Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования компетентности работников организаций в области комплексной безопасности'

Педагогические условия формирования компетентности работников организаций в области комплексной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EMPLOYEES OF THE ORGANIZATIONS / TECHNOLOGY OF PREPARATION / COMPETENCE / REGULARITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EFFICIENCY / EDUCATIONAL PROCESS / PEDAGOGICAL INFLUENCE / РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобжа Михаил Тимофеевич, Норсеева Мария Евгеньевна

В статье описываются некоторые закономерности, выявленные в процессе разработки модели технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности. На основании данных закономерностей составлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование отдельных компонентов и всей модели в целом, и раскрыто содержание каждого отдельного условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобжа Михаил Тимофеевич, Норсеева Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF COMPETENCE OF EMPLOYEES OF THE ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF COMPLEX SAFETY

In article some regularities revealed in the course of development of model of technology of training of employees of the organizations in the field of complex safety are described. On the basis of these regularities the complex of the pedagogical conditions providing effective functioning of separate components and all model in general is made and the maintenance of each separate condition is opened.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования компетентности работников организаций в области комплексной безопасности»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

УДК 376.1

Лобжа М.Т., Норсеева М.Е.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ КОМПЛЕКСНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

В статье описываются некоторые закономерности, выявленные в процессе разработки модели технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности. Ha, основании данных закономерностей составлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование отдельных компонентов и всей модели в целом,, и, раскрыто содержание каждого отдельного условия.

Ключевые слова: работники организаций, технология подготовки, компетентность, закономерность, педагогические условия, эффективность, образовательный процесс, педагогическое воздействие.

Lobzha М.Т., Norseeva М.Е.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF COMPETENCE OF EMPLOYEES OF THE ORGANIZATIONS IN THE FIELD OF COMPLEX SAFETY

In article some regularities revealed in the course of development of model of technology of training of employees of the organizations in the field of complex safety are described. On the basis of these regularities the complex of the pedagogical conditions providing effective functioning of separate components and all model in general is made and the maintenance of each separate condition is opened.

Keywords: employees of the organizations, technology of preparation, competence, regularity, pedagogical conditions, efficiency, educational, process, pedagogical influence.

Анализ нормативной правовой базы, научно-педагогической, методической литературы и ряда других источников показал несовершенство существующей системы подготовки населения в области комплексной безопасности и позволил выявить ряд проблемных вопросов и противоречий, непосредственно влияющих на эффективность процесса обучения [1]. Объективная потребность повышения качества подготовки населения, в частности работников организаций, в области защиты от опасностей и угроз различного характера обуславливает необходимость поиска практических путей решения установленных проблем и противоречий и актуализирует научно-практическую задачу разработки технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности.

Разработка педагогической технологии — сложный процесс, состоящий из совокупности

последовательных этапов, наиболее важным из которых является моделирование.

В процессе моделирования технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности были определены компоненты: целевой, организационный, содержательный, технологический и оценочно-рефлексивный, обеспечивающие функционирование и эффективность данной модели. В ходе выявления структурной и функциональной составляющих педагогической модели были установлены некоторые закономерности, связывающие различные её компоненты:

— при формировании у работников организаций компетентности в области комплексной безопасности помимо дидактических законов действуют психологические, физиологические и гносеологические законы и закономерности;

— эффективность педагогического процесса находится в прямой зависимости от уровня профессиональной компетентности обучающего;

— эффективность педагогического воздействия на работников организаций обуславливается выбором партнерского типа взаимодействия между обучающим и обучающимися;

— эффективность процесса подготовки работников организаций обуславливается качеством их собственной учебно-познавательной деятельности;

— прочность усвоения и сохраняемость знаний зависят от систематического прямого и отсроченного повторения материала;

— степень контроля процесса и результатов обучения работников организаций обратно пропорциональна уровню мотивации и интереса обучаемых к учебной деятельности.

Согласно мнению некоторых учёных (Б.В. Куприянов, С.А. Дынина и др.), закономерности, характеризующие устойчивые связи образовательного процесса, являются педагогическими условиями [2].

В современной научно-педагогической литературе существуют и другие позиции относительно трактовки понятия «педагогические условия». Например, ряд учёных под педагогическими условиями понимает совокупность различных мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды:

«комплекс мер, содержание, методы (приёмы) и организационные формы обучения и воспитания» (В.И. Андреев) [3];

«совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, средств и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» (А.Я. Найн) [4];

«совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса» (Н.М. Яковлева) [5].

Другие учёные выделяют педагогические условия в качестве одного из компонентов педагогической системы при её конструировании: «компонент педагогической системы, отражающий совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих её эффективное функционирование и дальнейшее развитие» (Н.В. Ипполитова) [6];

«содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками» (М.В. Зверева) [7].

Придерживаясь вышеуказанных позиций, и на основании выявленных закономерностей при разработке технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности, был выделен ещё один её компонент — педагогические условия, включающие в себя:

1. обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды;

2. реализацию андрагогических принципов процессе подготовки;

3. профессиональную компетентность обучающего;

4. периодичность/своевременность подготовки.

Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды,

Здоровьесберегающая образовательная среда подразумевает под собой благоприятные социально-психологические условия обучения, при которых не наносится вред здоровью обучаемых, а, наоборот, обеспечивается его сохранение, подчеркивается его ценность, происходит

социальное, когнитивное и личностное развитие обучаемых.

Среди вероятных факторов риска при обучении работников организаций в области комплексной безопасности можно выделить следующие: несоблюдение требований санитарно-противоэпидемических норм и правил, приводящих к нерациональной организации процесса обучения; дисбаланс между психической перегрузкой и физической гиподинамией; социальный и психологический дискомфорт; повышенная нагрузка на слуховой, зрительный и речевой аппарат; недостаточный уровень знаний о своём здоровье и способах его сохранения.

Даже если несколько из вышеперечисленных факторов будут воздействовать в минимальном объеме на обучающегося в процессе всего обучения, то есть в течение длительного срока, то их суммарное воздействие окажется значительным. Поэтому необходимо при организации образовательного процесса заранее принимать меры, способствующие недопущению развития или максимальному снижению данных факторов риска. Например, обеспечивать соблюдение требований нормативно-правовых документов в области организации и осуществления образовательного процесса; организовывать медицинское и психолого-педагогическое сопровождение процесса подготовки; проводить обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья; рационально организовывать учебную деятельность; использовать здоровьесберегающие методы и методики в процессе обучения и др.

Реализация андрагогических принципов в процессе подготовки

При разработке технологии подготовки работающего населения в области комплексной безопасности необходимо отметить тот факт, что обучаться будут взрослые люди, вследствие чего открывается ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе обучения, таких как осознанное отношение к процессу обучения; потребность в самостоятельности; потребность в осмысленности обучения; практи-

ческая направленность в отношении обучения; наличие жизненного опыта — важного источника знаний; влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Поэтому разработанная технология подготовки работников организаций в области комплексной безопасности принципиально отличается от существующей на сегодняшний день системы обучения и обладает следующими отличительными чертами [8]:

— ориентация на раскрытие перед обучаемым дополнительных возможностей в результате освоения новых знаний, умений и навыков;

— обучение ориентировано на решение актуальных практических проблем, достижение конкретных результатов «здесь и сейчас», освоение новых методов, применимых в различных ситуациях;

— применение активных методов обучения, при которых обучающиеся сами принимают участие в получении новых знаний, формировании новых умений и навыков;

— поиск приемлемого результата, а не правильного ответа;

— обучающий выступает в роли организатора, фасилитатора и консультанта;

— обучающиеся должны стремиться к собственной ответственности за результаты обучения;

— постановка конкретных целей на основе предварительной оценки потребностей.

Профессиональная компетентность обучающего

Обучающий в образовательном процессе должен решать ряд педагогических задач: направлять обучающихся; выстраивать учебный процесс; формировать необходимую образовательную среду; устанавливать взаимодействие

со всеми участниками образовательного процесса; заниматься профессиональным самообразованием и саморазвитием и некоторые другие. Данные задачи и критерии к их выполнению определяют конкретные требования к профессионализму обучающих), высокий уровень которого является залогом эффективности образовательного процесса и педагогического воздействия в нем.

Периодичность/своевременность подготовки

Необходимость своевременной подготовки работников организаций обусловлена достаточно низким уровнем знаний и умений граждан но вопросам обеспечения личной безопасности: до 1991 I'. предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных школах не преподавался, а дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» изучается только в техни-

ческих вузах. Поэтому зачастую работники организаций оказываются не готовыми к возникающим чрезвычайным ситуациям, что проявляется в человеческих жертвах и значительных материальных потерях.

Важность такого условия, как периодичность подготовки, заключается в том, что приобретенные знания со временем забываются, а умения и навыки имеют свойство стираться. Данный факт подтверждается законом сохраняемости знаний, умений и навыков во времени (законом Пирса) [9].

В случае пополнения объема знаний, умений и навыков за счет периодической организации обучения в области комплексной безопасности, их уровень не будет опускаться ниже минимально допустимого, то есть необходимого для обеспечения безопасности жизнедеятельности (рисунок 1).

1

"V ^ - —»

ПОД

Рисунок 1 График изменения объема знаний, умений и навыков при прохождении обучения в

области комплексной безопасности у — уровень объема ЗУН; УПод — уровень объема ЗУН после обучения; Утах — максимальный уровень объема ЗУН, которого может достичь обучаемый; Ymin — минимальный уровень объема ЗУН, необходимый для эффективной защиты от опасностей и угроз различного характера; Т

время; 11,2,3 — время обучения; 1 — кривая уровня объема ЗУН с учетом периодического прохождения обучения; 2 кривая уровня объема ЗУН без учета периодического прохождения

обучения

Эффективность технологии подготовки работников организаций в области комплекс-

ной безопасности обеспечивается соблюдением конкретных педагогических условий условий

обеспечения образовательного процесса. Выделенный в рамках исследования комплекс таких условий является необходимым и достаточным для достижения поставленных целей при подготовке работников организаций в области комплексной безопасности. Его достаточность определяется социальным заказом; результатами анализа теории и практики реализации задач формирования компетентности ра-

ботников организаций в области комплексной безопасности; количеством и составом выделенных компонентов формируемой компетентности. Соблюдение данных условий при реализации технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности обеспечит высокий уровень формирования необходимых компетенций и эффективность процесса подготовки в целом.

Литература

1. Лобжа М.Т., Норсеева М.Е. Педагогические проблемы подготовки работников организаций в области комплексной безопасности / Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: материалы Международной научн.-практ. конф., СПб., 2013, 0,2 п.л.

2. Куприянов Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Вестник Костромского гос. ун-та им. П.А. Некрасова, 2001. .V» 2.-С. 101-104.

3. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238 с.

4. Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика, НШ. .V» 5.— С. 44-49.

5. Яковлева II.М. Теория и практика подготов-

ки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис. д-ра пед. наук. — Челябинск, 1992. ^403 с.

6. Ипполитова П.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: дис. д-ра пед наук. — Челябинск, 2000. ^383 с.

7. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» / Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. — № 1. - С. 29-32.

8. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. — М.: Шк. пресс, 2002. ^ С. 81.

9. Карпова П.А. Ортогональные полиномы и кривые распределения вероятностей. — Санкт-Петербург: изд. С-П университета, 2003.

Рецензент: кандидат педагогических наук Салтыкова М.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.