Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности студента вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения'

Педагогические условия формирования готовности студента вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К НЕПРЕРЫВНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / PREPAREDNESS FOR THE LIFELONG PROFESSIONAL LEARNING IN THE DISTANCE LEARNING CONDITIONS / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / PREPAREDNESS FORMATION / ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / DIDACTIC CONDITIONS / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кармановский А.В.

В статье на основе теоретико-прикладного исследования процесса формирования готовности студентов к непрерывной профессиональной подготовке в рамках дистанционного обучения выявляются наиболее значимые дидактические, психолого-педагогические и организационно-педагогические условия, делающие данный процесс эффективным и качественным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кармановский А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Pedagogical Conditions of Preparedness Formation of The Higher Education Institutions' Students for The Continuing Professional Education in The Distance Learning Conditions

In the article, on the base of the theoretical and applied research of the students' preparedness formation process for the lifelong professional learning preparation (in the frameworks of distance learning), the most considerable, didactic, psychological and pedagogical, organizational conditions (making the given process more effective and qualitative) are exposed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности студента вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения»

Проблемы высшего образования

Кармановский А. В.

Педагогические условия формирования

готовности студента вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения

Непрерывное профессиональное образование, вызванное необходимостью приспособления человека к новым быстроизменяющимся технологиям, привело к несостоятельности прежних систем обучения и актуализировало систему дистанционного обучения. Поэтому назрела объективная необходимость перехода от «обучения профессии» к «обучению учиться», что требует изменения всех обучающих технологий, перестройки менталитета преподавателей и студентов.

Это определило необходимость выявления, теоретического обоснования и экспериментальной проверки совокупности условий, обеспечивающих эффективность подготовки студентов к непрерывному образованию в рамках дистанционного обучения в процессе профессионального обучения.

Сложность процесса формирования готовности студентов вуза к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения определяет необходимость выполнения совокупности определенных общих требований, дидактических, психолого-педагогических и организационно-педагогических условий. При этом мы ориентируемся на мнения ученых (В.А. Сластенин, А.И. Мищенко и др.) об особой актуальности поиска совокупности условий, определяющих процесс развития различных качеств и умений личности [1]. В процессе исследования мы также придерживаемся точки зрения тех исследователей, которые условия разделяют на внешние (объективные) и внутренние (субъективные) (В.Г. Рындак, М.И. Ситникова и др.).

Данный подход строится на концепции детерминации индивидуально-психологического развития человека внутренними и внешними факторами

С.Л. Рубинштейна [2] и В.Э. Чудновского о том, что «внешнее зависит от внутреннего не только в том смысле, что всякое внешнее воздействие реализуется лишь через внутреннее, но и более непосредственно - внутреннее имеет и свой непосредственный источник активности и развития» [3]. Исключение именно внутренних препятствий считается учеными обязательным на пути самоисследования, самосовершенствования собственного опыта. На взаимосвязь внешних и внутренних условий развития субъекта в своих исследованиях указывали В. А. Ананьев, Ю.К. Бабанский, О.С. Гребенюк, В.С. Ильин, Т. А. Ильина, А.К. Маркова, Г. С. Сухобская, Г.И. Щукина и другие [4, 5].

При этом выделяют несколько видов условий:

• условия учебной деятельности - совокупность обстоятельств, в которых она осуществляется, и социальных обстоятельств жизнедеятельности ее

субъекта. Они рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие ее успешности;

• педагогические (дидактические) условия - это те, которые сознательно создаются в учебном процессе и которые должны обеспечивать наиболее эффективное формирование и протекание этого процесса;

• психолого-педагогические (субъективные) условия - способствуют формированию личностных, психологических механизмов развития;

• организационно-педагогические (объективные) условия - связаны с уровнем организации и стимулирования учебно-воспитательного процесса [6], особенностями управления (например, творческое целеполагание; саморефлексия; инновационная атмосфера; эвристический опыт учителя; творческо-поисковый уровень методической службы; информационный обмен; стимулирование творческой активности). Внешние условия оказывают влияние на формирование внутренних (субъективных) условий.

Анализ теоретического и практического материала позволил составить перечень условий, способствующих формированию готовности личности к непрерывной профессиональной подготовке в рамках дистанционного обучения, которые были обобщены и отнесены к разным видам условий: дидактические условия, психолого-педагогические условия, организационно-педагогические условия.

Анализ полученных данных, соотнесенный с собственным опытом работы в вузе, приводит к выводу, что необходимыми условиями, влияющими на формирование готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения, являются все выделенные блоки условий, однако в аспекте поиска новых педагогических технологий и разработки модели наиболее важными являются психолого-педагогические условия. Это условия, которые сформированы путем интеграции внутренних и внешних условий. Отсутствие этих условий снижает степень образования и понимания значимости непрерывного профессионального образования в рамках дистанционного обучения.

В эту группу вошли следующие условия:

1) наличие познавательной активности, самостоятельности студента в учебном процессе (выполнение этого условия предполагает обеспечение активности и самостоятельности как важнейшего показателя плодотворности учения. Указанное условие направлено на развитие стремления и умения самостоятельно логически мыслить; способности ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче; желания понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания; критического подхода к суждению других; относительной независимости собственных суждений).

2) создание ситуации успеха в учебном процессе (это условие взаимосвязано со следующим: создание положительного эмоционального настроя, ситуаций успеха в процессе обучения. Выполнение этого условия возможно при

обеспечении благоприятного психологического климата в коллективе, который обеспечивает эмоциональный настрой студентов);

3) создание преподавателем положительного эмоционального настроя (эмоциональный настрой активизирует чувства, связанные с предстоящей работой, создает атмосферу положительного психологического климата, что оптимизирует протекание процесса обучения. Положительный психологический климат позволяет говорить о наличии в группе психологической совместимости между участниками образовательного процесса. Эмоциональная атмосфера, положительный эмоциональный тонус учебного процесса способствуют решению проблем усвоения знаний, связанных с наличием у студентов ошибочных альтернативных представлений. Данное условие направлено также на развитие познавательного интереса, открытости познавательной позиции);

4) творческая деятельность студентов и преподавателей (в мировой практике накоплен достаточно большой опыт организации учебно-поисковой, творческой, познавательной деятельности за счет проблемного, поискового обучения. В последние годы предлагается множество рекомендаций по созданию творческой обстановки в процессе обучения [7], которая стимулирует разнообразную учебную, научную и исследовательскую работу);

5) организация квазипрофессиональной деятельности студентов (мы ввели в описание данной группы условий квазипрофессиональную деятельность (Вербицкий А.А.), подчеркивая необходимость встраивания в учебный процесс семиотических, имитационных, социальных моделей, представляющих собой предельно обобщенный вариант предстоящей профессиональной деятельности [8]. С помощью обогащения образовательной среды новыми формами и способами квазипрофессиональной деятельности создается система условий, побуждающих субъекта и опосредуюших его активность или социально-психологический контекст будущей профессиональной деятельности);

6) осведомленность преподавателей и студентов о сущности, содержании и структуре дистанционного обучения (данное условие необходимо для организации знаниевой составляющей подготовки студентов к непрерывному образованию в рамках дистанционного обучения. При этом необходимо также понимать и значимость таковой подготовки и для преподавателей. Эта проблема обозначается многими авторами как очень значимая, поскольку комплекс требований к подготовке преподавателей, обеспечивающих реализацию различного функционального наполнения педагогической деятельности в образовательном процессе должен учитывать как требования современной педагогической науки и основные особенности применяемой технологии дистанционного образования, так и специфические особенности моделей его реализации и должен соответствовать нормативным требованиям, регламентирующим применение дистанционных образовательных технологий в учебном процессе [9, с. 26-51]);

7)рефлексивная деятельность преподавателя (педагогическая рефлексия рассматривается как вид деятельности и как способ активизации творческой

деятельности преподавателя. Многие ученые (В.Н. Козиев, С.В.Кондратьева, Ю.Н. Кулюткин, И.А. Стеценко, Н.Ю. Посталюк и др.) доказывают влияние рефлексии на способность педагога решать педагогические задачи и учитывать при этом гораздо больше обстоятельств. Без постоянного анализа и самоанализа преподаватель не в состоянии глубоко осознавать возникающие проблемы, правильно выбирать пути решения, критически оценивать и корректировать полученные результаты. По мнению Н.В. Косенко, без рефлексивного отношения педагога к своей профессии невозможно самообразование. Развитость рефлексивных процессов является для педагога основой осознания и преобразования себя для достижения любой профессионально-педагогической цели. Зарубежные исследователи также определяют рефлексию в качестве центрального компонента системы подготовки современного учителя [10, 11]. На наш взгляд, очень точна формула функциональной зависимости мастерства, профессионального роста педагога от рефлексии педагогической деятельности, предложенная исследователем Posner: «Опыт + рефлексия этого опыта = развитие» [10]);

8)рефлексивная деятельность студентов (указанная формула описывает рефлексивную деятельность не только педагога, но и учащихся. Исследователи [11, 12] представляют зависимость процесса познания с рефлексией в следующем виде: рефлексивные процессы являются толчком к познанию; метод познания определяется соответствующим видом рефлексии; использование знаний связано с рефлексивными процессами (актуализация знаний). Реализация воспитательного воздействия через функциональные взаимодействия опирается на педагогическую рефлексию. Ряд исследователей отмечают взаимосвязь между уровнем педагогического мастерства и рефлексией обучающихся. Определено, что такие структурные компоненты педагогической деятельности, педагогического мастерства, профессиональных умений, творческой деятельности педагога, - как постановка педагогических целей и задач, выбор и применение средств воздействия на обучающихся [13], контроль и оценка педагогом своих педагогических воздействий, основаны на рефлексии. В рамках изучения рефлексии рассматривается, с одной стороны, осмысление собственного сознания, а, с другой стороны, осознание педагогом того, как его воспринимают, оценивают окружающие и как на этой основе педагог учитывает результаты своей деятельности [10]);

9) критическое отношение к своему опыту, его оценка и совершенствование (в условиях нашего исследования критическое отношение преподавателя к своей деятельности позволяет найти способы внедрения дистанционных форм в учебную деятельность студенческой группы, соотнести их с традиционными аудиторными формами, найти оптимальное сочетание, позволяющее формировать готовность студентов к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения).

Эти условия были дополнены группой организационно-педагогических условий:

1) поиск преподавателем способов включения дистанционных технологий в учебный процесс (поддержка важнейшего компонента процесса формирования готовности к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения - соучастия в познании - должна определять функциональные свойства предлагаемых методических средств и материалов. Поэтому при организации компьютерной поддержки образовательного процесса речь должна идти не о создании отдельных компонентов, а о создании электронного курса как единого целого. Такой электронный курс обучения включает в себя: компьютерный гипертекстовый мультимедиа-учебник; электронный словарь; компьютерные тренажеры; интернет-технологии. Кроме того, необходимым является включение в комплект курса видео- и слайд-лекций, а также печатных материалов. Это обусловлено соображениями психологического характера. Для достижения максимального эффекта обучения, необходимо, чтобы учебная информация была предоставлена в различных формах и на различных носителях. Причем основой такого построения курса является его интерактивная часть, которая может быть реализована только дистанционно);

2) использование преподавателем разнообразных форм и активных методов организации учебной деятельности студентов (форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и студентов, которая осуществляется в установленном порядке и определенном режиме [14]. Особое внимание необходимо уделять активным формам (нетрадиционным формам занятий). Активизация работы студентов на различных видах занятий предполагает комплексное предъявление учебной информации по дисциплине в форме обучающих технологий. С этой позиции актуальны следующие формы и их разновидности: обучение в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности; дискуссии; индивидуальная, парная, групповая проектная деятельность, в том числе, работа над телекоммуникационными проектами с партнерами из других регионов и даже стран; ролевые, деловые игры проблемной направленности, пр.; проблемное обучение (синектические методы, гирлянды ассоциаций и пр.), контекстно-модульное обучение (метод конкретных ситуаций, метод инцидента, метод погружения), метод саБе^аёу и пр.);

3) реализация тьюторской функции преподавателя в процессе совместной деятельности со студентами в рамках дистанционных технологий обучения (персональное сопровождение студента в процессе подготовки к непрерывному профессиональному образованию за счет: оказания помощи в достижении наилучшего образовательного результата; «отслеживания» хода обучения и обеспечения «обратной связи» от преподавателя по выполненным заданиям; проведения индивидуальных и групповых консультаций (тьюториалов); консультирования и поддержки индивидуального образовательного движения студента; поддержки в нем заинтересованности к дистанционной форме обучения на протяжении всего курса).

Формирование готовности к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения, естественно, не может быть осуществлено без выполнения дидактических условий :

1) оценка деятельности студента не только по конечному результату, но и по процессу его продвижения, и посредством рефлексивной самооценки (это условие позволяет сравнивать собственную динамику студента по каждому компоненту готовности);

2) анализ студентами и преподавателями приемов и способов учебной деятельности (это условие позволяет сравнивать динамику студента по каждому компоненту готовности в рамках проведения той или иной формы обучения. У преподавателя появляется возможность наблюдения за сменой способов деятельности, умений саморегуляции, познавательным интересом, открытостью познавательной позиции, сформированностью рефлексивной самооценки и

т.д.);

3) вариативность дидактического материала для стимула и возможности самостоятельного использования студентом разных и наиболее значимых способов учебной деятельности (это условие направлено на возможность использования разноуровневого материала, разные способы презентации знаний);

4) расширение содержания учебного предмета (это условие описано Л. С. Выготским, который определил его как вывод о том, что «через опыт учеников должно быть проведено возможно большее количество предметов и явлений...»

[15]);

5) разработка преподавателем предметного содержания дисциплины на основе дистанционной технологии обучения (выполнение данного условия предполагает включение дидактической технологии обучения в содержание образования не ситуативно, фрагментарно, а в системе, на всех этапах профессиональной подготовки. Отбор содержания образования в соответствии с содержанием готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения с целью его преобразования, обогащения определяет путь вариативного, уровневого процесса обучения (сущность дистанционного обучения));

6) систематическая и своевременная диагностика готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения (это условие обеспечивает своевременное выявление зоны актуального развития и зон ближайшего развития и саморазвития. В результате диагностики участники образовательного процесса получают данные, позволяющие с достаточной уверенностью судить об истинном состоянии процесса формирования готовности к непрерывному профессиональному образованию в условиях дистанционного обучения. Реализация этого условия обеспечивает повышение эффективности процесса формирования названной готовности, а разнообразные методы диагностики позволяют точнее определить содержание готовности и выявить динамику ее компонентов).

Вышеназванные условия формирования готовности студентов к непрерывному профессиональному образованию в рамках дистанционного обучения тесно взаимосвязаны друг с другом. Как показало наше исследование, при формировании данного вида готовности целесообразно учитывать весь комплекс условий. Среди негативных причин, тормозящих формирующий процесс, следует выделить стереотипность преподавания и оценки качества учебной деятельности в рамках дистанционной технологии обучения.

Литература

1. Сластёнин, В. А. Исаев И.Ф. Ведущие тенденции и принципы формирования профессионально - педагогической культуры преподавателей высшей школы. Формирование личности учителя. - М: Прометей, 1995. - 3-23 с.

2. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. -488 с.

3. Чудновский, В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - №5. - 3-12 с.

4. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. - 2005. - №4. - 19-27 с.

5. Маркова, А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса/ / Вопросы психологии // 1977. - №4, - 40-51 с.

6. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач (Проблемы теории и. методики развивающего профессионально-педагогическое обучения и самообразования): Учеб. пособие / Под ред. П.В. Конаныхина. -Кострома, 1994. - 107 с.

7. Кларин, М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика, - 1996. - № 2. - 14-21с.

8. Мишина, Л. П. Квазипрофессиональная деятельность как способ подготовки конкурентоспособного специалиста в профессионально-образовательной среде колледжа // Образование Омской области № 01 (11) 2007 май // http:// vestnik.omskedu.ru/index.php?cat=8&arttext=394

9. Бочков, В.Е. Нормотворческая деятельность в сфе-ре дистанционных образовательных технологий // Право и образование. - 2003. - №6. - 26-51с.

10. George I. Posner. Field Experience: A Guidi to Reflektive Teaching. Longman, N. - Y. And L., 1985.

11. Kagan Dona M. Ways of evaluating teacher cognition: Inferences concerning the goldilocks principle. Review of Educational Research. Fall 1990. - Vol.60. - № 3. - P. 419-469.

12. Action and reflection in teacher education / Ed. by G.R.Harvard, P.Hodkinson. -Norwood (N.I.). Ablex publ.corp. 1994. XI - 274 p.

13. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: Учебное

пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. - М.: Изд-во Совершенство, 1998. - 368 с.

14. Фщула, М.М. Педагопка. Навч. поабник для студенев вищих педагогiчних закладiв освiти. [ Текст] / М.М. Фщула. - Тернопшь: Вид-во «Навчальна книга - Богдан», 1997. - 192 с.

15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 300 с.

Психология личности

Кулинцева Ю. С.

Психологические детерминанты формирования лидерских устремлений личности на этапе обучения в вузе

Лидерские качества выступают как одни из ведущих характеристик личности современного человека. Формирование этих качеств на разных этапах онтогенеза является существенной задачей образовательных учреждений. Личностные качества лидера, заложенные у детей еще в школьный период жизни, могут и должны получать импульсы для дальнейшего формирования на последующих ступенях жизни. Особенно это актуально для периода жизнедеятельности человека, обозначаемого в качестве студенческого.

Немаловажно, что для студентов наличие адекватно развитых лидерских качеств выступает не только потребностью развития личности как таковой, но и ее развития в контексте складывающихся социально-политических и экономических трансформаций нынешнего российского общества. Лидерство является достаточно распространенным феноменом общественной жизни, проявляющимся в самых разных ее сферах, - политике, религии, бизнесе, науке, военном деле и спорте, в различных неформальных организациях. Лидерство -это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. По утверждению Ф. Карделла, каждый человек, так или иначе, является лидером - в семье, в коллективах, в школе, на рабочем месте и в мире. Существует много вариантов лидерства, каждый из которых соответствует определенным потребностям (в личной, профессиональной, социальной сферах). Вместе с тем, в какой бы сфере лидерство не проявлялось, оно оказывает значимое влияние на общественную жизнь, активизирует деятельность своих сторонников и противников, выступает катализатором чего-то нового или яростно отстаивает традиции, культурное наследие.

Масштабность влияний, оказываемых лидерством на ход истории, породила неиссякаемый интерес к самым разным сторонам его проявления. Основной круг вопросов был порожден стремлением к постижению природы истоков лидерства. Заложено ли лидерство в природе человека или оно приобретается под воздействием среды? Является ли оно уделом избранных или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.