Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
деятельность / коммерческая деятельность / гносеология / социально-культурное познание / культурное взаимодействие / цифровизация. / activity / commercial activity / epistemology / sociocultural cognition / cultural interaction / digitalization.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Бохан К. А.

Исследование посвящено изучению феномена социальной культуры и его развитию у молодых людей за счет применения актуальных педагогических технологий. Особое внимание уделяется анализу социально-культурных технологий, а также принципам социально-культурного развития молодых людей. Далее, в исследовании рассматриваются педагогические технологии, использующиеся с целью развития социальной культуры у студентов учебных заведений. В заключении обосновывается значимость социальной культуры на сегодняшний день и выявляется наиболее эффективная педагогическая технология развития социальной-культуры будущих специалистов в коммерческой деятельности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL CULTURE OF YOUNG PROFESSIONALS IN THE COMMERCIAL ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The research is devoted to the study of the phenomenon of social culture and its development in young people through the use of relevant pedagogical technologies. Special attention is paid to the analysis of socio-cultural technologies, as well as the principles of socio-cultural development of young people. Further, the study considers pedagogical technologies used for the purpose of developing social culture in students of educational institutions. The conclusion substantiates the significance of social culture today and identifies the most effective pedagogical technology for the development of social culture of future specialists in commercial activities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2658-7335-2024-3-2 УДК 316.7

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бохан К.А.

Ростовский государственный экономический университет

Аннотация. Исследование посвящено изучению феномена социальной культуры и его развитию у молодых людей за счет применения актуальных педагогических технологий. Особое внимание уделяется анализу социально-культурных технологий, а также принципам социально-культурного развития молодых людей. Далее, в исследовании рассматриваются педагогические технологии, использующиеся с целью развития социальной культуры у студентов учебных заведений. В заключении обосновывается значимость социальной культуры на сегодняшний день и выявляется наиболее эффективная педагогическая технология развития социальной-культуры будущих специалистов в коммерческой деятельности Российской Федерации.

Ключевые слова: деятельность, коммерческая деятельность, гносеология, социально-культурное познание, культурное взаимодействие, цифровизация.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE SOCIAL CULTURE OF YOUNG PROFESSIONALS IN THE COMMERCIAL ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Ksenia A. Bokhan

Rostov State University of Economics

Abstract. The research is devoted to the study of the phenomenon of social culture and its development in young people through the use of relevant pedagogical technologies. Special attention is paid to the analysis of socio-cultural technologies, as well as the principles of socio-cultural development of young people. Further, the study considers pedagogical technologies used for the purpose of developing social culture in students of educational institutions. The conclusion substantiates the significance of social culture today and identifies the most effective pedagogical technology for the development of social culture of future specialists in commercial activities of the Russian Federation.

Keywords: activity, commercial activity, epistemology, sociocultural cognition, cultural interaction, digitalization.

Введение.

В период трансформации общества в направлении цифровизации, глобализации и научно-технического прогресса, актуальной проблемой на сегодняшний день является овладение молодыми специалистами теоретическими знаниями и основами социально-культурного взаимодействия для воспроизведения общественно полезной трудовой деятельности.

Для формирования специалиста основополагающим фактором является применение педагогами в образовательном процессе эффективных педагогических технологий, которые будут рассмотрены в данном исследовании.

Особое значение в исследовании имеют методологические подходы, такие как культурологический и педагогический, благодаря которым можно установить значимость познания исходя из его содержания. Данный аспект рассматрива-

ли такие ученые, как Г.М. Бирженюка, А.П, Маркова, С.И. Самыгин.

В результате анализа многочисленных научных работ по данной проблематике, можно сделать вывод о том, что установление социально-культурных взаимоотношений и их трансформация представляет особый интерес в научном сообществе. Данное положение подтверждает тот факт, что выбранная проблематика является актуальной и на сегодняшний день.

Для получения результатов исследования были использованы классические теоретические и эмпирические методы научного исследования, такие как: наблюдение, анализ и синтез информации, экспертная оценка, а также корреляционный анализ.

Обсуждение.

Стоит начать рассуждение с анализирования социально-культурных педагогических техноло-

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

гий, исходя из культурологического подхода. Согласно данному подходу, педагогические технологии представляют собой инструмент, который оказывает воздействие на осмысление субъектом культурного взаимодействия, то есть, студента, а также особенностей профессии и сущности социального взаимодействия в трудовом коллективе.

Рассмотрим социально-культурные педагогические технологии со стороны педагогики. В данном случае, объектом изучения является процесс познания субъектом культурного взаимодействия основ социальной и культурной реальности, в процессе его становления как профессионала и личности.

Также, особое значение имеет социально-культурная деятельность, представляющая собой различные сферы реализации субъекта культурного взаимодействия. Так, к ним относится повышение квалификации и переквалификация, получение профессионального образования.

Значимость социально-культурных педагогических технологий обусловлена, в первую очередь, эффективностью воспитания конкурентноспо-собных специалистов, которые необходимы рынку труда. За счет вырабатывания молодыми людьми в процессе обучения мотивационно-смысловых установок, а также совершенствования навыков в период прохождения трудовых практик.

Целью социально-культурного воздействия является формирование культурных и духовно-нравственных ценностей молодого поколения, а также личностное формирование в профессиональном аспекте.

К принципам социально-культурного развития молодых людей в профессиональном аспекте можно отнести следующее [2]:

- наличие просветительских эффектов в социальных программах, реализуемых образовательными учреждениями социально-культурного профиля;

- интеграция базисных связей и функций педагогического воздействия с социально-культурными педагогическими технологиями;

- приобщение молодых людей к общественно принятым духовно-нравственным культурным ценностям.

Гносеологический аспект социально-культурного развития молодых людей также представляет особый интерес для исследования. Изменения социально-культурного познания спровоцированы, прежде всего, историческими событиями и развитием общества в целом. Единство противоречий определяет уровень развития субъектов, участвующих в социально-культурном взаимодействии.

Само понятие «технология» в каждой науке рассматривается в различных аспектах, которые, зачастую, не имеют между собой ничего общего. Для исследования представляет интерес рассмотрение упомянутого термина со стороны гуманитарных наук: философии, психологии и социологии. Технологии в образовательном процессе базируются на трансдисциплинарном подходе и разработке программ обучения. Педагогические технологии используются во всех сферах профессионального познания. Стоит отметить, что в социально-культурном познании педагогические технологии связаны с образовательно-воспитательным процессом, который базируется на следующих законах: наличие методологических знаний, а именно форм, методов и содержания, которые соответствуют уровню развития постиндустриального общества; объективные результаты применения педагогических технологий.

Подходов к определению социально-культурных педагогических технологий большое множество. При этом эффективность их применения зависит от профессионального опыта педагога.

На основании изученных научных работ отечественных ученых были выявлены принципы реализации социально-культурных педагогических технологий [1]:

- разработка и реализация программ обучения на основании научных достижений в области гуманитарных и социальных наук;

- трансформация педагогического процесса ввиду совершенствования технологий и цифро-визации, обеспечение качественного профессионального роста молодых людей для их реализации в коммерческой деятельности Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенной информации и ее систематизировании, стало возможным дать полное определение социально-культурным педагогическим технологиям.

Итак, социально-культурная педагогическая технология - это система педагогического воздействия и педагогических приемов, используемых для решения смоделированных задач с целью эффективного обучения студентов, развития у них когнитивных способностей и критического мышления с учетом их личностных особенностей и интересов.

Социально-культурное воздействие педагога на формирующуюся личность обучающегося является важнейшим процессом, так как он определяет будущего специалиста как профессионала своего дела, повышая его конкурентоспособность на рынке труда. Помимо прочего, молодые люди интегрируются в общество.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что социально-культурные педагогические технологии выступают как средство:

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

- привлечения студентов к научной деятельности, организации культурно-просветительских мероприятий ;

- формирования собственных ценностно-ориентационных убеждений молодых людей;

- формирования навыков организации собственной деятельности и прогнозирования результатов;

- формирования стремления к самосовершенствованию.

Следующей особенностью социально-культурных педагогических технологий является совершенствование педагогических процессов за счет интернет-ресурсов, онлайн-форумов, веб-конференций. Также, эффективность образовательного процесса значительно повышается за счет использования различных средств наглядной демонстрации информации.

Социально-культурные педагогические технологии обладают следующими принципами: системность, целостность, детерминизм.

Далее, необходимо рассмотреть все перечисленные принципы подробнее.

Принцип системности предполагает объективность информации и логику, основанную на постепенном усложнении предоставляемого материала для лучшего усвоения и динамичности развития молодых людей в социально-культурном аспекте. Помимо прочего, принцип системности предполагает взаимосвязь всех терминов в рамках преподаваемой дисциплины.

Принцип целостности определяет систему логических связей, благодаря которой у молодых людей формируются социально-культурные установки.

Принцип детерминизма, в контексте социально-культурных педагогических технологий, подразумевает наличие причинно-следственных связей, которые меняются под воздействием педагогических и культурных факторов.

Развитие общества также влияет и на образовательный процесс, знаменуя переход к многоуровневой системе обучения по подготовке квалифицированных специалистов, которые готовы ответить на вызовы современной реальности. Известно, что качество образование влияет не только на профессиональную подготовку молодого человека, но также на его ценности, уровень стремления к самореализации и общих личностно-ориентационных установок. Важнейшим фактором реализации данного аспекта является также привлечение молодых людей к внеучебной деятельности, способствующей развитию творческих способностей и формированию профессиональной самоидентичности. Площадками для этого являются научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства.

Далее, следует рассмотреть конкретные педагогические технологии, способствующие развитию социальной культуры молодых людей.

Итак, технология социально-культурного проектирования реализуется за счет разработки студентом научных проектов, направленных на изучение феномена или общественно значимой проблемы и поиска решений, а также причин ее возникновения. В ходе реализации проекта молодые люди формируют пути решения проблемы, а также выбирают средства и инструменты, которые помогут им в достижении целей.

Данная педагогическая технология способствует формированию творческого начала молодых людей, а также привлечению их к научной деятельности. Практический опыт организации проекта является немаловажным аспектом в порт-фолио молодых людей, что позволит им повысить свой уровень конкурентоспособности.

Технология инкультурации направлена на формирование у молодых людей традиционных духовно-нравственных ценностей. Сам процесс инкультурации представляет собой интеграцию молодых людей в культурную среду, а также формирование мировоззрения.

Педагогическая технология социализации направлена на освоение социальной роли в профессиональной деятельности. Благодаря формированию различных ситуаций, которые являются моделью реального трудового взаимодействия, молодые люди учатся коммуникации. Важной особенностью данной технологии является конечный результат образовательной деятельности, который определяется уровнем развития личности, качеством жизни, участием в социальных взаимодействиях, оценкой трудовой деятельности окружающими и собственная удовлетворенность молодым человеком качеством своих знаний и приобретенных навыков.

Педагогические технологии развития социальной культуры являются инструментом, благодаря которому процесс передачи опыта педагога становится эффективнее и приобретает системность. Особенностью педагогической технологии социализации заключается во всестороннем развитии молодых людей.

Критериями эффективной социализации являются следующие факторы: позитивная личностная самооценка, знаки признания со стороны окружения [4].

Таким образом, педагогическое воздействие направлено на передачу социального опыта от поколения к поколению.

Степень влияния педагогических технологий на студента зависит от следующих факторов:

- мотивационных, рефлексивных, аксиологических и практических аспектов;

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

- личностное отношение молодых людей к учебно-воспитательному процессу;

- внешняя оценка результатов учебной деятельности студентов со стороны педагогического состава.

Одной из значимых проблем молодых людей в контексте социализации является отсутствие профессиональной адаптации.

Следует дать определению феномену профессиональной адаптации - это интегративный социопсихологический процесс, в ходе которого индивид усваивает профессиональные ролевые установки, знания и нормы, образцы поведения.

Ежегодно высшие учебные заведения обновляют программы обучения под новые образовательные стандарты, которые предусматривают адаптацию и приобщение к системе традиционных и нравственных ценностей, а также решение ряда педагогических задач следующих категорий:

- социально-культурных, в которые входят ценностно-смысловые, познавательные, морально-нравственные;

- социально-психологических, в которые входят задачи личностного и профессионального самоопределения [5].

Также, важнейшей задачей высших учебных заведений является применение интерактивных педагогических технологий, которые направлены на трансляцию социальной культуры. Прежде всего, данные технологии основаны на взаимодействии педагога и студента. За счет внедрения интерактивных педагогических технологий происходит трансформация учебного процесса. К примеру, лекции и практические занятия приобретают новый смысл и определяются как лекция-беседа, семинар-дискуссия, тестирование и различного рода взаимодействия с использованием компьютера.

Применение интерактивных технологий в учебном процессе способствует демократизации процесса обучения, формированию профессиональных компетенций, развитию творческого мышления.

Заключение. Для повышения эффективности образовательного процесса педагоги используют интерактивные и теоретические методы и технологии образовательного процесса.

Социально-культурные технологии включает в себя следующие аспекты: этнокультурные, коммуникативные, рекреативные, инновационные и многие другие. От перечисленных аспектов зависит эффект, который педагог оказывает на обучающихся.

Педагогические технологии направлены на всестороннее развитие молодых людей, формирование социально-культурных ценностей [3].

Социально-культурные педагогические технологии классифицируются по трем группам: вербальные, использование культурной символики, то есть приобщение молодых людей к социальной культуре путем проведения ассоциативного ряда с культурной символикой; технологии, которые направлены на представление образа личности с определенными ценностями, стилем жизни. Данный феномен является референтаци-ей, то есть, механизмом, который обеспечивает социокультурную преемственность за счет транслирования опыта для подражания. Стоит отметить, что за счет наглядности примеров педагогическая технология референтации является одной из самых эффективных на сегодняшний день. Благодаря использованию данной технологии молодые люди формируют собственные ценности, нормы, помимо этого, данная технология является эффективным средством самореализации личности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что социальная культура - это жизненный сценарий, который формируется под воздействием норм, ценностей и идеалов. То есть, социальная культура представляет собой некий потенциал, благодаря которому человек реализует себя в обществе: определяет способы социальной коммуникации, адаптируется к постоянно изменяющимся социальным условиям.

Как феномен социальная культура включает в себя механизмы социального управления и регулирования, организацию сущности социального устройства, систему правовых и моральных норм, регламенты совместной жизнедеятельности. Поэтому развитие социальной культуры является одним из приоритетных направлений образовательных программ учебных заведений.

Благодаря рассмотренным педагогическим технологиям, процесс развития социальной культуры у молодых людей будет эффективнее, за счет интеграции в образовательный процесс технологий и особому вниманию к личностным особенностям каждого студента.

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

_— ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Литература:

1. Бохан К.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов высших учебных заведений / К.А. Бохан, А.М. Усенко, С.И. Самыгин // Наука. Образование. Современность. 2023. № 3. С. 93-96.

2. Бохан К.А. Формирование педагогического мастерства как значимой профессиональной компетенции преподавателя высшего учебного заведения / К.А. Бохан, А.Т. Латышева, С.И. Самыгин // Наука. Образование. Современность. 2024. № 1. С. 93-100.

3. Проблемы педагогического воспитания (образования) российской молодёжи / Н.П. Любецкий, Т.П. Ве-рина, Л.М. Демьянова, С.И. Самыгин // Наука. Образование. Современность. 2024. № 2. С. 143-148.

4. Самыгин С.И. Значение, особенности и применение педагогических технологий в обучении менеджеров / С.И. Самыгин, К.А. Бохан // Наука. Образование. Современность. 2023. № 2. С. 88-95.

5. Суржиков М.А. Формирование самостоятельной деятельности студентов высших учебных заведений путем использования педагогических методов развития у них когнитивности / М.А. Суржиков, К.А. Бохан, С.И. Самыгин // Наука. Образование. Современность. 2023. № 3. С. 105-111.

1. Bokhan K.A. Methods of development of professional reflexion in students of higher educational institutions / K.A. Bokhan, A. M. Usenko, S. I. Samygin // Science. Education. Modernity. 2023. № 3. C. 93-96.

2. Bokhan K.A. Formation of pedagogical skill as a significant professional competence of a teacher of a higher educational institution / K.A. Bokhan, A.T. Latysheva, S.I. Samygin // Nauka. Education. Modernity. 2024. № 1. C. 93-100.

3. Problems of pedagogical upbringing (education) of the Russian youth / N.P. Lyubetsky, T.P. Verina, L.M. De-myanova, S.I. Samygin // Nauka. Education. Modernity. 2024. № 2. C. 143-148.

4. Samygin S.I. Significance, features and application of pedagogical technologies in training managers / S.I. Samygin, K.A. Bokhan // Nauka. Education. Modernity. 2023. № 2. C. 88-95.

5. Surzhikov M.A. Formation of independent activity of students of higher educational institutions by using pedagogical methods of their cognitive development / M.A. Surzhikov, K.A. Bokhan, S.I. Samygin // Nauka. Education. Modernity. 2023. № 3. C. 105-111.

References:

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бохан Ксения Александровна

методист кафедры финансового и НЯ менеджмента, магистрант кафедры антикризисного и корпоративного управления, Ростовский государственный экономический университет [email protected]

Ksenia A. Bokhan

Methodologist of the Department of Financial and HR Management, Master of the Department of Anti-Crisis and Corporate Governance, Rostov State University of Economics [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.