Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования когнитивно-операционального компонента ценностных отношений студентов к физической культуре'

Педагогические условия формирования когнитивно-операционального компонента ценностных отношений студентов к физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалова Ольга Юрьевна

Представлены педагогические условия формирования знаний, практических навыков физкультурной деятельности, а также умений ее организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масалова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION COGNITIVE-OPERATIONAL COMPONENT VALUABLE RELATION OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION

Pedagogical conditions of formation of knowledge, practical skills of sports activity, and also abilities of its organization are presented

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования когнитивно-операционального компонента ценностных отношений студентов к физической культуре»

ТЕМА 2.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНО-ОПЕРАЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Масалова Ольга Юрьевна Смоленский гуманитарный университет, г. Смоленск, РФ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION COGNITIVE-OPERATIONAL COMPONENT VALUABLE RELATION OF STUDENTS IN PHYSICAL EDUCATION

Masalova Olga Yurevna Smolensk humanitarian university, Smolensk, Russian Federation

Аннотация. Представлены педагогические условия формирования знаний, практических навыков физкультурной деятельности, а также умений ее организации

Summary. Pedagogical conditions of formation of knowledge, practical skills of sports activity, and also abilities of its organization are presented

Когнитивно-операциональный компонент ценностных отношений студентов к физической культуре отражает владение ее специальной и универсальными компетенциями (знаниями, умениями, навыками) (см. таблица 1). Его критериальными показателями выступают владение системой теоретических и методических знаний, практическими умениями и навыками физкультурной деятельности, знаниями и умениями ее организации (постановка целей, выбор форм, методов и средств, оценка результатов).

Развитие данного компонента требует организации единства теоретической, методико-практической и практической подготовки студентов в учебном процессе, необходимого соотношения содержания лекционных, методико-практических и учебно-тренировочных занятий. Он формируется у студентов созданием условий для их самостоятельных решений, целесообразных выборов: осознания ими планирования, хода и результата учения, своего продвижения в нем; организацией взаимообучения, взаимодействия, взаимоконтроля; оказанием им методической помощи в построении процесса самопознания, индивидуальной программы психофизического самосовершенствования, самоорганизации

физкультурной деятельности.

Для овладения студентами системой знаний физической культуры, следует: ставить студентов в позицию активных субъектов познания, общения, взаимодействия и оценивания, осуществляемых в коллективной работе; активизировать их способности к самоуправлению учебной деятельностью (ее самоорганизации, самоконтролю, саморегуляции); строить педагогический процесс как решение учебно-познавательных и жизненных задач и проблем на основе творческого взаимодействия, диалога.

Таблица 1. Содержание компетенций студента вуза по физической культуре (ФК)

Компетенции Содержание

Универсальные

Ценностно-смысловая Знания мировоззренческого характера о ценностных ориентирах ФК, ее значении для общества и личности (в историческом, социологическом, культурологическом аспектах); умения анализировать и обосновывать ценности ФК, выбирать и создавать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, сообразуясь с ценностями здоровья, здорового образа жизни, целостного саморазвития. Опыт ценностных отношений к ФК.

Общекультурная Знания о сущности, структуре, содержании, качественных характеристиках ФК личности, ее взаимосвязях с различными видами культур (профессиональной, духовной, эстетической, коммуникативной, экономической и др.); гуманитарные знания о здоровом образе жизни, законах и закономерностях развития личности, обучения, воспитания, общения, адаптации в обществе. Опыт всестороннего развития и саморазвития личности в ФК. Творческий опыт физкультурной деятельности.

Коммуникативная Знания и умения продуктивного общения, взаимодействия с окружающими, умения ставить и достигать целей общения, организовывать совместные физкультурно-спортивные мероприятия и активный отдых. Опыт продуктивного общения и взаимодействия в физкультурной деятельности.

Личностного самоуправления Знания и умения самопознания, самоуправления психоэмоциональными состояниями и поведением, направленным на освоение ценностей ФК, достижение целей саморазвития в этой сфере; прогностические умения моделирования ситуаций, связанных с последствиями тех или иных действий, поведения в отношении здоровья. Эмоционально-волевой опыт отношений к ФК.

Специальная Система теоретических и методических знаний ФК, практических умений и навыков физкультурно-спортивной деятельности, необходимых для достижения психофизической и функциональной подготовленности, соответствующей требованиям профессионально-личностной самореализации, укрепления и сохранения здоровья Опыт осуществления известных способов этой деятельности.

При формировании у студентов смыслов присвоения знаний и умений гуманитарной дисциплины «Физическая культура» необходимо актуализировать для них конкретные виды физкультурной деятельности, ее мотивы, связанные с достижением успеха в профессии и личной жизни, быть востребованными, признанными в социуме, коллективе, значимыми людьми.

Содержание обучения проектируется с учетом особенностей данного контингента студентов, уровня их образованности в физической культуре, общекультурного развития.

Лекционный курс должен раскрывать цели, задачи, значимость дисциплины «Физическая культура» в профессиональной подготовке,

взаимосвязи гуманитарной и естественнонаучной составляющих знаний физической культуры, возможно полный состав и многофункциональность ее ценностей, содержание компетенций, разносторонность форм организации физкультурной деятельности для психофизического и личностного совершенствования. На методико-практических занятиях следует разъяснять применение методик физической культуры и необходимого для самопознания в этой сфере диагностического инструментария. Перед каждым практическим занятием целесообразны короткие беседы, диалоги (5-7 мин), раскрывающие его задачи в смысловом контексте и мнения студентов по оптимизации его содержания. На контрольных занятиях оценивается успешность освоения учебного материала: уровень образованности и готовности к физкультурной деятельности (низкий, недостаточный, необходимый, высокий), который определяется преподавателем с учетом самооценки студента.

В авторской программе [2, с. 603], в отличие от имеющегося проекта, заложены методологические подходы формирования физической культуры студентов, раскрыто ее содержание через ценностные отношения и физкультурную деятельность; представлены содержание универсальных и специальной компетенций физической культуры, обобщенные критерии и конкретные показатели оценки результативности образовательного процесса, адекватный целям дисциплины диагностический инструментарий;

учебный материал систематизирован с учетом его смыслового содержания для студентов, введены темы: «Социокультурное развитие студента в образовательном процессе по физической культуре»,

«Физическая культура в самоуправлении здоровьем», «Физическая культура в повышении работоспособности», «Физическая культура в двигательно-телесном совершенствовании» и «Самопознание и саморазвитие студента в физической культуре».

Система теоретических и методических знаний физической культуры включает понимание студентами: базовых терминов и понятий, научных идей и фактов, основных закономерностей, теорий, принципов, положений, раскрывающих сущность ценностей физической культуры и их объективные связи, операционального использования методик физической культуры. Она формируется, как на аудиторных занятиях, так и в процессе самостоятельной работы студентов, при написании рефератов, создании проектов, презентаций, работе с учебной литературой, интернет ресурсами и др.

В начале обучения важно ознакомить студентов со стандартом, программой, изложить цели и задачи дисциплины «Физическая культура», ее межпредметные связи, темы учебного курса, содержание компетенций, результаты, которые должны быть достигнуты и средства их диагностики. Необходимо создать у них четкое представление о требованиях к

результатам освоения дисциплины к концу планируемого периода образовательной деятельности.

Целесообразно, чтобы студенты совместно с преподавателем принимали участие в проектировании содержания обучения, определении его этапов, контроле его процесса, выборе последовательности изучения тем учебного курса. Для этого преподаватель может на первой лекции дать свою логическую схему учебного курса с представлением всех входящих в него тем, которые должны быть проработаны на лекции или самостоятельно, а затем предложить студентам выбрать порядок их прохождения. Достоинство такой программы в возникновении чувства свободы собственного выбора у студентов, а для преподавателя возможность адаптировать учебный курс к особенностям конкретного контингента.

Проектируемое педагогом содержание образования должно учитывать имеющийся у студентов уровень знаний физической культуры, а отбираемый им учебный материал способствовать осознанию и развитию познавательных интересов в этой сфере, необходимых для дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Важно, чтобы новые знания обладали достаточной степенью сложности, требовали от студентов работы по его осмыслению и усвоению. Преподносимое знание должно быть развивающим, активизирующим мыследеятельность, но посильным для восприятия, доступным пониманию.

Следует преодолевать имеющиеся негативные стереотипные установки студентов относительно образованности в физической культуре, показывать недостаточность их знаний, сопоставлять их житейские представления с научными. При этом значимо, чтобы педагогические воздействия в

стимулировании их самостоятельности и активности в присвоении знаний, не вызывали отторжения, нежелания взаимодействовать с педагогом. Так как, по словам С.Л. Рубинштейна, «извне предъявляемые требования, без внутренней опоры в том, к кому они обращены, могут вызвать отпор, более или менее решительный протест» [3, с. 38].

В начале теоретического курса желательно информировать студентов о том, что полезного и нового для себя они узнают о физической культуре, где смогут применять усвоенное, какие преимущества им это знание открывает. Следует формировать внутренние личностные смыслы изучения предмета, привлекать внимание к тем знаниям физической культуры, которые необходимы современному специалисту для конкурентоспособности и эффективной адаптации в социуме, показывать влияние компетентности в этой сфере на состояние здоровья, качество жизни и самореализацию. Основной задачей каждой лекции, каждого занятия является создание, сохранение и усиление у студентов мотивов и смыслов познавательной деятельности в сфере физической культуры.

Следует помочь студентам ответить на вопросы: «Зачем это надо изучить?», «В чем польза этого учебного материала?», «Как содержание этого учебного курса связано с их жизнью и будущей профессией?» и т.д. Необходимо показывать практическую полезность преподносимых знаний, возможности решения с их помощью значимых для жизнедеятельности проблем.

Существенное значение имеет раскрытие межпредметных связей дисциплины «Физическая культура» с такими гуманитарными и естественными науками как философия, психология, педагогика, социология, анатомия, физиология, биомеханика, гигиена и др.

Важны системность изложения учебного материала, акцентирование на его важных и существенных деталях, раскрытие основных взаимосвязей изучаемых явлений, точность в формулировании вводимых терминов и понятий, разъяснение их смыслового значения, обсуждение сложных вопросов, использование обобщений.

Информацию желательно преподносить эмоционально, образно, без монотонности и шаблонности, с иллюстрациями и видео презентациями.

Для присвоения знаний и развития коммуникативной компетенции целесообразно применение интерактивных методов педагогического взаимодействия и взаимовлияния: на лекционных занятиях - лекции с «обратной связью» (лекция-провокация (изложение материала с запланированными ошибками), лекция-беседа, лекция-дискуссия); на методико-практических занятиях - консультации, дискуссии, обсуждение; на практических занятиях - обмен мнениями, оценками, совместный анализ и поиск решения проблем (взаимоанализ и взаимоконтроль действий партнера, между и внутри командные взаимодействия и др.).

Эти методы способствуют сознательной активности студентов в усвоении и практическом применении знаний физической культуры.

В дискуссиях следует поощрять самостоятельные, логичные и нестандартные суждения и вопросы, помогающие раскрыть сущность,

понять учебный материал. Содержание таких занятий должно задействовать личностные смыслы, опыт студентов. Необходимо побуждать их к критической оценке поступающей информации (особенно, если она изначально не соответствует их образу мыслей и действий), анализу ее объективности и логичности, целесообразности для себя, соотнесению со своими практическими запросами в организации физкультурной деятельности. Важно, чтобы студенты вырабатывали и развивали собственное отношение к тому, что изучают, самостоятельно искали истину, убеждались для себя на практике в доказательности знаний, присваивали их.

Используя методы интерактивного взаимодействия, целесообразно устраивать дискуссии по содержанию учебного материала, способам его преподавания, анализу качества занятий, продуктивности учебной деятельности. Можно на лекции организовать групповую дискуссию, попросив студентов ответить на вопросы: «Чему они хотят научиться за время обучения в вузе в рамках курса «Физическая культура»?», «Что способствует, а что мешает эффективности занятий по этой дисциплине?»,

«Какие действия преподавателя, а какие самих студентов могут способствовать их саморазвитию в этой сфере?».

В процессе дискуссий педагог способствует совершенствованию у студентов коммуникативных умений: возражать, соглашаться, сообщать о цели своего высказывания, сопоставлять, сравнивать, ссылаться на чье-либо мнение, уточнять, убеждать, уговаривать, обосновывать мнение, опровергать, высказывать разочарование, удовлетворение и др. Важно, чтобы у студентов возрастала заинтересованность в предмете общения, воспитывать у них нравственные качества, умения слушать, не навязывать свое мнение, уважать личность партнера. Эффективности взаимодействия способствует разъяснение студентам сущности продуктивного общения.

По ходу лекций важна «обратная связь» со студентами, учет проявляемой ими степени заинтересованности (на лицах, шуму в аудитории и др.), определение с помощью беглого опроса понимания излагаемого материала. Важно содействовать осознанию студентами того, что знание означает убежденность в том, что ты знаешь, способность передать свое знание другим, применить его на практике.

Для присвоения знаний большое значение имеют методико-практические занятия с более близким общением между педагогом и студентами, так как на них преподаватель может персонифицировать информацию, донести ее до каждого студента, вступить с ними в дискуссию, выслушать разные точки зрения. На таких занятиях студенты имеют возможность получить индивидуальную помощь в овладении методиками физической культуры.

На методико-практических занятиях, которые согласуются во времени с усвоением соответствующей теоретической темы, студенты применяют методики физической культуры для улучшения физического и психоэмоционального состояния (развития психофизических качеств, активизации функций организма и профилактики профессиональных

заболеваний, нервномышечной релаксации, профилактики и корректирования морфофункциональных отклонений, закаливания и др.), овладения жизненно и профессионально важными двигательными умениями и навыками (плавания, самообороны, специальных силовых приемов и др.).

Целесообразно обсудить со студентами условия, в которых будет протекать их профессиональная деятельность и какие важные для ее эффективности, поддержания и сохранения профессионального здоровья, можно изучить методики физической культуры.

В предлагаемых методиках следует раскрывать ценностно- смысловой аспект физической нагрузки, конкретного упражнения (почему их надо выполнить, использовать именно так). Преподаватель объясняет и показывает приемы и методы самопознания, способы выполнения двигательных действий, различные методики физической культуры (оздоровительных видов гимнастики, аутотренинга, самомассажа, развития физических качеств и др.), которые затем воспроизводятся студентами.

Особое внимание на методико-практических занятиях должно уделяться самопознанию и освоению студентами коммуникативной и личностного самоуправления компетенций, во многом определяющих продуктивность учебной, профессиональной и здоровьесберегающей деятельности. Следует научить студентов умениям применять разнообразные средства и приемы физкультурно-спортивной деятельности, побудить их работать над своим характером, восприятием, чувствами, отношениями, культурой общения.

В конце каждого занятия необходима его совместная рефлексия (что нового узнали, каким умениям научились, что важно и что необязательно, что используется или будет востребовано в дальнейшем, что необходимо улучшить для большей продуктивности занятий и т.д.). Значимо, чтобы студенты, опробуя изучаемые методики, как на занятиях, так и самостоятельно, выбирали наиболее подходящие для систематического применения.

Овладение практическими умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности направляется и определяется, прежде всего, их смыслом для студентов, жизненной значимостью, поэтому важно понимание ими, для чего необходимы умения и навыки этой деятельности, каких своих целей они могут при этом достигнуть. Чем выше осознание ее значимости, тем активнее включение в нее, весомее положительный эффект.

Студенты приобретают умения и навыки физкультурно-спортивной деятельности на практических занятиях, на которых преподаватель раскрывает, почему предлагается то или иное упражнение, на улучшение каких функций и возможностей человека оно направлено, указываются методы, условия и факторы его эффективного освоения и совершенствования. При этом излагается обязательный минимум знаний: дается анализ биодинамической структуры изучаемого действия, разъясняется логика и последовательность выполнения, анализируется эффективность при разном характере выполнения.

Педагогу, при объяснении и показе соответствующих приемов и способов выполнения физкультурно-спортивной деятельности, необходимо

следить, чтобы действие, которое закрепляется в умении, строилось на осознании метода действия, понимании принципа

выполняемой операции, уяснении места, которое эти операции занимают в сознательно осмысленной структуре движения.

Имеет значение активизировать самопознание студентами выраженности каждого компонента памяти на движения, чтобы они знали свои сильные и слабые звенья в мнемической деятельности, связанной с формированием двигательных навыков. Двигательные задания должны развивать возможности студентов, но не превышать их. Следует с помощью контроля и самоконтроля проверить, насколько их психофизические качества (степень владения мышцами, уровень психофизической подготовленности) достаточны и пригодны для выполнения нового движения.

П.Я. Гальперин указывает, что при воспитании двигательных умений важно точно определить свои требования к действию, описать в каких условиях и каким способом оно должно выполняться, какое качество должен иметь результат этого действия. Такая система условий (он назвал ее теорией поэтапного формирования) включает три взаимосвязанные, взаимопереплетенные подсистемы: первая обеспечивает построение заданного действия, схему его ориентировочной основы; вторая -приобретение этим действием намеченных свойств, качеств; третья -усвоение действия в качестве умственного. Приобретаемые действия должны выполняться разумно (выбор субъектом объективных отношений, которые существенны для выполнения этого действия), обобщенно (устойчиво, нечувствительно к помехам, с умением выделять существенные отношения на фоне помех), сознательно (с возможностью давать словесный отчет о своем действии), критично (с сопоставлением избранных критериев с действительностью). Мера овладения действием показывает, выполняется ли оно свободно, быстро, с минимум внимания и т.д. [1].

Важно, чтобы студенты, опробуя новое движение, осмысливали его результаты: понимали зависимость эффективности его выполнения от личностного восприятия и особенностей, рациональной техники, получали опыт разнообразных мышечных ощущений, расширяли представления о своих двигательных и функциональных возможностях.

Следует объяснить, что задаваемая педагогом, одинаковая для всех по объему и интенсивности физическая нагрузка, будет неодинаковой для студентов, личностно воспринимающих ее по-разному, обратить их внимание на эстетику двигательного действия, реальное повышение его эффективности при освоении правильной техники движения.

Существенно донести до студентов, что в построении движения наряду с психофизическими, когнитивными, перцептивными, сенсорными способностями всегда участвует мотивационная сфера. А способность управлять своим телом и использовать разнообразие двигательных умений

приносит удовлетворение, поддерживает необходимую функциональную подготовленность, мотивирует направленную на это деятельность.

Тактические умения физкультурно-спортивной деятельности, связанные с оперированием приобретенными знаниями и умениями, постижением причинных связей ее результативности, развиваются с помощью рефлексивных вопросов в конкретных видах и условиях этой деятельности. Так, например, в соревновательной деятельности можно обсудить со студентами следующие вопросы: почему, для чего они хотят выиграть?; как они оценивают свои шансы на победу с той или иной командой, соперником?; какие стороны физической, технической, тактической, психологической подготовленности студентов, команды достаточны, а какие необходимо усилить, чтобы улучшить свой результат, выиграть у конкретного соперника?; что можно менять в технике, тактике, психологической подготовке в самом процессе соревнования с конкретным соперником для победы?; какие объективные и субъективные факторы надо учитывать в конкретных условиях соревнований?; какие внешние и внутренние помехи могут возникнуть и как уменьшить, исключить их влияние на результативность?; какие физкультурно- спортивные и психолого-педагогические технологии надо использовать, чтобы повысить самооценку, улучшить результат, победить? По желанию студентов можно оказать им помощь в нахождении причинных связей результативности их физкультурно-спортивной деятельности.

Для овладения студентами знаниями и умениями организации физкультурной деятельности (постановка целей, выбор методов и средств, оценка результатов) необходимо осознание ими значимости самоуправления в этой сфере, постановки стратегических долгосрочных целей, каких они действительно хотят добиться и задач, которые необходимо для этого выполнить.

Важно понимание студентами, что цель выступает чрезвычайно мощным и эффективным инструментом в работе над собой, и обязательно ее осознание, ясное представление результата, на который они направляют свое поведение и действия. Необходимо, чтобы цели были приняты и осознаны студентами как многоуровневые, достижимые, альтернативные.

Следует стимулировать студентов к сознательному управлению своей физкультурной деятельностью, постановке конкретных целей, достижение которых будет зависеть только от них самих. Овладению знаниями и умениями организации физкультурной деятельности способствует поддержка проектирования студентами индивидуальных программ психофизического самосовершенствования.

Повысить качественный уровень когнитивно-операционального компонента помогает дифференцированный подход к студентам, подбор и использование методов и средств воздействия на каждого с учетом уровня сформированности этого компонента.

Для студентов низкого уровня определяется тот минимум сведений о здоровом образе жизни и основных формах физической культуры, которые должны быть ими усвоены и применяться в повседневной жизни. Студентам недостаточного уровня целесообразно рекомендовать дополнительную литературу для самообразования; помогать в осознании целей

физкультурной деятельности, составлении индивидуальных программ. У студентов необходимого уровня сформированы познавательные интересы в этой области, поэтому с ними следует обсуждать возможные пути дальнейшего самообразования и самосовершенствования, рекомендовать для чтения соответствующую литературу. Со студентами высокого уровня можно обсудить пути дальнейшего личностного развития, расширения опыта в этой сфере. Их можно привлекать в помощники при обучении других студентов.

Педагогическими условиями формирования когнитивно-операционального компонента выступают: организация необходимого соотношения содержания лекционных, методико-практических и учебно-тренировочных занятий; включение студентов в проектирование содержания образования и контроль его процесса; использование теоретического материала, раскрывающего для студентов значимость и личностный смысл изучения дисциплины «Физическая культура», ее межпредметные связи, компетенции, качественные характеристики результативности освоения; ценностно-смысловое, проблемное, эмоционально-насыщенное и адекватное возможностям студентов преподнесение учебного материала, применение проблемных, творческих заданий; раскрытие ценностно-смыслового и операционального аспектов применения методик и упражнений физической культуры; содействие студентам в выборе адекватных для них двигательных задач на основе самопознания; поддержка проектирования студентами индивидуальных программ психофизического самосовершенствования; дифференциация педагогических форм, средств, методов.

Судить об эффективности педагогических действий в формировании когнитивно-операционального компонента ценностных отношений можно по владению студентами специальной и универсальными компетенциями физической культуры, что проявляется в их умениях передавать и демонстрировать свои знания и умения.

ßi

Jl Список литературы

1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособии / П. Я. Гальперин. - 5-е изд. - Москва : КДУ, 2011. - 400 с.

2. Масалова О. Ю. Концепция формирования ценностных отношений студентов к физической культуре: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08/ О. Ю. Масалова. - Москва, 2013. - 623 с.

3. Махов, С. Ю. Моделирование системы боевого выживания : монография [Текст] / С. Ю. Махов. - Орел : ОрелГТУ, 2010. - 293 с. - ISBN 978-5-93932-252-2.

4. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва, 1959 - 426 с.

Jl References

1. Galperin P. Y. Psychology Lectures: Tutorial / P. Y. Halperin. - 5th ed. -Moscow : SAM, 2011. - 400 p.

2. Masalova O. J. The concept of formation of valuable relations of students in physical education: Dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / O. J. Masalova. -Moscow, 2013. - 623 p.

3. Makhov, S. Y. Modeling of systems combat survival : monograph [Text] / S. Y. Makhov. - Orel: Orel State Technical University, 2010. - 293 p. - ISBN 9785-93932-252-2.

4. Rubinstein S. L. The principles and ways of development of psychology / S. L. Rubinstein. - Moscow, 1959 - 426 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.