Научная статья на тему 'Педагогические технологии в достижении образовательных результатов студентов на уроках производственного обучения'

Педагогические технологии в достижении образовательных результатов студентов на уроках производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ / УРОК-КОНКУРЕНЦИЯ / МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDUSTRIAL TRAINING / TECHNOLOGY OF CONTEXTUAL LEARNING / ICT COMPETENCE / LESSON-RESEARCH / LESSON-COMPETITION / METHOD OF PROBLEM PRESENTATION / PROJECT TECHNOLOGY / STUDENTS ' SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Е. П.

Вовлечение студентов в активный познавательный процесс способствует их личностному развитию, что в полной мере отвечает сложившимся на сегодняшний день запросам общества к техническому и профессиональному образованию. Решить эту задачу можно путем использования современных педагогических технологий. В данной статье определены основные положения, которыми важно руководствоваться для достижения образовательных результатов студентов на уроках производственного обучения.Бүгінгі күні кәсіптік техникалық білім беру қоғамның сұранысы,студенттерді жеке ба-сының белсенді дамуына танымдық процесс ықпал етеді, олардың толық жауабы қалыпта-сқан. Бұл мәселені заманауи-педагогикалық технологияларды пайдалану арқылы шешуге болады. Бұл бапта студенттер өндірістік оқыту сабақтарында білім беру нәтижелерін маңызды басшылыққа қол жеткізу үшін, негізгі ереже-лерін анықталған.The involvement of students in an active cognitive process contributes to their personal development, that fully meets the current demands of the society to the technical and professional education. This problem can be solved by using modern pedagogical technologies. This article introduces the main regulations which are important to be guided for the students to achieve educational objectives at the Industrial training lessons.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии в достижении образовательных результатов студентов на уроках производственного обучения»

Е.П. Дементьева,

мастер производственного обучения, КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж» Управления образования

акимата Костанайской области

He?ii?i свздер: oitöipicmiK оцы-ту ,технологиясы контекстт оцыту, А КТ-к\ 'Jbipemmi:iipi, зерттеу сабагы, сабац-бэсекелеспик, sdici- проблемальщ баяндау, жобалау технологиясы, сту-денттердщ гылыми-зерттеу ж) мысы

Ключевые слова: производственное обучение, технология контекстного обучения, ИКТ-компетентностъ, урок-ис-следованне, урок-конкуренция, метод проблемного изложения, проектная технология, научно-исследовательская работа студентов.

Keywords: industrial training, technology of contextual learning, ICT competence, lesson-research, lesson-competition, method of problem presentation, project technology, students' scientific research.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОСТИЖЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Ацдатпа

Бугшп куш кэсштш техникальщ бш1м беру когамнын суранысы ,студенттерд1 жеке ба-сыньщ белсенд1 дамуына танымдьщ процесс ьщпал етедц олардьщ тольщ жауабы калыпта-скан. Бул мэселен1 заманауи-педагогикальщ технологияларды пайдалану аркыл ы шешуге болады. Бул бапта студенттер ендфюик окыту сабактарында бЫм беру нэтижелерш мацызды басшыльщка кол жепазу ушш, Heri3ri ереже-лерш аньщталган.

Аннотация

Вовлечение студентов в активный познавательный процесс способствует их личностному развитию, что в полной мере отвечает сложившимся на сегодняшний день запросам общества к техническому и профессиональному образованию. Решить эту задачу можно путем использования современных педагогических технологий. В данной статье определены основные положения, которыми важно руководствоваться для достижения образовательных результатов студентов на уроках производственного обучения.

Annotation

The involvement of students in an active cognitive process contributes to their personal development, that fully meets the current 5 demands of the society to the technical and ^ professional education. This problem can be solved S by using modern pedagogical technologies. This < article introduces the main regulations which g are important to be guided for the students to 2 achieve educational objectives at the Industrial ^ training lessons.

Современный урок производственного обуче- н

ния - это далеко не однообразная и единая струк- ~

турно-содержательная схема. Поэтому каждый ^

мастер определяет для себя наиболее приемле- д

мые формы работы, соответствующие той па- н радигме, которой он отдает предпочтение. Имен-

но урок производственного обучения - это место, где происходят процессы получения знаний, воспитания и развития личности [1].

Ориентация системы ТиПО на активизацию познавательной деятельности обучающихся и формирование их творческого мышления выдвигает новые требования к организации учебно-познавательного процесса в колледже. Среди способов интенсификации обучения особое значение имеет применение методов, форм и приемов активизирующих творческую и мыслительную деятельность студентов. В связи с современными требованиями к организации уроков производственного обучения основной задачей является способствование развитию личности каждого студента путём создания социально-контекстного пространства и включения в активную учебно-познавательную деятельность. Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является применение и использование нетрадиционных форм урока, создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности студентов, использование интерактивных форм обучения через диалоговое общение, работу в группах на основе кооперации и сотрудничества, игровую деятельность, использование ИКТ [2].

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей об-сч учающихся. Необходимо добиваться, чтобы I студент стал активным участником учебного ^ процесса, а мастер, забыв о роли информа-^ тора, являлся организатором познавательной из деятельности обучающегося. Процесс про-^ изводственного обучения характерен специ-^ фическими особенностями в части целепо-—' лагания, содержания, логики, дидактических § принципов, организационных форм, мето-щ дов, средств обучения.

Во-первых, для процесса производствен-к: ного обучения приоритетным является фор-^ мирование профессиональных умений и ш навыков обучающихся перед формированием профессиональных знаний. Это обусловливает высокие требования к мастеру

аука и практика ^

производственного обучения как к специалисту-профессионалу, определяет выбор и способы применения форм, методов и методических приемов процесса получения знаний. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации.

Во-вторых, производительный труд студентов — основное средство производственного обучения. Выполнение лабора-торно-практических заданий, необходимость самостоятельного принятия решений в разнообразных производственных ситуациях объективно определяют высокие требования к уровню познавательной и учебно-производственной активности студентов. Всё это влияет на определение содержания и структуры педагогической технологии производственного обучения.

В-третьих, тесная взаимосвязь теории и практики. Это определяет необходимость координации теоретического и производственного обучения таким образом, чтобы теория опережала практику, как по содержанию, так и по времени изучения для осуществления тесных межпредметных связей в деятельности мастеров и преподавателей специальных дисциплин.

В-четвертых, структура процесса производственного обучения - сочетание обучения студентов в специально организованных условиях (учебных мастерских, учебных лабораториях, на учебных участках, полигонах, в учебных хозяйствах, на учебных установках и т.п.) и в условиях реального производства.

В-пятых, специфика средств осуществления процесса производственного обучения. Наряду с дидактическими средствами обучения особое значение приобретает учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация. Все эти особенности процесса производственного обучения в значительной степени определяют его технологию [1].

Непременным условием эффективности

современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения. В период производственного обучения для формирования у обучающихся профессиональных компетенций, а именно способности самостоятельно решать проблемы и задачи, возникающие в практической деятельности, используя приобретенные теоретические знания и умения, способности коммуникативных действий и другие, применяются различные методы, способы и технологии обучения.

Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности студентов в процессе обучения. Педагогикой накоплены многочисленные приемы и способы стимулирования активной учебной деятельности, разработаны специальные методы стимулирования. Познавательный интерес формируется и развивается в деятельности. Сильным стимулом познания является удивление. Необходимо мастеру менять формы и методы работы на уроке, стараясь увлечь студентов, привлекая к творческой мыслительной деятельности.

Для того чтобы урок производственного обучения стал интересным, использую и применяю различные технологии. Например, технологию контекстного обучения, которая заключается в том, что деятельность студентов в процессе обучения непосредственно связана с профессиональной деятельностью. Контекстное обучение - это обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание профессионального труда. Тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности обучающихся в профессиональную деятельность специалиста.

Технологии игрового обучения являются составной частью контекстного обучения. Включение игры в образовательный процесс создает предпосылки для концентрации внимания и стимулирования познавательной активности студентов, для опоры на их игровые потребности, а через них — на целенаправ-

ленный интерес к профессии. Так как в игре учитываются индивидуальные особенности, это способствует повышению самооценки обучающихся. Увлекательная ситуация позволяет быстрее усвоить значительный объем информации в сравнительно короткое время, углубить и систематизировать знания, рассматривая эту информацию в тесной связи с другими реальными факторами.

Производственные игры имеют не только обучающий, но также развивающий и воспитывающий характер. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов обучения. В игре создаются возможности для каждого студента отличиться в процессе активного действия. Создается атмосфера взаимопонимания, взаимодоверия и педагогического сотрудничества. Например, на уроках производственного обучения я использую различные игры: «Вставь пропущенное слово», «Аукцион», «Выбери необходимый материал», «Выбери необходимый инструмент», «Найди ошибку».

Среди многих форм активизации познавательной деятельности студентов на уроках производственного обучения в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии с применением компьютерных средств. Обучающиеся с интересом составляют свои презентации как домашнее задание. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера (схемы, плакаты), развивать интерес студентов к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность обучающихся, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса. Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных технологий в обучении состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран [2].

Применение на уроках интерактивных презентаций, созданных мастером и сту-

х <

оа

о

го £

из

О «

О

§

X

У, Щ

н

в; Е си

о

ш н

дентом, позволяет эффективно проводить проверку выполненных заданий и убедиться в правильности ответа, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Студенты имеют возможность принимать активное участие в создании уроков (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам обучающиеся могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по теме урока [1].

Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа - уроки. Использование на уроках слайдов позволяет производить быструю смену дидактического материала, активизировать процесс обучения, улучшается восприятие материала, обучающимся работать гораздо интереснее, чем с печатным материалом. Появление перед глазами студентов нужного в данный момент материала сразу же мобилизует их на восприятие, вызывает интерес, настраивает на рабочий лад, яркие моменты урока улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Использование на занятиях ИКТ дает возможность сохранять, многократно использовать и варьировать разработанный материал, что является большим подспорьем в работе мастера: к любой «стра-сч нице» урока можно вернуться при повторе-I нии, выяснении непонятного на следующих и уроках. Однако, мастеру производственного ^ обучения, использующему ИКТ на уроках, 5а не следует забывать, что в основе любого ^ учебного процесса лежат педагогические £ технологии. Информационные образователь-- ные ресурсы должны не заменить их, а по-§ мочь быть более результативными.

Инновационные уроки, реализуются после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контро-^ ля и оценки знаний студентов. Такие уроки ^ проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает

аукаи практика ^

атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Уроки с применением инновационных технологий должны быть у каждого мастера производственного обучения.

Среди различных видов инновационных уроков, на мой взгляд, наиболее удачными можно считать следующие:

Урок-исследование. В ходе урока производственного обучения студентам выдают технологические задания на исследование новых приемов. Этот вид заданий выполняет комплексную функцию — он позволяет применять знания на практике и способствует развитию не только профессионального мышления, но и умения общаться в коллективе. Содержание технологических заданий строится на базе сочетания теоретических и практических знаний и умений, предполагает, как правило, анализ техно-логических процессов, выбор технологии, правильный выбор инструмента и работы на оборудовании и т.д. Результаты исследования обсуждаются, анализируются.

Урок-конкуренция. Проводится с привлечением работодателей к оценке профессионального мастерства студентов выпускных групп. Присутствуя на уроках производственного обучения, они выступают в роли экспертов, отбирают для работы на свои предприятия выпускников. Выполняя творческое задание, будущий специалист демонстрирует свои возможности и участвует в конкуренции за право на получение приглашения на работу. Полученное приглашение гарантирует студенту право прохождения производственной практики (с последующим трудоустройством) в ведущих предприятиях, организациях.

Урок-конференция - это своеобразный диалог по обмену информацией. К уроку обучающиеся получают опережающее задание и готовят сообщения с использованием дополнительной литературы, материалов интернет-сайтов, а также собственных рассуждений. В такой ситуации логично прибегать к элементам ролевого диалога. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Про-

^^^^^^^^^^^^^^^^ Педагогическая ведение урока подобного типа стимулирует студентов к дальнейшему углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор, умение целенаправленно выстраивать производственные взаимоотношения, принимать нестандартные решения, способность всесторонне рассматривать даже незначительную проблему. Этому в немалой степени способствует проводимые в группе мастер-классы и конкурсы профессионального мастерства, уроки - соревнования, базирующиеся на знаниях общеобразовательных и специальных дисциплин. Такие занятия позволяет увязать практику с теорией, способствуют формированию мотивации к изучению общепрофессиональных дисциплин, к творчеству и художественному отношению к профессии.

Урок - соревнование - развивает у студентов чувство коллективизма, ответственности за всю команду, способствует воспитанию дисциплины, организованности, сплоченности. На таких уроках обучающиеся работают в высоком темпе, при подготовке к соревнованию можно использовать различные домашние задания (составить кроссворд, подготовить историческую справку, подготовить вопросы, загадки команде - сопернику и т.д.).

При применении на уроках производственного обучения технологии взаимообучения группе обучающихся дается опережающее задание по теме урока, затем они выступают на уроке в роли мастера производственного обучения. Такая работа всегда вызывает интерес. Подготовительный период к таким урокам отмечается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной творческой работой студентов и мастера производственного обучения.

Можно выделить следующие методы обучения при планировании уроков производственного обучения:

Метод проблемного изложения, при котором мастер производственного обучения, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные

аука и практика ^^^^^^^^^^^^^^^^^^ подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. Для того чтобы предупредить ошибки в работе после объяснения нового материала, можно предложить обучающимся перечислить возможные ошибки, причины их возникновения и способы предупреждения, практиковать применение на занятиях карточек самоконтроля, карточек «Проверь себя». На уроках производственного обучения широко используются документы письменного инструктирования: инструкционные карты, карты технологической последовательности, технологические схемы. Письменное инструктирование способствует развитию навыков самостоятельности, самоконтроля, повышает производительность труда, качество работы, создает у студентов правильное представление о современной технологии.

Научно-исследовательская работа студентов, встроенная в учебный процесс — такие работы выполняются в соответствии с учебными планами и программами учебных дисциплин, к данному виду научно-исследовательской деятельности обучающихся относится самостоятельное выполнение аудиторных и домашних заданий с элементами научных исследований под методическим руководством мастера производственного обучения (подготовка эссе, рефератов, аналитических работ; подготовка отчётов по учебным и производственным практикам, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, защита диплома); резуль- 2

^ —*

таты всех видов научно-исследовательскои п: деятельности студентов подлежат контролю g и оценке со стороны мастера.

Проектная технология. Проект - это метод Sä обучения, который может быть использован в ^ изучении любой темы. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студен- § тов (индивидуальную, парную, групповую) и 2

на реальный конечный результат. Цель проек- щ

f—

та - реалистичность достижения результата, — раскрыть индивидуальные возможности об- 2 учающихся в освоении новых и применении % полученных знаний. В этом случае перед мастером стоит цель: показать на практике возможности применения знаний в постижении

к;

г -

<

m О

го

£ UQ

О а; з

О §

X.

X ш

CL

О ш Н

профессии, создать серию мини-проектов, выполняемых самими студентами под его руководством. Обучающиеся самостоятельно анализируют полученную информацию по теоретическому и практическому представлению темы, распределяют основные задачи, выполняют производственное задание и представляют результат своей работы. Акцент проекта переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирует у студентов способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (коммуникативную компетенцию), способность к сотрудничеству, взаимодействию, умение обосновывать высказывания и воспринимать критику, проявлять инициативу, что очень важно, так как коммуникативные навыки востребованы сегодня на рынке труда, необходимы в любых сферах деятельности.

Личностно-ориентированная технология. Один из используемых приемов: сделай сам - помоги другому. Каждый обучающийся -индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из студентов позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Обучающиеся успешно и быстро справляющиеся с заданием могут стать скучающими созерцателями. Им отводится роль консультанта. Они помогают неуверенным в себе товарищам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: студенты приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыруч-

ка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе [3].

При планировании и проведении таких уроков мастер производственного обучения может вносить собственные коррективы исходя из выбранной темы для проведения урока и способностей студентов. Я выступаю за оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе технического и профессионального образования наряду с другими методами и формами обучения.

Таким образом, современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся и формированию профессиональных компетенций. Необходимо добиваться, что бы студент стал активным участником учебного процесса, а мастер, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности [1].

В работе руководствуюсь предложениями, выводами, данными исследователями проблемы, обозначенной в теме статьи, изложенными в ней, что обеспечивает достижение образовательных результатов на занятиях производственного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Борисова О.В. Эффективные технологии производственного обучения [Электронный ресурс] https://imteacher.ru/stati/-yeffektivnye-tehnologii-proizvodstvenno.html

2.Борисова О.В.Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения [Электронный ресурс], http://borisovaov.ucoz. ru/index/doklad_na_metodsovet_po_teme_ aktivizacij a_poznavatelnoj_i_myslitelnoj_ dejatelnostiobuchajushhikhsj а/0-31

3.Буш H.A. Применение инновационных методов на уроках производственного обучения [Электронный ресурс] https://infourok.ru/ primenenie-innovacionnih-metodov-na-urokah-proizvodstvennogo-obucheniya-763499.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.