Научная статья на тему 'Дидактические требования к уровню подготовки специалистов комплексного технического контроля'

Дидактические требования к уровню подготовки специалистов комплексного технического контроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / THEORY OF TRAINING / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / РАДИОМОНИТОРИНГ / RADIO MONITORING / ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ / SUBJECTS TO CONTROL / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / TECHNICAL MEANS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зиброва Надежда Владимировна, Леньшин Андрей Валентинович, Кравцов Евгений Владимирович

В статье рассматриваются дидактические требования к различным уровням подготовки специа-листов комплексного технического контроля при использовании информационных образовательных технологий. Анализируются факторы, определяющие условия реализации положений теории обучения на основе использования информационных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зиброва Надежда Владимировна, Леньшин Андрей Валентинович, Кравцов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дидактические требования к уровню подготовки специалистов комплексного технического контроля»

Зиброва Надежда Владимировна Леньшин Андрей Валентинович Кравцов Евгений Владимирович

Дидактические требования к уровню подготовки специалистов комплексного технического контроля

В статье рассматриваются дидактические требования к различным уровням подготовки специалистов комплексного технического контроля при использовании информационных образовательных технологий. Анализируются факторы, определяющие условия реализации положений теории обучения на основе использования информационных образовательных технологий.

Ключевые слова: теория обучения, компетенции, радиомониторинг, объекты контроля, технические средства обучения.

Didactic requirements for the level of training of experts of integrated technical control

In article didactic requirements to different levels of training of specialists of complex engineering supervision when using information educational technologies are considered. The factors defining sales terms of provisions of the theory of training at a basis of use of information educational technologies are analyzed.

Key words: theory of training, competence, radio monitoring, subjects to control, technical means of training.

Современное образование основано на использовании информационных образовательных технологий [1; 2]. В рамках данного научного направления в области комплексного технического контроля (КТК) разработана широкая номенклатура технических средств обучения (ТСО) [3, с. 237-240; 4, с. 203-209; 5; 6, с. 89-94]. Однако, как показывает практика применения таких средств в образовательных организациях, их дидактическая эффективность во многом определяется уровнем начальной (предтренажной) подготовки специалистов.

В процессе предтренажной подготовки специалист КТК должен получить определенный уровень теоретических знаний. Теоретические (декларативные) знания - это знание конкретных данных о понятиях в области деятельности (объектах и их свойствах, принципах, явлениях, физических и иных процессах), а также знание связей между понятиями. Например, в операторской деятельности это знания о назначении, состояниях, процессах и закономерностях функционирования средств и комплексов радиомониторинга и о внешних средствах деятельности (о рабочем месте, средствах отображения информации, органах управления, информационной модели и т.п.).

Такие знания обладают следующими свойствами:

запоминание происходит путем извлечения обучаемым в процессе обработки учебного материала отличительных признаков понятий, а также установления между понятиями причинно-следственных и иных связей;

в процессе накопления теоретических знаний и решения учебных задач формируются способности к описанию, объяснению и прогнозированию явлений и процессов в области деятельности через установление все новых и новых отношений (связей) между понятиями; забываются медленно. Уровень усвоения области деятельности -это квалификационная характеристика доученного специалиста (обучаемого), применяемая в педагогике в качестве безотносительной цели обучения и характеризующая усвоенность теоретических (декларативных) знаний в области деятельности:

способность провести каталогизацию объектов, описать их свойства, дать внешнее, описательное изложение явлений и процессов в области деятельности;

способность дать элементарное объяснение природы и свойств объектов, закономерностей явлений и процессов на качественном

121

уровне, предсказать направления их развития и возможные исходы;

способность объяснить явления и процессы на основе их количественных теорий, смоделировать основные закономерности, спрогнозировать сроки и количество исходов процессов;

способность объяснить явления с использованием высокой степени общности описания по масштабам охвата и по глубине проникновения в их сущность, дать точный и долгосрочный прогноз развития процессов.

В ходе тренажной подготовки формируются практические (процедурные) знания, т.е. знание процедур деятельности (способов решения учебных задач, алгоритмов, программ, планов выполнения профессиональной деятельности с опорой на теоретические знания в области деятельности).

Процесс усвоения области деятельности обладает следующими свойствами:

запоминание происходит медленнее путем многократных повторений;

в ходе повторений и на основе теоретических знаний формируется ориентировочная основа деятельности, а процедурные знания постепенно трансформируются в умения и затем - в навыки и компетенции;

при отсутствии повторений (тренировок) сложные навыки быстро утрачиваются.

Уровень усвоения процедур деятельности -это квалификационная характеристика обученного специалиста (обучаемого), применяемая в педагогике в качестве безотносительной цели обучения и характеризующая усво-енность практических (процедурных) знаний:

а=1 - способность выполнить деятельность (решить учебную задачу) с опорой на внешне предъявляемый непосредственно в процессе деятельности алгоритм путем узнавания объектов, средств, процессов и явлений в области деятельности при повторном восприятии ранее усвоенной теоретической информации о них и действий с ними ;

а=2 - способность к репродуктивной деятельности алгоритмического типа, т.е. способность самостоятельно выполнить известную деятельность на основе ранее усвоенной ориентировочной основы деятельности (решить местную учебную задачу на основе усвоенного алгоритма);

а=3 - способность к продуктивной деятельности алгоритмического типа на основе усвоен-

ного обобщенного способа деятельности, т.е. способность действовать в изменившихся условиях путем самостоятельной трансформации известной ориентировочной основы деятельности (решить типовую учебную задачу на основе усвоенного теоретически обобщенного алгоритма решения);

а=4 - способность к деятельности эвристического типа, для которой неизвестны заранее алгоритмы достижений целей деятельности, т.е. способность самостоятельно сконструировать и применить новую ориентировочную основу для новых условий деятельности (разработать алгоритм решения и решить нетиповую учебную задачу).

Ориентировочная основа деятельности -это информация о среде деятельности (теоретические знания) и извлекаемые из памяти процедурные (практические) знания о способе деятельности в данных условиях среды, на которые опирается обученный оператор при планировании, реализации деятельности и контроле ее результатов.

Предписанный способ деятельности -это способ, программа, алгоритм, план действий в заданных условиях, т.е. сведения процедурного характера, предъявляемые в вербальной или наглядной форме обучаемому на начальном этапе освоения деятельности в качестве идеальной модели. На ее основе в процессе обучения формируется индивидуальный способ деятельности.

Алгоритм деятельности оператора -предписание, определяющее содержание и последовательность действий оператора по достижению определенной цели в заданных условиях [3; 6]; форма предписанного способа деятельности, предъявляемая оператору на начальном этапе ее усвоения. На основе сравнительного анализа компетенций специалистов в области КТК и педагогических целей обучения предлагается классификация первичных должностей по педагогическим целям обучения:

1. Руководитель радиочастотного центра -а=3 и а=4.

2. Начальник пункта управления - а=3 и а=4.

3. Специалист-разработчик - а=3 и а=4.

4. Управленец-оператор - а=3.

5. Начальник комплекса радиомониторинга (КТК) - а=2.

122

6. Оператор-исполнитель - а=1.

7. Оператор технического обслуживания и ремонта - а=1 и а=2.

При необходимости принадлежность той или иной должностной категории к квалификационному уровню следует уточнять по степени участия в выработке и реализации решений в соответствии с реализуемыми трудовыми функциями.

Для специалистов КТК других категорий должностей уровни усвоения следует определять на основе методологии анализа частных задач. Методология должна включать:

формулировку частных задач выполняемой деятельности;

определение характеристик задач (важность, частота выполнения, трудность усвоения и выполнения задачи, где целесообразно обучать задаче);

выделение задач, подлежащих усвоению с использованием ТСО;

определение характеристик знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения выделенных задач, и их разделение на декларативные и на процедурные;

сопоставление характеристик требуемых декларативных и процедурных знаний с установленными характеристиками уровней усвоения и формулировка требуемых уровней усвоения по частным задачам, усваиваемым с использованием ТСО.

Таким образом, в соответствии с данным подходом проведены исследования дидактических требований для обоснования уровней подготовки специалистов радиомониторинга различных категорий, предложены информационные уровни типовых функциональных обязанностей специалистов комплексного технического контроля. Это позволит использовать формализованное описание уровней усвоения области и процедур деятельности при применении современных информационных образовательных технологий.

1. Леньшин А.В., Попов С.А., Зиброва Н.В., Сидорчук В. П. Организация образовательного процесса на кафедре: метод. пособие /под ред. Г. В. Зиброва. Воронеж, 2013.

2. Зиброва Н.В., Леньшин А. В. Подготовка военных специалистов по технической защите информации с применением современных образовательных технологий // Информация и безопасность. 2016. Т. 19. Вып. 3.

3. Зиброва Н.В., Леньшин А.В., Кравцов Е.В. Педагогические условия формирования компетенций у специалистов радиомониторинга при использовании образовательных технологий // Вестн. Краснодар. ун-та МВД России. 2017. № 2(36).

4. Кравцов Е.В., Нагалин А.В., Сенюков Г.А. Концептуальная модель оптимизации временных затрат на формирование компетенций на примере подготовки специалистов технической защиты информации // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2014. № 3.

5. Кравцов Е.В., Нагалин А.В., Сенюков Г.А., Стадников М.Д. Автоматизированная обучающая система «Автоматизированное рабочее место ведения радио и радиотехнического контроля». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № от 13 нояб. 2014 г. 2014661822.

1. Lenshin A.V., Popov S.A., Zibrova N.V., Sidorchuk V.P. The organization of educational process at department: methodical manual / ed. by G.V. Zibrov. Voronezh, 2013.

2. Zibrova N.V., Lenshin A.V. Training of military specialists in technical information security using the modern educational technologies //Information and safety. 2016. Vol. 19. Iss. 3.

3. Zibrova N.V., Lenshin A.V., Kravt-sov E.V. Formation's pedagogical conditions of competences of expert of radio monitoring when using information educational technologies // Bull. of Krasnodar University of Russian MIA. 2017. № 2(36).

4. Kravtsov E.V., Nagalin A.V., Senyukov G.A. Conceptual model of time's optimization expenditure on formation of competences on the example of specialists training of technical information security // Bull. of Voronezh Institute of the Russian MIA. 2014. № 3.

5. Kravtsov E.V., Nagalin A.V., Senyukov G.A., Stadnikov M.D. Automated learning system «Automated Workplace of Radio Guiding and radio engineering monitoring». The certificate on the state registration of the computer program d.d. Nov. 13, 2014 № 2014661822.

6. Nagalin A.V., Lenshin A.V., Kravtsov E.V., Senyukov G.A. Efficiency evaluation of training's

123

6. Нагалин А.В., Леньшин А.В., Крав- technical means of experts in the field of radio цов Е.В., Сенюков Г.А. Оценка эффективно- monitoring // Radio engineering. 2015. № 12. сти технических средств обучения специалистов в области радиомониторинга // Радиотехника. 2015. № 12.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Зиброва Надежда Владимировна, кандидат географических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); e-mail: [email protected];

Леньшин Андрей Валентинович, доктор технических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); e-mail: [email protected];

Кравцов Евгений Владимирович, кандидат технических наук, доцент, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных Сил «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж); e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

N.V. Zibrova, Candidate of Geographies, Assistant Professor, Assistant Professor, Military Educational and Scientific Center of Air Forces «N.E Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh); e-mail: [email protected];

A.V. Lenshin, Doctor of Technical Sciences, Assistant Professor, Military Educational and Scientific Center of Air Forces «N.E Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh); e-mail: [email protected];

E.V. Kravtsov, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, Military Educational and Scientific Center of Air Forces «N.E. Zhukovsky and Yu.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh); e-mail: [email protected]

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

История полиции Кубани : хрестоматия / сост. : Л. В. Карна-ушенко, И. В. Яблонский, В. В. Грицай, Н. А. Шеуджен ; под общ. ред. Л. В. Карнаушенко. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2018. - 388 с. (Сер. «История полиции Северного Кавказа и Юга России»).

В хрестоматии представлены исторические документы, характеризующие образование, развитие и особенности деятельности полиции на Кубани с 90-х гг. XVIII в. до сентября 1937 г

Для профессорско-преподавательского состава, адъюнктов, курсантов, слушателей образовательных организаций МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, широкого круга читателей.

КРАСНОДАРСКИ Й УШ1ЬЕРС1УТБТ МЕД РОССИИ

ИСТОРИЯ ПОЛИП ИИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗ И ЮГА РОССИИ

ИСТОРИЯ

полиции

КУБАНИ

Kpicnruiqi

ZÜIH

124

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.