Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСТРУКЦИЙ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСТРУКЦИЙ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
84
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПРОГРАММА / КОНФЛИКТ / АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / РЕКОМЕНДАЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / САМОЧУВСТВИЕ / ФАКУЛЬТАТИВ / НАСТРОЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Антоненко Мария Александровна

Одной из актуальных научно-практических проблем современности является раскрытие потенциальных возможностей эмоциональной сферы юриста. Цель статьи - провести исследование эффектов конфликтного взаимодействия студентов колледжа (юриспруденция) и разработать педагогические технологии предупреждения их конструктивной деформации. Исследование проводилось в три этапа: поисково-подготовительный (теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования); опытно-экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента, интерпретация результатов). Методики: «САН» - диагностика самочувствия, активности, настроения (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников); «Самооценка эмоционального состояния» (Г. Ю. Айзенк). И третий - контрольно-обобщающий этап (анализ и обобщение результатов исследования, составление рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей). Методы теоретические: анализ литературы, синтез, конкретизация, обобщение; эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование. Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «Челябинское Бюро Юридической Помощи». В исследовании принимали участие студенты Южно-Уральского государственного колледжа (юриспруденция). Возраст испытуемых - 19-20 лет. В целом по результатам констатирующего эксперимента установлено, что эмоциональное состояние практикантов характеризуется такими негативными проявлениями, как средний уровень агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности. Эти негативные проявления следует преодолевать в ходе практики, поскольку производственная практика - важный этап в личностном развитии специалиста и формировании ценностного отношения к профессиональной сфере деятельности. Для успешного преодоления разработана Программа, системообразующим элементом которой является факультатив «Консультирование по защите прав потребителя». Цель и задачи факультатива: дать представление о технологических аспектах процесса консультирования по защите прав потребителя; сформировать практические навыки по вопросам организации и осуществления консультирования по защите прав потребителя. Задачи: ознакомление с сущностью и содержанием консультационной деятельности по защите прав потребителя; обучение теории и практике проведения консультирования по защите прав потребителя с использованием профессиональных консультантов; закрепление знаний и развитие навыков по защите прав потребителя. Учебный план дисциплины «Консультирование по защите прав потребителя» 36 часов, в том числе лекций 16, практических занятий 8, самостоятельной работы 12 и зачет. Учебно-тематический план включает пять разделов: Определение и цели процесса консультирования по защите прав потребителя; Субъекты и объекты консультирования по защите прав потребителя. Виды и формы консультирования по защите прав потребителя; Структура процесса консультирования по защите прав потребителя; Роль и место консультанта в процессе консультирования по защите прав потребителя; Оценка эффективности консультационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Антоненко Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR OVERCOMING THE DESTRUCTION OF CONFLICT INTERACTION OF COLLEGE STUDENTS MAJORING IN JURISPRUDENCE

One of the topical scientific and practical problems of our time is the identification of the potential opportunities of the emotional sphere of a lawyer. The purpose of the article is to study the effects of conflict interaction among college students (law majors) and develop pedagogical technologies to prevent their constructive deformation. The study was conducted in three stages: a) search and preparatory (theoretical study of psychological and pedagogical literature, selection of methods for conducting a diagnostic experiment. Methods were selected taking into account age characteristics and research topics); b) experimental (conducting a diagnostic experiment, interpreting the results). Methods: "САН" - diagnostics of health, activity, mood (V. A. Doskin, N. A. Lavrentyeva, V. B. Sharay, M. P. Miroshnikov); "Self-assessment of the emotional state" (G. Yu. Aizenk); c) control and summarizing stage (analysis and generalization of the results of the study, working out recommendations for correcting the emotional states of participants in the process of protecting consumer rights). Theoretical methods: literature analysis, synthesis, concretization, generalization; empirical: diagnostic experiment, testing. An empirical study was conducted on the basis of Chelyabinsk Bureau of Legal Assistance LLC. The study involved students of the South Ural State College (jurisprudence). They were 19-20 years old. In general, according to the results of the diagnostic experiment, it was found that the emotional state of trainees was characterized by such negative manifestations as: a middle level of aggressiveness, anxiety, frustration, rigidity. These negative manifestations should be eliminated in the course of practical training, since it is an important stage in the personal development of a specialist and the formation of a value attitude to the professional field of activity. For this purpose, a Program has been developed, the system-forming element of which is the elective course "Consulting on the protection of consumer rights." The objectives and tasks of the elective course: to give an idea of the technological aspects of the process of consulting on consumer protection; to form practical skills on the organization and implementation of consulting on consumer protection. Tasks: learning the essence and content of consulting activities for the protection of consumer rights; training in the theory and practice of consulting on consumer protection using professional consultants; reviewing knowledge and development of skills in consumer protection. The curriculum of the discipline "Consulting on the protection of consumer rights" is 36 hours, including lectures - 16, practical classes 8, independent work 12 and a test. Educational and thematic plan includes five sections: Definition and objectives of the consumer protection counseling process; Subjects and objects of consumer protection consulting; Types and forms of consulting on the protection of consumer rights; The structure of the consumer protection consultation process; The role and place of the consultant in the process of consulting on the protection of consumer rights; Evaluation of the effectiveness of consulting services.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕСТРУКЦИЙ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»»



ISSN 2304-120X

Huer

научно-методический электронный журнал

2022, № 06 (июнь)

Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)

ART 221041

DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11041

УДК 37.032

Педагогические технологии преодоления деструкции конфликтного взаимодействия студентов колледжа, обучающихся по специальности «Юриспруденция»4

Pedagogical technologies for overcoming the destruction of conflict interaction of college students majoring in jurisprudence

Авторы статьи

I

Authors of the article

I

Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, декан факультета психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0001-9059-5682 23a12@list.ru

Антоненко Мария Александровна,

магистрант факультета психологии ФГБОУ ВО «ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0002-1089-8964 antonenko@cspu.ru

Valentina I. Dolgova,

Doctor of Psychology, Dean of the Faculty of Psychology,

South Ural State Humanitarian Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia

ORCID: 0000-0001-9059-5682

23a12@list.ru

Maria A. Antonenko,

Graduate Student, Faculty of Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

ORCID: 0000-0002-1089-8964 antonenko@cspu.ru

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

В. И. Долгова является членом редакционного совета журнала «Концепт».

V. I. Dolgova is a member of the editorial board of the "Concept" journal

Для

цитирования

For citation

L

Долгова В. И., Антоненко М. А. Педагогические технологии преодоления деструкций конфликтного взаимодействия студентов колледжа, обучающихся по специальности «Юриспруденция» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2022. № 06. С. 16-32. URL: http://e-koncept.ru/2022/221041.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11041

V. I. Dolgova, M. A. Antonenko, Pedagogical technologies for overcoming the destruction of conflict interaction of college students majoring in jurisprudence // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2022. No. 06. P. 16-32. URL: http://e-kon-

cept.ru/2022/211041.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11041

Поступила в редакцию Received 13.01.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.03.22

Принята к публикации Accepted for publication 15.03.22 Опубликована Published 30.06.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Долгова В. И., Антоненко М. А., 2022

* Статья подготовлена в рамках Комплексной программы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-организационной деятельности научного центра Российской академии образования на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» на 2021-2024 годы «Педагогическое образование на Южном Урале: научные основы развития и инноваций» и Гранта Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (руководитель Долгова В. И.).

Аннотация

Одной из актуальных научно-практических проблем современности является раскрытие потенциальных возможностей эмоциональной сферы юриста. Цель статьи -провести исследование эффектов конфликтного взаимодействия студентов колледжа (юриспруденция) и разработать педагогические технологии предупреждения их конструктивной деформации. Исследование проводилось в три этапа: поисково-подготовительный (теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования); опытно-экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента, интерпретация результатов). Методики: «САН» -диагностика самочувствия, активности, настроения (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Ми-рошников); «Самооценка эмоционального состояния» (Г. Ю. Айзенк). И третий - контрольно-обобщающий этап (анализ и обобщение результатов исследования, составление рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей). Методы теоретические: анализ литературы, синтез, конкретизация, обобщение; эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование. Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «Челябинское Бюро Юридической Помощи». В исследовании принимали участие студенты Южно-Уральского государственного колледжа (юриспруденция). Возраст испытуемых - 19-20 лет. В целом по результатам констатирующего эксперимента установлено, что эмоциональное состояние практикантов характеризуется такими негативными проявлениями, как средний уровень агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности. Эти негативные проявления следует преодолевать в ходе практики, поскольку производственная практика - важный этап в личностном развитии специалиста и формировании ценностного отношения к профессиональной сфере деятельности. Для успешного преодоления разработана Программа, системообразующим элементом которой является факультатив «Консультирование по защите прав потребителя». Цель и задачи факультатива: дать представление о технологических аспектах процесса консультирования по защите прав потребителя; сформировать практические навыки по вопросам организации и осуществления консультирования по защите прав потребителя. Задачи: ознакомление с сущностью и содержанием консультационной деятельности по защите прав потребителя; обучение теории и практике проведения консультирования по защите прав потребителя с использованием профессиональных консультантов; закрепление знаний и развитие навыков по защите прав потребителя. Учебный план дисциплины «Консультирование по защите прав потребителя» 36 часов, в том числе лекций 16, практических занятий 8, самостоятельной работы 12 и зачет. Учебно-тематический план включает пять разделов: Определение и цели процесса консультирования по защите прав потребителя; Субъекты и объекты консультирования по защите прав потребителя. Виды и формы консультирования по защите прав потребителя; Структура процесса консультирования по защите прав потребителя; Роль и место консультанта в процессе консультирования по защите прав потребителя; Оценка эффективности консультационных услуг.

Ключевые слова

студенты, конфликт, самочувствие, активность, настроение, эмоциональное состояние, программа, факультатив, рекомендации

Abstract

One of the topical scientific and practical problems of our time is the identification of the potential opportunities of the emotional sphere of a lawyer. The purpose of the article is to study the effects of conflict interaction among college students (law majors) and develop pedagogical technologies to prevent their constructive deformation. The study was conducted in three stages: a) search and preparatory (theoretical study of psychological and pedagogical literature, selection of methods for conducting a diagnostic experiment. Methods were selected taking into account age characteristics and research topics); b) experimental (conducting a diagnostic experiment, interpreting the results). Methods: "САН" - diagnostics of health, activity, mood (V. A. Doskin, N. A. Lavrentyeva, V. B. Sharay, M. P. Miroshnikov); "Self-assessment of the emotional state" (G. Yu. Aizenk); c) control and summarizing stage (analysis and generalization of the results of the study, working out recommendations for correcting the emotional states of participants in the process of protecting consumer rights). Theoretical methods: literature analysis, synthesis, concretization, generalization; empirical: diagnostic experiment, testing. An empirical study was conducted on the basis of Chelyabinsk Bureau of Legal Assistance LLC. The study involved students of the South Ural State College (jurisprudence). They were 1920 years old. In general, according to the results of the diagnostic experiment, it was found that the emotional state of trainees was characterized by such negative manifestations as: a middle level of aggressiveness, anxiety, frustration, rigidity. These negative manifestations should be eliminated in the course of practical training, since it is an important stage in the personal development of a specialist and the formation of a value attitude to the professional field of activity. For this purpose, a Program has been developed, the system-forming element of which is the elective course "Consulting on the protection of consumer rights." The objectives and tasks of the elective course: to give an idea of the technological aspects of the process of consulting on consumer protection; to form practical skills on the organization and implementation of consulting on consumer protection. Tasks: learning the essence and content of consulting activities for the protection of consumer rights; training in the theory and practice of consulting on consumer protection using professional consultants; reviewing knowledge and development of skills in consumer protection. The curriculum of the discipline "Consulting on the protection of consumer rights" is 36 hours, including lectures - 16, practical classes 8, independent work 12 and a test. Educational and thematic plan includes five sections: Definition and objectives of the consumer protection counseling process; Subjects and objects of consumer protection consulting; Types and forms of consulting on the protection of consumer rights; The structure of the consumer protection consultation process; The role and place of the consultant in the process of consulting on the protection of consumer rights; Evaluation of the effectiveness of consulting services.

Key words

students, conflict, health, activity, mood, emotional state, program, elective course, recommendations

Благодарности

Авторы выражают благодарность коллективам ООО «Челябинское Бюро Юридической Помощи» и Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский государственный колледж» по специальности «Юриспруденция» за помощь в проведении опытно-экспериментальной работы.

Acknowledgements

The authors express their gratitude to the teams of Chelyabinsk Bureau of Legal Assistance LLC and the South Ural State College in the specialty "Jurisprudence" for their assistance in conducting experimental work.

Введение / Introduction

Сегодня ведущим аспектом в профессиональной подготовке должно быть формирование эмоциональной устойчивости как одного из важнейших профессиональных качеств [1]. Ученые разных стран активно изучают эти возможности и приходят к выводам о неоднозначности влияния эмоций на целесообразность поведения и производительность деятельности [2]. Юридическая деятельность сопряжена с высоким пороговым уровнем эмоционального переживания. Управление собственными эмоциями, направление в нужное русло собственного психического состояния является той задачей, решить которую необходимо каждому юристу. Для юриста характерно кумулятивное эмоциональное состояние, экстраполированное на чувство законности, долга, справедливости, милосердия, высокой ответственности. Такого рода эмоциональное состояние возникает в связи с тем, что к юристам граждане обращаются в тех ситуациях, когда субъекты находятся во власти чувств. Однако юрист обязан хранить толерантность, сдерживать собственные негативные эмоции.

В то же время в повседневной жизни субъекты правовых отношений постоянно сталкиваются с недостаточной изученностью способов управления психологическими состояниями и поиском наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции [3].

Цель статьи - провести исследование эффектов конфликтного взаимодействия студентов колледжа (юриспруденция) и разработать педагогические технологии предупреждения их конструктивной деформации.

Обзор литературы / Literature review

В чем суть человеческой природы и моделей поведения, определяющих наше собственное существование? Философы спорили на эту тему и обсуждали ее на протяжении веков, но в настоящее время мало исследований по взаимосвязи между развитием ранних философских теорий и литературой, описывающей человеческую природу и потенциал, и темами, которые в настоящее время связаны с эволюционной теорией, в том числе и теорией конфликта. Человеческое поведение сложно в том смысле, что оно часто может проявлять противоречивые характеристики (т. е. просо-циальные и доброкачественные, а также антисоциальные и агрессивные тенденции) для разных групп людей в сходных условиях окружающей среды. В работах A. Хоф-фмана показано, как классические философские теории рассматривают основные качества человеческого существования, такие как истина, знание, смирение и добродетель, как эти качества влияли на системы убеждений отдельных людей и групповое поведение и направляли их [4] и как взгляды более поздних философов, политических философов и авторов-романтиков описывают и рационализируют человеческую природу как биологически «жестокую и дикую» для основных целей выживания, что в конечном итоге превращает человеческое существование в хаос и конфликт. Автор признаёт неотъемлемое противоречие и взаимосвязь между развитыми эгоистическими потребностями индивидов, которые являются универсальными по

своей природе, и обязанностями и межличностными потребностями гражданского участия и сотрудничества как основополагающего требования устойчивого существования человека в демократическом сообществе.

Это противоречие, по мнению Д. А. Минсон, Ч. А. Дорисона, отражается и в определении самого конфликтного взаимодействия, являющегося следствием конкурентного несогласия в отношении убеждений, ценностей и предпочтений, характеризующегося нетерпимостью сторон к позициям друг друга [5]. Причинно-следственная модель конфликта отношений включает три причины, которые его вызывают, и два следствия, которые часто возникают, в то время как предыдущие исследования были сосредоточены на последствиях - негативных выводах о носителях противоположных взглядов и негативном влиянии на перспективу взаимодействия с ними - мы фокусируемся на предшествующих событиях. В частности, мы предполагаем, что разногласия, которые приводят к конфликту отношений, часто характеризуются представлениями о высокой важности результата, взаимозависимости субъектов и искажении доказательств.

Взаимозависимость субъектов и искажения доказательств характерна и для юридической деятельности с ее экстремальностью, конфликтным характером, нервно-психическим (эмоциональным) напряжением. Это качество включает в себя: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля за эмоциями и поведением, силу воли, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию условиях. Также важны развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события.

Так, установление истины по уголовным делам, разрешение гражданско-правовых споров в суде нередко сопровождаются различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера.

Особенную роль в юридической деятельности играет умение юриста не допускать и решать эмоционально-правовые конфликты. Разновекторность интересов участников общественных отношений - основа для воспроизведения проявления споров в массиве общественных отношений. При таких условиях вопрос об определении правового (юридического) конфликта сводится к установлению существенных признаков, что дополнительно отличает его от других споров в социуме. Таким критерием является специфический правовой характер общественного «противостояния» интересов, которое лежит в основе возникновения юридического конфликта, то есть такое противоречие опосредуется феноменами правовой сферы, например коллизи-онностью правового регулирования определенных общественных отношений и т. п.

В частности, это может быть нарушение прав потребителей, и, чтобы их защитить, необходимо применить к правонарушителю таких прав меры, которые направлены на восстановление нарушенных прав. В случае приобретения товара ненадлежащего качества потребитель имеет право восстановить свои нарушенные права, потребовав устранения недостатков данного товара. Но не всегда существует возможность восстановить нарушенные права потребителей. При грубом обращении с потребителем, в результате чего ему причинены нравственные страдания, возможна лишь компенсация в судебном порядке.

Позитивный эффект в процессе реализации юридической деятельности производит проявление правовой эмпатии - эмоционального отношения юриста к переживанию другого человека, являющегося субъектом правовых отношений.

Низкая эмпатийность - это синоним бездушия, черствости, равнодушия. И наоборот, слишком высокая эмпатийность может стать причиной определенных психологических осложнений в решении правовой ситуации. Именно этим Е. И. Изотова, Е. Б. Максимова [6] объяснили то, что повторение правовых ситуаций и возникновение профессиональных стрессов приводит к истощению нервной системы юристов, эмоциональным срывам, нервно-психическим заболеваниям.

Проведенный С. М. Карелиной и Д. С. Резниковой [7] анализ влияния стрессовых ситуаций на эмоциональное состояние студентов показал, что в своей повседневной работе юрист постоянно сталкивается с необходимостью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции в напряженных и конфликтных ситуациях профессиональной деятельности. О роли такой саморегуляции пишут Т. В. Баркер, Дж. А. Баззелл, Н. А. Фокс в контексте избегания и обнаружения конфликта в развитии поведенческой заторможенности [8].

Подобные ситуации могут возникать уже только из-за дефектов социализации, говорят О. А. Кистанова [9] в процессе обсуждения концепции эмоциональных состояний с точки зрения когнитивной психологии и Н. М. Усманова - концепции создания благоприятного эмоционального состояния у студентов [10].

И здесь нужно понимать выводы А. Хьюз, М. М. Гиббонс [11], которые пишут о трудностях карьерного роста неподготовленных студентов колледжа, что конфликты не возникают внезапно, а развиваются как потенциальные. Это понимание становится когнитивной защитой для юриста, поскольку его клиенты могут быть уже конфликтны, так как в их воспитании родители могли применять, например, физическое насилие, или в детстве они переживали тяжелые конфликты между родителями или различные модели деструктивных семейных отношений, неудачи в воспитании, либо, наконец, обладают соответствующими индивидуальными психологическими характеристиками. Собственно, это может относиться и к самим юристам, они тоже могли испытывать некоторую депривацию от родителей, и их психологические травмы продолжают влиять на их модели поведения в течение длительного времени.

Но клиенты могут получать травмы и во взрослом возрасте, например, как считают В. И. Долгова, Н. В. Мамылина, Н. А. Белоусова, Е. В. Мельник, Н. И. Аркаева, при разрешении проблем психической регуляции моделей поведения личности в стрессовых условиях [12]. Кроме того, по выводам метаанализа Ш. Вуд, М. Коннер и соавт. [13], может сложиться своеобразный опыт конфликтного достижения своей цели и соответствующее намерение или самопрогноз на последующее поведение. Причина в том, что конфликт может возникнуть непреднамеренно, но после успешного достижения целей с его использованием клиент может уже намеренно прибегнуть к такому конфликтному поведению снова при решении каких-либо трудных ситуаций.

В любой деятельности конфликту способствуют объективные и субъективные условия. К объективным условиям Хао Чен, Орландо С. Ричард, О. Дориан Бонкерб, Д. Л. Форд-младший относят вовлеченность в работу, эмоциональное истощение и контрпродуктивное рабочее поведение [14]. К субъективным условиям Д. Б. Хирш, С. Кан -механизмы конфликта идентичности: неуверенность, тревогу и системы поведенческого торможения [15]; Х. С. Чжон, Х. Х. Юн - улучшение инновационного поведения

сотрудников передовых служб с помощью управления конфликтами и посреднической роли взаимодействия [16]. Например, уже в процессе обучения могут возникнуть объективные условия конфликтного взаимодействия: плохие материально-технические условия, неудовлетворительный учебный план, обращение со стороны преподавателей, однообразие видов деятельности, невыполнение учебных заданий.

Примеров субъективных условий можно назвать множество - обе стороны уверены в своей правоте и не желают искать компромиссы, одна из сторон указывает на малейшие проступки другой стороны, но отказывается признавать собственное неподобающее поведение, одна из сторон считает свои действия разумными и уважительными, а действия других - несправедливыми и неприемлемыми; несовместимость по темпераменту (лабильность и ригидность) между клиентом и юристом (практикантом и руководителем практики), другие личностные характеристики (восприимчивость, вспыльчивость, мнительность).

Всё названное может привести к трудностям в обучении и профессиональном взаимодействии с людьми, стрессу, бессоннице и многому другому, утверждают З. Бейнхэм-Херд, С. Редпат, Н. Баннефельд, Т. Молони, Э. Кин [17].

Поэтому применение приемов и средств подготовки юристов должно вырабатывать стремление к самовоспитанию воли, к активному самосовершенствованию, к осознанному управлению своими эмоциональными состояниями и навыкам регулирования своих действий и поступков в сложных условиях.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Исследование эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей проходило в три этапа.

1. Поисково-подготовительный: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено исследование эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования.

2. Опытно-экспериментальный: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов.

3. Контрольно-обобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, составление рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей.

Методы и методики исследования

Теоретические: анализ литературы, синтез, конкретизация, обобщение.

Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование по двум методикам.

Методика и диагностика «САН» - самочувствия, активности, настроения (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников) - состоит из 30 биполярных шкал, все утверждения группируются в три категории: самочувствие, активность и настроение.

Методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк): ригидности, агрессивности, тревоги, фрустрации.

Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «Челябинское Бюро Юридической Помощи», где студенты Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Южно-Уральский государственный колледж» по специальности «Юриспруденция» проходили производственную практику.

Возраст испытуемых на момент прохождения практики 19, 20 лет. Практику проводили участники процесса защиты прав потребителей - юристы.

Изучение особенностей коллектива и получение согласия на проведение психодиагностики предваряло констатирующий эксперимент, результаты и обсуждение которого представлены далее.

Результаты исследования / Research results

Результаты исследования самооценки эмоционального состояния участников процесса защиты прав потребителей по тесту «Самооценка эмоционального состояния» Г. Ю. Айзенка представлены на рис. 1.

X

д

S

OJ >

н

-Q

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и 5

о

CQ

н

и OJ

т

5

с; о

Рис. 1. Результаты исследования самооценки эмоционального состояния участников процесса защиты прав потребителей по тесту «Самооценка эмоционального состояния» Г. Ю. Айзенка

Как видно на рис. 1, преобладает среднее значение психических состояний по всем четырем показателям участников процесса защиты прав потребителей.

Высокое значение тревожности у 15% (6 человек), характеризуется чувством страха или опасения; среднее значение - 54% (19 человек) - характеризуется раздражительностью; низкое значение - 31% (11 человек) - характеризуется спокойностью, устойчивостью в стрессовых ситуациях.

Высокое значение фрустрации имеют 10% (4 человека) - характеризуется низкой самооценкой, избеганием трудностей, боязнью неудач; среднее значение 46% (16 человек) - характеризуется нормальной самооценкой, переживанием по поводу неудач; низкое значение - 44% (16 человек): они не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей.

Высокое значение агрессивности имеют 8% (3 человека), для них характерна не выдержанность, имеются трудности при общении с людьми; среднее значение - 69% (24 человека), иногда проявляют агрессивность; низкое значение - 23% (9 человек), характерно спокойствие, выдержанность. Высокое значение ригидности имеют 15% (5 человек), которые характеризуются неизменностью поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни; среднее

100

80

60

40

20

Тревожность

Агрессивность

-20

Эмоциональное состояние

\ Высокое значение 0 Среднее значение ЕЗ Низкое значение

0

значение - 85% (31 человек) - характерна трудность изменения взглядов, установок в новых условиях; низкое значение - 0% (0 человек) - легкая переключаемость.

Проанализируем результаты, полученные с помощью методики «САН» (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошникова).

100

90

80

70

> 60

50

о

40

30

20

10

38

Самочувствие

44

Активность Функциональное состояние

Настроение

0

\ Высокое значение 0 Среднее значение И Низкое значение

Рис. 2. Результаты исследования самочувствия, активности, настроения участников процесса

защиты прав потребителей по методике «САН» (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай,

М. П. Мирошникова)

Как видно на рис. 2, преобладает низкое значение показателей самочувствия и настроения у участников процесса защиты прав потребителей в период подготовки к экзаменационной сессии.

Высокое значение самочувствия имеют 31% (11 человек) - они включены в работу, имеют много энергии, сил; среднее значение - 31% (11 человек) - чувствуют немного усталость, не проявляют повышенную активность, не так энергичны; а низкое значение - 38% (14 человека) - испытуемые имеют апатию, сильно выраженную усталость, ощущают себя больными. Высокое значение активности имеют 10% (4 человека) - респонденты очень подвижны, выполняют задания с высокой скоростью; среднее значение -46% (16 человек) - имеют среднюю скорость выполнения задания, среднюю активность; низкое значение - 44% (16 человек) - характеризуются непониманием условий, в которых находятся, усталостью, переутомлением. Высокое значение настроения имеют 38% (14 человек) - имеют отличное настроение, приветливы, легко перестраиваются при изменении ситуации; среднее значение - 17% (6 человек) - имеют хорошее настроение, медленнее перестраиваются в изменившихся условиях, не всегда могут проявить доброжелательность; низкое значение - 44% (16 человек) - плохое настроение, неприветливы, закрыты в себе, не могут перестроиться под изменившиеся условия.

Проведенное исследование показало, что лица с низким уровнем самочувствия, активности и настроения обычно чувствуют себя уставшими, нездоровыми и хотят отдохнуть. И напротив, субъекты, имеющие высокий уровень самочувствия, активности и настроения, склонны к хорошему настроению, постоянной активности и чувствуют себя отдохнувшими.

В целом по результатам констатирующего эксперимента не установлено принципиальных расхождений с выводами других авторов в том, что эмоциональное состояние практикантов характеризуется такими негативными проявлениями, как средний уровень агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности. Так, М. Дж. у. Макларнон, А. К. Делонгшамп, Т. Дж. Шнайдер подчеркивают влияние индивидуальных различий в типах и степени негативного поведения [18]. Г. Драйсбах, Р. Фишер называют конфликты аверсивными сигналами для адаптации взаимодействия [19].

Найти сопоставимые зарубежные исследования не представляется возможным, потому что проведены они с использованием пятифакторного теста личности, иначе называемого «Большая пятерка» (BigFive Test). Тест выявляет основные шкалы: нейро-тизм, экстраверсию, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность. Так, Р. Грив, Э. Марч, Г. Доорн с использованием этого теста сделали вывод о влиянии ген-дерных ролей на манипулирование эмоциями, и состоит он в том, что мужественность может быть более токсичной, чем мы думаем [20]. Х. Д. Техрани, С. Ямини провели корректный метаанализ взаимосвязей, которые характеризуют черты личности и стили разрешения конфликтов [21].

Но по одним и тем же двум критериям Т. Клейман, К. Стерн, Й. Троп исследуют способы поведения в конфликте (методика К. Томас): стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперацию). Авторы обосновали тезис о том, что метафорический конфликт формирует социальное восприятие [22].

Связь личностных характеристик, хоть и измеренных по другой методике, подтверждают и многочисленные зарубежные исследования (20 исследований и 5337 участников). Например, М. Семрад, Б. Скотт-Паркер, М. Нагель провели системный обзор литературы, смоделировали черты личности хорошего лжеца и показали, что нейротизм положительно связан со стилем избегания [23]. Существуют положительные и отрицательные отношения между экстраверсией и доброжелательностью с доминирующим стилем соответственно. Наконец, доброжелательность, экстраверсия, открытость, опыт и добросовестность положительно коррелируют с сотрудничеством, а нейротизм отрицательно связан с этим стилем.

По данным нашего исследования, в реализации которого участвовали В. Долгова, О. Кондратьева, Л. Санчева, Я. Рокицкая, эти негативные проявления можно преодолеть в ходе практики, поскольку производственная практика студентов - важный этап в личностном развитии специалиста и формировании ценностного отношения к профессиональной сфере деятельности, и уже на этом этапе неизбежно происходит предупреждение или разрешение конфликтов [24]. К сожалению, мы не можем составить репрезентативные выборки с позиций гендерного подхода, поэтому в процессе практики учитываем рекомендации других авторов (И. Ян, Л. М. Ли), которые исследовали дистанцию восприятия и последствия избегания конфликтов мужчинами [25].

Для их успешного внедрения требуется системная и систематическая психолого-педагогическая коррекция с использованием специальных целевых программ. Цель нашей программы заключалась в формировании компетенций управления конфликтным поведением обучающихся в процессе защиты прав потребителя.

Задачи программы - помочь осваивать культуру общения, развивать коммуникативные навыки, приобретать способности действовать конструктивно в конфликтной ситуации, улучшить свою эмоциональную устойчивость и самоконтроль, создать благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе, формировать положительные личностные качества будущих специалистов.

Программа предусматривала проведение факультативной дисциплины «Консультирование по защите прав потребителя». Назовем далее ее отдельные характеристики.

Согласно государственным требованиям к минимуму содержания и уровня требований к специальности выпускник в результате усвоения курса должен:

знать: теоретические основы консультирования по защите прав потребителя; основные задачи и методы осуществления консультирования по защите прав потребителя; области применения и возможности консультирования по защите прав потребителя;

уметь: использовать полученные знания для защиты прав потребителя; организовать и планировать процесс консультирования по защите прав потребителя; проводить внедрение разработок для защиты прав потребителя;

владеть: навыками моделирования, организации и проведения консультирования по защите прав потребителя.

Цель факультатива - дать представление о технологических аспектах процесса консультирования; сформировать практические навыки по вопросам организации и осуществления консультирования по защите прав потребителя.

Задачи: ознакомление с сущностью и содержанием консультационной деятельности по защите прав потребителя; обучение теории и практике проведения консультирования по защите прав потребителя с использованием профессиональных консультантов; закрепление знаний и развитие навыков по защите прав потребителя.

Таблица 1

Учебный план дисциплины «Консультирование по защите прав потребителя»

№ Наименование разделов дисциплины (модуля) Всего часов В том числе Форма контроля

Л РЗ СРС

1 Технология процесса консультирования по защите прав потребителя 36 16 8 12 Зачет

Таблица 2

Учебно-тематический план дисциплины «Консультирование по защите прав потребителя»

№ Наименование разделов дисциплины (модуля) Всего часов В том числе Форма контроля

Л ВПЗ ПЗ СРС

1 Определение и цели процесса консультирования по защите прав потребителя 4 2 2

2 Субъекты и объекты консультирования по защите прав потребителя. Виды и формы консультирования по защите прав потребителя 4 4

3 Структура процесса консультирования по защите прав потребителя 8 4 4

4 Роль и место консультанта в процессе консультирования по защите прав потребителя 12 4 4 4

5 Оценка эффективности консультационных услуг 8 2 2 4

Итоговый контроль Зачет

Итого 36 16 - 8 12

Учебная программа

Тема 1. Определение и цели процесса консультирования по защите прав потребителя. Определение понятия «консультирование», характерные черты консультирования по защите прав потребителя. Понятие услуги, консультационной услуги. Значение,

функции, виды консультационных услуг и их регламентация. Формы оказания и особенности консультационных услуг, группы консультационных услуг. Процесс консультирования по защите прав потребителя. Участники процесса консультирования по защите прав потребителя. Цель консультирования по защите прав потребителя. Задачи консультирования по защите прав потребителя, виды задач.

Тема 2. Субъекты и объекты консультирования по защите прав потребителя. Виды и формы консультирования по защите прав потребителя. Основные формы услуг, предоставляемых консультационными службами. Субъект и объект консультирования по защите прав потребителя. Принципы поведения консультанта в процессе консультирования по защите прав потребителя. Внешние и внутренние консультанты. Основные типы консультационных организаций, относящихся к внешним консультантам. Отрицательные и положительные стороны внутренних и внешних консультантов. Экспертное консультирование. Процессное консультирование. Методы процессного консультирования по защите прав потребителя. Основные черты процессного консультирования по защите прав потребителя. Обучающее консультирование. Типология консультирования по защите прав потребителя.

Тема 3. Структура процесса консультирования по защите прав потребителя. Подходы к консультированию: экспертный подход, процессный подход, программный подход. Особенности и структура консультирования по защите прав потребителя. Стадии, этапы, процедуры процесса консультирования по защите прав потребителя. Основные этапы: диагностика, разработка решений, внедрение решений. Стадии внедрения: предпроектная, проектная, послепроектная.

Тема 4. Роль и место консультанта в процессе консультирования по защите прав потребителя. Понятие ролей консультанта: консультант по ресурсам, консультант по процессу, консультант-пропагандист, консультант-эксперт, консультант-инструктор и преподаватель, консультант - помощник в решении психологических проблем. Роль консультанта в нахождении альтернатив. Выбор консультационной фирмы (консультанта). Методика выбора консультанта. Критерии отбора консультантов. Определение типа консультанта.

Тема 5. Оценка эффективности консультационных услуг. Качество консультационных услуг. Уникальность выполняемой консультационной работы. Установка критериев и внесение их в договор. Трудность контроля качества консультационных услуг. Преимущество привлечения дополнительных специалистов к оценке качества. Стандарты на консультационную деятельность. Оценка результативности и эффективности консультирования по защите прав потребителя. Оценка процесса консультирования по защите прав потребителя. Основные характеристики при оценке процесса консультирования по защите прав потребителя. Основные показатели результативности для консультантов: расширение рынка и объема услуг, повторное обращение клиента, рост профессионализма.

После реализации программы ее участники повысили свои способности конструктивно контролировать поведение и эмоции, и наиболее предпочтительным поведением в конфликтных ситуациях стали формы сотрудничества и компромисса.

Так, процент предпочтения поведенческих паттернов «кооперация» увеличился на 20%, «компрометация» - на 4%. Процент корректировки и игнорирования снизился на 4% и 12% соответственно. Студенты стали активнее участвовать в совместной деятельности по разрешению конфликтов, научились распознавать их причины и начали искать решения, выгодные для обеих сторон.

Таблица 3

Практические занятия по дисциплине «Консультирование по защите прав потребителя»

№ Раздел Тема и краткое содержание Характер и содержание практического занятия Кол-во часов

1 1 Цели, задач и подходы к консультир ованию Студентам предлагается выполнить следующие задания: создайте потрет профессионального консультанта; обосновать основные задачи, решаемые консультантами 2

2 4 Выбор консультационной фирмы (консультанта) Студентам предлагается разработать алгоритм выбора консультанта по различным критериям 2

4 Ролевая природа консультирования Студентам предлагается подготовиться к обсуждению следующих вопросов: каковы отличия характерных черт консультанта по ресурсам и консультанта по процессу? Каковы ведущие факторы, влияющие на выбор консультанта? Чем отличается консультант-пропагандист от консультанта-инструктора и консультанта-помощника? 2

3 5 Оценка результативности консультирования по защите прав потребителя Студентам предлагается составить перечень документов, с помощью которых оформляются консультационные услуги. Следует также охарактеризовать эти документы. 2

Итого 8

Таблица 4

Самостоятельная работа студентов

№ Тема Вид самостоятельной работы Кол-во часов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Структура процесса консультирования по защите прав потребителя Используя предложенную литературу, самостоятельно изучить подходы к консультированию (экспертный подход, процессный подход, программный подход) 4

2 Роль и место консультанта в процессе консультирования по защите прав потребителя Используя предложенную литературу, самостоятельно изучить вопросы: методика выбора консультанта; критерии отбора консультантов для защиты прав потребителя 4

3 Оценка эффективности консультационных услуг Используя предложенную литературу, самостоятельно изучить вопросы: основные показатели результативности для консультантов (расширение рынка и объема услуг, повторное обращение клиента, рост профессионализма) 4

Итого 12

Конкуренция, неприкрытая борьба за личные интересы, упорная защита собственного мнения были практически устранены после программы. Результаты анализа по степени конфликтности поведения до и после реализации программы констатируют, что средний уровень конфликтного поведения был доминантным; после программы низкий уровень конфликтного поведения стал самым распространенным. Его процентное содержание на 52% выше, чем сверхнизкий уровень, и на 16% выше среднего уровня. Сверхнизкий уровень остался на уровне 4% за счет личных типологических характеристик студентов и отсутствия у них желания участвовать в мероприятиях программы.

Также нарушения во время тестов в виде усталости, плохого самочувствия или настроения могли повлиять на результаты. Тем не менее процент среднего уровня конфликтного поведения снизился на 12%. Процент низкого уровня увеличился на 28%, хотя долгосрочные результаты могут быть и не такими впечатляющими. К ожидаемым эффектам реализации коррекционной программы относится и улучшение межличностных отношений в группе, при этом отношение группы к человеку получило более высокие баллы, чем индивидуальное отношение человека к группе.

Результаты эксперимента позволили выявить уровни эмоциональных состояний, сравнить их с результатами исследований Ц. Пая, К. Бендерского о конфликте статуса в команде [26] и выводами Н. Вана, Донгдонг Цзяна, Л. Преториуса о культурно-сравнительном анализе конфликтно-разрешающего поведения менеджеров международных проектов [27].

Вместе с тем в нашей практике оказались полезными многие рекомендации из тех, что предлагают Г. В. Сороковых, О. В. Афанасьева в аспекте обучения студентов выражению эмоциональности в процессе коммуникации [28]. Полезную информацию для формирования программы и последующего составления рекомендаций содержит работа Е. Г. Ермаковой, в которой представлены профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса; подбор упражнений включает йогу, кинезитерапию, дыхательную гимнастику, статические упражнения и водные процедуры [29]. Влияние физических упражнений и воспринимаемого стрессового взаимодействия на удовлетворенность студентов жизнью убедительно описано в работе В. О. Олефир, М. А. Кузнецова, В. В. Плохих, рекомендации этих авторов мы тоже учитывали [30]. В итоге получилось составить систему упражнений, часть из них назовем в этой статье.

Колонки агрессии. Участникам нужно сделать в тетради две колонки, назвав их: конструктивное и неконструктивное поведение на агрессию, заполнить за пять минут, ведущий отмечает, что конструктивно реагирует тот человек, который уверен в себе и спокоен, а неконструктивно - тот, кто слаб, не уверен в себе.

Моя реакция на агрессию. Участники изображают, как они реагируют на агрессию. Рисунки с неконструктивной позицией говорят о том, как сложно обуздать себя, свои эмоции, и обсуждаются способы, как сдерживать себя, например глубоко дышать, считать до 10 и прочее.

Конструктивное поведение. Участникам предлагается самостоятельно выбрать ситуации, чаще всего проявляющиеся в их коллективе, и обсудить поведение, которое должно привести к конструктивному разрешению возникшей проблемы.

Рисуем чувства. Участники рисуют чувства, которые человек испытывает в ситуациях, когда удалось договориться и когда не удалось договориться.

Выразите свое состояние. Участники с помощью мимики, жестов, пантомимики изображают свое актуальное состояние. Остальные участники угадывают это состояние.

Покажи агрессию. Участникам предлагаются карточки, на которых написаны определенные действия или слова, с помощью которых они должны будут выразить агрессию.

Определи агрессивного. Участникам предлагаются различные фотографии людей, проявления эмоций. Необходимо по мимике узнать, кто в момент снимка находится в агрессивном состоянии, а кто нет.

Агрессивная роль. Участникам предлагаются карточки с различными социальными ролями, вытянув которую они изображают агрессивного человека предложенной профессии. Остальные должны догадаться, кем является изображающий. После упражнение продолжается, но в благоприятном настроении.

Отбросить старое, чтобы измениться. Объясняя правила игры, ведущий поясняет, что у каждого из нас имеются качества, от которых многие хотели бы отказаться, и как это сделать.

Закладываются в коррекционные программы и широко известные упражнения по коррекции тревожности: дыхание; настроение (нарисуйте то, что думаете, погрузившись в свои переживания, и потом выбросьте; преодоление барьеров общения; рефлексия; обратная связь; эксперимент; эмпатия и другие).

Интегративную роль в таких коррекционных программах играет общение, оно является значимым и в профессиональном становлении юриста. Поэтому закладываем в программы технологии развития навыков общения - вступления в контакт; открытые позы, интонации и скорость речи, активное слушание и другие.

Состоявшееся обсуждение обогащает своими выводами и рекомендациями проведенное исследование и перспективы внедрения на его базе педагогических коррек-ционных программ.

Заключение / Conclusion

Таким образом, исследование эмоциональных состояний студентов колледжа по специальности «Юриспруденция» проводилось в три этапа. Первый - поисково-подготовительный (теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента). На этом этапе выполнено изучение эмоциональных состояний, определение особенностей эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования. Второй - опытно-экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов). Была проведена психодиагностика испытуемых по двум методикам «САН» -диагностика самочувствия, активности, настроения (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников); «Самооценка эмоционального состояния» (Г. Ю. Айзенк). Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде гистограммы. Третий - контрольно-обобщающий (анализ и обобщение результатов исследования, составление рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей). Для решения поставленных задач были применены методы (теоретические: анализ литературы, синтез конкретизация, обобщение; эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование).

В целом по результатам констатирующего эксперимента установлено, что эмоциональное состояние практикантов характеризуется такими негативными проявлениями, как средний уровень агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности. Эти негативные проявления следует преодолевать в ходе практики, поскольку производственная практика - важный этап в личностном развитии специалиста и формировании ценностного отношения к профессиональной сфере деятельности. Для успешного преодоления разработана Программа, системообразующим элементом которой является факультатив «Консультирование по защите прав потребителя». Цель и задачи факультатива: дать представление о технологических аспектах процесса консультирования по защите прав потребителя; сформировать практические навыки по вопросам организации и осуществления консультирования по защите прав потребителя. Задачи: ознакомление с сущностью и содержанием консультационной деятельности по защите прав потребителя; обучение теории и практике про-

ведения консультирования по защите прав потребителя с использованием профессиональных консультантов; закрепление знаний и развитие навыков по защите прав потребителя. Учебный план дисциплины «Консультирование по защите прав потребителя» 36 часов, в том числе лекций 16, практических занятий 8, самостоятельной работы 12 и зачет. Учебно-тематический план включает пять разделов: Определение и цели процесса консультирования по защите прав потребителя; Субъекты и объекты консультирования по защите прав потребителя. Виды и формы консультирования по защите прав потребителя; Структура процесса консультирования по защите прав потребителя; Роль и место консультанта в процессе консультирования по защите прав потребителя; Оценка эффективности консультационных услуг.

Представленные педагогические технологии позволяют повысить уровень эмпа-тии, снять тревожность и скорректировать уровень агрессивности.

Ссылки на источники / References

1. Dudina M. N., Dolgova V. I. The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions // Man in India. - 2016. - 96. - 10. - P. 3503-3511.

2. Гулов Д. М. Психологическая характеристика негативного эмоционального состояния // Научные основы современного прогресса. - Уфа, 2017. - С. 145-148.

3. Рахимова Г. К. Эмоциональные процессы и состояния // Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Владимир, 2020. - С. 65-66.

4. Hoffman A. The evolution of conflict, compassion and the social contract: A philosophical approach to human engagement // Aggression and Violent Behavior. - 2020. - 55. - P. 101504. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.avb.2020.101504.

5. Minson J. A., Dorison C. A. Toward a psychology of attitude conflict // Current Opinion in Psychology. - 2022. - 43. -P. 182-188. - URL: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.07.002.

6. Izotova E. I., Maksimova E. B. Psychological and physiological aspects of the study of emotional intelligence in adolescence and adulthood // Psikhologicheskie issledovaniya: elektronniy nauchniy zhurnal. - 2016. - 9. - P. 46.

7. Карелина С. М., Резникова Д. С. Влияние стрессовых ситуаций на эмоциональное состояние студентов // Современные аспекты формирования здорового образа жизни. Материалы IX региональной научно-практической конференции. - Новосибирск: НГПУ, 2020. - С. 190-193.

8. Barker T. V., Buzzell G. A., Fox N. A. Approach, avoidance, and the detection of conflict in the development of behavioral inhibition // New Ideas in Psychology. - 2019. - 53. - P. 2-12. - URL: https://doi.org/10.1016/j.newideapsych.2018.07.001.

9. Кистанова О. А. Концепции эмоциональных состояний с точки зрения когнитивной психологии // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогическиен науки. - 2016. - № 1. - С. 42-47.

10. Усманова Н. М. Создание благоприятного эмоционального состояния у учащихся университета // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. - 2018. - №1 (43). - С. 33-35.

11. Hughеs A. N., Gibbоns M. M. Undеrstanding Ше Сагеег Dеvеlоpmеnt оf Undеrprеparеd Со1^е Studеnts // Jоurnal оf Со1^е Studеnt Rеtеntiоn: Rеsеarch, ^еогу & РгаШсе. - 2016. - 19 (4). - P. 452-469.

12. Dolgova V. I., Mamylina N. V., Belousova N. A. et al. Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions // Man in India. - 2016. - 96(10). - P. 3485-3491.

13. Wood C., Conner M., Miles E. et al. The impact of asking intention or self-prediction questions on subsequent behavior: a meta-analysis // Personality and Social Psychology Review. - 2016. - 20(3). - P. 245-268.

14. Chen H., Richard O. C., Boncoeur O., FordJr D. L. Work engagement, emotional exhaustion, and counterproductive work behavior // Journal of Business Research. - 2020. - 114. - P. 30-41. - URL: https://doi.org/10.1016/jjbusres.2020.03.025.

15. Hirsh J. B., Kang S. K. Mechanisms of Identity Conflict: Uncertainty, Anxiety, and the Behavioral Inhibition System // Personality and Social Psychology Review. - 2016. - 20(3). - P. 223-244.

16. Jung H. S., Yoon H. H. Improving frontline service employees' innovative behavior using conflict management in the hospitality industry: The mediating role of engagement // Tourism Management. - 2018. - 69. - P. 498-507. - URL: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2018.06.035.

17. Baynham-Herd Z., Redpath S., Bunnefeld N., Molony T., Keane A. Conservation conflicts: Behavioural threats, frames, and intervention recommendations // Biological Conservation. - 2018. - 222. - P. 180-188. - URL: https://doi.org/10.1016/j.biocon.2018.04.012.

18. McLarnon M. J. W., DeLongchamp A. C., Schneider T. J. Faking it! Individual differences in types and degrees of faking behavior // Personality and Individual Differences. - 2019. - 138. - P. 88-95. - URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.09.024.

19. Dreisbach G., Fischer R. Conflicts as Aversive Signals for Control Adaptation // Current Directions in Psychological Science. - 2015. - 24(4). - P. 255-260.

20. Grieve R., March E., Doorn G. Masculinity might be more toxic than we think: The influence of gender roles on trait emotional manipulation // Personality and Individual Differences. - 2019. - 138(1). - P. 157-162. - URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.09.042.

21. Tehrani H. D., Yamini S. Personality traits and conflict resolution styles: A meta-analysis // Personality and Individual Differences. - 2020. - 157. - P. 109794. - URL: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2019.109794.

22. Kleiman T., Stern C., Trope Y. When the Spatial and Ideological Collide: Metaphorical Conflict Shapes Social Perception // Psychological Science. - 2016. - 27(3). - P. 375-383.

23. Semrad M., Scott-Parker B., Nagel M. Personality traits of a good liar: A systematic review of the literature // Personality and Individual Differences. - 2019. - 147. - P. 306-316. - URL: https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.05.007.

24. Dolgova V., Kondratieva O., Sencheva L., Rokitskaya J. Psychocorrection of conflictual behaviour of college students // Advances in Economics, Business and Management Research. - 2019. - 90. - P. 17-20.

25. Yang I., Li L. M. 'It is not fair that you do not know we have problems: Perceptual distance and the consequences of male leaders' conflict avoidance // European Management Journal. - 2018. - 36(1). - P. 105-116. - URL: https://doi.org/10.1016/j.emj.2017.03.013.

26. Pai J., Bendersky G. Team status conflict // Current Opinion in Psychology. - 2019. - 33. - P. 38-41. - URL: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.07.001.

27. Wang N., Jiang D. Pretorius L. Conflict-resolving behaviour of project managers in international projects: A culture-based comparative study // Technology in Society. - 2016. - 47. - P. 140-147. - URL: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2016.07.004.

28. Сороковых Г. В., Афанасьева О. В. Обучение студентов языкового ВУЗа выражению эмоциональности в межкультурной коммуникации // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - 33. - С. 149-154.

29. Ермакова Е. Г. Профилактические меры борьбы со стрессом в жизни студентов, причины, способы и средства снятия стресса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - 9-2 (48). - С. 4952. DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11024

30. Olefir V. O., Kuznetsov M. A., Plokhikh V. V. Effect of physical exercises and perceived stress interaction on students' satisfaction with life // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. - 2019. - 1. - P. 30-35.

1. Dudina, M. N. & Dolgova, V. I. (2016). "The crisis of upbringing in the contemporary chronotope: potential solutions", Man in India, 96, 10, pp. 3503-3511 (in English).

2. Gulov, D. M. (2017). "Psihologicheskaya harakteristika negativnogo emocional'nogo sostoyaniya" [Psychological characteristics of a negative emotional condition], Nauchnye osnovysovremennogo progressa, Ufa, pp. 145-148 (in Russian).

3. Rahimova, G. K. (2020). "Emocional'nye processy i sostoyaniya" [Emotional processes and states], Molodezh' i bu-dushchee: professional'naya i lichnostnaya samorealizaciya: materialy IX Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Vladimir, pp. 65-66 (in Russian).

4. Hoffman, A. (2020). "The evolution of conflict, compassion and the social contract: A philosophical approach to human engagement", Aggression and Violent Behavior, 55, p. 101504. Available at: https://doi.org/10.1016/j.avb.2020.101504 (in English).

5. Minson, J. A. & Dorison, C. A. (2022). "Toward a psychology of attitude conflict", Current Opinion in Psychology, 43, pp. 182-188. Available at: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.07.002 (in English).

6. Izotova, E. I. & Maksimova, E. B. (2016). "Psychological and physiological aspects of the study of emotional intelligence in adolescence and adulthood", Psikhologicheskie issledovaniya: elektronniy nauchniy zhurnal, 9, p. 46 (in Russian).

7. Karelina, S. M. & Reznikova, D. S. (2020). "Vliyanie stressovyh situacij na emocional'noe sostoyanie studentov" [The impact of stressful situations on the emotional condition of students], Sovremennye aspekty formirovaniya zdorovogo obraza zhizni. Materialy IXregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, NGPU, Novosibirsk, pp. 190-193 (in Russian).

8. Barker, T. V., Buzzell, G. A. & Fox, N. A. (2019). "Approach, avoidance, and the detection of conflict in the development of behavioral inhibition", New Ideas in Psychology, 53, pp. 2-12. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.newideapsych.2018.07.001 (in English).

9. Kistanova, O. A. (2016). "Koncepcii emocional'nyh sostoyanij s tochki zreniya kognitivnoj psihologii" [Concepts of emotional states from the point of view of cognitive psychology], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnich-eskogo universiteta. Seriya: Psihologo-pedagogicheskien nauki, № 1, pp. 42-47 (in Russian).

10. Usmanova, N. M. (2018). "Sozdanie blagopriyatnogo emocional'nogo sostoyaniya u uchashchihsya universiteta" [Building up a favorable emotional state among university students], Vestnik Bishkekskogo gumanitarnogo universiteta, №1 (43), pp. 33-35 (in Russian).

11. Hughes, A. N. & Gibbons, M. M. (2016). "Understanding the Career Development of Underprepared College Students", Journal of College Student Retention: Research, Theory & Practice, 19 (4), pp. 452-469 (in English).

12. Dolgova, V. I., Mamylina, N. V., Belousova, N. A. et al. (2016). "Problems of mental regulation of personal behavior patterns in stressful conditions", Man in India, 96(10), pp. 3485-3491 (in English).

13. Wood, C., Conner, M., Miles, E. et al. (2016). "The impact of asking intention or self-prediction questions on subsequent behavior: a meta-analysis ", Personality and Social Psychology Review, 20(3), pp. 245-268 (in English).

14. Chen, H., Richard, O. C., Boncoeur, O. & Ford Jr, D. L. (2020). "Work engagement, emotional exhaustion, and counterproductive work behavior", Journal of Business Research, 114, pp. 30-41. Available at: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.03.025 (in English).

15. Hirsh, J. B. & Kang, S. K. (2016). "Mechanisms of Identity Conflict: Uncertainty, Anxiety, and the Behavioral Inhibition System", Personality and Social Psychology Review, 20(3), pp. 223-244 (in English).

16. Jung, H. S. & Yoon, H. H. (2018). "Improving frontline service employees' innovative behavior using conflict management in the hospitality industry: The mediating role of engagement", Tourism Management, 69, pp. 498-507. Available at: https://doi.org/10.1016/j.tourman.2018.06.035 (in English).

17. Baynham-Herd, Z., Redpath, S., Bunnefeld, N. et al. (2018). "Conservation conflicts: Behavioural threats, frames, and intervention recommendations", Biological Conservation, 222, pp. 180-188. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.biocon.2018.04.012 (in English).

18. McLarnon, M. J. W., DeLongchamp, A. C. & Schneider, T. J. (2019). "Faking it! Individual differences in types and degrees of faking behavior", Personality and Individual Differences, 138, pp. 88-95. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.09.024 (in English).

19. Dreisbach, G. & Fischer, R. (2015). "Conflicts as Aversive Signals for Control Adaptation", Current Directions in Psychological Science, 24(4), pp. 255-260 (in English).

20. Grieve, R., March, E. & Doorn, G. (2019). "Masculinity might be more toxic than we think: The influence of gender roles on trait emotional manipulation", Personality and Individual Differences, 138(1), pp. 157-162. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2018.09.042 (in English).

21. Tehrani, H. D. & Yamini, S. (2020). "Personality traits and conflict resolution styles: A meta-analysis", Personality and Individual Differences, 157, p. 109794. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.109794 (in English).

22. Kleiman, T., Stern, C. & Trope, Y. (2016). "When the Spatial and Ideological Collide: Metaphorical Conflict Shapes Social Perception", Psychological Science, 27(3), pp. 375-383 (in English).

23. Semrad, M., Scott-Parker, B. & Nagel, M. (2019). "Personality traits of a good liar: A systematic review of the literature", Personality and Individual Differences, 147, pp. 306-316. Available at: https://doi.org/10.1016/j.paid.2019.05.007 (in English).

24. Dolgova, V., Kondratieva, O., Sencheva, L. & Rokitskaya, J. (2019). "Psychocorrection of conflictual behaviour of college students", Advances in Economics, Business and Management Research, 90, pp. 17-20 (in English).

25. Yang, I. & Li, L. M. (2018). "It is not fair that you do not know we have problems: Perceptual distance and the consequences of male leaders' conflict avoidance", European Management Journal, 36(1), pp. 105-116. Available at: https://doi.org/10.1016/j.emj.2017.03.013 (in English).

26. Pai, J. & Bendersky, G. (2019). "Team status conflict", Current Opinion in Psychology, 33, pp. 38-41. Available at: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2019.07.001 (in English).

27. Wang, N., Jiang, D. & Pretorius, L. (2016). "Conflict-resolving behaviour of project managers in international projects: A culture-based comparative study", Technology in Society, 47, pp. 140-147. Available at: https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2016.07.004 (in English).

28. Sorokovyh, G. V. & Afanas'eva, O. V. (2016). "Obuchenie studentov yazykovogo VUZa vyrazheniyu emocional'nosti v mezhkul'turnoj kommunikacii" [Teaching linguistics majors to express emotionality in intercultural communication], Psihologiya obrazovaniya vpolikul'turnom prostranstve, 33, pp. 149-154 (in Russian).

29. Ermakova, E. G. (2020). "Profilakticheskie mery bor'by so stressom v zhizni studentov, prichiny, sposoby i sredstva snyatiya stressa" [Preventive measures to control stress in the life of students. Causes, ways and means of relieving stress], Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 9-2 (48), pp. 49-52. DOI: 10.24411/25001000-2020-11024 (in Russian).

30. Olefir, V. O., Kuznetsov, M. A. & Plokhikh, V. V. (2019). "Effect of physical exercises and perceived stress interaction on students' satisfaction with life", Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 1, pp. 30-35 (in English).

Вклад авторов

В. И. Долгова - определение методологии, подбор зарубежных источников, научное руководство экспериментальным исследованием, написание статьи.

М. А. Антоненко - подбор отечественных источников, экспериментальное исследование, написание статьи.

Contribution of the authors

V. I. Dolgova - choice of methodology, selection of foreign sources, scientific supervision of experimental research, writing an article.

M. A. Antonenko - selection of domestic sources, experimental research, writing an article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.