Научная статья на тему 'Компьютеры и Интернет в образовании: реализация проектов и обучение в сообществах'

Компьютеры и Интернет в образовании: реализация проектов и обучение в сообществах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1504
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COMPUTER TECHNOLOGIES / THE INTERNET / EDUCATIONAL PROJECTS / ONLINE COMMUNITY / EDUCATIONAL SPHERE / PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеев Алексей Николаевич

Представлены современные направления использования компьютерных технологий и Интернета в образовании. Рассматриваются возможности реализации педагогических технологий, организации образовательных проектов и обучения в сообществах Интернета. Общие идеи реализации новых технологий связываются с необходимостью личностного развития обучающихся, определяемого новыми условиями жизнедеятельности в информационной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computers and internet in education: Realization of the projects and learning in community

The modern directions of using of computer technologies and the Internet in education are shown. The opportunities of realization of pedagogical technologies, organization of educational projects in the Internet community are examined. The overall ideas of realization of new technologies are connected with the need of personal development of learners, which is determined by new conditions of activity in the informational sphere.

Текст научной работы на тему «Компьютеры и Интернет в образовании: реализация проектов и обучение в сообществах»

ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

А.Н. СЕРГЕЕВ (Волгоград)

КОМПЬЮТЕРЫ И ИНТЕРНЕТ В ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ОБУЧЕНИЕ В СООБЩЕСТВАХ

Представлены современные направления использования компьютерных технологий и Интернета в образовании. Рассматриваются возможности реализации педагогических технологий, организации образовательных проектов и обучения в сообществах Интернета. Общие идеи реализации новых технологий связываются с необходимостью личностного развития обучающихся, определяемого новыми условиями жизнедеятельности в информационной среде.

Ключевые слова: компьютерные технологии, Интернет, образовательные проекты, сетевые сообщества, образовательная среда, педагогическое взаимодействие.

Изменения в технологиях, происходящие в нашем мире в последние десятилетия, связываются с процессами информатизации во всех сферах человеческой деятельности, увеличением роли знаний и цифровых коммуникаций. Фундаментальное значение приобретает компьютеризация образовательного процесса, главным преимуществом которой является усиление позиции обучающегося как субъекта своего образования [4: 27]. От выпускников школ и вузов в настоящее время требуются не только знания, но и качества свободной, творческой и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в быстроменяющемся информационном социуме.

Изучение и использование вычислительной техники и компьютерных технологий были включены в структуру отечественного образования более 20 лет назад, когда был введен курс «Основы информатики и вычислительной техники», организовано широкое направление педагогических исследований использования компьютера как средства обучения в рам-

ках самых разных дисциплин школьной и вузовской подготовки.

Современные взгляды на роль и место компьютеров в образовании связаны с тем, что в настоящее время компьютер предстает не столько как вычислительная, сколько как коммуникационная машина, которая осуществляет связь между учащимся и преподавателями, а также большими группами специалистов - разработчиками программ, создателями баз знаний, методистами [2: 33]. Подобные идеи наиболее полно реализуются в рамках различных теорий компьютерных сред: дидактической компьютерной среды (A.B. Петров,

А.М. Коротков, E.A. Локтюшина), компьютерной среды дидактической системы (А.М. Коротков), информационно-образовательной среды (A.A. Андреев, В.И. Сол-даткин) и др.

Значительное внимание в педагогических исследованиях компьютерных сред уделяется возможностям использования сети Интернет и интернет-технологий, которые способны значительно обогатить содержание и формы компьютерного образования. Это направление тесно связывается с реализацией в первую очередь образователъных технологий, включающих использование современных технических средств. Подобные технологии в настоящее время выстраиваются, как правило, на основе метода проектов и учебных исследований, кейс-технологий, метода портфолио и др. Современные средства ИКТ дают новые возможности для реализации подобных подходов к организации образовательной деятельности, предоставляя доступ к информации, обеспечивая взаимодействие обучающихся и преподавателей, наделяя их удобными средствами творческой деятельности, самовыражения и конструирования собственного учебного содержания.

Наиболее целостно возможности компьютерных технологий реализуются в проектной деятельности обучающихся. В этом контексте мы выделяем три крупных направления образовательного использования компьютеров и сети Интернет.

© Сергеев А.Н., 2009

1. Компьютеры и Интернет как инструменты интеллектуальной деятельности. Проектные технологии обучения подразумевают большой объем самостоятельной работы учащихся с источниками информации, проведение исследований и экспериментов, моделирование объектов, явлений, различные вычисления. Нет сомнений, что в этом плане компьютерные технологии значительно расширяют возможности обучения, предоставляя доступ к информации, позволяя выполнять с ней весь спектр всевозможных действий, заложенных в основу самых разнообразных компьютерных программ. Многообразие подходов к работе с информацией обеспечивает и многовариантность решений, возможность планирования содержания, методов и форм обучения.

2. Компьютеры и Интернет как инструменты творческого самовыражения. Реализация проектов, исследовательская деятельность учащихся носят творческий характер. Для ребенка очень важно, чтобы результаты его творческой работы были осязаемы, ярко представлены и оформлены; замечены, признаны и востребованы. Это несложно реализовать, если, например, проект связан с подготовкой рисунков, оформлением школьных газет или подготовкой каких-либо мероприятий. Но как сделать таким же ярким и заметным теоретическое исследование учащегося? Как сделать так, чтобы подобная работа могла получить признание и использовалась бы в дальнейшем? Такие возможности предоставляют компьютеры и Интернет. Например, широко применяются возможности презентаций, которые позволяют изложить основные положения проделанной работы, отразить ее логику, ход мысли и значимые для учащегося открытия. Результаты творческой работы учащихся могут быть оформлены и множеством других способов.

3. Компьютеры и Интернет как инструменты взаимодействия. Это важное направление использования компьютерных и сетевых технологий, ведь взаимодействие участников учебного процесса является основополагающим фактором организации обучения. В современных педагогических технологиях, в проект-

ной деятельности взаимодействие принимает поливариантный характер, где наряду с традиционными отношениями «ученик - учитель» все большее значение придают коммуникационным связям «ученик - ученик», «ученик - группа учеников», ведется речь о включении обучения в контекст широкого социального взаимодействия. Компьютеры и Интернет, конечно, не заменят живого общения людей, и речь об этом не идет, но они способны в значительной степени обогатить такое общение, наделить его чертами, не в полной мере реализуемыми в условиях непосредственного взаимодействия. К таким ключевым возможностям компьютерного взаимодействия следует отнести:

- гибкие возможности организации диалога, включения в дискуссии, использования различных информационных ресурсов при составлении своих сообщений, обращения к информации, размещенной ранее;

- возможности организации коммуникаций на основе не только текстов, но и материалов мультимедийного характера, а также средств организации обратной связи, таких как опросы, рейтинги, баллы и др.;

- возможности организации взаимодействия не только в виде обмена мнениями и фактами, но и совместной координации учебной деятельности, сотрудничества, слияния усилий в достижении общих целей;

- значительное расширение поля возможных взаимодействий, выход в область широких социальных контактов Интернета, организация связей между различными образовательными учреждениями, специалистами и родителями.

Особенности реализации взаимодействия в компьютерной среде таковы, что можно вести речь о создании специфической коммуникационной среды, собственного мира участников образовательной деятельности, где существуют условия са-мопрезентации и творческой реализации, проигрывания ролей и моделей реальности, свободного выбора и самоопределения. Наиболее ярко эти особенности проявляются при использовании ресурсов Интернета, в связи с чем в настоящее время реализация сетевых образовательных про-

ектов все больше связывается с функционированием сетевых сообществ, которые рассматриваются как особые социальные объединения, складывающиеся в глобальной сети.

Сетевое сообщество понимается как группа людей, которые, находясь в состоянии взаимозависимости друг от друга, координируют и согласовывают свою совместную деятельность при помощи интернет-технологий. Определяющее значение для формирования и существования сетевых сообществ имеют такие их характеристики, как интенсивный коммуникационный обмен членов сообщества; общие цели, интересы и потребности; общие ресурсы, к которым члены сообщества имеют доступ; общий контекст и язык общения.

Обмен информацией, на основе которого выстраивается деятельность сетевого сообщества, не обязательно должен проводиться в виде обмена текстовыми сообщениями (электронная переписка), во многих случаях это могут быть «простые действия» (по Е.Д. Патаракину) по отношению к ресурсам сети: комментирование изображений и видеозаписей, выставление рейтинга, участие в опросах, указание меток и др. Таким образом, сетевые сообщества складываются вокруг тех или иных сетевых ресурсов из посетителей сайтов (пользователей сетевых служб), взаимодействующих с помощью специальной программной оболочки на основе общих действий по отношению к размещаемой информации.

Сетевые сообщества близки в своем определении к понятию «социальная группа» и их правомерно рассматривать не как простое множество людей, а как составную часть более широкой социальной общности, как коллективный субъект деятельности в виртуальной среде Интернета [1: 32]. Человек в сетевом сообществе представлен своим виртуальным образом, что заменяет внешность, является лицом, выражением творческих устремлений и представлений о собственном Я. Этот образ формируется с чистого листа и во многом определяется чертами того сетевого сообщества, с которым себя человек соотносит, а само сетевое сообщество может определяться как устойчивая общность подобных виртуальных образов.

Сетевые образовательные проекты и сетевые сообщества, как было отмечено выше, тесно связаны между собой, ведь реализация проекта в сети фактически означает создание действующего сообщества [3], а сетевое сообщество, в котором интенсивно протекают процессы коммуникационного обмена и совместной деятельности, позволяет вести речь о создании специфической среды, в которой возможна эффективная реализация личностно ориентированных образовательных технологий.

Анализ проектной деятельности через категорию «сетевое сообщество» позволяет подчеркнуть многие важные характеристики тех взаимодействий, которые происходят внутри учебной группы, понять природу активности учащихся, увидеть сущностные механизмы реализации личностных компонентов педагогических технологий. Создание сетевого сообщества как организация проекта, включение учащихся в деятельность существующих сетевых сообществ как организация их проектной деятельности дает возможность, с нашей точки зрения, вести речь о новых путях реализации педагогических технологий.

Механизмы личностного развития при такой организации обучения могут быть реализованы в соответствии с такими характерными чертами обучения в сообществах, как интенсивное общение их участников, диалог, обмен знаниями, взаимная поддержка; свобода в выборе видов деятельности и собственных маршрутов, творческий характер деятельности; приобщение учащихся к определенным областям сетевой культуры, включение в содержание обучения «смысловых единиц» (по Е.В. Бондаревской), широкой палитры ценностей и предоставление возможности их выбора; широкое включение в деятельность сетевых сообществ субъектного опыта учащихся и преподавателей; возможности постижения опыта других; стремление участников сообщества к самореализации и поиску собственной индивидуальности, формирование своего образа в Интернете и конструирование собственного окружения, стремление «улучшать мир и себя в нем» (по Е.П. Белозерцеву).

Личностное развитие членов сетевого сообщества определяется тем, что лич-

ность - это социальное качество человека, личность - это деятель и социализация личности происходит в совместной деятельности с другими людьми. Сетевое сообщество при этом выполняет роль посредника между учащимся и предметами культуры, что лежит в основе учения. Оно во многом определяет, а также одновременно отображает контекст жизнедеятельности обучаемых, что позволяет педагогам конструировать образовательную среду, лучше понимать своих учеников, выстраивать обучение в плане их интересов, жизненных перспектив и способностей.

Сетевые образовательные проекты не являются новыми для нынешнего этапа развития Интернета. В нашей стране их история восходит к моменту появления российской части глобальной сети, когда сетевые проекты осуществлялись в основном при помощи электронной переписки, однако логичным развитием данного направления в последние два-три года стало построение образовательных проектов разного масштаба на основе технологий социальных сервисов Веб 2.0, к которым относят блоги, вики, социальные фото- и видеосервисы, сервисы социальных закладок и др., а также службы социальных сетей. При этом наибольшее развитие получили проекты на основе вики, которые подразумевают совместное создание гипертекстовых страниц в Интернете или на сайтах локальных сетей.

Сетевое сообщество в таких проектах складывается на основе совместных действий по отношению к разрабатываемой информации, публикуемым текстам, изображениям и другим цифровым ресурсам. Взаимодействие участников проекта обеспечивается как возможностями текстовых обсуждений, так и совместным редактированием, доработкой и повторным использованием страниц. В проектах на основе вики, как правило, представлены личные страницы участников и команд, что дает возможность увидеть за страницами Интернета конкретных людей, их стремления, продвижение и открытия.

В качестве примера подобных сайтов следует в первую очередь указать общероссийский проект «Летописи.ру», кото-

рый направлен на создание учебной энциклопедии нашей страны, где были бы описаны школы, люди, события, природный мир больших и малых городов, сел и деревень так, как они видятся школьникам, студентам и учителям в настоящее время. С 2006 г. в рамках портала «Летописи.ру» были реализованы сотни школьных проектов, в них приняли участие более двух тысяч человек, которые создали свыше 30 тыс. статей.

Активно создаются образовательные вики и на региональных уровнях. К числу наиболее известных подобных ресурсов можно отнести вики-порталы в Пскове, Саратове, Хабаровске, Владимире и других городах. В региональных сетях существует больше возможностей тесного взаимодействия, а также учета особенностей, культуры и традиций конкретных мест нашей страны, школ и региональных проектов.

В Волгоградском государственном педагогическом университете реализация сетевых образовательных проектов осуществляется на основе портала образовательных ресурсов студентов и учителей (wiki.vspu.ru). Этот портал создан как площадка для разработки учебных проектов и электронных ресурсов, организации совместной работы школьников, студентов и учителей. К настоящему времени участие в работе портала приняли более 400 человек - студентов ВГПУ, учителей и учащихся Волгограда, на страницах представлено порядка 200 разработанных и осуществленных проектов, включающих использование современных средств ИКТ и сети Интернет. Доступ к ресурсам портала открытый, каждый желающий может регистрироваться, создавать свои разделы, размещать страницы, публиковать документы, изображения и файлы самой разнообразной природы. Подобная открытость портала, наличие удобных средств разработки и организации совместной работы дают большие возможности для реализации творческих стремлений обучающихся, их сотрудничества и самореализации. Работа в сетевой вики-среде отличается высокой активностью и продуктивностью деятельности, позволяет получать конкретный, осязаемый результат в виде собственных образовательных ресурсов, непосредственно представленных в сети.

Указанный опыт реализации образовательных проектов в сетевой среде, анализ тенденций развития взглядов на компьютерное образование убеждают нас в глубокой связи образовательных и информационных технологий, богатом потенциале Интернета и сетевых сообществ в построении образовательных сред, ориентированных на личностное развитие обучаемых. Это в значительной степени определяет наш дальнейший поиск новых возможностей и путей использования сетевых компьютерных технологий при обучении студентов и школьников в рамках компьютерного образования.

Литература

1. Бондаренко, С.В. Социальная система киберпространства как новая социальная общность / С.В. Бондаренко // Научная мысль Кавказа: прил. 2002. № 12.

2. Коротков, AM. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде: дис. ... д-ра пед. наук / A.M. Коротков. Волгоград, 2004. 361 с.

3. Патаракин, Е.Д. Как сделать успешный сетевой проект со школьными учителями? [Электронный ресурс] / Е.Д. Патаракин. Режим доступа: http://edublogru.blogspot.com/2008/07/blog-post_5081.html. 7 июля 2008.

4. Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сла-стенина, И.А. Колесниковой. M.: Изд. центр «Академия», 2008. 256 с.

Computers and internet in education: Realization of the projects and learning in community

The modern directions of using of computer technologies and the Internet in education are shown. The opportunities of realization ofpedagogical technologies, organization of educational projects in the Internet community are examined. The overall ideas of realization of new technologies are connected with the need ofpersonal development of learners, which is determined by new conditions of activity in the informational sphere.

Key words: computer technologies, the Internet, educational projects, online community, educational sphere, pedagogical interaction.

В.А. КУКЛЕВ (Ульяновск)

СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Представлены результаты анализа работ, посвященных мобильному обучению; раскрыты компоненты средств мобильного обучения; приведена их авторская классификация; введено понятие «мобильный учебник»; выделены специфические формы мобильного обучения: изучение учебного материала, общение, контроль, выполнение практических заданий; особое внимание уделено технологиям, определяющим внедрение мобильного обучения.

Ключевые слова: мобильное обучение, мобильный учебник, формы мобильного обучения, среда обучения.

Одним из нововведений в образовании может быть мобильное обучение как часть открытого дистанционного образования; при этом в качестве средств обучения используются мобильные беспроводные устройства, которые развиваются быстрыми темпами. В ходе педагогических поисков осуществлялся эволюционный переход от компьютерных учебников через сетевые образовательные ресурсы к мобильному обучению [5]. Изучение методологии мобильного обучения (МО) [4] стало отправной точкой для дальнейших исследований [3]. Нами проанализирована эволюция электронного обучения, представлен понятийный аппарат методологии МО, выявлена и показана объективность появления новых технологий открытого дистанционного образования (ОДО) в виде МО. В настоящее время методология МО находится в стадии развития вместе с развитием образовательных систем, принципов, методов, средств, форм и технологий обучения; одновременно изменяются методы, нормы, критерии научного познания.

Подтверждение идеи нашего исследования находим у Б. Баннистера [1], который утверждает, что развитие мобильных мультимедийных услуг, мобильного Интернета, широковещательной мобильной связи способствует мобильному обучению. Ученые обсуждают перспективы МО, выделяя составляющие гибкого обучения, к которому относят дистанционное обуче-

© Куклев В.А., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.