Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования готовности сельских младших школьников к креативной деятельности'

Педагогические условия формирования готовности сельских младших школьников к креативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / АРТПЕДАГОГИКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Елена Николаевна

В статье рассматривается сущность понятия «креативная деятельность», дается сравнительный анализ творческих способностей учащихся начальной школы в условиях города и села. На основе экспериментальной работы и реализации программы, разработанной при опоре на артпедагогические средства, были выделены педагогические условия эффективности подготовки младших школьников к креативной деятельности в условиях села.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования готовности сельских младших школьников к креативной деятельности»

УДК 37.036.5

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СЕЛЬСКИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR PREPARING VILLAGE PRIMARY SCHOOL

PUPILS FOR CREATIVE ACTIVITY

Е. Н. Романова

Е. N. Romanova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия «креативная деятельность», дается сравнительный анализ творческих способностей учащихся начальной школы в условиях города и села. На основе экспериментальной работы и реализации программы, разработанной при опоре на артпедагогические средства, были выделены педагогические условия эффективности подготовки младших школьников к креативной деятельности в условиях села.

Abstract. The article considers the essence of the notion «creative activity», presents the comparative analysis of creative abilities of village primary school pupils and city primary school pupils. The pedagogical conditions for efficiently preparing village primary school pupils for creative activity are revealed on the basis of the research work and implementation of the programme which was developed with the help of art-pedagogical means.

Ключевые слова: креативная деятельность, сельская школа, артпедагогика, младший школьник.

Keywords: creative activity, village school, art pedagogics, primary school pupil.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время для того чтобы быть успешным человеком, мало владеть достаточным объемом знаний и иметь хорошо развитый интеллект. Психологи и педагоги выделяют все новые и новые факторы, обеспечивающие успех: черты характера, установки, шаблоны и техники поведения, усвоенные нами в детстве, эмоциональный интеллект и, наконец, креативность. Необходимость последнего фактора связана с тем, что современный темп развития науки, техники, сменяющие друг друга открытия, процессы интеграции и глобализации предполагают появление все большего числа нестандартных ситуаций, когда старые образцы поведения и решения проблем уже не действуют и нужно найти как можно быстрее новые пути и способы разрешения внезапно возникших перед нами задач.

Компьютеры начинают выполнять все больше и больше профессиональных функций человека, тем самым освобождая время и перенаправляя умственную активность людей на инновационную деятельность. Однако люди часто оказываются негото-

выми к такому повороту событий, неспособными ориентироваться в экстремальных условиях и недостаточно соответствуют новым требованиям рынка труда. Отсюда, как следствие, постоянный поиск и переманивание экономически развитыми странами наиболее творчески и интеллектуально развитых людей, проблемы миграции, борьба за человеческие ресурсы. Именно поэтому во всем мире встает вопрос о формировании готовности людей к профессиональной деятельности на более высоком, творческом уровне, готовности к креативной деятельности, что становится предметом масштабных государственных программ.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что готовность к креативной деятельности - это один из основных факторов профессиональной успешности специалиста в современных условиях.

Развернутое определение творческой (креативной) деятельности дается И. П. Калошиной, согласно которой основным ее критерием является разработка субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых для себя знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи [1, 3].

При всем разнообразии определений креативности как способности порождать новые идеи, отказываться от стереотипных способов мышления, способности к постановке гипотез, к порождению новых комбинаций ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Творчество, как и личность, всегда индивидуально и своеобразно. В то же время его результаты имеют общественное значение. Представляется, что понятие «творчество» шире понятия «деятельность». Творчество осуществляется посредством деятельности, реализуется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса.

В онтогенетическом развитии человека креативность проходит ряд кризисов, один из которых приходится на младший школьный возраст. Создание психологопедагогических условий, прямым образом направленных на развитие творческих возможностей у детей в этом возрасте, может способствовать формированию у них готовности к креативной деятельности.

В связи с этим родителям, педагогам и школьным психологам важно начинать работу по подготовке детей к креативной деятельности именно в младшем школьном возрасте. Однако надо учитывать, что если в городе достаточно условий для развития творческих способностей детей (это различные дома детского творчества, музеи, выставки, творческие объединения, возможность участия в различных конкурсах, проектах), то в сельских условиях очень часто единственным центром, занимающимся развитием творческих, а также других способностей детей, является школа. Таким образом, имеет смысл проводить работу по формированию готовности к креативной деятельности именно с сельскими школьниками.

Материал и методика исследований. Для подтверждения необходимости разработки программы по формированию готовности к креативной деятельности сельских младших школьников нами был осуществлен сравнительный анализ творческих способностей учащихся начальной школы в условиях города и села. С этой целью исследование было проведено на базе 3-х классов МОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары, в состав которого входило 29 человек, а также МОУ «Ишлейская СОШ», где в эксперименте приняли участие 20 человек. В исследовании применялись следующие методики: тест

креативности Е. Торранса «Закончи рисунок», тест вербальной креативности «Составь предложение» (модификация Т. В. Чередниковой), опросник креативности Рензулли, тест интеллекта Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека» [3, 300], [4, 160].

Рассматривались такие показатели креативности, как беглость, гибкость, оригинальность, разработанность.

На следующем этапе исследования мы разработали программу формирования готовности к креативной деятельности с опорой на артпедагогические средства - рисунок, музыку, лепку, аппликации, сказку, выдумывание собственных историй, - так как мы считаем, что артпедагогика наиболее полно подходит для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Эти средства учитывают особенности обучения в нашей отечественной школе, возрастные интересы детей, а также менталитет сельских жителей при опоре на народную и национальную культуру.

Далее перед нами стояла задача проверки полученных выводов по подготовке младших школьников к креативной деятельности в условиях села. С этой целью программа была реализована на базе МОУ «Ишлейская СОШ» в 3 классе. До начала эксперимента было проведено первое тестирование класса. В качестве методики исследования были выбраны два теста: тест креативности Е. Торранса «Закончи рисунок» и тест вербальной креативности «Составь предложение» (модификация Т. В. Чередниковой). По результатам первичного тестирования для повышения объективности получаемых в ходе эксперимента данных исследуемый класс был разделен на две группы: экспериментальную и контрольную. С целью упрощения комплектования групп был выбран один критерий - оригинальность. Причем были учтены и образная, и вербальная креативность. Уровень оригинальности по обоим видам креативности в двух группах был одинаковый. Таким образом, удалось сформировать схожие по одному, наиболее важному для нас, показателю группы учащихся до начала реализации программы. Далее была проведена экспериментальная работа только в одной группе учащихся - экспериментальной. С учащимися контрольной группы мероприятия по программе эксперимента не проводились. После реализации программы ученики обеих групп прошли повторное тестирование по тем же методикам.

Результаты исследований и их обсуждение. При сравнительном анализе творческих способностей учащихся начальной школы в условиях города и села было выявлено, что сельские школьники в сравнении с городскими проявляют большую творческую одаренность (результаты «выше нормы» показали 25 % учеников села и 10 % учеников города). Однако при этом у сельских школьников по сравнению с городскими средние показатели значительно лучше, а процент результатов «ниже возрастной нормы» - выше. На наш взгляд, это связано с малой доступностью центров развития детской креативности - кружков, секций, домов творчества. Кроме того, среди сельских школьников больше проявляются и гендерные различия, что обусловлено большим распределением обязанностей между мужчиной и женщиной в домашнем хозяйстве.

Таким образом, исследование подтвердило, что отсутствие центров детского творчества сказывается на уровне креативности сельских младших школьников.

В Российской Федерации 2/3 всех школ расположены в сельской местности. В них обучается около 40 % всех учащихся страны. При этом на селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка. Это сказывается на развитии спо-

собностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. На селе ограничены возможности для самообразования и самостоятельного культурного роста: меньше фондов библиотек, сужен круг демонстрируемых кинофильмов, меньшее количество принимаемых программ телевидения, мало кружков, секций и т. д. Сельским жителям сложнее попасть в театры, музеи. Все это оказывает влияние не только на детей, но и на педагогов, чьи возможности продолжения образования, повышения квалификации, обмена опытом, культурного роста также ограничены. Малочисленность коллектива сельской школы затрудняет и ограничивает выбор форм и методов. Малочисленность классов в большинстве школ сужает круг общения детей, развитие коммуникативных умений, способности быстро ориентироваться в новой обстановке. Большинство (50-60 %) сельских школ - не только малочисленные, но и малокомплектные [2, 22].

С учетом концепций креативности, креативной деятельности, особенностей психологии и физиологии детей младшего школьного возраста, специфики сельской школы нами была разработана экспериментальная программа по формированию готовности к креативной деятельности сельских младших школьников с опорой на артпедагогиче-ские средства. Проверка ее эффективности показала, что проведенная работа позволила существенно улучшить показатели образной и вербальной креативности сельских младших школьников.

Следует отметить, что языковое развитие на уроках по базовой общеобразовательной программе также способствует повышению вербальной креативности среди младших школьников, о чем свидетельствует увеличение уровня данного показателя и в контрольной группе.

Таким образом, реализация программы артпедагогических занятий по подготовке младших школьников к креативной деятельности позволила достичь положительных результатов. Среди младших школьников, прошедших программу, наблюдаются существенные улучшения всех показателей креативности.

На основе экспериментальной работы и реализации разработанной нами программы были выделены следующие педагогические условия эффективности подготовки младших школьников к креативной деятельности:

1. Владение учителем методикой диагностирования интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся. Хотя многие тесты определения уровня развития каких-либо психических свойств разработаны для применения их школьным психологом, тем не менее некоторые упрощенные и адаптированные варианты диагностических методик являются доступными и для учителей. Использование таких методик облегчает работу с учащимися.

2. Учет индивидуальных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. При ведении артпедагогических занятий в школе важно, чтобы дети воспринимали их положительно. Из-за недостаточного развития у младших школьников логического мышления и рефлексии лучше сочетать различные способы ввода информации - рисование, музыку, визуализацию, двигательные упражнения.

3. Знание основ проведения артпедагогических занятий. Перед началом артпеда-гогических занятий желательно провести психодиагностику с целью выявления приоритетных направлений работы. Упражнения и занятия по артпедагогике можно проводить индивидуально, в парах, в маленькой группе или с целым классом.

4. Организация учителем начальных классов внеклассной кружковой деятельности с учетом интересов, склонностей школьников. Главная задача педагога - с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения результата, значимого для других людей.

5. Учет специфики сельских условий. В сельских условиях можно использовать народное искусство. Школа при этом может стать своеобразным культурным центром села, помогая сохранить народные обычаи, традиции, промыслы.

Резюме. Готовность специалиста к креативной деятельности - это один из основных факторов профессиональной успешности в современных условиях. Специфика сельских условий предполагает, что школьники здесь имеют гораздо меньше возможностей для развития креативности. Однако при владении учителем методикой диагностирования интересов, учете индивидуальных и психологических особенностей детей, ведении учителем начальных классов внеклассной кружковой деятельности с использованием средств артпедагогики у учеников младших классов возможно сформировать готовность к креативной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калошина, И. П. Психология творческой деятельности / И. П. Калошина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 559 с.

2. Ковалев, В. П. Подготовка учителя начальных классов к работе в сельской малокомплектной национальной школе / В. П. Ковалев. - Чебоксары : ЧГПИ, 1998. - 330 с.

3. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : практикум / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 704 с.

4. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т. В. Чередникова. -СПб. : Речь, 2007. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.