Научная статья на тему 'Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья'

Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
318
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОРОЖДЕННЫЕ "ГРУППЫ РИСКА" / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лазуренко Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в комплексной реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья»

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 3, 2010

(41,2 %), выше среднего (19-20 км/мин/кг) у 5 человек (14,7%). Исходным вегетативным тонусом: эйтони-ей (43%), симпатикотонией (38%), ваготонией (19%); реактивностью: удовлетворительной (53%), сниженной (26%), повышенной (21%); адаптационными резервами: нормальными (54%), умеренно сниженными (46%); качеством регулирования: удовлетворительным (58%), умеренно сниженным (42%).

В результате проведенной коррекции у спортсменов первой основной группы повышался уровень работоспособности: с низкого до ниже среднего в 32,1% случае; с ниже среднего до среднего - в 42,9%, без динамики - 7,1%. У второй группы, получавшей комплексную коррекцию, был отмечен уровень ниже среднего в 30,7% случаях, средний - 42,3%, без динамики - 7,7%. Данные кардиоинтервалограмм у первой основной группы показали, что исходный вегетативный тонус изменился: эйтония (56%), симпатикотония (23%), ваготония (21%). Другие показатели после проведенной коррекции также изменялись. Во второй основной группе эта тенденция сохранялась: исходный вегетативный тонус - эйтония (46%), симпатикотония (24%), ваготония (30%); реактивность: удовлетворительная (59%), сниженная (28%), повышенная (13%); адаптационные резервы: нормальные (52%), умеренно сниженные (4б%); качество регулирования: удовлетворительное (64%), сниженное (36%).

При тестировании уровня физического развития исходный уровень адаптационных способностей спортсменов в обеих группах был одинаков. После проведения коррекционных мероприятий было отмечено улучшение показателей во всех группах спортсменов. Более высокие показатели повышения адаптационных способностей наблюдали у спортсменов двух основных групп. При этом у спортсменов первой группы повышался уровень работоспособности со среднего до выше среднего - 10,7% наблюдений, с ниже среднего до среднего - в 25% случаях, без динамики - в 21,4%. Во второй подгруппе, которая получала комплексную

коррецию - со среднего до выше среднего - на 19,3%, с ниже среднего до среднего на 19,3%, без динамики - на 15,3%. В контрольной группе были отмечены незначительные изменения.

Заключение. Применение интервальной гипокси-ческой тренировки, антиоксидантных и энергетических препаратов в тренировочном процессе способствует повышению общей и специальной работоспособности, улучшению функционального состояния организма юных футболистов, ускорению процессов восстановления после физической нагрузки, что способствует росту спортивных результатов.

Литература

1. Волков, Н.И. Импульсная гипоксия и интервальная тренировка / Н.И. Волков, Н.Ж. Булгакова, Н.Н. Карецкая [и др.] // Hypoxia Med. J., 1994. - № 2. - Р 64-65.

2. Колчинская, А.З. Эффективность комбинирования интервальной гипоксии и спортивной тренировки / А.З. Колчинская // Hypoxia Med. J. - 1993. - №1. - Р. 26-28.

3. Колчинская, А.З. Нормобарическая интервальная гипоксческая тренировка в медицине и спорте / А.З. Колчинская, Т.Н. Цыганова, Л.А. Остапенко. - М:Медицина, 2003. - 408 с.

Ключевые слова: интервальная гипоксическая тренировка, интервальная гипоксическая тренировка, сочетанная с триовитом и L-карнитином

TRAINING PROCESS CORRECTION OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS WITH APPLICATION OF INTERVAL HYPOXIC TRAINING

KORNEEVA I.T., POLYAKOV S.D., HODAREV S.V., TERTYSHNAJA E.S.

Key words: interval hypoxic training, interval hypoxic training combined with Triovit and L-carnitine

© С.Б. Лазуренко, 2010 УДК 376.2 376.4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

С.Б. Лазуренко

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

На современном этапе развития реабилитационных технологий особый интерес ученых и практиков вызывает применение методов немедикаментозной терапии в ходе восстановительного лечения детей первых лет жизни с проблемами здоровья после рождения [1,2]. Эти методы наиболее щадящим образом стимулируют собственные адаптационные возможности орга-

Лазуренко Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая Лабораторией специальной психологии и коррекционного обучения НЦЗД РАМН, тел.: 84993400104, 89857639096; e-mail: preeducation@gmail.com.

низма и помогают с первых месяцев жизни реализовать заложенный природой органический потенциал ребенка [5].

Одним из этих методов является «лечебная педагогика», теоретическая база и методологические основы которой были заложены еще в 20-е годы прошлого века Л.С. Выготским, А.Н. Граборовым, В.П. Кащенко [4]. Однако организационные формы и содержание коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами здоровья после рождения в процессе комплексной реабилитации на первом году жизни оставались до сих пор не изученными.

С целью устранения данного противоречия нами в течение 10 лет разрабатывалась программа

и ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ

коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с последствиями перенесенного поражения ЦНС различной этиологии и степени тяжести в процессе их восстановительного лечения.

Анализ собранных в ходе научно-практической деятельности сведений позволил определить, что коррекционно-педагогическая помощь должна стать одной из составных частей многопрофильного реабилитационного процесса, организация которого осуществляется лечащим врачом, а реализация происходит с участием значительного числа специалистов. Для педагогического воздействия выделяется определенное место и время в лечебном процессе, а педагог становится членом единой команды, осуществляющей процесс реабилитации. Организация деятельности педагога может быть условно представлена в виде следующей схемы: врач - дефектолог - больной ребенок - близкие родственники больного.

Метод педагогического воздействия на психическое развитие маленького пациента начинает применяться с момента стабилизации его состояния здоровья и осуществляется в форме индивидуального коррекционно-педагогического занятия, которое проводится в утреннее время в присутствии и при активном участии матери.

Содержание коррекционно-педагогической работы разрабатывается в двух направлениях: для ребенка и близких взрослых, а сам коррекционнопедагогический процесс осуществляется в следующих организационных формах: диагностического обследования, наблюдения, лекций, бесед, индивидуальных занятий. Методы и приемы работы педагога с ребенком определяются в зависимости от соматофизического состояния малыша, характера, структуры и степени тяжести нарушений в развитии. При этом общей целью на каждом этапе выхаживания является выявление детей с особыми образовательными потребностями. На втором этапе выхаживания целью коррекционно-педагогического воздействия является создание благоприятного сенсорного окружения для активизации первых ориентировочных реакций.

Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с различными проблемами здоровья на третьем этапе выхаживания осуществляется с целью создания специальных условий окружающей среды для активизации темпа психического развития ребенка с учетом характера, структуры и степени тяжести нарушений здоровья, его индивидуальных компенсаторных возможностей и образовательных потребностей.

Содержание коррекционно-педагогической помощи разрабатывается по основным линиям развития (социальное, сенсорное, физическое, речевое) и зависимости от уровня психического развития ребенка на момент проведения последнего психологопедагогического обследования [3]. При реализации содержания коррекционно-педагогической работы педагог стремится на каждом возрастном этапе ре-

бенка гармонично сформировать у него последующий уровень психического развития, который при поступлении в стационар был определен как «зона ближайшего развития», и подготовить к следующему более сложному возрастному этапу психического развития.

Представленный подход к включению методов «лечебной педагогики» в процесс восстановительного лечения малыша позволяет осуществить тщательный подбор коррекционно-педагогических методов и приемов в процессе систематической практической работы с ребенком; реализовать гуманистический подход в предъявлении родителям новой специализированной информации о состоянии здоровья малыша и необходимых видах медицинской и педагогической помощи; обучить родителей наблюдению за изменениями в состоянии здоровья ребенка, активизировать темп психического развития ребенка с перинатальными проблемами здоровья. Все это улучшает качество здоровья подрастающего поколения и способствует нормализации микроклимата в семье.

Литература

1. Баранов, А.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии / А.А. Баранов, В.Ю. Аль-бицкий. - М.: Династия, 2003. - 511 с.

2. Карелова, Г.Н. Современная политика в интересах детей в современной России / Г.Н. Карелова. - М., 2001. - 155 с.

3. Лазуренко, С.Б. Содержание деятельности педагога-дефектолога в системе комплексной реабилитации детей первого года жизни / С.Б. Лазуренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №1. - С. 4-7.

4. Малофеев, Н.Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: на примере Российской Федерации / Н.Н. Малофеев // Интегративные тенденции современного специального образования. - М.: Полиграф Сервис, 2003. - С. 12-28.

5. Яцык, ГВ. Влияние микросоциальных условий на отдаленное развитие недоношенных детей / Г.В. Яцык, Е.П. Бомбардирова // Мат. XII Всесоюзн. съезда дет. врачей. - М., 1988. - С. 145-146.

Ключевые слова: новорожденные «группы риска», педагогическая реабилитация, восстановительное лечение, перинатальная патология

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN INTEGRATED

REHABILITATION OF YOUNG CHILDREN WITH

DISABILITIES

LAZURENKO S.B.

Key words: newborns of «risk group», pedagogical rehabilitation, medical rehabilitation, perinatal pathology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.