УДК 371(075)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПИАР-СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Э.П. Комарова, Н.Н. Туркина
В статье рассматриваются педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности пиар-специалиста в условиях информатизации образования
Ключевые слова: иноязычная коммуникативная компетентность, педагогические условия, пиар-специалист, информатизация
В настоящее время одним из основных направлений модернизации российской системы образования является
информатизация, которая подразумевает не только оснащение образовательных
учреждений современными средствами информатизации, но и изменение содержания образования, направленного на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни в условиях постиндустриального информационного общества. Особенно остро эти изменения затрагивают основы подготовки специалистов молодой для России специальности «Связи с общественностью» и необходимости определения педагогических условий формирования иноязычной
коммуникативной компетентности, только, при наличии высокого уровня сформированности которой будущий пиар-специалист может представлять профессиональный интерес для работодателя.
Политический кризис в Украине, происходящая мировая информационная и пиар-война еще раз подчеркивают актуальность формирования иноязычной коммуникативной компетентности пиар-специалистов, которая открывает свободный доступ к зарубежным интернет, теле, радио и иным информационным ресурсам и способствует формированию собственной точки зрения, выработке позиции в отношениях с иностранными коллегами.
Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация (степень) «бакалавр») включает две группы компетенций выпускника - пиар-специалиста: общекультурные (универсальные) и
Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected] Туркина Наталья Николаевна - ВГТУ, аспирант, e-mail: [email protected]
профессионал ьные (предметно-специали-
зированные), которые предполагают по окончанию вуза уровень сформированной иноязычной коммуникативной компетентности, необходимый для получения
профессиональной информации из зарубежных источников, общение на общекультурные и профессиональные темы, самостоятельный анализ социально-политической,
экономической и научной литературы (в том числе - на иностранном языке), готовность к деловой коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах.
Требования к подготовке пиар-специалиста включают внушительный список обязанностей: написание и редактирование информационных материалов, налаживание контактов и связей со средствами массовой информации, проведение различных
исследований, управление и
администрирование, консультирование с высшим руководством, проведение
специальных мероприятий (конференций, совещаний, презентаций и т.п.), устные выступления, производство мультимедийных и аудиовизуальных презентаций и т.д. Одним словом - специалист по связям с общественностью должен заниматься всем - от завоевания доверия общественности к компании до непосредственной работы с инвесторами, которыми все чаще становятся представители иностранных государств. По уровню профессиональной подготовки и сформированности иноязычной
коммуникативной компетентности пиар-специалиста во многом судят о деятельности и состоятельности всей компании. Таким образом, наличие высоких требований федерального государственного стандарта вполне оправданы, что ставит вопрос рассмотрения педагогических условий формирования иноязычной коммуникативной компетентности специалистов по связям с общественностью.
Педагогические условия представляют совокупность объективных возможностей, включающих содержание, формы, методы, материально-пространственную среду,
направленную на решение поставленных целей (В.И. Андреев, А.Я. Найн, 1992), а также внешнее, в той или иной мере сконструированное педагогом, обстоятельство, которое существенно влияет на протекание процесса, предполагает, но не гарантирует определённого результата (Н.М. Борытко, 2007) и совокупность мер учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих необходимый уровень развития искомой категории личности обучающегося. Под педагогическими условиями, обеспечивающими формирование иноязычной коммуникативной компетентности студентов специальности «Связи с общественностью», понимается
взаимосвязанная совокупность мер, реализация которых будет способствовать эффективному формированию иноязычной коммуникативной компетентности студентов пиар-специальности.
Формирование иноязычной
коммуникативной компетентности пиар-специалиста в учебном процессе вуза возможно при соблюдении следующих педагогических условий:
• студент-преподаватель - субъект-субъектное взаимодействие в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности, что позволяет студенту быть активной, всесторонне развивающейся личностью, выступать субъектом деятельности, субъектом познания, субъектом самопознания и осуществлять переход от внешней к внутренней регуляции, т. е. к самоконтролю и активному саморазвитию. Построение субъект-субъектных взаимоотношений в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности способствует созданию благоприятного психологического климата, поддержке студента со стороны преподавателя. Общение студента и преподавателя в этом случае основано на взаимном уважении, взаимопонимании, что способствует через формирование иноязычной коммуникативной компетентности личной и профессиональной успешности студента.
• Учет индивидуальных и возрастных особенностей в процессе формирования иноязычной коммуникативной комптентности пиар-специалиста. Возраст от 17 до 23 лет является периодом становления личности, ее активного развития. Это время формирования
мировоззрения, системы личностных качеств и профессиональных основ. Для эффективного формирования иноязычной коммуникативной компетентности пиар-специалиста следует учитывать индивидуальные особенности, которые включают мотивацию студента специальности связи с общественностью, способность сосредоточиться и
сконцентрироваться, эмоциональное состояние, жизненный и речевой опыт, степень развитости слуховой памяти, мышления студента. Успешность формирования иноязычной коммуникативной компетентности зависит от внутренней мотивации студентов, их интеллектуальных способностей и
возможностей, продуманной организации учебного процесса.
• Обязательным условием формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов специальности пиар являются посильность, поэтапность, системность, межпредметная интеграция, использование аутентичного материала в учебном процессе вуза.
• Учет профессионально-ориентированных потребностей. В процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности пиар-специалиста необходимо учитывать уровень сформированности профессионально-ориентированных потребностей (базовый, адаптивный, продвинутый), личную готовность к общению с представителями разных культур (знание норм, правил, традиций и национальных особенностей), профессиональные потребности будущего пиар-специалиста. К последним относится: участие в семинарах, конференциях, диспутах на различные темы, сотрудничество со средствами массовой информации, в том числе иностранными, владение коммуникативными стратегиями в процессе дебатов и обсуждений в различных сферах их деятельности, готовность к оперированию иноязычной общенаучной и специальной терминологией, обнаружение, анализ, критическое переосмысление и использование переработанной иноязычной информации с помощью мультимедийных технологий, написание и редактирование необходимой или профессионально-значимой информации из разных источников, грамотное разрешение конфликтных и стрессовых ситуаций.
• Использование личностно-развивающего потенциала предмета «иностранный язык», содержание которого проецируется в широкий социокультурный
контекст жизнедеятельности человека. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности способствует решению социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, дальнейшему самообразованию, что подразумевает его развивающее воздействие на личность студента. Таким образом, формирование иноязычной коммуникативной компетентности непременно влияет на развитие социально-значимых, интеллектуальных,
этико-культурных и творческих качеств личности.
Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что в рамках информатизации системы образования представляется актуальным использование педагогических условий в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности
мультимедийными средствами, которые, на наш взгляд, будут способствовать успешному развитию иноязычной коммуникативной личности.
Литература
1. Амарова О.Ф. Модель профессиональной подготовки выпускника, адаптированного к рынку труда: автореф. ...дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.Ф. Амарова. - Калуга, 2002.
2. Андриенко А.С. Формирование иноязычной профессиональной компетенции студентов-бакалавров на основе чтения научно-технических текстов / А.С. Андриенко // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в школе и вузе. Сб. материалов 2-й Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2003.
3. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. -М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 496 с.
4. Голубева Т.И. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку: Учебное пособие / Т.И. Голубева, С.О. Репина. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
6. Найн А. Я. Общенаучные понятия в педагогике / А. Я. Найн // Педагогика. - 1992. - № 7 - 8. - С. 15 -19.
Воронежский государственный технический университет
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF PR-SPECIALISTS IN THE PROCESS OF EDUCATION
SYSTEM INFORMATIZATION
E.P. Komarova, N.N. Turkina
The paper considers the pedagogical conditions of foreign language communicative competence formation of pr-specialists in the process of education system informatization
Key words: foreign language communicative competence, public relations, pr-specialist, pedagogical conditions, infortization