Научная статья на тему 'Роль Интернета в становлении персональной образовательной сферы преподавателей'

Роль Интернета в становлении персональной образовательной сферы преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БЛОГОСФЕРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WIKI / BLOGS / SOCIAL NETWORKS / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PERSONAL EDUCATIVE ENVIRONMENTS / LIFE LONG LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Антонина Александровна, Стародубцев Вячеслав Алексеевич

Появление в Интернете вики-сайтов, блогов и социальных сетей может быть использовано для формирования персональных образовательных сфер и развития информационной компетентности будущих учителей как необходимой базы готовности применять новые коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INTERNET FOR DEVELOPPEMENT OF TEACHER'S PERSONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Wiki, blogs, and social networks are considered in report as powerful tools to develop the communicative competence of teachers, and to use the computer technology in pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «Роль Интернета в становлении персональной образовательной сферы преподавателей»

УДК 37.018

А. А. Киселёва, В. А. Стародубцев

РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В СТАНОВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Появление в Интернете вики-сайтов, блогов и социальных сетей может быть использовано для формирования персональных образовательных сфер и развития информационной компетентности будущих учителей как необходимой базы готовности применять новые коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интернет, социальные сети, блогосфера, информационная компетенция, коммуникационные технологии.

В формирующемся постиндустриальном обществе фундаментальной проблемой является переход системы образования на концепцию пожизненно продолжающегося образования (образования в течение всей жизни человека, Life Long Learning). Реализация данной концепции требует становления в социуме персональных образовательных сфер, формируемых самими субъектами для решения личностных и профессиональных задач на основе достижений информационных технологий.

Выполняемый в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. проект «Развитие сетевого взаимодействия инновационных вузов как основы для широкого использования результатов, полученных в ходе реализации инновационных образовательных программ» направлен на организацию взаимодействия вузов, т. е. крупных государственных учреждений. Наряду с этим необходим поиск направлений развития высшего образования с позиций «элементарных» участников педагогического процесса, в первую очередь с позиции профессионального педагога.

Стремительное развитие современных средств межличностной коммуникации (блогов, твиттеров, вики-сайтов) приводит к самоорганизации социальных информационно-коммуникационных сетей и сообществ регионального и глобального уровней. Это отвечает потребности человека в саморазвитии личности, в ее самовыражении, в самообразовании, однако несет риски стихийной и неуправляемой социализации молодого поколения, неадекватного использования баз знаний (знание без воспитания и культуры - меч в руках сумасшедшего). Возникает необходимость анализа феномена самоорганизующихся социальных сетей с точки зрения интеграции информационных и педагогических технологий в сфере образования и развития на этой базе педагогики сотрудничества. Актуальна проблема исследования возможных путей становления персональных образовательных сфер, их культурологических и социальных функций, структуры и содержания вариативных областей, обеспечивающих возможность как импорта, так и экспорта образовательных услуг в контексте развития единой информационной среды образовательных учреждений.

В последние годы происходят значительные изменения в организации и функционировании всемирной «паутины»: появились сетевые сообщества (социальные сети), открытые энциклопедии, большинство публикуемых материалов имеет возможность комментирования пользователями, утвердился сервис You Tube для аудиовизуальной информации. Многие почтовые и поисковые сервисы предлагают бесплатные услуги по созданию блогов и живые журналы сформировали свою нишу (блогосферу) в Интернете. Определились функции социальных сетей и блогов: коммуникативная, создания социальных связей, организации дискурса, самопрезентации, самообразования и развлечения (досуга). В создании открытых для редактирования документов в сети используется большое количество вариантов вики-программ (wiki), различающихся по возможностям импорта на страницы текстовых, графических и мультимедийных материалов [1]. Импорт текстовых, графических и аудиовизуальных материалов на страницы блогов и вики-сайтов потребовал создания в Интернете сайтов-репозитариев соответствующих файлов. Google призывает хранить во всемирной сети все материалы, ранее сохраняемые на персональных компьютерах.

Таким образом, в перспективе личные базы данных и знаний все больше будут перемещаться в Интернете, а реальный персональный компьютер будет вытесняться виртуальным (сетевым), для связи с которым будет достаточен нетбук или мобильный коммуникатор. При этом новые программные средства начинают изменять привычные стереотипы использования глобальной сети, их освоение изменяет социальные роли пользователей, изменяет их мироощущение. Пассивная позиция «читателя» (потребителя информации) изменяется на интерактивную и персонализированную позицию «писателя» (комментатора, соучастника дискурса, производителя информации).

Феномен становления информационных социальных сетей начал проявлять себя в относительно недавнее время. Возможность их использования в качестве образовательных инструментов в последние годы обсуждается в статьях отечественных [2] и зарубежных исследователей [3]. Принципиальная возможность применения блогов и организации совместной сетевой деятельности в образовательных целях

А. А. Киселёва, В. А. Стародубцев. Роль Интернета в становлении персональной.

с помощью вики-сайтов не вызывает сомнений. По мнению авторов ряда публикаций [4], пришло время формирования на основе Интернета образовательных систем нового поколения (Learning 2.0), отличительными чертами которых является открытость всех материалов для комментирования, редактирования в необходимых случаях и адаптации под потребности конкретных индивидуумов.

Появление блогосферы и социальных сетей в определенной мере компенсирует недостаточность Интернета в области эмоционально-эстетической, этической и социально-мировоззренческой составляющих гуманитарной культуры. В то же время следует отметить и то, что составляющие естественнонаучной культуры, распределенные в блогосфере, не всегда достоверны, фрагментарны и не дают систему научных знаний. Эти особенности превращают студента (да и преподавателя) в самостоятельного субъекта познавательной деятельности, который должен уметь извлекать из разрозненных источников информации, предлагающих не обязательно согласующиеся друг с другом сведения, персонифицированное знание [5].

В этом контексте профессиональный педагог становится прообразом личности, интегрирующей в себе социальные роли как поставщика дисциплинарных знаний, организатора и фасилитатора познавательной активности учащихся, руководителя совместной проектной деятельности, так и потребителя профессионально значимой и культурологической информации, гарантирующей развитие личности и активное взаимодействие с профессиональным сообществом. Двойственная природа жизнедеятельности преподавателя (поставщик и потребитель образовательных услуг) может быть реализована с помощью персональной образовательной сферы, формируемой самим преподавателем и эволюционирующей по мере его развития как профессионала и личности (см. рисунок).

Возможная структура персональной образовательной сферы

Что касается блога, его содержание определяется только самим преподавателем, его роль - неформального общения с коллегами, студентами и другими

«посетителями», круг которых не ограничен. Другое дело - персональный сайт в составе портала вуза. В структуре разделов персонального сайта необходимо предусмотреть:

- чат-консультации;

- консультации по переписке;

- форум, вебинар, проект;

- пресс-конференция;

- лабораторные работы (если они возможны в виртуальном режиме);

- подготовка к экзамену.

Здесь должен быть обязательным раздел Wiki для размещения и удаленного редактирования материалов, предназначенных для совместной работы преподавателя и студентов. Использование для организации сетевого проекта со студентами какой-либо социальной сети, сервисов MS Office Live Workspace или Google Docs, в принципе, возможно. Однако это будет окольным путем использования «чужих» инструментов.

С педагогической точки зрения, использование вики-страниц и блогов в педагогическом взаимодействии знаменует процесс перехода от «вертикальной» образовательной технологии, центрированной на системе менеджмента и контроля процесса обучения (learning management systems, LMS), к «горизонтальной» технологии сотрудничества (субъект-субъектной модели) и формирования персональной образовательной среды каждого из участников (personal learning environments, PLEs). Эта тенденция имеет прямое соответствие с концепциями личностно ориентированного образования и педагогики сотрудничества в целом, однако требует значительного изменения в постановке целей и выборе средств обучения. Кроме того, необходимо адекватное обучение будущих учителей и повышение квалификации действующих учителей средней школы в такой мере, в которой они будут способны работать по-новому в своей персональной образовательной сфере.

Таким образом, открыты для дискуссии вопросы о культурологической и профессионально-образовательной ролях персональных образовательных сфер, которые могли бы формироваться по потребностям индивидуальных пользователей и эволюционировать по мере личностного и профессионального развития членов информационного общества.

Применительно к формированию интегрированных муниципальных, региональных и глобальных образовательных информационных сред необходим анализ соотношения директивных и неформальных компонентов в персональных образовательных сферах, гарантирующего баланс интересов развития личности и требований к компетенциям специалистов со стороны государства и общества.

Необходимо также установить, в какой мере новые инструментальные средства могут способствовать устранению противоречий между:

- растущими требованиями к компетенциям педа-гога-профессионала и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы формирования общекультурных и общепрофессиональных компетенций с помощью компьютерно-сетевых технологий;

- необходимостью увеличения сферы использования компьютерно-сетевых технологий в профессиональной деятельности учителя и низкой мотивацией

учителей средних школ к овладению и использованию электронных образовательных ресурсов;

- наличием централизованных фондов (коллекций) электронных образовательных ресурсов, полученных в ходе реализации проекта информатизации системы образования РФ, и недостаточной готовностью учителей средних школ к использованию этих ресурсов в учебном процессе.

Список литературы

1. Schwartz L., Clark Sh., Cossarin M., Rudolph J. Educational Wikis: Features and selection criteria // International Review of Research in Open and Distance Learning. 2004. V. 5. № 1.

2. Патаракин E. Д. Формы сетевого сотрудничества // Educational Technology & Society. 2004. № 8(2). C. 236-246.

3. Godwin-Jones R. Blogs and wikis: Environments for on-line collaboration // Language, Learning and Technology. 2003. V. 7. № 2. P. 12-16.

4. Karrer T. Learning 2.0 Strategy: eLearning Technology/ URL: http://elearningtech.blogspot.com/2008/09/learning-20-strategy.html

5. Идиатулин В. C. Когнитивная технология обучения // Открытое образование. 2006. № 1. C. 12-19.

Киселёва А. А., ст. преподаватель.

Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий.

Ул. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: ipk@zaoproxy.ru

Стародубцев В. А., доктор педагогических наук, профессор.

Национальный исследовательский университет ресурсоэффективных технологий.

Ул. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: sva@ido.tpu.ru

Материал поступил в редакцию 12.10.2009

A. A. Kiseleva, V A Starodubtsev THE ROLE OF INTERNET FOR DEVELOPPEMENT OF TEACHER’S PERSONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Wiki, blogs, and social networks are considered in report as powerful tools to develop the communicative competence of teachers, and to use the computer technology in pedagogical practice.

Key words: Wiki, blogs, social networks, communicative competence, personal educative environments, Life Long Learning.

Kiseleva A. A.

National Research University of Resource-Effective Technologies.

Ul. Lenina, 30, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634050.

E-mail: ipk@zaoproxy.ru

Starodubtsev V. A.

National Research University of Resource-Effective Technologies.

Ul. Lenina, 30, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634050.

E-mail: sva@ido.tpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.