Научная статья на тему 'Структурно-компонентная модель технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности'

Структурно-компонентная модель технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EMPLOYEES OF THE ORGANIZATIONS / MODELING / STRUCTURAL AND COMPONENT MODEL / TECHNOLOGY OF PREPARATION / EFFICIENCY / REFLECTION / EDUCATIONAL PROCESS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобжа Михаил Тимофеевич, Норсеева Мария Евгеньевна

Раскрыта необходимость применения моделирования, как одного из методов научного исследования, для решения современных педагогических задач. Представлена структурно-компонентная модель подготовки работников организаций в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода. Описаны целевой, организационный, содержательный, технологический и оценочно-рефлексивный компоненты модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобжа Михаил Тимофеевич, Норсеева Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural and Component Model of Technology of Training of Employees of the Organizations in the Field of Complex Safety

In article need of application of modeling as one of methods of scientific research, for the solution of modern pedagogical tasks is disclosed. The structural and component model of training of employees of the organizations in the field of complex safety on the basis of competence-based approach is presented. Structural components of the developed model are described: target, organizational, substantial, technological and estimated and reflexive.

Текст научной работы на тему «Структурно-компонентная модель технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности»

/40 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48) УДК 376.1

Структурно-компонентная модель технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

М.Т. Лобжа, М.Е. Норсеева

Аннотация

Раскрыта необходимость применения моделирования, как одного из методов научного исследования, для решения современных педагогических задач. Представлена структурно-компонентная модель подготовки работников организаций в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода. Описаны целевой, организационный, содержательный, технологический и оценочно-рефлексивный компоненты модели.

Ключевые слова: работники организаций; моделирование; модель; структурно-компонентная модель; технология подготовки; эффективность; рефлексия; образовательный процесс.

Structural and Component Model of Technology of Training of Employees of the Organizations in the Field of Complex Safety

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

M. Lobzha, M. Norseeva

Abstract

In article need of application of modeling as one of methods of scientific research, for the solution of modern pedagogical tasks is disclosed. The structural and component model of training of employees of the organizations in the field of complex safety on the basis of competence-based approach is presented. Structural components of the developed model are described: target, organizational, substantial, technological and estimated and reflexive.

Key words: employees of the organizations; modeling, model; structural and component model; technology of preparation; efficiency; reflection; educational process.

Моделирование является одним из методов научного исследования. Этот метод получил широкое применение в педагогической науке в связи с усложнением в процессе исторического развития педагогических объектов, а также окружающей их действительности вследствие неисчерпаемости материи и форм ее взаимодействия внутри себя и с внешней средой. Так, на смену отдельным приемам и методикам обучения приходят технологии, включающие различные приемы, методы, методики, подчиненные конкретным целям. Их эффективность может варьироваться в зависимости от выбранных средств, форм, условий реализации, а результат применения

регулироваться за счет наличия систем оценки и коррекции. Как видно, педагогическая технология — это сложная динамическая система, создание и внедрение которой в образовательный процесс требует специальных действий, в том числе, опережающего представления о полученных результатах. В связи с этим важным этапом проектирования технологии подготовки является ее моделирование, в процессе которого подбираются оптимальные составляющие в их взаимодействии, позволяющие достигать запланированных, а не стихийных результатов.

Моделирование представляет собой процесс создания иерархии моделей, в которой некоторая ре-

ально существующая система моделируется в различных аспектах и различными средствами [1]. В научно-педагогической литературе существует множество трактовок понятия «модель»:

«мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте» (И.П. Подласый);

«отображение наиболее существенных признаков, свойств и отношений явлений, объектов или процессов предметного мира» (В.А. Штоф);

«объединение элементов, объектов, отражающее функции предмета исследования, его определенные стороны» (В.В. Краевский) и др.

Обобщив научные мнения, можно дать следующее определение модели, наиболее полно отражающее содержание данного понятия. Модель — искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

В моделировании существуют системно-структурный, личностно-деятельностный, компонентно-функциональный, исследовательский, ква-лиметрический и др. подходы, а также методы (морфологический, структуризации, дерева целей, сценариев, генерирования альтернатив, Дельфи, си-нектики и др.).

Для создания модели технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности выбран компонентно-функциональный подход, так как он предполагает реализацию взаимосвязанных функций компонентов, входящих в модель. Такая функциональная связь позволяет формировать составные компоненты процесса обучения: мотивационный, содержательный, профессиональный и оценочный. Анализ компонентов технологии на функциональном уровне обеспечивает необходимые объем и многообразие полученных результатов, а также их аутентичность и актуальность [2].

В качестве основного метода разработки модели технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности выбран метод структурного моделирования. Он представляет собой совокупность методов многомерного анализа и позволяет объединить процессы моделирования причинно-следственных связей, а также явных и латентных структур [3]. Суть данного метода заключается в том, что моделируемая система задается в виде структурной схемы, в которую включаются ее компоненты. Компоненты могут быть расчленены на более мелкие составляющие — элементы, звенья и т.д., для которых задаются и указываются определенные характеристики. Совокупность всех составляющих модели (компонентов, элементов, звеньев и др.) должна точно воспроизводить структурную схему оригинала. Преимуществом структурного модели-

рования является то, что оно позволяет включать в состав модели компоненты реальной системы и подбирать параметры для каждого звена модели, а также корректировать связи между ними, добиваясь запланированных результатов.

Рассмотрев сущность компонентно-функционального подхода и структурного метода моделирования, а также проведя анализ научно-педагогической литературы [4-7], в проектируемой модели технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности были выделены три блока: теоретико-методологический, практический и оценочный, а также определен набор компонентов: целевой, организационный, содержательный, технологический и оценочно-рефлексивный, обеспечивающих функционирование и эффективность данной модели (рис.).

Теоретико-методологический блок модели характеризуется теоретической направленностью деятельности субъектов образовательного процесса по отношению к объекту, в качестве которого выступает процесс подготовки работников организаций. Он включает в себя целевой, организационный и содержательный компоненты.

Целевой компонент модели устанавливает текущие, промежуточные и итоговые цели подготовки работников организаций в области комплексной безопасности, формирует задачи осуществляемого процесса подготовки и позволяет определить подходы к решению этих задач. Он обеспечивает направленность всего образовательного процесса и задает важнейшие направления работы обучающего, содержание этой работы, выбор подходящих для нее форм, методов и средств, критерии оценки результатов подготовки, то есть влияет на все оставшиеся компоненты модели.

Ключевой задачей организационного компонента является установление порядка проведения обучения: определение обучающего состава, сроков, режима и периодичности подготовки, места проведения занятий, а также распределение ролей среди участников образовательного процесса и установление типа отношений между ними.

Содержательный компонент модели на каждом этапе подготовки работников организаций определяется, исходя из целей и подходов данного этапа, и в целом направлен на формирование совокупности компетенций в области комплексной безопасности, позволяющей работникам безопасно выполнять свои профессиональные обязанности, а также существовать в процессе жизнедеятельности. Данный компонент является ядром, над которым надстраиваются формы, методы, методические приемы и средства организации учебной деятельности работников организаций.

Практический блок характеризуется направленностью деятельности субъектов образовательного процесса по отношению к объекту, в качестве которого выступают работники организаций. Он включает технологический компонент, представляющий собой

/42 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 2 (48)

Рис. Структурно-компонентная модель технологии подготовки работников организаций в области комплексной

безопасности

Педагогические условия: 1, Обеспечение здоровье сберегающей образовательной среды, 2, Реализация андрагогических принципов в подготовке работников организаций. 3. Профессиональная компетентность обучающего. 4. Периодичность/своевременность подготовки. целевой компонент н к с ¡3 н 0 ■ н 1 0 i— и 1 Si tri Cj t-ц О я

Остальные работника организаций

Цель: формирование миним аль но-нео бход имых предметно-профессиональных, компетенций в области КБ Задача: образовательная Подход: профессионально-коммуникативный Цель: формирование предметно-профессиональных, социально-профессиональных, специальных психофизиологических и духовно-нравственных компетенций в области КБ Задача: образовательная, развивающая, воспитательная Подход: профессиональный, деягельностный когнитивно-коммуникативный гуманистический

О

организационный компонент

Остальные работники организаций

Обучающий состав: уполномоченные работники Срок проведения: единоразовс при поступлении на работу Обучающий cocinas: уполномоченные работники или другие подготовленные лица, назначенные руководителем организации Периодичность: 1 раз в год

содержательный компонент

Остальные работники организаций

Разработка содержания теоретической деятельности по формированию минимально необходимых предметно-профессиональных компетенций в облает КБ 1. Разработка содержания теоретической и практической деятельности по формированию предметно-профессиональных, социально-профессиональных, специальных психофизиологических и духовно-нравственных компетенций в области КБ. 2. Проектирование технологий поэтапного формирования компетентности -работников организаций в области КБ.

у технологический компонент ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Остальные работники организаций

Пред,» етно-деятель ностны ы элемент Создание ориентировочной основы Установочно-рефлектиеный элемент Форма: фронтальная: Методы: словесный. наглядный, информационно-рецептивный: Средства: словесные, визуальные

деятельности

Форма: индивидуальная, групп овал Методы: словесный, наглядный Средства: словесные, визуальные Предметно-деятелъкостный элемент 1. Создание ориентировочной основы деятельности (форма:

групповая; методы: словесный, наглядный, информационно-рецептивный. репродуктивный проблемного изложения) 2. Материализация действий (форма: групповая: методы: наглядный, практический, поисковый, дедуктнческий. активные) 3. Автоматизация действий (форма: групповая, индивидуальная; методы: практический, исследований, дедуктивный аналитический синтетический, активные) Средства: словесные, визуальные, механические визуальные приборы, аудиальные, аудиовизуальные, средства, автоматизирующие процесс обучения

ч> ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК.

оценочно рефлексивный компонент

критерии оценки результата подготовки

Остальные работники организаций

1. Самооценка уровня ЗУН в области КБ и готовности к исполнению обязанностей. 2. Удовлетворенность процессом подготовки.

совокупность форм, методов и средств организации учебной работы.

При периодической подготовке работников организаций (за исключением руководителей и уполномоченных работников в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и охраны труда) в технологическом компоненте выделяется установочно-рефлексивный элемент, имеющий важное значение в процессе подготовки. Он направлен на создание у обучающихся

мотивационных установок, нацеленных на овладение компетенциями, а также на осмысление работниками организаций значимости учебной деятельности. Содержание установочно-рефлексивного элемента определяется личностно-ориентированным подходом, обращенным к личностно-смысловой сфере обучающегося и вскрывающим механизмы образования личностного опыта — рефлексию и переживания. Актуализации личного опыта отводится существенная роль, так как он служит опорой для начального

введения работников организаций в контекст рассматриваемых проблем.

Установочно-рефлексивный элемент технологического компонента непосредственно влияет на оценочно-рефлексивный компонент модели. В ходе грамотной реализации первого внешняя необходимость в обучении должна перейти для обучающихся во внутреннюю потребность. Чем выше будет эта потребность, тем более эффективным станет образовательный процесс, и тем менее он будет нуждаться в контроле со стороны педагога или руководства организации.

Предметно-деятельностный элемент технологического компонента модели реализуется посредством поэтапной работы по определению форм, методов и средств организации каждого этапа. Так, сначала у обучающихся формируется ориентировочная основа действий, которая затем переводится в материальную форму: обучающиеся осваивают знания, необходимые для аналитико-рефлексивной деятельности, формирования умений в условиях профессиональной деятельности, концентрации внимания на проблемных ситуациях, связанных с актуализацией и активным применением аналитико-рефлексивных умений. Следующий этап — доведение приобретенных действий до автоматизма путем закрепления и совершенствования аналитико-рефлексивных умений в практической деятельности, в процессе решения проблемных задач, возникающих в условиях реального трудового процесса или процесса жизнедеятельности.

Далее производится оценка результатов подготовки работников организаций, отраженная в оценочном блоке. Он включает в себя оценочно-рефлексивный компонент модели, отражающий осмысление обучающимися полученного опыта и сравнение, оценку исходного и конечного состояний с помощью различных форм, видов, приемов и техник индивидуальной, групповой, коллективной рефлексии. Ключевым критерием оценочно-рефлексивного компонента является самосознание как комплекс представлений о себе как личности и профессионале.

Все вышеперечисленные компоненты модели технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности находятся в диалектической взаимосвязи, описывают логику взаимодействия участников образовательного процесса и обладают спецификой.

Наполнение содержанием компонентов модели, а также установление связей между ними, осуществлялось исходя из педагогических условий, влияющих на эффективность каждого отдельного компонента и всей модели процесса подготовки работников организаций в области комплексной безопасности в целом. В качестве таких условий были выделены следующие:

обеспечение образовательной среды, сберегающей здоровье;

реализация андрагогических принципов в подготовке работников организаций;

профессиональная компетентность обучающего; периодичность/своевременность подготовки. Модель технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности представляет собой единство ее компонентов в их тесной взаимосвязи. Отличительной особенностью разработанной модели является подвижность и динамичность ее компонентов — они могут меняться и уточняться в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и в образовательной сфере в частности. Созданная модель позволяет выявить особенности процесса подготовки работников организаций в области комплексной безопасности и на основе этого предсказать будущее поведение объектов при изменении каких-либо параметров.

Литература

1. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. 120 с.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 166 с.

3. Куликова Н.В. Применение методов системного моделирования в педагогической деятельности. М.: ТИАРА, 2010. 112 с.

4. Бедерханова В.П., Бондарев Б.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. пособ. Краснодар, 2000.

5. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии, 2001.№ 5. С. 75-89.

6. Беспалько В.П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989.

7. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. 269 с.

Сведения об авторах

Лобжа Михаил Тимофеевич: д. пед. н., проф., засл. ра-ботн. высш. шк. РФ, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», проф. каф. психологии и педагогики.

196105, Санкт-Петербург, Московский прт, 149. E-mail: Marchenkova1985@mail.ru

Норсеева Мария Евгеньевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: Masynia11@yandex.ru SPIN-код — 9069-9755.

Information about authors

Lobzha Michael T.: Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Saint-Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia»), Professor of the Department of Psychology and Pedagogy. 196105, St. Petersburg, Moscow Avenue, 149. E-mail: Marchenkova1985@mail.ru

Norseeva Maria E.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Research Associate.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: Masynia11@yandex.ru SPIN-scientific — 9069-9755.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.