приобретает проблема достоверности измерений, учет «зашумленности» определенных показателей (ответов обучаемых).
Уточнение цели обучения применительно к данному обучаемому на концептуальном уровне означает определение некоторого интервала от нижнего предела задаваемых целей обучения, которого обязательно должен достичь обучаемый. Применительно к небольшому отрезку обучения речь может идти о ближайших целях обучения - усвоении обобщенных способов решения задач. Если обучение охватывает значительный цикл, то необходимо описывать отдаленные цели обучения. Уточнение целей предполагает:
операциональное описание продукта обучения (что должен знать и уметь делать обучаемый после цикла обучения);
процессуальное описание продукта обучения, которое дается на уровне психических процессов (как обучаемый должен решать те или иные учебные задачи, например, как он должен уметь анализировать условие задачи, планировать процесс ее решения, проверять его правильность и т.д.);
набор критериальных задач, на основе анализа процесса и результата решения которых
можно судить о том, достигнута или не достигнута намеченная цель обучения.
В основе образования компетенций лежат практические упражнения как сознательные попытки воспроизвести определенные действия. Различают два основных направления формирования компетенций [3; 8]. Первое направление предполагает использование упражнений комплексного характера на осмысленных содержательных задачах, формирует сознательную установку на овладение компетенциями профессиональной деятельности в ходе выполнения комплексных заданий, моделирующих необходимые трудовые функции. Второе направление основано на тщательной отработке всех элементов действия, для чего используются упражнения аналитического характера на стандартных элементах, формальных задачах, их решению способствует знание результата. При этом закрепляются элементы правильного действия, осуществляется их постепенное объединение в целостном действии.
При таком подходе компетенции отличаются четкостью, правильностью и прочностью, однако при объединении их в целостные действия возникают трудности, процесс обучения замедляется. При первом направлении, напротив, формирование компетенций идет медленно, а затем процесс обучения ускоряется. При этом компетенции отличаются гибкостью и легкой приспосабливаемостью.
Самосовершенствующаяся обучающая система предполагает наличие по крайней мере двух моделей - модели решения задач в определенной предметной области и модели обучаемого. Как только обучаемый приступает к работе, система должна определить, необходимо ли в данном конкретном случае устранять пробелы в его подготовке, какие рекомендации следует выдавать, а какие - нет, поскольку обучаемый не проходил еще соответствующий учебный материал.
Следует отметить, что выполнение требований к информационным образовательным технологиям предполагает представление их облика как интеллектуальных обучающих систем, область применения которых в последнее время все больше расширяется. Общей характеристике таких систем и перспективам их развития посвящено достаточно много работ (J.R. Carbonell, 1970; W. Clancey, 1982; J. Goldstein, В. Сагг, 1977; J.R. Hartley, D. Kolman, 1973; D. Sleeman, J. Brown, 1982). Для ТСО при формировании компетенций у специалистов радиомониторинга характерны следующие признаки, присущие в целом интеллектуальным обучающим системам [6]:
1. Управление осуществляется как по результату, так и по процессу, т.е. на всех этапах решения учебной задачи от ее постановки и поиска принципа решения до оценки опти-
239
мальности решения с учетом особенностей деятельности обучаемых.
2. Обеспечивается диалоговое взаимодействие с обучаемым, при котором обсуждается не только правильность тех или иных действий, но и стратегия поиска решения.
3. Осуществляется формирование динамической модели обучаемого, на основе которой реализуется рефлексивное управление обучением. Эта модель уточняется в ходе подготовки на основе текущего уровня знаний и умений и прогноза будущей деятельности обучаемого.
4. Допускается постановка обучаемым учебных задач, осуществляется управление процессом решения этих задач и задач, предъявляемых системой, с учетом достижения учебных целей.
5. Многие из этих систем по мере самообучения совершенствуют свою стратегию обучения. При реализации стратегии обучения осуществляется соотнесение систематизированного образа
обучаемого с обобщенными типами обучающих воздействий и выбор очередного воздействия.
6. Система генерирует основные и вспомогательные обучающие воздействия, осуществляет регистрацию процессуальных характеристик обучения.
Таким образом, анализ педагогических условий формирования компетенций у специалистов радиомониторинга позволит организовать управление учебным процессом на основе межкомпонентной модели, в которой стратегии обучения, как предикат, выбираются на основе результатов применения правил генерирования из модуля формирователя обучающих воздействий. Такое построение ТСО, использующих современные образовательные информационные технологии, позволит обеспечить новое качество подготовки: институциональную память как набор знаний наилучших стратегий и методов в данной предметной области.
1. Организация образовательного процесса на кафедре: метод. пособие / А. В. Леньшин, С.А. Попов, Н.В. Зиброва, В.П. Сидорчук; под ред. Г.В. Зиброва. Воронеж, 2013.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
3. Кравцов Е.В., Нагалин А.В., Сенюков Г.А. Концептуальная модель оптимизации временных затрат на формирование компетенций на примере подготовки специалистов технической защиты информации // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2014. № 3. С. 203-209.
4. Долинер Л. И. Теория построения систем компьютерного тестирования // Новые педагогические исследования: прил. к журн. «Профессиональное образование». 2003. № 3. С. 64-75.
5. Кравцов Е.В., Нагалин А.В., Сенюков Г.А., Стадников М.Д. Автоматизированная обучающая система «Автоматизированное рабочее место ведения радио- и радиотехнического контроля». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2014661822 от 13 нояб. 2014 г.
6. Нагалин А.В., Леньшин А.В., Кравцов Е.В., Се-нюков ПА. Оценка эффективности технических средств обучения специалистов в области радиомониторинга //Радиотехника. 2015. № 12. С. 89-94.
7. Леньшин А.В., Кравцов Е.В., Сенюков Г.А. Программный модуль имитации специальных электронных устройств перехвата информации // Телекоммуникации. 2015. № 6. С. 38-42.
8. Зиброва Н.В., Леньшин А. В. Подготовка военных специалистов по технической защите информации с применением современных образовательных технологий // Информация и безопасность. 2016. Т. 19. Вып. 3. С. 439442.
1. The organization of educational process at department: methodical manual / A.V. Lenshin, S.A. Popov, N.V. Zibrova, V.P. Sidorchuk; ed. by G.V. Zibrov. Voronezh, 2013.
2. Bogoyavlenskaya D.B. Psychology of creative abilities. Moscow, 2002.
3. Kravtsov E.V., Nagalin A.V., Senyukov G.A. Conceptual model of time's optimization expenditure on formation of competences on the example of specialists training of technical information security // Bull. of Voronezh institute of Russian MIA. 2014. № 3. P. 203-209.
4. Doliner L.I. Theory of systems creation of computer testing // New pedagogical researches: appendix to magazine «Vocational education». 2003. № 3. P. 64-75.
5. Kravtsov E.V., Nagalin A.V., Senyukov G.A., Stadnikov M.D. Automated learning system «Automated Workplace of Radio Guiding and Radio Engineering Monitoring». The certificate on the state registration of the computer program № 2014661822 d.d. Nov. 13, 2014.
6. Nagalin A.V., Lenshin A.V., Kravtsov E.V., Senyukov G.A. Efficiency evaluation of training's technical means of experts in the field of radio monitoring // Radio engineering. 2015. № 12. P. 89-94.
7. Lenshin A.V., Kravtsov E.V., Senyukov G.A. Simulation's software module of special electronic devices of information's interception // Telecommunications. 2015. № 6. P. 38-42.
8. Zibrova N.V., Lenshin A.V. Training of military specialists in technical information security using the modern educational technologies //Information and safety. 2016. Vol. 19. Iss. 3. P. 439-442.
240