Научная статья на тему 'Педагогические технологии и Интернет: пути эффективного использования'

Педагогические технологии и Интернет: пути эффективного использования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев А. Н.

Рассматривается состояние практики использования компьютерных технологий в современном образовании. Раскрываются причины затруднений во внедрении новых обучающих технологий, прогнозируются коррективы в целях и содержании образования в информационном обществе. Приводятся примеры эффективной организации использования компьютера в обучающих целях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии и Интернет: пути эффективного использования»

В связи с вышесказанным вопрос оценивания результатов исследовательской деятельности учащегося заслуживает особого внимания. Традиционно оценивается лишь описательная часть проекта (обычно красочно оформленная и сопровождающаяся макетом или компьютерной презентацией), в то время как личностная проекция процесса творческой познавательной деятельности не учитывается. Для объективности оценки, на наш взгляд, педагог должен принимать во внимание не объем освоенной информации, а умение школьника применять ее в конкретной практической ситуации для достижения определенных целей, что является условием формирования его компетентности.

А.Н. Сергеев (Волгоград)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕРНЕТ: ПУТИ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Рассматривается состояние практики использования компьютерных технологий в современном образовании. Раскрываются причины затруднений во внедрении новых обучающих технологий, прогнозируются коррективы в целях и содержании образования в информационном обществе. Приводятся примеры эффективной организации использования компьютера в обучающих целях.

Современный человек живет в условиях быстрой смены информационных потоков, сложных технологий, постоянных изменений. Это требует не только большого запаса знаний, но и качеств свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме. С информационными технологиями в современном образовании связываются большие ожидания, т. к. компьютеры и Интернет, свершившие грандиозные изменения во всех сферах человеческой деятельности, привносят много нового и в арсенал педагогических средств, потенциально способны обеспечить иной

уровень в приемах деятельности педагогов и учащихся.

Вместе с тем, в настоящее время приходится с сожалением констатировать, что массовая школьная практика пока еще слабо ориентирована на повседневное использование компьютерных технологий и телекоммуникаций в учебном процессе. Так, по данным интернет-анкетирования слушателей программы 1П;е1 «Обучение для будущего», лишь 12,9% учителей имеют некоторый положительный опыт использования компьютерных технологий в преподавании своего предмета, а 67,2% никогда не использовали компьютер при работе с учениками. Компьютеры применяются преимущественно на уроках информатики в качестве объекта изучения и для освоения программирования.

Новый виток развития информатизации образования связывается с началом массового использования Интернета в школах нашей страны, подключение которых началось в соответствии с различными региональными и федеральными программами. С этим связываются большие ожидания и новые опасения. Ожидается, что телекоммуникационная связь сможет стать настоящим «окном в мир» для городских и еще в большей степени -сельских школ, обеспечить доступ к национальным и мировым информационным ресурсам, дистанционным образовательным услугам, наладить взаимодействие удаленных школ. Но как сделать так, чтобы новые технические возможности, связанные с появлением Интернета, работали по-настоящему эффективно, позволяли бы достичь качественного иного уровня в образовании? Не окажется ли Интернет новой интересной, но дорогой и бесполезной игрушкой для большинства школ, учеников и учителей? Ведь имеющийся в настоящее время опыт интернетизации отдельных школ показывает, что Интернет не оправдывает ожиданий учителя при его использовании на уроках. В сети достаточно сложно найти качественные образовательные ресурсы для школы, на которые во многом рассчитывает учитель, но при этом появляется много отвлекающих факторов, дополнительной информации, что занимает внимание учеников, побуждает их к сторонней деятельности, мало связанной с обучением. Во внеурочной

© Сергеев А. Н., 2006

ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

деятельности Интернет, как правило, является источником развлечений, а под образовательными ресурсами сети чаще всего понимаются лишь коллекции рефератов и школьных сочинений.

С чем связаны указанные сложности в продвижении компьютерных технологий и Интернета в школьное образование? По нашему мнению, главной их причиной является не вполне оправданный подход к компьютерам как к новому средству обучения в традиционной системе образования. Ведь развитие технологий позволяет человеку не только по-новому выполнять те или иные операции в самых разных сферах его жизни, но и приводит к качественным изменениям в самой структуре и способах человеческой деятельности, что в полной мере относится и к сфере образования. Информатизация образования приводит к глубинным изменениям в структуре педагогических технологий и даже образовательных целей.

Образовательные системы современного общества все меньше могут опираться на технологии формирования определенного багажа знаний, необходимых выпускникам для дальнейшей жизни и профессиональной деятельности. Если в прошлом веке, когда складывалась система образования, называемая нами традиционной, объем знаний, накопленных человечеством, удваивался каждые несколько десятилетий, то сейчас это происходит каждый год. Это означает, что объем необходимых для человека знаний огромен, а устареть они успевают еще до того, как молодой человек переступает порог своего учебного заведения. Получается, что современное образование должно ориентироваться в первую очередь на формирование навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества, коммуникативных умений, творческого и критического мышления, самостоятельности, ответственности, использования знаний и моделей поведения реальной жизни, рефлексии и самооценки.

Новые педагогические технологии, ориентированные на достижение указанных целей, в настоящее время строятся на основе метода проектов и школьных исследований, кейс-технологий, портфеля ученика, ролевых и деловых игр, проблемного обучения. Практически непременным их атрибутом является использование компьютерных технологий и Интернета, ведь

новые цели и технологии образования во многом связаны с компьютеризацией и интернетизацией общества, и именно компьютеры и Интернет позволяют их реализовать. По нашему мнению, в этом и кроется ключ к эффективному использованию в образовании современных технических средств и компьютерных сетей: только четкое понимание новых целей образования, необходимости и сути новых педагогических технологий позволяет организовать учебный процесс, органично включающий использование компьютеров и Интернета.

Так, одно из направлений организации обучения с использованием сети «Интернет» основано на педагогических технологиях, построенных в соответствии с методикой проектного обучения, которое органично объединяет все виды учебной деятельности, наполняя их смыслом и делая работу учеников продуктивной. Эта модель обучения ставит ученика в центр педагогических технологий, сотрудничество - в основу учебной деятельности, а само обучение представляется как реализация творческого проекта индивидуально и в некоторой группе.

Сеть «Интернет» при такой организации учебной деятельности не только обеспечивает коммуникации участников проекта, доступ к необходимым информационным ресурсам, но и представляет ряд сервисов по оформлению результатов проектной деятельности, что является неотъемлемой частью данной педагогической технологии. Сюда можно отнести традиционные инструменты создания сайтов, web-форумы, блоги, сервисы размещения рисунков и фотографий. Богатым потенциалом в образовательном плане обладают совсем недавно «открывшиеся» для российских пользователей Интернета технологии создания сайтов и совместной работы, основанные на WikiWiki.

Технологии WikiWiki изначально создавались для командной проектной деятельности разработчиков и, усовершенствованные с учетом специфики сферы образования, широко используются в настоящее время для организации сетевых образовательных проектов, обеспечивая быстрое создание страниц Интернета в режиме сотрудничества, что стирает грань между собственно коммуникацией субъектов образовательной деятельности и публикацией собственных и совместно разра-

ботанных материалов в сети. Эти технологии позволяют сразу же получать результат совместной работы, что дает ощущение непосредственного участия в его формировании каждому члену сетевого взаимодействия, не требует больших технических знаний или сложных операций.

Как правило, это проекты по созданию сетевых энциклопедий, организованных по принципу коллективного гипертекста, соавторы которого собирают информацию и публикуют статьи по тем или иным вопросам. Идеи такой работы просты: каждый участник проекта может опубликовать свои статьи, дополнить или внести исправления в существующие, поучаствовать в обсуждении различных тем.

Одним из самых серьезных и «взрослых» сетевых проектов, основанных на WikiWiki, является международная ВикиПедия, в российской части которой (ru.wikipedia.org) участниками проекта в настоящее время опубликовано порядка 80 тыс. статей по самым разным темам.

Для решения образовательных задач в помощь каждому учителю существуют и другие проекты, например, проект «Летописи» (www.letopisi.ru), поддерживаемый компанией «Ш;е1» и «ТрансТелеКом». Цель проекта - создание учебной цифровой карты России, на которой были бы отмечены и описаны города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время. Участие в этой работе может принять любой ученик, студент или учитель независимо от возраста и места проживания, а основное направление в этой деятельности связано с местами, событиями и людьми, которые значимы для обучения.

Как видим, подобная организация проектной деятельности позволяет, с одной стороны, организовать исследовательскую деятельность школьников и студентов, направленную на изучение значимых для них мест и событий, включающую целенаправленное использование ресурсов Интернета. С другой - через статьи, опубликованные другими участниками, можно познакомиться с историей, географией, природным миром, культурой, традициями других уголков нашей страны, а с третьей - получить большой и значимый результат совместной работы - интернет-энциклопедию, востребованную тысячами

пользователей российской части Сети. Очевидно, что все три компонента имеют важное значение в образовании каждого участника проекта, но при этом они и неразрывно связаны. При этом Интернет и технология WikiWiki, вокруг использования которых выстраивается образовательный проект, позволяет сделать работу учеников продуктивной и активной, ориентированной на реализацию новых образовательных целей.

Е.М. Сказоватова (Волгоград)

РАДИОКЛУБ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ФИЗИКЕ

Обосновываются актуальность развития познавательного интереса к физике, возможности решения этой проблемы в деятельности школьного радиоклуба. Раскрывается опыт работы радиоклубов Волгограда, дается характеристика системы подготовки руководителей школьных радиоклубов на физическом факультете Волгоградского государственного педагогического университета.

Известно, что учащийся эффективно овладевает только тем, что для него интересно и актуально, что соответствует его потребностям и запросам. Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и прежде всего - в учении И.Я. Ланина. Одной из важнейших задач учителя являются подбор и использование таких средств, которые трансформировали бы интересное для учителя в интересное для ученика. Широкое проникновение физики в практическую жизнь человека потребовало включения в структуру физического образования опыта творческого «добывания» и использования физического знания В.И. Данильчук. Учеников интересует не только содержание, но и методологическая ценность знаний, методы науч-

© Сказоватова Е. М., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.