УДК 373.60
Е.В. Иванушкина*
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены педагогические средства, используемые в учреждениях среднего профессионального образования с целью формирования готовности студентов к инновационной деятельности.
Ключевые слова: система среднего профессионального образования, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности, педагогические средства формирования готовности к инновационной деятельности.
В течение последних двух десятилетий в нашей стране происходят коренные преобразования, идет поиск новых путей развития общества. В педагогической науке выдвигаются разнообразные варианты построения оптимальной модели воспитания и образования, призванной решить проблемы молодого поколения. Одним из приоритетов государственной политики в сфере образования в России выступает повышение качества профессионального образования [1].
В течение последних лет по различным причинам наблюдается тенденция снижения числа лиц, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования. В свою очередь, численность специалистов со средним профессиональным образованием за последние годы уменьшилась в девяти из пятнадцати видов экономической деятельности. Наибольшее сокращение численности работающих произошло на предприятиях трех направлений: обрабатывающие производства (на 27 тыс. человек, 8,5 %); строительство (на 17 тыс. человек, 30,4 %); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий (на 10 тыс. человек, 8,2 %) [2]. Многие отрасли городского и сельского хозяйства испытывают «кадровый голод», растет спрос на высококвалифицированных специалистов среднего звена. Однако система среднего профессионального образования оказывается не в состоянии полностью удовлетворить запросы общества, решить весьма сложные задачи воспитания обучающихся.
Актуализируются проблемы совершенствования качества подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования. Инновационная деятельность постепенно становится основным механизмом развития системы среднего профессионального образования. Она ориентирована не столько на передачу студентам постоянно устаревающих знаний, сколько на овладение ими новыми технологиями и методами, позволяющими постоянно получать, осваивать и использовать непрерывно обновляющуюся информацию [3].
В этой ситуации приоритетным в системе профессиональной подготовки будущих специалистов выступает формирование готовности к инновационной деятельности,
* © Иванушкина Е.В., 2013
Иванушкина Екатерина Владимировна ([email protected]), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
связанной с отказом от известных штампов, стереотипов в профессии, выходом за рамки действующих нормативов, нахождением новых оригинальных способов решения профессиональных задач. Готовность к инновационной деятельности является условием результативности профессиональной деятельности, максимальной реализации возможностей, раскрытия творческого потенциала [4].
В результате проведенного исследования определены педагогические средства, используемые в учреждениях среднего профессионального образования с целью формирования готовности студентов к инновационной деятельности: проектная работа, модульное обучение, кейс-стади, информационно-коммуникационные технологии, синектика, организационно-деятельностные и инновационные игры.
Проектная работа — выполнение обучаемыми учебных заданий в проектной форме, т. е. определение замысла, постановка целей и определение результатов, формулирование задач, решение которых необходимо для достижения намеченных результатов, организация и планирование работ по достижению намеченных результатов, реализация плана работ, получение требуемых результатов и их оценка относительно замысла. Соответственно средствами проектной работы является умение ставить цели и определять результаты, планировать и организовывать работу по их достижению, оценивать результаты относительно первоначального замысла, а также более конкретные индивидуальные средства, необходимые для осуществления работ на каждом этапе проектирования. Овладение этими средствами является целью обучения. Учебным материалом проектирования может быть учебное научное исследование, разработка мероприятий, разделы курса, например, проект животноводческой фермы в конкретном регионе, проект школьного кафе и т. д.
Согласно данным исследования, в ряде средних профессиональных образовательных учреждений реализуются технологии модульного обучения, возникшие как альтернатива традиционному обучению. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Модуль — это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль. Модуль «Техническое обслуживание приборов системы зажигания» формирует у обучающихся представление об устройстве и работе приборов различных систем зажигания и системы в целом; позволяет овладеть приемами диагностирования технического состояния системы зажигания двигателя и выполнения технического обслуживания системы зажигания двигателя.
Применяемая во многих образовательных учреждениях технология кейс-стади позволяет преподавателю внедрять индивидуальный подход к каждому студенту, учитывать его потребности и формировать у студентов навыки самоменеджмента, умения работать с информацией, развивая тем самым сильные стороны студента. Студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций (кейсов) или задач. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные, исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы группы под руководством преподавателя. Данная технология подразумевает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Кейс на тему «Рынок труда и безработица» дает обучающимся возможность узнать особенности товара «Рабочая сила», его спроса на рынке труда, потенциал области с точки зрения трудоустройства, виды безработицы и особенности безработицы того или иного региона.
Синектика (объединение разнородных элементов) — обучение механизмам творчества. Синектика ставит целью актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества. Дословный перевод этого слова означает соединение разнородных элементов. Смысл работы состоит в том, чтобы собрать в группу как можно больше разных людей, чтобы им трудно было прийти к единому мнению. Участники могут быть разными по опыту, возрасту, по профессиональной квалификации, по стажу. Это делается для того, чтобы люди как можно больше высказывали разнообразных мнений и больше стимулировали друг друга. Участники обязаны прийти к общему решению.
Особое место в подготовке конкурентоспособного специалиста образовательными учреждениями отводится организационно-деятельностным играм, в процессе которых моделируется профессиональная деятельность по решению сложных комплексных проблем функционирования и управления социально-экономическими системами на основе реальной информации об их состоянии. Это расширяет педагогический инструментарий, используемый в учебно-воспитательном процессе, и усиливает воздействие обучения на личность обучаемого в целом.
Имитационная модель реальной фирмы «Учебная фирма». Учебная фирма работает подобно настоящему предприятию и выполняет все свойственные ему функции, однако деятельность предприятия имитируется образовательными целями. Работа идет в подгруппах по 4—6 человек (отделах предприятия). Участники этого процесса фактически должны выполнить все действия, которые выполняют менеджеры и сотрудники реальных фирм, но подстрахованы от ошибки тем, что ценности, которыми они распоряжаются, существуют только на бумаге. Учебная фирма существует не сама по себе: она может вступать в деловые отношения с другими учебными фирмами, созданными на базе других учебных заведений, и с организациями внешней среды (налоговой инспекцией, банками и т. д.), которые создаются образовательными организациями на уровне города или страны. Работа в учебной фирме позволяет учащимся понять документооборот предприятия, довести до автоматизма умение оформлять большинство реальных документов, закупки и продажи, вести складскую документацию, оформлять бухгалтерские документы, в том числе и баланс, осуществлять анализ хозяйственной деятельности, составлять приказы, вести личные дела сотрудников, коммерческую переписку.
Инновационная игра — комплекс игр, мероприятий, направленный на обучение мыслить нестандартно. Основой игры является групповая работа. Инновационная игра ориентирована на столь необходимую в последнее время выработку умения действовать в нестандартных ситуациях, при этом происходит включение всего личностного потенциала участников, снимаются психологические и социальные барьеры, препятствующие творческой работе. Наиболее существенным результатом игры может стать понимание участниками своих психологических особенностей и возникновение устойчивой мотивации к самовыражению. В процессе игры создается коллективный «мозговой центр», способный решать важные вопросы еще до их острого возникновения. А главное — происходит саморазвитие коллектива, что выражается в его сплоченности, эмоциональной поддержке каждого участника, формировании чувства принадлежности и т. д.
Для организации и управления инновационной деятельностью в образовательных учреждениях среднего профессионального образования создаются различные структурные подразделения (ученый совет, методический совет, научное общество и др.) и механизмы. Например, лаборатория инновационных технологий, задачей которой является внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий для
подготовки конкурентоспособного выпускника среднего профессионального учреждения, востребованного на рышке труда.
Одним из средств научно-методической помощи в учреждении среднего профессионального образования является «Школа профессионального мастерства», где преподаватель, мастер производственного обучения высшей категории транслируют накопленный опыт по изучению и внедрению в практику работы новыгх технологий.
Педагогическими средствами по формированию готовности к инновационной деятельности студентов являются так же разработка и использование обучающих компьютерных программ по отдельным дисциплинам, разработка и использование компьютерных тестов для оценки результатов образовательного процесса, а также для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися.
Web-технологии служат для разработки и доставки учебных курсов и ведут к развитию новой модели, парадигмы обучения. К основным типам Web-технологий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести следующие:
— интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web-технологии. Среди них можно отметить такие, как пакет WebCT (предназначен для построения карт обучающих курсов, для совместного использования информационных ресурсов, проведения конференций, тестирования и оценивания), пакет Interactive Learning Network (предлагает инструментальные средства оценивания обучения, создания базы данных успеваемости, интерактивного ассистирования, дискуссий в реальном времени, группового дистанционного обучения), пакет The Internet Classroom Assistant (нацелен на проведение обучающих конференций, совместное использование информационных ресурсов и связей в различных учебных средах) и другие;
— асинхронные компьютерные конференции. В настоящее время активно разраба-тыгваются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий;
— синхронные учебные конференции. Инструментальные средства Cоnference Room, HoneyCom, PowWow, PeopleLink и другие позволяют организовать интерактивное обучение на основе синхронных взаимодействий обучающихся, т. е. использовать в учебном процессе системы интерактивного диалога в реальном времени;
— дистанционная совместная групповая работа. В последнее время особую актуальность имеет применение специального программного обеспечения — «группвера» («groupware») — для организации дистанционной совместной групповой работы обучающихся. Использование таких стандартных возможностей систем групп вера, как хранение информации, управление и поиск в базах данных, позволяет разрабатывать совместные проекты в ходе инновационного обучения. Среди популярных инструментальных средств можно отметить такие, как SuperTCPSuite (совместная работа над документом, поиск и управление информацией, дискуссионные группы), TeamWARE Office (составление учебных графиков, дискуссии, хранение и поиск документов), TEAMate (сотрудничество в разработке и использовании документа, система управления процессом решения групповой задачи), WebShare (дискуссии, поиск и хранение информации, составление учебных графиков) и другие.
Педагогические средства, выявленные в ходе исследования, способствуют формированию готовности студентов к инновационной деятельности и позволяют связать профессиональную подготовку студента с потребностями современного инновацион-
ного производства; осуществить поэтапную реализацию профессиональной подготовки студента к инновационной деятельности; активизировать учебно-познавательную, исследовательскую, изобретательскую деятельность студентов; сформировать системное критическое мышление, рефлексию и мотивацию на профессиональный рост в условиях социально-экономических изменений; реализовать принцип фундаментальности в освоении гуманитарных и научных дисциплин.
Библиографический список
1. Горячев М.Д., Горячев М.М. Профессиональная подготовка студентов-буду-щих учителей в процессе педагогической практики (исторический аспект) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2012. № 2 (3). Т. 14. С. 593-596.
2. Ефимова С.А. Система профессионального образования Самарской области: вчера, сегодня, завтра. Самара: Изд-во ЦПО, 2013. 168 с.
3. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании. Курск: РФЭИ, 2011. 284 с.
4. Щипова О.В. Социально-педагогическое сопровождение студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях инновационной деятельности // Образование в современном мире: сб. науч. тр. всерос. науч.-пр. конф. под. ред. Т.И. Рудневой. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. 358 с.
E.V. Ivanushkina*
PEDAGOGICAL MEANS OF FORMATION OF READINESS TO THE INNOVATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF ESTABLISHMENTS OF SECONDARY VOCATIONAL TRAINING
In the article pedagogical means used in the establishments of secondary vocational training for the purpose of forming of readiness of students to the innovative activity.
Key words: system of secondary vocational training, innovative activity, readiness to the innovative activity, pedagogical means of formation of readiness to the innovative activity.
* Ivanushkina Ekaterina Vladimirovna ([email protected]), the Dept. of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.