ДЕТСКИЙ САД ШКОЛА
ВУЗ
УДК 373.016
DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-81-89
Поступила в редакцию / Received 28.08.2020 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 07.10.2020 Принята к публикации / Accepted 24.11.2020
Педагогические условия достижения качества дистанционного обучения в учреждениях высшего образования
Ковчур Светлана Алексеевна
УО «Минский государственный лингвистический университет» 220034, Республика Беларусь, г. Минск, ул. Захарова, 21 ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2008-7628, e-mail: [email protected]
Аннотация. На основании анализа понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» предлагаются составляющие качества системы дистанционного образования (наличие образовательных стандартов и программ дистанционного обучения, высокая результативность технологий дистанционного обучения, оценка административно-управленческих решений по созданию и функционированию системы, степень нормативно-правового регулирования, оценка уровня технической и ресурсной оснащенности, кадровой готовности к организации и мониторингу учебного процесса в цифровом формате), а также качества дистанционного обучения (оценка содержания цифрового учебного контента, степени инновационности дистанционного учебного курса, эффективности обратной педагогической связи, степени обученности студентов, прочности остаточных знаний, эффективности цифровых средств обучения, интенсивности педагогического взаимодействия, уровня цифровых компетенций преподавателей и готовность студентов к самостоятельной учебной деятельности в цифровой среде). На основании этих условий сформулированы внешние (административные, нормативно-правовые, материально-технические, кадровые) и внутренние (дидактические и личностные) факторы, влияющие на результативность дистанционного обучения. Также конкретизированы такие аспекты, относящиеся к внутренним факторам, как определение темпа прохождения дистанционного курса, требования к академическому сопровождению, опора на внутреннюю мотивацию, управление активностью студентов, применение инструментов измерения обученности, обоснование методов обратной педагогической связи, изучение удовлетворенности студентов дистанционным курсом.
Ключевые слова: дистанционное образование; дистанционное обучение; студенты; оценка качества; условия достижения качества; факторы результативности
Для цитирования: Ковчур С.А. Педагогические условия достижения качества дистанционного обучения в учреждениях высшего образования // Психолого-педагогический журнал «Гау-деамус». 2020. Т. 19. № 4 (46). С. 81-89. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-81-89
Pedagogical conditions for achieving the quality of distance education in higher education institutions
Sviatlana A. Kouchur
Minsk State Linguistic University 21 Zakharov St., Minsk 220034, Republic of Belarus ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2008-7628, e-mail: [email protected]
Abstract. Based on the analysis of the concepts of "distance education" and "distance learning", we proposed components of the quality of the remote education system (availability of educational standards and distance learning programs, high efficiency of remote learning technologies, evaluation of
© Ковчур С.А., 2020
administrative and management decisions on the creation and functioning of the system, degree of regulatory and legal regulation, assessment of the level of technical and resource equipment, personnel readiness to organize and monitor the educational process in digital format) as well as the quality of distance learning (assessment of the content of digital educational content, the degree of innovation of the distance learning course, the effectiveness of feedback pedagogical communication, the degree of student training, the strength of residual knowledge, the effectiveness of digital educational means, the intensity of pedagogical interaction, the level of digital competencies of teachers and the readiness of students for independent educational activities in the digital environment). On the basis of these conditions, we formulated external (administrative, regulatory, material and technical, personnel) and internal (didactic and personal) factors affecting the effectiveness of distance learning. We also specifiedAspects related to internal factors, such as determining the pace of completing a distance course, requirements for academic support, reliance on internal motivation, managing student activity, using tools for measuring learning, substantiating methods of feedback pedagogical communication, studying student satisfaction with a distance course.
Keywords: distance education; distance learning; students; quality assessment; conditions for achieving quality; performance factors
For citation: Kouchur S.A. Pedagogicheskiye usloviya dostizheniya kachestva distantsionnogo obucheniya v uchrezhdeniyakh vysshego obrazovaniya [Pedagogical conditions for achieving the quality of distance education in higher education institutions]. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» - Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2020, vol. 19, no. 4 (46), pp. 8189. DOI 10.20310/1810-231X-2020-19-4(46)-81-89 (In Russian, Abstr. in Engl.)
ВВЕДЕНИЕ
Цифровые инструменты и технологии являются неотъемлемой составляющей педагогического процесса в системе высшего образования. И это закономерно, поскольку, с одной стороны, расширяются образовательные потребности современной молодежи, с другой, информационное общество предъявляет новые требования к качеству подготовки будущих специалистов. На сегодняшний день сформировалась новая цифровая образовательная реальность, разрешающая противоречия между растущими требованиями общества к выпускнику высшей школы и возможностями классической, традиционной системы обучения.
Ключевыми категориями этой новой реальности являются дистанционное образование, дистанционное обучение, цифровые средства обучения и цифровые технологии управления образовательным процессом, синхронное и асинхронное педагогическое взаимодействие, которые в совокупности определяют новую инновационную модель педагогической системы высшей школы, ранее не существовавшую в истории педагогики. Закономерно возникает вопрос, по каким критериям можно судить о качестве и эффективности функционирования этой системы, какие педагогические условия определяют ее результативность.
В педагогической теории обоснован и предложен целый ряд объективных и субъективных факторов, причин, условий, которые гарантируют достижение образовательных целей. Однако эти понятия должны быть детализированы и уточнены для системы цифрового образования. Поэтому мы полагаем, что проблема оценки качества цифровой образовательной среды является одной из актуальных.
Наиболее востребованным аспектом этой проблемы является исследование качества дистанционного образования. В настоящее время каждое учреждение высшего образования находится в поиске оптимальных организационных решений создания дистанционной обучающей среды. В процессе таких поисков практиками зачастую допускается очень узкое толкование сущности понятий «дистанционное образование», «дистанционное обучение», что не позволяет реализовать в полной мере их потенциальные возможности. Опыт работы с профессорско-преподавательским составом в системе повышения квалификации по применению в обучении цифровых инструментов и систем управления образованием указывает, что зачастую преподаватели пытаются ограничить дистанционное обучение только оцифровкой ранее разработанных учебно-методических материалов, составлением заданий, тестов и размещением их в системе управления дистанционным образованием (к примеру, Moodle). Однако такое обеспечение
студентов цифровыми учебными материалами и контрольными заданиями еще не гарантирует прочные знания и качественный дистанционный учебный процесс. Сами студенты высказывают мнения, что это, по сути, является самостоятельным обучением, а не дистанционным учебным процессом с академической поддержкой со стороны преподавателя.
В данной статье предлагается рассмотреть педагогические условия, влияющие на качество дистанционного обучения в учреждении высшего образования.
Определение понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение».
Для рассмотрения проблемы качества дистанционного образования, прежде всего, определимся с понятиями «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». В научной литературе предлагается четко различать эти понятия. Так, в частности И.В. Киян на основе анализа ряда научных источников утверждает, что дистанционное обучение - учебный процесс, при котором все учебные занятия или их часть осуществляется с использованием информационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студента, а дистанционное образование - это образовательная система, которая обеспечивает получение комплекса знаний, умений и навыков с помощью дистанционных технологий и включает профессиональные кадры, администрацию, профессорско-преподавательский состав, учебный материал, методики обучения и средства передачи знаний, объединенные организационно, методически, технически. Качество такого образования характеризуется качеством содержания, технологий обучения, качеством результатов образования, то есть качество должно быть отражено в таких показателях, как учебные планы и программы, база учебных материалов, техническое обеспечение, методики и технологии проведения учебных занятий, техническая оснащенность, степень доступности преподавателей и др. [1].
Если обратиться к педагогическому словарю, то образование определяется как процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности, это специально организованная в обществе система образовательных учреждений и органов управления ими. Образование получают в процессе обучения и воспитания [2, с. 207]. Обучение - специально организованный, це-
ленаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, пробуждение и удовлетворение познавательной активности, двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение) [2, с. 212].
Опираясь на эти определения, можно определить дистанционное образование в высшей школе как процесс и результат усвоения студентами определенной системы профессиональных знаний в удаленном режиме, это система построения образовательного процесса в цифровой среде. Дистанционное обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс синхронного и асинхронного взаимодействия преподавателя и студентов в рамках учебного процесса на основе применения цифровых инструментов и технологий. При этом качество будет являться и состоянием процесса, и его результатом.
Если обратиться к научным исследованиям этих проблем, то при использовании понятия «дистанционное обучение» исследователи анализируют качество отдельных электронных учебных курсов, технологические цепочки их построения и реализации, приемы и опыт осуществления обратной связи в цифровой среде, факторы, повышающие мотивацию студентов, активизирующие их познавательную деятельность, оптимизирующие работу преподавателя, предлагают рекомендации по работе с конкретными платформами дистанционного управления образованием. Употребляя понятие «дистанционное образование», авторы уделяют внимание разработке различных моделей развития системы дистанционного образования, содержания ее компонентов.
Важным практическим аспектом является измерение качества. Нам представляется, что в этом процессе целесообразно опираться на степень проявления определенных показателей. Если рассматривать дистанционное образование как систему удаленного образовательного процесса в цифровой среде, то его качество будет определяться: высокой результативностью технологий дистанционного обучения, уровнем образовательных стандартов и программ дистанционного обучения, оценкой административно-управленческих решений по созданию и развитию цифровой образовательной среды университета, оценкой уровня технической и ресурсной оснащенности, степенью нормативно-правового
урегулирования дистанционной формы обучения в учебно-планирующей документации и индивидуальных планах профессорско-преподавательского состава, оценкой кадровой готовности к организации и мониторингу учебного процесса в цифровом формате.
Оценка качества дистанционного обучения как цифрового взаимодействия преподавателя и студента включает: оценку содержания цифрового учебного контента, уровня его интерактивности, оценку степени инноваци-онности при конструировании дистанционного курса, эффективности обратной педагогической связи, степени вовлеченности студентов в учебных процесс, уровня технической, информационной, методической, психологической готовности студентов к самостоятельной учебной деятельности в цифровой среде, оценку эффективности цифровых средств обучения (сайты, порталы, библиотеки, средства виртуальной коммуникации и др.), результативности используемых педагогических технологий при реализации этапов электронного обучения, эффективности педагогического взаимодействия, его интенсивности, уровня цифровых компетенций преподавателя, степени обученности студентов, прочности остаточных знаний.
Педагогические условия, определяющие качество дистанционного образования. Дистанционное образование влечет за собой изменения и трансформации во всех элементах дидактической системы. Это отмечает С.А. Щенников в своей монографии при определении условий эффективности образовательного процесса в системе открытого дистанционного образования. К таким условиям исследователь относит: деятельностную направленность содержания и организации образовательного процесса, формирование поддерживающей дружественной среды, оптимальное сочетание «мягких» и «жестких» форм управления образовательной деятельностью обучающегося, личностно-опосредо-ванное взаимодействие, сочетание дистанционных и непосредственных форм взаимодействия обучающихся и тьюторов, свободу выбора и индивидуальный подход к создаваемым обучающимися интеллектуальным продуктам, многоуровневость и гибкость образовательных программ [3, с. 322]. Исследователь полагает, что при дистанционном образовании изменяются требования не только к
методам и формам организации образования, но и уровню подготовки преподавателей и их роли в учебном процессе. При этом меняются сам тип деятельности и роли как преподавателя, так и студента [3, с. 324].
Уровень подготовки преподавателя и отсутствие у него сопротивления к работе в условиях инноваций (цифровая среда именно и является этой инновацией) - важная составляющая качества дистанционного образования. В коллективной монографии С.К. Багадирова, Е.И. Шаровой, М.Р. Кудайнетова предлагается анализ и классификация причин сопротивления такой инновации (активное, пассивное, личностное (индивидуальное), логическое, психологическое, социологическое, групповое, организационное (групповое, коллективное) сопротивления, а также по характеру источника - техническое, культурологическое, политическое (перераспределение полномочий в рамках организации)) [4, с. 62]. Наиболее эффективными методами преодоления этих разновидностей сопротивления исследователи считают информирование и общение, участие и вовлеченность, помощь и поддержку. Мониторинг качества образования связывается с применением технологии портфолио в оценке профессиональной деятельности и личностно-профессионального роста преподавателя, в связи с чем предлагаются рекомендации по созданию и загрузке электронного портфолио в систему Moodle. Портфолио - это одновременно форма, процесс организации, технология работы преподавателя с продуктами собственной деятельности (учебной, научной, исследовательской, творческой) [4, с. 62].
Педагогические условия, определяющие качество дистанционного обучения. При описании составляющих качества дистанционного обучения внимание уделяется описанию уровня прочности знаний, мотивации студентов, технологий педагогического взаимодействия в дистанционном учебном процессе. В монографии Д.З. Ахметовой на основе диагностики эффективности обучения с применением дистанционных технологий выделяются организационно-педагогические условия, составляющие основу качества знаний студентов: качество учебно-методических материалов (обучающий контент) профессиональная компетентность преподавателей, качество информационной насыщенности и материально-технической оснащенности обра-
зовательной среды [5, с. 70]. Отмечаются также проблемы, требующие решения - неготовность обучающихся к самостоятельному пополнению своих знаний, отсутствие мотивации части профессорско-преподавательского состава к индивидуализированной системе обучения, неготовность работать в открытой образовательной среде, приверженность к традиционной системе обучения, несовершенство нормативно-правовой базы дистанционного обучения [5, с. 71].
Интерес представляют также зарубежные исследования в области качества дистанционного обучения. Следует отметить монографию К. Мейер, в которой автор анализирует факторы качественного дистанционного обучения. И эти факторы связываются именно со студентом. Внимание преподавателя должно фокусироваться на учете индивидуальных характеристик обучающихся, их учебной мотивации, уровня подготовки, различных стилей обучения. Такими факторами также могут быть личностные качества студента, его независимость и самодостаточность, цель обучения, предыдущая академическая успеваемость, ожидания и др. [6, с. 42]. При этом автор признает, что не все студенты сразу принимают новую среду и на результаты обучения влияет восприятие студентами этой новой онлайн среды. Процессом восприятия нужно управлять, объясняя студентам, какие требования будут предъявляться. При этом самый сильный фактор успеваемости - тайм-менеджмент, а решающее значение имеют инструменты оценки обучения.
К. Мейер, анализируя синхронные и асинхронные методы оценки онлайн-обуче-ния, выделяет те, которые могут оценивать когнитивные, аффективные и психомоторные навыки студентов на расстоянии [6, с. 70]. Автор полагает, что дистанционное обучение более эффективно, когда студент несет ответственность за результаты, а определяющим результаты фактором является мотивация. При этом делается заключение, что дистанционное обучение носит эмпирический, индивидуальный характер, идет по спирали [6, с. 85].
Как уже отмечалось выше, качество дистанционного обучения также связывают с качеством дистанционных учебных курсов. Дж. Мак Клари изучает факторы, способствующие качественному дистанционному обу-
чению, и предлагает способы преодоления барьеров в таком обучении. Высокое качество связывается автором с удовлетворенностью студентами электронным курсом, а также с контрольными показателями, измеряющими успеваемость. При этом выделяются компоненты, которые необходимо учитывать при оценке качества дистанционного обучения -дизайн курса, учебный контент, инструкции, система поддержки. Дизайн курса должен содержать понятный интерфейс, использование подсказок, титров, толерантность к ошибкам, возможность их исправления, минимум технических усилий и т. д. При подборе содержания надо учитывать, чтобы каждый модуль был подчинен конкретным целям курса. Хороший курс должен содержать множество ресурсов. Важным аспектом называется дистанционное инструктирование, поскольку студенты не должны быть предоставлены сами себе. Инструкции к работе позволяют решить задачу повышения вовлеченности студентов в учебный процесс путем непосредственного взаимодействия.
Система поддержки дистанционного курса, по мнению автора, может быть разделена на 3 области: академическую поддержку (предоставление инструкторов для обратной связи), административную поддержку и техническую поддержку (решение финансовых, технических, административных проблем). Дж. Мак Клари также анализируются барьеры, мешающие повышению качества дистанционного обучения - отсутствие видения дистанционного обучения в организации, сопротивление изменениям и новым требованиям, большие временные затраты на организацию дистанционного обучения, чрезмерная нагрузка для преподавателя, медленные темпы обновления курсов, отсутствие стратегического планирования дистанционного обучения, низкая подготовка преподавателей, техническое обеспечение [7].
Внешние и внутренние факторы, влияющие на результативность дистанционного обучения. Анализ исследований в области дистанционного обучения показывает, что ключевым компонентом, обеспечивающим качество, является педагогическое синхронное и асинхронное взаимодействие преподавателя и студента в системе дистанционного управления учебным процессом. Следовательно, достижению качества этого
взаимодействия будут способствовать внешние (связанные с функционированием системы дистанционного образования) и внутренние (связанные с взаимодействием преподавателя и студентов) факторы. Эти факторы имеют тесную связь с условиями, определяющими качество дистанционного образования и дистанционного обучения, которые рассмотрены нами ранее.
К внешним факторам относятся: административные (инновационность административно-управленческих решений в области дистанционного образования, административное стимулирование), нормативно-правовые (своевременное нормативно-правовое регулирование актуальных проблем), материально-технические (современная материально-техническая оснащенность, постоянная техническая поддержка), кадровые (повышение уровня кадровой готовности к работе в цифровой среде, психологическое, методическое сопровождение дистанционного учебного процесса).
Внутренние факторы можно разделить на 2 группы: дидактические и личностные. Дидактические связаны: с разработкой оптимальной модели дистанционных курсов (создание дизайна, учебного контента, подбор ресурсов и элементов), конструированием технологических этапов реализации курса, выбором методов обратной педагогической связи, применением приемов стимулирования и активизации учебной деятельности студентов, разработкой системы академического сопровождения процесса обучения.
Личностные факторы отражают цели и уровень мотивации субъектов дистанционного образовательного процесса, стили обучения, стили общения, компетенции в области цифрового образования, индивидуальные качества, обеспечивающие успешность учебной и профессиональной деятельности (целеустремленность, организованность, ответственность и др.).
Конкретизируем некоторые из указанных факторов. При разработке электронного учебного курса задача преподавателя не только грамотно подобрать учебный контент (теоретический и практический материал), но и правильно определить темп его прохождения, сроки работы с различными элементами курса. К примеру, система Moodle позволяет устанавливать режим ограничения доступа к контрольным заданиям, регулировать доступ-
ность элементов или ресурсов курса. При определении темпа прохождения курса и планировании активности студентов следует руководствоваться принципами оптимальности (сроки сдачи самостоятельных работ, проектов, заданий по темам, интервал между проверочными работами и т. д.).
Важным показателем качества дистанционного обучения будет являться также преобладание внутренней мотивации у студентов. Она может быть связана с практически ориентированным характером учебного контента, увлеченностью совместной деятельностью в условиях корпоративного обучения, удовольствием от процесса учения (возможность самовыражения, ситуация успеха, достижения, привлекательность задач) и с другими обстоятельствами, не зависящими от внешних причин и находящимися внутри самой учебной деятельности.
При стимулировании активности студентов в процессе работы с дистанционным курсом следует учитывать ряд психологических законов. К примеру, согласно первому закону Йеркса-Додсона, имеется зависимость качества деятельности от интенсивности мотивации «по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется: сначала повышается, затем после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности деятельности, постепенно снижается» [8, с. 135]. Увеличение уровня активности и напряженности в работе снижает ее результативность, наилучшие результаты достигаются при среднем уровне интенсивности мотивации, слабая мотивация будет недостаточна, но чрезмерная не будет способствовать качественной работе.
Важное значение имеет не только мотивация на результат деятельности, но и мотивация на качественное выполнение заданий и элементов дистанционного курса. Для оценки качества дистанционного обучения также важны измерения показателей обученности студентов. При мониторинге качества как традиционного, так и дистанционного обучения оцениваются такие показатели, как коэффициенты абсолютной и относительной успеваемости студентов, характеризующие учебные достижения определенной учебной группы. Нам представляется, что наряду с этим могут быть использованы коэффициенты скорости усвоения учебного материала, качества усвоения знаний, отражающие индивидуаль-
ный темп продвижения каждого студента, это технически возможно применять в дистанционных системах с открытым кодом. Должен также осуществляться мониторинг исходных и итоговых образовательных достижений студентов, сравнение которых позволит определить эффективность дистанционного курса.
Как уже было отмечено, в оценке качества дистанционного обучения должны учитываться не только итоговые результаты, но и результаты промежуточные, что позволяет преподавателю оперативно реагировать на учебные затруднения студентов, чем влиять на итоговый результат. В связи с этим актуален вопрос обратной педагогической связи. В дистанционной среде традиционные методы осуществления обратной связи имеют некоторые новые особенности, связанные со спецификой цифровой образовательной среды (удаленность субъектов друг от друга, сложность реализации некоторых методов и др.).
При конструировании электронного курса преподаватель должен определить перечень каналов информации, по которым будет поступать информация об успешности или не успешности его прохождения студентами. Недостаточным в этой ситуации является использование только одного метода - онлайн-тестирования, поскольку полученные с его помощью результаты не всегда могут быть объективными и зачастую имеют признаки академического мошенничества (списывание, прохождение тестов друг за друга, коллективные ответы и др.).
Для решения этой проблемы могут быть предусмотрены методы вербальной индивидуальной коммуникации - метод видео беседы (использование видеосвязи для индивидуальных консультаций и инструктирования, когда можно зафиксировать эмоциональное отношение к учебному контенту); метод изучения продуктов виртуальной творческой деятельности (анализ уровня выполнения заданий по созданию интерактивных обучающих материалов и упражнений, групповых, корпоративных интерактивных проектов, результатов работы в команде); методы изучения результатов виртуального моделирования (опора на наглядно-образную интерпретацию студентами изучаемых процессов и явлений, их схематическое изображение с помощью цифровых сервисов, изучение созданных на этой основе интерактивных рабочих
листов, визуальных историй, тренажеров); методы персональных рейтингов по заданиям и элементам курса, методы самоконтроля [9].
Отдельным фактором также может выступать качество академического сопровождения студента. На практике распространено ошибочное убеждение, что роль преподавателя в дистанционном обучении сводится к созданию, размещению курса и проверке результатов контрольных заданий. Такая позиция не позволяет оперативно устранять учебные затруднения, которые зачастую возникают у студентов. Поэтому академическое сопровождение дистанционного курса должно быть основано на: доступности преподавателя для студентов, систематичности видеоконсультирования, диагностике и педагогической поддержке индивидуальных образовательных возможностей студентов, предупреждении затруднений, что в совокупности создает благоприятные условия для выбора студентом оптимальной стратегии учения, стимулирует индивидуальные достижения и, соответственно, определяет качество дистанционного обучения. Формы реализации академического сопровождения в цифровой среде могут быть как устные (видеосвязь, мобильная связь), так и письменные (электронная почта, чат, форум).
Одним из показателей качества дистанционного обучения может быть также удовлетворенность студентов дистанционным учебным курсом, при определении критериев которой нами была использована модель оценки эффективности обучения Д. Киркпатрика. Данная модель была предложена автором первоначально для оценки тренинговых занятий на основе оценок реагирования слушателей на процесс и результат обучения. Опыт применения этих критериев для оценки студентами дистанционных курсов по педагогическим дисциплинам показывает, что удовлетворенность определяется: оценкой эмоционального реагирования студента на предлагаемый электронный курс (положительное реагирование создает положительное отношение к учебным действиям), степенью соответствия образовательных запросов студентов реальному уровню их знаний, оценкой практической значимости полученных знаний. В данный перечень нами не включались критерии, связанные с возможностью применения полученных знаний на практике, поскольку не все студенты осуществляют профессиональную деятельность по специальности. Такое
изучение осуществлялось нами в начале и после завершения дистанционного курса, что давало основания для коррекции (усложнения, упрощения) отдельных элементов содержания, изменения темпа (ускорения, замедления) и последовательности прохождения образовательных модулей.
ВЫВОДЫ
Качество дистанционного обучения - это совокупный показатель, который может рас-
сматриваться, с одной стороны, как соответствие уровня сформированных в процессе обучения компетенций студентов требованиям образовательного стандарта и учебной программы. С другой, как качественное состояние процесса обучения, высокая эффективность синхронного и асинхронного взаимодействия преподавателя и студента, соответствие цифровой учебной среды образовательным запросам и ожиданиям студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Киян И.В. Оценка качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения // Успехи современного естествознания. 2012. № 2. С. 76-84.
2. КоджаспироваГ.М., КоджаспировА.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 448 с.
3. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. 527 с.
4. Багадирова С.К., Шарова Е.И., Кудайнетов М.Р. Мониторинг качества образования. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 129 с.
5. АхметоваД.З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации. Казань: Познание, 2009. 176 с.
6. Meyer K.A. Quality in Distance Education: Focus on On-Line Learning. ASHE-ERIC Higher Education Report. San Francisco, 2002. 154 p.
7. McClary J. Factors in High Quality Distance Learning Courses. URL: http://citese-erx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.905.759&rep=rep1&type=pdf (accessed: 20.07.2020).
8. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1984. 431 с.
9. Ковчур С.А. Педагогическая обратная связь как показатель эффективности дистанционного обучения // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика. Психология. Методика преподавания иностранных языков. 2020. № 2. С. 33-40.
REFERENCES
1. Kiyan I.V. Otsenka kachestva pedagogicheskikh tekhnologij v sisteme distantsionnogo obucheniya [Evaluation of the quality of pedagogical technologies in the system of distance learning]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. - Successes of Modern Natural Science. 2012, no. 2, pp. 76-84. (In Russian).
2. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Y. Slovar'popedagogike [Dictionary of Pedagogy]. Moscow: IKTS «MarT», 2005, 448 p. (In Russian).
3. Shchennikov S.A. Otkrytoye distantsionnoye obrazovaniye [Open Distance Education]. Moscow: Science, 2002, 527 p. (In Russian).
4. Bagadirova S.K., Sharova E.I., Kudajnetov M.R. Monitoring kachestva obrazovaniya [Monitoring the Quality of Education]. Moscow; Berlin: Direkt-Media, 2016, 129 p. (In Russian).
5. Akhmetova D.Z. Distantsionnoye obucheniye: ot idei do realizatsii [Distance Learning: from Idea to Implementation]. Kazan: Knowledge, 2009, 176 p. (In Russian).
6. Meyer K.A. Quality in Distance Education: Focus on On-Line Learning. ASHE-ERIC Higher Education Report. San Francisco, 2002. 154 p.
7. McClary J. Factors in High Quality Distance Learning Courses. URL: http://citese-erx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.905.759&rep=rep1&type=pdf (accessed: 20.07.2020).
8. Petrovsky A.V., Yaroshevsky M.G. (Eds.) Kratkij psikhologicheskij slovar' [Short Psychological Dictionary]. Moscow: Politizdat, 1984, 431 p. (In Russian).
9. Kovchur S.A. Pedagogicheskaya obratnaya svyaz' kak pokazatel' effektivnosti distantsionnogo obucheniya [Pedagogical feedback as an indicator of the effectiveness of distance learning]. Vestnik MGLU. Seriya 2. Pedagogika. Psikhologiya. Metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov. - Journal of Minsk State Linguistic University. Series 2. Pedagogics. Psychology. Methods of Teaching Foreign Languages. 2020, no. 2, pp. 33-40. (In Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Ковчур Светлана Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. Минский государственный лингвистический университет, г. Минск, Республика Беларусь. Е-шаП: [email protected] ОКСГО: https://orcid.org/0000-0003-2008-7628 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, написание статьи.
Sviatlana À. Kouchur - Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Pedagogy Department. Minsk State Linguistic University, Minsk, Republic of Belarus. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2008-7628 Contribution: general concept of the article, literature analysis, writing of the article.