Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к инновационной деятельности средствами иностранного языка'

Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к инновационной деятельности средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КОМПЛЕКС НОВОВВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Елена Владимировна,, Володина Инга Вадимовна

В статье рассматриваются педагогические условия формирования готовности студентов вуза к инновационной деятельности средствами иностранного языка. Приводятся результаты апробирования разработанной авторами экспериментальной методики обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Володина Елена Владимировна,, Володина Инга Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness to professional communication in a foreign language in the area of innovation activity for university students

The article considers formation of readiness to professional communication in a foreign language in the area of innovation activity for university students. The research was conducted in the groups of students in different directions of training in Moscow State Industrial University and continued in Moscow State University of Mechanical Engineering.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к инновационной деятельности средствами иностранного языка»

Педагогические условия формирования готовности студентов вуза к инновационной деятельности средствами иностранного языка

С переходом России на инновационный путь развития перед педагогической наукой встала задача подготовки профессионалов нового типа. Важным компонентом успешной подготовки будущего специалиста, живущего в глобальном взаимозависимом мире, становятся все виды коммуникации, взаимодействия и взаиморазвития.

ВОЛОДИНА Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Московского политехнического университета, Москва

ВОЛОДИНА Инга Вадимовна,

соискатель кафедры иностранных языков Московского политехнического университета, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются педагогические условия формирования готовности студентов вуза к инновационной деятельности средствами иностранного языка. Приводятся результаты апробирования разработанной авторами экспериментальной методики обучения

Ключевые слова:

инновационная деятельность, педагогический эксперимент, комплекс нововведений

Под готовностью специалиста к инновационной деятельности понимается интегративная совокупность свойств и качеств личности, предполагающая владение:

- общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями;

- современной методологией профессиональной творческой деятельности;

- сформированными инструментами познания (творческим мышлением);

- развитыми профессионально значимыми личностными качествами.

Особая роль при формировании готовности студентов к инновационной деятельности отводится иностранному языку. Основной целью изучения иностранного языка на современном этапе является достижение практического владения им, что позволяет использовать его в профессиональной деятельности, включая инновационную.

Авторские разработки

Для формирования готовности студентов вуза к инновационной деятельности средствами иностранного языка авторами статьи был разработан ряд нововведений.

Модель образовательного пространства (рис. 1), базирующаяся на компетентностном, коммуникативном, лингвосоциокультурном подходах, компьютерных технологиях, междисциплинарных связях [7].

Модель формирования толерантности у студентов вуза в процессе языковой подготовки (рис. 2) [5].

Модель формирования готовности к профессиональной коммуникации на ино-

странном языке в сфере инновационной деятельности у студентов вуза (рис. 3). Модель разработана на основе концепции единства языка, мышления и культуры и современных научных представлений о структуре общения [10, с. 199], а также модели образовательного пространства и модели формирования толерантности.

Учебно-методическое пособие «Professional English for Innovation Activity» (содержащее терминологическую базу по инновационной деятельности, определения инноваций, их классификацию на русском и английском языках) [6].

Кроме того, авторами были разработаны педагогические условия реализации этих нововведений (обоснованы технологии, формы и методы обучения: разработаны педагогические игры, темы дискуссий, эссе, докладов, презентаций), спланирован эксперимент и разработан фонд оценочных средств [1, с.75-77]; [3, с. 198-201]; [4, с. 315-318]; [2, с. 107108]. Эксперимент и апробирование результатов исследования проводились в Московском государственном индустриальном университете (МГИУ) и были продолжены в Московском государственном машиностроительном университете (МАМИ) и далее в Московском политехническом университете.

Целью педагогического эксперимента являлось эмпирическое подтверждение гипотезы исследования, то есть обоснование того, что предполагаемое педагогическое воздействие (модели, учебно-методическое пособие, формы, методы, средства обучения) более эффективно и эффект изменений обусловлен именно применением экспериментальной методики обучения.

Рис. 1. Модель образовательного пространства (МДС — междисциплинарные связи) (автор И.В. Володина)

Рис. 2. Модель формирования толерантности (автор И.В. Володина)

Рис. 3. Модель формирования готовности к профессиональной коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности у студентов вуза (автор И.В. Володина)

Результаты измерений уровня владения иностранным языком (готовности к профессиональной коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности)

Таблица

Уровень знаний

Контрольная группа до начала эксперимента, чел.

Экспериментальная группа до начала эксперимента, чел.

Контрольная группа после экспери-мента, чел.

Экспериментальная

группа после эксперимента, чел.

А2 (низкий) 30 32 17 5

В1 (средний) 10 9 22 31

В2 (высокий) 5 4 6 9

Ход эксперимента

В ходе констатирующего эксперимента определялся исходный уровень владения студентами иностранным языком с помощью тестов: Oxford Placement Test 1 Grammar Test (Part 1, Part 2), Listening Test 1 и специальных тестов по инновационной терминологии. Оценка результатов тестирования проведена согласно таблице (графы OPT Score, OPT Language Level).

В эксперименте участвовали 90 студентов (45 человек — в экспериментальной группе, 45 человек — в контрольной группе). В ходе формирующего эксперимента использовались нововведения: созданный комплекс учебно-методических материалов, обоснованные формы организации учебного процесса, методы и технологии активизации мышления, формирующие «инструменты» деятельности и познания и фонд оценочных средств, реализующие модель формирования готовности студентов вуза к профессиональной коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности.

В результате проведенных замеров было установлено, что у большинства студентов экспериментальной группы (71,1%) исходный уровень владения иностранным языком для осуществления профессиональной коммуникации в сфере инновационной деятельности соответствует уровню А2. Они показывают недостаточное знание терминологии по инновационной деятельности, недостаточно понимают смысл высказываний в рамках сфер и ситуаций общения, связанных с инновационной деятельностью, не могут осуществлять эффективную профессиональную коммуникацию. Количество студентов с уровнем В1 составило 20%, с уровнем В2 — 8,9%.

В контрольной группе количество студентов с уровнем А2 составило 66,7%, с уровнем В1 — 22,2%, с уровнем В2 — 11,1%. На заключительном этапе экспериментальной работы была проведена итоговая диагностика всех видов речевой деятельности у студентов экспериментальной и контрольной групп согласно фонду оценочных средств. В контрольной группе количество студентов с уровнем А2 составило 37,8%, с уровнем В1 — 48,9%, с уровнем В2 — 13,3%. В экспериментальной группе количество студентов с уровнем А2 составило 11,1%, с уровнем В1 — 68,9%, с уровнем В2 — 20% (см. табл.)

Планирование эксперимента и обработка данных осуществлялись в соответствии с работой Д.А. Новикова [8]1. По итогам экс-

1 При обработке результатов эксперимента использовались методы математической статистики. Все данные получены лично соискателем.

Низким Средним Высокий

Рис. 4. До эксперимента

Низкий Среднии Высоким

Рис. 5. После эксперимента

перимента был сделан вывод, что эффект изменений обусловлен именно применением комплекса нововведений (см. рис. 4; 5)

Приведенные на рисунках 4 и 5 диаграммы показывают существенный рост результатов уровня владения иностранным языком у студентов экспериментальной группы по сравнению со студентами контрольной группы.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что обоснованные педагогические условия достаточно эффективно способствуют изменению уровня владения студентами иностранным языком, их готовности к профессиональной коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности как неотъемлемой составляющей их готовности к осуществлению инновационной деятельности.

Литература

1. Володина Е. В., Володина И.В. Формирование готовности к инновационной деятельности как средство профессионализации студентов вуза // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. — 2015. — № 3 (33). — С. 75-77.

2. Володина Е. В. Формирование профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2008. — 159 с.

3. Володина И.В. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности средствами иностранного (англий-

ского языка) в образовательном процессе вуза // Образование, наука, научные кадры. — М.: Юнити-Дана. — 2014. — № 1. — С. 198 — 201.

4. Володина И.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку инновационных менеджеров в техническом вузе // Молодой ученый — 2012. — № 8. — С. 315-318.

5. Володина И.В. Модель формирования толерантного поведения в процессе языковой подготовки специалистов // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 4. — С. 31- 35.

6. Володина И.В. Professional English for Innovation Activity: Учебно-методическое пособие. — М.: Спутник+, 2015. — 153 с.

7. Любимова Т.Д., Володина Е.В., Володина И.В. Модель образовательного пространства при формировании готовности будущих специалистов (инженеров) к инновационной деятельности средствами английского языка. Образование, наука, научные кадры. — М.: Юнити-Дана. — 2013. — № 6. — С.163.

8. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). — М.: МЗ Пресс, 2004. — 67 с.

9. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов; Научно-методический совет по иностранным языкам Минобрнауки России / Под ред. С.Г. Тер-Минасовой. — М., 2009.

1. 10. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.